Чартер виды чартеров на судах

Виды фрахтования транспортных судов

Такой договор обоюдовыгоден как судовладельцу, так и фрахтователю. Первый избавляется от заботы по подысканию обратного груза и от возможности балластного перехода, второй оплачивает несколько пониженную против рыночного уровня фрахтовую ставку. Круговой рейс, как правило, оформляется двумя самостоятельными, но подписываемыми одновременно чартер- партиями.
Фрахтование на круговой рейс практикуется не часто, т.к. для этого требуется наличие груза и соответствующего спроса на тоннаж в двух встречных направлениях.
Последовательные рейсы (consecutive voyages) — фрахтование судна на несколько последовательных рейсов применяется в случаях перевозки значительных количеств однородного груза в одном направлении, например лес из портов Белого моря в порты Англии, нефти и нефтепродуктов из Черного моря в порты Европейского континента и т.д. В некоторых случаях (особенно при перевозке на короткие расстояния) договором обусловливают, что судно немедленно вслед за выгрузкой возвращается в балласте за новой партией груза в порт погрузки, в других случаях оговаривают право перевозчика в обратном направлении брать на судно попутные грузы других фрахтователей, что, естественно, несколько удлиняет промежутки между последовательными рейсами, но исключает или позволяет сокращать балластные пробеги.
Количество рейсов может быть твердо оговорено — 15,20 либо ограничено определенным периодом, например 6, 12 месяцами, периодом навигации (если речь идет о замерзающих портах).
Все последовательные рейсы осуществляются одним и тем же судном; предоставление перевозчику права замены судна должно быть особенно оговорено в договоре. При отсутствии такой оговорки в случае возникновения необходимости замены судна в процессе выполнения договора подача заменяющего судна может произойти только с согласия фрахтователя.

Генеральный договор. Существует еще один вид фрахтования для перевозки таких количеств фуза, которые не могут быть перевезены одним судном за рейс — генеральный договор или контракт (general contract), согласно которому судовладелец обязуется перевезти в течение определенного времени обусловленное договором количество фуза.

При этом наименование участвующих в перевозке судов не указывается, а судовладелец имеет право предоставить для перевозки любое технически пригодное для данной цели судно, принадлежащее ему или другому владельцу. Обычно на практике в контракте указываются размеры судов (от — до), но не фиксируется ни точное их количество, ни конкретные сроки подачи, однако, как правило, обусловливается, что тоннаж подается равномерно в течение контрактного срока (fairly spread). Это значит, что если данный генеральный контракт заключен, например, на перевозку 120 ООО т груза в течение 6 месяцев, то ежемесячно должны подаваться под погрузку суда об- щей фузоподъемностью около 20 ООО т.
В процессе выполнения контракта судовладелец выделяет и заблаговременно за 15 — 20 и более дней сообщает фрахтователю (номинирует) конкретные суда, указывая их размеры и сроки подачи под пофузку. На эти рейсы либо каждый раз выписывается отдельная чартер-партия либо составляется лишь коносамент с пометкой, что перевозка совершается в счет исполнения генерального контракта и что все условия контракта распространяются на данную коносаментную партию.
Фрахтование на время (тайм-чартер — timecharter). Этот вид фрахтован™ применяется, когда судовладелец предоставляет фрахтователю судно на определенный срок за обусловленную месячную оплату для перевозки разных фузов в пределах, указанных в договоре геофафических фаниц. В отличие от рейсового фрахтования (на один или несколько рейсов), где все эксплуатационные расходы оплачиваются судовладельцем, при тайм-чартере судовладелец несет лишь постоянные расходы (заработная плата и питание экипажа, содержание судна в надлежащем техническом состоянии), а все переменные эксплуатационные расходы, связанные с выполнением перевозок (топливо, всякого рода сборы и налоги и погрузочно-разгрузочные расходы, агентское воз- нафаждение и др.), оплачивает фрахтователь.
Контрольные вопросы: type=»1″> Назовите основные права и обязанности предприятия во внешнеэкономической деятельности. Какие основные виды внешнеэкономической деятельности может проводить предприятие? Назовите основные факторы, тормозящие развитие и осуществление сделок предприятий Украины. Какие виды договоров морских перевозок Вы знаете? Назовите основные виды фрахтования тоннажа.

uchebnik.online

Фрахтование в торговом мореплавании

Трамповое судоходство, а вместе с ним и институт фрахтования суден, зародилось еще во времена раннего средневековья в средиземноморском бассейне. В те времена договоры фрахтования заключались в виде так называемых чартер-партий (лат. charta partita — бумага, разделенная на части).

Шкипер (перевозчик) и купец (грузоотправитель) составляли чартер-партию на одном листе бумаги, который потом разрывали на две части, по одной для каждой из сторон договора.

В случае необходимости идентичность чартер-партии проверялась путем сопоставления краев разорванного документа. Таким образом, чартер-партия (чартер, договор фрахтования) является одним из старейших видов договоров не только в торговом мореплавании, но также и во всей транспортной сфере.

Сегодня термин «фрахтование» в морском праве означает соглашение о найме судна (его части) или для осуществления определенного рейса (рейсов), или на определенный период времени. Соответственно, исследователи выделяют два основных вида фрахтования: рейсовый чартер и тайм-чартер. Если при заключении договора рейсового чартера судно фрахтуется на один или несколько рейсов, то при заключении тайм-чартера судно фрахтуется на определенное время независимо от количества рейсов, которые будут осуществлены в данное время.

Законодательное регулирование фрахтования в Украине

Следует обратить внимание, что в Кодексе торгового мореплавания Украины рейсовый чартер и тайм-чартер регулируются различными нормами. Более того рейсовый чартер регулируется теми нормами, которые регулируют договоры морской перевозки, а не договоры фрахтования.

Исходя из этого, можно говорить о том, что законодатель считает рейсовый чартер одним из видов договоров морской перевозки, а не фрахтования. Действительно, у договора морской перевозки и договора рейсового чартера (особенно, если для перевозки груза нанимается не все судно, а его часть) есть много общего.

Фактически и в том, и в другом случае целью заключения договора является доставка груза в определенный порт. Но в тоже время, по нашему мнению, юридически рейсовый чартер все же является видом фрахтования, а не морской перевозки.
В подтверждение данной позиции говорит тот факт, что предметом договора рейсового чартера (также как и тайм-чартера) является не перевозка груза, а наем судна или его части. Поэтому считаем более целесообразным объединение норм, которые регулируют рейсовый чартер и тайм-чартер, в одной главе Кодекса торгового мореплавания Украины.

В соответствии со ст. 203 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. То есть, глава 1 раздела 6 Кодекса Торгового мореплавания Украины регулирует тайм-чартер.

Договор фрахтования (чартера) на определенное время заключается в письменной форме. Обязательными реквизитами тайм-чартера (его существенными условиями) в соответствии со ст. 205 Кодекса торгового мореплавания Украины являются:

название судна, его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.);

срок действия договора;

место приема и сдачи судна.

Судовладелец обязан передать судно фрахтователю в мореходном состоянии. Мореходным состоянием судна считается состояние пригодное для его использования с целью, предусмотренной договором фрахтования судна на определенное время.

Также судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии на протяжении всего срока действия договора фрахтования на определенное время, оплачивать страховку и, в случае если по условиям договора судно должно быть укомплектовано экипажем, содержание экипажа.

Экипаж подчиняется распоряжениям фрахтователя относительно эксплуатации судна, за исключением распоряжений относительно управления судном, внутреннего распорядка на судне и состава экипажа. Фрахтователь обязан осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора фрахтования на определенное время.

Фрахтователь может в пределах прав, предоставляемых ему по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время, заключить от своего имени самостоятельный договор чартера (фрахтования) судна с третьим лицом, то есть передавать судно в субаренду.

2) Рейсовый чартер.

Рейсовый чартер регулируется главой 2 раздела 5 Кодекса торгового мореплавания Украины, которая регулирует отношения морской перевозки. В соответствии со ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Украины по договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Фрахтователем и фрахтовщиком признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер). В соответствии со ст. 134 Кодекса торгового мореплавания Украины документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, является, в частности, рейсовый чартер, который подписывается в случае, если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений на судне.

Рейсовый чартер заключается в письменной форме. Согласно ст. 136 Кодекса торгового мореплавания Украины обязательными реквизитами рейсового чартера (его существенными условиями) являются:

наименование судна и груза;

порт назначения (или места направления судна).

Фрахтовщик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние. Под мореходным состоянием в рейсовых чартерах понимается техническая готовность судна к плаванию, снаряжение судна надлежащим образом, обеспечение его всем необходимым, укомплектование экипажем.

Кроме этого фрахтовщик обязан привести трюмы и иные помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, которое обеспечивает должный прием, перевозку и сохранность груза (ст. 143 Кодекса торгового мореплавания Украины).

Как было упомянуто выше, основными видами фрахтования являются рейсовый чартер и тайм-чартер.

Рейсовый чартер — фрахтование судна на один или несколько рейсов.

Тайм-чартер — фрахтование судна на определенное время.

В свою очередь основные виды фрахтования делятся на несколько подвидов.

Рейсовый чартер имеет такие подвиды: фрахтование судна на один рейс, фрахтование судна на несколько рейсов, фрахтование судна на круговой рейс и фрахтование судна по контракту. В свою очередь в тайм-чартере выделяют собственно тайм-чартер, бербоут-чартер и димайз-чартер.

Виды договоров фрахтования

Фрахтование на один рейс

Фрахтование на несколько последовательных рейсов

Фрахтование на круговой рейс

Фрахтование по контракту

Следует отметить, что на сегодняшний день существует масса видов смешанных договоров фрахтования, в частности наиболее распространенные из них – это дейли-чартер, слот-чартер и договор на управление судном.

Фрахтование судна на один рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения.

Фрахтование судна на круговой рейс. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения и в обратном направлении.

Фрахтование судна на несколько последовательных рейсов. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. Судно после окончания одного рейса должно немедленно вернуться в порт отправления для совершения следующего рейса в том же направлении. Составляется один чартер, в котором указывается количество рейсов.

Фрахтование судна по контракту. Фрахтовщик обязуется за определенный период времени перевезти определенное количество груза в определенном направлении. Перевозка выполняется разными судами, наименование которых в контракте не указывается. На каждый рейс судна составляется отдельный чартер либо выписывается коносамент, в котором делается ссылка на контракт.

Собственно тайм-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой являются сотрудниками фрахтовщика.

Бербоут-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время без команды.

Димайз-чартер. Фрахтовщик предоставляет фрахтователю судно в наем (аренду) на определенное время вместе с командой, члены которой становятся сотрудниками фрахтователя.

Кодекс торгового мореплавания Украины выделяет два вида тайм-чартера: фрахтование судна с экипажем и фрахтование судна без экипажа.

Смешанные договора фрахтования:

Дейли-чартер. Фрахтовщик за определенную плату (фрахт) предоставляет фрахтователю для перевозки груза все судно или его часть и обязуется перевезти груз из одного или нескольких пунктов отправления в один или несколько пунктов назначения. В отличие от рейсового чартера плата за перевозку устанавливается за тонну дедвейта судна за каждый день его нахождения в рейсе.

Слот-чартер. Договор между несколькими фрахтователями судна, по которому между его участниками распределяется вместимость судна в соответствии с установленными квотами загрузки (слотами).

Договор на управление судном. Судовладелец передает право на коммерческую эксплуатацию судна специальному менеджеру, который осуществляет все расходы на управление судном от его имени и на его риск, а судовладелец компенсирует менеджеру расходы и выплачивает вознаграждение.

Вышерассмотренные несоответствия между теорией торгового мореплавания и действующим законодательством Украины влекут за собой ряд проблем на практике при заключении и исполнении договоров фрахтования. Неопределенность юридической природы данного вида договоров порождает множество споров между их сторонами.

В частности такие споры связаны с определением прав и обязанностей сторон, а также ответственности за ненадлежащее выполнение договора. Во избежание риска неправильного толкования положений договора фрахтования во время его исполнения, рекомендуем детально регламентировать условия фрахтования в самом договоре.

seaman-sea.ru

Общее понятие чартеров и их назначение

Чартер – это договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее — получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор,

Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.

Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Разновидности чартеров: тайм-чартер, бербоут-чартер

тайм-чартер

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

бербоут-чартер

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозки грузов или пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.

seaspirit.ru

Виды фрахтования судов.

Под фрахтованием судов (Chartering of Vessels) — пони­мается наем или сдача в аренду судов за плату на рейс или ряд рейсов, или на определенный период времени всей или части ил грузовместимости для перевозки грузов. В более широком пони­мании, фрахтование судов — это работа по их бронированию, которая обычно связана с исследованием рынка и выходом на него, проведением переговоров и, в случае достижения соглаше­ния, оформлением и подписанием соответствующего договора морской перевозки.

В зависимости от того, в каких долях распределяются меж­ду судовладельцем и фрахтователем права, риски и расходы, различают два основных вида фрахтования судов:

Фрахтование на условиях рейсового чартера — при ко­тором за судовладельцем практически полностью сохраняется контроль за использованием и работой судна и экипажа, а так­же связанный с этим коммерческий риск:

Фрахтование на один рейс — за определенную плату (фрахт) для перевозки конкретного груза между двумя или более портами.

Фрахтование на круговой, рейс — фрахтование судна на рейс между двумя или более портами, при котором фрахтователь обеспечивает загрузку судна в пря­мом и обратном направлениях с возвращением судна в район первоначального отправления.

Фрахтование на последовательные рейсы — применяется при перевозках значи­тельных количеств однородного груза в одном и том же направ­лении одним и тем же судном. Обычно такие договоры заклю­чаются с условием, что судно после окончания выгрузки долж­но немедленно вернуться в первоначальный порт погрузки для совершения следующего рейса и так до выполнения всего со­гласованного количества рейсов.

Фрахтование судов по контракту. К его числу отно­сятся, так называемые: генеральный контракт; фрахтовый контракт; гру­зовой контракт; контракт на количество груза; контракт на объем груза. В контрактах такого вида — груз, а не судно, занимает центральные позиции, что отличает их от других договоров на перевозку. Они представляют собой соглашения, по которым судовладелец обязуется в течение определенного времени (обычно года или нескольких лет) перевезти обусловленное количество груза.

Фрахтование судна на время — при котором судовла­делец частично или полностью утрачивает контроль за исполь­зованием и работой судна и экипажа, и коммерческий риск перелагается на фрахтователя:

Фрахтование на условиях тайм-чартера — при котором судовладелец сдаст свое судно в аренду фрахто­вателю на определенный период времени;

Фрахтование на условиях димайз-чартера — судовладелец передает фрахтователю судно на обусловленный срок в полное владение, включая и право контроля над командой Фрахтователь действует как перевозчик и контролирует работу судна;

Фрахтование на условиях бербоут-чартера или договор фрахтования судна без экипажа — разно­видность димайз-чартера, судно сдается фрахтователю в аренду (обычно на несколько лет) без экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает, фрахтователь осуществляет не только коммерческую, но и техническую эксплуатацию судна.

Современная коммерческая практика использует новые формы договоров. Хотя их нельзя в принци­пе считать договорами фрахтования в их специальном смысле, к ним относят:

Слот-чартер — соглашение, касающееся распределения контейнеровместимости крупнотоннажных кон­тейнеровозов между участниками соглашения согласно установ­ленных квот загрузки — слотов (Slots). Вызвано необходимос­тью укомплектования грузами контейнеровозов вместимостью 6-7 тыс. TEU, которые начали пополнять мировой флот с в 70-80- х годов XX века;

Договор на управление судном — на основании которого судовладелец передает ком­мерческую эксплуатацию судна другому лицу — менеджеру, кото­рый осуществляет ее от имени судовладельца за его счет и риск. Судовладелец компенсирует управляющему (менеджеру) все его расходы и выплачивает вознаграждение за проделанную работу.

studfiles.net

Чартер виды чартеров на судах

Управляющий партнер «Международной юридической службы Interlegal»

Как уже было отмечено, чартером оформляется договор фрахтования судов, таким образом, вопрос о видах чартеров можно рассматривать как вопрос о видах фрахтования и договорах, которыми опосредствуются такие отношения. Фрахтование на условиях рейсового чартера было нами вкратце рассмотрено выше.

Существуют такие основные виды фрахтования: фрахтование на условиях рейсового чартера и фрахтование на определенное время. Определить, зафрахтовано судно на рейс или на время, иногда бывает довольно трудно, хотя это всегда возможно. Например, дейли-чартер, как правило, является договором, оформляющим фрахтование судна на рейс с оплатой за время нахождения судна в рейсе, однако, если условия повременной оплаты работы судна сочетаются с правом фрахтователя определять основные характеристики рейса – порты захода, время стоянки, маршрут движения и др., такой договор должен быть признан договором фрахтования судна на время.

Фрахтование судна на время подразделяется на фрахтование на условиях тайм-чартера и бербоут-чартера. Существуют и другие виды фрахтования, соответственно, виды чартеров.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Такое определение понятия тайм-чартера характерно как для Украины, так и для России. Это мнение далеко не является всеобщим. В Великобритании и США тайм-чартер – это договор перевозки, подобный рейсовому чартеру. Во Франции тайм-чартер рассматривается как разновидность договора фрахтования судов, состоящего из двух элементов: имущественного найма – аренды судна и найма услуг экипажа. В Польше тайм-чартер рассматривается как самостоятельный тип гражданско-правового договора (sui generis). Судебная практика также довольно противоречива. Значительный прогресс был достигнут БИМКО только в проформе генерального тайм-чартера «Джентайм», принятой в 1999 г.

Технические реквизиты тайм-чартера, относящиеся к судну, содержат более подробную информацию, чем реквизиты рейсового чартера. Тайм-чартерное фрахтование может производиться и на определенное количество рейсов, что является обычной практикой при фрахтовании линейного тоннажа. При фрахтовании пассажирских судов в тайм-чартер наиболее распространенной проформой является «Инчарпасс», опубликованная Институтом фрахтовых брокеров Великобритании в 1967 г.

Хоть судовладельцем называется сторона, правовой статус которой подобен статусу фрахтовщика, на самом деле, вопрос о том, кто выступает в роли судовладельца при тайм-чартерном фрахтовании, довольно проблемный, так что можно говорить о временном совладении судном фрахтователя и формального судовладельца.

В отличие от тайм-чартера, при фрахтовании по бербоут-чартеру фрахтователю сдается судно, не укомплектованное экипажем и не снаряженное для перевозок груза, пассажиров или иных целей. Конечно, договором может быть предусмотрена сдача фрахтователю частично снаряженного судна. При таком варианте фрахтования судов на определенное время вопрос о том, кто является судовладельцем решается гораздо проще: фактически судовладельцем становится бербоут-чартерный фрахтователь, несмотря на то, что судовладельцем называется сторона, передающая судно в аренду. Элемент найма услуг практически исключается, поэтому правовая природа договора имущественного найма (аренды) в бербоут-чартере сомнений не вызывает.

Бербоут-чартерный фрахтователь полностью контролирует работу судна, в частности, может изменить название судна, а также рефлагировать его.

Наиболее популярной проформой бербоут-чартера является «Бэркон-89», которая пригодна для фрахтования как судов, находящихся в эксплуатации, так и строящихся судов.

Бербоут-чартером может быть предусмотрен возврат судна собственнику и выкуп судна фрахтователем. Такие отношения в Украине регулируются ст.ст. 215 – 221 КТМ (договор лизинга судна).

cfts.org.ua