Кто может принять решение о ликвидации фонда

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

1. Статья допускает возможность изменения устава фонда его органами, если в самом уставе предусмотрен такой порядок. В противном случае, а также при уклонении компетентного органа фонда от внесения необходимых изменений устав изменяется в судебном порядке.
Возникновение на практике ситуации, при которой устав фонда не содержит положений о порядке его изменения, маловероятно. П.3 ст.14 Закона о некоммерческих организациях, определяя требования к учредительным документам некоммерческих организаций, предусматривает обязательное включение в них правил о порядке внесения изменений в устав. При этом несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица (п.1 ст.51 ГК). Наиболее распространены случаи, когда органы фонда отказываются или уклоняются внести необходимые изменения в устав, что негативно влияет на деятельность фонда в целом.
2. Обратиться в суд с требованием о внесении изменений в устав фонда вправе любой единоличный или коллегиальный орган фонда, а также государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью фонда. К примеру, по отношению к общественным фондам такой компетенцией наделены: прокуратура РФ; орган, осуществляющий регистрацию фонда; финансовые и некоторые другие органы.
3. Коммент. статья допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке, что обусловлено особым характером данной организации. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Правом обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда обладают любые заинтересованные лица (учредители фонда, кредиторы, контролирующие органы и др.). Вместе с тем фонд может быть признан банкротом, причем как по решению суда, так и путем добровольного объявления о своем банкротстве (п.4 ст.61, п.2 ст.65 ГК). Объявление о банкротстве и, следовательно, ликвидация фонда во внесудебном порядке допускается только по соглашению с кредиторами, требования которых фонд не в состоянии удовлетворить.
При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может передаваться лицам, осуществляющим деятельность в аналогичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае, если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п.1 ст.20 Закона о некоммерческих организациях).

www.nashyprava.ru

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность фонда в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов. Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление. Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;

2) приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;

3) происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу. Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е. при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается. Реорганизация в форме выделения — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— согласование решения о реорганизации с ФСФР России;

— уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;

— составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

— государственная регистрация изменений фонда.

Решение о реорганизации фонда принимается советом фонда квалифицированным большинством голосов, т.е. решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов совета фонда. В решение также определяется форма реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) и порядок ее ведения. В случае реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо принятие согласованных решений двух (или более) юридических лиц.

В решение могут предусматриваться:

— сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных операций (например, осуществление финансовых вложений);

— порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации.

Решение о реорганизации фонда может быть принято при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. Заключение аудитора отражает состояние ведения фондом бухгалтерского учета, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение характеризует финансовое состояние фонда в целом.

О реорганизации фонд уведомляет всех своих кредиторов, участников, вкладчиков и застрахованных лиц путем публикации сообщения в средствах массовой информации.

Принятое решение о реорганизации согласовывается с ФСФР России. Для этого фонд направляет в ФСФР России следующие документы:

— заявление о согласовании решений советов фондов о реорганизации;

— копии решений советов фондов о реорганизации;

— копия договора о присоединении (если имеется);

— аудиторские заключения на последнюю отчетную дату;

— актуарные заключения, содержащие результаты актуарного оценивания деятельности фондов;

— документы, подтверждающие факт уведомления кредиторов реорганизуемых фондов о принятых решениях о реорганизации.

В случае согласования ФСФР России решения о реорганизации фонд уведомляет Федеральную налоговую службу Российской Федерации о реорганизации в письменном виде по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 г. N ММ-3-09/11. О реорганизации фонда делается соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц.

Следующим этапом реорганизации является составление передаточного акта или разделительного баланса, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного фонда в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением совета фонда могут включать следующие приложения:

— бухгалтерская отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого фонда, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого фонда, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

— первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

— расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Передаточный акт или разделительный баланс утверждается советом фонда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы. Моментом государственной регистрации признается внесение Федеральной налоговой службой Российской Федерации соответствующей записи в государственный реестр (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения).

На день, предшествующий дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до даты внесения в единый реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков

Для государственной регистрации изменений фонд обращается в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации и предоставляет следующие документы:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии (если имеется);

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения указанных документов. Федеральная регистрационная служба принимает решение об отказе в государственной регистрации в следующих случаях:

— если учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

— если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;

— если наименование вновь созданного фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

— если выступившее в качестве учредителя фонда лицо не может быть учредителем.

По другим основаниям Федеральная регистрационная служба не может отказать в государственной регистрации изменений.

В случае положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующих изменений в единый реестр юридических лиц. С момента внесения соответствующих изменений в реестре фонд считается реорганизованным.

Для реорганизованных юридических лиц составляется вступительная бухгалтерская отчетность на начало отчетного периода (дату государственной регистрации). Данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию считается аннулированной с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда. В случае присоединения фонда к юридическому лицу, реорганизуемому в форме присоединения, лицензия присоединяемого фонда считается аннулированной с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

3. Ликвидация фонда — это способ прекращения деятельности фонда без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому ликвидация фонда является основанием для досрочного расторжения всех заключенных договоров, в т.ч. пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии;

— публикация сообщения о ликвидации в органах печати;

— уведомление кредиторов фонда о его ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— осуществление расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— государственная регистрация фонда в связи с ликвидацией.

Фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, ГК РФ к таким случаям относит следующие:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные причины ликвидации фонда. Так, фонд подлежит ликвидации в случае невыполнения фондом требований ст. 7.2 комментируемого закона о предоставлении документов в ФСФР России в связи с аннулированием лицензии. ГК РФ предусматривает еще одно основание для ликвидации фонда — это признание в судебном порядке фонда банкротом.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть внесено фондом, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, ФСФР России или его территориальным органом, Федеральной регистрационной службой или ее территориальными органами. Дела о ликвидации фонда рассматриваются Арбитражными судами по месту регистрации фонда.

Учредители фонда или орган, принявший решение о ликвидации фонда, обязаны уведомить о принятом решении Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, а также Федеральную налоговую службу Российской Федерации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что фонд находится в процессе ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и может быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фонда лично или по почте. Начиная с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Орган, принявший решение о ликвидации фонда, или учредители (учредитель) формируют ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации фонда. Состав ликвидационной комиссии согласовывается с ФСФР России. Для согласования ликвидационной комиссии фонд направляет заявление в ФСФР. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом фонда и заверяется печатью фонда. К заявлению прикладываются следующие документы:

— протокол совета фонда с решениями по вопросам о досрочном прекращении действия лицензии, ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии;

— сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212.

Сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, фонд направляет в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В суде от имени ликвидируемого фонда выступает ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации фонда и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме публикации в печати кредиторы фонда в индивидуальном порядке письменно уведомляются о ликвидации фонда.

С момента начала процедуры ликвидации вся деятельность фонда подчинена одной цели — исполнение всех обязательств и прекращение деятельности. Поэтому фонд не может заключать новые пенсионные договоры или договоры об обязательном пенсионном страховании, брать на себя иные новые обязательства.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления используются сведения полученные ликвидационной комиссией о кредиторах, кредиторской задолженности, проведенной инвентаризации имущества фонда. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. О составлении промежуточного ликвидационного баланса комиссия сообщает Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. Уведомление составляется в письменном виде по форме N РН 0007, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. К уведомлению прикладывается баланс.

Следующим шагом является удовлетворение требований кредиторов. Особенностью формирования имущества фонда является его разделение на три составляющие — имущество, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов. Управление каждой из составляющих имеет свои особенности и зависит от целей формирования. Так, средства пенсионных накоплений фонда формируются с целью выполнения обязательств фондом перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования. Целью формирования пенсионных резервов является выполнение обязательств фондом перед участниками по пенсионным договорам. Фонд не правомочен использовать указанные средства на другие цели, т.е. удовлетворить требования кредиторов, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионным страховании, фонд может только исключительно за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Ст. 64 ГК РФ устанавливает очередность, в которой удовлетворяются требования кредиторов фонда. Требование очередности означает, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплаты кредиторам первых трех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Решение ликвидационной комиссии об отказе в удовлетворении требований кредиторов может быть обжаловано последними в судебном порядке. Требование кредитора считается погашенным в следующих случаях:

— удовлетворения их ликвидационной комиссией;

— отказа решением суда в их удовлетворении;

— не признания их ликвидационной комиссией, и не обращением кредитора с иском в суд.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется в соответствии с порядком, оговоренным в уставе фонда.

В случае нехватки средств для удовлетворения требований кредиторов имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, фонд в судебном порядке может быть признан банкротом.

Требования вкладчиков, участников фонда, вытекающие из пенсионных договоров, удовлетворяются в полном объеме за счет пенсионных резервов. Указанные требования не могут быть удовлетворены за счет средств пенсионных накоплений фонда. В случае недостаточности средств пенсионных резервов для удовлетворения указанных требований фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, участником которых он является, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых он является. При ликвидации фонда участники (вкладчики) имею право распорядиться средствами пенсионных резервов, учтенных на их лицевом счете, одним из следующих способов:

— получить выкупную сумму,

— перевести выкупную сумму в другой фонд по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах,

— перевести выкупную сумму в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников.

Средства пенсионных накоплений фонд в трехмесячный срок передает в ПФР. Фонд уведомляет застрахованных лиц о ликвидации фонда, а также выдает или направляет по почте заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Размер передаваемых пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете с учетом инвестиционного дохода. ПФР направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего фонда.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. Собственность фонда или средства, полученные от ее реализации, при ликвидации фонда не могут быть обращены в доход его Учредителей.

Ликвидация фонда считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме N РН 0008, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и подписывается руководителем ликвидационной комиссии. В заявлении заявитель подтверждается, что соблюден установленный законодательством порядок ликвидации фонда, завершены расчеты с его кредиторами и вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Размер пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица определяется в соответствии со ст. 333.33 НК РФ и составляет 400 руб., за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

Указанные документы направляются в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, которая принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда. В случае принятия положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. После внесения соответствующих изменений в реестр ФНС направляет Федеральной регистрационной службе Российской Федерации для выдачи заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц, Срок государственной регистрации при ликвидации фонда составляет 10 рабочих дней.

С момента государственной регистрации ликвидации фонда прекращается действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

base.garant.ru