Приказ о правах врачей

Оглавление:

Защита прав врачей

В настоящее время пристальное внимание уделяется правам пациентов, при этом часто не защищенными от недобросовестных пациентов становятся именно врачи. Злоупотребление правом со стороны недобросовестных пациентов, их необоснованное недовольство результатами лечения, частые жалобы — всё ведет к тому, что врачи вынуждены тратить силы, нервы на доказывание своей невиновности, что действительно может привести к медицинской ошибке.

Кроме того, врач не всесилен и не может гарантировать стопроцентный положительный результат при лечении пациента, ведь каждый случай индивидуален. И трудно это объяснить, например, родственнику пациента, потерявшему родного человека, которому обязательно нужно найти виновного в своей утрате.

Поэтому, чтобы избежать лишней волокиты, нервов и непредвиденных результатов необходимо доверять такие вопросы профессионалам в данной правовой отрасли.

В связи с чем, каждому обратившемуся врачу и работнику в медицинской сфере профессиональной группой адвокатов и юристов может быть предложена помощь в защите его прав и интересов:

  1. Защита прав врачей при предъявлении иска, вызванного неблагоприятным исходом оказания медицинской помощи.
  2. Защита прав врачей в суде и на досудебном этапе по делам о расторжении договоров оказания платной медицинской помощи, взыскания убытков и компенсации морального вреда.
  3. Взыскание по договору оказания медицинской помощи денежных средств на оплату предоставленных надлежащим образом медицинских услуг.
  4. Правовое наказание виновных в оговоре.
  5. Защита других нарушенных прав врачей и медицинских работников.

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники обладают следующими правами:

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

При этом Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 — 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» медицинским и фармацевтическим работникам, таким медицинским и фармацевтическим работникам установлена в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Помимо этого, следует отметить, что специальными законами и нормативными актами предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья медицинских и иных работников, занятых на работах, связанных с угрозой их жизни и здоровью. (Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральные законы от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также Постановление Правительства от 03.04.2006 N 191, которым утвержден Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников).

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, поэтому один из наиболее часто встречаемых вопросов, это — имеет ли право врач отказаться от лечения пациента, если он нарушает лечебный режим, хамит или ведет себя агрессивно по отношению к врачу и другим пациентам?

При подобном поведении пациентов новый Федеральный закон ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стоит на защите прав врачей и устанавливает следующее: При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (пункт 1 статьи 21). Помимо этого, установлено право врача на отказ от лечения пациента: Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача (пункт 2 статьи 70 данного закона).

Что касается регулирования спорных вопросов, возникающих при оказании платных медицинских услуг, защиты прав медицинских работников, занимающихся платной медицинской деятельностью, то в данном случае подлежат применению положения Закона N 2300-1 «О защите прав потребителей» (пункт 8 статья 84), а также положения Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Это важно, поскольку в данном случае граждане, обратившиеся за платной медицинской помощью, вправе рассчитывать на гарантии, предоставляемые им потребительским законодательством. Одновременно наличие такой нормы в законе исключает возможность двоякого толкования статуса пациента в платной медицине и споров, вытекающих из необходимости доказывания факта наличия у гражданина прав потребителя.

В связи с чем, важно понимать, что в данной ситуации совершенно разными будут способы защиты прав врачей и медицинский работников, и совершенно иным будет формирование доказательственной базы в судебном процессе. Поэтому при возникновении каких-либо спорных или конфликтных ситуаций лучше изначально доверить работу по ее разрешению профессиональным юристам, чтобы избежать в будущем неблагоприятных последствий.

sodeistvierf.ru

Право пациента на выбор врача и медицинской организации

В главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья) установлен базовый ряд прав пациентов, одним из которых является право на выбор врача и медицинской организации (ст. 21 Закона об основах охраны здоровья). При всей простоте, на первый взгляд, данного вопроса, при реализации на практике данного права существуют некоторые особенности и нюансы.

В отношении данного права пациента существует казусная ситуация, порождаемая несовершенством действующего законодательства. При буквальном толковании норм права, пациент вне рамок программы государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи вообще не имеет права на выбор врача и медицинской организации.

Так в ст. 19 Закона об основах охраны здоровья установлено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, происходит отсылка к ст. 21 данного закона, которая устанавливает, что такое право реализуется только при выборе врача и медицинской организации при получении бесплатной помощи в рамках программы государственных гарантий.

На основании вышеизложенного получается, что пациент вне программы государственных гарантий законодательно не имеет права на выбор медицинской организации и врача. Для справки: в старом Законе об основах охраны здоровья, утратившим силу с 1 января 2012 года, за пациентом было закреплено данное право.

Право на выбор врача и медицинской организации в рамках договора на оказание медицинских услуг

Конечно, что при платном оказании медицинских услуг пациент фактически выбирает медицинскую организацию, заключая договор с той, которая нравится именно ему. Однако описанный выше пробел в законодательстве может все-таки породить неблагоприятные последствия для пациента, в том числе при реализации его права на компенсацию причиненного ему вреда при оказании медицинских услуг, в частности при определении объема возмещения дополнительных расходов.

Выбор и замена лечащего врача

При оказании пациенту медицинской помощи по договору на оказание медицинских услуг лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача (ст. 70 Закона об основах охраны здоровья).

В случае требования пациента о замене лечащего врача пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. В данном случае, руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н.

Право на выбор врача и медицинской организации в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

Порядок выбора медицинской организации и врача

Пациент имеет право выбрать медицинскую организацию, участвующую в реализации программы государственных гарантий, в пределах территории субъекта РФ, в котором он проживает. Порядок осуществления такого выбора регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (далее – Приказ № 406н о порядке выбора МО),

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливается Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н.

Однако для выбора конкретного врача одного желания пациента не достаточно, другим обязательным условием является согласия самого врача. Для выбора врача пациент подает заявления лично (через своего представителя) на имя руководителя медицинской организации.

Алгоритм выбора медицинской организации

Гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации;

  • При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики и т.д.;
  • После получения заявления медицинская организация проверяет информацию, предоставленную гражданином в заявлении;
  • Руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание;
  • В течение 3 рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация направляет в страховую медицинскую организацию (выбранную гражданином) уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
  • Содержание заявления о выборе медицинской организации

  • наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
  • информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения, место рождения и т.д.);
  • наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;
  • наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления;
  • иные сведения, указанные в п.4 Приказ № 406н о порядке выбора МО.
  • Особенности выбора медицинской организации некоторыми категориями граждан

    Некоторыми нормативными документами установлены особенности выбора медицинской организации некоторыми категориями граждан, что представлено в схематичной таблице ниже.

    • лица, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим;
    • военнослужащие;
    • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
    • граждане, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу;
    • граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу.
    • задержанные;
    • заключенные под стражу;
    • отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
    • Периодичность реализации права на выбор медицинской организации и врача

      Пациент имеет право выбирать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

      В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

      Получение первичной специализированной медико-санитарной помощи

      Однако существуют особенности для получения первичной специализированной медико-санитарной помощи, к которой относятся мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ст. 33 Закона об основах охраны здоровья граждан). Такая помощь оказывается по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста. В случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается с учетом порядков, утвержденных Минздравом РФ.

      Получение специализированной медицинской помощи

      Реализация права пациента на выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача.

      Лечащий врач обязан предоставить пациенту выбор одной из нескольких медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

      Получение медицинской помощи в неотложной или экстренной форме

      Также бывают случаи, когда медицинская помощь оказывается пациенту при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента (ст. 32 Закона об основах охраны здоровья). Такая медицинская помощь (в неотложной или экстренной форме) оказывается пациенту в пределах установленных сроков ее оказания. Из данной нормы видно, что реализация права на выбор медицинской организации зависит от неотложности, своевременности оказания соответствующей помощи пациенту и прогрессирующего ухудшения состояния здоровья пациента.

      pravo.kormed.ru

      Выбор врача и медицинской организации

      Статьи по теме

      Одним из основных прав пациента при оказании ему медицинской помощи является его право на выбор врача и медицинской организации.

      Расскажем о границах этого права, а также о порядке выбора нового врача.

      Из статьи Вы узнаете:

      Право граждан на выбор медицинской организации

      Выбор врача и медицинской организации – одно из важнейших прав любого пациента, и одно из неотъемлемых условий качественных и доступных медуслуг.

      Порядок смены врача, а также медучреждения подробно определяет приказ Минздравсоцразвития РФ № 406н от 26.04.2012 года.

      Для того, чтобы понять, как реализуется право пациента на выбор врача, необходимо рассмотреть базовые положения этого документа.

      1. В группу лиц, которые могут делать такой выбор, включаются только застрахованные в системе ОМС пациенты.
      2. Выбрать можно не любую организацию, в которой пациент хочет обслуживаться, а только ту, которая участвует в программе госгарантий. Это может быть, как районная поликлиника, так и частный медицинский кабинет.
      3. Пациенту запрещено менять организации часто, согласно порядку, он может сделать это раз в год. В качестве исключений предусмотрен случай, когда пациент сменил место своего жительства.
      4. Медработники не должны выяснять мотивы смены медучреждения, пациенту достаточно предъявить письменное заявление, в котором указаны данные, определенные п. 4 Порядка.
      5. Для того, чтобы реализовать право граждан на выбор медицинской организации, пациент должен предоставить в новое медучреждение свой страховой полис, паспорт или свидетельство о рождении ребенка.
      6. Если пациент принял решение обслуживаться в текущем медучреждении и в дальнейшем, подавать каждый год заявление не нужно.
      7. При прикреплении к новому медучреждению пациенту должны сообщить, какие специалисты в нем работают, какова их территория обслуживания, и как часто другие пациенты выбирают тех или иных специалистов.
      8. Нужно ли подавать новое заявление при смене документов

        Должен ли пациент снова делать выбор врача и медицинской организации, если он сменил личные документы?

        В соответствии с действующим законом, делать этого не нужно. В качестве иллюстрации действия этой нормы можно привести определение Самарского областного суда № 33-1002/2016 от 26.01.2016 года. В рамках этого дела, после смены места регистрации, пациентка обратилась в медучреждение, но ей было отказано в обслуживании, поскольку она сменила свой адрес проживания.

        Суд решил, что смена места жительства не является основанием для открепления пациентки от медучреждения, поскольку в данном случае нарушается право выбора пациента медицинской организации.

        Ранее, до действия ФЗ «Об охране здоровья» пациенты обслуживались в поликлиниках по месту своего жительства. После вступления в силу нового закона они продолжают получать в них медобслуживания, но могут сменить медучреждение в порядке, определенном ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья».

        Законом определен и порядок выбора медицинской организации (приказ Минздрава № 1342н от 21.12.2012 года) для пациентов, которые проживают за пределами региона, в котором прописаны. В целом он аналогичен общему порядку, который утвержден приказом № 406н от 26.04.2012 года.

        Выбор медицинской организации по территориально-участковому принципу

        При оказании гражданам медицинской помощи первичной, работает территориально-участковый принцип. Это значит, что все население обслуживаемой территории распределяется главными врачами медучреждений по выделенным участкам.

        Цель такого распределения – соблюдение прав граждан, в том числе повышение доступности необходимых им медуслуг.

        Вместе с тем, к выделенному участку могут быть присоединены и пациенты, которые проживают вне пределов утвержденных зон обслуживания. Задача организаторов здравоохранения при этом – учесть численность граждан, которая рекомендована законодательством для одного участка.

        Например, к стандартному терапевтическому участку может быть прикреплено до 1700 взрослых пациентов. Более низкие показатели установлены для врачей ОВП (1200 человек) и для медучреждений, которые находятся в сельской местности (1300 человек).

        Таким образом, порядок выбора гражданином медицинской организации ограничивает численность пациентов, которые одновременно обслуживаются на одном врачебном участке. Это значит, что, если пациент желает прикрепиться к участку, нормативы численности на котором уже превышены, итоговое решение принимает главный врач организации.

        Как суды трактуют выбор медорганизации

        Из вышесказанного следует, что выбор врача и медицинской организации ограничен в связи с применением территориально-участковому принципу.

        Судебные инстанции толкуют это противоречие по-разному.

      9. некоторые суды считают, что соблюдение территориально-участкового принципа не является обязательным. Позиция этих судов базируется на том, что в законе отсутствует право медучреждения отказать пациенту в прикреплении из-за несоблюдения принципа территориальности.
      10. Кроме того, выбор врача и медицинской организации предусмотрен статьей ФЗ «Об охране здоровья», в котором ничего не говорится о согласии самого врача, следовательно, он не может отказать пациенту в прикреплении. Исключение – если пациент выбирает не медучреждение, а врача.

      11. другие суды придерживаются позиции, что благодаря применению принципа территориальности медуслуги становятся более качественными и доступными. Они рассматриваютвыбор врача и медицинской организации не как безусловное право больного, а как способ обеспечения качества и доступности медпомощи в целом.

    Так, если на одном врачебном участке врач перегружен из-за большой численности прикрепленного населения, в итоге страдает качество медуслуг, нарушаются сроки оказания медпомощи.

    Выбор медицинской организации в соответствии с действующим порядком предполагает выполнение самим гражданином нескольких действий.

  • Он должен составить заявление, в котором отражается следующая информация:
    • название и место нахождения медучреждения, которое он выбрал;
    • ФИО главного врача этого медучреждения;
    • данные о медучреждении, в котором пациент обслуживается на текущий момент, до перехода в новое медучреждение;
    • свои паспортные данные, сведения о месте жительства, контактные данные;
    • сведения о полисе ОМС;
    • название страхового учреждения, которое выбрано пациентом.
    • Если пациент реализует свое право на выбор врача и медицинской организации не лично, а через своего представителя, в заявлении дополнительно указывается информация об этом лице, а также о документе, на котором основано представительство (например, доверенность).

    • Пациент должен подготовить пакет следующих документов:
      • свой полис ОМС и паспорт;
      • представитель также предъявляет свой паспорт и доверенность или иной документ, который позволяет ему представлять интересы пациента.
      • С готовыми документами гражданин обращается в медучреждение.
      • Медучреждение, которое получило заявление гражданина, должна ознакомить пациента со следующей информацией:
        • какие медуслуги и какими специалистами предоставляются в медучреждении;
        • сколько граждан выбрало конкретных специалистов для обслуживания;
        • какие территории обслуживает медучреждение при посещении пациентов на дому.
        • Далее новая медорганизация проверяет информацию, указанную в заявлении пациента. В частности, в адрес прежнего медучреждения направляется запрос о подтверждении сведений об обслуживании пациента. Сделать это нужно в течение 2-х рабочих дней со дня получения заявления от гражданина.
        • Когда информация подтвердится (или не подтвердится), в течение двух дней с этого дня необходимо сообщить пациенту о принятом решении – о его прикреплении к медучреждению или об отказе. Сделать это можно лично, по телефону, по электронной почте и т.д.
        • Приказ о выборе медицинской организации предполагает, что после оформления смены медучреждения, новое медучреждение направляет соответствующее уведомление в страховую медицинскую компанию, а также в прежнее медучреждение, где он наблюдался ранее.
        • Выбор врача по требованию пациента

          Порядок выбора врача в медицинской организации регламентируется требованиями, которые установлены приказом Минздравсоцразвития РФ № 407н от 26.04.2012 года.

          В некоторых случаях врач и пациент не могут найти общего языка, и пациент вправе выбрать другого специалиста, который будет оказывать ему медпомощь. Для этого он должен написать заявление на имя главного врача, в котором он указывает причины, по которым меняет специалиста.

          В течение трех дней пациента проинформируют о том, какие врачи нужных ему специальностей могут оказать ему помощь, на основании чего он принимает решение.

          Можно ли выбрать врача и медорганизацию при оказании специализированной медпомощи

          Выбор врача и медицинской организации действует даже в случае получения пациентом специализированных медуслуг. Такая помощь оказывается пациенту по направлению лечащего врача.

          Специализированные медуслуги оказывают разные клиники и бюджетные медучреждения. Если несколько организаций оказывают медпомощь по программе госгарантий и среди услуг есть профильные, назначенные лечащим врачом, пациент может выбрать, где будет обслуживаться.

          Как часто может гражданин выбирать медицинскую организацию

          Право граждан на выбор медицинской организации может быть реализовано неоднократно, но не чаще, чем раз в год. В случае смены места жительства пациент вправе менять медучреждение чаще, по мере необходимости.

          Порядок выбора пациентом врача в медицинской организации позволяет ему выбирать специалиста, который будет оказывать ему медпомощь, не чаще, чем раз в год.

          www.zdrav.ru