Полномочия в сфере жкх

Оглавление:

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ). СП Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:

1)совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

2) переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

3) совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

4) совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

1) организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности

2) распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собствен-

ности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

3) осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;

4) устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

zakon-municipal.ru

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ).

Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:

  1. совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  2. переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;
  3. совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
  4. совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.

    В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

    1. организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
    2. распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
    3. осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;
    4. устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

      В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения уполномочены:

      1. рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав и свобод;
      2. анализировать договоры, заключаемые продавцами с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
      3. обращаться в суды за защитой прав потребителей.

        be5.biz

        РОСПОТРЕБНАДЗОР

        Права и обязанности потребителей в сфере ЖКХ и полномочия Управления в сфере ЖКХ — Защита прав потребителей

        Breadcrumbs

        Права и обязанности потребителей в сфере ЖКХ и полномочия Управления в сфере ЖКХ

        Права и обязанности потребителей в сфере ЖКХ и полномочия Управления в сфере ЖКХ

        Потребитель пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Стандартами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

        Потребитель имеет право:

        на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами, на повышение благоустройства жилища до уровня, сложившегося в населенном пункте;

        на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища (квартиры, индивидуального дома), обеспечивающих сохранность жилища и комфортность проживания в нем в соответствии с требованиями стандартов;

        на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу;

        на участие в решениях об использовании общего имущества и повышении благоустройства придомовой территории многоквартирного дома;

        на контроль (установку приборов учета в заявительном режиме) и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг;

        на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки;

        на предоставление временного или альтернативного жилища при проведении планового капитального ремонта муниципального жилого дома или в результате аварии или повреждения, повлекших существенное снижение потребительских качеств жилища, делающих невозможным дальнейшее проживание в нем без ущерба для здоровья и имущества (в установленных органом местного самоуправления — муниципальным заказчиком случаях);

        на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг;

        на выверку у исполнителя расчетов по жилищно-коммунальным платежам (лично или через своего представителя);

        на защиту, в том числе досудебную, его прав через территориальные подразделения государственной жилищной инспекции или муниципального заказчика;

        на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг за весь период временного отсутствия по месту постоянного жительства (регистрации), но в пределах трехлетнего срока;

        на информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты;

        другие права, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.

        соблюдать правила пользования жилищем, общим имуществом многоквартирного дома и придомовой территорией, не нарушая прав и законных интересов других потребителей, проживающих в соседних квартирах и домах;

        своевременно и полностью оплачивать предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги;

        поддерживать состояние занимаемого жилища, в том числе индивидуального жилого дома, в исправном техническом состоянии, производить за свой счет текущий ремонт занимаемого жилища, включая его инженерное оборудование и индивидуальные приборы учета в сроки, установленные жилищным законодательством. Непосредственная реализация указанных функций может выполняться на договорных началах исполнителем, имеющим в установленных законом случаях соответствующую лицензию;

        обеспечивать возможность своевременного осмотра, обслуживания и ремонта внутридомовых и внутриквартирных систем инженерного оборудования, конструктивных элементов дома, приборов учета, допуская для этого в занимаемое жилище имеющих соответствующие полномочия должностных лиц: исполнителя и контролирующих организаций;

        немедленно сообщать в аварийную службу исполнителя об обнаружении неисправности сетей, оборудования, приборов учета, снижении параметров коммунальных услуг, ведущих к нарушению качества условий проживания, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, а также к другим негативным последствиям;

        уведомлять исполнителя в 10-дневный срок об изменении условий или режима использования жилища (изменении количества проживающих, возникновении или прекращении права на льготы и др.) и необходимости соответствующего пересчета платежей за обслуживание жилья и коммунальные услуги;

        другие обязанности, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.

        производить без разрешения собственника жилищного фонда, без уведомления исполнителя и без соблюдения установленного порядка изменение и перенос конструктивных элементов жилища вентиляционного, отопительного и другого инженерного оборудования, внутренних инженерных сетей или подключения к ним, не соответствующие проектным характеристикам здания;

        использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей допустимую нагрузку внутридомовой электрической сети, устанавливать дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также другое оборудование, не соответствующее проектным характеристикам, требованиям безопасности и эксплуатации, а также ресурсосбережения;

        допускать совершение действий, приводящих к порче жилища, общего имущества многоквартирного дома или конструкций здания, нарушению внешнего облика здания и и придомовой территории, принятых архитектурно-планировочных и градостроительных решений;

        нарушать и изменять согласованные в установленном порядке схемы учета потребления коммунальных услуг;

        использовать теплоноситель системы закрытого центрального отопления для целей горячего водоснабжения.

        Исполнение государственной функции по надзору в сфере защиты прав потребителей в сфере жилищно — коммунальных услуг Управление осущест­вляет в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).

        В полномочия Управления не входит проверка соблюдения юридическими ли­цами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жи­лищного законодательства, Жилищного Кодекса Российской Федерации, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10,11 части 1 статьи 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

        Приоритет правовых норм по данным вопросам закреплен положениями статьи 8 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

        Положениями ст. 20, 39, 156, 157, 161 ЖК РФ Жилищного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора отнесены полномочия, проводить проверки в части соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства.

        Органом, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор на территории Мурманской области является Государственная жилищная инспекция Мурманской области в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 г. № 438-ПП.

        Адрес Государственной жилищной инспекции Мурманской области: г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26.

        Таким образом, у органов Роспотребнадзора отсутствуют правовые основания для проведения проверок соблюдения обязательных требований вышеуказанных нормативных правовых актов на основании п. 5 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 5, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

        51.rospotrebnadzor.ru

        Какие полномочия имеет управляющая компания?

        Управляющая компания в 2018 году имеет право на осуществление деятельности только при наличии лицензии.

        Федеральным законом устанавливается компетенция организации и обязательства, которые она должна выполнять в соответствии с договором.

        Требования к УК

        К управляющей компании предъявляется ряд требований, установленных ФЗ № 156 от 2001 года.

      4. УК может быть только АО или ООО, созданное на основании действующего законодательства страны.
      5. К имеет право использовать в своих наименованиях такие слова как «инвестиционный фонд» и другие, но главное, чтобы было сочетание со словами «управляющая компания».
      6. Вся деятельность, в том числе управление активами и паями, может проводиться только на основании лицензии.
      7. Деятельность УК может быть совмещена с работой по управлению ценными бумагами.
      8. УК имеет право на осуществление инвестирования личных средств, совершение сделок по передаче имущества в пользование и т.д.
      9. Размер личных средств, которые могут находиться в распоряжении УК, должен соответствовать условиям, устанавливаемым нормативными положениями Банком России.
      10. Управляющая организация обязана обеспечивать непрерывное руководство деятельностью. Полномочия, переданные исполнительному органу, не могут принадлежать юридическому лицу.
      11. Ни РФ, ни субъекты государства, ни муниципальные образования не могут входить в состав управляющих компаний.
      12. Внутреннее контролирование деятельности должно проводиться контролером – должностным лицом, освобождаемым и назначаемым на должность исполнительным органом.

      Жилищный Кодекс РФ устанавливает основные полномочия управляющей компании.

      Более того, он определяет обязательства компании, к которым относится проведение эксплуатационно-ремонтных и организационных услуг.

      Чем занимается?

      Полномочия управляющей компании в сфере ЖКХ:

      1. Договорная деятельность включает в себя отношения с другими организациями и поставщиками. К этой группе полномочий относится заключение соглашений на оказание работ по ремонту общего имущества, подачу энергетических ресурсов, вывоз и последующая утилизация отходов, уборку территории, расположенной около дома, других услуг, связанных с содержанием и управлением дома.
      2. Финансовая деятельность основывается на проведении расчетов по выполнению условий договора, обязательств, связанных с управлением и содержанием дома, организация учета, а также приема платежей за предоставление ряда услуг.
      3. Техническое контролирование – планировка деятельности по осуществлению осмотров за надлежащим состоянием общедомового имущества, проведением работ по ремонту, контроль за качеством услуг, поставляемых сторонними организациями, ведение и хранение необходимых технических документов.
      4. Взаимодействие с жильцами многоквартирного дома – ответы на письма, предоставление документов, прием жалоб и претензий, рассмотрение заявок и предложений по вопросам эксплуатационного обслуживания строения.

        Полномочия управляющей компании в сфере ЖКХ

        Полномочия управляющей компании и её обязательства оговариваются с жильцами многоквартирного дома, после чего включаются в договор.

        С момента начала его действия на ЖКХ ложится масса обязанностей, главные из которых – контроль над бесперебойными поставками энергетических ресурсов.

        Отсюда следует, что управляющая компания обязана подписать с третьими организациями договоры о поставках ресурсов.

        В случае, когда становится известно, что поставка определенной услуги станет невозможной, то требуется проинформировать жильцов об этом за сутки.

        В случае если подобные неудобства обусловлены проведением ремонтной деятельности, то известить жильцов путем подачи объявления необходимо за 10 суток до начала работ.

        Если управляющая компания предоставляет услуги несоответствующего качества, то жильцы имеют право требования снижения оплаты квартирной платы и отчета по расходам, которые были произведены организацией.

        Важно отметить, что УК подписывает соглашение о сотрудничестве с аварийно-диспетчерской службой.

        Её задача – обеспечение круглосуточного оказания услуг в целях устранения дефектов коммуникационных систем.

        Интересует порядок передачи дома от застройщика управляющей компании? Смотрите тут.

        Обязанности

        УК – организация, обязанная действовать добросовестно при исполнении обязанностей.

        К ним относятся:

      5. передача имущества, принадлежащего инвестиционному фонду для хранения депозитарию;
      6. осуществлять передачу всей первичной документации (момента составления или получения) по отношению к имуществу, принадлежащему акционерному фонду;
      7. сдавать в государственный банк отчетность с соблюдением установленного порядка;
      8. раскрывать всю информацию о своей деятельности (исключением являются запросы, не предусмотренные ФЗ №334);
      9. иметь официальный сайт в Интернете, а также адрес электронной почты;
      10. вести учет всех имущественных операций, осуществляемых на основе фонда компании;
      11. направлять в государственный банк уведомление об изменении состава директоров в течение пяти суток после принятия решения;
      12. не менее чем за 60 суток до прекращения своих обязательств, предупреждать об этом государственный банк в письменной форме;
      13. в продолжение пяти суток с момента прекращения обязательств она должна передать все имущество и документацию другой компании, назначенной на управление многоквартирным домом.

        Порядок функционирования

        В соответствии с договором, подписанным с компанией, к её обязательствам относится содержание дома и общедомового имущества с учетом санитарных требований.

        Если у организации отсутствует необходимое оборудование или в коллективе работников нет специалистов, необходимых для осуществления всех работ, то к деятельности привлекаются сторонние компании.

        На каждом общем собрании жильцов дома обязательно должен присутствовать представитель от управляющей компании. Его задача – уведомление жильцов о планах деятельности и выслушивание пожеланий, требований.

        Ежегодно компания обязана отчитываться по своей работе перед собственниками квартир путем составления отчетности.

        По требованию жильцов могут быть предоставлены параметры, снятые с внутридомовых счетчиков.

        Где узнать свою управляющую компанию? Узнайте здесь.

        Куда пожаловаться на работу управляющей компании? Подробности в этой статье.

        Ответственность

        Многоквартирный дом, содержание и ремонт которого осуществляет управляющая компания, может подать жалобу или иск в государственные органы в случае, если организация нарушает их законные права путем неисполнения обязательств.

        В таком случае проводится проверка, по результатам которой определяется ответственность ЖКХ.

        Она может быть как материальной, так и административной:

        • выписка штрафа;
        • вынесение решения о выполнении ряда работ;
        • отсутствие допуска к деятельности в течение трех месяцев.
        • При систематических и регулярных нарушениях, вынуждающих жильцов обращаться в суд, управляющая компания может быть лишены лицензии.

          На видео о полномочиях УК

          77metrov.ru

          Контрольные полномочия органов местного самоупраления в системе жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

          Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Ирина Сергеевна

          Данная статья посвящена компетенции органов муниципальной власти в части контроля сферы жилищно-коммунального хозяйства. Автором приводится нормативное регулирование контрольных полномочий , возложенных на муниципалитеты. В работе раскрыты понятия, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Вопрос статьи рассматривается через анализ исторического аспекта, на основе которого предложена методика совершенствования осуществления контрольных полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

          Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Сидоренко Ирина Сергеевна,

          Текст научной работы на тему «Контрольные полномочия органов местного самоупраления в системе жилищно-коммунального хозяйства»

          _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

          Сидоренко Ирина Сергеевна

          магистрант 1 курса

          Волгоградского государственного университета, институт права

          г. Волгоград, РФ e-mail: kmalvi@yandex.ru

          КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ

          Данная статья посвящена компетенции органов муниципальной власти в части контроля сферы жилищно-коммунального хозяйства. Автором приводится нормативное регулирование контрольных полномочий, возложенных на муниципалитеты. В работе раскрыты понятия, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Вопрос статьи рассматривается через анализ исторического аспекта, на основе которого предложена методика совершенствования осуществления контрольных полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

          Контроль, полномочие, компетенция, органы местного самоуправления, муниципальная власть, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), муниципальный жилищный контроль.

          Осуществление контроля в области ЖКХ органами местного самоуправления нормативно базируется на международных правовых актах, регламентирующих вопросы работы муниципальной власти [1, ст. 2-3], Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ, Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», соответствующих законодательных нормативных правовых актах субъекта Федерации, локальных актах, изданных представительным органом муниципалитета, и иных нормотворческих документах.

          В вышеперечисленных актах законодательства раскрывается понятие органа местного самоуправления и муниципальной власти. Так, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч.2 ст.2 устанавливает обе дефиниции равнозначными — «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

          В базовой юридической литературе разных времен под контролем всегда понималась проверка соответствия действий и решений того или иного органа текущему законодательству. Также и полномочия, согласно наработанной практике, — это совокупность правовых ресурсов, делегированных в законном порядке определенному органу [18, с. 42-49].

          Таким образом, контрольные полномочия — это набор прав, реализация которых направлена на проверку законности и обоснованности действий и решений подотчетного органа.

          Так, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает функцию муниципального контроля: «Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением

          требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации». Как видно из приведенной нормы, муниципалитеты вправе осуществлять контроль соблюдения законодательства по вопросам местного значения. К таким вопросам относится и одна из сложных и крупных отраслей — жилищно-коммунальное хозяйство.

          Жилищно-коммунальное хозяйство — многоотраслевая структура, в задачи которой входит надлежащее функционирование инженерной инфраструктуры жилищного фонда: обеспечение работы внутридомовых сетей, поставка по сетям коммунальных ресурсов (электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), благоустройство территории, вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества, капитальный ремонт жилья [23].

          Приведенное определение, следующее из анализа литературы по рассматриваемому вопросу, выглядит довольно конкретным и объемным, но отражает суть явления. Очевидно, что его многоаспектность вызывает необходимость федеральных и региональных властей разделять полномочия в этой сфере с властью на местах.

          Эта необходимость имела место еще с середины XVII века, когда был утвержден Наказ о Градском благочинии, вводивший понятие внутридворового порядка. Сто лет спустя прерогатива «чинить благо обществу» перешла к полиции и была в ее ведении до начала эпохи правления Екатерины II. Эта эпоха связана не только со строительством первого в России водопровода, канализационной системы, но и с учреждением новых органов самоуправления — городским дум. Именно в их ведении находилось решение хозяйственных проблем вверенной территории [13, с. 16-25].

          В период централизации хозяйственной деятельности страны в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Именно в его функции входил контроль жилищно-коммунального сектора [14, 15].

          Постперестроечный период встретил ЖКХ в состоянии физического и морального износа. Считается, что столь плачевное положение явилось результатом централизации экономики в советское время, отсутствия рыночной конкуренции.

          Реформы 1990-х годов, затронув социально-экономический аспект жизни России, не обошли и жилищно-коммунальную систему. Указом Президента РФ от 28.04.1997г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» был осуществлен переход от бюджетного дотирования системы жилищно-коммунального обеспечения к стопроцентной оплате ЖКУ потребителями. При этом указ предусматривал, что социально незащищенные слои населения в установленном законом порядке являются получателями субсидий. Важной в то время новеллой явилось и то, что реформирование ЖКХ возлагалось и на органы местного самоуправления [7, 8]. Таким образом, в ельцинскую эпоху произошло своего рода восстановление института полномочий органов местной власти по решению столь жизненно важного вопроса.

          В дальнейшем, реализую концепцию реформирования ЖКХ, законодатель в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил широкий спектр полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов территориального значения. Так, в части обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, местная власть вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, наделяя их функциями управляющих организаций, регулировать тарифы для потребителей, осуществлять полномочия по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения [4, ст. 17].

          Запредельно большой объем возложенных федеральным и региональным центрами обязанностей тяжелой реализуем муниципалитетами, учитывая высокую зависимость от дотаций и субвенций вышестоящих органов власти. Это самая очевидная причина, почему жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему одна из самых проблемных областей на экономической карте страны.

          _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

          Из анализа федерального и регионального законодательства следует, что широкие полномочия муниципальной власти в сфере ЖКХ подлежат классификации. Так, по способу действия как предмету критерия предусматривается управленческие, контрольные, организационно-координационные, разрешительные полномочия для органов местного самоуправления [19, с.11-15].

          Действующий Жилищный кодекс в контрольные полномочия включает контроль субъектов жилищно-коммунальных правоотношений: управляющих и эксплуатирующих организаций различных организационно-правовых форм, ресурсоснабжающих организаций, коммунальных служб и т.д. Непосредственно надзорные действия включают в себя проверку соответствия деятельности данных субъектов законодательству, финансовые проверки и т.д.

          В целях реализации наиболее эффективного контроля со стороны муниципальной власти Жилищный кодекс статьей 20 вводит институт муниципального жилищного надзора. В п. 1.1 излагается его содержание: «Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами».

          Субъектами муниципального контроля, согласно п.2.1 указанной статьи, являются уполномоченные органы местного самоуправления; кодекс именует их органами муниципального жилищного контроля. На городском уровне к таковым органам относятся управления, комитеты администрации или департаменты администрации, ведающие вопросами ЖКХ. На уровне района — отделы ЖКХ, строительства, архитектуры и транспорта [11, 12].

          Понятие муниципального жилищного контроля в жилищно-коммунальных правоотношениях появилось в 2012 году. В статью 20 закладывался смысл проверки граждан и юридических лиц по соблюдению законодательства только касательно муниципального жилищного фонда. Так, в письме Министерства регионального развития от 06.09.2012г. №23554-ВК/14 говорится о том, что в обязанности органов муниципального жилищного надзора не входит контроль юридических лиц по ч.2 ст. 1 62 ЖК РФ, который относится к предмету проверок органа государственного жилищного надзора. С учетом того, что отношения потребителей и эксплуатирующей организации связаны Законом о защите прав потребителей, органы муниципального жилищного надзора проверяют деятельность последней в порядке п. 1.1 ст. 165 ЖК РФ [16, с.12-15].

          П.5 ст.20 ЖК РФ наделяет должностных лиц контрольных структурных подразделений достаточно широкими полномочиями: составление протоколов об административном правонарушении за нарушение правил благоустройства территории; проведение экспертизы соответствия уставных документов юридических лиц, осуществляющих управления многоквартирными домами, требованиям законодательства Российской Федерации; надзор за содержанием муниципальных жилых помещений и земельных участков и т.д.

          Таким образом, жилищное законодательство наделяет муниципальную власть еще большим объем контрольных прав, чем региональный уровень.

          Учитывая тот факт, что сама по себе организация муниципального жилищного контроля требует дополнительных затрат без того вечно дефицитных местных бюджетов, целесообразно хотя бы частично разгрузить муниципалитеты от выполнения контрольных функций ЖКХ. Так, обеспечение кадрового потенциала на местном уровне, в частности, влечет не всегда оправданных расходов [21, ст. 1-2]. Ведь, несмотря на достаточно затратное существование института муниципального жилищного контроля, очевидных результатов — эффективной работы в плане благоустройства территориальных образований, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения — по-прежнему не достигнуто.

          С субъективной позиции автора данной статьи, законодателю следует ограничить контрольные полномочия органов местного самоуправления в части ЖКХ в пользу государственного надзора, так как проверка соблюдения хотя бы нормативных правовых актов требует от местных администраций непосильных на сегодняшний день финансовых затрат. Список использованной литературы:

          1. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 сентября 1998 г., № 36, ст. 4466.

          2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.

          3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 05.10.2015г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005.

          4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.

          5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г (в ред. от 13.07.2015) // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 14.

          6. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 30 ст. 3799.

          7. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. № 425 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 18. -Ст.2131.

          8. Постановление Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 № 478-п «Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области» // http://gzhi.volganet.ru/ 08.10.2015г.

          9. Письмо Министерства регионального развития от 06.09.2012г. №23554-ВК/14 // «ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера», ноябрь 2012 г., № 11.

          10. Информация о деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // www.fondgkh.ru. 08.10.2015г.

          11. Официальный сайт администрации Волгограда // http://www.volgadmin.ru/ru/MPHabitation/Default.aspx. 08.10.2015г.

          12. Официальный сайт Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области // http://gzhi.volganet.ru/ 08.10.2015г.

          13. Городовое положение от 16 июня 1870 г. // ПСЗ-2. Т. 35.-№48498.

          14. Положение о Советах губернских, уездных о заштатных городов и поселков городского типа 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. — №10. — Ст. 90.

          15. О районном Совете депутатов трудящихся РСФСР: Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. -№31.-Ст. 653.

          16. О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование: Постановление Совета Министров РСФСР от 29.06.1989. № 235 // СП РСФСР. 1989. — № 12. — Ст. 472.

          17. Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Проблемы и коллизии в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении. М., 2008.

          18. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.

          19. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации и решения нового закона // Вестник. МГУ. Cep.II. Право. 1996. — № 2.

          20. Дитятковский М.Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. -№ 11.

          21 . Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2006.

          22. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2007 г. N° 185-ФЗ (постатейный) / Стрижак Н.М. / Подготовлен для системы «Консультант плюс».

          cyberleninka.ru