Характерные интервалы их разрешение

Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. К ним относятся увеличенная секунда и ее обращение — уменьшенная септима, увеличенная квинта и ее обращение — уменьшенная кварта.
Каждый из них энгармонически равен малому или большому интервалу. Увеличенные интервалы равны малым интервалам с большей на ступень количественной величиной.
Увеличенная секнуда равна малой терции, увеличенаня квинта — малой сексте. Уменьшенные интервалы равны большим интервалам с меньшей на ступень количественной величиной. Уменьшенная септима равна большой сексте, уменьшенная кварта — большой терции.
Увеличенная секунда (ув.2) строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.
Уменьшенная септима (ум.7) строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени.
При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх.
Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимообратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7 (их разрешение тоже взаимообратимо).

Для построения увеличенной секунды и уменьшенной септимы вверх и вниз от звука можно воспользоваться обычным способом, сосчитав две ступени и 1.5 тона в ув.2. Для нахождения ум.7 целесообразно, используя обращение, построить ув.2 в обратную сторону, с переносом затем результата на октаву в сторону построения.

Вторая пара характерных интервалов — увеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)
Их построение и разрешение несколько отличается от того, что описано выше.
Ув.5 и ум.4 строятся на разных ступенях в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Увеличенная квинта строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре; уменьшенная кварта — на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.
Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимообратимые интервалы; это возможно использовать при их совместном построении в тональности.

glissando.ru

Прежде чем приступать к данной теме, ознакомьтесь с Темой 4. Интервалы.

Тритоны.
Тритон — особый музыкальный интервал объемом в три тона. Может представлять собой:
Увеличенную кварту (ув.4) — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. См. рис. 1

Количественная величина этих интервалов различная (ув. 4 — 4 ступени, ум. 5. — 5 ступеней), а качественная — одинаковая (3 тона).

Строятся тритоны в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
Известны две пары тритонов: первая связана с IV и IIV ст. (для гарм. минора — VII повышенная ст.), вторая связана со II и VI ст. (для гарм. мажора — VI пониженная ст.)

Тритоны — диссонирующие интервалы и требуют разрешения, т. к. строятся на неустойчивых ступенях.
Разрешаются тритоны посредством тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. Ув. 4 разрешаются всегда в м/б 6, а ум. 5 — в м/б 3.
Т.о., ув. 4 до-фа диез разрешается в м 6 — си-соль в миноре (h-moll) и в б 6 — си-бемоль соль в мажоре (B-dur);
ум. 5 до-соль бемоль разрешается в м 3 — ре-фа в миноре (d-moll) и в б 3 — ре-бемоль фа в мажоре (Des-dur).

  • прим. Интервалы записываются в виде заштрихованных нот, разрешения записываются в виде незаштрихованных нот. В записи разрешения одновременно в мажоре и миноре ставят необходимый знак (диез или бемоль) в скобках, слева от ноты, либо выписывают каждое разрешение в отдельном такте. См. рис. 3.
  • Это правило справедливо для тритонов, характерных интервалов, диссонирующих аккордов (Ум.5/3, Ув.5/3, D7 и т.д.).

    Зная особенности этих интервалов, можно построить следующую таблицу:


    Характерные интервалы.
    Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гарм. маж. такие интервалы связаны с VI пониженной ступенью, а в гарм. мин. — с VII повышенной ступенью.

    Перечислим эти интервалы:

    Увеличенная секунда (ув.2) — строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту.

    Уменьшенная септима (ум.7) — Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7

    Увеличенная квинта (ув.5) — Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту
    Уменьшенная кварта (ум.4) — строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимообратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

    Все разрешения потому и есть разрешения, что неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на пол тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI -> V, в миноре VII -> I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени – остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные – сужаются.

    — разрешение ув. 2;
    — разрешение ум. 7;
    — разрешение ум. 4 от III ст.;
    — разрешение ув. 5 от VI пониж. ст.;
    — разрешение ум. 4 от VII повыш. ст.;
    — разрешение ув. 5 от III ст.

    Зная особенности характерных интервалов, можно построить следующую таблицу:
    Теперь, когда вы знаете об интервалах все необходимое, составим полную таблицу интервалов:

    1. Что такое тритон? Назовите их.
    2. Расскажите о строении и разрешении тритонов.
    3. Чем тритоны отличаются от характерных интервалов?
    4. Что такое характерные интервалы? Перечислите их.
    5. Расскажите о строении и разрешении характерных интервалов.
    6. По какому принципу работает разрешение интервалов? Назовите устойчивые и неустойчивые звуки.

    1. Постройте две пары тритонов и характерных интервалов в тональности А-dur (ля-мажор) и ее параллели.

    • прим. Если вы не знаете что такое параллельные тональности, читайте Тему 5. Лад и тональность.
    • Обратите внимание! Когда вы пишете знаки при ключе, это значит, что они будут использоваться на протяжении всего произведения или упражнения по умолчанию. Поэтому, мы не ставим эти знаки возле каждой ноты. Мы ставим знак возле ноты только в том случае, если он не соответствует знакам при ключе.

      2. Пропойте то, что построили.
      3. Постройте то же в тональности B-dur (си-бемоль мажор) и ее параллели.
      4. Пропойте построенное.

      Стройте тритоны и характерные интервалы в разных тональностях.
      Меняйте алгоритм, стройте то в параллельных тональностях, то в одноименных.

      Обязательно подписывайте свои построения: слева от нотоносца пишете название тональности, на нотоносце пишете ключ, знаки при ключе, интервалы с разрешением, подписываете интервал и его разрешение (ум. 7 -> ч 5 и т.д.), сверху пишете ступень, от которой строили интервал (VII или VII# и т.д.)

      m.vk.com

      S o l F a theory

      7. Интервалы: диатонические и хроматические

      Диатоническими называются те интервалы, которые образуются между основными ступенями звукоряда (все чистые, большие, малые интервалы и тритоны, независимо от того, содержат они в себе хроматически изменённые звуки или нет).

      Ступеневой величиной интервала называется количество охватываемых им ступеней, а тоновой – количество заключённых в нём тонов и полутонов.

      Хроматическими называются интервалы, не являющиеся основными: все увеличенные, уменьшенные (кроме тритонов), все дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы и т.п., не встречающиеся в диатонике.

      Увеличенным или уменьшенным может быть любой интервалы, кроме чисто примы (она занимает 0 тонов, поэтому не бывает ум. 1).

      Увеличенным называется интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Уменьшённым называется интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступенеей величине. Дважды увеличенным называется интервал на хроматический тон шире чистого или большого при одинаковой с ним ступеневой величине. Дважды уменьшённым называется интервал на хроматический тон уже чистого или малого при одинаковой с ним ступеневой величине.

      Наиболее распространённые дв. Ум. И дв. Ув. Интервалы: дв. ув. 8, 4, 1; дв. ум. 5, 8.

      Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и минора (кроме тритонов), образовавшиеся в результате понижения на полтона VI ступени в мажоре или повышения на полтона VII ступени в миноре. Это ув. 2- ум.7; ув. 5 – ум. 4. Все характерные интервалы относятся к хроматическим.

      Акустическое разрешение диатонических интервалов

      Акустические диссонансы: секунды, септимы, тритоны.

      Акустически все диссонансы неустойчивы, все консонансы – устойчивы (но в ладу акустические консонансы могут оказаться неустойчивыми и будут стремиться к разрешению в ладовые устои).

    • Из двух звуков в секунде нижний звук – диссонирующий (требующий разрешения; при наиболее строгом голосоведении), при разрешении идёт на тон или полтона вниз. Верхний звук – свободный, разрешения не требует и остаётся на месте. Б.2 идёт таким образом в б. 3 или м.3, а м. 2 – только в м. 3.
    • Септимы – обращения секунд, поэтому диссонирует в них верхний звук. Разрешается аналогично: диссонирующий верхний голос идёт на полтона или тон вниз, а нижний остаётся на месте. Таким образом б. 7 идёт в б. 6, а м. 7 – в б. 6 и м. 6.
    • Возможны и более свободные варианты разрешения септим и секунд: диссонирующий звук на секунду вниз, а свободный — в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения.

    • ум. 5: оба звука сходятся : а) на полтона; б) один на полтона, другой на тон;
    • ув. 4: оба звука расходятся аналогично ум. 5.
    • Ладовое разрешение диатонических интервалов

      Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (т.е. звуков T53). Все остальные интервалы, включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, — неуйсточивы и стремятся к разрешению в устойчивые интервалы.

      Ладовым разрешением называется переводм неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно произведится на основе секундовых и (реже) кварто-квинтовых тяготений.

      • определить тональности, где встречается этот интервал;
      • если этот неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то они оба при разрешении плавно идут в ближайший устойчивый звук. Избегать параллельного движения квинтами, октавами и примами. Желательно, чтобы в интервале разрешения ясно проявлялся лад.
      • Если в интервале один неустойчивый звук, то он плавно разрешается в ближайший устойчивый звук. Другой звук останется на месте.
      • а) полутоновое всегда более убедительно (если вообще возможно);

        б) нельзя неустойчивый звук вести к уиносону с неподвижным соседним голосом;

        в) некоторые интервалы (секунды на V и VII ступени) нельзя разрешить только с помощью ладовых тяготений (из-за пункта «б»). Используется двойное разрешение: акустическое + ладовое.

        г) септима не идёт в октаву, а разрешается через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям D или S.

        д) кварто-квинтовые тяготения основаны, в основном, на ладогармонических функциональных связях: V-I, IV-I. Ближайшие к V ступени звуки – неустойчивые, поэтом при разрешении V-V, V-I. S, хотя и окружена устойчивыми звуками, сохраняет своё подчиненное функциональное значение по отношению к тонике, поэтому тоже возможно IV-I.

        Разрешение хроматических интервалов

        Увеличенные интервалы разрешаются ходом одного из голосов на секунду в сторону расширения расстояния между голосами. Уменьшенные интервалы – наоборот.

        Некоторые (ув. 2, ум. 7, тритоны) также могут разрешаться двусторонне.

        В целом, в ладу разрешение хроматических интервалов по своим принципам не отличается от разрешения диатонических интервалов.

        theory.solfa.ru

        Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гармоническом миноре с повышением 7-й ступени образуются интервалы, которые не встречаются в натуральном миноре. Это ув2 и ее обращение ум7. Ум7 строится на 7# и разрешается в ч5, ув2 это ее обращение. разрешается в сторону расширения- ч4.

        Увеличенная секунда (ув.2)

        строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.

        Уменьшенная септима (ум.7)

        Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7

        Увеличенная квинта (ув.5)

        Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту

        Уменьшенная кварта (ум.4)

        строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимо обратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

        [править] Разрешения характерных интервалов

        Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на полу тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени — остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные — сужаются.

        cyclowiki.org

        Как строить характерные интервалы в любой тональности?

        Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

        Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

        Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

        Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

        Как строить характерные интервалы?

        Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

        Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

        Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

        Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

        Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

        Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

        Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

        Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

        Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

        Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

        Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

        Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

        Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

        Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

        Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

        При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

        Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

        Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

        Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

        Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

        Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

        music-education.ru