Правила приема платежей за коммунальные услуги

Несколько вопросов о приеме платежей (Козырева С.Н.)

Дата размещения статьи: 06.04.2016

Любой управляющий МКД заинтересован в повышении платежной дисциплины, поэтому стремится предоставить как можно больше способов внесения платы, удобных разным категориям потребителей. Есть ли законодательные предписания и ограничения на использование (неиспользование) отдельных форм расчетов? Естественно, все вопросы в конечном итоге упираются в финансовые интересы управляющего и плательщиков.

Действующее законодательство содержит следующие нормы, регулирующие порядок сбора платы за жилищно-коммунальные услуги:
— УК, иное лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с плательщиками и взимать плату при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ);
— одним из стандартов управления МКД являются организация и осуществление расчетов за жилищно-коммунальные услуги (пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416), в том числе начисление платежей, оформление платежных документов и направление их плательщикам, осуществление расчетов с РСО, ведение претензионной и исковой работы в отношении должников;
— лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества в МКД, обязано организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений (пп. «д» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290);
— в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, должны быть установлены порядок и форма оплаты коммунальных услуг. Затем такая информация доводится до потребителей путем ее размещения на досках объявлений (пп. «и» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Особо следует отметить норму из пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг: «Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных: услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты».
Таким образом, действующее законодательство вменяет управляющему МКД в обязанность организацию и осуществление расчетов с потребителями, однако оставляет полностью на откуп сторонам договора определение конкретного порядка внесения платы. Таким образом, нюансы внесения платы могут быть описаны в договоре управления МКД. Сравните с начислением платы и оформлением (доставкой) платежных документов: законодательством императивно установлено, что это обязанность управляющего, избежать ее исполнения нельзя, поэтому соответствующие затраты учитываются при установлении размера платы за жилое помещение (обычно в составе платы за управление МКД).
Зная общие правила, ответим на несколько вопросов, возникающих на практике.

Вопрос: Вправе ли УК не принимать наличные платежи в кассу?

Запрет на внесение платы за жилищно-коммунальные услуги наличными денежными средствами в кассу УК не нарушает права потребителей, если им как минимум доступны банковские реквизиты УК для перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Однако, к примеру, в Апелляционном определении от 24.09.2015 N 33-16543/2015 Санкт-Петербургский городской суд посчитал, что законодательство о защите прав потребителей действует только в части правоотношений, не регулируемых жилищным законодательством, и последнее (в том числе Правила предоставления коммунальных услуг) имеет приоритет. Поскольку в нем отсутствует указание на обязанность УК принимать оплату в наличной форме, суд отказал в удовлетворении требований потребителя к УК об обязании ее принять оплату в наличной форме. Точно так же Московский городской суд отказал в удовлетворении требований об обязании УК принимать наличные денежные средства по оплате жилищно-коммунальных услуг без комиссии, поскольку такая обязанность не предусмотрена действующим законодательством, включая Правила предоставления коммунальных услуг и Закон о защите прав потребителей (Апелляционное определение от 02.10.2013 по делу N 11-33482).
———————————
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.

Между тем согласно позиции Верховного Суда (см. Обзор судебной практики за IV квартал 2013 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 04.06.2014) граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей. Одновременно требования ч. 1 ст. 16.1 данного Закона уточнены в его же ст. 37: при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей приравнивает внесение наличных денежных средств в кассу непосредственно исполнителя услуг и внесение денег в банк, платежному агенту, банковскому платежному агенту.
К сведению. С точки зрения банковского законодательства перевод денежных средств получателю за счет средств плательщика, находящихся на его банковском счете, или предоставленных им наличных средств осуществляется в рамках форм безналичных расчетов (ч. 2 ст. 5 Закона о национальной платежной системе ).

С учетом того, что потребителям всегда доступна такая банковская услуга, как перевод денежных средств без открытия банковского счета (для ее осуществления достаточно знать банковские реквизиты получателя), отсутствие кассы УК не нарушает права потребителя. Естественно, соответствующие порядок и формы оплаты должны быть установлены в договоре управления и доведены до потребителей.

Вопрос: Вправе ли ТСЖ принимать плату за жилищно-коммунальные услуги только в кассу по оговоренному графику (например, в течение трех часов в вечернее время три дня в месяц)?

Да, вправе, если это условие предусмотрено решением общего собрания членов и зафиксировано в договорах между товариществом и собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, а также доведено до потребителей путем размещения объявлений в общедоступных местах. Права потребителей нельзя считать нарушенными, так как у них всегда есть возможность перечислять плату на банковский счет ТСЖ, ведь все необходимые для этого сведения должны содержаться в платежном документе (пп. «б» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг).

Вопрос: Вправе ли УК при заключении договора о приеме платежей предусмотреть, что платежный агент взимает с плательщиков вознаграждение сверх суммы вносимой платы, при этом с УК вознаграждение не взимается?

Законом не запрещено такое распределение финансового бремени, однако включать в договор между УК и платежным агентом условие о том, что агент взимает с плательщиков вознаграждение, незаконно.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» по договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ. Договор о приеме платежей представляет собой агентский договор между оператором (исполнителем, платежным агентом) и поставщиком (заказчиком, УК). Специальный закон не устанавливает никаких правил насчет агентского вознаграждения, уплачиваемого поставщиком, однако в силу общих положений (ст. 1006 ГК РФ) этот договор является возмездным. Если стороны договора не признаются взаимозависимыми, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении символического вознаграждения платежного агента, которое уплачивается поставщиком.
Одновременно в силу ч. 2 ст. 3 данного Закона платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Однако это не то вознаграждение, которое принципал (поставщик) должен уплатить агенту (платежному агенту). Между плательщиком и платежным агентом возникают правоотношения непосредственно в момент внесения денежных средств.
Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Поэтому поставщик и платежный агент не имеют права включать в договор условие об установлении вознаграждения и тем более его размера для плательщиков. Довод о том, что такие условия носят информативный характер (ведь закон допускает взимание вознаграждения непосредственно с плательщика), не отменяет их незаконность. Есть несколько примеров, в которых по иску прокурора было признано недействительным соответствующее условие договора между почтой и образовательным учреждением (органом местного самоуправления) (см. Постановления ФАС ВСО от 25.01.2013 по делу N А33-4835/2012, ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13, от 11.06.2013 N Ф09-4869/13), а также в сфере ЖКХ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.02.2012 по делу N 33-434/12).

Вопрос: Закреплена ли в законе обязанность УК оплачивать комиссию банка при внесении населением квартплаты через банки (со своего счета или через кассу банка)?

Нет. Напротив, такая обязанность закреплена за плательщиками. Получатель перевода может принять ее на себя лишь добровольно.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, переводов денежных средств без открытия банковских счетов относится к банковским операциям. В соответствии со ст. 29 того же Закона в общем случае комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами. В качестве клиентов в данном случае выступают владелец банковского счета и лицо, вносящее денежные средства для осуществления перевода без открытия банковского счета. Таким образом, по умолчанию вознаграждение банка уплачивает то лицо, которое обратилось к нему за получением услуги, то есть плательщик.
Вместе с тем, как указал Банк России в ответе на вопрос 4 (см. Информацию «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»), ч. 10 ст. 8 Закона о национальной платежной системе не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств. Поэтому получатель может добровольно по согласованию с банком принять на себя обязанность оплачивать комиссию за перевод на его счет поступлений.
———————————
Эта норма гласит: распоряжение клиента исполняется оператором по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Действующее законодательство не устанавливает обязательные формы приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги: конкретный вариант согласовывается сторонами. Также управляющий МКД не несет законной обязанности предоставить потребителю возможность вносить плату без каких-либо дополнительных затрат с его стороны (оплаты комиссий банков, посредников напрямую им или опосредованно в составе платы за жилое помещение). Доказать правомерность возложения на потребителей расходов на оплату комиссий за прием платежей может прозрачное ценообразование по договору управления МКД.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

lexandbusiness.ru

Правила приема платежей за коммунальные услуги

В Ленинградской области продолжается работа по приведению региональной системы ЖКХ к единообразию. С января 2017 года регион перейдет на самостоятельную оплату плательщиками комиссии банков, почты и других платежных агентов при внесении жилищно-коммунальных платежей.

Ранее комиссионный сбор за прием платежей включался в состав тарифа на ЖКУ, а в ряде районов оплачивался за счет средств Управляющих организаций. Минусом такой системы является отсутствие у плательщика возможности производить оплату посредством платежных агентов с более выгодными условиями.
Переход на самостоятельную оплату комиссии позволит гражданам реализовать свое законное право на выбор платёжного агента, а также создаст равные условия по внесению «коммунальных» платежей для всех жителей Ленинградской области. Размер комиссионного вознаграждения будет зависеть от выбранного плательщиком способа оплаты и организации, то есть банка, почты или платежной системы, через которую житель будет вносить плату.

СПРАВКА
С 14 июня 2016 года Выборгский район включен в региональную систему оплаты коммунальных услуг, которая осуществляется Единым информационно-расчетным центром Ленинградской области.
С 1 января 2017 г. по всей Ленинградской области введена новая система оплаты, при которой плательщик вправе самостоятельно выбирать размер комиссии за коммунальные платежи.
В своей работе Единый информационно-расчетный центр ЛО руководствуется следующими нормами законодательства:
— в соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) устанавливается закрытый перечень работ и услуг, включаемых в плату за содержание жилого помещения. Расходы на оплату услуг платежных агентов и банков по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в указанный перечень не входят;
— п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика;
— в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение;
— в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией (банком) самостоятельно.
Из совокупности требований вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что оплата услуг платежных агентов и банков за прием денежных средств должна осуществляться за счет плательщиков.
Функции по привлечению операторов, предоставляющих варианты оплаты, находятся в ведении ЕИРЦ ЛО.
В настоящее время Единым информационно-расчетным центром Ленобласти договорные отношения заключены с рядом операторов, что позволило обеспечить вариативность оплаты для жителей Ленинградской области.
Размер комиссионного вознаграждения устанавливается платежными агентами по приему и перечислению взносов.
Минимальная сумма установлена в «Личном кабинете» на сайте ЕИРЦ Ленинградской области – 0,75 %, где можно оплатить квитанцию, не выходя из дома. В салонах «Евросеть» Санкт-Петербурга и Ленинградской области размер комиссии составляет 1%. При оплате через сервис «ВсеПлатежи» — 1,1%. В Сбербанке России комиссия варьируется в пределах 1-2 %, в зависимости от способа платежа. Комиссионный сбор Почты России составляет 2%. ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» комиссию не взимает. Оплатить ЖКУ без комиссионных сборов можно в кассе по адресу: ул. Железнодорожная, д.2/4.
Размеры комиссии, взимаемой с плательщика, зависит от выбранного им способа оплаты и организации, то есть банка, почты или платежной системы, через которую житель будет вносить плату.

Управляющая компания

по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области

zkx-vyborg.ru

Оценка различных способов оплаты коммунальных услуг

Статьи по теме

Жилищный кодекс РФ достаточно четко установил систему обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг в МКД при различных способах управления. Но внесение оплаты управляющей организации многих не устраивает. И чиновники, и управляющие, и ресурсоснабжающие организации ищут способы «модернизировать» нормы по оплате ЖКУ.

Задача жильцов – своевременно передавать коммунальные платежи в свою управляющую компанию. При этом некоторые УК получают нарекания из-за того, что задерживают средства жильцов и не производят их полного и своевременного перечисления в адрес РСО и подрядчиков. Ресурсовики хотят контролировать поток средств и ратуют за введение прямых платежей.

Заплатить за коммунальные услуги потребители могут разными способами: в банке, на почте, в терминале, в расчетном центре. Вопрос о том, насколько легитимными являются отдельные способы оплаты, широко применяющиеся в российских регионах, требует внимательного изучения.

Для возврата долгов за ЖКУ будут полезны образцы:

Нередко сложившийся порядок оплаты работает на фоне системы, которая «расщепляет» платежи с использованием расчетных центров. Работа с такими платежными агентами часто навязывается со стороны властей. Рассмотрим два варианта упомянутого «расщепления».

Работа через кредитные организации

Этот способ «расщеплять» платежи за услуги ЖКХ практикуется в Москве. Потребители здесь получают квитанции, в которых не указывается банковский счет владельца, наделенного правом требования от банка перечисления внесенных на него средств нужным контрагентам по собственному усмотрению. Вместо этого там стоит транзитный счет, который подписывается как «тр/сч». Это нарушает законодательство России.

Срочные изменения

Госдума рассматривает их в июле.

Оплата ЖКХ поступает в банк на тот самый транзитный счет, у него он называется счет 40911. С него происходит расщепление денег на счета организаций, предоставляющих ресурсы и услуги. Продолжает поддерживаться миф о разрешении Центробанком приема денег на счет 40911 в качестве одного из способов оплаты ЖКУ. Это не соответствует действительности. На самом деле ЦБ РФ только регулирует отражение соответствующих операций, происходящих на этом счете. 40911 – пассивный счет.

Интересно почитать: материалы по теме

Положение Центробанка №383-П от 19 июня 2012 года в пункте 1.17 говорит о наличии у плательщика возможности составить распоряжение о перечислении денег нескольким получателям, которые обслуживаются одной или несколькими кредитными организациями. Эти действия совершаются при наличии двустороннего договора между клиентом и банком. Он заключается по ГК РФ. Однако в случае с платежами за коммунальные услуги работает совершенно иное соглашение – трехсторонний договор об информационном обеспечении расчетов потребителей за ЖКХ на основании ЕПД.

Если оплачиваются коммунальные услуги, то плательщиками выступают граждане, а получателями УК и ТСЖ. При оплате коммунальных ресурсов схема иная. Тут плательщиками будут сами управляющие организации, а получателями – соответствующие РСО.

Нормы оплаты коммунальных услуг

Если банк одновременно обрабатывает платежи граждан и распределяет средства нескольким РСО, то перед их «расщеплением» он не зачисляет деньги потребителей на счета управляющих компаний, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг. Такое действие считается неправомерным.

В ЖК РФ закреплено, кому конкретно граждане должны оплачивать коммунальные и жилищные услуги. Эти нормы содержатся в статье 162 (часть 2 и 3), в статье 161 (часть 22 и 23) и в статье 155 (часть 4, 6 и 7). В них устанавливаются следующие правила:

  • если МКД находится под управлением УК, то жильцы оплачивают содержание, ремонт и ЖКУ этой управляющей компании;
  • если жильцы создали ТСЖ или кооператив, то порядок платы ЖКХ за услуги определяют управляющие органы этих объединений. Владельцы квартир, не получавшие членства в ТСЖ или ЖСК вносят средства в соответствии с заключенными с ними соглашениями;
  • если ТСЖ или кооператив заключает договор на управление МКД со специализированной организацией, то оплата поступает этой УО.
  • В соответствии с ПП №354 от 6 мая 2011 года в квитанции должно быть указано наименования исполнителя, его реквизиты в банке и счет.

    Для возврата долгов физических лиц Вы можете воспользоваться советами экспертов из статьи «Проверенный способ погасить долг за жку, если у собственника нет денег»,

    прочитать другие статьи по теме:

    или спросить у наших экспертов:

    В статье 155 ЖК РФ (части 61 и 71) приведено единственное исключение, позволяющее вносить платежи за коммунальные услуги не той организации, которая является их исполнителем. По решению общего собрания владельцев квартир за все или некоторые коммунальные услуги (кроме КУ на содержание общедомового имущества) можно напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.

    Статья 155 ЖК РФ обязывает потребителей оплачивать коммунальные платежи в соответствии с передаваемыми им платежными документами. При этом в ЕПД приводится счет 40911, который по ГК РФ не является банковским счетом. Это внутренний счет кредитной организации, и он не принадлежит управляющей компании. Получается, что граждане переводят деньги в пользу банка, и он на указанном счете осуществляет бухучет операций по денежным переводам.

    ЕПД содержит ИНН банка, его корсчет и прочие реквизиты. По закону банк выступает получателем средств, направляемых исполнителю ЖКУ. Банковское законодательство этого не допускает. По данной причине в квитанциях не должен ставиться счет 40911, там необходимо указывать счет компании-исполнителя коммунальных и жилищных услуг.

    Сложившаяся практика, при которой банк «расщепляет» получаемые от граждан средства на переводимые РСО (за коммунальные услуги) и УК (за жилищные услуги) противоречит, в том числе, и поручению плательщика. Последний поручает перечислить некоторую сумму управляющей компании. Банк при разделении средств удерживает собственное вознаграждение в размере 1 процента, хотя по ФЗ-161 от 27 июня 2011 года (часть 10 статьи 8) он не может этого делать, если деньги переводятся на счет получателя.

    Управляющим компаниям для отражения в бухучете выручки и расчетов с ресурсовиками приходится использовать документацию, оформляемую банковскими организациями, потому что именно банк по факту становится получателем средств и плательщиком РСО. УО в итоге не способна подтвердить, что денежные средства поступили на ее счет, а ресурсоснабжающие организации получили необходимые средства. У управляющей компании нет нужных для этого платежных поручений, выписок по собственному счету и других документов, которые используются при безналичных расчетах.

    Изложенные доводы позволяют сделать вывод о нелегитимности сложившейся практики и необходимости ее исправления.

    Работа через платежных агентов

    Второй способ получил широкое распространение при оплате коммунальных услуг. В этом случае в квитанции указывается банковский счет не УК, а расчетного центра. Речь идет не о специальном счете. РЦ производит «расщепление» поступивших средств в пользу РСО и даже различных подрядчиков, привлекаемых управляющей компанией для обслуживания домофонов, лифтов, телекоммуникационного оборудования и прочих целей.

    В данном случае происходит неправильное применение законов о платежных системах. Платежные агенты работают в соответствии с ФЗ-103 от 3 июня 2009 года. У них нет права на оформление квитанций от своего имени и указание в них собственных банковских счетов.

    На практике платежные агенты зачастую заключают с управляющими организациями соглашения, на основе которых они:

    • выставляют потребителям квитанции;
    • начисляют плату за ЖКХ услуги;
    • собирают с населения средства;
    • обрабатывают эти платежи.
    • По ФЗ-103 платежному агенту разрешается принимать только наличные, к примеру, с помощью терминалов. Осуществлять безналичные расчеты он уже не может. Таким образом, у платежного агента нет права указывать в квитанции свой счет в банке для перевода на него коммунальных платежей в безналичной форме.

      Платежные агенты могут проводить ограниченное число операций, и среди них нет зачисления денег, полученных от потребителей за ЖКУ и на капремонт, с собственного простого расчетного счета на соответствующие спецсчета. Заключенные соглашения между УК и такими агентами изначально прописанных в законодательстве условий не меняют.

      Закон разрешает всевозможным РЦ рассчитывать величину взносов, печатать и рассылать квитанции, обеспечивать управляющим компаниям юридическую защиту при работе с задолжниками. В то же время квитанция оформляется от лица поставщика услуг и с указанием его банковского счета. Региональные и муниципальные власти не имеют права принимать нормативные акты, вносящие изменения в порядок и способы оплаты за коммунальные услуги с привлечением платежных агентов. Такие вопросы решаются исключительно на федеральном уровне.

      Способ с описанной схемой привлечения платежных агентов тоже нелегитимен, и его нужно исправлять.

      Смотрите фрагмент вебинара на тему «Распространенные ошибки в общении с жителями: практика, советы и примеры»

      www.gkh.ru

      Прием платежей через третьих лиц

      Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

      Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

      Платежные агенты: прием платежей

      Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

      –поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

      –плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

      –платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

      –оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

      –платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

      Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

      Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

    • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
    • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
    • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
    • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
    • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.

    Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

    Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

    Ситуация 1

    УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

    УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

    Ситуация 2

    УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

    Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

    Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

    снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

    Ситуация 3

    УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

    В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

    Ситуация 4

    УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

    Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

    Ситуация 5

    УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

    При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

    ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

    Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

    Кредитные организации: перевод платежей

    Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

    Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
  • Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

    Вниманию УК на УСНО

    Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

    Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

    Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

    Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

    Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

    Ситуация 7

    УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

    Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

    Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

    Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

    Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

    Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

    www.klerk.ru