Что такое письменная речь правило

Письменная речь

Большое влияние на культуру устной речи оказывает письменная речь. Пересказ текстов, составление плана рассказа, выделение главных мыслей и т. п. — все это средства развития не только письменной, но и устной речи. Они вызывают необходимость предварительного анализа текста и приучают, прежде чем произносить речь, подготавливать ее.Письменная речь появляется позже устной и развивается на ее основе. Это относится как к развитию ее в обществе, так и к формированию в индивидуальной жизни человека.

В истории письменности можно различать три вида отношений между письменным знаком и мыслью. Первоначально появилось письмо пиктографическое (лат. pictus — нарисованный, греч. graphe — письмо). В таком письме мысль выражается при помощи схематических рисунков. Например, пиктограмма, изображающая всадника на коне и с палкой в руке, пять лодок с десятью черточками внутри каждой из них и черепаху с тремя кругами в овале, обозначает такую мысль: «Пятьдесят человек с вождем переправились на пяти лодках за три дня через озеро». Эти рисунки никак не связаны со звучанием слов данного языка.

Другим видом письма является идеографическое письмо (греч. idea — мысль). Оно и теперь еще применяется в Китае, пока не вступила в действие подготавливаемая реформа письменности. Идеограммы солнца или луны не являются рисунками, изображающими солнце или луну. Они условно обозначают соответствующие предметы. Идеограмма не связана со звучанием слов данного языка. Китайцы, говорящие на разных диалектах, по-разному произносят при чтении идеограмму солнца или луны, но понимают написанное одинаково. То же происходит и в других языках при цифровых обозначениях. Начертание 4 по-русски читается «четыре», по немецки «фир», по французски «катр», но само обозначаемое число всеми понимается одинаково.

В большинстве современных языков применяется письменность, в которой буквами обозначаются звуки речи. Это речевое письмо. В этом письме буква не совпадает в точности с реально произносимыми и слы шимыми звуками слов. Так, в русском языке буква «я» может обозначать два звука «j» и «а», т. е. «ja». Это различие между словом видимым, с одной стороны, и слышимым и произносимым, с другой, надо особенно учитывать на начальном этапе усвоения письменной речи.

Для овладения письменной речью должен быть создан переход от одного вида слов к другому. В процессе чтения вырабатывается переход от слова видимого к слову произносимому и слышимому. В процессе письма — обратный переход от слова произносимого (вслух или про себя) к слову видимому (при записи своей речи) или от слова слышимого — к слову видимому (при записи чужой речи).

Эти переходы должны специально вырабатываться, так как звуковой анализ и синтез слова видимого и слышимого различен. В устной речи говорящий и слушающий, хотя и различают каждый из звуков речи, но все же не дают себе полного отчета в звуковом составе слова. Не всякий из учеников I класса школы скажет, сколько, например, слов в таком предложении: «Ваня и Петя пошли в лес за грибами». Еще труднее им указать последовательность звуков в составе каждого слова. При записи же слов необходим сознательный анализ, т. е. полный отчет в звуковом составе каждого слова и отделение одного слова от другого. Письмо требует более высокого уровня анализа речи.

При чтении наиболее труден синтез элементов, так как слова пишутся буквораздельно. Экспериментальными исследованиями установлены три этапа овладения чтением (данные Егорова).

На первом этапе — аналитическом — ученик читает по отдельным звукам, переходя вскоре к чтению по слогам. Так как в результате такого чтения слова плохо синтезируются (произносятся не слитно, а слогораздельно), они плохо узнаются самим чтецом. Ученик недостаточно хорошо понимает текст, который сам читает, хотя тот же текст, прочитанный хорошим чтецом, понимается им хорошо.

На втором этапе — синтетическом — учащиеся нередко «торопятся» синтезировать элементы слова и угадывают слова, произнося их, хотя и слитно, но еще до того, как различат составные элементы слова. Вместо написанного «По полю бегут волки» читается: «Полем бегут волки». Эти ошибки нередко замечаются самим чтецом, что вызывает частые поправки и остановки, значительно нарушающие синтез всей фразы.

На третьем этапе — аналитико-синтетическом — обе стороны процесса (аналитическая и синтетическая) уравновешиваются, и достигается быстрый и точный переход от слова видимого к слову произносимому и слышимому. Это этап беглого чтения.

Задача обучения чтению в конечном счете сводится к тому, чтобы научить учащихся самостоятельно читать про себя. При таком чтении возникают новые задачи: учащийся должен не только понять текст, но и пересказать его. Требования к пересказу становятся контролем, регулирующим самостоятельное чтение про себя.

Эти требования могут быть разнообразны. Простой пересказ текста по учебнику приводит нередко к заучиванию «чужих» слов и мало способствует культуре устной речи. Наоборот, требование сопоставить факты, изложенные в книге, так, чтобы сделать выводы, не сформулированные в тексте, стимулирует к самостоятельной связной передаче мыслей. Особенно большое значение имеет составление тезисов по прочитанному тексту. В них главные мысли текста должны быть не только выделены в известном порядке, но и самостоятельно сформулированы. Работа над текстом должна состоять в его разнообразной перестройке, в сжатии его в краткие тезисы или в расширении и развитии их. Такая работа содействует развитию как устной, так и письменной речи.

Первым этапом на пути овладения письмом является выработка графического навыка. Взрослый грамотный человек в процессе письма сосредоточивает свое внимание на содержании мыслей. Он пишет слова, не задумываясь над элементами букв и не обособляя их друг от друга. Сложившийся навык дает возможность соблюдать графические ¦ и технические правила письма автоматизированно, не думая о них. Иначе протекает письмо у детей. Первоначально их внимание сосредоточено не на содержании мысли, а на выделении звуков, из которых состоит записываемое слово, и главным образом на соблюдении формы букв, сохранении их одинакового размера, нажима, наклона пера.

Усвоение навыка письма проходит три этапа (данные Гурьянова и Щербак). На первом — элементном — этапе внимание учащегося сосредоточивается главным образом на элементах букв, на соблюдении правил посадки, на координации движений, на пользовании пером и тетрадью. На втором — буквенном — этапе внимание переключается на правильное изображение букв, в то время как написание их элементов и соблюдение технических правил письма постепенно автоматизируются. На третьем этапе —связного письма — внимание сосредоточено на правильном соединении букв в слова и на соблюдении соотношения их по величине, наклону, нажиму, расстановке и положению на линейке. Высшей стадией графического навыка письма является связное, скорописное письмо.

Уже в скором времени в процесс письма вводится новая задача — орфографическая. Выполнение ее отвлекает значительную долю внимания, перестраивает процесс письма и побуждает к автоматизации графического навыка, что сказывается часто на ухудшении каллиграфической стороны письма. Решение же самой орфографической задачи встречает ряд трудностей, преодолеваемых лишь постепенно, по мере усвоения грамматики и орфографических правил.

Существенную роль в процессе письма играет предварительное проговаривание слов. Если исключить его, предложив, например, писать с зажатым (губами или зубами) языком, то количество орфографических ошибок резко увеличивается (данные Назаровой и Кадочкина). Произнесение про себя в значительной мере облегчает звуковой анализ слова, выделение в нем отдельных речевых звуков. Систематически проводимое орфографическое проговаривание слов является хорошим вспомогательным средством при первоначальном овладении письменной речью. Оно помогает установить связь между словом произносимым и видимым.

Высшей формой письменной речи является умение излагать мысли связно и последовательно. Вследствие богатства языковых средств, разнообразия письменных жанров речи и сложности предметов письменного изложения полное овладение этой высшей формой общения не заканчивается в школе, а продолжается всю жизнь.

Для составления связного текста отбор слов должен быть очень точен и рассчитан на понимание текста определенным кругом читателей. Во всяком языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащими, в действительности же одно из них редко может заменить другое. Слово «покой» и «спокойствие» очень близки по значению, но для выражения определенной мысли часто можно применить только одно из них. Понятие «смелый» имеет множество оттенков, выражающихся в разных, не заменяющих друг друга словах: «удалой», «отважный», «неустрашимый», «решительный», «мужественный», «храбрый», «бравый», «доблестный» и т. п. В разных контекстах необходимо выбирать то одно, то другое слово.

При составлении текста точный отбор слов не всегда удается сразу даже опытным писателям. Через разные промежутки времени автор снова возвращается к своему произведению и перестраивает его. Рукописи Пушкина, Л. Толстого, многих других крупных писателей свидетельствуют о том, как много внимания уделялось ими отбору слов, которые в наибольшей мере соответствовали бы намеченной мысли и удовлетворяющей их форме изложения.

Не менее важный объект внимания — структура предложений: последовательность слов, обеспечивающая то или иное логическое ударение в фразе, наличие придаточных предложений, обилие которых затрудняет чтение, нагромождение слов одной и той же грамматической формы (несколько существительных в одном и том же падеже, стоящих рядом друг с другом) и т. п. Столь же существенно соблюдение логической связи одной мысли с другими.

Успешный отбор слов и правильное построение предложений обеспечиваются не только богатством активного словаря и овладением грамматикой языка, но и хорошим знанием излагаемого предмета. А. М. Горький в статье «О том как я учился писать» вспоминает слова, сказанные ему однажды Л. Н. Толстым: «А печь стоит у вас не так», — заметил мне Л. Н. Толстой, говоря о рассказе «Двадцать шесть и одна». Оказалось, что огонь крендельной печи не мог освещать рабочих так, как было написано у меня». Отбор слов в речи может быть точным, выразительным и действовать на читателя лишь тогда, когда тот, кто пишет, хорошо изучил и правильно понял то, что им описывается.

Важнейшую роль в отборе слов и предложений играет понимание текста читателем. Через текст читатель должен получить ту же мысль, которую намерен передать пишущий. В то время как пишущий представляет описываемую ситуацию независимо от отбираемых в тексте слов, читающий узнает о ней только через текст. Если ученик в сочинении пишет: «Все окна в домике были раскрыты», но в тексте не разъясняет, о каком домике идет речь, то читатель не может представить ту ситуацию, которую в полной мере представляет себе ученик. Пишущий должен стать на позицию читателя, что требует специального контроля и часто не может осуществиться полностью пишущим, а нуждается в критике составленного текста другими людьми. Анализ законченных сочинений, оценка и обсуждение их значительно способствуют развитию письменной речи учащихся.

В процессе общения людей выработались многие виды и стили письменной речи — научная, учебная, публицистическая, художественная литература (разных жанров), деловая переписка и т. п. Каждый из видов и стилей письменной речи требует особого мастерства, и нередко овладение одним из них не означает еще овладения другими. Необходимы упражнения в разных видах письменной речи, чтобы многосторонне овладеть ею.

psyznaiyka.net

Особенности письменной речи

Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Письменная речь — определение

Письменное высказывание имеет свои особые средства.

  • звучание слов передается с помощью букв, буквы также могут быть использованы для подчеркнутой точности и логичности текста.
    • интонация автора передается с помощью знаков препинания.

    Их можно сравнить с нотными знаками: как тоны помогают нам прочитать музыкальное произведение так, как этого хотел автор, так и пунктуационные знаки наравне со словами помогают понять написанное

    (Вспомните знаменитое «Казнить нельзя помиловать»).

    • Для передачи мысли в письменном тексте используется абзацный отступ, или абзац, который помогает регулировать читательское восприятие.
    • Как правило, каждая новая тема, новая мысль начинается с нового абзаца. Пробел — увеличенное расстояние между строками — позволяет отделить одну часть текста от другой и используется, если абзацного отступа, с точки зрения автора, недостаточно.

    • Автор может использовать различные шрифты и выделения для того, чтобы обратить внимание читателя на определенную часть текста.
    • Особенности письменной речи для автора

      При создании письменного текста автор, продумывая план, содержание, композицию, используемые языковые средства будущего произведения, может неоднократно возвращаться к написанному.

      Особенности письменной речи для автора

      Считается, что при его создании, автор не ориентируется на конкретного читателя. Однако это не совсем так. Автор, действительно, не знает его, но обобщенный образ читателя непременно учитывается (Сравните, одинаков ли по стилю и содержанию текст учебника по риторике для младших школьников и для старшеклассников. Разница очевидна.).

      Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в статье «Как писать» утверждал:

      » Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним».

      Несомненное достоинство письменного текста для автора — возможность совершенствовать текст, редактировать его, возвращаться к написанному, вносить правку, изменять композицию и многое другое. Автор может спрогнозировать зрительное восприятие текста, подчеркивая свою, авторскую, концепцию при создании текста: разбить его на абзацы, выделить какие-то слова, использовать при написании различный шрифт, создать нумерацию и многое другое.

      Создавая текст, автор в какой-то степени творит для вечности, так как письменная информация, в отличие от устно й, хранится дольше.

      Особенности письменной речи для адресата

      Воспринимается первоначально зрительно, а зрительное восприятие текста регулируется автором.

      Особенности письменной речи для адресата

      Написанное высказывание не рассчитано на немедленную реакцию адресата. Оно отделено от читателя временем. Иногда автор даже не может с уверенностью сказать, когда его текст дойдет до читателя. Например, нередки случаи, когда писатели или поэты пишут «в стол»: они знают, что в данный период издание их произведения невозможно (Вспомните историю изданий «Мастера и Маргариты » Булгакова, «Доктора Живаго «Пастернака. Думается, вы можете привести и свои примеры.

      Письменная речь для читателя — это возможность стать непосредственным собеседником людей других эпох. Читая Ломоносова или Державина, мы постигаем мысли и чувства живущих в ХVIII веке, читая Пушкина или Достоевского, становимся собеседниками людей ХIХ века.

      Такой текст дает нам, как и автору, уникальную возможность возвращаться к написанному. Такое свойство текста называется ретроспекцией. Мы возвращается к ранее прочитанному по разным причинам: не понятен смысл и можно вернуться к тексту, чтобы лучше в нем разобраться; иногда необходимо многократно перечитать текст, так как этого требует наша работа; а иногда просто хочется еще раз получить эстетическое наслаждение от уже известного текста (так мы перечитываем Пушкина и Тургенева, Булгакова и Цветаеву). Зачастую текст или его части (например, заглавие) по-иному осмысливаются нами после повторного прочтения.

      Письменная речь дает нам возможность перечитывать его по частям или отдельными фрагментами для того, чтобы подобрать цитату к своей работе или просто ради удовольствия перечитать полюбившееся место. Попробуйте перечитать роман «Мастер и Маргарита» по разным сюжетным линиям. Например, вы читаете только то, что связано с посещением Москвы Воландом или историю Иешуа Га-Ноцри.

      Наша презентация по теме:

      Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

      Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

      velikayakultura.ru

      Чисто по-русски

      Формы речи

      Две формы речи : устная и письменная — обладают существенным своеобразием.

      Своеобразие письменной речи

      Письменная речь отличается целями и условиями употребления . Пишут обычно тому, кто отделён расстоянием, чья непосредственная реакция на сообщение не проявляется во время обращения к нему. Поэтому письменная речь должна быть максимально точной, ясной и убедительной, обязывает логически и грамматически правильно передавать свои мысли, чтобы не было повода для недоумений и двусмысленностей. Такая речь требует подготовки, обдумывания, здесь употребляют более сложные синтаксические конструкции, длинные фразы. С помощью пунктуации выделяют смысловые части высказывания, применяются и другие графические средства: подчёркивания, выделения, изменение шрифта, что обеспечивает выразительность письменной речи. Всё это говорит о том, что именно в письменной речи литературные нормы соблюдаются более строго.

      Своеобразие устной речи

      Устная речь первична, она возникает из потребности человека что-то сказать другому, она служит для непосредственного общения. В условиях устного общения слушающий о многом может догадаться, поскольку ему обычно известна тематика беседы, о недосказанном словами он может судить по интонации, мимике, жестам говорящего, наконец, о непонятном он может переспросить. Если пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, то говорящий действует спонтанно, не имея достаточного времени на обдумывание, выбирая форму выражения на ходу.

      Поэтому нормы устной речи менее строги: они допускают повторы, неполноту(эллиптичность), незаконченность, даже логическую непоследовательность, что делает речь необычной, даже выразительной. Устная речь лучше воспринимается, если она наполнена экспрессивным синтаксисом. Это и неполные предложения, непрямой порядок слов, сравнительные конструкции, фразы могут содержать оценку или добавочные мысли, произносимые с разной интонацией по степени громкости и мелодики. Интонация передаёт разнообразные эмоции,чувства, переживания. Всё это только обогащает устную речь.

      Правило устного общения — не повторять то, что известно из предшествующей фразы или ситуации. Вопрос: Который час? В письменном тексте означает только то, что задающий его интересуется временем, но в разных ситуациях устного общения он может наполняться разным смыслом, например, Не пора ли вам откланяться? (если адресован засидевшемуся гостю), Вы опоздали (если адресован опоздавшему на важную встречу). При этом словесное выражение будет дополняться соответствующей интонацией и мимикой.

      Поскольку устная и письменная речь различаются своими нормами, можно дать совет: не говори, как пишешь, и не пиши, как говоришь!

      Не следует смешивать формы речи: устная и письменная и функциональные стили речи: разговорный и книжный: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. В устной форме речи реализуется разговорный стиль.

      Для официально-делового и научного стилей речи и для языка художественной литературы основной является письменная форма речи. Публицистический стиль использует и устную, и письменную формы речи. Хотя полного соответствия здесь нет. В художественной литературе, например, в письменной форме может воспроизводиться разговорный стиль, а в устной форме речи дипломата представлен книжный, официально — деловой стиль.

      Сходство устной и письменной речи в том, что их основу составляет литературная речь, поэтому обе формы речи должны придерживаться общепринятых норм русского языка.

      chisto-po-russki.ru

      Урок 7. Грамотность письменной речи

      Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они умели читать и писать, но писать в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. Без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее сообщество читателей и писателей делится на два лагеря: ярых поборников грамотности и, конечно, не её противников, но тех, кто относится к ней без какого-либо пиетета. Первых шутливо прозвали граммар наци (grammar nazi), так как они требуют неукоснительного соблюдения правил грамматики и готовы вынести смертный приговор тексту, в котором сумели обнаружить малейшую ошибку. Их противники резонно замечают, что главное в тексте – это содержание, и язык является не застывшим сводом правил, а живым и развивающимся образованием, нормы которого постоянно меняются. В данном уроке мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её в себе развить.

      Содержание

      Когда нужно и не нужно писать грамотно

      Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.

      Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст – это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования – проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.

      Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга. Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.

      Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.

      Сверх этого, расхожий аргумент – «Важно содержание, а не форма» – является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е. «Средство передачи сообщения – это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.

      Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.

      Как научиться писать грамотно?

      По идее курс русского языка в средней школе обеспечивает нас всеми необходимыми знаниями для того, чтобы писать грамотно. К сожалению, практика показывает, что многим так и не удаётся его освоить. Разумеется, мы не можем перечислить и объяснить все правила русского языка в данном уроке. Наша цель – дать несколько простых советов, которые подскажут, как самостоятельно восполнить пробелы в знании русского языка при наличии соответствующей мотивации.

      Существует распространённое мнение, согласно которому можно научиться писать грамотно, если читать много хорошей классической литературы. Оно основано на убеждении, что при чтении люди усваивают визуальный облик слова и потом в процессе письма восстанавливают его с помощью зрительной памяти. На наш взгляд, значение чтения для развития грамотности несколько переоценено. Конечно, читать качественную литературу всегда полезно. Это обогатит словарный запас и поможет сформировать хороший стиль. Однако, что касается грамотности, здесь возникает несколько проблем. Во-первых, далеко не все обладают развитой зрительной памятью, особенно на мелкие детали. Во-вторых, при чтении люди обычно поглощены содержанием текста и не ставят себе цели обращать специальное внимание на написание слов или конструирование предложений. Наконец, множество ошибок возникает не из-за того, что человек не знает, как пишется то или иное слово, но из-за неправильного склонения, непонимания разницы между -тся и -ться, путанице в слитном и раздельном написании, неправильной постановки знаков препинания и т.п. В данном случае чтение совершенно бесполезно: нужно знать правила. Таким образом, читайте как можно больше, но чтобы улучшить свою грамотность выполняйте следующие рекомендации:

      Перечитывайте свой текст после написания. Большинство ошибок возникает из-за невнимательности. Если автор полностью поглощён процессом формулирования своих мыслей, то он уже не может следить за написанием слов или расстановкой запятых. Простая проверка поможет с лёгкостью выявить и исправить ошибки и опечатки. Также может быть полезным перечитать свой текст сзади наперёд. Эта техника позволит избавиться от эффекта скольжения глазами по тексту и вчитаться в каждое отдельное слово.

      Используйте проверку орфографии и пунктуации, встроенную в текстовый редактор. Естественно, такая проверка не идеальна: текстовые редакторы часто не знают многих слов и не могут правильно разобраться в синтаксисе, однако они, по крайней мере, помогут исправить какие-то грубые ошибки и укажут на фрагменты, требующие повышенного внимания. Многих людей раздражает постоянное подчёркивание слов и предложений разноцветными линиями. В таком случае можно отключать встроенную проверку в процессе письма, но включать её во время редактирования текста.

      Пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку. Образованным является не тот, кто знает всё, а тот, кто знает, где ему найти необходимую информацию. Ничего катастрофического в том, что человек не знает или не помнит какие-то правила, нет. Главное не забывать при необходимости заглядывать в нужную книжку. Вот небольшой список словарей и справочников по русскому языку, которые полезно иметь под рукой (или в закладках):

    • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
    • Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
    • Орфографический словарь русского языка
    • Толковый словарь русского языка
    • Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)
    • Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник
    • Словарь иностранных слов
    • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
    • Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник
    • Составляйте таблицы и схемы. Они выступают идеальным способом структурировать и запомнить сложный материал. Например, можно составить таблицу склонений существительных или схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. В принципе существуют уже готовые справочники «Русский язык в таблицах и схемах», но мы советуем создавать таблицы самостоятельно. Для этого вам потребуется действительно разобраться в теме, что, безусловно, поможет её запоминанию, и вы сможете организовать материал именно тем способом, который наиболее удобен для вас. Такие таблицы удобно держать на рабочем столе и обращаться к ним в случае сомнений относительно того или иного правила.

      Ознакомьтесь с основами морфологии и синтаксиса. Их знание является залогом правописания. Кратко говоря, морфология – это раздел лингвистики, изучающий части речи, строение слов, словообразование и словоизменение. Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема (тот самый школьный разбор слова по составу): корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.

      То же самое относится и к синтаксису. Нужно уметь выделять в предложении его составные части: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, приложение, вводная конструкция. Все правила пунктуации построены именно на этом умении выделять члены предложения. Если вы научитесь видеть структуру слов и предложений, запоминание и применение правил уже не составит для вас труда.

      Если ваше слабое место – это орфография, то попробуйте воспользоваться одной из следующих техник. Во-первых, проверяйте безударные гласные в корне подбором однокоренных слов, где на эти главные падает ударение. К примеру, недавно я столкнулась со следующей ошибкой: «я излИчилась от этой болезни». Правильно писать «излЕчилась», и это легко проверить с помощью слов «лечит» и «лекарь». Во-вторых, попробуйте сложные слова записывать на стикер, выделяя проблемные буквы размером шрифта и цветом: «прИвИлегия», «суББота». В-третьих, можно использовать метод ассоциаций. В качестве иллюстрации, в слове «молоко» безударные гласные в корне могут быть проассоциированы с бубликами, которые мы едим, запивая их молоком, и которые имеют форму буквы «О». Вспомнили бублики, вспомнили, как пишется слово. Наконец, попробуйте запоминать типичные случаи. Такой метод может быть особенно эффективным для запоминания слитного и раздельного написания слов. Например, твёрдо запомнив, что слово «вице-президент» пишется через дефис, вы уже не будете испытывать трудностей с подобными ему словами: «вице-премьер», «вице-консул» и т.д.

      Если же особую сложность вызывает пунктуация, то полезно помнить о том, что знаки препинания призваны отражать на письме паузы и интонационные нюансы речи. Поэтому может быть полезным прочитать предложение вслух и обратить внимание на то, как вы его произносите, где делаете паузы, на какие слова ставите акценты. Там, где вы заметили паузы и акценты, должны стоять знаки препинания. Вот все общие советы, которые можно дать относительно развития грамотности.

      Онлайн-курс «Русский язык»

      Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

      Проверьте свои знания

      Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

      Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

      4brain.ru