Закон об образовании для автошкол

Оглавление:

Новый закон об автошколах

Обучение вождению аналогично образовательной деятельности других российских учебных заведений. Потенциальных автомобилистов ждут в автомобильных школах, а удостоверение водителя может быть получено после прохождения экзаменов по теории и практике на площадках ГИБДД. Качество работы автошкол контролирует государство путем выдачи лицензий. Примерные программы для автошкол утверждает Министерство образования и науки. Существенные изменения в работе автомобильных школ произошли в 2014 г., когда учебные заведения обязали проходить лицензионную проверку.

Приказы об автошколах в России

Работу автошкол регламентируют несколько законодательных актов, которые касаются обязательного лицензирования, утверждения программ. В 2013 г. Правительство России утвердило постановление «О лицензировании образовательной деятельности» № 966. Согласно этому документу, все школы, в которых обучают вождению, с 2014 г. должны иметь лицензию. Кроме этого, программы по обучению (переподготовке) водителей должны согласовываться с Государственной автоинспекцией, которая контролирует и соответствие материальных, технических баз установленным нормам. Отсутствие лицензии приведет к тому, что выпускников не допустят к экзаменам.

Учебные программы регламентируют образовательный процесс согласно Приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» № 292 г. от 18.04.2013 г. Приложение к данному документу дает право автошколам устанавливать:

  • Форму обучения;
  • Длительность и содержание курса на основе программы, которая соответствует принятым стандартам;
  • Расписание занятий, время начала и завершения курса.
  • На базе примерных программ педагоги разрабатывают и представляют для согласования свои программы, по которым будут обучаться студенты в конкретной автошколе. При составлении нужно учитывать пропускную способность классов. Что касается материально-технических условий, то база учреждения должна включать (по минимальным требованиям):

  • Площадку от 0,24 Га для отработки навыков вождения;
  • Автомашины для учеников (обязательно с видеорегистраторами) в достаточном количестве;
  • Тренажер (симулятор) для тренировки вождения;
  • Интерактивную доску и компьютер;
  • Картосхему населенного пункта;
  • Доску для маркеров и магнитов.
  • Что касается программ, по которым автомобильные школы обязаны готовить студентов, то ранее они регламентировались Приказом Минобрнауки РФ № 636, принятым в 2012 г. Однако с августа 2014 г. действуют новые нормы, предписанные Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» № 1408. Этот акт устанавливает примерное содержание программ для обучения (переподготовки) водителей всех категорий (подкатегорий). Здесь прописаны требования к учебным и материальным базам, которые обязана соблюдать автомобильная школа.

    Какой нормативный акт регламентирует допуск к экзамену в ГИБДД?

    Постановлением Правительства РФ «О допуске к управлению ТС» № 1097 (действует с 2014 г.) установлены «Правила проведения экзаменов на право управления ТС…». Акт ссылается на статью 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая указывает, что допуск к экзаменам могут получить только студенты:

  • Достигшие определенного возраста (для каждой категории ТС регламентирован свой возрастной порог);
  • Не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья (подтверждается соответствующим документом);
  • Завершившие профессиональное обучение, которое соответствует установленным нормам.
  • Именно последний пункт дает право сотрудникам ГИБДД не допускать к экзамену студентов из автомобильных школ, не прошедших процедуру лицензирования. Тот факт, что требования об обязательном получении лицензии действуют уже около 3-х лет, не исключает функционирования нелицензированных автомобильных школ. Это учебные заведения, которые не прошли проверку на соответствие программ обучения установленным нормам. Материальная база подобных заведений далека от нормы, что не позволяет студентам получить необходимые практические навыки вождения в полном объеме.

    Более того, работа автошкол без лицензии влечет за собой как административное, так и уголовное наказание. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99 предусматривает, что нанесение ущерба правам и законным интересам граждан является грубым нарушением лицензионного законодательства. Федеральный Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14) предусматривает наложение штрафа от 40 тыс. руб. за отсутствие лицензии у юридического лица. За грубые нарушения деятельности, для которой требуется лицензия, учреждение могут закрыть на 3 мес. или оштрафовать на 200 тыс. руб. Уголовный Кодекс (ст. 171) предусматривает наказание за работу без лицензии, при условии получения крупной прибыли. Это может быть штраф от 300 тыс. руб., исправительные работы, арест на полгода и даже заключение.

    Заключение

    Деятельность автомобильных школ регламентирована теми же законами, что и работа других образовательных учреждений. Существуют правила и требования к программам, материально-техническим базам автошкол, а также к процессу получения лицензии. Нарушение этих требований грозит ответственностью для собственников школ, при этом студенты-выпускники лишаются допуска к сдаче экзаменов.

    insur-portal.ru

    Официальные документы

    Онлайн курс подготовки к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД на получение права на управление транспортными средствами категорий «В» создан с использованием системы электронного обучения и применением дистанционных образовательных технологий.

    В автошколе созданы все условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы.

    Информационные технологии и технологические средства обеспечивают освоение обучающимися, независимо от их места нахождения, образовательной «Программы подготовки водителей ТС категории «В» в полном объеме.

    Обучение проходит в полном соответствии со всеми официальными документами:

    • «Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «В», утверждённой приказом № 1408 Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года.
    • Федеральным законом Российской Федерации № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 7 мая 2013 года.
    • Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
    • Законами устанавливается возможность применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и прохождения обучения дистанционно.

      Курс дистанционного обучения теоретическим дисциплинам по «Программе подготовки водителей транспортных средств категории «В» отвечает самым современным требованиям к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) и к электронной информационно-образовательной среде.

      Таким образом, вы получаете удобную и абсолютно законную возможность пройти теоретическое обучение в автошколе из своего дома в комфортной обстановке.

      По окончании обучения, в случае успешной сдачи внутреннего экзамена Вы получите свидетельство об окончании автошколы идентичное свидетельству после окончания очного классического курса.

      education.auto-online.ru

      Информация о документах, разъясняющих порядок работы автошкол

      Уважаемые коллеги!

      Межрегиональная ассоциация автошкол продолжает оперативно информировать о документах, разъясняющих порядок работы автошкол в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы.

      Предлагаем Вам ознакомиться и использовать в практической деятельности письмо Рособрнадзора от 2 февраля 2014 г. № 01-19/06-01 «О лицензировании образовательной деятельности», а так же ответ Рособрнадзора на запрос МААШ о необходимости наличия в каждой автошколе специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Письмо Рособрнадзора от 2 февраля 2014 г. № 01-19/06-01 «О лицензировании образовательной деятельности»

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
      ПИСЬМО от 2 февраля 2014 г. N 01-19/06-01
      О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      В связи с вступлением в силу с 7 ноября 2013 года постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) разъясняет порядок предоставления документов на процедуру проведения лицензирования образовательной деятельности на период до принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.

      Лицензирование осуществляется в соответствии с требованиями статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании в Российской Федерации), вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании. Изданные до вступления в силу Закона об образовании в Российской Федерации и Положения о лицензировании подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие процедуру лицензирования, применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия соответствующих нормативных правовых актов.

      Для осуществления лицензирования образовательной деятельности при предоставлении лицензии, переоформлении лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в филиале организации, не указанном в лицензии, по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии, заявители предоставляют заявление и комплекты документов, указанные в пунктах 10, 15 — 17 Положения о лицензировании.

      Формы заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам в настоящее время установлены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2012 N 1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам» и заполняются в части, не противоречащей нормам Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Положения о лицензировании.

      Формы справок о педагогических и научных работниках, о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день не установлены. Заявитель вправе представлять указанные документы в произвольном виде до официального утверждения соответствующих форм и требований к ним.

      Вместе с тем вышеназванные документы должны содержать все сведения, отвечающие требованиям статей 16, 18, 46, 79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

      Образовательные организации на основании подпункта «д» пункта 10, подпункта «д» пункта 16, подпункта «в» пункта 17 Положения о лицензировании для осуществления процедуры лицензирования образовательной деятельности представляют копии разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ.

      Образовательная программа в соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона об образовании в Российской Федерации — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

      Рособрнадзор с целью выполнения вышеуказанных подпунктов Положения о лицензировании рекомендует представлять в печатном виде копии учебных планов, а остальные документы, входящие в образовательную программу, — в электронном виде.

      Ответ Рособрнадзора на запрос МААШ о необходимости наличия в каждой автошколе специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

      Уважаемая Татьяна Вячеславовна!

      Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Управлением государственных услуг Рособрнадзора рассмотрели Ваше письмо от 15.01.2014 № 15/01/01 и сообщает следующее.

      В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Федеральный закон об образовании вступил в силу с 01.09.2013.

      Таким образом, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, (далее — Положение о лицензировании) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона об образовании, является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 Положения о лицензировании) и к лицензиату при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности (подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

      Подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представляется при получении лицензии соискателем лицензии (подпункт «з» пункта 10 Положения о лицензировании), а также лицензиатом при переоформлении лицензии (подпункт «д» пункта 15, подпункт «з» пунктов 16, 17 Положения о лицензировании).

      Дополнительно сообщаем, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627 утверждена методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики согласно приложению.

      И.о. начальника Управления
      Т.Г. Комарова

      maash.ru

      Автомобили

      Актуальная тема

      Автошколы научат водить по-новому

      Минтранс поддержал предложения автошкол по изменению программ обучения будущих водителей

      Как стало известно «Газете.Ru», Минтранс готов поддержать серьезные изменения в программы подготовки водителей. Экспертное сообщество предлагает добавить в курс обучения больше практики и уделить больше внимания приобретению навыков контраварийного вождения. Предлагается также сократить лишние технические часы в пользу особенно необходимых навыков: от умения парковаться до составления европротокола. Также могут измениться правила обучения и для водителей-профессионалов. При этом может вырасти и стоимость обучения.

      Окончательно разделить профессиональных и непрофессиональных водителей и дать каждому из них больше необходимых практических знаний предложили в «Гильдии автошкол». Как сообщил «Газете.Ru» глава гильдии Сергей Лобарев, большинство предложений уже поддержали в Министерстве транспорта, а это значит, что совсем скоро программы обучения водителей могут быть значительно скорректированы. Но и стоимость услуги также вырастет.

      Непрофессионалам меньше лишних знаний и больше практики

      «Это не означает, что программа обучения для водителей-непрофессионалов будет ослаблена, напротив, часы, выделенные на обучение, мы предлагаем перераспределить более эффективно, — рассказал Лобарев «Газете.Ru».

      — Из теории убрать профессиональный блок, который включает правила перевозки грузов и пассажиров, организацию работы диспетчерской службы такси. Вместо этого мы предлагаем включить в программу более живые и необходимые водителям навыки в повседневных условиях.

      Это использование парковочного пространства в крупных городах, умение самостоятельно оформить мелкое ДТП по европротоколу — к сожалению, многие водители не знают, как это делать. И другие более насущные вопросы».

      Вступили в силу новые требования к экзаменаторам ГИБДД‍

      В числе предложений, которые были представлены гильдией в Минтранс, увеличение количества часов практики вождения в реальных условиях и включение в программу шести часов контраварийной подготовки. Представители автошкол уверены: такое нововведение повысит качество навыков вождения учеников и поможет им гораздо проще сдавать экзамены.

      Профессионалов будут учить дольше

      Водителей-профессионалов, которые планируют учиться управлению грузовым транспортом, малотоннажным транспортом весом до 3,5 тонны или работать по найму, например, в службах такси, также ждут изменения в программе обучения. При этом получается, что изменения будут касаться и желающих получить права категории B.

      «Минтрансу также понравилось наше предложение добавить более 100 часов практики вождения в реальных условиях для желающих стать профессиональными водителями, — сказал Лобарев.

      Самые распространенные ошибки при сдаче экзаменов по вождению

      — При этом обучение управлению грузовым транспортом в основном происходит на отечественной технике. Мы предлагаем, чтобы хотя бы в крупных регионах водителей учили обращаться с транспортом иностранного производства. Потому что представители автохозяйств жалуются на то, что курс обучения перегружен профессиональными предметами, а навыков реальной практики у шоферов почти нет. Получаются «полуфабрикаты», для которых предприятиям уже самим приходится организовывать свои, дополнительные занятия».

      Эксперты предлагают добавить отдельный блок в программу обучения профессионалов. После окончания курсов водителям будут выдавать сертификат профессиональной компетентности, который соответствует европейским стандартам.

      При этом в гильдии не исключают, что стоимость обучения может повыситься как для «обычных», так и для профессиональных водителей. В первом случае это связано с тем, что после введения новых стандартов автошкол в принципе стало меньше. Так, если в 2014 году по всей России насчитывалось более 11,5 тыс. автошкол, то в 2017-м их осталось всего около 5,4 тыс. Что касается стоимости обучения профессионалов, то, по мнению Лобарева, она неоправданно занижена. «Это нонсенс, что в Москве выучиться водить легковой автомобиль стоит около 45 тыс. рублей, а грузовой транспорт — 25 тыс. рублей.

      Мы прогнозируем, что средняя стоимость услуги для любителей вырастет до 55 тыс., а для профессионалов — до 120–130 тыс. рублей».

      В Минтрансе не смогли оперативно прокомментировать запрос «Газеты.Ru». «Запрос находится в работе в профильном департаменте. Как будет готов ответ, он будет направлен в «Газету.Ru», — сказали в ведомстве.

      Количество автошкол в России может сократиться в четыре-пять раз

      В свою очередь автомобильный эксперт правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения Игорь Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru» одобрил выдвинутое предложение.

      «Ранее в России ликвидировали разделение любителей и профессионалов, — сказал Моржаретто. — Теперь это планируется вернуть. Но нужно понимать, что одним изменением программ не обойтись. Необходимо будет менять закон об образовании, заходить с этим вопросом через Госдуму и работать с Министерством образования, а это будет очень непросто. Сейчас любителям действительно приходится учить много лишней информации, которая им совершенно не нужна. Поэтому система образования должна быть многоступенчатой».

      В свою очередь автомобильный эксперт, член регионального отделения «Общероссийского народного фронта» Катерина Соловьева также считает, что программа обучения будущих водителей нуждается в корректировке и внесение подобных изменений необходимо. «Что касается нюансов, то, к примеру, увеличение количества часов, отведенных на вождение, показатель скорее субъективный, поскольку восприимчивость у всех разная, — считает эксперт. — Практическая польза от введения шести часов контраварийной подготовки не очевидна. Ведь курс уже как минимум включает получение знаний для уверенного управления автомобилем. И если мы говорим об усвоении навыков для их применения, то за отведенное время будущие водители вряд ли смогут получить необходимую базу».

      По мнению эксперта, учить базовым основам оформления ДТП нужно и сложности с этим вряд ли возникнут.

      www.gazeta.ru

      Приведение наименования и устава автошколы в соответствие с законом до 1 января 2016 года

      У нас действующее ООО «Автошкола», действует не первый год, имеется лицензия. Недавно мне сказали, что необходимо привести наименование и Устав нашей автошколы в соответствии с законом об образовании до 01.01.2016 г.

      Вопрос: 1. Необходимо ли менять что-либо в названии, если да то, что и как правильно необходимо назваться?

      2.Необходимо ли вносить какие-либо изменения в Устав?

      Ответы юристов (2)

      Данные требования, описанные в ФЗ Об образовании относятся к образовательным организациям, являющимся НЕКОММЕРЧЕСКИМИ юридическими лицами.

      Раз у Вас ООО, вы коммерческая организация, и занимаетесь предпринимательской деятельностью, никакие требования к наименованиям образовательных организаций и уставам образовательных организаций, к Вашему ООО не применяются.

      Ничего Вам вносить не надо.

      Уточнение клиента

      Про образовательные организации и то, что они некоммерческие понятно, а как же требования к организациям, осуществляющим обучение? — это любые юридические лица ( в том числе и ооо) и требование закона об образовании о том, что все кто занимается обучением и образованием должны об этом указать в своем наименовании?

      29 Октября 2015, 01:55

      Нет, там именно об к наименованиям и уставам образовательных организаций требования.

      ФЗ Об Образовании

      Статья 23. Типы образовательных организаций
      Статья 25. Устав образовательной организации

      Вы правильно заметили про организации, осуществляющие обучение. Как раз к ним ООО и относятся. Эта другая категория субъектов, они не являющихся образовательными организациями.

      ФЗ Об Образовании

      Статья 21. Образовательная деятельность
      1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
      2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных
      предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников,
      занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных
      предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии,
      обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

      Т.е. соблюдать закон этот они обязаны, обучать согласно всем правилам, но вносить в свое наименование слова «образовательная организация» и в устав все, что там в законе прописано, не должны.

      Да и не внесет Вам налоговая таких изменений, откажут. И некоммерческие у нас регистрирует вообще другой орган — Минюст.

      Если Вас так беспокоит этот вопрос, зарегистрируйте образовательную организацию в Минюсте. Но я не вижу в этом смысла: лицензия есть, закон соблюдаете, в нем написано, что ООО могут осуществлять такую деятельность.

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      pravoved.ru