Повышение качества образования в условиях нового закона об образовании

Что ждет сферу образования в 2018 году?

Одной из важнейших задач в данной сфере в текущем году является разработка документа, охватывающего все уровни образования, – отраслевой стратегии развития образования, и эта работа уже начата, сообщила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева 14 марта на расширенном заседании коллегии министерства, посвященного подведению итогов его деятельности в 2017 году и обнародованию задач на 2018 год. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.

Кроме того, продолжится реализация пяти приоритетных проектов:

Помимо этого, по словам министра, государственная программа «Развитие образование» (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Отметим, что уже сейчас указанная госпрограмма содержит три новых ведомственных проекта (разработанных Минобрнауки России), не предусмотренных ее предыдущей редакцией: по обеспечению условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах (как на уроках физкультуры, так и во внеурочное время), популяризации олимпиадного движения по общеобразовательным предметам и созданию специального информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов «Поступай правильно».

Рассмотрим, реализация каких конкретно мероприятий в рамках всех перечисленных выше проектов запланирована на каждом уровне образования.

Дошкольное образование

Предоставят ли родителю налоговый вычет на образование, если ребенок платно обучается в дошкольной образовательной организации? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В текущем году число детей в возрасте от трех до семи лет, обеспеченных доступным и качественным образованием, планируется довести до 100% во всех регионах страны. Данный показатель уже достигнут в 72 субъектах РФ, в шести регионах он составляет 95-99% и лишь в семи – менее 95%. Хуже обстоят дела с доступностью дошкольных учреждений для детей от двух месяцев до трех лет: только 79,8% малышей обеспечены местами в них. Исправить ситуацию призван ведомственный проект по содействию регионам в создании дополнительных мест для детей до трех лет, в 2018 году на него выделено 24,5 млрд руб. Согласно предусмотренным проектом срокам к 2021 году на каждого ребенка до трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Еще одна задача на этом уровне – обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования во всех дошкольных образовательных организациях.

Общее образование

Как отметила Ольга Васильева, обеспечение современных условий обучения в школах включает в себя не только создание новых мест в образовательных организациях (за счет строительства новых школ или выкупа и перепрофилирования под них иных зданий, а также проведения капитального ремонта и создания надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения), но и ликвидацию многосменного обучения. На сегодняшний день в ряде регионов сохраняется практика обучения в две и даже в три смены, полностью ликвидировать ее удастся, по словам министра, только к 2025 году – к этому времени предполагается создать около 6,5 млн новых мест в школах. Нельзя не отметить, что для выполнения этого плана темпы введения в эксплуатацию новых школьных площадей нужно ускорить, так как в прошлом году было создано всего 56 888 новых мест.

Важной задачей является систематическое обновление содержания общего образования путем модернизации ФГОС, а также изменение подходов к формированию федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, а именно: более серьезный контроль за содержанием все возрастающего количества учебников. Так, например, президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая уверена в необходимости создания концепции единого учебника русского языка (по аналогии с единым учебником истории), поскольку в настоящее время в перечень включены 80 учебников по русскому языку и литературе.

Также в текущем году будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Ольга Васильева напомнила, что в настоящее время уже утверждены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшее время, по словам министра, будут утверждены концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. Кроме того, в течение года предполагается разработать и утвердить предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться оценке качества общего образования. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что в прошлом году была создана единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений, включающая в себя итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования и участие России в международных исследованиях. В текущем году увеличится охват ВПР: если в прошлом году в них приняли участие более 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов, то в этом году проверка затронет еще и шестиклассников (приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»). Учеников 9-х классов ждет новое испытание – устное собеседование по русскому языку. В апреле текущего года все регионы России примут участие в его апробации, обязательным же оно станет с 2019 года. ЕГЭ, по словам руководителя Рособрнадзора, в этом году содержательно не изменится. Со следующего же учебного года все задания в рамках экзамена по информатике будут выполняться на компьютере (исключаются задания «на листочках»), а китайский язык станет пятым иностранным языком, который можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору (сейчас выпускники могут выбрать экзамен по английскому, испанскому, немецкому или французскому языкам).

Помимо знаний учеников, оценке подлежит и компетентность учителей. В прошлом году 4,5 тыс. педагогов из 13 регионов приняли участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, разработанной Московским педагогическим государственным университетом. Каждому учителю были направлены результаты оценки с указанием на то, какие вопросы и темы ему следует внимательнее изучить, и необходимые для этого методические рекомендации. В следующем году планируется внедрить такую оценку по всем предметам, но ее результаты, по словам Сергея Кравцова, не могут являться основанием для каких-либо административных решений в отношении учителя, например о его увольнении.

Важно, что применяемый с прошлого года в контрольной деятельности Рособрнадзора риск-ориентированный подход уже позволил сократить число годовых проверок школ на треть. Как сообщил руководитель ведомства, в 2018 году будут проверяться в первую очередь образовательные организации, не объективно проводившие предметные олимпиады и награждавшие медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Продолжится работа по формированию федеральной сети детских технопарков «Кванториум» – планируется создание еще как минимум семи единиц. На сегодняшний день в 51 технопарке на территории 39 регионов на бесплатной основе постоянно обучаются 45 тыс. детей, а более 400 тыс. – активно вовлечены в их деятельность. Кроме того, предполагается создать не менее 31 регионального модельного центра дополнительного образования – данные учреждения призваны осуществлять организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сейчас они функционируют в девяти субъектах РФ, и в этих же регионах применяется персонифицированное финансирование: 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдельным направлением дополнительного образования является отдых и оздоровление детей. Напомним, именно Минобрнауки России теперь координирует деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444). В прошлом году организованными формами отдыха были охвачены почти 6,6 млн детей. Однако нельзя не отметить, что абсолютное большинство организаций отдыха – 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием, которые, по мнению экспертов, не обеспечивают полноценного отдыха (всего в 2017 году на территории России функционировали 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей, из них стационарных – 2357, санаторно-оздоровительных – 609, лагерей труда и отдыха – 4718, палаточных лагерей – 2150). Поэтому Минобрнауки России выступает за создание новых лагерей, особенно стационарных, но только при условии их соответствия всем нормативным требованиям, отметила Ольга Васильева.

Важно, что практически в каждом регионе сформированы реестры учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в которых содержатся сведения об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и др.).

Кроме того, уже во время летней оздоровительной кампании этого года с детьми будут работать профессиональные вожатые – в 11 вузах сейчас идет подготовка по образовательному модулю «Основы вожатской деятельности».

Среднее профессиональное образование

Одна из основных задач на этом уровне – разработать примерные основные образовательные программы с учетом потребностей работодателей и международных требований и сформировать сеть образовательных организаций с условиями (материально-технической и учебно-методической базой) для реализации программ СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Напомним, в прошлом году в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся в учреждениях профессионального образования началась апробация демонстрационного экзамена, предусматривающего проверку умений и навыков выпускников путем моделирования реальных производственных условии. Успешно сдавшие его лица получают документ, подтверждающий уровень их профессиональной компетенции в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport) 1 . Сведения о выданных паспортах компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов и могут использоваться для подбора персонала предприятиями-работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена. При этом представители предприятий могут присутствовать непосредственно при проведении экзамена.

В то же время эксперты отмечают, что до повсеместного внедрения демонстрационного экзамена – разработка макетов контрольно-измерительных материалов для его проведения включена в планы Минобрнауки России на текущий год – необходимо закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в нормативных актах.

Для того чтобы подготовить специалистов в соответствии с указанными стандартами и провести экзамен, необходимы современное оборудование и расходные материалы, поэтому для модернизации материально-технической базы профессиональным образовательным организациям планируется оказывать государственную поддержку. Кроме того, в ходе состоявшегося 6 марта в Екатеринбурге совещания по вопросу развития системы среднего профессионального образования Президент РФ Владимир Путин анонсировал возможность создания в ближайшее время на территории всей страны центров опережающей профессиональной подготовки, на базе которых будет осуществляться обучение студентов и переподготовка преподавателей, а также повышение квалификации уже работающих специалистов. Отметим, что подготовка кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, входящих в так называемый ТОП-50, ведется сейчас на базе межрегиональных центров компетенций, созданных в семи субъектах РФ.

Высшее образование

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов, и формирование опорных университетов, а также центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сейчас статус таких центров имеет 51 университет в 39 субъектах РФ, но Минобрнауки России рассчитывает, что в ближайшее время они будут созданы в каждом регионе.

При этом важно отметить, что этап массовых проверок вузов завершен – по итогам проведенных Рособрнадзором за четыре предыдущих года контрольно-надзорных мероприятий количество аккредитованных вузов сократилось более чем в два раза (с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017), а количество филиалов негосударственных вузов – более чем в девять (с 523 до 56). Теперь, по словам руководителя ведомства, планируется распространить на аккредитацию вузов подход, реализуемый при аккредитации школ, – проверять не формальные показатели деятельности, а уровень знаний обучающихся.

Эксперты в сфере образования полагают, что в совершенствовании нуждается и сфера целевого обучения, и, как сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, правительственный законопроект 2 , которым предусмотрено, в частности, законодательное закрепление обязанности целевика освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, и устроиться по окончании обучения на работу в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока, может быть принят в рамках текущей весенней сессии.

Помимо всего прочего, вузы являются основной платформой формирования современной цифровой образовательной среды. Так, в прошлом году был введен в опытную эксплуатацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru) – на момент публикации материала на портале представлены 470 курсов, сформированных 15-ю образовательными платформами. Предполагается, что к 2025 году обучение на онлайн-курсах пройдут около 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает ведомственный проект «Равные возможности», направленный на развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью и предполагающий оказание им помощи как во время обучения, так и при трудоустройстве. Также министерство отмечает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ на всех уровнях образования (сейчас они применяются только на уровне начального общего образования) и увеличения количества детских садов, школ и вузов, способных принять на обучение таких детей. Отметим, что уже в этом году начнется работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одна особая категория обучающихся – иностранные граждане. Для того чтобы увеличить количество иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, особенно на очном отделении, предлагается оптимизировать условия их пребывания в России, в том числе в рамках реализуемого межпрограммного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Уже в этом году планируемый объем внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, должен составить более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

В заключение стоит отметить, что качество образования зависит не только от педагогического коллектива и уровня знаний детей, но и от реализуемой региональными министерствами образовательной политики. Поэтому начиная с прошлого года оценке подлежит эффективность управления образованием на региональном уровне, правда, какие последствия повлечет признание работы министерства образования конкретного субъекта РФ неэффективной, пока непонятно.

www.garant.ru

Качество образования на отлично!

Качество высшего профессионального образования – острый и злободневный вопрос. Он волнует как абитуриентов и их родителей, которым хочется выбрать достойный вуз, так и студентов, которые на своем опыте отмечают все недостатки преподавания, и даже выпускников – мало приятного услышать при приеме на работу: «Забудьте все, чему вас учили!». Вопрос качества образования стоит ребром и для работодателей – по их мнению, выпускники вузов не имеют нужных для работы навыков, и поэтому приходится тратить лишнее время и средства на их переобучение.

Первый вице-президент Молодежного союза юристов России, член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов выразил особенную обеспокоенность качеством юридического образования: «Например, для начала карьеры в адвокатуре мало иметь одни только теоретические знания, важно уметь применять их. К сожалению, лишь немногие вузы в стране, готовящие специалистов по юридической специальности, имеют возможность предоставить студентам хорошую практику для использования полученных знаний и навыков. Основная проблема современного юридического образования – отсутствие взаимодействия между вузами и работодателями».

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Несоответствие качества образования ожиданиям работодателей приводит к отказу многих компаний от такого распространенного способа поиска новых сотрудников, как Дни карьеры в вузах. Особенно это заметно в тех сферах, за развитием которых образование просто не успевает, – например, в информационных технологиях. Так, в Mail.Ru.Group три года назад отказались от участия в таких мероприятиях. «Мы тратили огромные ресурсы на переобучение студентов, пришедших к нам на стажировку после «Дня карьеры». Это нецелесообразно. В настоящее время во многих вузах по всей стране мы ведем курс дополнительного образования, который полностью был разработан нашими сотрудниками. Курс составляет 2,5 тыс. часов – это почти половина образовательной программы бакалавриата. Сегодня устроиться на работу в нашу компанию может только тот выпускник, который прошел наш курс», – рассказал нам директор департамента исследования и образования Mail.Ru.Group Дмитрий Волошин.

Качество высшего образования заботит и государство – невозможно совершенствовать правовую систему, если больше половины выпускников юридических факультетов после получения диплома работают не по специальности. Для решения проблемы качества высшего, в том числе юридического, образования государство в последнее время предпринимает активные действия.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон) определяет качество образования как соответствие подготовки выпускника и образовательной деятельности вуза в целом государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и/или потребностям работодателей (п. 29 ст. 2 закона). Для проверки этого соответствия используются различные механизмы.

Государственная аккредитация вуза и его образовательных программ

Этот механизм действует довольно давно и вполне успешно. Государственная аккредитация каждого вуза проходит раз в шесть лет (п. 19 ст. 92 закона). На сегодняшний день в Реестре аккредитованных образовательных организаций Рособрнадзора зарегистрировано 1981 вузов по России, прошедших государственную аккредитацию. После завершения этой процедуры вуз имеет право выдавать диплом о высшем образовании государственного образца и предоставлять отсрочку от армии на все время обучения. Узнать, прошел ли тот или иной вуз государственную аккредитацию можно на сайте Рособрнадзора (http://accred.obrnadzor.gov.ru/) .

Внутренняя система оценки качества образования самим вузом

Чаще всего такая оценка проводится в форме ежегодного анкетирования студентов по различным вопросам деятельности вуза – от полноты библиотечной базы учебников до оценки занятий преподавателей по содержанию и другим критериям. Результаты анкетирования анализируются для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, но объективно оценить их влияние на повышение качества образования часто очень сложно.

Независимая оценка качества образования

Этот механизм появился совсем недавно, после принятия в конце 2012 года нового закона об образовании (ст. 95). Однако, до сих пор независимая оценка качества образования не проводилась – этот закон не предусматривал конкретные процедуры ее проведения. Только в мае 2014 года Президент РФ Владимир Путин обязал Минобрнауки России до 1 сентября текущего года разработать соответствующие процедуры.

В результате выполнения этого поручения процедуры независимой оценки получили закрепление в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Согласно внесенным в закон изменениям, независимая оценка качества образования проходит по двум направлениям.

Первым из них является оценка качества подготовки учащихся, проводимая специальными организациями, которые профессионально осуществляют такую оценку (ст. 95.1 закона). Инициатором проведения независимой оценки может выступить как любое юридическое или физическое лицо, так и сама образовательная организация.

Для проведения оценки привлекаются организации, имеющие опыт в данной деятельности. В мировой практике такими организациями являются информационные холдинги, а результатом проведения независимой оценки, как правило, выступает рейтинг вузов. Такие рейтинги могут составляться как в рамках одной страны – например, рейтинг лучших вузов США US News and World Report (формируется американским информационным холдингом US News), так и в виде международного сравнительного исследования – к примеру, мировой рейтинг лучших университетов Times World University Rankings (формируется английским информационным холдингом News UK). В России независимая оценка также может проходить в виде международного сравнительного исследования (п. 3 ст. 95.1 закона), но пока российскими информационными агентствами или при их активном участии составляются рейтинги вузов только в пределах нашей страны.

Вторая составляющая независимой оценки – оценка образовательной деятельности самого вуза (ст. 95.2 закона). Она проводится специальными общественными советами, созданными на базе муниципальных и государственных органов, как федеральных, так и субъекта РФ. Совет формируется из представителей общественных организаций таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Для его работы необходимо не менее пяти членов.

Показатели независимой оценки установлены Минобрнауки России и начали действовать с 30 марта этого года (приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»). Правда, первые независимые оценки качества в вузах по новым положениям закона пройдут не раньше начала ноября, так как изменения в закон об образовании вступили в силу 21 октября 2014 года. Независимая оценка качества образовательной деятельности организации должна проводиться не чаще одного раза в год и не реже, чем раз в три года.

Общественная и общественно-профессиональная аккредитация вузов

Этот способ как раз и направлен на выявление соответствия требованиям работодателей и профессионального сообщества тех знаний и навыков, которые прививаются студентам в вузах (ст. 96 закона). Такую аккредитацию проводят различные общественные организации, например, Агентство по контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), которое является экспертной организацией, уполномоченной на проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ такими объединениями работодателей как ОПОРА России, Федерация рестораторов и отельеров России, Гильдия маркетологов и др.

В сфере юридического образования общественно-профессиональную аккредитацию проводит Ассоциация юристов России (АЮР).

С одной стороны, прохождение такой аккредитации призвано удостоверить, что подготовка студентов конкретного вуза отвечает всем требованиям работодателей. С другой стороны, такая проверка не слишком показательна – аккредитация проводится по перечню основных показателей и критериев, большинство из которых заимствовано из нормативов, утвержденных Минобрнауки России для прохождения вузами государственной аккредитации и получения лицензии на образование. «Всего один-два критерия отражают мнение работодателей о качестве юридического образования в вузе», – отметил Артем Кирьянов.

Показатели по большей части посвящены не конкретным требованиям к знаниям и навыкам, которыми должны обладать студенты, а наличию в вузе определенной материально-технической базы (собственного здания, кафедр, библиотек и т. д.), собственного профессорско-преподавательского состава и другим требованиям, которые не так важны для работодателей.

Так, критерии, используемые при общественно-профессиональной аккредитации, разделены на пять разделов. Первый из них, «Качество организации и обеспечения образовательного процесса», к важным показателям относит соответствие учебных планов образовательным программам Минобрнауки России, наличие утвержденного расписания занятий, достаточное обеспечение методическими материалами и т. д. Из 14 показателей этого раздела только два отражают позицию работодателей по качеству юридического образования. Первый оценивает адекватность организации учебного процесса профессиональным требованиям и условиям будущей профессиональной деятельности выпускников. Правда, для этого проверяется соответствие подготовки студентов опять-таки образовательным программам. Также в рамках этого критерия запрашиваются отзывы работодателей. Второй показатель – мнение работодателей о подготовке юристов в данном вузе, получаемое путем анонимного опроса.

Оставшиеся разделы, оценивающие кадровую обеспеченность вуза, его научную деятельность, материально-техническую обеспеченность и уровень информационной и финансовой обеспеченности, не содержат никаких других указаний на оценку работы вуза работодателями или профессиональным сообществом.

Артем Кирьянов, первый вице-президент Молодежного союза юристов России, член Общественной палаты РФ, к. ю. н.:

«При прохождении процедуры общественной аккредитации проверку вуза осуществляют не представители работодателей, а преподаватели старейших профильных юридических вузов и факультетов, таких, как МГЮА имени О.Е. Кутафина, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и т. д. Складывается впечатление, что это не мнение работодателей о качестве юридического образования в конкретном вузе, а определение образовательной политики старейшими вузами для всех остальных. В результате те учреждения, которые делают акцент на развитие у студентов навыков, необходимых работодателям, не проходят по показателям материально-технического обеспечения, установленным Ассоциацией юристов России».

По данным АЮР, на сегодняшний день общественно-профессиональную аккредитацию по образовательным программам в области юриспруденции прошли 138 вузов из более чем тысячи вузов, осуществляющих подготовку юристов по всей стране. Наличие общественно-профессиональной аккредитации учитывается как дополнительный плюс со стороны Минобрнауки России, но абитуриенты и их родители часто даже и не знают о наличии или отсутствии такой аккредитации у выбранного вуза – информация об этом не обязательна к опубликованию.

Кстати, результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации не устраивают ни юристов, ни работодателей. «Безусловно, наличие общественной аккредитации вузов со стороны профессионального юридического сообщества необходимо, но нужно пересмотреть ее критерии, разработать их с учетом мнения работодателей и самих студентов», – полагает Артем Кирьянов.

К такому выводу пришли и в Минтруде России. 7 августа 2014 года на сайте министерства появилось сообщение о том, что подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», детализирующий положения об общественно-профессиональной аккредитации и уточняющий порядок ее проведения. В частности, сузится круг общественных организаций, которые смогут проводить общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, и будет сформирован их закрытый перечень.

Повлиять на качество образования хотят и сами студенты, которые, наряду с работодателями, являются «конечным потребителем» образовательных услуг. И в этом году представителями студенческого сообщества и различных молодежных движений было предложено добавить пятый метод оценки качества высшего профессионального образования – студенческий мониторинг. Разработкой и продвижением этой идеи занимается Всероссийское общественное движение «За качественное образование», которое летом 2014 года разработало Проект студенческого стандарта качества образования 1 и предложило его на обсуждение Общественной палаты РФ.

Основными идеями этого стандарта, по мнению заместителя председателя комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки России Валерии Зотовой, является разработка критериев и системы показателей оценки качества образования самими студентами.

Оценка будет проводиться специальными студенческими комиссиями при тесном сотрудничестве с администрацией вуза. Также предполагается проведение мониторинга среди всех студентов вуза и запуск системы обратной связи.

Проект студенческого стандарта качества образования обсуждался на крупных молодежных форумах 2014 года – «УТРО», «БалтАртек», «Селигер», «Машук» и получил одобрение молодежи России. Основными направлениями оценки качества образования студенты выбрали:

теоретические занятия, которые должны быть актуальными, с использованием современных и инновационных методов донесения информации (помимо стандартных форматов «лекция» и «семинар», занятия могут проходить в форме ролевых игр, «мозгового штурма», разбора конкретных кейсов, подготовки собственных проектов и т. д.);

практические и лабораторные занятия, которые должны проводиться на современном оборудовании, а их результаты должны быть полезными как для дальнейшего обучения, так и для трудоустройства;

учебная и производственная практика, которая должна быть связана непосредственно с получаемой специальностью и проходить в реальных рабочих условиях – для этого студенты предлагают обязать вузы заключать соглашения с работодателями.

Отдельно был вынесен вопрос оценки качества самого преподавания, к критериям которого студенты отнесли актуальность информации по преподаваемой дисциплине, посещаемость занятий конкретного преподавателя, использование им инновационных образовательных технологий и современных методов обучения.

Как отметил председатель комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России Антоний Швиндт, проект нуждается в серьезной доработке – в частности, необходимо обеспечить полную независимость студенческих комиссий от администрации вуза. Кроме того, мониторинг должен давать «осязаемый» результат, например, студенческий рейтинг вузов. «Это должен быть взгляд именно студентов, не надо брать критерии работодателей или Рособрнадзора», – пояснил он.

А вот ректор МГГУ имени М.А. Шолохова Владимир Нечаев сомневается в том, смогут ли студенты оценить качество образования в принципе. «Образование – это не услуга в чистом виде, а скорее инвестиция. Эффект от полученного образования отложенный», – отметил он. По его мнению, студенты могут оценить только условия, в которых проходит образовательный процесс, свою мотивацию к обучению и соответствие получаемого образования их ожиданиям на старте. Но сама идея еще одного уровня контроля за качеством высшего профессионального образования нашла положительный отклик у экспертов. Конечно, проект требует доработки, но списывать его со счетов нельзя.

***

Несмотря на значимые изменения в системе оценки качества высшего образования, она все еще нуждается в совершенствовании. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, прошедшем 23 декабря 2013 года, Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена амбициозная задача – максимально настроить высшее профессиональное образование на потребности экономики. «Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества», – подчеркнул Владимир Путин. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.