Урок химии основные понятия и законы химии

Урок №1 -2 «Основные понятия и законы химии»

Главная > Урок

Учебник химии 8 кл. Автор Ярошенко О.Г. Киев 2008 г. Учитель Тараторина Г.А.

Урок № 1 -2 «Основные понятия и законы химии».

Цель урока: повторить основные химические понятия и термины курса 7 класса: вещество, явления физические и химические, химические элементы; закрепить умения составлять формулы веществ по валентности химических элементов и вычислять молекулярную массу вещества и массовую долю элемента в сложном веществе.

Вопросы для повторения:

1)Что изучает химия?

2)Из каких частичек состоят вещества?

3)Из чего состоят молекулы?

4)Дайте определение химического элемента. Повторите символы, произношение и названия изученных вами в 7 классе химических элементов.

5)Химические формулы веществ.

Задание: составьте формулы соединений Гидрогена, Магния, Алюминия, Калия с Сульфуром(II).

7)Вычислить массовую долю Оксигена в составленных вами формулах химических веществ в пункте №6.

Урок № 3 «Количество вещества. Моль – Единица количества вещества. Постоянная Авогадро».

Цель урока: сформировать понятие о количестве вещества и единице измерения количества вещества — моль; выяснить значение постоянной Авогадро.

Ответить на вопросы:

1)Какую информацию о веществе дает химическая формула?

2) Как выражается количественный состав вещества?

3) Какую информацию предоставляет уравнение химической реакции?

Изучение нового материала.

1. Понятие о количестве вещества.

Порция воды объемом 18 мл (приблизительно 1 столовая ложка) имеет массу 18 г, так как плотность воды составляет 1г/мл. Это привычные для вас цифры. А вот если представить такую величину как 602 000 000 000 000 000 000 000? Не правда ли удивительно? Но именно столько молекул содержится в порции воды объемом 18 мл! Согласитесь, не так уж и удобно отсчитывать число молекул воды в определенной ее порции, да и счетчиков таких еще не придумали. Во избежание этих неудобств и была введена физическая величина количество вещества.

Количество вещества – это физическая величина, которая показывает, сколько наименьших частичек данного вещества (атомов, молекул, ионов) содержится в том или ином образце вещества.

Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита ʋ (читается ню).

В каких единицах измеряют эту физическую величину? Существует ли ее эталон?

За единицу измерения количества вещества принят МОЛЬ. В переводе «моль» означает множественное число.

2. Моль – единица количества вещества.

МОЛЬ ̶ это количество вещества, которое содержит столько частиц ( атомов, молекул, ионов ) этого вещества, сколько атомов содержится в 12 г более легкой разновидности атома углерода.

Как показали расчеты, 12 г атомов углерода содержат 602 204 500 000 000 000 000 000 атомов. С введением физической величины количества вещества было принято, что это число показывает, сколько частиц вещества содержится в одном моле любого вещества. В честь итальянского ученого Авогадро его назвали числом Авогадро (обозначается NА).

NA ̶ постоянная Авогадро; NA= 6, 02҆∙10 23 моль -1 .

Домашнее задание. Выучить §1, ответить на вопросы № 1-4 на стр. 14.

Урок № 4. «Вычисление количества вещества: вычисление количества атомов, молекул в определенной порции вещества».

Цель урока: научиться вычислять число атомов и молекул по известному количеству вещества и количество вещества – по известному числу молекул.

I. Проверка изученного материала:

1) Что означает физическая величина количество вещества?

2) В каких единицах она измеряется?

3) Что обозначают числом Авогадро?

ll.Вычисление количества вещества.

Вычисление количества вещества с использованием постоянной Авогадро будем по формуле:

Задача № 1. В комнате содержится 2,76∙10 26 молекул кислорода. Определите количество вещества кислорода.

ʋ=N/NA; ʋ= 2,76∙10 26 /6,02∙10 23 = 460 (моль).

Задача № 2. В стакане содержится 11 моль молекул воды. Определите число молекул волы в стакане.

N=ʋ∙NA; N= 11моль ∙ 6,02 моль -1 = 6,62 ∙ 10 24 .

Задача №3. Определите число атомов Оксигена и Гидрогена, которые содержатся в 5 моль воды.

В 5 моль H2O содержится 5 моль атомов Оксигена и 10 моль атомов Гидрогена. Таким образом :

N (O) = 5 моль ∙ 6, 02∙10 23 моль -1 = 3, 01∙10 24 .

N (Н) = 10 моль ∙ 6, 02∙10 23 моль -1 =6, 02∙10 24 .

Домашнее задание. Повторить § 1.Ответить на вопрос №5 стр.14.

Решить задачи (письменно):

1) В ложке воды содержится приблизительно 0,5 моль этого вещества. Вычислить число молекул в ложке воды.

2) Дано: а) 3 ∙10 23 атомов алюминия

б) 12∙10 23 атомов алюминия.

Вычислить количество вещества в обоих случаях.

gigabaza.ru

Урок химии в 11-м классе на тему «Основные понятия химии»

Разделы: Химия

Тип урока – работа с информационным текстом

При построении этого урока используются приемы и методы технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”

Одно из основных положений технологии РКЧМП – следование 3 фазам:

Вызов – Осмысление новой информации (смысловая фаза) – Рефлексия.

Хорошо усваивается актуальная информация, стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного и выяснение появившихся вопросов.

Цели и задачи:

  • вспомнить и систематизировать знания по теме “Основные понятия химии”
  • продолжить развитие умения самостоятельно добывать знания
  • создать возможность учащимся оценить свои знания, сопоставив их с новой информацией
  • развитие умения работать с текстом, ставить вопросы
  • развитие внимательности
  • развитие памяти и речи
  • развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы

развитие умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний и т.п.

развитие умения получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

дальнейшее развитие умения схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать их;

дальнейшее развитие умения проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своём развитии.

Вызов – мозговой штурм, кластер — графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Осмысление – “инсерт”. “Инсерт” – прием маркировки текста значками:

“v” — это известно – знаю;

“-” — противоречит представлениям читающих – вызывает сомнение, думал иначе

“+” — интересно и неожиданно – новое для меня;

“?” — необходимо узнать это более подробно – не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Рефлексия – возвращение к кластеру.

— что является предметом изучения химии

— современная химия настолько разнообразна как по объектам, так и по методам исследования, что многие ее разделы представляют собой самостоятельные науки. Назовите основные разделы химии (органическая и неорганическая, физическая химия и химическая физика, биохимия, геохимия, космическая химия, математическая химия и т.д.)

— какие законы и теории составляют основу химии (АМУ, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии, периодический закон). Учащимся предлагается вспомнить основные положения АМУ и основные понятия химии.

По ходу обсуждения учитель или ученик на доске оформляет кластер .

Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст, используя известные значки маркировки.

Стадия осмысления – читая текст, учащиеся делают пометки карандашом, используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал, новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Текст для учащихся.

Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение.

А) История создания АМУ

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций

1.Все состоит из атомов и пустоты.

2.Многообразие веществ – формы различного сочетания атомов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект урока по химии (11 класс) по теме:
Важнейшие химические понятия и законы.

Предварительный просмотр:

Тема: Важнейшие химические понятия и законы.

Систематизировать, обобщить и углубить знания по химии.

  • Формировать познавательную культуру личности студента, развивать логическое мышление, памяти, воображение;
  • Самостоятельно формировать информационную базу по определенной теме.
  • Тип урока: комбинированный.

  • Валентность.
  • Основные типы химической связи.
  • Важнейшие классы органических соединений
    1. Химические понятия и законы.
    2. Одним из важнейших понятий в химии – химический элемент – это вид атомов (химически не связанных друг с другом) с одинаковым зарядом ядра. Н/р: химический элемент водород ( Н), азот (N), кислород (О). Эти буквы химических элементов приняты за химические знаки или химические символы.

      Что обозначает химический символ?

      Название данного химического элемента

      Один атом данного химического элемента

      Один атом кислорода

      Один атом водорода

      Один атом железа

      Относительная атомная масса данного химического элемента

      Количество вещества (моль) – один моль атомов

      1 моль атомов кислорода

      1 моль атомов водорода

      1 моль атомов железа

      Молярная масса – называют массу молекулы, выраженную в атомных единицах массы.

      Если требуется обозначить не один, а несколько атомов, то перед химическим знаком ставят соответствующую цифру, которая называется – коэффициентом. Н\Р: три атома водорода – 3Н, пять атомов железа — 5 Fe и т.д.

      Выясним, какую информацию можно получить по его химической формуле:

      Химическая формула вещества

      Одна молекула данного вещества

      Одна молекула воды

      Одна молекула углекислого газа

      Качественный состав (из каких химических элементов состоит данное вещество)

      В состав воды входят химические элементы водород Н и кислород О

      В состав углекислого газа входят химические элементы углерод С и кислород О.

      Количественный состав (сколько атомов элемента входит в состав данного вещества и в каких массовых отношениях)

      Молекула воды образована двумя атомами водорода Н и одним атомом кислорода О

      Молекула углекислого газа образована одним атомом углерода С и двумя атомами кислорода О

      Относительная молекулярная масса

      Мr(Н 2 О)= 2х1+16=18

      Мr(СО 2 )= 12+2х16=44

      В химии выделяют три основных закона:

    3. Закон постоянства состава веществ: каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный состав. На основе этого закона можно произвести различные расчеты.
    4. Например : определите массу серы, реагирующей без остатка с железными опилками массой 2,8 кг, если в данном случае химические элементы железо и сера соединяются в массовых отношениях 7:4

    5. Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ. (Н\р – в колбу поместить немного фосфора, закрыть пробку и взвешать на весах. Затем колбу с фосфором нагреть. О том, что произошла химическая реакция судят по появлению в колбе белого дыма, состоящего из частиц оксида фосфора (V). При вторичном взвешивании убеждаемся, что в результате реакции масса веществ не изменилась).
    6. Закон Авагадро: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Из этого закона следует, что моль газа при н.у. имеет объем 22,4л. Этот объем называют молярным объемом газа.
    7. Валентность – это свойства атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов.
    8. Например: атом водорода не может присоединить более одного атома другого элемента, поэтому валентность водорода принята за единицу.

      nsportal.ru

      Урок по химии » Основные понятия и законы химии»

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Тема: “Основные понятия и законы химии”

      Тип урока: Обобщающий урок (урок систематизации учебного материала и закрепления знаний, умений и навыков).

      Систематизировать, обобщить и углубить знания обучающихся по теме “Основные понятия и законы химии”

      обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных понятиях и законах химии; закрепить умения обучающихся активно пользоваться приобретенными знаниями об основных законах химии, строении атомов, о взаимосвязи этого строения со свойствами веществ, о воздействии структурных частиц друг на друга;
      — воспитательная:

      формирование познавательной культуры личности обучающегося, умения взаимодействовать с другими членами коллектива; воспитание любознательности, активности, самостоятельности формировать информационную базу по определенной теме;

      развитие интеллектуальных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развитие логического мышления, памяти, воображения; привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.

      методы организации учебной деятельности:

      словесные (диалогическое изложение, эвристическая беседа);

      наглядные (таблицы, слайды)

      методы стимулирования интереса к учению

      учебная дискуссия, актуализация имеющих знаний;

      Приемы обучения: постановка предметных вопросов.

      Средства обучения: компьютер, таблица «Основные классы неорганических соединений», карточки заданий.

      Ход учебного занятия.

      Мотивирование на учебную деятельность

      Рассказывает о ходе учебного занятия

      Дает разъяснения обучающимся, как будет оцениваться урок.

      Дорогие ребята, сегодня у нас будет очень интересный урок, потому что это урок повторения и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках. И за него

      сегодня вы все получите оценки, которые сами же себе и поставите. А в этом вам поможет система самооценки.

      Если я буду смотреть и слушать, то получу «2»

      Если я буду смотреть, слушать и обсуждать, то получу «3»

      Если я буду смотреть и слушать, обсуждать и действовать, то получу «4»

      Если я буду смотреть и слушать, обсуждать, действовать и думать, то получу «5»

      Настраиваются на успешную работу

      Важнейшие химические понятия:

      химический элемент, вещество, атом, молекула, атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций.

      Что такое химический элемент?

      Химический элемент – это вид атомов (химически не связанных друг с другом) с одинаковым зарядом ядра. Например: химический элемент водород ( Н), азот ( N ), кислород (О). Эти буквы химических элементов приняты за химические знаки или химические символы

      Смотрят таблицу 1.

      Как называется способ записи, с помощью которого обозначается качественный и количественный состав веществ?

      Какую информацию можно получить по химической формуле вещества?

      infourok.ru

      Конспект урока на тему «Основные понятия и законы химии»

      Описание разработки

      Цель урока:

      Сформировать у обучающихся знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете, а также вспомнить из курса 8 класса основные понятия и законы химии.

      Задачи урока:

      Образовательная: познакомить с правилами по технике безопасности; закрепить знания об основных понятиях химии, а именно: атом, молекула, простые и сложные вещества, валентность; вспомнить формулировки основных законов химии и типы химических реакций.

      Развивающая: продолжить развитие навыков самостоятельной, парной и групповой работы, рассуждать, делать выводы, обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, переносить ранее усвоенные знания на рассмотрение новых факторов и явлений;

      Воспитательная: продолжить воспитание личности, способной критически мыслить в процессе обучения, формирование положительного отношения к учебной деятельности, навыков самообразования, умение слушать и слышать, осознанно и обоснованно вести диалог.

      Тип урока: урок закрепления знаний.

      Методы урока: словесный, самостоятельный.

      Ход урока.

      I. Организационный момент:

      II. Беседа:

      И так ребята, давайте ознакомимся с основными правилами техники безопасности. Все вы знаете, что изучение химии не ограничивается теорией и решением задач. Для усвоения полученных знаний и применения их на практике требуется выполнение лабораторных опытов и практических работ, но перед началом их выполнения, вы должны ознакомиться с правилами ТБ. Каждый ученик должен быть осторожным при работе с огнем и другими возможными источниками возникновения несчастных случаев.

      Инструктаж по работе.

      Работа проводится по описанию на стр.194 – 195 учебника Химия. 8 класс Н.Н. Нурахметов, издат. «Мектеп» 2012 год.

      Правила техники безопасности:

      Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не брать для опыта больше вещества, чем это необходимо.

      Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от себя, и от соседей по парте.

      Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

      Эти правила охватывают общие меры безопасности. Они используются не только в лабораториях или в кабинета, но и в быту. Каждый ученик должен знать эти правила. Овладение химией начинается с изучения правил ТБ.

      Что такое атом? (Приблизительный ответ учеников: Атомы – это мельчайшие, химически неделимые частицы вещества).

      Что такое молекула? (Молекула — это мельчайшая частица, сохраняющая свойства и состав данного вещества.)

      Простые и сложные вещества? (Простыми называют такие вещества, состоящие из атомов одного химического элемента(например водород, кислород, железо, алюминий), сложными веществами, состоящие из атомов разных химических элементов(молекула воды состоит из двух химических элементов: кислорода и водорода)).

      Валентность? (Валентность – это способность атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого элемента). Например, составить формулу молекулы состоящую из атомов фосфора и кислорода.

      Изображение химических элементов и их соединений с помощью химических символов и формул дает возможность записывать реакции химических уравнений.

      Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.

      Вступающие в реакцию, т.е. взаимодействующие между собой вещества, называются реагентами. Вещества образующиеся в результате реакции, называются продуктами.

      Вещества состоят из атомов, поэтому при составлении химических уравнений, как вы знаете необходимо пользоваться правилом:число атомов каждого химического элемента исходных веществ должно равняться числу атомов в продуктах реакции. Например: 4Р + 5О2 = 2Р2О5; N2 + 3H2 = 2NH3;

      ЗАКОНЫ ХИМИИ:

      Закон постоянства состава веществ, гласит: любое сложное вещество независимо от способа его получения имеет постоянный качественный и количественный состав.

      Закон постоянства состава веществ впервые сформулировал французский ученый Пруст (1808).

      Закон объемных отношений. Закон Авогадро. Молярный объем газа.

      Французский ученый Гей – Люссак сформулировал закон объемных отношений: объемы выступающие в реакцию газов относятся к друг другу, а также к объемам получающихся газообразных продуктов как небольшие целые числа.

      Весь материал — в документе.

      Содержимое разработки

      Тема урока: «Первичный инструктаж по технике безопасности» с записью в классном журнале (Перв. инстр. по ТБ. тема урока). Основные понятия и законы химии.

      Цель урока: Сформировать у обучающихся знания о правилах техники безопасности при работе в химическом кабинете, а также вспомнить из курса 8 класса основные понятия и законы химии.

      Образовательная: познакомить с правилами по технике безопасности; закрепить знания об основных понятиях химии, а именно: атом, молекула, простые и сложные вещества, валентность; вспомнить формулировки основных законов химии и типы химических реакций.

      Развивающая: продолжить развитие навыков самостоятельной, парной и групповой работы, рассуждать, делать выводы, обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, переносить ранее усвоенные знания на рассмотрение новых факторов и явлений;

      Воспитательная: продолжить воспитание личности, способной критически мыслить в процессе обучения, формирование положительного отношения к учебной деятельности, навыков самообразования, умение слушать и слышать, осознанно и обоснованно вести диалог.

      Тип урока: урок закрепления знаний.

      Методы урока: словесный, самостоятельный.

      I. Организационный момент:

      Многие химические вещества едкие и могут вызвать ожоги. Некоторые газы и твердые вещества ядовиты. Иные вещества легко воспламеняются и могут вызвать даже взрыв. При работе с химическими веществами нужно строго соблюдать правила ТБ.

      Инструктаж по работе.

      Правила техники безопасности:

      Строго выполнять указанные учителем меры предосторожности.

      Не пробовать вещества на вкус.

      При определении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров может вызвать раздражение дыхательных путей.

      Не приступайте к выполнению опыта, не зная этапов проведения опытов.

      Банки и склянки закрывайте теми же крышками и пробками, какими они были закрыты изначально. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

      Ну а теперь давайте вспомним основные понятия химии.

      Что такое атом? (Приблизительный ответ учеников: Атомы – это мельчайшие, химически неделимые частицы вещества ).

      Что такое молекула? (Молекула — это мельчайшая частица, сохраняющая свойства и состав данного вещества. )

      Простые и сложные вещества? (Простыми называют такие вещества, состоящие из атомов одного химического элемента(например водород, кислород, железо, алюминий), сложными веществами, состоящие из атомов разных химических элементов(молекула воды состоит из двух химических элементов: кислорода и водорода)).

      Валентность? (Валентность – это способность атомов химического элемента присоединять определенное число атомов другого элемента ). Например, составить формулу молекулы состоящую из атомов фосфора и кислорода.

      Химическое уравнение это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.
      Вступающие в реакцию, т.е. взаимодействующие между собой вещества, называются реагентами. Вещества образующиеся в результате реакции, называются продуктами. Вещества состоят из атомов, поэтому при составлении химических уравнений, как вы знаете необходимо пользоваться правилом:число атомов каждого химического элемента исходных веществ должно равняться числу атомов в продуктах реакции. Например: 4Р + 5О2 = 2Р2О5; N2 + 3H2 = 2NH3;
      ЗАКОНЫ ХИМИИ: Закон постоянства состава веществ, гласит: любое сложное вещество независимо от способа его получения имеет постоянный качественный и количественный состав.

      Закон постоянства состава веществ впервые сформулировал французский ученый Пруст (1808).

      Закон объемных отношений. Закон Авогадро. Молярный объем газа.

      Французский ученый Гей – Люссак сформулировал закон объемных отношений: объемы выступающие в реакцию газов относятся к друг другу, а также к объемам получающихся газообразных продуктов как небольшие целые числа.

      Для объяснения простых соотношений между объемами реагирующих газов итальянский ученый Амедео Авогадро сформулировал закон, впоследствии ставшим законом Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержиться одинаковое число молекул, т.е. при н.у. 1 моль любого газа составляет 22,4 л и называется молярным объемом газа. Vm =

      Закон сохранения массы вещества. Его открыл великий русский ученый М.В.Ломоносов в 1748 г., позднее известный французский ученый А.Лавуазье подтвердил его. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её.

      videouroki.net