Штраф за рамка шторка на номер

Осторожно, гаджет! Как усовершенствовать автомобиль и не выйти при этом за рамки закона

С каждым годом автоиндустрия развивается впечатляющими темпами — это касается не только выпуска новых моделей транспортных средств, технически более совершенных по сравнению с предыдущими, но и создания устройств или технологий, способных значительно облегчить жизнь водителя или просто порадовать, к примеру, необычным видом машины. Сегодня автолюбители имеют возможность улучшить ходовые характеристики автомобиля, придать ему индивидуальность и выделить из толпы, зафиксировать происходящее на дороге на видео, заблаговременно узнать о приближающемся посте ГИБДД и т. д.

Однако иногда желание водителей оборудовать свою машину техническими новинками или просто сделать ее более оригинальной может обернуться конфликтом с законом. Рассмотрим, в каких случаях это может произойти и что именно запрещено.

Все технические и прочие приспособления для автомобиля мы условно подразделили на несколько групп.

Автогаджеты, используемые для уклонения от административной ответственности. Конечно, большая их часть находится под запретом, однако встречаются и исключения — ведь зачастую законодательство просто не успевает за развитием автопрома и сопутствующих отраслей производства.

Среди устройств и автомобильных аксессуаров, используемых в этих целях, мы выделили следующие.

1. Антирадары и радар-детекторы. Здесь стоит сразу оговориться: антирадары и радар-детекторы (детекторы радаров) — это не синонимичные названия одного и того же прибора, а разные с точки зрения функционала устройства. Радар-детектор просто предупреждает о приближении к устройствам измерения скорости, а последние поколения радар-детекторов содержат, помимо этого, GPS-базы данных о камерах наблюдения с возможностью обновления — на тот случай, если детектор не справился со своей задачей и не засек радар. Антирадар же не только дает знать о том, что на дороге скоро встретится патруль или стационарный радарный комплекс, но и создает помехи для радара инспектора ГИБДД.

С точки зрения закона эти различия носят принципиальный характер. Если использование радар-детекторов не запрещено, то антирадар, генерирующий высокочастотные сигналы, находится по этой причине под запретом (ст. 13.3 КоАП РФ). В примечании 3 к ст. 13.3 КоАП РФ сказано, что использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без функции радиоизлучения ответственности не влечет — именно поэтому не карается штрафами применение радар-детекторов. Это подтверждается и абз. 10 п. 4 Особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 832).

Добавим, что с точки зрения процессуальных норм привлечь к ответственности правонарушителей возможно, даже если антирадар на момент остановки машины выключен, — в соответствии с нормами КоАП РФ наказывается не только использование, но и установка таких гаджетов без лицензирования.

На Западе (например, во Франции, Австрии, Польше и т.д.) к радар-детекторам также относятся настороженно, и нередко они оказываются вне закона. Исключение составляют Германия и ряд других стран (к примеру, Болгария, Япония) — там считается, что подобные устройства, напротив, снижают аварийность на дорогах и заставляют водителей соблюдать скоростной режим. Поэтому немецкая полиция не только поощряет использование детекторов радаров, но и устанавливает на дорогах ложные детекторы, на которые реагируют гаджеты водителей, понуждая их снизить скорость.

Радары, стоящие на вооружении Госавтоинспекции, постоянно обновляются и совершенствуются. Они бывают двух типов: радиочастотные («Стрелка», «Беркут», «Радис», «Искра», «Бинар», «Визир», «Арена» и т. д.) и лазерные (так называемые лидары — например, «Амата», «Лисд»). Впрочем, и радар-детекторы тоже не отстают — современные модели способны просигнализировать о контроле на дороге за 1-5 км до активного радара, в том числе лазерного, зафиксировав сигнал и сквозь природные преграды (к примеру, холмы).

2. Устройства для маскировки госномера. Спрос на различные приспособления, делающие государственные регистрационные знаки нечитаемыми, возрос в последние годы с оснащением улиц городов, загородных дорог и постов ГИБДД средствами автоматической фиксации правонарушений. Чаще всего водители прибегают к следующим способам маскировки номера:

  • использование рамок-перевертышей и рамок-шторок для номеров. В рамку-перевертыш вставляют два номера — один из них отвечает требованиям закона, а на другом цифры или буквы читаются плохо, что не позволяет зафиксировать нарушение ПДД в автоматическом режиме. По сигналу пульта один номер сменяется другим. Рамки-шторки действуют по аналогичному принципу, только вместо появления второго регистрационного знака номер скрывается пластиковой накладкой («шторкой»). На движущейся машине последнее устройство используют редко — в основном в качестве защиты от скручивания номера. Использование рамок-перевертышей и рамок-шторок наказывается только, если машина двигается (ч. 1 (штраф 500 руб.) либо ч. 2 (штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев) ст. 12.2 КоАП РФ). Правда, привлечь к ответственности за использование этих устройств можно лишь в случае, если движение автомобиля с нечитаемым номером зафиксировано документально, поскольку сама по себе установка или использование их на запаркованном автомобиле наказуемым не является;
  • использование светоотражающих накладок на весь номер или отдельные его цифры, инфракрасных вспышек и подсветки, спреев и т. п. Такие действия, безусловно, запрещены законом и квалифицируются как «оборудование номеров с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию» (ч. 2 ст.12.2 КоАП РФ, штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев). Однако доказать их использование бывает сложно, поскольку распознать такие ухищрения визуально зачастую очень затруднительно. Наказание следует, как и в предыдущем случае, только за управление автомобилем с такими номерами;
  • маскировка номера подручными средствами. Некоторые водители прикрепляют листок бумаги к номеру, загрязняют его или даже подделывают свой номер, изменяя похожие буквы и цифры в нем — например, букву «о» превращают в «с», а букву «у» — в «х». В случае изменения букв или цифр на номере наказывается как просто установка такого номера, который считается заведомо подложным (ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ, штраф для граждан 2,5 тыс. руб., для должностных лиц — от 15 до 20 тыс. руб., для организаций — от 400 до 500 тыс. руб.), так и управление автомобилем (ч. 4 ст. 12.3 КоАП РФ, лишение прав на срок от шести месяцев до года).
  • За исключением намеренного изменения букв или цифр номера (ч. 3 ст. 12.2 КоАП РФ) административное наказание может быть наложено, только если автомобиль находится в движении (ч.1, ч.2, ч.4 ст. 12.2 КоАП РФ).

    Более подробно о том, почему привлечение к ответственности за сокрытие номеров на припаркованном автомобиле противоречит закону, читайте в нашем материале «Парковка без последствий: ответственность за «невидимый» госномер признана незаконной»

    В столице была предпринята попытка наложения штрафов за сокрытие номеров машин, оставленных на платных государственных парковках, и некоторое время ответственность за это нарушение применялась. Правда, в июне текущего года соответствующие нормы Кодекса города Москвы об административных правонарушениях были признаны незаконными.

    Снимать номера вообще автолюбители обычно не рискуют, поскольку ответственность за это выше по сравнению с ответственностью за нарушение требований ГОСТ 1 при установке номеров, нечитаемые или нестандартные регистрационные знаки (штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до трех месяцев против штрафа в 500 руб. — ч.2 и ч.1 ст. 12.2 КоАП РФ соответственно). Кстати, в 2007 году ВС РФ вынес по поводу отсутствующих на автомобиле номерных знаков интересное постановление. Суд подчеркнул, что если на машине отсутствует только один номер, это нельзя признать управлением автомобилем без регистрационных знаков, и квалифицировать такое нарушение необходимо по ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ как несоблюдение ГОСТа при установке номеров (постановление ВС РФ от 23 марта 2007 г. № 5-АД06-14).

    Привлечь недобросовестных водителей к ответственности за нечитаемый номер поможет обязательное использование в автомобильных номерах микрочипов с радиометками. Они позволят установить номер машины на расстоянии до 100 м, даже если на глаз это определить невозможно. Пока нельзя точно сказать, где именно будут установлены считывающие радиометки устройства, и будут ли они стационарными или мобильными. Эта инициатива была выдвинута Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, и сейчас разрабатывается Минпромторгом России.

    3. Спецсигналы. Напомним, что активная кампания по запрету использования незаконно полученных водителями мигалок и «крякалок» началась в 2006-2007 годах. Тогда Владимир Путин, занимавший в то время пост президента страны второй срок, издал указ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042), ограничивший общее количество выданных спецсигналов 1000 единиц. В соответствии с этим указом были установлены квоты числа спецсигналов для каждого ведомства (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах»). Сегодня действует аналогичный акт, закрепляющий как правила использования спецсигналов, так и количество машин, оборудованных ими, для каждого государственного органа (Указ Президента РФ от 19 мая 2012 г. № 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»).

    К примеру, Госдума может иметь в своем распоряжении 8 таких автомобилей, Администрация Президента России и Минобороны России — по 20 автомобилей, Правительство России — 28, МВД России — 100, а СВР России, ФСКН России, Росфинмониторинг и высшие исполнительные органы регионов — по одному. Рекордсменом среди госорганов по числу машин со спецсигналами является ФСБ России — это ведомство имеет право на 196 подобных автомобилей. Ранее спецсигналы могли установить также высшие суды, правительственный аппарат, ЦИК России, Банк России и подавляющее число ведомств (включая Росрыболовство, Роскосмос, Ростуризм, Роспечать и прочие).

    Помимо этого, спецсигналами оборудуются транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и некоторых иных для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.

    К прочим же водителям, незаконно установившим проблесковые маячки и «крякалки» на своих автомобилях, применяется административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ (штрафы 5 тыс. руб. для граждан, 25 тыс. руб. для должностных лиц, 500 тыс. руб. для организаций с конфискацией спецсигналов во всех случаях). Сформулировано основание для привлечения к ответственности как «установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации)». Иными словами, наказуемым является сам факт оборудования ими машины, даже если она не двигается.

    Просто полезные гаджеты. К этой группе устройств мы отнесли те, которые могут значительно облегчить жизнь водителей, однако неправильные их установка и использование также способны привести к проблемам с законом.

    О правилах и особенностях применения записей видеорегистраторов в качестве доказательств читайте в нашем материале «Камеры наблюдения и видеорегистраторы: как правильно вести запись и использовать ее результаты в качестве доказательств«

    Видеорегистраторы. Видеорегистраторы неслучайно приобрели популярность среди водителей — ведь в случае ДТП, некорректного поведения инспектора ГИБДД либо других участников движения эти устройства способны подтвердить, как все обстояло на самом деле. Суды, как правило, принимают записи видеорегистраторов — как установленных в машинах автолюбителей, так и служебных видеорегистраторов Госавтоинспекции — в качестве доказательств по делу.

    Серьезный общественный резонанс вызвала в ноябре 2012 года инициатива Законодательного Собрания Оренбургской области о запрете размещения на ветровом и боковых стеклах автомобиля дополнительных предметов, ограничивающих обзорность с места водителя 2 . Автолюбители усмотрели в этом стремление запретить, прежде всего, использование видеорегистраторов и крайне негативно отреагировали на законопроект. Госдума также не поддержала эту инициативу. Отметим, что и без того установление ограничивающих обзорность предметов входит в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (п. 7.3 Перечня, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»). Вместе с тем, предельные значения площади стекла, которая может быть закрыта, не установлены.

    Видеорегистраторы могут совмещать в себе различные функции — например, иметь дополнительно и программу (приложение) навигации. К последним, кстати, претензий со стороны закона нет. Напротив, к транспортным средствам, используемым для перевозки пассажиров или опасных грузов, уже более двух лет применяются требования об обязательном оснащении их навигационными системами (постановление Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. № 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»), а с 1 июля 2012 года это является обязательным условием получения лицензии (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637»).

    Таким образом, сегодня запрет на установку ограничивающих обзорность предметов существует, но в законе он не конкретизирован. Поэтому наличие в автомобиле видеорегистратора или навигатора стандартных размеров административной ответственностью не грозит.

    2. Фары и подсветка автомобиля. Многие водители, не удовлетворенные яркостью свечения и качеством заводских ламп, решают установить на свою машину ксеноновые или биксеноновые лампы. Что при этом нужно учитывать и в каком случае наступает административная ответственность?

    Прежде всего, необходимо знать о том, что разновидностей фар несколько, все они помечены соответствующей маркировкой:

  • C, R, CR — фары с лампами накаливания;
  • HR, HC, HCR — фары с галогенными источниками света;
  • DR, DC, DCR — фары с газоразрядными источниками света (Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).
  • Фары с маркировкой С и H можно оборудовать ксеноновыми лампами, установив автоматический регулятор угла наклона и омыватель и предварительно согласовав изменения в ГИБДД

    Ксеноновые и биксеноновые лампы относятся как раз к газоразрядным источникам света и могут быть установлены только на фары соответствующего типа (DR, DC, DCR). Это вытекает из того, что автомобиль запрещается эксплуатировать, если количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям его конструкции (п. 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»).

    Конечно, установленные и без учета этих требований ксеноновые лампы значительно облегчает жизнь водителю, но вместе с тем причиняет неудобства водителям встречных автомобилей — такие лампы их слепят. Это происходит потому, что фары с маркировкой D при включении светят сначала в землю, а потом автоматически поднимаются с учетом наклона местности и других параметров — в отличие от прочих типов фар (п. 1.3.14.6 Требований к устройствам оснащения и световой сигнализации, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720), а также оснащены омывателем.

    Инспектор проверяет законность установки ксенона простым способом — если на маркировке стекла фары есть буква «D», значит, фара предназначена именно для такого источника света. В противном случае, если установка ксенона не была согласована с Госавтоинспекцией, оснащение автомобиля такими лампами будет квалифицировано по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ с наложением наказания в виде лишения прав на срок от шести месяцев до года и конфискацией ксенона. Подразделения Госавтоинспекции в регионах регулярно проводят специальные рейды для выявления «нелегального» ксенона.

    Автомобиль можно оборудовать ксеноновыми лампами, выполнив требования закона, но для этого необходимо оснастить фары автоматическим регулятором угла наклона и омывателем, предварительно согласовав такие изменения в ГИБДД.

    Напомним, что к цвету фар законодательство также устанавливает строгие требования — в соответствии с п. 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), на машине не должны быть установлены световые приборы:

  • спереди — с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
  • Подсветка номера при этом может иметь только белый цвет, в противном случае появится основание для наложения на водителя административного штрафа (см., например, постановление ВС РФ от 21 января 2011 г № 49-АД10-7). То же касается и нарушения норм о цвете фонарей — нарушителю грозит лишение прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией не соответствующих требованиям световых приборов в соответствии с ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ (см., например, постановление Челябинского областного суда от 8 августа 2013 г. № 4а13-580, Определение КС РФ от 29 мая 2012 г. № 844-О).

    На остальных частях кузова подсветка может быть любой.

    Бесполезные, но приятные усовершенствования.

    Тонировка. Мода на тонированные стекла распространилась среди водителей еще в начале 90-х годов прошлого столетия, однако только недавно, в июле 2010 года, КоАП РФ был дополнен специальной нормой об ответственности за излишнюю тонировку (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, штраф 500 руб.). Напоминаем требования к стеклам автомобиля:

  • светопропускаемость ветрового стекла должна быть не менее 75%, для прочих передних стекол — не менее 70%;
  • светопропускаемость прочих стекол не нормируется;
  • зеркальная тонировка запрещена;
  • тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов 3 ;
  • на задние стекла можно повесить жалюзи или шторки, но при условии, что оба зеркала заднего вида на месте (п. 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»);
  • в верхней части ветрового стекла разрешено прикрепить полосу прозрачной цветной пленки шириной не более 14 см;
  • наличие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается (п. 7.2, п. 7.4 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).

Проверять соответствие тонировки требованиям закона «на глазок» инспекторы не имеют права 4 , и суды в таком случае становятся на сторону водителей (постановление ВС РФ от 4 августа 2011 г. № 11-АД11-16, определение ВС Республики Татарстан от 27 января 2011 г. по делу № 77-87/2011).

Однако если сотрудники Госавтоинспекции используют специальные приборы (чаще всего — «Тоник» и «Свет»), решение с большой долей вероятности будет вынесено не в пользу автолюбителя (постановление Алтайского краевого суда от 12 июля 2013 г. по делу № 4а-363/2013, решение Оренбургского областного суда от 13 сентября 2012 г. по делу № 21-345-2012, решение Приморского краевого суда от 27 июня 2011 г. по делу № 7-21-334/11, решение Липецкого областного суда от 9 февраля 2011 г. по делу № 21-22-2011).

Аэрография. Сегодня законодательство не содержит однозначных требований к аэрографии и максимальному значению площади кузова, которую она может занимать. В законе есть только понятие основного цвета картографической схемы — под ним подразумевается цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства (п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).

Вместе с тем, если на кузов нанесено несколько цветов, в строке ПТС по номером 9 («Цвет кузова (кабины, прицепа)») цвет автомобиля указывается как комбинированный или многоцветный с названием основных цветов (п. 32 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134). Поэтому если аэрография занимает значительную площадь вашего автомобиля, мы рекомендуем внести соответствующие изменения в ПТС.

Содержание рисунка тоже необходимо учитывать — к примеру, в ответ на вопрос «можно ли сделать аэрографию в виде пятен крови?» Управление ГИБДД по Республике Мордовия выразило опасения, что автомобиль постоянно будут останавливать инспекторы службы, и поэтому не рекомендовало размещать такой рисунок.

Кстати, при направлении в адрес страховой компании заявления о возмещении убытков в результате ДТП в числе прочего можно требовать и компенсации расходов на восстановление аэрографии (см., например, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 12 сентября 2012 г. по делу № 33-2122), однако суды не всегда соглашаются с включением в стоимость ремонта связанных с аэрографией затрат, признавая ее дополнительным оборудованием (определение Мосгорсуда от 6 июня 2012 г. по делу № 11-8471).

Помимо этого, на обычные автомобили запрещено наносить картографические рисунки и надписи, предназначенные для машин оперативных служб — полиции, «скорой», пожарных, спасателей и т. д. 5 (ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ). Рисовать «шашечки», как на такси, а равно ставить на крышу оранжевый фонарь также наказуемо (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ). В столице с 1 июля текущего года такси должно иметь желтую цветовую гамму кузова, хотя и не все перевозчики пока выполнили требования закона (Закон г. Москвы от 22 мая 2013 г. № 24 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года № 22 «О легковом такси в городе Москве»), однако это не значит, что обычные машины не могут быть окрашены в такой цвет — в КоАП г. Москвы соответствующие изменения не вносились.

При полной перекраске машины также должны соблюдаться эти требования. Напоминаем, что зарегистрировать изменения в ПТС после изменения цвета автомобиля необходимо в течение пяти суток после перекраски (п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Допооборудование и страховое возмещение

Как правило, стандартный полис КАСКО распространяет свое действие только на штатное допоборудование — наличие всех иных устройств должно оговариваться в договоре отдельно, поскольку они увеличивают сумму выплаты при наступлении страхового случая. Рекомендуем удостовериться, что страховое покрытие распространяется не только на стоимость самого оборудования, но также и на стоимость его установки.

Обращаем внимание на то, что отказ автодилера от обслуживания автомобиля в течение гарантийного срока по причине самостоятельной установки владельцем машины допоборудования противоречит ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», поскольку обязывает приобретать услуги по обслуживанию автомобиля на основании факта его покупки.

При перекраске автомобиля (полностью или только отдельных деталей кузова) следует проявлять осторожность — известны случаи, когда машина продавалась как новая, но фактически уже подвергалась перекрашиванию, однако покупатель об этом не был извещен. Нанесение нескольких слоев краски поверх заводской, причем в условиях автосервиса, признавалось судом существенным недостатком и служило основанием для расторжения договора с возмещением убытков (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 2 апреля 2013 г. по делу № 33-3982/2013, определение Свердловского областного суда от 21 февраля 2011 г. по делу № 33-2259/2010), и тем более это касается окрашивания в заводских условиях (определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2012 г. № 33-15283). Впрочем, встречаются и прямо противоположные решения (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 10 апреля 2012 г. по делу № 33-4146/12).

«Ненужные» запчасти

Иногда водители, напротив, снимают с автомобиля некоторые устройства или детали, за что также могут быть привлечены к административной ответственности.

Для жителей спальных районов, например, наболевшим примером являются автомобили, с которых снят заводской глушитель и установлен другой — прямоточный (он издает сильный шум при движении). Однако наложить на таких недобросовестных автолюбителей штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ либо по ст. 8.23 КоАП РФ (если у инспекторов есть приборы для измерения уровня шума), возможно, как правило, только в ходе специального рейда ГИБДД. В обоих случаях размер штрафа составляет 500 руб.

Кстати, в конце августа текущего года в Госдуму была направлена инициатива о запрете звуковой охранной сигнализации для автомобиля. О том, как оценили ее посетители портала garant.ru, читайте в результатах нашего исследования.

Регламентированы и требования к автомобильному гудку — он должен «издавать непрерывный и монотонный звук, акустический спектр которого не должен претерпевать значительных изменений» (п. 7.7 Приложения 7 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720).

Знак «Начинающий водитель» тоже обязательно должен стоять на машине, если водитель имеет право на управление автомобилем менее 2 лет, а вот знаки «Врач» и «Инвалид» устанавливаются по желанию (п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

Бывает и так, что водители вынуждены приобрести какой-либо гаджет — к примеру, гарнитуру для сотового телефона, позволяющую вести переговоры без использования рук. Напомним, что разговоры за рулем без использования этого устройства наказываются штрафом в размере 1,5 тыс. руб. (ст. 12.36.1 КоАП РФ).

24 сентября 2013 года в Госдуму поступил интересный законопроект, который предлагает скорректировать перечень оснований для запрета эксплуатации автомобилей 6 . В частности, запрет устанавливается на использование машины в зимний период (декабрь, январь, февраль), если на нем установлены летние шины. Аналогичное ограничение предлагается закрепить и в отношении автомобилей на зимней резине, эксплуатируемой в летний период (июнь, июль, август). Авторы инициативы — член Совета Федерации Вадим Тюльпанов и депутат Госдумы Сергей Тен — предлагают также накладывать административные штрафы в размере 2 тыс. руб. за несоблюдение этих требований. Вместе с тем, вопрос об использовании всесезонных шин остался неурегулированным.

Аналогичные законопроекты уже поступали на рассмотрение Госдумы — к примеру, такая инициатива была направлена в январе 2013 года. Предлагалось ввести штраф в размере 5 тыс. руб. за управление автомобилем на летней резине в период с 1 декабря по 1 марта (для отдельных регионов соответствующий период мог быть установлен Правительством РФ) 7 . Впоследствии законопроект был снят с рассмотрения по инициативе автора. Комитет Госдумы по транспорту в своем заключении отметил, что неверно было бы накладывать ответственность именно за управление таким автомобилем с учетом того, что за техническое состояние транспортного средства и его обеспечение зимними шинами отвечает собственник. Основное же замечание состояло в том, что на рассмотрении нижней палаты парламента уже находятся два аналогичных законопроекта.

Государство также поощряет распространение полезных технических новинок среди водителей. К примеру, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект Законодательного Собрания Санкт-Петербурга об обязательном оснащении видеорегистраторами всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки городского и пригородного сообщения» 8 . В сопроводительной записке к документу подчеркивается, что такая мера позволит существенным образом уменьшить ДТП с участием пассажирского транспорта и обеспечить доказательственную базу по административным и уголовным делам. Законопроект пока не успел пройти ни одного из чтений в нижней палате парламента.

Еще одной интересной инициативой, которая поднималась не один раз, является оснащение транспортных средств так называемыми алкозамками — устройствами, которые блокируют замок зажигания, если водитель нетрезв. Перед тем, как завести автомобиль, необходимо дунуть в трубку алкотестера 9 . В октябре 2012 года подобный законопроект внес депутат Госдумы Михаил Сердюк, предложив оборудовать алкозамками машины тех автолюбителей, которые совершили административное правонарушение в состоянии опьянения (а таким образом совершается каждое 14-е ДТП).

Предполагалось, что такое «обязательное контролируемое вождение» станет добровольной альтернативой лишению прав, а оснастить машину алкогольным блокиратором должен будет сам автолюбитель — затраты на это составляют около 10-20 тыс. руб. В качестве примера автор инициативы привел положительный опыт западных стран, где подобная практика позволила сократить количество рецидивов ДТП на дороге, совершаемых пьяными водителями, на 40-90%, а поощряемый властями технический прогресс создал различные модификации алкозамков — вмонтированные не только в спинки водительского и пассажирских кресел, но и в рычаг переключения скоростей или в обод рулевого колеса, а также позволяющие завести машину, но блокирующие педаль газа (чтобы пьяный водитель не замерз зимой).

Законопроект не получил одобрения профильного комитета и Правового управления Госдумы и совсем недавно, 13 сентября текущего года, был отклонен.

Аналогичная инициатива поступила в Госдуму в апреле 2013 года, автором ее является депутат Александр Васильев 10 . Алкозамками он предлагает оснастить вновь выпускаемые транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, а за выпуск на линию транспорта без алкозамка — штрафовать ответственных должностных лиц на 50 тыс. руб. Таким образом, предполагается, что финансовое бремя по реализации этой меры ляжет на плечи автопроизводителей, а не обычных водителей. Предложение пока не рассматривалось депутатами.

Выпуск технических новинок, облегчающих жизнь водителям или просто доставляющих удовольствие, конечно, не стоит на месте. То же касается и законодательства об административной ответственности в сфере дорожного движения, поэтому основными задачами водителей остаются как правильный выбор автогаджетов, так и установка и использование их в соответствии с установленными правилами.

Новости по теме:

Документы по теме:

  • КоАП РФ
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090)
  • Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720)
  • 1 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993 г. № 165).
    2 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 177492-6.
    3 Межгосударственный стандарт ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 23 декабря 1988 г. № 4557).
    4 п. 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185); п. 4.3.10-4.3.11 Наставления по техническому надзору ГИБДД.
    5 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. № 473-ст).
    6 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 345967-6.
    7 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 202924-6.
    8 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 234070-6.
    9 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 151436-6.
    10 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 243636-6.

    www.garant.ru