Пошлины и налоги в таможне

Упрощение процедуры оплаты таможенных пошлин и налогов

Формулировка проблемы

Таможенные пошлины и налоги, а также иные сборы, касающиеся процесса таможенной очистки, должны уплачиваться за каждую импортную/экспортную сделку.
Большинство платежей все еще совершается в наличной форме или банковским чеком лицом, которое декларирует товары на таможне. В зависимости от стоимости товаров и ставок таможенных пошлин объем подлежащих оплате пошлин, налогов и сборов может быть весьма значительным. В этой ситуации субъект торговли сталкивается с серьезными логистическими трудностями в том плане, что ему нужно иметь при себе необходимую сумму наличных средств и обеспечить ее безопасную доставку к месту платежа.
Однако наиболее важным фактором является то, что оплата наличными создает благоприятную почву для коррупции, так как при совершении наличных платежей субъект торговли/брокер лично общается с представителем таможенной службы, в результате чего достаточно сложно отличить оплату наличными таможенных пошлин и оплату наличными «за ускоренное оформление».
Оплата пошлин за каждую сделку также увеличивает размер банковской комиссии, т.к. она может взиматься не только от суммы сделки, но и за каждую отдельную операцию. Данные дополнительные издержки, а также обработка каждого платежа увеличивают издержки торговой деятельности.

Возможные решения проблемы

Процедуру уплаты таможенных пошлин, налогов и иных сборов можно упростить, предоставив выбор методов совершения платежа, включая электронные методы оплаты , пошлин, налогов и сборов, связанных с экспортом, импортом и транзитом товаров через границы государств.
Еще одним решением, направленным на упрощение процедуры, может послужить так называемая отсрочка уплаты таможенных пошлин/налогов. Данная отсрочка может быть предоставлена участникам торговой деятельности, имеющим большое количество импортных деклараций в месяц, в частности, уполномоченным субъектам торговли и таможенным брокерам. Отсрочка уплаты пошлин повышает эффективность обработки платежей и позволяет снизить размер банковской комиссии, связанной с уплатой таможенных пошлин и налогов .

Определение термина/сфера применения

Электронный способ оплаты таможенных пошлин/налогов – это использование электронных методов (кредитных и дебетовых банковских карт, электронного перевода денежных средств, онлайн-платежей) для оплаты таможенных пошлин, налогов и иных сборов, связанных с таможенной очисткой товаров, задекларированных для импорта или экспорта.

Отсрочка уплаты таможенных пошлин/налогов – это уплата таможенных пошлин и налогов за задекларированные товары в течение определенного периода времени (например, 14 дней) после выпуска товаров. Такая оплата совершается одним платежом путем банковского перевода или иного метода безналичной оплаты на банковский счет таможенного органа, или же путем списания соответствующей суммы таможенным органом с таможенного счета субъекта торговли.

tfig.unece.org

Пошлины и налоги в таможне

Главное меню

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, оборудованных электродвигателями

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, оборудованных электродвигателями

В связи с участившимися случаями обращения физических лиц по вопросу совершения таможенных операций в отношении легковых транспортных средств для личного пользования, оборудованных электродвигателями, Тюменская таможня информирует.

В отношении автомобилей для личного пользования, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, установлены комбинированные единые ставки таможенных пошлин, налогов, сочетающие адвалорную и специфическую ставки.

В отношении автомобилей для личного пользования, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, единые ставки таможенных пошлин, налогов установлены дифференцировано в зависимости от рабочего объема двигателя автомобиля.

В силу технических особенностей у автомобилей, оборудованных электродвигателями, рабочий объем двигателя как характеристика двигателя внутреннего сгорания отсутствует.

В связи с этим в отношении оборудованных электродвигателями автомобилей для личного пользования, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, таможенные пошлины, налоги исчисляются по адвалорной составляющей комбинированной единой ставки таможенных пошлин, налогов и составляют 48 или 54 процента от таможенной стоимости в зависимости от стоимости автомобиля.

В части применения ставок таможенных пошлин, налогов в отношении оборудованных электродвигателями автомобилей для личного пользования, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, следует руководствоваться положениями статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин в отношении указанных автомобилей следует применять ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», для целей исчисления налогов — ставки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Тюменская таможня настоятельно рекомендует во избежание проблем с декларированием товаров, а также излишних материальных затрат и конфликтных ситуаций, до таможенного декларирования товаров, в том числе, транспортных средств, обращаться в таможню за консультацией.

Адрес: 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 31.

Часы приема граждан:
1 и 3 вторник месяца 18.00 – 20.00
часы приема участников ВЭД:
Еженедельно по четвергам 16.30-17.30

Код автоматической связи: 8 (343)
Дежурная служба: 371-95-41
Факс: 371-95-74
Телефон доверия: 358-17-26
Приемная: 359-52-28
Пресс-служба: 359-52-78

Адрес электронной почты Управления: UTU — ODO @ utu . customs . ru

utu.customs.ru

Статья 329. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров (статья 130) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации (статья 136) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном статьей 355 настоящего Кодекса.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ)

2. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.

4. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней (статья 349) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

6. Особенности исчисления сроков уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории Российской Федерации, и в других случаях определяются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ)

ppt.ru

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  • Ввозная таможенная пошлина. 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  • Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  • Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  • Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.
  • Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина. Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы. Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».
  • Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

    При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

    Тарифные квоты

    Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

    Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

    В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

    Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

    Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

    1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
    2. Действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
    3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара;
    4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
    5. Существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

      Размер таможенных пошлин

      Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

      Виды ставок таможенных пошлин

      Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

      Адвалорная ставка

      Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

      Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

      Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

      Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

      СТП – сумма таможенной пошлины;
      ТС – таможенная стоимость товара;
      СП – ставка таможенной пошлин.

      Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

      Специфическая ставка

      Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

      Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

      СТП – сумма таможенной пошлины;
      ФХ – физическая характеристика товара;
      СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
      КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

      Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

      Комбинированная ставка

      Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

      Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

      Особые виды ввозных таможенных пошлин

      Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

      • Специальные. Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
      • Антидемпинговые. Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
      • Компенсационные. Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

      В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

      • Сезонные. Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

      Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

      Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

      www.kp.ru

      «Налог на бедных». Таможня хочет денег за все покупки в интернет-магазинах

      Федеральная таможенная служба России предлагает облагать пошлиной все покупки граждан в иностранных интернет-магазинах. Как пишет в понедельник газета «Ведомости» со ссылкой на заместителя руководителя ведомства Тимура Максимова, таможня предлагает министерству финансов установить пошлину в размере 20 процентов. Сейчас она составляет 30 процентов, но взимается только при покупках на сумму более 1 тысячи евро.

      Несмотря на это предложение, в понедельник Министерство финансов заявило, что с 1 июля 2018 года лимит на беспошлинный ввоз товаров в Россию составит 500 евро, а с 1 января – 200 евро. Такое поэтапное снижение порога предусмотрено вступившим в силу с начала этого года Таможенным кодексом стран Евразийского экономического союза. Впрочем, это не исключает вероятности того, что предложение Федеральной таможенной службы будет воплощено в жизнь: таможенный кодекс ЕврАзЭС устанавливает лишь верхний предел стоимости товаров, не облагающихся налогом, – любая страна Союза, в том числе Россия, вправе сделать порог беспошлинного ввоза меньше или вовсе отменить его.

      С одной стороны, даже с беспошлинным порогом в 200 евро большинство россиян продолжат совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах без уплаты таможенной пошлины – средняя стоимость 1 посылки в 2016 году составляла 1295 рублей, более 60% покупок стоили менее 22 евро. С другой стороны, сейчас россияне часто предпочитают заказывать вещи из-за границы вскладчину, чтобы сэкономить благодаря мелкооптовым ценам. Кроме того, снижение беспошлинного порога сделает невыгодными покупки в одном из самых популярных сегментов интернет-торговли, сегменте бытовой электроники. Если за нынешнюю 1000 евро можно купить даже 10-й «Айфон», то 200 евро может не хватить и на посредственный смартфон на «Андроиде».

      В разных странах мира существуют разные лимиты на беспошлинный ввоз товаров из интернет-магазинов: так, в большинстве стран ЕС этот лимит составляет 22 евро, такие же правила с 2016 года действуют и в Белоруссии, где это привело к снижению объема дистанционных покупок за рубежом почти в два раза. В Украине беспошлинный порог составляет 150 евро в месяц.

      Сторонники отмены беспошлинного ввоза интернет-покупок в Россию не только приводят в пример зарубежный опыт, но и говорят, что мера принесет в российский бюджет до 25 миллиардов рублей, а также позволит усилить позиции российских интернет-продавцов, которые в противном случае не выдержат конкуренции с гигантами трансграничной интернет-торговли вроде «Алиэкспресса». Об аргументах против снижения или отмены порога для беспошлинного ввоза товаров в интервью Радио Свобода рассказал глава российского Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, который не первый год ведет борьбу против ужесточения таможенных правил для простых россиян и называет их не иначе, как «налогом на бедность»:

      – Я крайне отрицательно отношусь к такому предложению Налоговой службы. Во-первых, оно не приведет к серьезному пополнению бюджета, а лишь создаст лишнюю социальную напряженность. Почему? Потому что администрирование подобного рода копеечных налогов, которые взимаются с миллиона почтовых отправлений, стоит достаточно дорого. Затраты на администрирование, которые придется сделать и налоговой, и таможенной службам, будут сопоставимы с той выгодой, которую получит бюджет.

      Кроме того, вызывает некое недоумение сама предложенная мера. Кого она фактически защищает? Она защищает не отечественных производителей, что еще можно было бы как-то понять, потому что через интернет-торговлю ввозятся товары, которые, как правило, у нас не производятся. Отмена или снижение беспошлинного ввоза защищает отечественных продавцов, то есть ретейлеров, которые фактически не могут эффективно конкурировать с новыми форматами торговли. Если у бюджета нет денег и правительство предлагает решать эту проблему за счет граждан, то эта мера вызывают недоумение. Найти деньги можно было бы с введением других пошлин, например, пошлин на ввоз дорогих автомобилей, яхт, каких-то предметов роскоши. Это было бы оправдано, особенно в период, когда с экономикой у нас не все благополучно и социальная напряженность растет. Но вместо введения налога на роскошь, на престижные предметы потребления, у нас почему-то фактически вводится налог на бедных, на самые незащищенные слои населения. Основной контингент людей, покупающих товары в интернет-магазинах, – это люди среднего и ниже среднего достатка. Они, как правило, стараются сэкономить лишние 100–200 долларов, евро, чтобы купить для своей семьи самые необходимые предметы потребления.

      – В контексте других нововведений, например повышения пенсионного возраста, налог на покупки в интернет-магазинах не воспринимается как что-то неожиданное. Стало ли предложение ФТС ввести этот налог неожиданным для вас?

      – Разговоры о том, что подобные меры будут приняты, ведутся уже несколько лет. Мы несколько лет уже следим за этой ситуацией и пытаемся в силу наших скромных возможностей как-то на нее повлиять. Мы рассылали обращения в различные инстанции, даже проводили митинг против увеличения пошлин на интернет-посылки на Болотной площади. Какая-то общественная протестная активность по поводу этих инициатив как-то сдерживала власти от их воплощения в жизнь. Но сейчас, после планируемого повышения пенсионного возраста, повышения НДС, говорить о том, что можно как-то переломить эту ситуацию, не приходится.

      – Вы говорите, что администрирование этого налога сведет на нет практически всю возможную финансовую эффективность от его введения. Тогда в чем смысл предложения ввести нулевой порог для беспошлинного ввоза товаров?

      – Смысл в том, чтобы защитить интересы отечественного ретейла, которые, как я предполагаю, лоббируют эту инициативу. Они не справляются, они не конкурентоспособны, и соответственно, их лоббистские усилия выливаются в подобного рода инициативы. Кроме того, смысл есть и для самой таможни: да, администрирование этих копеечных налогов очень дорогое, но это позволит таможне формально отчитаться о росте таможенных сборов. Кроме того, на это администрирование будут выделены дополнительные сотрудники, дополнительное финансирование. Это очень нравится всем нашим чиновникам – создавать себе лишние, не совсем нужные с точки зрения целесообразности объемы работы, расширять штат, отчитываться об «успешности» этой деятельности. Две заинтересованные стороны – это наш крупный ретейл и сама таможенная служба.

      – В понедельник Министерство финансов России подтвердило, что снижение порога для беспошлинного ввоза в Россию покупок в зарубежных интернет-магазинах будет идти по плану, установленному Таможенным кодексом стран ЕврАзЭС. С 1 июля россияне будут платить налог на посылки стоимостью более 500 долларов, а с 1 января 2019 года – более 200 долларов. Такой компромисс вас тоже не устраивает?

      – Я вообще не считаю обоснованным снижение порога. Снижать порог в 1000 евро нет никакой необходимости. 1000 евро это не такие большие деньги. Если речь идет о борьбе с какими-то перепродавцами, это тоже нецелесообразно, потому что бороться такими методами с трансграничной интернет-торговлей совершенно невозможно. Государство просто берет на себя функцию ограничивать то, что во всем мире активно растет. Это ударит прежде всего по потребителям. Поэтому мы никак не можем приветствовать эту меру.

      – 200 евро – это будет лимит за месяц или за одну покупку?

      – Появляются разные сообщения, где-то говорится о том, что 200 это месячное предложение Таможенной службы. А у нас уже выходит с инициативой Национальная ассоциация дистанционной торговли, они говорят, что 200 евро должен быть лимит за разовую покупку. В какой конечной форме эта инициатива все-таки будет принята, говорить пока сложно.

      – Вы упомянули международный опыт. Как обстоит дело с трансграничной интернет-торговлей в других странах? Там, насколько я знаю, есть пороги и меньше, чем в России, и как-то люди с этим живут.

      – Во-первых, надо понимать, что не весь опыт других стран положителен. Кроме того, уровень жизни в том же Евросоюзе или в Америке намного выше. Поэтому для них, может быть, такая пошлина не столь существенна. Кроме того, интернет-торговля в тренде. Пытаться ее сейчас как-то резко ограничить – а порог в 200 евро это резкое ограничение, – контрпродуктивно. Трансграничная интернет-торговля, так или иначе, будет развиваться. Кроме того, уже есть много обходных путей, то есть мы фактически либо вернемся к какой-то форме челночной торговли опять, либо появятся фирмы-посредники. Потому что как раз для бизнеса таких ограничений не предусматривается, то есть появится еще больше компаний, которые просто будут предлагать свои посреднические услуги. Все это фактически уйдет в «серую» зону экономики вместо пополнения бюджета, и мы будем опять поддерживать финансовых посредников, которые будут на этом зарабатывать.

      www.svoboda.org