Кто имеет право запрашивать информацию

Оглавление:

Право на доступ пациентов к информации о состоянии своего здоровья реализуется в России не в полном объеме

Доступ пациентов к сведениям о состоянии своего здоровья является немаловажным фактором их доверия к врачам и здравоохранению в целом. Каждому гражданину РФ гарантировано право на получение такой информации, а также на выбор лиц, которым она может быть передана (п. 5 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – закон об охране здоровья). Однако на практике это право не всегда реализуется в полной мере, доказательством чему служат три основные проблемы в этой области:

  • непредоставление информации либо предоставление ее в ограниченном объеме;
  • невозможность получения информации бесплатно;
  • неосведомленность граждан о праве на получение сведений о состоянии своего здоровья.
  • Согласно законодательству порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, должен быть установлен уполномоченным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 22 закона об охране здоровья). Пока данный документ не принят. Проект соответствующего приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» (далее – проект приказа) 1 был разработан министерством в декабре прошлого года. Он предполагает, что ознакомление с этими документами осуществляется на основании письменного запроса пациента или его законного представителя – по предварительной записи в специально отведенном и оборудованном системой видеонаблюдения помещении (в здании соответствующей медицинской организации). Возможность ознакомления со сведениями о состоянии здоровья должна быть предоставлена гражданину в течение трех рабочих дней с момента регистрации его письменного запроса. При этом по желанию пациента или его законного представителя ознакомление с данной информацией может проводиться в присутствии медицинского работника, участвующего в обследовании или лечения пациента, – для ее разъяснения.

    Общественники, которые, разумеется, обеспокоены проблемой доступа граждан к информации о здоровье, подготовили ряд поправок к проекту приказа. Обсуждению этих предложений был посвящен круглый стол: «Проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья», состоявшийся 31 августа текущего года в Общественной палате РФ по инициативе Межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права».

    По закону сведения о результатах медицинского обследования, установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи и связанном с ними риске, результатах оказания медицинской помощи предоставляется пациенту в доступной форме лечащим врачом или другими медработниками, непосредственно участвующими в его обследовании и лечении (ст. 22 закона об охране здоровья). По мнению общественников, доступная форма информации подразумевает, в том числе, что врачи должны пояснять пациентам, какой диагноз им поставлен (понятными словами, с разъяснением медицинских терминов), какие лекарства назначены и каковы возможные побочные эффекты от их употребления, чем грозит несоблюдение рекомендаций по лечению и т. д. На практике же этого, как правило, не происходит.

    Об ответственности медицинских работников за неправильное информирование пациентов читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
    Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    При этом сведения о состоянии здоровья детей младше 15 лет и недееспособных граждан сообщаются их законным представителям. Члены правозащитных организаций предлагают пояснить в проекте приказа, что к законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, организации, в которых находятся недееспособные граждане. Также предлагается предоставить право на получение сведений о здоровье пациента на основании доверенности. В настоящее время действует принцип соблюдения врачебной тайны (ст. 13 закона об охране здоровья), устанавливающий, что сведения о состоянии здоровья гражданина могут сообщаться другим лицам или организациям только с его письменного согласия (письменного согласия его представителя). С одной стороны, это помогает предотвратить неправомерный доступ к личным данным человека третьих лиц. С другой стороны, соблюдение врачебной тайны приводит иногда к тому, что информацию о состоянии здоровья пациента не могут получить даже его родственники. Предполагается, что доверенность на право получение таких данных сможет решить эту проблему.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о предоставлении информации о психическом здоровье граждан. Врачи обязаны предоставлять лицам, страдающим психическим расстройством, информацию о характере расстройства, целях, методах, в том числе альтернативных, продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. Причем предоставляться эти сведения должны в доступной для пациентов форме и с учетом их психического состояния (ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; далее – закон о психиатрической помощи). При этом в ст. 9 закона о психиатрической помощи указано, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и могут быть предоставлены для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя. По словам руководителя Центра защиты прав человека в психиатрии Комитета за гражданские права Любови Клещенко, некоторые врачи-психиатры считают, что эта норма носит необязательный характер и решение вопроса о предоставлении информации отдано на усмотрение врачей. «На самом же деле врач не вправе отказать в предоставлении такой информации. Вместе с тем ему следует выяснить цель получения подобной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, а также пресечения возможных неправомерных действий различных организаций, требующих от граждан справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту или его законному представителю, что для реализации им своих прав в конкретной сфере деятельности представления подобных сведений не требуется», – подчеркнула она.

    Участники круглого стола отметили, что граждане недостаточно осведомлены не только о праве на доступ к данным о своем здоровье, но и о другой социально значимой информации. Так, они не знают, какие медицинские услуги можно получить бесплатно, а какие – за деньги, на какие лекарства распространяются льготы и т. д. По мнению президента Межрегиональной общественной организация инвалидов «Московское общество рассеянного склероза» Ольги Матвиевской, эту проблему можно решить, разместив на информационных стендах во всех медицинских учреждениях памятки о правах пациентов: на доступ к информации, на льготные медицинские услуги (с перечнем таких услуг), на бесплатное получение инвалидами технических средств реабилитации и др.

    По итогам мероприятия был сформирован список предложений по решению проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья и другой социально значимой информации. Помимо указанных выше, он содержит, в частности, предложения о необходимости:

  • заверять любую запись о медицинском вмешательстве в истории болезни (медицинской карте) не только подписью врача, но и подписью пациента;
  • выдавать по просьбе пациента не только выписной эпикриз, но и копии всех подшиваемых в медицинскую карту документов;
  • обеспечить пациенту достаточное время для обсуждения с врачом вопросов его лечения (в том числе во время ознакомления пациента с медицинской документацией);
  • обеспечить понятность размещенной в медицинских учреждениях информации;
  • предусмотреть обязанность информирования пациентов о назначенных им препаратах, их основном и побочном действии, ввести ответственность за ее несоблюдение;
  • до проведения вакцинации детей знакомить родителей как со списком противопоказаний к вакцинации, так и с последствиями отказа от нее, а также со статистической вероятностью наступления этих последствий;
  • запретить выдачу медицинскими учреждениями платных справок о состоянии здоровья, в том числе для посещения бассейна и прохождения реабилитационных мероприятий, как нарушающую право пациентов на получение информации о состоянии своего здоровья (поскольку законодательством предусмотрена реализация этого права на безвозмездной основе);
  • разработать порядок и форму информирования заинтересованных лиц о наличии у гражданина открытой формы туберкулеза или иных опасных заразных заболеваний.
  • При этом реализовывать перечисленные предложения, по мнению общественников, необходимо так, чтобы повышение качества информирования пациентов не привело к уменьшению времени, которое тратит врач на оказание непосредственно медицинской помощи.

    www.garant.ru

    Кто имеет право запрашивать информацию

    Кто имеет право и на основании каких документов знакомиться со сведениями о состоянии здоровья пациента лечебного учреждения, а также получать копии документов, содержащих такие сведения?

    В силу ч. 1 ст. 13 Закон N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

    Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). В ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ установлено, что сообщение этих сведений другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается только с согласия самого пациента или его законного представителя*(1), за исключением случаев, установленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. При этом согласие пациента должно быть выражено в письменной форме.

    Отметим, что предусмотренный ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя сформулирован законодателем исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию. Так, например, Челябинский областной суд признал отказ учреждения здравоохранения в предоставлении информации о состоянии здоровья гражданина по запросу адвоката правомерным, поскольку адвокатский запрос не входит в перечень оснований, по которым предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается без согласия гражданина или его законного представителя (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 04.08.2014 по делу N 11-7674/2014).

    Следовательно, в отсутствие законного основания медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (далее — Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).

    Лишь в случае смерти больного его родственники могут получить заключение о причине его смерти и диагнозе (ч. 5 ст. 67 Закона N 323-ФЗ, п. 6 Приказа N 441н).

    2. Не допускает обработку*(2) сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Особенностью персональных данных является то, что более всего в их защите заинтересован прежде всего субъект этих данных. Именно поэтому общим правилом обработки персональных данных является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку. Любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Об этом прямо указано в ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.

    Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором (п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом, который позволит установить содержание полномочия.

    Иными словами, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов больниц в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

    Таким образом, сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Амирова Лариса

    *(1) Законные представители — это лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона. Таковыми являются родители (усыновители) несовершеннолетних (ч. 1 ст. 64 СК РФ), опекуны, попечители в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (п. 1 ст. 31, ст.ст. 32, 33, п. 4 ст. 35 ГК РФ). Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (ст.ст. 23, 43 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Законное представительство опекунов или попечителей подтверждается соответствующим решением органов опеки и попечительства и документом, удостоверяющим личность.
    *(2) Под обработкой персональных данных понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая распространение (в том числе передачу) (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

    garant-novosib.ru

    Кто обязан соблюдать банковскую тайну

    Рассматривается понятие банковской тайны, кто из внешних органов может запрашивать и получать такую информацию от коммерческих банков и от Банка России.

    Прокомментируем последние изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и оценим суть изменений данной статьи.

    Что такое банковская тайна?

    Банковская тайна – это общее определение того, что любой коммерческий банк и Банк России должны сохранять в ограниченном доступе или с соблюдением полной конфиденциальности.

    Определённая информация о клиентах, их документы, а также сведения, связанные с клиентами, которые становятся известны банку в ходе его регулярной коммерческой деятельности (для Банка России – в ходе исполнения ним своих контрольно-регулирующих функций), подлежит неразглашению, нераспространению или весьма ограничена в этом, согласно законодательным актам.

    Кроме банков, под обязательность соблюдения банковской тайны подпадают:

  • Все другие кредитные организации небанковской формы;
  • Аудиторские компании;
  • Операторы платёжных систем, сами платёжные системы;
  • Операционные центры, платёжные клиринговые центры;
  • Банковские платёжные агенты и субагенты;
  • Организации, оказывающие услуги страхования.
  • За распространение либо ненадлежащую сохранность банковской тайны, банки и лица, указанные выше, могут быть привлечены к административной, уголовной и финансовой ответственностям.

    В ряде случаев также предусмотрена ответственность за ухудшение репутации клиентов из-за разглашения банковской тайны.

    Кто и почему имеет доступ к банковской тайне

    Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют:

  • Суды любой юрисдикции;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Орган валютного контроля, уполномоченный Президентом РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Фонд соцстраха РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Органы исполнения судебных решений (судебные приставы);
  • Милиция, как следственный орган, при наличии постановления о предварительном следствии по находящимся в производстве делам, при обязательном наличии согласия руководителя такого следственного органа;
  • Нотариальные конторы;
  • Консульские учреждения иностранных государств;
  • Орган по противодействую отмывания преступных доходов и противодействующий финансированию терроризма;
  • Единое бюро кредитных историй РФ;
  • Другие должностные лица, за которыми законодательно закреплено право запроса и получения сведения, составляющих банковскую тайну (согласно их отраслевого законодательства);

    • Материнские (управляющие) компании организаций, в случае их не нахождения на территории Российской Федерации (им могут передаваться сведения, содержащие банковскую тайну, за исключением сведений, являющихся государственной тайной).

    Упомянутые органы имеют право запрашивать и получать следующую информацию:

    • Справки о наличии текущих, расчётных счетов и вкладов у юридических лиц, физических лиц и лиц, являющихся предпринимателями, что ведут свою деятельность без образования юрлица (далее – «субъекты тайны»), об операциях и остатках по этим счетам;
    • Документы, связанные с проведением субъектам тайны валютных операций, открытию и закрытию счетов;
    • Данные о корреспондентах и связанных лицах субъектов тайны;
    • Данные о наличии, получении и отправке электронных средств оплаты (денег) субъектами тайны;
    • Данные о корпоративных платёжных системам, которые используются для перевода и получения электронных денежных средств, про их реквизиты, об изменениях реквизитов.
    • Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», где подробно объясняются наиболее распространенные нарушения банков

      Или ТУТ вы узнаете как производится реструктуризация кредита

      Оформление аренды банковской ячейки:

      Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

      Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

    • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
    • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
    • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
    • Ответственность за разглашение банковской тайны.
    • Отдельно также определены требования к перечню сведений, которые может передавать Банк России регулирующим и надзорным организациям РФ и других стран, центральным банкам других стран, кредитно-финансовым холдингам, банковским объединениям, кредитным организациям, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

      В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

    • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
    • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).
    • Наши комментарии по изменениям к банковской тайне

      Статья 26 Федерального закона № 189-ФЗ

      Федеральный закон № 189-ФЗ внёс такие изменения к статье 26: были исключены слова «с их согласия» в части 16 статьи 26.

      Фактически это означает, что ранее сведения о субъектах тайны, их операциях и счетах могли передаваться в Единое бюро кредитных историй только с разрешения самих субъектов тайны.

      Такое положение вещей не могло устраивать коммерческие банки, кредитные организации и создателей Единого бюро кредитных историй, ведь его наполнения реально не происходило.

      Да и какая должна быть система, когда у каждого субъекта тайны необходимо было запрашивать его согласие на такую передачу?

      Скорее всего, все банковские и кредитные организации должны были дополнять анкеты и договора с клиентами пунктом о согласии последних на передачу сведений о них в Единое бюро кредитных историй.

      При этом, система могла заработать только для новых клиентов.

      И то – спустя какое-то время, необходимое для проведения банками подготовительной работы, что обычно занимает месяцы.

      Текущими изменениями Федеральный закон № 189-ФЗ исключил необходимость выполнения такой работы и сделал систему единой для всех клиентов, как для уже существующих, так и всех новых автоматически, упростив жизнь кредитным операторам.

      С другой стороны, банки и кредитные учреждения не обязаны передавать никакие сведения в Единое бюро кредитных историй, поскольку нет законодательных актов, накладывающих такое обязательство.

      Надеемся, что это будет следующим логичным шагом в построении реально действующего бюро кредитных историй, из которого со временем можно будет получить не только достоверную, но и полную информацию.

      Статья 26 часть 29 Федерального закона № 189-ФЗ

      Федеральный закон № 189-ФЗ излагает 29-ую часть статьи 26 в новой формулировке, которая теперь включает слова: «разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости».

      Суть изменений можно выразить в том, что новая редакция направлена на лучшее урегулирование деятельности по повышению финансово-операционной устойчивости кредитных и банковских организаций.

      Её необходимость, как следует понимать, была обусловлена началом периода кризиса в 2014 году и, как следствие, требованием банков дать им возможность вывести свою устойчивость на новый уровень.

      Это изменение формулировки позволяет кредитным учреждениям передавать сведения, составляющие банковскую тайну, во внешние органы (включая материнские компании) в ходе процесса по разработке и внедрению шагов по улучшению краткосрочной и долгосрочной ликвидности, сокращению издержек и финансовому оздоровлению, на период кризиса.

      Статья 26 часть 31 Федерального закона № 189-ФЗ

      Этим же Федеральным Законом вносятся аналогичные изменения к части 31 статьи 26, только уже для Банка России.

      Последний должен разработать общие рекомендации для кредитных учреждений по преодолению негативных последствий экономического кризиса и дать им возможность согласовать такую деятельность с положениями статьи 26 Закона «О банках и банковской деятельности».

      Статья 26 часть 32 Федерального закона № 189-ФЗ

      Этим же Федеральным Законом вносится новая часть 32 статьи 26, которая гласит, что Банк России может передавать сведения согласно части 31, при условии, что получающие такие сведения органы (в т.ч. других государств):

    • будут соблюдать такую же или более высокую защиту данных сведений, как и Банк России;
    • не передавать их правоохранительным органам без письменного согласия на это Банка России;
    • не использовать их иначе, кроме как для исполнения своих прямых функций, без письменного согласия на это Банка России.
    • Такое дополнение призвано повысить защищённость Банка России от запросов надзорных, регуляторных, кредитно-финансовых и правоохранительных органов, за счёт создания дополнительных требований, которые таки органы теперь будут обязаны соблюдать, чтобы получить сведения от Банка России.

      Кроме того, дальнейшая судьба передаваемой информации теперь также будет зависеть от Банка России, который может разрешить или запретить использование информации различными инстанциями, если они отличны от тех, кто изначально такую информацию получал.

      legalmap.ru

      16 апреля 2014 Теория На какую информацию Вы имеете право?

      Что такое «информация» и право на нее?

      Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1, ст. 2) дает следующее определение информации:

      Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

      Объемное понятие «информация» включает в себя сведения в любой форме, в том числе в виде:

    • документа (бумажного или электронного),
    • изображения (фотографии, видеоизображения),
    • аудиозаписи,
    • с ообщения в устной форме
    • и т. д.
    • Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

      Чем ограничено наше право запрашивать и получать информацию?

      Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это ограничение распространяется и на конституционное право на доступ к информации. То есть каждый вправе запрашивать и получать любую информацию, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

      Какую информацию граждане вправе получать от органов власти?

      Особого внимания заслуживает информация, которой обладают органы власти. Это социально значимая информация, и общественный спрос на нее велик. Открытая официальная информация госорганов нужна для реализации и защиты прав граждан, а также для осуществления общественного контроля, что, в свою очередь, уменьшает коррупцию, повышает качество госуслуг и делает власть подотчетной, а значит, более ответственной и эффективной.

      Доступ к такой информации регулируют два специальных закона:

    • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
    • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
    • Оба эти закона устанавливают презумпцию открытости официальной информации — граждане вправе получать любые сведения о деятельности органов власти, если доступ к ним не ограничен федеральным законом.

      Какие органы власти есть в России?

      Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

      2) сведения о судебных органах:

      3) сведения о законодательных органах власти (см. разделы «Федеральное собрание» и «региональные органы государственной власти»).

      Что понимается под «информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»?

      В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 1 ст. 1) есть определение:

      Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — это информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

      Таким образом, к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относится любая информация, которой обладают органы власти или подведомственные им организации. При этом неважно, была ли эта информация непосредственно создана органом власти или поступила из внешних источников.

      Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под это определение:

    • стенограммы выступлений руководителей органов власти на совещаниях, заседаниях коллегий, встречах на высшем уровне и т. п.;
    • протоколы заседаний;
    • отчеты органа власти о своей деятельности, в том числе отчеты о реализации целевых программ (вплоть до размера полученного финансирования и информации о его расходовании);
    • решения, принятые органом власти;
    • нормативные правовые и иные акты, изданные органом власти.
    • Приведем другие примеры. Это не так очевидно, но к информации о деятельности органов власти также относятся такие сведения:

      • налоговая декларация физического лица, поступившая в налоговый орган;
      • заявление о выдаче заграничного паспорта, поданное гражданином в отдел ФМС России;
      • устав юридического лица, хранящийся в регистрационном деле в налоговом органе;
      • протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ГИБДД в отношении водителя.
      • Однако не следует забывать, что, в соответствии с федеральными законами (например с законом «О персональных данных»), доступ к информации органов власти может быть ограничен, если в ней содержатся личные сведения о гражданах.

        Что понимается под «информацией о деятельности судов»?

        Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (п. 2 ст. 1) определяет информацию о деятельности судов так:

        Информация о деятельности судов — это информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, либо поступившая в перечисленные ведомства и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.

        Иными словами, информация о деятельности судов — это любая информация, которой обладают органы судебной системы. При этом неважно, была ли эта информация подготовлена непосредственно судами или поступила из внешних источников.

        Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под понятие «информации о деятельности судов»:

      • судебные постановления (решения, приговоры, определения);
      • акты (приказы), изданные Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или его управлениями (отделами) в субъектах РФ;
      • решения органов судейского сообщества (решения квалификационных коллегий судей, постановления совета судей и т. п.).
      • Кроме того, к информации о деятельности судов относятся такие сведения:

      • обращения, поступившие в судебные органы (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. п.);
      • письменные доказательства, заключения экспертиз и иные документы, находящиеся в материалах судебных дел;
      • протоколы судебных заседаний;
      • судебная статистика;
      • протоколы заседаний органов судейского сообщества.
      • Граждане вправе запрашивать и получать любую информацию о деятельности судов, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

        Вправе ли граждане получать от органов власти ту информацию, которая непосредственно не затрагивает их права?

        На практике органы власти часто отказывают гражданину в предоставлении информации на том основании, что запрошенные сведения непосредственным образом не затрагивают его права. Такой отказ нарушает право на доступ к информации.

        Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый в 2009 году, закрепил право граждан на получение от органов власти любой информации, доступ к которой не ограничен федеральным законом, а не только той, которая непосредственно затрагивает их права.

        При этом гражданин не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

        Если в этом разделе Вы не нашли ответы на интересующие Вас вопросы, предлагаем Вам ознакомиться с нашим методическим пособием « Доступ к информации в Российской Федерации », в котором подробно раскрыты все основные положения о праве на доступ к информации.

        pravo2info.ru