Закона божьего прот слободского

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву – к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно, храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.

Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются – делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки. После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.

ВОПРОСЫ: Что такое храм? Какой его наружный вид? Как храм разделяется внутри? Что такое иконостас? Где находятся царские врата? Что такое св. престол и что на нем совершается? Какое самое важное богослужение? Что воспоминается за обеднею? Что такое таинство причащения? Кто установил это таинство? Как нужно держать себя в храме?

Грех, или зло есть нарушение Закона Божия; беззаконие, или иначе сказать, грех, есть нарушение воли Божией.

Как же люди стали грешить, и кто первый нарушил волю Божию?

Прежде сотворения видимого мира и человека, Бог сотворил ангелов. Ангелы – это духи бестелесные, невидимые и бессмертные. Все ангелы были сотворены добрыми, и Бог им дал полную свободу – желают ли они сами любить Бога или нет; а это значит, пожелают ли они сами жить с Богом или без Бога.

Один из самых светлых и сильных ангелов, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, во всем стал противиться Богу, сделался врагом Божиим. Он увлек за собой и некоторых других ангелов.

За такое противление Богу все эти ангелы лишились данного им света и блаженства (т. е. радости) и сделались злыми, темными духами.

Все эти темные, злые духи называются теперь бесами, демонами и диаволами. Самый же главный диавол, бывший самым светлым ангелом, называется сатаною, то есть противником (врагом) Бога.

Диавол научил и людей не слушаться Бога – грешить. Он соблазнил, то есть хитростью и обманом научил первых, сотворенных Богом, людей – Адама и Еву – нарушить волю Божию.

Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все – грешны.

Грех же всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло, распространившееся в мире и уничтожить смерть.

Но Бог, по милосердию Своему, помог людям в этом, послав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.

ВОПРОСЫ: Что такое грех? Кто первый нарушил волю Божию? Кто такой диавол, или сатана? Кто такие ангелы, и когда они сотворены? Кто такие злые духи, и как они называются? Кто и как научил людей грешить? Почему все мы, люди, рождаемся грешными? От кого грех удаляет людей, к чему он ведет и почему все люди умирают? Могут ли сами люди своими силами победить зло и уничтожить смерть? Как Бог помог людям победить зло и вечную смерть?

Закон Божий для семьи и школы

Протоиерей Серафим Слободской

Ни один из учебников по Закону Божию не имел и не имеет до сих пор такой популярности, как учебник протоиерея Серафима Слободского. Написанный еще в 1957 году для нашей эмиграции в Америке, он выдержал несколько переизданий на русском и английском языках и на протяжении уже многих лет был основным пособием по Закону Божию для воскресных и церковных общеобразовательных школ, для детей и взрослых. Произошло это во многом благодаря тому, что в свое время учебник протоирея Серафима стал «новым словом» в данной области. Для времени выхода книги в свет она была самым современным по языку, стилю и форме изложения учебником. Протоирей Серафим Слободской не просто излагает библейскую историю, основы православного вероучения, но приводит как подтверждение данные науки того времени. Кроме того, автор сам много преподавал детям и в полной мере перенес свой педагогический опыт на страницы учебника. О чем свидетельствует его разработанная структура: после каждого раздела автор предлагает вопросы для контроля знаний.
Несмотря на то, что некоторые места книги в настоящее время устарели (например, научная аргументация ввиду того, что со времени выхода книги в свет были получены новые данные по квантовой физике, астрофизике, палеонтологии, исследовании исторических документов и памятников) Закон Божий и на сегодняшний день является единственным полным учебником, объемлющим все аспекты православного вероучения и церковной жизни.

Ни один из учебников по Закону Божию не имел и не имеет до сих пор такой популярности, как учебник протоиерея Серафима Слободского. Написанный еще в 1957 году для нашей эмиграции в Америке, он… Развернуть

Я очень рада, что наконец-то осилила эту книгу! Читать ее непросто, но само чтение очень приятное и полезное для души и ума. Данное произведение помогает вникнуть в основу православия и православной жизни, что не очень просто сделать если в распоряжении имеется только Библия. А Закон Божий очень хорошо к чтению Библии подготавливает. И читается она уже осмысленно и с пониманием сути. Первая половина книги Закона Божьего является кратким пересказом основных библейских событий, при этом комментарий автора очень хорошо помогает переработать информацию. А вторая половина, как я считаю, более важная в этой книге, была посвящена тому, как жить по канонам православия. Разделы о молитве, православных праздниках, храме и жизни храма, о церковных службах и смысле обрядов, исполняемых священнослужителями, о том, как вести себя в храме, о таинствах очень помогли мне в приобщении к православной жизни. Ни капли не жалею, что потратила время на чтение этой книги!

Я очень рада, что наконец-то осилила эту книгу! Читать ее непросто, но само чтение очень приятное и полезное для души и ума. Данное произведение помогает вникнуть в основу православия и православной жизни, что не очень просто… Развернуть

Слава Богу! Я закончила самый-самый долгострой своей жизни.
Много лет я хотела прочитать это книгу и много лет дальше второй части не продвигалась.
Книга хорошая, полезная. Полезная и тем кто только пришел в лоно Церкви и еще мало знает о православии, но и тем, кто давно в ней.
Я тяжело продиралась сквозь язык. Скорость чтения была очень мала. Но тем не менее я это сделала:)
Вначале книги даются понятия о мире, о Боге, о молитве и т.п., а так же молитвы самые основные. Затем идет история Ветхого и Нового заветов. Далее идет подробный рассказ о вере и жизни христианской и о Богослужении Православной Церкви.
Эта книга, как я поняла имела начальную цель использоваться в школах. Уж очень повествование похоже на учебник.
И все-таки книга очень хорошая и полезная.

Слава Богу! Я закончила самый-самый долгострой своей жизни.
Много лет я хотела прочитать это книгу и много лет дальше второй части не продвигалась.
Книга хорошая, полезная. Полезная и тем кто только пришел в лоно Церкви и еще… Развернуть

Сия книга вызвала у меня целый вихрь эмоций. Отнюдь не положительных. Это произведение есть яростный призыв к ограниченности и скудоумию, который, помимо всего прочего, опускает людей других религий и конфессий. Я, вообще-то, последние годы проповедую мысль, что религия для нашего мира есть вещь необходимая и в известном смысле очень полезная, но после этой книги у меня мнение начало кардинально меняться. После ее прочтения любой здравомыслящий человек может сделать только один вывод:

Цель святых отцов –
Толпа рабов
И миллионы глаз пустых.

Короче говоря, не христианская религия и ее учение, которые я знаю неплохо, повергли меня в шок, а автор и то, как он все это преподносит.

Во-первых, он с самого начала не рассказывает, а утверждает, фактически не оставляя слабовольному человеку выбора. Это насилие над человеческим разумом. Ей-богу, даже средневековые отцы церкви изъяснялись в своих трудах куда мягче. Все это вызывает отвращение к православию – создается впечатление, что ты мимо шел, никого не трогал, а тебя схватили за шкирку и ткнули носом в икону, да еще вдарили по затылку за то, что ты задаешь какие-то там уточняющие вопросы.

Во-вторых, автор сразу же допускает страшнейшую ошибку: пытается доказать истинность написанного в Священном Писании с помощью науки, которую совсем не знает. Зачем, зачем они это делают? Зачем правоверные христиане лезут в науку? Зачем ученые пытаются приплести к науке религию? В обоих случаях люди выглядят одинаково глупо и жалко. Как в этом случае.

Более того, современная электронная физика установила, что атомные ядра, несмотря на их трудно представляемую малость, являются также составными телами. Атомные ядра состоят из так называемых протонов и нейтронов, соединенных между собою в определенных сочетаниях и числах. Какая то неизвестная сила соединяет их и скрепляет!
Так открытие наукой строения атома превращается в открытие совершенства в творении мира Премудрым Творцом, и, в корне, совершенно меняет понятие о материи. Такой материи, как понимают ее материалисты, не существует.
…Так открытие атомной энергии, «жизни атома», в наши дни есть лишь новое доказательство Божественной истины!
«Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!»

Так-то. Но ладно, бог с ними, с атомами и материями. Но это?

Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в рост и представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль — был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, — вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров.

Как бы, как бы… Плезиозавры с жалом… Кстати, уж не знаю, кого винить, автора или редакторов, только в книжице этой мы встречаем то футы, то наши традиционные меры длины.
Вот зачем все это? Ну неужели так важно доказывать что-то атеистам, да еще так смешно, вообще не изучив предмет? Атеист, к слову говоря, в «Закон Божий» вообще не заглянет. Кстати об этом: Бог, как я это неверно думала, заповедовал любовь ко всем людям, прощение и так далее, да и гнев и гордыня – грехи смертные, ан нет! Автор рвет и мечет, а, главное, сыплет нелестными эпитетами:

…Это давало повод атеистам XVIII в. (Вольтер, энциклопедисты и др.) издеваться над Св. Библией. Но эти жалкие безумцы…
…Вскоре после этого великого события, явился в Аравии лжепророк Магомет. Страдая от детства эпилепсией (нервными припадками) и галлюцинациями (призрачными видениями), он сам уверовал в свое призвание создать новую религию…

Очень веротерпимо, спасибо. Впервые в жизни я возмутилась за исламистов. Это уже чересчур, можно было просто не упоминать, не так уж это было и необходимо.
Плюс в книге полно ложных сведений (в частности, о церковном расколе), а также откровенных сказок (о крещении Руси, например). Обычно, если автор приводит что-то этакое, он упоминает источники, мол, так сказал тот-то, но нет, нет, у фактов сомнительных ссылок – о чудо – нет.
Ах да! А еще много забавных упреков в сторону атеистов:

…Если Христос, как передает Евангелие, ходил по воде, как по земле, то этот факт так же мало «нарушает» закон тяготения, как и факт полета аэроплана над землей, или плавания в воде тела боле легкого, чем вода…
…Если человек выздоравливает от смертельной болезни после горячей молитвы к Богу (своей или чужой), то это чудо так же мало «нарушает» установленное медициной естественное течение болезни, как мало ее нарушает удачное оперативное вмешательство врача…

Будь моя воля, я бы эту книгу вообще запретила. Меня она частично довела до истерики, частично привела в ярость. Как говорит сам автор,

Таким образом, отвергающие чудеса Божии, на основе якобы науки, являются или невежественными в вопросах науки, или полуобразованными, или недостаточно философски образованными.

Заменить «отвергающие чудеса Божии» на имя автора и все будет правильно.

Первое, что напрашивается, это вопрос — вы это серьезно?

Сия книга вызвала у меня целый вихрь эмоций. Отнюдь не положительных. Это произведение есть яростный призыв к ограниченности и скудоумию, который, помимо всего прочего,… Развернуть

www.livelib.ru

Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый.

Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог.

Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.

Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога,так как все три Лица Пресвятой Троицы, – Отец, Сын и Святой Дух, – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо.Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять.

Святый Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Св. Августин говорит: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом.

Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово «Евангелие» значит благая, или добрая весть.

А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги.

ВОПРОСЫ: Можем ли мы вполне постигнуть умом своим, кто такой Бог, и сами узнать о Нем? Откуда же мы узнали о Боге, и что Он Творец мира? Кто дополнил учение о Боге, что Он один, но Троичен в Лицах? Как называются Лица Святой Троицы? Чем отличаются между Собою Лица Святой Троицы? Что такое Евангелие и что такое Библия?

azbyka.ru

Закон Божий

Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, – и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас самих, – все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.

Мы видим мир Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.

Вот, мы на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки. Вся земля здесь похожа на большой, красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотою Божиего луга.

Пройдемся по лесу. Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мир.

А вот и река. Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей и лугов. Как в ней приятно выкупаться! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. И сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности. Там тоже своя жизнь – свой мир.

И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мир живых существ.

А как красивы горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака.

Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею. И всю эту жизнь миру дал Бог.

Богат и разнообразен мир Божий! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель. Все в мире рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть, становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.

По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу.

А теперь посмотрим, в глубокую темную ночь, с земли на небо. Сколько там мы увидим звезд, усеянных по нему. Их несметное число! Все это отдельные миры. Многие из звезд такие же, как наше солнце или луна, а есть и такие, которые во много раз больше их, но находятся так далеко от земли, что кажутся нам маленькими светящимися точками. Все они стройно и согласно движутся по определенным путям и законам друг около друга. И наша земля в этом небесном пространстве кажется маленькой светлой точкой.

Велик и необъятен мир Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только сам Бог, сотворивший все.

Весь этот мир Бог создал для жизни и пользы людей – для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!

И, если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое непонятное в мире нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости. Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, и никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.

Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий.

ВОПРОСЫ: Кто сотворил мир и дал ему жизнь? Кто установил в мире стройный порядок, или, как часто называют, «законы природы»; и в чем этот порядок состоит? Какое назначение Бог дал человеку? Для кого Бог создал мир? Для чего нам необходимо знать Закон Божий?