Ст3 закона об оценочной деятельности

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 января, 27 июля 2006 г., 5 февраля, 13, 24 июля 2007 г., 30 июня 2008 г., 7 мая, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2, 23 июля 2013 г., 12 марта, 4, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 8 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 26 апреля, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Определены правовые основы оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Установлено, что Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов. Под оценочной деятельностью закон определяет деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Определяет понятие «рыночной стоимости» объекта оценки, а также случаи, когда проведение оценки объектов является обязательным.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 августа 1998 г. N 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3813

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П положение части первой статьи 24.18 настоящего Федерального закона признано противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 6 статьи 4 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2017 г.

Действие статей 24.12 — 24.17 настоящего Федерального закона приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

Часть 25 и часть 26 статьи 24.10 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений в статью 21.1 и часть вторую статьи 21.2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Действие положений статей 16.2, 21.1, 21.2, частей четвертой и седьмой статьи 24.2, частей четвертой — шестой статьи 24.6 настоящего Федерального закона приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 1 июля 2013 г. для лиц, включенных в состав экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков решениями органов управления саморегулируемых организаций оценщиков до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 4 установлены иные сроки вступления их в силу

Изменения в части дополнения статьей 17.1 и в статью 22.1 вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в части дополнения статьями 16.2, 21.1, 21.2, частями четвертой — шестой статьи 24.6, а также в части отдельных изменений в статью 24.2 вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых установлен иной порядок вступления в силу

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2007 г. N 129-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликованияв названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 143-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Оценочная деятельность

Определение стоимости имущества в гражданско-правовых отношениях в любом государстве и при любом государственном строе всегда являлось и является необходимой потребностью каждого индивида и общества в целом. Современное российское гражданское право направлено на регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, объектами которых служат материальные и нематериальные блага, имеющие определенную денежную стоимость, и предусматривает случаи проведения их оценки.

Следует отметить, что личные неимущественные права, охраняемые нормами гражданского законодательства, также имеют определенную стоимость. Например, на основании ст. 152 ГК РФ судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда, для определения которой судом может быть привлечен профессиональный, независимый оценщик. В условиях нестабильного экономического и рыночного положения в государстве оценочная деятельность необходима.

Однако порядок осуществления данного юридического действия урегулирован не в полном объеме, а в некоторых нормах, установленных отдельными законодательными актами Российской Федерации, обнаруживаются неточности, неясности и прочие недоработки законодателя. Данные обстоятельства служат причиной продолжительных, неразрешенных споров в отношении стоимости объектов оценки между участниками правоотношений, а порой приводят к совершению правонарушений.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости выделяет отдельным судопроизводством.

Сегодня оценочная деятельность, имеющая свое место в различных правоотношениях, нуждается в совершенствовании ее правового регулирования.

Основным нормативным актом, регламентирующим оценочную деятельность в России, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Данный закон стал первым российским законодательным актом федерального уровня, регулирующим оценочную деятельность, в то время как оценка имущества приобрела особое значение еще на этапе формирования новой российской экономики.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью закон определяет деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Закон определяет понятие «рыночной стоимости» объекта оценки, а также случаи, когда проведение оценки объектов является обязательным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из СРО и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, оценщиком может быть гражданин, но для реализации этой возможности ему необходимо являться членом одной из СРО и застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности.

Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определены правовые основы оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Закон устанавливает, что Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов.

1) договор на проведение оценки;

2) определение суда, арбитражного суда, третейского суда, решение уполномоченного органа в случаях, предусмотренных законом.

Договор на проведение оценки заключается между заказчиком и оценщиком, либо с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Данный договор должен соответствовать обязательным требованиям, предусмотренным ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Именно договор является главным средством регулирования отношений между субъектом оценочной деятельности (оценщиком) и заказчиком.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 06.04.2017

Для правового регулирования оценочной деятельности большое значение имеет правильное определение правовой природы договора на проведение оценки. Действующее законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности имеет ряд пробелов и недостатков. Некоторые вопросы оценочной деятельности вообще остаются за пределами правового регулирования. В частности, ст. 9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Дата размещения статьи: 17.03.2017

На момент принятия Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» действовало более двухсот нормативных актов различной юридической силы, которые касались вопросов установления стоимости оценочных услуг, условий проведения обязательной оценки, осуществления оценочной деятельности и т.д. Данная ситуация определялась наличием широкого спектра правоотношений, в регулировании которых использовались или могли быть использованы результаты оценки.

Дата размещения статьи: 01.12.2016

Сфера оценочных услуг охватывает широкое поле деятельности, так как необходимость установления в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости возникает как у физических, так и у юридических лиц. Весьма актуальным является исследование вопросов, касающихся особенностей раскрытия сфер применения оценочных услуг, так как потребность в оценочных услугах, как отмечает М.А. Волкова, «может быть обусловлена как требованиями законодательства, так и для защиты своих имущественных интересов».

Дата размещения статьи: 12.09.2016

В силу ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик отвечает за имущественный ущерб, возникший в результате использования итогов его работы — заключения о стоимости, как перед своим контрагентом по договору, так и перед любым третьим лицом, которое использовало результат оценки и потерпело вследствие этого убытки. Такой взгляд на ответственность за качество результата работы является несколько необычным, ведь, заключая договор, подрядчик берет на себя обязательства только перед заказчиком.

Дата размещения статьи: 10.08.2016

Президент РФ подписал Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Главные вопросы к нововведениям касаются перевода экспертизы оценочных отчетов саморегулируемыми организациями (СРО) оценщиков в статус добровольной, что фактически ее отменяет. Экспертное заключение является документом, подтверждающим достоверность оценочного отчета, в том числе достоверность приведенных в отчете выводов о стоимости объекта оценки.

Дата размещения статьи: 10.02.2016

В жизни практически каждого человека складываются ситуации, когда возникает необходимость в такой области профессиональных услуг, как определение рыночного или иного вида стоимости имущества. Без оценки собственности уже не обходится ни одна операция по купле-продаже предприятий, кредитовании под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Помимо этого, в законодательстве Российской Федерации закреплен целый ряд случаев, когда оценка является обязательной.

Дата размещения статьи: 11.07.2015

Статьей 8 Закона об оценочной деятельности предусмотрен перечень случаев, в которых проведение оценки объектов оценки обязательно. Так, обязательная оценка объектов оценки проводится в случаях вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, а также в случае возникновения спора о стоимости объекта оценки.

Дата размещения статьи: 25.06.2015

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. При обычных обстоятельствах определение кадастровой стоимости — это обязанность государственных органов, исполняемая в ходе государственной кадастровой оценки, проводимой по решению соответствующего органа власти, причем не реже одного раза в течение пяти лет.

Дата размещения статьи: 19.03.2015

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом об оценочной деятельности, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Дата размещения статьи: 21.11.2014

Внедрение практики критического анализа отчетов оценщиков в деятельность участников финансового рынка и корпоративных отношений потребует времени и дополнительного повышения квалификации как участников рынка, так и сотрудников контролирующих органов, однако в итоге принятие названных мер должно способствовать улучшению качества активов и устойчивости участников финансовых рынков, повысить защищенность инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Навигация по разделу: [1] [2]

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

lexandbusiness.ru

Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации

Основой правового регулирования оценочной деятельности в РФ является федеральный закон Об оценочной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы в РФ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные нормативные акты (Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и др.). Условием юридической силы иных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность в РФ является соответствие ФЗ Об оценочной деятельности и международным договорам. Если международным до говором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора РФ.

Сфера правового регулирования

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении имущества, принад лежащего Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям (публичное имущество), физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с этим имуществом а также для иных целей. Из смысла закона вытекает сфера его действия в пространстве. На территории РФ данный закон обязателен к применению, так как осуществление деятельности, связанной с имущественным оборотом на терри тории РФ необходимо иметь статус физического или юридического лица. Иностранные юридические лица для осуществления своей деятельности обязаны пройти соответствующие законные процедуры для при знания их статуса на территории РФ. В российском законодательстве об оценочной деятельности, кроме того, из смысла законодательства выте кает, что публичное имущество, а также имущество, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность за рубежом также попадает в сферу правового регулирования законодательства об оценочной деятельности

Поправками к Федеральному закону Об оценочной деятельности в Российской Федерации, принятыми 14.11.2002 года 3 расширена сфера правового регулирования данного федерального закона. Если ранее сфе ра отношений, регулируемых законодательством об оценочной дея тельности ограничивалась целями совершения сделок с объектами оцен ки, то после внесения поправок в законодательство, сфера оценочной деятельности была расширена и включает в себя не только определение стоимости в для целей сделок с ними, но и для иных целей. Причем, законодатель не привел исчерпывающий перечень целей оценки, регулируемых законодательством об оценочной деятельности, установив, таким образом, диспозитивный характер этой нормы. Диспозитивный характер данной нормы означает, что субъекты оценочной деятельности свободны в привлечении оценочной экспертизы для любых целей в от ношении объектов оценки, кроме тех целей, для которых законодательством предусмотрен иной порядок оценки имущества. Так, например, в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности 4 , даны определения видов стоимости. Одним из видов стоимости в этом нормативноправовом акте является стоимость для целей налогообложения. Ранее, до внесенных поправок, определение данного вида стоимости было вне рамок отношений, регулируемых законо дательством об оценочной деятельности, так как налогообложение не является сделкой. Налог как безвозмездный платеж в бюджет РФ не является сделкой, так как является безусловной обязанностью налогоплательщика, а понятие сделки предполагает свободу воли лица, ее заключающего. Последней тенденцией законодательства о налогах и сборах является стремление Министерства Финансов и Министерства Налогов и Сборов установить исчисление налогооблагаемой базы для некоторых налогов исходя из рыночной стоимости. 5 Таким образом новые поправки к законодательству об оценочной деятельности расширили сферу регулирования с позиции регулирования стоимости объектов оценки в рам ках гражданскоправового регулирования сделок до распространения за конодательства об оценочной деятельности на иные, в том числе и на публичноправовые сферы.

Понятие рыночной стоимости

Фундаментальной категорией законодательства об оценочной дея тельности, является категория рыночной стоимости. В ст. 3 закона Об оценочной деятельности в Российской Федерации рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

• цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей либо стороны не было;

• платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно ст.7 ФЗ Об оценочной деятельности в РФ в случаях проведения обязательной оценки (если в нормативно правовых содержится требование обязательного проведения оценки какоголибо объекта оценки), либо если в договоре об оценке не определен конкретный вид определяемой стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Это положение закона является одним из принципов оценочной деятельности и устанавливает предположение об установлении рыночной стоимости, если в договоре об оценке не указано иное. Также предположение об установлении рыноч ной стоимости объектов оценки подлежит применению в случае использования в нормативноправовом не предусмотренных законом об оценочной деятельности или стандартами оценки, обязательных к применению, терминов определяющих вид стоимости объекта оценки, например, таких как действительная стоимость, разумная стоимость, эквивалентная стоимость, реальная стоимость и др.

Категория рыночной стоимости напрямую связана с категорией рыночной экономики. Рыночная экономика это хозяйство, предполагающее удовлетворение потребностей посредством обмена, принятие решений является прерогативой самостоятельных экономических субъектов. 6 Рыночная экономика предполагает наличие определенной степе ни саморегуляции. Таким образом, в какойто степени, рынок может быть определен как сфера гражданскоправового оборота, в которой субъекты обладают свободой воли, и вся система отношений обладает определенной степенью саморегуляциии. Поэтому, один из принципиальнейших экономических явлений явление стоимости определяется саморегулированием экономической системы, а не императивом одного лица или властного органа. Оценщик, определяя рыночною стоимость выражает свое суждение о вероятной расчетной сумме, на которую объ ект оценки может быть обменен. Оценщик по общему правилу не устанавливает рыночную, не диктует собственнику ту расчетную сумму, цену, которую он должен назначить для своей собственности, а лишь высказывает суждение о предполагаемой её величине в данных условиях.

Это положение связана с категорией свободы договора, закрепленной в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Так данная норма в п. 4 закрепляет, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание или существенное условие предписано законами или иными нормативноправовыми актами. Так, согласно ст. 424 ГК исполнение договора куплипродажи оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев применения цен устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Свобода договора в отношениях свободы определения цены сделки в большинстве видов сделок в российской правовой системе составляет основу формирования рыночных отношений и базой для определения рыночной стоимости в работе экспертов оценщиков. В затратном, сравнительном и доходном подходах к оценке для определения обоснованной рыночной стоимости эксперт оценщик использует информацию о заключенных на рынке сделках с имуществом, которая необходима для суждения о рыночной или иной стоимости объекта оценки. Таким образом, само существова ние рыночной стоимости обязано свободой установления цены сделок в гражданскоправовых отношениях. Действия эксперта оценщика по оп ределению рыночной или иной стоимости, в случае, если результат его суждения о стоимости всегда был обязателен для совершения сделок со всеми объектами собственности искоренило бы саму сущность оценочной деятельности, так как лишило бы базу суждения оценщика о стоимости объекта оценки, определенную из индикативов стоимости уста новленной свободой установления цены сторонами договора. Таким образом, можно определить оценочную деятельность как деятельности по выражению суждения о стоимости имущества в отдельных случаях, по волеизъявлению стороны, заказавшей или потребовавшей оценку и только в отдельных случаях, суждение о стоимости может быть обязательным для заключения сделки по установленной оценщиком цене.

Согласно ст. 7 закона об оценочной деятельности устанавливает презумпцию установления рыночной стоимости объекта оценки. Предположение об установлении рыночной стоимости справедливо, если в законе или ином нормативноправовом акте, содержится требование о б обязательном проведении оценки или в договоре не определен вид стоимости объекта оценки или использованы термины, не предусмотренные стандартами оценки или законом об оценочной деятельности, в том числе терминов разумная стоимость, действительная стоимость, ре альная стоимость и др. Такое положение справедливо при адаптации международных и других необязательных к применению в Российской Федерации стандартов оценки, в которых есть упоминание вышеизло женных терминов. Кроме того данное положение предоставляет свободу применения услуг независимых оценщиков Так, например, в случае от сутствие в договоре условия цены согласно гражданскому законодатель ству, такой договор может быть оплачен исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные това ры, работы, услуги. Здесь, по мнению автора, возможно, в качестве обоснования цены возможен отчет независимого оценщика об определе нии рыночной стоимости предмета договора.

Субъекты оценочной деятельности как лица, деятельность которых регулируется законодательством об оценочной деятельности. Оценщики и заказчики как субъекты оценки

Ст. 4 федерального закона Об оценочной деятельности определяет субъектами оценочной деятельности с одной стороны юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется законом об оценочной деятельности (оценщики), а с другой – потребители их услуг заказчики.

Таким образом, оценщик как субъект оценочной деятельности об ладает следующими признаками:

1. Оказывает услуги по оценке. Оценщики оценивают имущество в форме услуги предоставляемой заказчику (потребителю). Возмездное оказание услуг, как вид гражданских правоотношений регулируется гла вой 39 Гражданского кодекса РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совер шить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги 7 . Кроме того, ст. 9 ФЗ Об оценочной деятельности определяет в качестве оснований для проведения оценки договор между оценщиком и заказчиком, или на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Причем расходы, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (оплате) в порядке, установленном законодательством.

В законе об оценочной деятельности нет прямого указания на то, что проведение оценки является обязательно возмездным оказанием ус луг, следовательно, не исключено, что оценочной деятельностью могут осуществлять и некоммерческие юридические лица.

2. Оценщик должен является юридическим лицом или индивиду альным предпринимателем.

Согласно ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо, обладает 4 легальными признаками: организационной упорядоченно стью (единством), имущественной обособленностью, возможностью вы ступать в гражданском обороте и в суде от своего имени, самостоятель ной имущественной ответственностью 8 . Различают коммерческие и не коммерческие юридические лица. Коммерческие организации характе ризуются извлечением прибыли, как основным видом деятельности. Не коммерческие юридические лица имеют право заниматься коммерческой деятельностью если это служит достижению целей ради которых они созданы и соответствует этим целям. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Для возникновения юридического лица необходимо пройти соответствующую процедуру его регистрации. Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица регулируются ст. 2325 Гражданского кодекса. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятель ностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и в случае признания его банкротом требования кредиторов удовлетворяются за счет этого имущества, за исключением того имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии), в случаях когда такое разрешение (лицензия) обязательно или с нарушением усло вий лицензирования, если эта деятельность причинила крупный ущерб либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (более 200 минимальных размеров оплаты труда) является основанием для привле чения гражданина к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ. 9

Кроме того, законодателем введены следующие требования к оценщикам, которые также являются их отличительными особенностями:

4. Оценщик должен быть независимым. Раскрытие категории независимости оценщика дано в ст.16 ФЗ Об оценочной деятельности. Согласно п. 14 Стандартов оценки обязательных к применению оценка может проводится оценщиком только при соблюдении требования к не зависимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если оценщик не отвечает требованию независимости, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

5. Гражданская ответственность оценщика должна быть застрахо вана, при этом размер страховки и ее существенные условия (например, ответственность предел ответственности за действия или бездействия оценщика) в законодательстве об оценочной деятельности не определены. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Положение о страховании оценщика закреплено в ст. 17 закона об оценочной деятельности. Согласно законодательству страхо вание представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных со бытий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Правоотно шения страхования регулируются главой 48 ГК и законодательством о страховании.

6. Оценщик должен иметь лицензию на осуществление оценочной деятельности. Лицензия это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Порядок ли цензирования оценочной деятельности утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 года. Кроме того, об щие положения о лицензировании регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128 –ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности (на сегодняшний день в третьем чтении приняты измене ния в указанный закон, отменяющий с 1.01.2006г. лицензирование оценочной деятельности).

Основными требованиями к лицензиату положение о лицензировании являются:

• соблюдение требований законодательства и иных нормативно правовых актов РФ по вопросам оценочной деятельности;

• наличие в штате работника или у индивидуального предприни мателя имеющего профессиональные знания в области оценочной деятельности по установленным нормативноправовыми актами условиям;

• повышение квалификации по оценочной деятельности работ ника(ов) или индивидуального предпринимателя не реже 1 раза в 3 года;

• предоставление информации и документов по запросу лицензи рующего органа.

Приостановление действия лицензии может быть в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае не устранения этих нарушений лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и в случае не устранения нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

Органом, осуществляющим лицензирование оценочной деятельности является ФАУФИ (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Росимущество) РФ. Лицензия выдается на 5 лет.

Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.

Мероприятия по контролю могут производится по плану утвер жденным Росимуществом, а также по заявлениям юридических и физи ческих лиц, государственных надзорных органов, иных органов государ ственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

Лицензиат Федерации и настоящим Положением обязан обеспечи вать условия для проведения лицензирующим органом проверок. К потребителям (заказчикам) услуг оценщиков, как субъектам оценочной деятельности, законодательство не предъявляет конкретных требований. Но очевидно, что они должны обладать правоспособностью, а органы государственной власти РФ полномочиями для требования или права за казать услуги оценщика.

К потребителям (заказчикам) услуг оценщиков, как субъектам оценочной деятельности, законодательство не предъявляет конкретных требований. Но очевидно, что они должны обладать правоспособностью, а органы государственной власти РФ полномочиями для требования или права заказать услуги оценщика. Российская федерация, субъекты РФ, юридические и физические лица имеют право на проведение оценщика ми оценки любого принадлежащего им объекта оценки. Данное право является безусловным, результаты оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского отчета и отчетности. Характерно, что безусловное право на оценку объекта оценки имеют лишь собствен ники данного объекта. У перечисленных выше участников правоотношений также имеется безусловное право на повторную оценку и на обжалование заинтересованными лицами результатов проведения оценки.

• Применять самостоятельно методы проведения оценки в со ответствии со стандартами оценки. Согласно стандартам оценки, обяза тельным к применению субъектами оценочной деятельности, методом оценки является способ расчета стоимости объекта оценки в рамках од ного из подходов к оценке. Среди подходов к оценке выделяют затратный, сравнительный и доходный.

• Требовать от заказчика при проведении обязательной оценки обеспечения доступа в полном объеме документации, необходимой для осуществления этой оценки. Соответственно заказчик, обладающий до кументацией, обязан ее предоставить. Федеральный закон Об инфор мации, информатизации и защите информации определяет термин документ как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Так информация, необходимая для проведения оценки не обязательно может содержаться в документации, она может быть представлена в устной форме, в форме баз данных и на других носителях, которые не подпадают под категорию документ.

• Получать разъяснения и дополнительные сведения для про ведения данной оценки

• Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки за исключением ин формации, являющейся государственной, коммерческой тайной; в слу чае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик указывает на это в отчете. В законодательстве об информации, категория информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

• Привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо иных специалистов. Данное положение положило законную основу к осуществлению оценки по договору подряда или вообще без правовой основы. Так в оценочной практике сложилась ситуация, когда оценщики привлекают к работе над оценкой других специалистов, лишь оформляя отчет со своими реквизитами и подписями соответствующих лиц.

• Отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте, либо не обеспечил соответствующие договору условия работы. В этом случае, по мнению автора, оценщик совершает действие, обоснованное с точки зрения закона как допустимое односто роннее прекращение обязательства (согласно ст. 407 ГК). В случае наличия договора об оценке, наличие обстоятельств, вызвавших реализацию права на отказ от оценки, по мнению автора, является основанием для расторжения договора, и такой договор будет считаться расторгнутым согласно ст. 450 ГК.

• Требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки и денежного вознаграждения за проведение оценки по определе нию суда, арбитражного суда. Данное право также частично связано с правом отказа от оценки.

• Соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования законодательства об оценочной деятельности.

• Сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки. Очевидно, что такими обстоятельствами могут является: невозможность независимости оценщика в отношении объекта оценки, недос таточность информации для проведения оценки, иные обстоятельства.

• Обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки.

• Предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ( в том числе о порядке лицензирования, обязанностях оценщика, требования к договору и отчету об оценке и стандартах оценки), об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете.

• Предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности. Характерно, что для возникновения такой обязанности оценщика необходимо требование заказчика.

• Не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

• Хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

• В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным госу дарственным органам либо органам местного самоуправления по их за конному требованию.

• Соблюдать стандарты оценочной деятельности, обязательные к применению.

• При составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

• Согласно стандартам оценки, обязательным к применению оценщик обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подход к оценке или обосновать отказ от их использования

Обязательные требования к договору об оценке:

• Простая письменная форма (не требуется нотариальное удо стоверение).

• Основания заключения договора.

• Вид объекта оценки.

• Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки. Стандартами оценки, обязательными к применению закреплены следующие виды стоимости: рыночная стоимость, стоимость с ограниченным рынком, стоимость замещения, стоимость воспроизводства, стоимость при существующем использовании, инвестиционная стоимость, стоимость для целей налогообложения, ликвидационная стоимость, ути лизационная стоимость, специальная стоимость. В соответствии со ст. 7 ФЗ Об оценочной деятельности в РФ в случае указание в договоре иного вида определяемой стоимости, подлежит установлению рыночная стоимость.

• Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки.

• Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

• Сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

• Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ря да объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

• Указание на факт предоставления информации о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности (согласно Стандартов оценки, обязательных к применению).

Отчет об оценке является формой надлежащего исполнения оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором. Он должен быть своевременно составлен в письменной форме и передан заказчику.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

• Дата составления и порядковый номер отчета.

• Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки.

• Место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицен зии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имуще ства.

• Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки.

• Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при про ведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения.

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата. Согласно п. 13 Стандартов оценки обязательных к применению Проведение оценки включает в себя следующие этапы:

> Заключение с заказчиком договора об оценке;

> Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки. В рамках этого этапа оценщик осуществляет сбор и обработку:

• Правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц.

• Данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

• Информации о технических и эксплуатационных характеристи ках объекта оценки;

• Информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

> Анализ рынка, к которому относится объект оценки.

> Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов.

> Обобщение результатов, полученных в рамках каждого из под ходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки.

> Составление и передача заказчику отчета об оценке.

• дата определения стоимости объекта оценки;

• перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

• Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения при мененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

• Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

• Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скре плен печатью, а также подписан оценщиком индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям ст. 24 ФЗ Об оценочной деятельности в РФ и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем.

market-pages.ru