Правила оформления ктс

Как снизить риски корректировки таможенной стоимости

Таможенное оформление — непростая задача как для начинающего, так и для опытного предпринимателя. Неправильная оценка таможенной стоимости товара, ошибки при заполнении документов — все это может привести к корректировке таможенной стоимости (КТС). Последняя способна негативно отразиться на любом бизнесе: сорвет сроки поставки груза и повлечет за собой дополнительные финансовые издержки. Как правильно действовать в такой ситуации? И как снизить риск корректировки таможенной стоимости?

Правильное таможенное оформление — основа успешной внешнеэкономической деятельности компании-экспортера или импортера. Ошибки, недочеты и упущения, совершенные при подготовке таможенной документации, в большинстве случаев приводят к корректировке таможенной стоимости товара. Доначисление таможенных пошлин и налогов после пересчета таможенной стоимости товаров увеличит финансовые издержки. А длительные сроки рассмотрения документов не только задержат поставку грузов, но и сорвут договоренности с партнерами и клиентами. Все эти обстоятельства грозят серьезными репутационными потерями.

Методы определения таможенной стоимости

Размер таможенных пошлин и налогов исчисляется с учетом таможенной стоимости товара. Она, в свою очередь, определяется в соответствии с международным договором между странами-участницами Таможенного союза, регулирующим это вопрос.

Для определения таможенной стоимости используются шесть методов, основанных на различных способах расчета. Первый метод является основным, но если он по каким-либо причинам не подходит, то обращаются к одному из последующих пяти способов расчета:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания стоимости;
  • метод сложения стоимости;
  • резервный метод.
  • При определении таможенной стоимости учитывают не только цену покупки, продажи или создания товара, но и другие понесенные бизнесом расходы:

  • транспортные;
  • брокерские;
  • комиссионные;
  • экспедиторские;
  • страхование;
  • лицензирование и т.п.
  • Для подтверждения таможенной стоимости перечисленные расходы необходимо документально обосновать.

    Когда и по чьей инициативе таможенная стоимость товара может быть подвергнута корректировке?

    Контроль таможенной стоимости проводит таможенный инспектор и в случае выявления неверно указанных сведений в предоставленной декларации назначает процедуру корректировки. Практика корректировки таможенной стоимости — это, по сути, пересчет ранее определенной стоимости товаров. В каких ситуациях предприниматель может столкнуться с данной процедурой?

  • Несоответствие сведений, заявленных в декларации, фактическим данным.
  • Несоответствие величины таможенной стоимости и ее составляющих предъявленным документам.
  • Выявление технических ошибок.
  • Поступление новых документов, изменяющих стоимость товара или дополняющих его характеристики.
  • Некорректный выбор метода для исчисления таможенной стоимости.
  • После проведения контроля сотрудники таможни информируют о принятии таможенной стоимости или сообщают о ее корректировке. Также процедура корректировки может быть проведена по инициативе декларанта, если необходимо добавить в документы новые сведения. В обоих случаях участник ВЭД обязан самостоятельно провести перерасчет стоимости с учетом выявленных недостатков и передать его таможенному органу. Все расчеты необходимо подкрепить доказательствами.

    Перечень товаров, к которым обычно применяются меры дополнительного таможенного контроля, достаточно обширный. Сюда входят:

  • мясо крупного рогатого скота;
  • орехи и сухофрукты;
  • цветы;
  • морепродукты;
  • корм для кошек и собак;
  • транспортные средства;
  • различная аппаратура;
  • цифровая техника.
  • Именно эти группы товаров позволяют недобросовестным игрокам с легкостью манипулировать кодами ТН ВЭД. Речь идет об элементарном подлоге, когда владелец груза или его законный представитель выдает, предположим, охлажденное мясо за замороженное. Последнее, как известно, дешевле, а значит пошлины и налоги будут ниже. Выявить такой подлог можно только путем внимательно осмотра груза, что в последнее время и делают сотрудники таможенных служб.

    Порядок процедуры КТС

    При сомнениях в подлинности или наличии неточностей в предоставленных документах, выявлении технических ошибок или недостоверных данных, а также иных проблемах, затрудняющих принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка, а товары выпускают под обеспечительный платеж (если выпуск не произошел до начала проверки).

    Дополнительная проверка, по сути, является подготовкой к процедуре КТС: таможенный орган указывает на недостатки, выявленные в декларации, приводит примерную стоимость товара по оценке должностных лиц и размер обеспечительного платежа для выпуска товара. Также таможня может запросить дополнительные документы для проверки стоимости груза — они в значительной степени повлияют на итоговое решение. Как правило, компании передают следующий перечень бумаг:

  • договор поставки;
  • экспортную декларацию страны-производителя;
  • документы, подтверждающие предоплату;
  • прайс-лист на товары;
  • ценовую информацию о товаре на рынке РФ;
  • договор на доставку товара;
  • техническую информацию о товаре;
  • ценовую информацию о товаре на рынке производителя.
  • После проверки органы выносят окончательное решение о корректировке с указанием оснований для этой процедуры, уточненной стоимости товаров, окончательного размера пошлины и налога, а также суммы, подлежащей возврату компании из обеспечительного платежа.

    Если проверка и корректировка происходят по инициативе таможенных органов, то бланки заполняет таможенный инспектор, если инициатором выступает фирма — все документы и доказательства готовит ее представитель.

    После корректировки стоимости товара возможны два исхода:

    • возникает задолженность декларанта по таможенным пошлинам. Погашение задолженности происходит с обеспечительного платежа, а при нехватке средств (или их отсутствии, когда КТС прошла после выпуска товара) — выставляется требование на доплату;
    • участник ВЭД получает право требовать возврата излишне уплаченных средств.
    • Сроки принятия решения и порядок возврата таможенных платежей

      Согласно законодательству выпуск товара должен быть осуществлен в течение одного дня с момента регистрации таможенной декларации. Если таможенный орган не согласен с заявленной стоимостью, он выносит решение о корректировке стоимости или проведении дополнительной проверки. Декларант должен предоставить необходимые для проверки документы в течение 60-ти дней. После этого у таможенных органов есть три дня, чтобы решить, каким образом будет скорректирована стоимость.

      После принятия решения о проведении КТС декларант обязан уплатить пошлину и налог в течение одного дня. Аналогичный порядок предусмотрен в тех случаях, когда компания требует возврата излишне уплаченных средств, однако отсчет срока в этом случае начинается с момента поступления заявления о возврате.

      Следует помнить, что процедура КТС может быть проведена и после выпуска товара — законодатель разрешает проверку в течение трех лет, по инициативе компании или таможенных органов. В этом случае обеспечительный платеж уже не вносится.

      Можно ли оспорить корректировку таможенной стоимости

      В соответствии с Таможенным кодексом ТС декларант самостоятельно рассчитывает таможенную стоимость товаров, но таможенные органы сверяют эти данные со своей информацией и при заниженной стоимости проводят корректировку. Рассмотрим, всегда ли такие действия правомерны, как и в какие сроки можно оспорить корректировку таможенной стоимости.

      При несогласии с решением таможенного органа декларант может обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев. Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения таможенного органа незаконным. В заявлении указывают:

    • наименование органа, принявшего решение;
    • название, номер и дату принятия оспариваемого решения;
    • права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым решением;
    • законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое решение;
    • требование заявителя о признании решений незаконным.

    К заявлению необходимо приложить доказательства, которые подтверждают обоснованность требований декларанта. Такими доказательствами могут быть все документы, которые отражают затраты на сделку. Это транспортные, платежные и иные документы, в которых указана цена товара, его наименование, характеристики, условия оплаты и доставки (договор поставки, упаковочный лист, спецификации и т.д.).

    Информация в базах данных таможенных органов носит статистический характер и не всегда может быть использована как основа для определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Такой метод может быть применен сотрудниками таможни только в том случае, если у декларанта недостаточно документов для подтверждения указанных данных. Правомерность действий учитывает арбитражный суд при рассмотрении иска.

    Кроме того, декларанты, доказавшие незаконность корректировки таможенной стоимости в судебном порядке, имеют право требовать возмещения убытков (при предоставлении подтверждающих документов).

    Как видно, корректировку таможенной стоимости вполне можно признать незаконной и потребовать возврата таможенных платежей. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за первое полугодие 2015 года в 76% случаев судебные решения были приняты в пользу импортеров. Приведем пример из судебной практики.

    ООО “Кубанские вина” обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 11.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров. Компания задекларировала товар — вино виноградное натуральное ординарное столовое — и определила его таможенную стоимость по методу сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение таможенной стоимости были предоставлены документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • спецификация к контракту;
  • товаросопроводительные документы (CMR, TIR);
  • экспортный прайс-лист на 2011 год;
  • экспортная декларация;
  • договор международной транспортной экспедиции;
  • счета, выставленные за транспортные услуги;
  • договор хранения товаров на таможенном складе;
  • счет, выставленный за складские услуги.
  • Центральная акцизная таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку посчитала представленные компанией документы недостоверными. Суд установил, что компания представила в таможенный орган все документы, которые были необходимы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что у таможенного органа нет правовых оснований для корректировки таможенной стоимости.

    В свя­зи с об­ост­рен­ной гео­по­ли­ти­чес­кой си­ту­а­ци­ей та­мож­ня осо­бен­но тща­тель­но под­хо­дит к про­вер­ке до­ку­мен­тов им­пор­ти­ру­е­мых в на­шу стра­ну то­ва­ров. Что­бы сни­зить рис­ки КТС, за­пом­ни­те не­сколь­ко пра­вил: нуж­но за­ра­нее под­го­то­вить бух­гал­тер­ские до­ку­мен­ты по пре­ды­ду­щим по­став­кам, обо­рот­но-саль­до­вые ве­до­мос­ти, то­вар­но-транс­порт­ные на­клад­ные, под­тверж­да­ю­щие ре­а­ли­за­цию то­ва­ра на внут­ри­рос­сий­ском рын­ке, экс­порт­ную на­клад­ную и ин­войс. Все до­ку­мен­ты долж­ны быть на рус­ском язы­ке (на язы­ке стра­ны та­мо­жен­но­го пунк­та).

    www.kp.ru

    мы доставим и растаможим грузы из Европы и Китая.
    полный и частичный аутсорсинг ВЭД

    Корректировка таможенной стоимости товаров может осуществляться:

    1. В процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля:

    а) при выявлении должностными лицами таможенного органа:

    — технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости, после их исправления в формах ДТС;
    — несоответствия заявленных декларантом величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;
    — необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости;
    — некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости;
    — несоответствия заявленных декларантом в ГТД сведений о товаре (описании, существенно влияющем на качественные характеристики и его цену; количестве; стоимости и др.), повлиявших на величину таможенной стоимости, фактическим сведениям, установленным таможенным органом при проведении таможенного контроля;

    б) при выявлении покупателем или получателем (в том числе в период нахождения товара на СВХ) несоответствия фактурной и таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и таможенной стоимости в связи с отклонением количества и/или качества товара, от количества, заявленного в ГТД, и/или качества, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость;

    в) при проведении таможенной оценки товара таможенным органом в случаях, установленных законодательством РФ и нормативными правовыми актами ГТК РФ (ФТС РФ).

    2. При принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного в соответствии с заявленным таможенным режимом с временной (условной) оценкой:

    а) до истечения срока временной (условной) оценки товара, в том числе в случаях:

    — представления декларантом в соответствии с запросом таможенного органа дополнительных документов и сведений, подтверждающих/уточняющих заявленные в ГТД сведения о товаре;
    — наличия у таможенного органа оснований полагать, что дополнительно представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и/или достаточными;
    — принятия вышестоящим таможенным органом в соответствии с его компетенцией решения по таможенной стоимости товара;

    б) по истечении срока временной (условной) оценки товара, в том числе в случаях:

    — непредставления декларантом в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений;
    — получения таможенным органом дополнительных документов и сведений в результате проведенной проверки достоверности документов, представленных декларантом для целей таможенного оформления.

    3. После завершения таможенного оформления и выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом:

    а) при выявлении покупателем или получателем товара после завершения таможенного оформления товара:

    — технических и/или методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и сумму таможенных платежей;
    — несоответствия заявленной таможенной стоимости фактической стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и/или качества товара, поставленного покупателю, от количества товара, заявленного в ГТД, и/или качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД стоимость;

    б) при выявлении таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара:

    — технических и/или методологических ошибок, допущенных декларантом при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и сумму таможенных платежей;
    — дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины таможенной стоимости товара и при расчете суммы таможенных платежей;

    в) при выявлении в ходе проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления, которые не были учтены при заявлении в ГТД величины таможенной стоимости товара и при расчете суммы таможенных платежей.

    При проведении корректировки заявленной таможенной стоимости товара на основе принятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости заполняется форма КТС. Расчет скорректированной (уточненной) таможенной стоимости производится на бланке ДТС. К расчетам уточненной величины таможенной стоимости товара должны прилагаться все документы, на основании которых эти расчеты производились.

    Корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей осуществляется в форме письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке формы КТС-1 (основной лист), а при необходимости дополнительно и на бланке формы КТС-2 (добавочный лист), а также заявления этих сведений в виде электронных копий форм КТС-1 и КТС-2.

    Формы КТС-1 и КТС-2 состоят из 4-х сброшюрованных самокопирующихся листов, которые распределяются аналогично листам ГТД. Эти формы являются неотъемлемой частью ГТД.
    Основной лист (КТС-1) используется для указания сведений о корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей одного отдельно декларируемого с использованием ГТД товара. При корректировке таможенной стоимости нескольких товаров, декларируемых в одной ГТД, используются добавочные листы (КТС-2), каждый из которых дает возможность корректировать таможенную стоимость и таможенные платежи еще по 2-м товарам.

    КТС заполняется только в отношении тех товаров, таможенная стоимость которых корректируется лицом, которое определило и заявило в ДТС принятую таможенным органом скорректированную (уточненную) величину таможенной стоимости (декларантом либо должностным лицом таможенного органа).

    Правила заполнения граф формы КТС и требования к порядку оформления аналогичны правилам заполнения соответствующих граф ГТД и ее оформления. Особенности заполнения отдельных граф КТС приведены в гл.II Положения о порядке корректировки таможенной стоимости.

    Срок оформления КТС исчисляется со дня представления запрошенных для таможенных целей документов и сведений и не должен превышать сроков проверки и оформления ГТД, установленных ст.194 ТК РФ.

    Датой окончания оформления КТС и принятия таможенным органом решения о величине скорректированной таможенной стоимости (или величине его временной (условной) оценки) и сумме подлежащих уплате таможенных платежей является последняя из дат, указанных в графе «Д» формы КТС-1.

    ltlogistics.ru

    Правила оформления ктс

    Рекомендации по работе комиссии по трудовым спорам

    Вашему вниманию предлагаются рекомендации по работе комиссий по трудовым спорам.

    Комиссии по трудовым спорам являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, создаются во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, призваны разрешать возникшие разногласия между работником и работодателем, не доводя дело до суда. Комиссии по трудовым спорам подведомственны споры о взыскании заработной платы и её размере, о законности применения дисциплинарных взысканий, о праве на отпуска и их оплате и другие трудовые споры, если они не отнесены федеральными законами к непосредственной компетенции суда или иных органов. Рекомендации иллюстрированы схемами, примерными образцами документов, нормативно-правовыми актами.

    I. Общие положения

    Конституция Российской Федерации (п.4 ст.37), закрепив основные трудовые права, провозгласила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 (ст.ст. 381 — 397) Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах, кроме того, определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Федеральными законами могут устанавливаться особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников.

    Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суды (ст.382 ТК РФ).

    Вступивший в силу с 6 октября 2006 года ТК РФ (ст.381) дает следующее определение индивидуального трудового спора: “Индивидуальный, трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров”.

    Таким образом, разногласия, которые возникли между работником и работодателем, являются трудовым спором только тогда, когда о них заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам или суд).

    Субъектами трудового спора являются работодатель и работник, состоящий в трудовых отношениях с данным работодателем. Кроме того, ч. 2 ст.381 ТК РФ впервые индивидуальным трудовым спором признается также спор:

    — между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем;

    — между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

    В соответствии со ст.ст. 1 1, 23 ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, представлять и защищать права и интересы работника — члена профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений вправе профсоюзы и их органы.

    II. Образование комиссий по трудовым спорам

    Комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя (ч.1 ст. 384 ТК РФ).

    В соответствии с ТК РФ, ТКС образуются во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя.

    ТК РФ предусматривает два способа избрания представителей работников в состав КТС (ч. 1 ст. 38 ТК РФ):

    1) непосредственное избрание общим собранием (конференцией) работников организации;

    2) делегирование представительным органом работников (профкомом) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

    Порядок избрания (утверждения) членов КТС от работников, т.е. порядок голосования (тайное или открытое), порядок принятия решения (простое или квалифицированное большинство), может установить общее собрание (конференция) работников организации. При этом по сложившейся практике общее собрание является правомочным, если в нем участвует более половины работников организации, а конференция — не менее двух третей делегатов конференции.

    При делегировании представителей работников профсоюзный комитет принимает решение с оформлением соответствующего протокола и меры к их последующему утверждению общим собранием (конференцией).

    Представители работодателя назначаются в КТС приказом (распоряжением) руководителя организации.

    ТК РФ не устанавливает порядок определения численного состава КТС. Поэтому предложение о численности КТС может исходить либо от стороны, выступившей с инициативой создания КТС, либо она устанавливается соглашением сторон.

    Численность членов КТС организации может зависеть от численности работающих и наличия КТС в структурных подразделениях организации.

    В соответствии с частью 3 ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам по решению общего собрания работников могут быть образованы и в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации. Однако компетенция КТС структурного подразделения ограничена разрешением индивидуальных трудовых споров в пределах полномочий этих подразделений.

    Игнорировать инициативу создания КТС в организации не вправе ни одна из сторон (ни работники, ни работодатель). В случае если работодатель не реагирует на предложение работников образовать КТС, работники вправе обратиться в государственную инспекцию труда или суд с жалобой на бездействие работодателя.

    Впервые ТК РФ устанавливает, что КТС организации имеет свою печать, а организационно-техническое обеспечение её деятельности осуществляется работодателем (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

    III. Компетенция комиссии по трудовым спорам

    КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения, например, индивидуальные трудовые споры:

    — рассматриваемые непосредственно судом (ст.ст.308, 348, 391 ТК РФ);

    — рассматриваемые в особом порядке, установленном федеральными законами, для отдельных категорий работников.

    КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в том случае, если работник, самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем (ч.2 ст.385 ТК РФ).

    При непосредственных переговорах с работодателем интересы работника может представлять профсоюз или его орган (ст.ст. 11, 23 ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. При этом полномочия представителя работника должны быть оформлены соответствующей доверенностью.

    Как правило, КТС рассматривает следующие споры:

    — о признании недействительными условий, включенных в трудовой договор, ухудшающих положение работника по сравнению с действующим законодательством, коллективным договором, соглашениями.

    — об оплате труда, выплате премий, доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное и ночное время, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

    — о правомерности изменения работодателем условий трудового договора;

    — о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, установленных коллективным договором организации;

    — о законности применения дисциплинарных взысканий (за исключением увольнения);

    — о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате;

    — об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

    — о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработной платы;

    — о предоставлении работнику льгот и преимуществ, когда это предусмотрено нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором;

    — другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, принятых в установленном порядке локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и не отнесены федеральными законами к непосредственной компетенции суда или иных органов.

    КТС не подведомственны споры по вопросам:

    — установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения численности или штата работников организации;

    — исчисления трудового стажа, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения (например, при назначении пособий по социальному страхованию, пенсий и т.д.);

    — другие споры, в том числе споры, для рассмотрения которых ТК РФ и федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения, а также споры, отнесенные к исключительной компетенции суда (см. раздел XI настоящих рекомендаций).

    Вопрос о подведомственности решается КТС на её заседании.

    IV. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

    Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (например, со дня ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания).

    В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

    Степень уважительности причин пропуска работником срока на обращение в КТС оценивается комиссией, исходя из конкретных условий и ситуации, с обязательным вызовом работника на заседание. Отказ в приеме заявления по мотивам пропуска срока не допускается. Если КТС придет к выводу, что срок пропущен по неуважительной причине, то она отказывает в удовлетворении требований работника.

    V. Порядок обращения в КТС и рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

    Заявление работника (в письменной форме), поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в Журнале учета заявлений (Приложение №1).

    Обязанность ведения Журнала учета заявлений, поступивших в КТС, должна быть возложена на конкретного члена КТС её решением. Это может быть, например, секретарь КТС.

    Регистрация даты обращения работника в КТС имеет существенное значение, так как именно с этого момента начинается исчисление сроков рассмотрения спора в КТС.

    Профсоюзный комитет совместно с работодателем определяют и доводят до работников место приема и регистрации заявлений, поступающих в КТС. В Заявлении, (Приложение № 2, 3) должно быть указано:

    — наименование организации (структурного подразделения), в КТС которой подаётся заявление;

    — фамилия, имя, отчество заявителя, его место работы и жительства (адрес);

    — существо спора и обстоятельства), на которых основываются требования заявителя, доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства;

    — перечень прилагаемых к заявлению документов.

    Заявление подписывается заявителем с указанием даты подачи заявления.

    Следует отметить, что работодатель не вправе обратиться в КТС с заявлением о разрешении индивидуального трудового спора.

    Членам комиссий по трудовым спорам согласно ч.2 ст. 171 ТК РФ предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. В коллективном договоре может быть предусмотрено положение, предусматривающее предоставление членам (члену) КТС определенного свободного от основной работы времени с сохранением средней заработной платы для выполнения обязанностей по участию в работе КТС.

    Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

    О времени и .месте заседания КТС работник и работодатель (их представители) должны быть заранее извещены, в письменной форме. Также заблаговременно и в письменной форме следует приглашать на заседание КТС свидетелей, специалистов.

    Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя, а также представителя работодателя.

    Представлять интересы работника при рассмотрении индивидуального трудового спора в КТС вправе лицо, наделенное профкомом соответствующими полномочиями и не являющееся членом КТС.

    Для того чтобы интересы работника мог представлять профком, работнику необходимо оформить Доверенность на представительство его интересов профкому (Приложение № 4), на основании которой профсоюзный комитет выдает свою Доверенность на представительство интересов работника (Приложение № 5).

    Представитель профкома, кроме того, вправе выступать в КТС в качестве специалиста или свидетеля.

    В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ, т.е. трехмесячного срока.

    Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.

    Заседание КТС должно проводиться в удобное для сторон время, таким образом, чтобы предоставить возможность как работнику (его представителю), так и работодателю (его представителю), а также иным заинтересованным лицам дать объяснения, заявить ходатайства, представить доказательства и обоснования по существу спора.

    Для обеспечения принятия объективного решения КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов.

    В соответствии с частью 4 ст. 387 ТК РФ по требованию КТС руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

    Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии, представляющих работников, и не менее половины членов комиссии, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ).

    Заседание КТС ведет председатель КТС либо по его поручению один из членов КТС. На заседании КТС одним из ее членов (как правило, секретарем) ведется протокол (Приложение № 6), в ‘котором указываются:

    1 ) дата составления протокола;

    2) наименование КТС (наименование КТС; как, правила, содержит наименование организации, в котором создана КТС., например, “Комиссия по трудовым спорам ЗАО “Стронег”), ее состав;

    3) фамилия, имя, отчество, должность работника, обратившегося в КТС с заявлением, и наименование организации (подразделения организации);

    4) дата обращения в КТС и существо спора;

    5) сведения о лицах, участвующих в заседании КТС, их представителей, свидетелей, специалистов и др.;

    6) заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей;

    7) показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, исследование письменных доказательств;

    8) существо решения КТС и его обоснование;

    9) результаты голосования по принятому решению;

    10) сведения о разъяснении содержания решения КТС, порядка и срока его обжалования.

    Протокол , подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью КТС (ч. 6 ст. 387 ТК РФ).

    Для более подробного регулирования вопросов разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС целесообразно организации разработать и принять локальный нормативный акт — Положение о комиссии по трудовым спорам, регламентирующий порядок формирования КТС, порядок обращения и рассмотрения индивидуального трудового спора, принятия решения и другие вопросы деятельности КТС.

    VI. Порядок принятия решения КТС и его содержание

    КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС (ч.1 ст.388 ТК РФ).

    В Решении КТС (Приложение № 7) указываются:

    1) наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, а также должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника;

    2) дата обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

    З) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

    4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон; иной нормативный правовой акт);

    5) результаты голосования.

    Решение КТС должно быть мотивированным и основанным на действующем законодательстве, соглашениях, коллективном и трудовом договорах, локальных нормативных актах, а также фактических обстоятельствах. Оно должно быть четким, не допускающим двойного толкования.

    Резолютивная (постановляющая) часть решения должна быть изложена в императивной форме, обязывающей работодателя совершить определенные действия или содержать указание на то, что в удовлетворении заявленных работником требований отказано. В решениях по денежным требованиям должна указываться точная сумма, причитающаяся работнику.

    Если требования работника удовлетворены частично, то в решении четко перечисляются действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования работника, в удовлетворении которых отказано.

    Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

    Получив копии решения, работник и работодатель вправе в течение 10 дней обжаловать решение КТС в суд.

    VII. Исполнение решений КТС

    Решение, комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ч.1. ст.389 ТК РФ). В случае неисполнения решения КТС в установленный срок Работнику выдается Удостоверение КТС (Приложение № 8). Удостоверение КТС, выдаваемое на основании ее решения согласно части 2 ст.389 ТК РФ является исполнительным документом.

    В Удостоверении КТС обязательно должны быть указаны:

    1) наименование КТС, выдавшей удостоверение;

    2) решение КТС, по которому выдано удостоверение и его номер;

    3) фамилия, имя, отчество работника (взыскателя), полное наименование работодателя (должника), его адрес;

    4) резолютивная (постановляющая) часть решения КТС;

    5) дата вступления в силу решения КТС;

    6) дата выдачи удостоверения КТС и срок его предъявления к исполнению.

    Удостоверение КТС подписывается председателем КТС и заверяется печатью КТС.

    Следует иметь в виду, что удостоверение КТС не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

    За принудительным исполнением решения КТС работник обязан обратиться к судебному приставу-исполнителю либо непосредственно в банк.

    VIII. Исполнение решений КТС судебным приставом-исполнителем

    Удостоверение КТС предъявляется для совершения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю по месту нахождения работодателя (должника) или месту нахождения его имущества не позднее трехмесячного срока со дня получения удостоверения.

    Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению удостоверение КТС и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 ФЗ “Об исполнительном производстве”.

    В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в удостоверении КТС требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет работодателя (должника) о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 81, 82 ФЗ “Об исполнительном производстве”.

    Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется работнику (взыскателю), работодателю (должнику), а также КТС, выдавшей удостоверение.

    В целях обеспечения исполнения удостоверения КТС по имущественному спору по заявлению работника(взыскателя) судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

    Судебный пристав-исполнитель возвращает удостоверение работнику (взыскателю) в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в КТС, выдавшую исполнительный документ в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве”.

    Постановление о возвращении удостоверения КТС может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

    В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока предъявления удостоверения КТС к исполнению судебному приставу-исполнителю по уважительным причинам, КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. Для чего работник должен вновь обратиться в КТС о восстановлении трехмесячного срока, вопрос об уважительности причин по заявлению работника решается на заседании КТС в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств.

    Признав причины попуска срока неуважительными, КТС вправе отказать в восстановлении срока. В этом случае решение КТС не подлежит исполнению в принудительном порядке.

    Решение КТС о восстановлении пропущенного срока работник вместе с удостоверением КТС предъявляет судебному приставу-исполнителю.

    В случае устранения допущенных нарушений в установленный судебным приставом-исполнителем срок удостоверение КТС считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

    Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в удостоверении, исполнены в двухмесячный срок со дня поступления удостоверения.

    В случае неисполнения удостоверения КТС без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с работодателя (должника) взыскивается исполнительский сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера (например, отказа отменить приказ о незаконном наложении дисциплинарного взыскания), исполнительский сбор взыскивается с работодателя (должника) в размере 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 81 ФЗ “Об исполнительном производстве”.)

    Кроме того, работодатель (должник) возмещает расходы по совершению исполнительных действий, а в случае неисполнения удостоверения КТС без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении на работодателя (должника) штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает ему новый срок для исполнения.

    При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения удостоверения КТС размер штрафа каждый раз удваивается.

    При повторном неисполнении без уважительных причин удостоверения КТС судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российский Федерации, гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить требования работника (взыскателя).

    IX.Исполнение удостоверений КТС через банк

    Одним из способов исполнения решения КТС, имеющего имущественный характер, является представление удостоверения КТС непосредственно в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание счетов работодателя (должника), как наиболее экономичный с точки зрения материальных, временных и моральных затрат.

    В соответствии со ст. 6 Федёрального закона “Об исполнительном производстве”, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа непосредственно от взыскателя (минуя процедуру возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем) обязаны исполнись содержащиеся в удостоверении КТС требования о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований, в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных; для удовлетворения требований взыскателя или иную кредитную организацию.

    При этом необходимо иметь в виду, что удостоверение КТС может быть направлено непосредственно в банк или иную кредитную организацию, только если работник (взыскатель) располагает сведениями об имеющихся там счетах работодателя (должника) и о наличии на них денежных средств.

    В случаях, когда у работника (взыскателя) такие сведения отсутствуют, работник в соответствии с Приказом МНС России от 23.01.2003 № БГ-3-28/23 (Приложение № 9) при наличии у него удостоверения КТС с не истекшим сроком давности может направить по почте заказным письмом в налоговый орган по месту учета должника-организации Заявление (Приложение №10) о предоставлении такой информации со ссылкой на положения ФЗ “Об исполнительном производстве”. К заявлению прилагается копия удостоверения КТС, заверенная в установленном порядке. Налоговый орган в трехдневный срок со дня получения заявления направляет работнику (взыскателю) по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, о количестве открытых счетов. При наличии нескольких счетов и вкладов работнику (взыскателю) по его заявлению, может быть предоставлена информация о счетах, по которым организация осуществляет безналичные расчеты. В тех случаях, когда банк или иная кредитная организация не исполняет, содержащееся в удостоверении КТС требование о взыскании денежных средств, суд общей юрисдикции или арбитражный суд налагает на банк или иную кредитную организацию штраф в порядке и размере, определенных ФЗ “Об исполнительном производстве”.

    Вышеописанный порядок принудительного исполнения решений КТС через банк предусмотрен ФЗ “Об исполнительном производстве”, однако ст. 389 ТК РФ предусматривает исполнение удостоверений КТС через судебных приставов-исполнителей. Таким образом, при возникновении вопросов по исполнению удостоверений КТС через банк или иную кредитную организацию следует руководствоваться ФЗ “Об исполнительном производстве” специальным законом, регулирующим правоотношения, связанные с принудительным исполнением судебных актов судов, а также актов других органов, в том числе КТС.

    X. Обжалование решения КТС и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд.

    В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

    В случае если индивидуальный трудовой спор был рассмотрен КТС, но работник (или работодатель) с ним не согласен, то решение КТС может быть обжаловано в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

    В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

    XI. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

    В соответствии со ст.391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

    — профессионального союза, защищающего интересы работника.

    — когда они (работник, работодатель, Профсоюз или его орган) не согласны с решением КТС, либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, или когда индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок;

    — прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

    Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника:

    — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;

    — об изменении даты и формулировки причины увольнения;

    — о переводе на другую работу;

    — об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

    по заявлениям работодателя:

    — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

    — об отказе в приеме на работу;

    — лиц, работающих по трудовому договору у работодателей;

    — физических лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

    XII. Участие профсоюзов в рассмотрении индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам.

    В случае обращения члена профсоюза в связи с возникшим трудовым спором, профсоюзный комитет должен оказать ему соответствующую помощь во взаимоотношениях с работодателем: принять участие в урегулировании индивидуального трудового спора, разъяснить работнику его права, порядок и способы защиты нарушенных прав, помочь работнику оформить документы, необходимые для обращения в КТС, и т.д. При необходимости профсоюзный комитет вправе обратиться за помощью в вышестоящий орган профсоюза.

    Таким образом, профсоюзный комитет в целях защиты трудовых прав работников при возникновении разногласий и разрешении индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем:

    1. Проявляет инициативу и оказывает помощь в создании и деятельности КТС.

    2. Делегирует своих представителей в состав КТС, добивается их последующего утверждения общим собранием (конференцией) работников организации.

    3. Участвует в качестве представителя работника при урегулировании разногласий при непосредственных переговорах с работодателем.

    4. Помогает члену профсоюза оформить заявление в КТС, суд, а также подготовить иные материалы, необходимые для рассмотрения спора.

    5. Участвует в работе КТС через своих представителей — членов КТС.

    6. Участвует в работе КТС в качестве представителя работника, специалиста, свидетеля.

    7. Оказывает содействие в исполнении решений КТС.

    8. Организует обучение членов КТС и работников трудовому законодательству.

    9. Добивается включения в коллективный договор положений, предусматривающих дополнительные гарантии для членов КТС по сравнению с действующим законодательством.

    10. Вносит предложение о разработке и принятии в организации Положения о комиссии по трудовым спорам, регламентирующего порядок формирования и деятельности КТС.

    Примечание: Приложения к рекомендациям не приводятся.

    profgeo.ru