Конституция рф основы законодательства рф об охране здоровья граждан

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями) (утратили силу)

Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г., 24 июля, 18 октября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 24 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 сентября 2010 г., 18 июля, 7 декабря 2011 г.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ настоящие Основы законодательства признаны утратившими силу с 1 января 2012 г.

См. Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5489-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

22 июля 1993 года

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана здоровья гарантируется государством.

Закреплены основные принципы охраны здоровья граждан: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; и др. Определены задачи законодательства в этой области.

Подробно рассмотрены вопросы компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ в области охраны здоровья граждан.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются: средства бюджетов всех уровней; средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование; средства целевых фондов; и иные источники.

Определены составляющие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Права в области охраны здоровья закрепляются как в отношении отдельных граждан (право на охрану здоровья, на медико-социальную помощь, на информацию о факторах, влияющих на здоровье), так и в отношении отдельных групп населения (права семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов и т.д.). Отдельно рассмотрены права пациента при оказании медико-социальной помощи: на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; на отказ от медицинского вмешательства; и др.

Рассмотрены вопросы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Большая роль отведена гарантиям осуществления медико-социальной помощи гражданам.

Основами урегулированы основные вопросы проведения следующих видов медицинских экспертиз: временной нетрудоспособности; медико-социальной; военно-врачебной; судебно-медицинской; судебно-психиатрической; независимой медицинской.

Самостоятельный Раздел Основ посвящен правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников.

Сотрудничество с другими государствами в области охраны здоровья граждан осуществляется на основе международных договоров РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Основах, то применяются правила международного договора.

В рамках положений об ответственности за причинение вреда здоровью граждан рассмотрены: основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан; вопросы возмещения затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий; вопросы ответственности медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Закреплено право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I

Настоящие Основы законодательства вводятся в действие со дня опубликования

Текст Основ опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318, в газете «Российские вести» от 9 сентября 1993 г. N 174

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статьи 8, 38 и 39 настоящих Основ, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений статьи 5 настоящих Основ, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 23-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2005 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 151-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2000 г. N 139-ФЗ

Федеральный закон от 20 декабря 1999 г. N 214-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Реферат

Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова.

Кафедра судебной медицины и правоведения.

“ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН”

Преподаватель: Никитин Е.Н.

Значение охраны здоровья граждан, как неотъемлемого условия жизни общества.

Структура “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”

Ознакомление со статьями “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”

I. Охрана здоровья граждан РФ является одной из важней­ших задач государства, что закреплено в ст. 41 Конституции РФ — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицин­скую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает­ся гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». В соот­ветствии с Конституцией РФ Верховный Совет РФ в авгус­те 1993 г. принял «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества. И за обеспечение этого общепризнанного принципа, закрепляющего приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, ответственно государство.

1) “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” состоят из 12 разделов и 69 статей.

Первый раздел “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” содержит 4 статьи (статьи 1 — 4), раскрывающие общие положения “Основ законодательства”.

Второй раздел содержит 8 статей (статьи 5 — 8), определяет компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления.

Третий раздел охватывает 8 статей (статьи 9 — 16) и раскрывает организацию охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Четвертый раздел содержит 5 статей (статьи 17 — 21), определяет права граждан в области охраны здоровья.

Пятый раздел состоит из 8 статей (статьи 22 — 29) и определяет права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

Шестой раздел включает 5 статей (статьи 30 — 34), устанавливает права граждан при оказании медико-социальной помощи.

Седьмой раздел содержит 3 статьи (статьи 35 — 37), описывает медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Восьмой раздел охватывает 11 статей (статьи 38 — 48), обозначает гарантии осуществления медико-социальной помощи граждан.

Девятый раздел состоит из 5 статей (статьи 49 — 53), раскрывает порядок медицинской экспертизы.

Десятый раздел содержит 11 статей (статьи 54 — 64), посвящен правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников.

Одиннадцатый раздел состоит из 1 статьи (статья 65) и описывает международное сотрудничество.

Двенадцатый раздел включает 4 статьи (статьи 66 — 69), раскрывает ответственность за причинение вреда здоровью.

2) В статье 1 “Основ законодательства” дается определение ох­раны здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это сово­купность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и пси­хического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаях утраты здоровья.

Основополагающими принципами охраны здоровья граждан (ст. 2 «Основ законодательства») являются:

1) со­блюдение прав человека и гражданина в области охраны здо­ровья и обеспечение связанных с этими правами государ­ственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность меди­ко-социальной помощи; 4) социальная защищенность граж­дан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов го­сударственной власти и управления предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Организация охраны здоровья граждан в РФ предусмат­ривает существование трех систем здравоохранения: госу­дарственной, муниципальной и частной. При этом деятель­ность учреждений как государственной, так и муниципаль­ной и частной систем здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства» и другими законодательными акта­ми РФ, причем только при наличии лицензии на избранный вид деятельности (ст. 15 «Основ законодательства»). Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Министерство здравоохранения РФ. Лицензия может быть выдана юридическому или физическому лицу при наличии у него диплома о сред­нем или высшем медицинском образовании и сертификата на определенный вид деятельности.

В разделах IV и V «Основ законодательства» приводятся права граждан и отдель­ных групп населения в области охраны здоровья. Право граждан РФ на охрану здо­ровья (ст. 17 «Основ законодательства») обеспечивается: 1) охраной окружающей природной среды; 2) созданием условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; 3) производством и реализацией доброкачественных продуктов питания; 4) предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Граждане РФ имеют право:

1. На информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19 «Основ законода­тельства»). Эта информация предоставляется местной администрацией через сред­ства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

2. На медико-социальную помощь при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях (ст. 20 «Основ законодательства»). Медико-социальная помощь пре­дусматривает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального ха­рактера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, в том числе вып­лату пособия по временной нетрудоспособности.

3. На бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной си­стемах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помо­щи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского стра­хования.

4. На дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добро­вольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учрежде­ний и организаций, своих личных средств и иных источников.

5. На льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими, слу­ховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

6. На медицинскую экспертизу, в том числе и независимую, которая производит­ся по их личному заявлению.

7. На 3 дня неоплачиваемого отпуска, который предоставляется по личному заяв­лению работающего гражданина без предъявления медицинского документа, удос­товеряющего факт заболевания.

В разделе VI «Основ законодательства» приводятся права граждан при оказании медико-социальной помощи. При обращении за медицинской помощью и ее полу­чении пациент имеет право на:

1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского обслуживаю­щего персонала.

2. Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, а также лечебно-профилакти­ческого учреждения (в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования).

3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

5. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешатель­ством, доступными способами и средствами.

6. Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помо­щью, состоянии здоровья и диагнозе.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. К врачебной тайне также относятся сведения об искус­ственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Медицинские работники за разглашение врачебной тайны с учетом причиненного гражданину ущерба несут дисциплинарную, административную или уголовную от­ветственность.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства») может быть осуществлено лишь: 1) в це­лях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отрав­лений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или иных законных предста­вителей (в соответствии со ст. 34 «Основ законодательства») допускается в отноше­нии лиц: 1) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружаю­щих (инфекционные заболевания); 2) страдающих тяжелыми психическими рас­стройствами; 3) совершивших общественно опасное деяние.

8. Отказ от медицинского вмешательства. При отказе родителей или иных закон­ных представителей лица, не достигшего 15 лет, либо законного представителя лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасе­ния жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ст. 33 «Основ законодательства»).

9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здо­ровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

10. Получение медицинских и иных услуг в рамках добровольного медицинского страхования.

11. Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

12. Допуск адвоката.

13. Допуск священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.

В разделе VII «Основ законодательства» впервые предусматривается регулирова­ние медицинской деятельности по планированию семьи и в отношении репродук­тивной функции человека. Допускаются искусственное оплодотворение и имплан­тация эмбриона — это является правом женщины детородного возраста (ст. 35 «Ос­нов законодательства»).

Ст. 36 «Основ законодательства» предоставляет женщине самой самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности может быть проведено: 1) по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед; 2) по соци­альным показаниям — при сроке беременности до 22 нед; 3) по медицинским пока­заниям — независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяет МЗ РФ, а социальные пока­зания — Федеральное правительство.

Медицинская стерилизация как метод контрацепции, согласно ст. 35 «Основ за­конодательства», может быть произведена только по письменному заявлению граж­данина: 1) не моложе 35 лет или имеющего не менее 2 детей; 2) при наличии меди­цинских показаний — независимо от возраста и наличия детей. Перечень медицин­ских показаний для медицинской стерилизации определяется МЗ РФ.

В разделе VIII «Основ законодательства» излагаются гарантии осуществления ме­дико-социальной помощи. Закон предусматривает оказание первичной медико-са­нитарной помощи, скорой и специализированной медицинской помощи, а также медико-социальной помощи некоторым категориям граждан.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплат­ным видом медицинского обслуживания. Она предусматривает: лечение наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений, других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; про­филактику наиболее важных заболеваний; осуществление мер по охране семьи, ма­теринства и детства и т.д. Данный вид медицинской помощи обеспечивается уч­реждениями муниципальной системы здравоохранения. Объем первичной меди­ко-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ст. 38 «Основ законода­тельства»).

Скорая медицинская помощь предоставляется бесплатно за счет средств бюдже­та; ее безотлагательно оказывают лечебно-профилактические учреждения независи­мо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности.

Специализированная медицинская помощь осуществляется при заболеваниях, тре­бующих специальных методов диагностики и лечения, в лечебно-профилактичес­ких учреждениях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности; она оказыва­ется за счет средств бюджета, целевых фондов, личных средств граждан и иных ис­точников. Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи устанавливает Министерство здравоохранения РФ (ст. 39, 40 «Основ зако­нодательства»).

В ст. 43 «Основ законодательства» приводится порядок применения новых мето­дов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лече­ния и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациен­та. Только после получения его добровольного согласия.

Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворе­ние просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами (ст. 45 «Ос­нов законодательства»). Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность. Ст. 47 «Основ законодательства» допускает изъятие у человека органов и тканей для трансплантации. По этому поводу принят специальный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Вместе с тем «Основы законодательства» однозначно указывают, что принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации не допускается, а органы и ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок.

Нередко в связи с предстоящим изъятием органов и (или) тканей требуется кон­статировать смерть человека. Это разрешается делать только врачу или фельдшеру в соответствии со специальным положением МЗ РФ (ст. 46 «Основ законодательства»).

Для получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания может прово­диться патологоанатомическое вскрытие трупа. При наличии письменного заявле­ния родственников умершего (по религиозным или иным мотивам) патологоанато­мическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не произ­водится. По требованию родственников для участия во вскрытии может быть приглашен специалист либо назначена и проведена независимая экспертиза (ст. 48 «Основ законодательства»).

Раздел IX «Основ законодательства» предусматривает несколько видов медицинс­кой экспертизы: 1) экспертизу временной нетрудоспособности; 2) медико-социальную;

3) военно-врачебную; 4) судебно-медицинскую; 5) судебно-психиатрическую; 6) не­зависимую. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия (ст. 52 «Основ законодательства»). Незави­симая медицинская экспертиза предусмотрена в отношении патологоанатомического исследования трупа и военно-врачебной экспертизы (ст. 53 «Основ законодательства»).

Раздел Х «Основ законодательства», рассматривая права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников, отдельной статьей (ст. 54) регла­ментирует право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Правом на данный вид деятельности обладают лица, получившие высшее или сред­нее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специаль­ное звание, а на занятие определенными видами деятельности — также сертификат специалиста и лицензию. Правом на занятие народной медициной обладают граж­дане, получившие диплом целителя (ст. 57 «Основ законодательства»). Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Незаконное занятие медицинской и фармацевтичес­кой практикой, а также народной медициной (целительством) предусматривает уго­ловную ответственность.

Определение понятия “лечащий врач” дано в статье 58:

Лечащий врач — это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.

Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней.

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения и получившие дип­лом, дают клятву врача (статья 60) следующего содержания: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины». Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.

Основные положения клятвы отражены в законе об охране здоровья граждан, за нарушение клятвы врачи несут ответственность, предусмотрен­ную законодательством Российской Федерации (ст. 60 «Основ законодательства»).

В ст. 63 «Основ законодательства» отражена социальная и правовая защита меди­цинских и фармацевтических работников. Медицинские и фармацевтические работ­ники имеют право на: 1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с тре­бованиями охраны труда; 2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом; 3) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретичес­кой и практической подготовки; 5) совершенствование профессиональных знаний; 6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности вы­полнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением штата, ликвидации предприя­тий, учреждений и организаций; 7) страхование профессиональной ошибки, в ре­зультате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имею­щегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилак­тическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни; 9) первоочередное получе­ние жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детс­ких дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обя­занностей, и др. Врачи и другие медицинские работники, работающие и проживаю­щие в сельской местности и поселках городского типа, имеют право на бесплатное предоставление квартир.

Раздел XII «Основ законодательства» посвящен ответственности за причинение вреда здоровью граждан. В случае нарушения прав граждан в области охраны здоро­вья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтически­ми работниками своих профессиональных обязанностей, что повлекло за собой вред здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ (ст. 68 «Основ законода­тельства»).

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работни­ков от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответ­ственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и респуб­лик в составе Российской Федерации.

III. Таким образом, “Основы законодательства РФ о защите здоровья граждан”, охватывают вопросы здравоохранения касательно всех слоев населения, а также, и пациентов, то есть получателей медицинской помощи, и медицинских работников, то есть лиц, предоставляющих медицинскую помощь. “Основы законодательства РФ о защите здоровья граждан” не единственный правовой документ, охраняющий здоровье граждан. Регламентируют соблюдение этого неотъемлемого права человека и другие нормативные акты, например, Конституцией Российской Федерации, закон о медицинском страховании, закон о трансплантации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановление правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (список льготников), “О гарантиях права граждан на охрану здоровья, при распространении рекламы”.

“ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)”

“Судебная медицина” под ред. Г.А. Пашиняна, Г.М. Харина.

“Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

studfiles.net