Заместитель прокурора и его полномочия

Статья 22. Полномочия прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

base.garant.ru

Полномочия прокуроров различных уровней (С. Никифоров, «Законность», N 4, апрель 2012 г.)

Полномочия прокуроров различных уровней

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в ныне действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса чётко прописаны полномочия в уголовном судопроизводстве прокуроров городов и районов и их заместителей, а также полномочия Генерального прокурора РФ. В то же время выводы об объёме полномочий заместителей Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов, их заместителей можно сделать только исходя из системного толкования и сопоставления различных норм уголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, а также приказов Генерального прокурора РФ.

Не совсем корректное законодательное разрешение вопросов, связанных с определением полномочий прокуроров различного уровня, приводит к возникновению проблемы процессуального соотношения вышестоящего и нижестоящего прокурора. Это особенно наглядно видно при рассмотрении полномочий прокуроров на досудебной стадии уголовного судопроизводства. В ч. 2 ст. 37 УПК дан перечень полномочий прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. В ч. 5 ст. 37 УПК определено, что полномочия прокурора, предусмотренные этой статьёй, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями и вышестоящими прокурорами.

Исходя из приведённого текста закона вполне однозначно можно сделать вывод, что прокуроры района, города и их заместители в процессуальном отношении являются прокурорами одного уровня, их нельзя соотносить как вышестоящего и нижестоящего прокурора. Прокурор района, города не может использовать полномочие, предусмотренное п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК, — отменять незаконные и необоснованные постановления своего заместителя. Соответственно, сделать это могут вышестоящие прокуроры, которые в ч. 5 ст. 37 УПК не названы. Определение вышестоящих прокуроров по отношению к прокурорам города и района возможно только на основе системного толкования ст. 129 Конституции РФ и норм Закона о прокуратуре, включённых в раздел 2 Закона «Система и организация прокуратуры Российской Федерации». Такое толкование позволяет сделать вывод, что вышестоящими по отношению к прокурорам города и района являются Генеральный прокурор РФ, заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и другие специализированные прокуроры и их заместители.

Генеральный прокурор РФ обладает не только исключительной ролью в системе и организации органов прокуратуры страны, но и в системе уголовно-процессуальных полномочий прокуроров различных уровней. Уголовно-процессуальное законодательство прямо наделяет Генерального прокурора такими полномочиями, которых нет ни у одного из нижестоящих прокуроров.

Примером может служить разрешение споров, связанных с исполнением требований прокурора руководителями следственных органов — ч. 6 ст. 37 УПК. Этой нормой прямо установлено, что в случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Исключительный характер полномочий Генерального прокурора РФ следует и из ч. 4 ст. 221 УПК, согласно которой окончательное решение, в связи с обжалованием действий нижестоящих прокуроров по возвращению уголовного дела для дополнительного расследования, принимается только Генеральным прокурором РФ.

Несмотря на то, что Генеральный прокурор РФ обладает наибольшим объёмом процессуальных полномочий, которыми наделены прокуроры различных уровней, использование этих полномочий носит экстраординарный, исключительный характер в связи с тем, что только он может исправить ошибку, допущенную при принятии процессуальных решений прокурорами независимо от их уровня.

Заместители Генерального прокурора РФ образуют самостоятельный уровень в процессуальной иерархии, поскольку они принимают решения, связанные с обжалованием постановлений прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров, а также решения по уголовным делам, находящимся в производстве следственных органов центральных аппаратов Следственного комитета РФ и федеральных органов исполнительной власти, надзор за расследованием которых осуществляется Генеральной прокуратурой РФ.

Более сложный характер носит вопрос соотношения процессуальных полномочий прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров со своими заместителями. Не вызывает никаких сомнений, что прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры и их заместители являются вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов и районов. Прокуроры этого уровня принимают решения, связанные с обжалованием постановлений прокуроров городского и районного звена, а также решения по уголовным делам так называемой областной подсудности и по делам, находящимся в производстве поднадзорных следственных органов.

В то же время при оценке соотношения процессуальных полномочий прокурора субъекта Федерации и его заместителей недопустимо проводить аналогию с соотношением полномочий прокуроров городов, районов и их заместителей.

Прокурор субъекта Федерации в некоторых статьях УПК наделён исключительными правами. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 223 УПК он наделён полномочиями по продлению срока дознания до 12 месяцев в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса об оказании правовой помощи. Согласно ч. 2 ст. 109 УПК только с согласия прокурора субъекта суд может рассмотреть ходатайство дознавателя о продлении обвиняемому срока содержания под стражей до 12 месяцев в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК. О заместителях прокурора субъекта Федерации в указанных нормах не упоминается.

Если следовать логике, что прокурор с большим объёмом процессуальных полномочий является вышестоящим прокурором по отношению к прокурору с меньшим объёмом процессуальных полномочий, то есть основания для соотнесения прокурора субъекта Федерации и его заместителей как вышестоящего и нижестоящего прокурора. Однако такой вывод носит спорный характер.

Не следует забывать, что деятельность прокуроров различного уровня регламентируется в том числе и приказами Генерального прокурора РФ, в которых находят разрешение как вопросы организации работы прокуроров по осуществлению различных видов процессуальной деятельности, так и вопросы распределения процессуальных полномочий между прокурорами различного уровня, не нашедшие закрепления в законе.

Например, в п. 1.15 приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» в отношении ч. 1.1 ст. 221 УПК, согласно которой в случае сложности или большого объёма уголовного дела десятисуточный срок для утверждения обвинительного заключения может быть продлён по ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток, определено, что вышестоящими прокурорами по отношению к прокурорам городов, районов, а также их заместителям являются прокуроры соответствующих субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры либо лица, их замещающие. При утверждении обвинительного заключения прокурором субъекта либо его заместителем ходатайство о продлении необходимо возбуждать перед заместителем Генерального прокурора РФ.

Таким образом, в этом случае, когда речь идёт о продлении срока для утверждения обвинительного заключения заместителем прокурора субъекта, вышестоящим прокурором для него является не прокурор субъекта, а заместитель Генерального прокурора РФ.

В приказе Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. N 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» регламентированы полномочия Генерального прокурора РФ, его заместителей и полномочия прокуроров субъектов Федерации и их заместителей по внесению в порядке надзора представлений на вступившие в законную силу судебные решения в суды различных уровней, а также их участие в рассмотрении уголовных дел в надзорном порядке в связи с тем, что в уголовно-процессуальном законе разделение полномочий между прокурорами различного уровня не определено.

Хотелось бы отметить, что применение норм УПК в течение практически его десятилетнего срока действия приводит к необходимости конкретизации полномочий прокуроров различного уровня именно в законодательном порядке.

Наглядным примером могут служить положения ст. 401.2, 412.3 УПК, которые вводятся в действие с 1 января 2013 г. В указанных нормах законодатель, в отличие от ныне действующей редакции УПК, определил полномочия конкретных прокуроров, имеющих право на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу, в кассационном и надзорном порядке. Так, согласно ч. 2 ст. 401.2 УПК в кассационном порядке с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. В соответствии с ч. 3 ст. 412.3 УПК право на обращение в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ есть у Генерального прокурора РФ и его заместителей.

Представляется, что чёткое законодательное закрепление полномочий прокуроров различного уровня позволит избежать различных правовых коллизий и будет способствовать единообразной правоприменительной практике.

заместитель прокурора Рязанской области

«Законность», N 4, апрель 2012 г.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Прокуратура Московской области

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами исполнительной власти, органами Следственного Комитета Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения указанных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно закону требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований влечет установленную законом ответственность.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

mosoblproc.ru

Какие полномочия прокурора по предъявлению административных исковых заявлений?

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

www.samproc.ru

Помощник прокурора, его права и обязанности

Согласно закону Российской федерации, должность прокурора и его помощников имеют права занимать лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными качествами для исполнения обязанностей данной профессией.
В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры имеются должности старшего помощника и помощника прокурора. Все помощники обедняются в специальные группы, за работой которых следит заместитель прокурора.

Если права и обязанности прокурора в законе прописаны четко, то права и обязанности помощника прокурора нигде четко не прописываются, кроме несколько пунктов статье 40.1 закона «О прокуратуре РФ»

В первую очередь, помощник прокурора должен:

  • Хорошо знать законы РФ.
  • Обладать высоким уровнем интеллекта.
  • Иметь лидерские качества.
  • Уметь быстро воспринимать полученную информацию и делать правильные выводы.
  • Быть устойчивым к стрессовым ситуациям.
  • Уметь хорошо общаться с людьми, быстро налаживать контакт.
  • Быть независимым, неподкупным и принципиальным.

Самой важной обязанностью помощника прокурора является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет прокурор.
В обязанности помощника прокурора не входят обязанности самого прокурора. Но если прокурор отсутствует по уважительной причине, такой, как болезнь или отпуск, помощник имеет право исполнять обязанности своего начальника. В таком случае помощник вместо прокурора имеет право выступать в суде и принимать решения по поводу конкретного дела.

Прокурор временно может передавать часть своих полномочий помощнику, составив специальный приказ или должностную инструкцию.

Помощник прокурора может подготавливать исковые заявления в суд, а также подбирать материалы данных для исковых заявлений в соответствии с законами. Осуществлять наблюдения за правильным исполнением законов в судебных приставах. Работник имеет право собирать и подготавливать материалы для обращения прокурора в арбитражный суд. Стоит заметить, что помощник прокурора может вести наблюдение за делами, которые касаются стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц. По приказу прокурора помощник делает разнообразные запросы по делам,которые он ведет. Помощник прокурора может проводить анализ состояния преступности в городе или районе. В его обязанности входит подготовка исков по возмещению материального ущерба, который был нанесен стране. Он обязан помочь гражданам, которые обратились с жалобами, связными с социальной сферой, а именно решать вопросы об охране их прав. Помощник прокурора может наблюдать за тем, законно ли проверяют качество продуктов питания, наблюдать за работой санитарно — эпидемиологической станции. Прямой обязанностью также является проведение антикоррупционной экспертизы в делах. Вместе с прокурором и заступником прокурора помощник может совершать проверки юридических лиц, предпринимателей, разных приватных учреждений.

Стоит заметить, что вся деятельность помощника прокурора должна проверятся самим прокурором. Именно прокурор в первую очередь несет ответственность за все дела своего помощника. Помощник в свою очередь должен постоянно помогать прокурору, поддерживать обвинение в суде.

Права помощника прокурора.

Главным правом помощника прокурора является поддержание обвинения в суде, контроль документов, проведение выступов.
Если помощник прокурора в процессе выполнения работы видит правонарушение, что имеет состав преступления, он имеет право завести криминальное дело. Основания для открытия криминального дела регулируются законом РФ.

Вместе с прокурором помощник может освобождать особ, которые были задержаны незаконно, изучать материалы дела. Имеет право без препятствий входить в государственные здания, список которых обозначен в законе «О прокуратуре РФ » . Государственный работник может вызывать на допрос граждан, требовать от них объяснений по поводу нарушения закона. Так же, со согласия прокурора, помощник может посещать задержанных по конкретному делу, проводить допросы, знакомится с документами, на основании которых произошло задержание лиц.
Помощник прокурора имеет право присматривать за выполнением законов, присматривать за ходом дела и развитием следствия, запрашивать нужные документы.

Получив сведения о неуплате налогов коммерческой организацией, может обратится в органы налогового контроля с требованием предоставить документы об уплате налогов данной организацией. С подобным требованием помощник прокурора может обратиться в статистические или банковские организации.

Стоит заметить, что прокурор, его заместители и помощники обязаны один раз в пять лет проходить курсы повышения квалификации.

Можно сделать выводы, что права и обязанности помощника прокурора четко не указанны в законе «О прокуратуре РФ». Они зависят от прокурора, от того, насколько прокурор доверяет своему помощнику и какую работу может поручить. Если помощник проявил себя ответственным работником, он может исполнять обязанности прокурора в его отсутствие.

jur24pro.ru