Аударыспак правила

Оглавление:

Национальные игры

Итак.Первая игра, которую я приведу- это «Кыз куу»( догони девушку). Смысл игры: На открытую поляну выходят девушка и парень на лошади. Раньше это были молодожены. Девушка должна ускакать от своего жениха. Если ей это удается, то свадьбу отменяли, а если нет, то жениху давалось право женится на этой девушке. Сейчас правила немного изменились. Игру проводят на ипподромах в виду соревнований. Первый этап проходит в погоне парня на лошади за девушкой. Если парень ее догоняет, он ее должен обнять или поцеловать, а если нет, то начинается второй этап. Во втором этапе девушка догоняет парня. Если она его догонит, то она может его побить национальной плетью из кожи.

2) Второй вид игр- это «Байга». Байга это те же скачки, только различают несколько видов байги.
1) Аламан байга- это скачки в которых участвуют лошади старше 5 лет на дистанцию от 9 до 12 километров.
2)Тай жарыс- скачка , участие в которой принимают дети ( 7-8 лет) на двухгодовалых лошадях.
3)Кунан жарыс — это скачки на небольшие расстояния на трёхгодовалых лошадях, которые проводились традиционно до Алман Байги.
4)Чтобы участвовать в Алман Байге, необходимо было сначала пройти испытание Донен жарыс. В испытании принимали участие отборные скакуны от 4-х лет.

Третий вид национальных развлечений, который сейчас является спортом- жорга жорыс. Это бега иноходцев. Тоже самое, что и рысачьи бега, только проводятся верхом и иноходью.
4)Аударыспак- борьба на лошадях. Правила игры: нужно сбросить своего соперника с лошади. Кто упадет , тот проиграл.

5) Тенге алу. Дословный перевод сбор тенге( денежная мера в Казахстане). На ровной местности ездок на галопе должен поднять с земли мешочки и деньгами. Чем больше тем лучше. Выигрывает тот, кто собирет больше всего мешочков.
6) Кокпар. Суть игры в том, чтобы подобрать козла с земли и доскакать с ним до условного дома, где победители устроят после празднование в честь победы. Классифицируется на Дода и Жеке тырыс. Дода — это командный вид соревнований на лошадях, в то время как в Жеке тырыс каждый играет сам за себя.

kohuku.ru

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ. Аламан байга — скачка на длинные и сверхдлинные дистанции; является одним из древнейших и популярнейших видов конного спорта. Состязания по аламан-байга, проходящие на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями, считаются, как правило, первым и гл. видом программы всех спортивных праздников. Спортивные соревнов. проводятся и в настоящее время как на пересеченной местности, так и на ипподроме. В аламан-байга огромное значение имеет тактич. мастерство спортсмена. Нередко побеждает не тот, у кого более резвая и выносливая лошадь, а тот, кто умеет тактически правильно провести состязание, быстро оценивать обстановку, хорошо готовить лошадь к скачке и правильно распределять ее силы на дистанции. Аламан-байга — любимый национальный вид спорта казахов, развивающий у занимающихся такие качества, как сила, ловкость, выносливость и смелость.

Ат жегу — соревнов. всадников на скорую упряжку. Состязание проходит на ровной местности, напр. на большой площади. Судьи, выбранные народом, или судейская коллегия (если это официальное соревнов.) определяют линию старта и финиша. По соответствующей команде стартера джигиты выстраиваются в одну линию с определенным интервалом. По команде «Запрягайте коней!» быстро запрягают лошадей и начинают скачку к финишу. Победителем считается спортсмен, прошедший дистанцию быстрее всех и не нарушивший правил соревнов. По сумме времени, показанной участниками той или др. команды, определяются их места. Ат жегу требует от спортсменов ловкости, быстроты и выдержки.

Ат омырауластыру — состязание всадников. Для состязания выбирается ровная площадка, На к-рой обозначается круг диаметром 10 — 15 м. В круг вызывают двух всадников, к-рые, сидя на конях, стараются вытеснить друг друга из круга. Иногда в состязаниях могут принять участие одновременно несколько спортсменов. Тогда победителем считается всадник, оставшийся последним в кругу. По атомы рауластыру могут проводиться также командные соревнов. В этом случае команда борется против команды, стремясь вытеснить из круга своих противников. В этих состязаниях не разрешается наносить к.-л. удары противнику, его лошади и пользоваться кнутом. Успех сопутствует лишь тому, кто умеет быстро и точно привести в движение своего коня, кто умеет делать различные повороты и обманные движения с конем.

Аударыспак — единоборство всадников. Сущность его заключается в том, что два всадника в единоборстве между собой стремятся стащить один др. с седла. Победа присуждается спортсмену, заставившему своего соперника спуститься на землю. Состязание требует от спортсменов большой физич. силы, исключительной ловкости и смелости. В силу этого к соревнов. по аударыспак допускаются хорошо подготовленные спортсмены не моложе 18 лет. Правилами соревнов. участники подразделяются на три весовые категории.

Байга — скачки по пересеченной местности. Современные правила соревнов. предусматривают также состязания и на ровной местности и на ипподроме. В последнее время этот вид скачки становится более популярным среди населения, чем скачки на длинные дистанции (аламан байга).

Жамбы ату — стрельба из лука в цель. Когда-то жамбы ату была очень распространенным видом спорта. Среди казахов было много метких стрелков, ибо меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего джигита. Стрельбе обучали с раннего возраста, но к участию в соревнов. допускали лишь взрослых стрелков. Стрельба из лука имела несколько вариантов: стрельба стоя на земле, стрельба сидя верхом на лошади и на скаку лошади. В последнее время наиболее популярной была стрельба стоя на земле. Целью для стрельбы служил жамбы (серебряный диск), к-рый подвешивали на тоненькой веревке (из конских волос) к перекладине высокого столба. Чтобы получить приз, нужно было сбить диск на землю. Это удавалось редким стрелкам, владеющим большим искусством стрельбы. Наиболее рациональным считался способ прицеливания в веревку. Нужно было точным попаданием перебить ее, чтобы висящий диск упал на землю. Все варианты жамбы ату являются ценными видами физич. упражнений.

Жаяу жарыс — бег по пересеченной местности. Состязание в беге по пересеченной местности с давних времен входит в обязательную программу спортивного праздника. До революции жаяу жарыс пользовался большой популярностью среди беднейших слоев населения, к-рые не имели возможности организовать соревнов. с дорогостоящими призами. Жаяу жарыс почти ничем не отличается от кросса, поэтому в основу современных правил соревнов. по жаяу жарыс положены нек-рые элементы этого вида легкоатлетического спорта.

Джигит жарыс — состязание джигитов. Один из своеобразных национальных видов спорта, имеющий большое оборонно-прикладное значение. В этом отношении он напоминает национальный вид спорта ат жегу, но по своему происхождению является более древним. Состязание проходит следующим образом: к стартовой линии вызываются наездники — участники соревнов. — и выстраиваются на определенном расстоянии друг от друга (3 — 5 м). По команде «По коням!» быстро седлают лошадей и, резко развив скорость, скачут к финишу. После финиша судьи производят проверку лошадей. Если лошадь оседлана неправильно, результат данного участника не засчитывается. Для джигит жарыс выбираются сильные и резвые лошади, способные развить максимальную скорость с первых же метров со старта, т. к. соревнов. по этому виду спорта проводятся только на короткие дистанции. От джигитов требуются точные и быстрые действия.

Жорга жарыс — соревнов. на иноходцах. Жорга — это иноходец, движения к-рого отличаются особой мягкостью и ритмичностью. При иноходи правая передняя и правая задняя (левая передняя и левая задняя) ноги лошади выносятся вперед одновременно. Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег. За каждое нарушение этого правила иноходцы штрафуются; после третьего нарушения снимаются с соревнов. Состязания по жорга жарыс проводятся только на короткие дистанции. Жорга жарыс развивает у спортсменов ценные физич. и моральные качества, прививает любовь к спорту вообще и к конным видам в частности.

Казахша курес — казахская спортивная борьба. Соревнов. по казахша курес до Октябрьской революции и нек-рое время после нее проводились без учета весовых категорий. В последнее время в правила соревнов. введено много новых положений (в частности, весовые категории) и элементов. Все эти дополнения превратили казахша курес в интересный вид спорта. Характерная особенность казахша курес — наличие в нем разнообразных приемов, куда входят различные подножки и зацепы, броски стоя и с падением, многочисленные повороты и «кружение» противника. Т. обр., казахша курес является одним из видов вольной борьбы в стойке с подножками, без захватов руками ниже пояса.

Кумис алу — национальный вид спорта типа джигитовки. Сущность кумис алу заключается в том, что джигит на полном ходу лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает один за др. небольшие призы, лежащие друг от друга на определенном расстоянии. За каждую неудачную попытку засчитывается штрафное время. Соревнов. по кумис алу, состоящие из сложных и красивых движений, сами говорят о ценности этого вида спорта. По своему содержанию он не уступает современным классическим видам спорта.

Купан байга — состязание на трехлетних лошадях. Один из видов скачки на короткие дистанции. Существует также донен байга, где участвуют только четырехлетние лошади. Такая последовательность участия лошадей в соревнов. является подготовкой к тому, чтобы они показывали хорошие результаты в скачке аламан байга.

Кус-салу — охота с ловчими птицами. Имеет несколько видов. Наиболее популярной является охота с беркутом. Для проведения состязания выбирается ровное поле или площадка, куда выпускаются дикие звери, включая и волка. Победителем считается охотник, беркут к-рого первым настигнет выпущенного зверя. Охота с ловчими птицами имеет большое промысловое и спортивное значение. Передвижение верхом на лошади — на чистом воздухе с преодолением естественных препятствий — оказывает положительное влияние на организм человека.

Кыз куу (погоня за девушкой) — конный вид спорта с участием девушки и джигита. Кыз куу имеет большое сходство с древнейшими спортивными состязаниями, проводившимися по случаю заключения брака между женихом и невестой. Вполне возможно, что в основе кыз куу лежат именно эти состязания. В настоящее время соревнов. проводятся следующим образом: на старт вызываются девушка и джигит, причем последний, в зависимости от длины дистанции, отводится на нек-рое расстояние назад. Дается старт. Джигит старается догнать девушку и сорвать с ее рукава повязку, чтобы доказать свою победу. А девушка, наоборот, старается уйти от преследователя и быть первой на финише. Особая ценность этого вида спорта заключается в том, что он способствует развитию физич. культуры и спорта среди женского населения республики. Аналогичная игра распространена в Киргизии (см. Кыз-куу-май в статье Киргизские национальные виды спорта, физические упражнения и игры).

Кокпар — конноспортивная игра. В Казахстане почти нет ни одного аула, ни одного колхоза и совхоза, где бы не культивировался кокпар. Широкое распространение имеет кокпар не только, в Средней Азии, но и во многих странах Востока. Кокпар имеет два варианта. В первом варианте каждый всадник борется за себя, а во втором состязание идет между двумя или несколькими командами одновременно. Победителем считается участник (или команда), доставивший тушу козла на финиш. Кокпар — исключительно быстрая игра, проходящая от начала до конца в очень высоком темпе, требующая от спортсменов чрезвычайной ловкости и смелости, большой физич. силы и выносливости, отличной техники верховой езды. До Октябрьской революции при игре в кокпар происходило много несчастных случаев (включая и смертельные). Поэтому теперь в правила соревнов. по игре в кокпар введено много изменений, к-рые предупреждают несчастные случаи и способствуют развитию этой игры.

Тогуз кумалак — настольная игра. Для игры применяется специальная доска. Она имеет 2 большие и 18 маленьких лунок. В маленьких лунках должно находиться по 9 маленьких шариков. В игре тогуз кумалак основную роль играют вычислительные процессы. В конечном счете выигрывает тот, кто окажется наиболее расчетливым. Правила соревнов. по тогуз кумалак, бытовавшие раньше в народной среде, имели много недостатков. В этой игре теперь во многих случаях действуют те же правила, что и в шахматах. Тогуз кумалак, как игра, способствующая развитию памяти, сообразительности, находчивости, расчетливости и общего комбинационного мышления, имеет большое спортивное значение.

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1961. 368 с.

sport-history.ru

Аударыспак правила

In order to view this object you need Flash Player 9+ support!

АУДАРЫСПАК

Аударыспак (букв. – «опрокидывание», «сваливание», «переворачивание»); аударыс, тартыс (в казахско-русском словаре 1945 г. это слово трактуется как «борьба, где применяется сила») – известный вид казахской народной борьбы – один из видов борьбы всадников на лошадях (жекие – жек ойыны).

По правилам этой разновидности конной борьбы разрешается «увлекать» за собой соперника только вперед и к себе, а также выезжать вперед соперника, тем самым мешая ему продвигаться вперед. Кроме того, запрещается применять друг против друга нагайку – непременный атрибут любого всадника.Большое значение в аударыспак имеет подбор лошади. Согласно устоявшимся требованиям, наиболее предпочтительными являются невысокие, подвижные и сильные лошади. В прошлом даже были специалисты, которые занимались выращиванием и подготовкой таких лошадей. Соревнования в казахских единоборствах, играх и состязаниях обычно устраивались во время традиционных праздников, а также семейных торжеств. Нередко схватки организовывались и в часы досуга, для чего было достаточно всего лишь бросить вызов: «А ну, давай! Кто из нас сильнее?».Еще в недалеком прошлом обучение аударыспаку начиналось с детства. Казахского мальчика очень рано приучали к седлу. Первые свои схватки он проводил сидя верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках. Большую практическую ценность имели также разнообразные игры, например, жаяу аударыспак, где роль лошади исполнял напарник. У повзрослевших джигитов основным методом тренировки становились многочисленные соревнования и поединки ради разрешения спора.

В СССР конная борьба в ее основном варианте подверглась существенным изменениям. В ней были запрещены различные приемы с болевым воздействием на суставы рук, введена новая терминология, а также установлены весовые категории и разработана спортивная одежда

Борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающей большой физической силы, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязание от имени целого аула и рода.

Тогыз-кумалак (Тоғыз құмалақ) (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют двое. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока) и два казана. В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан. Принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как Вари или Калах.

Игра называется тогыз-кумалак (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.

Тогыз кумалак — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно.

Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника — не такое легкое дело.

Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.

Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов».

2 Игровые ситуации

Игроки делают ходы поочерёдно. Делая ход, игрок берёт все шарики из любой непустой лунки на своей половине, и раскладывает их в лунки по одному против часовой стрелки. Если последняя лунка окажется вражеской и количество камешков в ней стало чётным, то камешки из этой лунки переходят в казан игроку, совершившему ход. После этого ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).

Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым «туздык» соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.

Атсыз калу

Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим».

www.zhigerastana.kz

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Казахская национальная игра — Качели «Алтыбакан»

Казахская национальная игра — Кыз куу (Догони девушку)

Казахская национальная игра — Кокпар

История казахской национальной игры «Кокпар» имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар-кокбори» в переводе на русский означает «серый волк».

Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между жигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла .

Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие жигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись жигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один жигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.

Казахская национальная игра — Аударыспак

Казахская национальная игра — Байга

Существует шуточный вариант игры «Байга». В данный вариант игры могут играть дети. Игроки разбиваются по парам. Один из пары становится «конем» , другой — «наездником». «Конь» встает спереди от «наездника» и запрокидывает руки вверх и назад, так чтобы «наездник» мог ухватиться за них своими руками. Все пары («конь»+»наедник») встают вдоль линии и по сигналу «старт» бегут к намеченной цели — платку. Та пара, которая успеет быстрее всего достичь цели — побеждает.

Казахская национальная игра — Подними монету (Куме алу)

Казахская национальная игра — Аламан байга

Казахская национальная игра — «Жорга жарыс»

Казахская национальная игра — Жамбы ату

Казахская национальная игра — Казан

Казахская национальная игра — Бурук-теппек

Казахская национальная игра — Лак-устау

Казахская национальная игра «Токты алу»

Казахская национальная игра «Тогыз кумалак»

Согласно правилам казахской игры «Тогыз кумалак» в ней участвуют два игрока у каждого из которых на доске есть по 9 лунок( то есть всего 18 лунок, называемых «отау») расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1 — арт, 2 — тектурмас, 3 — атотпес, 4 — атсыратар, 5 — бель, 6 — бельбасар, 7 — кандыкакпан, 8 — кокмоин, 9 — мандай. Помимо этого на доске есть еще две накопительные лунки, называемые «казан».

У каждого из игроков в начале игры имеется по 81 шарику своего цвета, то есть по 9 шариков для 9 лунок.

Главная задача игры — перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются “добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).

В игре «Тогыз кумалак» возможно возникновение некоторых игровых ситуаций, которые стоит описать:

Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым «туздык» соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.

Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим». В этой ситуации игра заканчивается, камешки противника переходят в казан противника и производится подсчёт камешков в казанах.

Игра «Тогыз кумалак» могла продолжаться по четыре — пять часов. Эта игра была популярна как в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна «Тогыз кумалак» и в наше время и постепенно количество ее почитателей растет с каждым годом.

www.bilu.kz

Казахские национальные игры

Казалось бы , у нашего народа было не так уж и много развлечений , как и поводов для веселья. Ведь кругом только степь , море забот и бесконечное кочевье. Но не всё так просто. Чтобы не скучать посреди Великой степи , наши предки придумали множество игр , особенность которых — проверка на силу и выносливость. Давайте пройдёмся по списку активностей с конями , косточками и задором. Кстати , некоторые игры даже сейчас кажутся слишком суровыми.

Сбивание тымака

Это казахская национальная игра , сыграть в которую может каждый , умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Согласно условиям игры , в землю вбивается шест , его высота не должна превышать рост наездника. На верхушку шеста надевается головной убор — тымак. Наезднику показывают и дают запомнить , где он находится. После этого наезднику завязывают глаза и раскручивают , а потом отпускают со словами: «Попробуй сбей тымак!». Наездник берет в руки камчу и пытается сбить тымак. Если с трех попыток ему это не удается , он может исполнить песню в обмен на еще три попытки сбить его. У кого быстрее всех получится сбить тымак , тот и победитель.

Кыз куу ( Догони девушку)

Согласно древнему обычаю , бытующему еще в сакских племенах , прежде чем юноша женится на девушке , он должен был доказать свое мастерство наездника и умение держаться в седле. Обычай требовал , чтобы джигит , претендующий на руку и сердце девушки , догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра «Кыз куу». Девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка , стегнув коня , вырывалась вперед , а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если это не удавалось , то уже ему приходилось скорее скакать от девушки , так как в таком случае девушка , догнав его , начинала что есть силы стегать его камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся. Казахи любили суровые игры.

В казахской национальной игре «Кокпар» принимали участие жигиты аулов , соседствующих по пастбищу. К состязанию готовились заранее , так как это было состязание и на силу , и на ловкость , и на выносливость , и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50−60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла , и начиналась борьба за кокпар , которая могла продолжаться с обеда до вечера. Борьба велась верхом на лошадях. Тот аул , у которого в итоге окажется кокпар , побеждает. Джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с «боевым трофеем», а жители поздравляли их и дарили подарки.

Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие джигиты с двух разных аулов , и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись джигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет только один юноша , и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.

Аударыспак

«Аударыспак» — это одна из самых зрелищных , интересных и захватывающих игр. Она представляет собой борьбу на лошадях , в которой принимают участие самые лучшие наездники , ведь это требует исключительной выносливости , силы , ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в соревновании двух всадников в том , кто из них сможет стащить противника с лошади. Побеждает тот , кому это удаётся.

Это конное состязание наездников. Всадники соревнуются в том , кто быстрее доскачет до намеченной цели. Байга проходила на ровной местности по прямой , с поворотами , или же по замкнутому кругу. Участвовать в ней можно было даже на обыкновенной кляче.

Существует шуточный вариант игры «Байга», и в нём могут принять участие даже дети. Игроки разбиваются по парам. Один из них становится «конем», а другой — «наездником». «Конь» встает спереди от «наездника» и запрокидывает руки вверх и назад , так чтобы «наездник» мог ухватиться за них своими руками. Все пары встают вдоль линии и по сигналу «старт» бегут к намеченной цели — платку. Те , кто успеет быстрее всего достичь цели , побеждают.

Куме алу ( Подними монету)

Игра имеет очень глубокие исторические корни. Правила игры со временем почти не изменились , изменился только атрибут. Согласно правилам игры , всадники , доскакав по сигналу от условной линии старта до линии финиша , должны на скаку успеть собрать как можно больше монет , завернутых в платочек и заранее разбросанных в целях игры по полю. Раньше в далекие времена вместо монет для игры использовались серебряные слитки , которые в последствии были заменены на монеты. В «Куме алу» могут играть и дети. Это очень веселая и подвижная игра. В детской версии ей заключается в следующем: на площадке отмечаются линия старта и линия финиша. Вдоль игрового поля раскладываются монеты. Джигиты становятся вдоль линии страта и по команде «старт», изображая наездников на лошадях бегут вдоль поля к линии финиша , собирая «на скаку» монеты. Тот , кто не останавливаясь , «на скаку», соберет наибольшее количество монет дойдя до финиша , объявляется победителем соревнования. При этом имитировать скачку на лошади нужно все время , пока не достигнута линия финиша , и при подъеме монеты также нельзя останавливаться.

Аламан байга

Это не столько испытание для наездников , сколько для лошадей. Аламан байга — это конное состязание , скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. Исторические корни этой игры основываются на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки на новые места , а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Так постепенно Аламан байга стала неотъемлемой частью больших праздников. Иногда во время таких соревнований некоторые лошади не выдерживали нагрузки и погибали , не дойдя до финиша , или падали от усталости , ломая ноги. Известно , что наездники перед скачками , для того , чтобы защитить своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза , а ещё старались никому не показывать скакуна , держа его под попоной.

Жорга жарыс

Казахские девушки , будучи отличными наездницами , с детства приучались держаться в седле , любили участвовать в конных соревнованиях на иноходцах , называемых «Жорга жарыс». Иноходцы владели особой поступью , мягкостью , ритмичностью в ходьбе и беге. Во время состязаний иноходцы не должны были переходить на обычный бег , за это мог быть наложен штраф или применено снятие с дистанции.

Состязание джигитов на меткость в стрельбе из лука. Жамбы — это серебряный диск , который подвешивался на тонкой веревке из конских волос на перекладине. Задачей участников — сбить его стрелой из лука. Существовало несколько вариантов таких состязаний — верхом на лошадях и без них , когда участники с определенной дистанции поочередно пытались сбить диск. У кого это получалось с меньшего количества попыток — тот и побеждал.

Игра , в которую можно играть как летом на поляне , так и зимой на льду. Принимать участие могут от 3 до 10 человек. Согласно условиям игры , на земле или на льду очерчивается круг. Все участники , кроме водящего , встают по конуру , а водящий — за кругом. В центре заранее делается и по периметру делаются небольшие ямки. В руках у участников палки или клюшки. Также для игры понадобится деревяный шар , радиусом в 7−10 сантиметров. Водящий пытается палкой загнать шар в центральную лунку , а остальные участники игры защищают лунку своими палками и не дают ему это сделать , отбивая шар за круг. Если бьющий по шару участник не сумел ударить по нему и занять свою ямку ( для этого нужно поставить в нее одним концом палку), ее занимает ( тем же способом) водящий. Проигравший становится водящим , и игра начинается сначала. Если водящему удастся ввести шар в центральную ямку , все участники игры должны быстро поменяться местами. Во время перебежки водящий старается занять чью-нибудь ямку. Игру возобновляет участник , оставшийся без «ямки».

Бурук-теппек

Играть могут как взрослые , так и дети. Это игра на дальность метания мячей или камней. Участники становятся в шеренгу и кидают вдаль мячи или камни , завернутые в платки разных цветов. Тот , чей мяч или камень упал ближе всех , идет собирать их и определяет , чей камень или мяч упал дальше остальных. Тот игрок , чей камень трижды упадет дальше всех , считается первым победителем. Игра обычно ведется до определения трех победителей.

Принимать участие могут 3−5 человек. Согласно условиям игры , на поле выпускается козленок , а участники должны попробовать его поймать. Тот , кто первым сумеет догнать козленка и отнести его «водящему», тот считается победителем.

Игра схожа с «Лак устау». Принять в ней участие могут 3−5 всадников на лошадях. Согласно условиям игры , на поле выпускают козленка. Всадники соревнуются кто быстрее сможет верхом на лошади поймать козленка и принести его воящему. Тот , кто сможет сделать это быстрее всех , тот и считается победителем.

Тогыз кумалак

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра «Тогыз кумалак». Это настольная игра на доске , тренирующая логику и смекалку , а также призванная развивать мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала , включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 ( 9×9=81 и 2x9x9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета , но и на тактике.

Согласно правилам казахской игры «Тогыз кумалак», в ней участвуют два игрока , у каждого из которых на доске есть по 9 лунок ( т.е. всего 18 лунок,»отау»), расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1 — арт , 2 — тектурмас , 3 — атотпес , 4 — атсыратар , 5 — бель , 6 — бельбасар , 7 — кандыкакпан , 8 — кокмоин , 9 — мандай. Помимо этого , на доске есть еще две накопительные лунки , называемые «казан».

У каждого из игроков в начале игры имеется по 81 шарику своего цвета , то есть по 9 шариков для 9 лунок.

Главная задача игры — перекладывая камушки в игровых лунках , собрать как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок , которому выпало по жребию право первого хода , вынимает из любой лунки своего ряда все шарики , кроме одного , и переносит их слева направо , опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом , чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным , то все они являются «добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика , то его соперник переносит в казан все шарики своего ряда. Игра ведётся до тех пор , пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка ( этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек ( ничья).

В игре «Тогыз кумалак» возможно возникновение некоторых игровых ситуаций , которые стоит описать:

Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка , то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем , каждый камешек , попавший в туздык , переходит в казан игрока , на чьей стороне расположен этот туздык , но игрок не может завести себе туздык на 9-ой , а также на лунке под той цифрой которой взял первым «туздык» соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.

Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми , то он попадает в ситуацию «атсыз калу» ( «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить , пока будет оставаться «пешим». В этой ситуации игра заканчивается , камешки противника переходят в казан противника , и производится подсчёт камешков в казанах.

Игра «Тогыз кумалак» могла продолжаться по 4−5 часов. Эта игра была популярна как в древности , когда игроки , даже не имея игровой доски , могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна «Тогыз кумалак» и в наше время , и постепенно количество ее почитателей растет с каждым годом.

В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберется ведущий. Он должен собрать все асыки в горсть , затем бросить их перед остальными игроками , сидящими по кругу. После — внимательно посмотреть , какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки», то ведущий должен указательным пальцем с помощью большого выбить ближайшие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. «Хана» можно выбить лишь самым последним асыком , который выпал той же стороной , что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком , то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из должен постараться заполучить его себе. Тот , кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

«Омпы» — вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. На земле нужно начертить две линии , а между ними ровно по центру провести линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона помещается один асык в положении «омпы». Выстроившись у черты , игроки по очереди выбивают своим асыком те , что на кону. Выбитые асыки забирают себе. Тот , кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот , у кого окажется большее , чем у всех , количество асыков , будет победителем в этой игре.

Казахское ханство

В Казахстане создали и запустили в продажу первую отечественную настольную игру. Её разработчик — Кобыланды Жанабекулы.

По сюжету прохождения «Казахское ханство» — стратегия с элементами истории , которая напоминает смесь «Игры престолов» и «Монополии». Однажды он решил сделать из увлечения бизнес , поэтому начал заниматься настольными играми отечественного производства.

«На создание и выпуск настолки у меня ушло примерно полгода и 5 млн тенге собственных средств. Я много читал о разработке игр и совершенствовал собственную , испытывая на себе и друзьях. Кроме того , необходимо было тщательней изучить историю и культуру казахского народа. Это оказалось увлекательно , и , надеюсь , игра вышла максимально достоверной».

«Казахское ханство» — это настольная игра в жанре пошаговой стратегии на двух языках — казахском и русском. Одновременно могут играть от двух до четырех человек.

По сюжету игроки — это султаны , которые стремятся стать ханами. Для этого им нужно объединить на игровой карте как можно больше родов ( ру), а также вступать в сражения , выполнять задания , отражающие казахский быт и обычаи. У каждого султана своя цветовая гамма и тамга , которая выражена в виде тотемных животных казахов , таких как беркут , тигр , барс и волк.

В игровой набор входят правила игры на двух языках , игровое поле , четыре флага соперников , 30 карт действий , 20 карт героев , 80 жетонов юрт , 80 жетонов власти. Стоимость набора — 19 990 тенге. Игра полностью разработана и выпущена в Казахстане.

Игра успешно прошла тестирование среди добровольцев — посетителей алматинской сети неформального кафе.

Более подробную информацию можно получить в официальном Facebook-аккаунте игры.

catch.today