Закон российской федерации о стандартизации от

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие «технические условия». Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в «Российской газете» от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

base.garant.ru

В России появился закон о стандартизации

Большинство его положений вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Проекты национальных стандартов должны будут выставляться на общественное обсуждение. Это предусмотрено новым Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Большинство положений документа вступят в силу через год – с 1 июля 2016 года. В частности, в предусмотренный переходный период Росстандарт должен установить порядок применения знака национальной системы стандартизации; утвердить показатели и индикаторы, на основе которых будут оцениваться результаты работ по стандартизации в национальной системе стандартизации; определить порядок и условия предоставления документов национальной системы стандартизации государственным и академическим библиотекам.

В то же время закон предусматривает переход на новые принципы и цели стандартизации, поясняет основные направления госполитики в этой сфере, определяет порядок проведения стандартизации и выделяет перечень объектов, проведение стандартизации которых дополнительно утвердит правительство. Одновременно законодатель определил виды документов по стандартизации (классификаторы, своды правил, технические условия, справочники), требования к ним, а также порядок их разработки и правила дальнейшего применения.

Как ранее рассказывали правительственные эксперты, разработавшие закон, его задача – сократить «разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации». Кроме того, чиновники считают, что действующий Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» «не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции». По этим причинам понадобилась разработка нового документа, который, подчеркивают авторы, не дублирует ту область применения, на которую распространяется закон №184-ФЗ.

m.ppt.ru

Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Африкановна, Куликов Максим Валерьевич

В статье проводится сравнительный анализ трех законов, регламентирующих деятельность в области стандартизации на разных этапах существования и развития нашего государства: «О стандартизации » от 10.06.93 № 5154-1, «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (глава III) и «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ. Отмечается, что стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Авторами статьи прослеживается тесная взаимосвязь положений законов с концепцией развития России, изменение целей , задач и принципов стандартизации в соответствии с меняющимся положением в стране и в мире; анализируется опыт российской стандартизации и дается оценка новшествам в современном законодательстве в этой области. Авторы в статье дают оценку законов в области стандартизации с точки зрения их важности и прозрачности для потребителей и обывателей по причине тесной взаимосвязи с законом «О защите прав потребителей». Кроме того, отмечается важность этих документов и стандартизации в целом для развития экономики страны, интеграции ее в мировое пространство, достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Куликова Татьяна Африкановна, Куликов Максим Валерьевич,

StandarDization in Russian Federation. Laws and Order

The article provides comparative analysis of three laws in the area of standardization in different phases of its existence and development of our State: “About Standardization ” 10.06.93 № 5154-1, “About Technical Regulation” № 184-ФЗ (part III) and «About Standardization in Russian Federation” № 162-ФЗ. It is noted that standards and other documents addressing standardization facilitate technical development, innovation in different spheres, quality improvement and competitiveness of industry, products and services. The authors of the article trace close interconnection between the state of the laws and the concepts of Russia’s development, change of goals , tasks and principles of standardization in relation to the changes in the country and in the world; analyze the experience of Russian standardization and evaluates innovations in the modern jurisprudence in this area. The authors of the article evaluate the laws in the area of standardization from the viewpoint of its importance and transparency for consumers based on its close correlation with the law “About Consumer Protection”. Additionally, they note the importance of these documents and standardization in general to the development of the country’s economy, its integration into the world sphere and achievement of technological leadership of the Russian Federation in different areas

Текст научной работы на тему «Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок»

УДК 006:001.12/. 18

05.00.00 Технические науки

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНЫ И ПОРЯДОК

Куликова Татьяна Африкановна канд. хим. наук

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия takulikova@list.ru

Куликов Максим Валерьевич канд. техн. наук

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского союза А. К. Серова, г. Краснодар, Россия mvkulikov@list.ru

В статье проводится сравнительный анализ трех законов, регламентирующих деятельность в области стандартизации на разных этапах существования и развития нашего государства: «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1, «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (глава III) и «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ. Отмечается, что стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Авторами статьи прослеживается тесная взаимосвязь положений законов с концепцией развития России, изменение целей, задач и принципов стандартизации в соответствии с меняющимся положением в стране и в мире; анализируется опыт российской стандартизации и дается оценка новшествам в современном законодательстве в этой области. Авторы в статье дают оценку законов в области стандартизации с точки зрения их важности и прозрачности для потребителей и обывателей по причине тесной взаимосвязи с законом «О защите прав потребителей». Кроме того, отмечается важность этих документов и стандартизации в целом для развития экономики страны, интеграции ее в мировое пространство, достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях

Ключевые слова: СТАНДАРТИЗАЦИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

UDC 006:001.12/. 18 Technical sciences

STANDARDIZATION IN RUSSIAN FEDERATION. LAWS AND ORDER

Kulikova Tatiana Afrikanovna Cand.Chem.Sci.

Krasnodar College of Military Pilot Aviation named after a hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia takulikova@list.ru

Kulikov Maksim Valerievich Cand.Tech.Sci.

Krasnodar College of Military Pilot Aviation named after a hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia mvkulikov@list.ru

The article provides comparative analysis of three laws in the area of standardization in different phases of its existence and development of our State: «About Standardization» 10.06.93 № 5154-1, «About Technical Regulation» № 184-03 (part III) and «About Standardization in Russian Federation» № 162-03. It is noted that standards and other documents addressing standardization facilitate technical development, innovation in different spheres, quality improvement and competitiveness of industry, products and services. The authors of the article trace close interconnection between the state of the laws and the concepts of Russia’s development, change of goals, tasks and principles of standardization in relation to the changes in the country and in the world; analyze the experience of Russian standardization and evaluates innovations in the modern jurisprudence in this area. The authors of the article evaluate the laws in the area of standardization from the viewpoint of its importance and transparency for consumers based on its close correlation with the law «About Consumer Protection». Additionally, they note the importance of these documents and standardization in general to the development of the country’s economy, its integration into the world sphere and achievement of technological leadership of the Russian Federation in different areas

Keywords: STANDARDIZATION, LEGISLATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION, GOALS, TASKS AND PRINCIPLES OF STANDARDIZATION

Стандартизация в Российской Федерации. Законы и порядок

Стандартизация играет огромную роль в жизни страны и общества. Она направлена на обеспечение различных видов безопасности, совместимости, унификации, единства измерений. Стандарты и другие документы по стандартизации содействуют техническому развитию, внедрению инноваций в различные сферы, повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Знаковым событием в истории российской стандартизации явилось принятие закона «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154-1, который впервые устанавливал правовые основы стандартизации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественных объединений и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. До принятия этого закона в России еще «по инерции» действовали советские правовые нормы. Новый Закон устанавливал основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являлись едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений, а также для граждан-предпринимателей, продавцов, исполнителей услуг, конструкторских, проектных, транспортных и других организаций и предприятий. Закон «О стандартизации» 1993 года регламентировал следующие аспекты: понятие стандартизации; законодательство Российской Федерации о стандартизации; международные договоры; организация работ по стандартизации; международное сотрудничество в области стандартизации; нормативные документы по стандартизации, требования к ним; государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической

информации; отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений; применение нормативных документов по стандартизации; информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация; государственный контроль и надзор; органы государственного контроля и надзора; государственные инспекторы, их права и ответственность; уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность; финансирование работ по государственному контролю и надзору; стимулирование применения государственных стандартов. Положения этого Закона были обязательны для исполнения всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, и общественными объединениями. Закон определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона осуществился переход от всеобщей обязательности стандартов, установленной законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. В период действия закона 1993 года цели и задачи стандартизации, основные принципы и организация работ по стандартизации в Российской Федерации определялись государственным стандартом ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

27 декабря 2002 года был принят, а с 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. Глава III (ст. 11-17) заменила положения закона о стандартизации 1993 года. Она регламентировала отношения, возникающие при осуществлении стандартизации, устанавливала цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, порядок

их разработки и применения, а также функции органов по стандартизации. С принятием закона «О техническом регулировании» в Российской Федерации начался переход к полностью добровольным стандартам, содержащим только рекомендательные требования.

Сравнение целей стандартизации, установленных в законах с разницей в десять лет (1993 и 2003 годы), показывает, что хотя они во многом совпадают, последние становятся более емкими, охватывают больший круг вопросов и отражают уровень развития науки и техники. В 1993 году в законе говорилось, главным образом, о повышении качества продукции, ее соответствии требованиям и потребностям населения и народного хозяйства. Тогда как в ФЗ 2003 года конкретно был поставлен вопрос о повышении конкурентоспособности продукции, работ, услуг, что являлось важнейшим условием вступления России в ВТО и серьезным шагом развития нашей экономики, промышленности и социальной сферы.

29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ, который устанавливает новые актуальные положения в области стандартизации, отражает требования современного мира, роль Российской Федерации в его развитии. Согласно этому закону, современная стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

Цели стандартизации, установленные в законе 2015 года, соответствуют общей концепции развития Российской Федерации, нацелены на реализацию политики руководства страны, призваны сократить до минимума действие санкций против России. В них отражены основные направления внутреннего развития государства и повышение его роли во внешнем мировом пространстве. В отличие от предыдущего закона цели ориентированы более всего на социальную сферу, равноправные партнерские отношения между государствами, перевооружение промышленности и укрепление обороноспособности государства.

Для достижения поставленных целей требуется реализация определенных задач. Задачи российской стандартизации впервые были поставлены в государственном стандарте ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения», а современные задачи стандартизации содержат следующие основные аспекты:

1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков

ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции в заблуждение;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Если сравнивать задачи, сформулированные в ГОСТ Р 1.0-92, с задачами нового закона о стандартизации, то четко прослеживается тенденция перехода стандартизации от деятельности, результатом которой являлась сама стандартизация к стандартизации, как инструменту всестороннего развития экономики страны. Многие авторы, анализируя новый закон о стандартизации, называют его набором лозунгов, а его стилистику пафосной [7]. На наш взгляд, во-первых, это несколько преувеличено, а во- вторых, не является недостатком: роль закона именно декларировать принципы, цели и задачи (например, Конституция Российской Федерации). И не должны в законе быть прописаны инструменты достижения этих целей, решения задач и меры наказания за несоблюдение принципов. Для этого существуют другие различные документы, в нашем случае — это документы по стандартизации. Ведь иерархическая структура документации в любой сфере деятельности на

вершине имеет закон, а ниже — подзаконные акты, нормативные документы и т.д., которые обеспечивают его исполнение и регламентируют инструменты для контроля этого процесса.

Стандартизация основывается всегда на четких принципах, которые тоже меняются и пересматриваются с течением времени. Принципы стандартизации кардинально изменились в 2003 году по сравнению со стандартом ГОСТ Р 1.0-92. Если в старой версии они читались как руководство или как инструкция для узкого круга специалистов -стандартизаторов — и, соответственно, были понятны и интересны только им, то в законе 2003 года принципы стандартизации способен понять даже дилетант. На наш взгляд это очень важно, и не только для обучения и изучения конкретной дисциплины, а и для обывателей, ведь законы пишутся и для них! А законы «О техническом регулировании» и «О стандартизации», несмотря на их кажущуюся, на первый взгляд, узкую специфику и направленность, тесно связаны с законом РФ «О защите прав потребителей». Вот и получается, что прозрачность и понятность этих законов напрямую обеспечивает понимание, правильное толкование и полноту защиты прав потребителей, т.е. наших с вами прав.

В соответствии с законом 2015 года стандартизация в Российской федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении оборонной продукции, продукции связанной с государственной тайной или с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы

стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Стандартизация с древнейших времен заняла свое важное место в нашей жизни и с тех пор развивается вместе с цивилизацией, упорядочивая, оптимизируя и удешевляя нашу жизнь. Это развитие, даже за короткий период времени, как раз и прослеживается при сопоставлении принципов стандартизации разных годов. Неизменными на протяжении более 20 лет остаются следующие основополагающие принципы: достижение консенсуса всех заинтересованных сторон, возможность контроля выполнения требований стандарта, непротиворечивость стандартов друг другу и соответствие их положений законам,

международным договорам и современному уровню развития науки, техники и технологии. Среди новшеств в принципах стандартизации 2015 года можно отметить способность создателей закона мыслить долгосрочными категориями, а именно, нацеленность документа на преемственность деятельности в сфере стандартизации, использование передового отечественного и зарубежного опыта, открытость разработки документов национальной системы стандартизации, соответствие их техническим регламентам, доступность информации о них. Такой подход в будущем позволит наиболее широко использовать накопленный опыт в этой области для достижения технологического лидерства Российской Федерации в различных областях экономики и расширить ее интеграцию в мировое пространство.

Новый закон «О стандартизации в Российской Федерации» отражает все возрастающую роль стандартизации в политике и экономике, на внутреннем и внешнем рынках, для граждан России и государства в целом. Принятие этого закона еще раз доказывает, что эта роль не остается незамеченной и не считается второстепенной. Интенсивный путь развития экономики и нашего государства в целом невозможен без применения методов, реализации принципов, решения задач и достижения целей стандартизации, регламентируемых законами, подзаконными актами и документами по стандартизации.

1. Федеральный закон «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

5. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

6. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.

7. Гевардовский А. Двенадцать лет спустя // Арматуростроение. — 2015. — № 5. -С. 17-21.

Federal’nyj zakon «O standartizacii» ot 10 ijunja 1993 g. № 5154-1.

Federal’nyj zakon «O tehnicheskom regulirovanii» ot 27 dekabrja 2002 g. № 184-

Federal’nyj zakon «O standartizacii v Rossijskoj Federacii» ot 29 ijunja 2015 g. №

Zakon RF «O zashhite prav potrebitelej» ot 7 fevralja 1992 g. № 2300-1. GOST R 1.0-92 Gosudarstvennaja sistema standartizacii Rossijskoj Federacii. Osnovnye polozhenija.

6. Jablonskij O.P., Ivanova V.A. Osnovy standartizacii, Uchebnik. — Rostov n/D: Feniks, 2004. — 448 s.

7. Gevardovskij A. Dvenadcat’ let spustja // Armaturostroenie. — 2015. — № 5.

cyberleninka.ru

Закон о стандартизации

Процедура стандартизации направлена на разработку, опубликование и использование стандартов по определенным нормам закона. Применяются также правила стандартизации для создания безопасной среды для продукции, работ, услуг, для здоровья и жизни граждан. Регулируется процесс Федеральным Законом № 162 и специальными органами, уполномоченными руководить разработкой и утверждать нормативные документы по правилам стандартизации.

Описание закона о стандартизации

Федеральный Закон № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 19 июня 2015 года. 24 июня был одобрен Советом Федерации. Вступление в силу настоящего законопроекта приходится на 29 июня 2015. Последние изменения вносились в документ 3 июля 2016 года.

Рассматриваемый закон регулирует правовые основы стандартизации и функционирование национальной системы стандартизации. Одним из важных направлений нормативного акта является обеспечение единой государственной политики в данной области.

Каждый закон преследует какую-либо цель. Цели ФЗ № 162:

  • помощь в развитии социальной и экономической сферы в России;
  • помощь России интегрировать в мировую экономику и в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • способствовать улучшению качества жизни граждан;
  • предоставить оборону стране и безопасность для государства;
  • осуществлять техническое перевооружение промышленности;
  • улучшать качество продукции, качество выполняемых работ, качество оказания услуг и повышать конкурентоспособность продукции российских производителей.
  • Согласно положениям закона, чтобы достичь вышеуказанные цели, необходимо реализовывать задачи. По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие:

  • использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики;
  • повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей;
  • сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений;
  • сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц;
  • сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов;
  • создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций;
  • оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию;
  • при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации;
  • предоставлять единство измерений;
  • не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение;
  • рационально использовать ресурсы;
  • внедрить применение международных и региональных стандартов.
  • При выполнении всех вышеуказанных задач следует достижение поставленных целей.

    Скачать текст ФЗ о стандартизации

    Разрабатывать государственную политику в области проведения стандартизации вправе федеральный орган исполнительной власти. Во власти данного учреждения проводить надзор за выполнением всех законных норм в области измерения стандартов. По истечению года, сотрудники федерального исполнительного органа власти предоставляют в Правительство России доклад, в котором указывается о состоянии работ в области стандартов. В компетентности работников данного органа является разработка стратегических и приоритетных направлений развития национальной системы стандартов.

    Чтобы узнать какие есть нюансы в разработке политики стандартов продукции (ФЗ о безопасности пищевой продукции здесь: ), работ и услуг, следует изучить полный текст документа. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» можно по ссылке.

    Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации

    • не принудительность использования документации по унификации измерений;
    • обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
    • при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
    • использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
    • поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
    • документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
    • вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
    • определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
    • информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.
    • Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.

      14 статья закона о стандартизации

      Положения 14 статьи указывают на перечень документов, относящихся в системе стандартов:

      • документация национальной системы стандартов;
      • общие классификаторы, принятые на территории России;
      • стандарты учреждений и технические условия;
      • правила, касающиеся процесса установления стандартов;
      • иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.
      • При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.

        Статья 29 Федерального Закона № 126

        Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:

      • централизованный учет и систему хранения документации;
      • хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
      • обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
      • выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
      • выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.
      • По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.

        При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.

        210fz.ru