Законы ману брачно семейное и наследственное право

Регулирование брачно-семейных отношений в Древней Индии

Брачно-семейные отношения в Древней Индии регулировались Законами Ману и Артхашастрой. В них регламентировались брачные отношения, правила наследования, обязанности мужа и жены.

Брачно-семейным и наследственным отношениям — «вечным дхармам мужа и жены» — посвящен в шастрах ряд глав, в ЗМ (Законы Ману) в основном главы III, IX, в Арт. (Артхашастра) — главы 3-7 книги III.

Все предписания «о дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, в сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать. Первые четыре, поощряемые брахманами, сводились в основном к выдаче отцом замуж дочери, «наделенной драгоценностями» (с определенным приданым). Такова, например, форма, носящая название «брахма» (ЗМ, III, 27), которая вместе с тремя последующими («дайва», «арша», «праджапатья») противопоставляется браку «асура» — покупки невесты, признаваемому, но порицаемому наряду с браками по любви, без согласия отца и матери («пандхарва»), с похищением невесты («ракшаса») и с насилием над ней («пайшача»). Все эти формы сводились в результате к покупке невесты, будущей работницы в семье. Не случайно в шастрах первые четыре формы супружества предписывались брахманам и кшатриям, вайшию и шудре предписывался брачный союз с выкупом невесты. Брак с похищением невесты, заканчивающийся, видимо, тем же выкупом, входящий в прямое противоречие с другими его формами, — явный пережиток первобытного общества.

Таких противоречий, вызванных включением архаичных норм обычного права, в шастрах было множество. Провозглашение, например, денной и нощной зависимости женщины от мужчин (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости) (ЗМ, IX, 2,3), соседствовало с утверждением, что мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз (ЗМ, II, 145). В ЗМ можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев (IX, 182).

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им ‘был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52 — 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (ЗМ, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, 64) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»).

В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников родить сына от деверя или другого близкого человека (ЗМ, IX, 57-65), хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в ЗМ дхармой, «свойственной животным» (IX, 66). Не поощрялось и многоженство мужчин. Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству, была злобна или расточительна (ЗМ, IX, 80).

Обязанность жены — послушание и уважение мужа. «Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мертвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — немедленно» — записано в ЗМ (IX, 81). Штраф женщине, непристойно ведущей себя, мог быть заменен поркой розгами на торговой площади. Это наказание усугублялось тем, что пороть женщину должен был чандал (неприкасаемый) (Арт., III, 3, (27 — 28).

Условия вступления в брак не запрещали (ЗМ, IX, 88), а скорее поощряли супружество несовершеннолетних, хотя Арт. (III, 3(1) устанавливала для женщин возраст брачного совершеннолетия 12 лет и 16 лет — для мужчин.

Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (анулома), но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн (пратилома).

В полном соответствии с принципами индуизма развод запрещался дхармашастрами, но разрешался Арт., если супруги ненавидели друг друга или вследствие жестокого обращения одного с другим (III, 3 (15-17). Арт., вопреки запретам дхармашастр, допускала и повторный брак вдов. Шастры, как правило, исключали женщин из списка наследников семейной собственности, так же как и изгоев, больных, калек, слабоумных и пр., утверждали неравенство наследственных прав детей, рожденных от жен различных варн. Так, сын шудрянки и дважды рожденного не получал наследства, кроме того, что давал ему отец (ЗМ, IX, 155).

Необходимо отметить, что правила наследования имущества умершего шудры были менее строги, допускали, например, к наследованию даже сына, рожденного от рабыни, если он был признан своим отцом (ЗМ, IX, 179). Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников. Особая собственность женщин (стридхана) после ее смерти могла переходить по наследству всем детям, в том числе и дочерям.

studentu.info

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману;

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи — мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие род-ственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брачно-семейные отношения преимущественно регулирова­лись нормами обычного права и религиозными нормами. Законы Ману упоминают 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, что заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без со­гласия родителей хотя и признавались законами, но порицались. Межварновые браки считались крайне нежелательными и приво­дили к социальной деградации. Законы Ману допускали женить­бу мужчины из высшей варны на низкорожденной женщине, но такие браки заслуживали осуждение и низводили семьи до поло­жения шудры. В частности, брахман, женившийся на шудрянке, лишался брахманства.

Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурно­го нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что оп­ределялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена — хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью.

Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали раз­воды. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэто­му даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэто­му в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчи­на после смерти жены имел право заключить новый брак.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимос­тью от мужчины: в детстве — от власти отца, в молодости — от мужа, после смерти мужа — от сына. Замужняя женщина не име­ла имущественных прав: ее приданое переходило в полное распо­ряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги. Родители мужа могли за непослушание применять к не­вестке телесные наказания, которые нередко приводили к смерти женщин.

Законы Ману закрепляли огромную патриархальную власть гла­вы семьи. По сути он выполнял внутри семьи административные функции: распоряжался семейным имуществом и личностью под­властных. Отец мог применять к подвластным телесные наказания, допускалась продажа или залог жены и детей, но такая практика осуждалась. Проданные сыновья не становились рабами, а полу­чали права родственников в новых семьях, т.к. потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи отвечал за правонару­шения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об об­щности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего не­повиновение. Из числа наследников исключались женщины, из­гои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

ТЕМА 3. ПРАВО И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (4 часа)

studopedia.su

Семейное и наследственное право

Брачно-семейных отношения и отношения о наследстве раскрыты в главе III и IX Законов Ману.

Положение женщины всегда подчинённое, однако в статье 57 главы III сказано «Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает» Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. — М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1992.. Таким образом, не смотря на то, что власть главы семьи была безгранична, он мог отдать в залог младших членов семей, наказывать жену и детей, Законами чётко обозначалось необходимость уважительного отношения к женщинам.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

В законах Ману утверждены 8 форм брака: брахм, дайва, арша, праджапатья, асура, гандхарва, ракшаса и пайщача. Практически все они сводятся к покупке невесты.

В статьях 27-34 главы III раскрыты эти формы браков:

«…27. Вручение дочери, наряженной и наделенной драгоценностями, жениху ученому и доброго поведения, которого отец сам приглашает, называется дхармой брахма.

28. Вручение наряженной дочери жрецу, надлежаще занятому в жертвоприношении, когда он исполняет обряд, они называют дхармой дайва.

29. Когда отец, получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары, выдает дочь по правилам, такая дхарма называется арша.

30. Вручение дочери ее отцом после произнесения слов: «Исполняйте оба вместе дхарму», — и оказания почестей жениху называется обрядом праджапатья.

31. Выдача дочери, когда жених дает добро родственникам и невесте столько, сколько может и добровольно, называется дхармой асура.

32. Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, происходящий из желания, называется гандхарва.

33. Похищение из дома кричащей и плачущей девушки силой, сопровождаемое убийствами, ранениями и разрушениями, называется обрядом ракшаса.

34. Когда кто-либо тайком овладевает спящей, опьяненной или безумной, это — наихудший из видов брака, восьмой, известный, как пайщача.» Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. — М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1992.

Как отмечалось ранее главой семьи был муж, а от жены требовалось подчинения. Зависимость женщины он мужчин денно и нощно отражено в статьях 2-3 главы IX Законов Ману (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости).

За неверность женщина подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В индийской семье от жены требовалось послушание и уважение мужа.

В статье 81 главы IX записано: «Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми — на десятом, если рождает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — немедленно». Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. — М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1992.

Если первая жена была ласковой, то вторая бралась с её согласия.

В случаях, если женщина не принимала другую жену и уходила из дома мужа, то её надо было немедленно заточить или изгнать.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Законы Ману являются одними из наиболее древний образцом наследственного права.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

studbooks.net

22. Брачно-семейное и наследственное право в законах 12-ти таблиц.

В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом. Отец мог признать или не признать законным сына. Ребёнок до 3 лет признанный уродом мог быть выброшен отцом. Отец властвовал над сыном всю жизнь или до 3-ей продажи, но он не мог продавать женатого сына. Положение сына уподоблялось положению роба. С освобождением сын терял права наследника.

Жена так же находилась под властью мужа. Ей было запрещено распоряжаться своим имуществом. Исключение было для «весталок» В законах было право о «3 ночах» жена не была под властью мужа, потому что она была под опекой родителей. Запрещалось продавать жену в рабство и если муж прогонял жену без причины он обязан был отдать часть имущества. За нецензурную брань перед женщиной римлянин наказывался казнью.

Наследственное право. В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сооб­ща, как это было при отце. Имущество вольноотпущенника наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания. Долги и невозвращенные покойному ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве.

23. Вещное право

Вещное право свидетельствует о утверждении принципов частной собственности. В 5 таблице содержится норма о завещании. В древнем Риме завещание утверждалось на народном собрании или в войске. Норма Законов разрешила отцу семейства самостоятельно определять наследника в завещании. В тоже время контроль коллектива римского по распределению имущества по смерти хозяина сохранялся, о чём свидетельствует норма об очерёдности наследования при отсутствии наследника. Был архаичный принцип наследования членов одного рода. Законы утверждают право кредиторов на наследство их должников.

Так же были способы приобретения вещей по средству nexum и mancipium которые относятся с манципацией и судебной уступкой. Это так же понимается как торжественные способы отчуждения манципируемых вещей с помощью особых процедур в присутствии свидетелей или претора. Отчуждение манципируемой вещи — это или передача её другому лицу по средству nexum, или уступка в суде, с помощью которого это отчуждение может быть признанно в гражданском праве. Устанавливались не только способы передачи но и обязательства. Nexum — сделка по средству меди и весов. Законы словом «купля» охватывали всякое отчуждение вещи. Isukapio — приобретение вещи по давности владения, то есть если человек владел добросовестно вещью никому не принадлежащей, то через 1 год эта вещь становилась его собственностью (земля через 2 года). Если вещь ворованная, то срок давности на неё не распространяется. Иностранцам было запрещено приобретать собственность по давности владения. Сервитуты ограничивали права несобственника в чужой вещи, особенно это касалось земли. Нормы о сервитутах не только защищали права собственников, но и ограничивали их, защищая интересы соседей. Были сервитуты на право проезда, проведение воды, право на солнечный свет и система размежевания участка. Распространены формы коллективной собственности. Государственная земля была общественной собственностью. Ercto non cito — нормы об архаической общей собственности.

Главным юридическим основанием ответственности должника — Fides — нарушение верности клятве. Древнейшими формами договора были Nexum и Mancipium.

· Nexum — договоры частной земли.

· Mancipium — договоры по аренде государственной земли.

Для заключения денежных займов был институт стипуляции — устная форма договора (клятва). Была норма от произвола кредиторов. Были форма поручительство и залог. Некоторые лица могли сами захватывать залог.

В 8 табл. Находятся нормы о деликтах — правонарушения (уголовные): клевета, колдовство, членовредительство. Караемое либо по принципу Талиона, либо штрафом. Был так же институт Наксальной ответственности животного за ущерб нанесенный чужому имуществу. Ряд норм о воровстве и причинении имущественного ущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельстве злом умысле (обман).

studfiles.net

Брачно-семейное право в Древней Индии

В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь отразили объективную реальность – существование большой патриархальной семьи, в которой глава семьи (отец) обладал огромной, почти неограниченной властью. По отношению к главе семьи все, состоявшие под его властью, находились на положении рабов. И жена, и дети могли быть им проданы, сданы в наем и даже убиты.

Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.

Имущественные права женщины были ограничены. Предполагалось, что женщине может принадлежать лишь то, что дано ей при брачном огне, при свадебном шествии, что получено от брата, матери или отца в виде приданого.

Законы Ману допускали низкий брачный возраст для женщин. 30-летний мужчина мог жениться на 12-летней, а 24-летний – на 8-летней. Девочку могли выдать замуж и в более раннем возрасте. Не допускались браки между кровными родственниками, осуждались браки с внекастными, младшему брату не следовало жениться раньше старшего. Вступая в первый брак, «дважды рожденный» обязан был брать жену равной с ним варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Мужчина мог также иметь наложниц, чаще всего из числа рабынь.

  • Currently 3.05/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.0/5 (1435 голосов)

book-science.ru