Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил

Употребление в речи этикетных слов

  • формировать представление о речевой ситуации;
  • тренировать в использовании этикетных слов в различных ситуациях общения;
  • воспитывать бережное отношение к слову;
  • формировать устойчивый интерес к изучению русского языка.
  • Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

    Сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев”, этимологический словарь.

    I. Организационный момент. Вступительное слово, сообщение цели, задач.

    II. У. В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

    – Приветствия (добрый день, привет, здравствуй);
    – прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания);
    – просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас);
    – благодарности (спасибо, благодарю вас);
    – извинения (извините, не сердитесь).

    Происхождение слова ЭТИКЕТ от фр. Etiguette “ярлык на чем– либо”, “этикетка” – правила поведения.

    У. Чем чаще, к месту и искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!

    У. Ребята, этикетные слова родились не сегодня, а пришли к нам из древности. Может кто – то знает, как образовались эти слов?

    Здравствуйте – желание здоровья.

    Спасибо – спаси бог.

    Благодарю – благо дарю.

    Пожалуйста – пожалей меня.

    Извините – изгнание вины, из – древнерусский предлог.

    III. У. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы и разъясните стоящие за ними правила речевого поведения.

  1. Сердечное слово до сердца доход_ т.
  2. Слово не вор_ бей, вылетит – не поймаешь.
  3. К_ ня на в_ жжах не удержишь, а слова с языка не в_ ротишь.
  4. Малое слово б_ льшую обиду творит.
  5. Кр_ сно поле пш _ном. а речь – слушаньем.
  6. Приветливое слово и ж _лезную дверь отопрет.
  7. Ласковое слово гнев поб_ ждает.

    Сформулируйте и запишите правила речевого поведения, выраженные в пословицах.

    Вывод: Сначала подумай, а потом говори; умей слушать.

    У. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться кто – говорящий. Он говорит кому, – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – о чём. Речевое общение происходит в пространстве и времени – где, когда. Наконец, должен быть мотив речевого действия – почему и цель – зачем.

    Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому – то обратимся – Здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю!

    Речевую ситуацию можно представить в виде схемы – рисунка:

    Кто? – Кому? – О чем? – Где? – Когда? – Почему? – Зачем?

    IV. У. Язык и литература. Найдите этикетные слова в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”

    – Кто их произносит?
    – Как они характеризуют этого героя?

    V. Физкультминутка. Необычная зарядка русского языка.

    У. Я называю слово, а вы определяете, какая это часть речи.

    Существительное – влево.
    Прилагательное – вправо.
    Глагол – вперед.

    Существительное – левая рука вверх.
    Прилагательное – правая рука вверх.
    Глагол – вперед обе руки.

    VI. Сценка. (У врача.)

    Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же не здороваетесь, молодой человек?

    Доктор: На что вы жалуетесь?

    Вася: Прихворнул я, что – то горло дерет, бащка болит.

    Доктор: Температуру измеряли?

    Вася: Да я градусник вчера кокнул!

    Доктор: А как же лечились вчера, например?

    Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

    Доктор: Да. Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.

    У. Какие слова, по – вашему, совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Объясните почему? Какими синонимами их лучше заменить?

    Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?

    VII. У. Этикетные слова есть, конечно, в каждом языке. Расскажите, какие этикетные слова и выражения используются в том языке, который вы изучаете в школе. В какой речевой ситуации они применяются?

    А в других языках?

    Немецкий – Гутен так – Ауфидерзейн

    Англ. – Хай! Хеллоу! – Гуд! Бай!

    Французский – Бон Жур! – Аревуар!

    Итальянский – Чао! – Арнведерче!

    Японский – Конитева! – Саё пара!

    VIII. Разыграйте сценку “В автобусе”. Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.

    IX. Вспомните, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия,, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).

    По рядам:
    I ряд – родителям,
    II ряд – учителям,
    III ряд – соседям.

    Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них.

    X. Есть еще и неречевой этикет. Между речевым и неречевым этикетом существует прямая связь. Речь в таких случаях может сопровождаться соответствующими жестами.

    Так, естественно, если человек, который встретил друга после долгой разлуки, скажет: “Здравствуй, дорогой!” – распахнет руки, чтобы обняться.

    Нередко жесты заменяют словесные формулы. Например, здороваясь, двое молодых мужчин молча пожимают руки друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы.

    – Провожая подругу, которая побежала к автобусу и вошла в него, девушка помахала ей рукой.

    XI. Стихотворение французского поэта Робера Десноса.

    Я – черепаха,
    Поэтому ясно.
    Что я и умна,
    И собою прекрасна.
    А то, что. как ласточка,
    Я не крылата.
    Так в этом не я,
    А судьба виновата.
    Но быть недовольной
    Своею судьбой
    Не значит ведь быть
    Недовольной собой.

    У. В одном предложении сформулируйте ответ на вопрос: О чем рассуждает черепаха? “Она хвалит себя, она довольна собой. Может быть, нам нужно себе говорить: “Молодец!”

    (Нужно всегда сохранять присутствие духа, не отчаиваться, подбадривать себя.)

    Этикетные слова есть смысл жизни. Чем больше мы говорим хорошего, тем лучше и для нас.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Презентация по русскому языку на тему «Анализ учебника Русский язык » 5 класс под редакцией Львовой.

    Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

    Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

    После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

    Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Анализ УМК Русский язык 5 класс под редакцией С. И. Львовой с позиции коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Презентацию выполнили Костюкова О.В. Иванова Е.С. ОФД-151

    Коммуникативно — деятельностный подход в образовании Единственный путь, ведущий к знаниям — это деятельность. Бернард Шоу

    Что такое коммуникативная компетентность? Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение школьников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.

    Использование коммуникативно — деятельностного подхода на уроках русского языка, в частности интерактивных методов, критического мышления представляет форму обучения, основанную на интенсивном межличностном общении и взаимодействии всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс Закон РФ «Об образовании»

    Коммуникативно-деятельностный подход приводит не только к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса, формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе, повышению самооценки и коммуникативной компетентности школьников, но в связи с запросами общества: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству» «Профессиональный стандарт учителя русского языка»

    Коммуникативно-деятельностный подход Опирается на принципы: • развития, воспитания активного деятеля, а также совместной деятельности и общения, что способствует формированию новых жизненных установок личности и воспитанию образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    Причины обращения к УМК под редакцией С. И. Львовой Новые стандарты образования Новые формы итоговой аттестации выпускников Новые требования времени и изменившиеся запросы государства и общества

    Выпускник школы – человек, обладающий определенными компетенциями: Коммуникативной Языковой Информационной Лингвистической (языковедческой) Культурологической

    Новым требованиям должен соответствовать новый учебник

    Особенности УМК под редакцией С.И.Львовой Реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку на основе синтеза процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, умений и навыков. Носит развивающий характер обучения, имеет направленность на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции определяют характер предъявления грамматического материала

    Нацелен на овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: -Способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (слушание) -Способность осознанно воспринимать и понимать печатное слово (чтение) -Способность грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собствен- ные мысли, учитывая условия общения (говорение и письмо) Центральная единица обучения –текст (различной тематики, стилевого и жанрового своеобразия)

    Реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном языковом материале

    Большое внимание уделяется вопросам речевого этикета Упр.309 Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы и объясните стоящие за ними правила речевого этикета. 1)Сердечное слово до сер…ца доход…т. 2)Малое слово б…льшую обиду творит.3)Пр…ветливое слово и ж…лезную дверь отопрет.4)На всякие пр…веты надобны ответы. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

    Упр.319 1.Понаблюдайте, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).Запишите их, подумайте, чем объясняется ваш выбор. 2.Перечислите этикетные слова и обороты, которые вы обычно используете в разговоре со своими товарищами. Сравните оба составленных вами списка и объясните, почему они оказались разными.

    Демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Упр.656. Попробуйте подобрать как можно больше эпитетов к слову даль. Проверьте себя по словарику эпитетов. Дополните свой список понравившимися вам примерами.

    Упр.659 1.Несколько раз выразительно прочитайте стихотворный отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении. Какие краски вы видите, какие звуки слышите, читая текст? Какое настроение передает автор? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

    2.Спишите, подчеркивая слова, употребленные в переносном значении. Найдите метафоры, эпитеты, олицетворения. 3.Попробуйте написать небольшое сочинение на тему «Летний вечер». Используйте слова в переносном значении.

    Внимание к вопросам истории языка, целенаправленное обращение к этимологии Упр.683 1.Каково происхождение заимствованных слов в…нтиляция, бу…галтер, к…рандаш, м…кстура, марш…л? Ответ на этот вопрос вы найдете в этимологическом словарике. Составьте и запишите предложения с данными словами. 2.Назовите особенности произношения слова бу…галтер.

    Систематическое обращение к лингвистическим словарям значения морфем толковому этимологическому словообразовательному эпитетов синонимов антонимов «Говорите правильно» (орфоэпическому)

    Реализуется культуроведческий аспект в обучении родному языку, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа (сведения об истории языка и русистики, информация об ученых-лингвистах, материалы по этимологии, высказывания ученых и писателей о языке в виде эпиграфов к каждому разделу учебника)

    Большое внимание уделено культуре речи в рамках каждого раздела лингвистики Упр.809 Прочитайте слова, поставив ударения. Проверьте себя по словарику «Говорите правильно», запомните произношение слов: Жалюзи, каталог, нефтепровод, договор, квартал, дремота, алфавит, свекла.

    Красочность, богатство иллюстративного материала Подача научных сведений в виде цветных схем

    Интересные упражнения Много сочинений и изложений

    Таким образом, учебник направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: Развитие мышления и речи учащихся Формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка Формирование потребности в речевом самосовершенствовании Целенаправленное развитие языковой, коммуникативной, информационной, культурологической компетенций

    Спасибо за внимание

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

    • Русский язык и литература

    Данная презентация предназначена для учителей русского языка или для студентов — филологов. В ней дается характеристика учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Львовой. Данный УМК рассматривается с точки зрения коммуникативно- деятельностного подхода в обучении. В данной работе рассматриваются положения закона РФ «Об образовании», а также дается ссылка на «Профессиональный стандарт учителя русского языка».

    www.metod-kopilka.ru

    Презентация по русскому языку на тему «Этикетные слова»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Выбранный для просмотра документ N2словарная работа.ppt

    Словарная работа. Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка», то есть листок с какими-либо сведениями.

    Словарная работа. ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

    Словарная работа. Этикетные слова – это слова вежливости, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с людьми.

    Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках.

    Смысл праздника – призыв к миру.

    Выбранный для просмотра документ урок русского языка в 5 классе.doc

    Тема: «Учимся употреблять этикетные слова!».

    Цели урока:
    Образовательная:
    познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
    Развивающие:
    способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;
    развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
    расширять кругозор учащихся.
    Воспитательные:
    воспитывать доброжелательные отношения к окружающим; совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

    1. Таблички с этикетными словами.

    3. Мультимедийный проектор.

    4. Воздушные шары.

    5. Учебники. Русский язык 5 класс. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, 2012.

    I .Орг. момент. Нацеливание.

    — Здравствуйте! О чем же пойдет речь на нашем занятии? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма о Лунтике и его друзьях. Подумайте, пожалуйста, какова будет тема нашего разговора.

    (Просмотр видео «Невежи».)

    — О чем же пойдет речь на нашем уроке? (О вежливых словах.)

    — Почему гусениц называют невежами? Согласны ли вы с этим мнением?

    Вывод: Никто, я думаю, не хочет быть похожими на невежественных гусениц. Наверняка, каждый из вас хочет быть воспитанным человеком. С чего же начать? (Нужно использовать в своей речи этикетные слова. Это первый шаг к вежливости.)

    — Итак, тема нашего урока «Учимся употреблять этикетные слова!»

    II . Изучение нового.

    1. Словарная работа. (Опережающее задание для ученика.)

    Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка», то есть листок с какими-либо сведениями.

    ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

    Этикетные слова – это слова вежливости, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с людьми.

    — А как возникло это слово? Может быть, кто-либо из вас знает? О, это интересная история.
    Людовик 14 решил устроить бал и позвал к себе гостей из разных стран. Он подумал, что в разных странах разные обычаи, и не все знают, как вести себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он придумал удобные для всех правила поведения и раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы прикрепляли их к вееру, господа – к обшлагу, к манжету камзола. Все чувствовали себя легко и непринужденно.
    Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в Россию. Итак, главная цель этикета — чтобы было удобно и комфортно.

    — На доске в беспорядке разбросаны этикетные слова. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы.

    Слова приветствия Слова прощания Слова просьбы Слова извинения

    Здравствуйте До свидания Будьте добры Простите

    Доброе утро Счастливо Пожалуйста Извини

    (Добрый вечер) (Пока) (Прошу вас) (Виноват)

    (Привет) (Всего доброго) (Разрешите) (Прошу прощения)

    (Позвольте поблагодарить Вас)

    (Я очень признателен)

    3. Орфографическая работа.

    — Что особенного заметили в написании слов? Отметить маркером орфограммы. Почему в местоимении «вас» подчеркнута начальная буква «в»?

    (Если мы обращаемся к одному человеку, то «в» сменяется на «В»).

    — Запишите к себе в тетрадь слова по группам, продолжая каждую группу 1-2 своими примерами

    — Подытожим нашу работу. На какие группы можно разделить этикетные слова? Приведите примеры, которые вы записали.

    4. Работа по упражнению учебника. (Работа в группах)

    Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы и объясните, какое правило речевого поведения они выражают.

    Вывод: если мы будем следовать правилам речевого этикета, наше общение станет более приятным.

    5. Устное высказывание.(Опережающее задание для ученика.)

    21 ноября ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Его придумали два брата, Майкл и Брайан Маккомак, во время египетско-израильского конфликта в знак протеста против усиления международной напряженности. Двое американцев из Небраски искали простой и эффективный способ немного разрядить обстановку и решили отправить письма с радушными приветствиями во все концы мира. Все, что братья просили сделать в этих письмах, это поприветствовать ещё кого-нибудь, ну хотя бы человек десять.

    Братья никому не навязывали участия в своей акции, но этот своеобразный протест и призыв к миру во всем мире нашел поддержку не только среди простых людей, но и у правительств. По единогласному решению президентов многих стран мира 21 ноября был объявлен Всемирным днём приветствий. Так появился один из самых добрых праздников, смысл которого заключается в том, чтобы поприветствовать не меньше десяти незнакомцев. На сегодняшний день праздник отмечается более чем в сорока странах мира.

    — Давайте и мы выразим свою солидарность к доброму празднику. Приглашаю всех встать и произвести ритуалы приветствий разных народов мира. (Под музыку ученики несколько раз образуют пары и здороваются друг с другом.)

    Первым проявлением приветствия стала открытая протянутая рука. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность, словно говоря друг другу: не ожидай от меня зла, я не сделаю тебе ничего плохого.

    В разных странах мира приняты разные приветствия:

    — иранцы – прикладывают правую руку к сердцу в знак приветствия и глубокого уважения;

    — в Тайланде и Японии руки складываются «домиком » перед грудью, и человек слегка кланяется ;

    — таджики пожимают протянутую руку сразу двумя руками , протянуть в ответ всего одну — неуважение;

    — в Белизе , здороваясь, смыкают на груди руки, сжатые в кулаки ;

    — у индейцев Северной Америки – поклониться, коснуться правой рукой лба, губ и груди , что означает «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя»;

    Рефлексия. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

    — Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы делят этикетные слова, как они произошли. А теперь будем учиться употреблять их в речи.

    2) Игровая ситуация:

    — Разыграем ситуацию, какие часто встречаются в нашей повседневной жизни. Звонит телефон, мы берём трубку и слышим совсем не то, что ожидали услышать.

    (Заранее подготовленные ученики звонят друг другу по телефону):

    — Ой, а куда я попал?

    — А куда бы Вы хотели попасть?

    — Какой Ваш номер?

    — Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

    — Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

    — Какие ошибки допущены?

    (1) нет слов приветствия, благодарности;

    2) если вы ошиблись номером, назовите номер, на который звоните;

    3) один из собеседников отказывается общаться)

    — Исправьте ситуацию и запишите диалог в тетрадь:

    — Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?

    — Добрый день, нет, это другой номер.

    — Пожалуйста, всего доброго.

    — Обратите внимание на выделение запятыми этикетных слов. Это вводные слова, они не являются членами предложения.

    3) Ролевая игра (Работают партнеры по плечу ).

    Задание: составьте диалог по всем правилам речевого этикета

    ∙ Озвучивание телефонного разговора

    а) к телефону подошла твоя подруга (друг);

    б) к телефону подошла мама подруги (друга);

    в) к телефону подошла брат подруги (друга);

    г) вы ошиблись номером.

    Обобщение. Спасибо всем! Ваша речь выдаёт в вас воспитанных людей. Ещё мудрый Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

    V . Домашнее задание.

    — В заключении урока мне хочется каждому из вас подарить Памятку «Правила приветствия». Она пригодится не только вам, но и вашим родителям. Изучите памятку вечером с родителями, подумайте, поразмышляйте, начните применять в своей жизни. А ещё дома вам нужно будет выучить написание этикетных слов.

    Памятка «Правила приветствия»

    У некоторых вообще нет привычки здороваться, а это сразу выдает плохо воспитанного человека. Потому что когда ты здороваешься, ты показываешь собеседнику своё хорошее к нему отношение, даже если ты с ним мало знаком. К посторонним людям принято относиться доброжелательно – если они, конечно, не успели показать тебе, что ты ошибаешься, считая их хорошими людьми.

    Если встретились сверстники, то мальчик должен первым поздороваться с девочкой, но первым он руку не подаёт, ждёт, пока подаст руку девочка. Если встретились две девочки, то первой здоровается обычно та, которая лучше воспитана.

    Ну, а если вы встретили на улице взрослого знакомого человека? Есть правило: младший первым здоровается со старшим.

    Если твой друг здоровается со своим другом, это же надо сделать и тебе: друг моего друга – мой друг.

    Если ты заметил своего знакомого на другой стороне улицы, не кричи на всю улицу, а кивни, улыбнись. Этого вполне достаточно.

    В общественном месте – в театре, ресторане, магазине – можно остановиться и поговорить, конечно, при условии, что вы не будете мешать окружающим и не загородите им проход.

    Если вы не можете вспомнить, знаком ли вам человек, всегда лучше кивнуть (или поклониться), чем оказаться неучтивым.

    В церкви, в театре или кино уместно ограничиться улыбкой или поклоном: не стоит затевать разговор, пока служба, спектакль или сеанс не закончатся.

    Чем можно заменить слово «здравствуйте»? Можно сказать: «добрый день (утро, вечер)», «приветствую вас», «рад приветствовать вас». Кстати, и слово «привет» вполне уместно, если встретились ровесники. Но ни в коем случае не надо так здороваться со старшими.

    Привычка здороваться с окружающими является элементарным требованием вежливости и не только. Любые наши пожелания кому-либо в той или иной форме к нам же вернутся.

    Надо желать здоровья другим, если сам его хочешь получить. Первым скажи: «Здравствуйте!» Сказать «Здравствуйте» — это наш долг, ведь долг всех людей – делать так, чтобы не было в людях никакой ненависти и не было зла.

    — И напоследок, у вас на столах есть маленькие чистые листочки. Возьмите ручки и напишите на них добрые пожелания или отдельные слова, адресованные всем людям, заверните листочки.

    — Я предлагаю вам присоединиться к Празднику Приветствий и ваши добрые пожелания привязать к верёвочке воздушного шарика. А сейчас мы выйдем в школьный двор и выпустим наши шары в небо. Ветер разнесет их в разные концы, прохладный воздух сделает своё дело и скоро наши послания опустятся где-нибудь за сотню вёрст.

    infourok.ru