Получить разрешение на выбросы

Получение разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется еженедельно — в понедельник и среду с 10.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00 по адресу Комитета: ул. Чайковского, дом 20 В (вход с улицы ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ).

Уважаемые природопользователи!

Обращаем Ваше внимание, что подача документов для получения разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получение результатов могут быть осуществлены на базе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

Места нахождения, график работы и справочные телефоны структурных подразделений МФЦ указаны на Портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (http://gu.spb.ru/) (в разделе «Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в Санкт-Петербурге (МФЦ)», на информационном стенде в Комитете, а также в приложении № 6 к Административному регламенту по предоставлению госуслуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному распоряжением Комитета от 8 февраля 2012 года № 15-р (с изменениями на 16 июня 2015 года).

Убедительная просьба, при сдаче документов с целью получения разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, прикладывать электронную версию в формате Exсel Приложения №1 к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ, выдаваемых Департаментом Росприроднадзора по СЗФО.

Перечень необходимых документов :

Для получения разрешения на выбросы в атмосферный воздух заявитель представляет следующие документы:

а) заявление о выдаче разрешения на выбросы в 2 экземплярах (скачать бланк заявления)

б) утвержденные Росприроднадзором нормативы предельно допустимых выбросов ПДВ (временно согласованных выбросов ВСВ) и лимиты на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

в) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер государственной пошлины составляет 3500 (Три тысячи пятьсот) рублей (информация о государственной пошлине) в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 №221 – ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2015 размер госпошлины за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Реквизиты для заполнения платежных поручений по выбросам вредных веществ:

Получатель платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности)

Банк получателя: в Северо-Западное ГУ Банка России, г. Санкт-Петербург

КБК 82510807262011000110 ( 104 поле расчетного документа )

ОКТМО 40910000 ( 105 поле расчетного документа)

В полях 106-109 расчетного документа проставляются нули( «0»)

В поле «Назначение платежа»(24) расчетного документа обязательно указать расшифровку КБК:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»

www.infoeco.ru

Получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ) В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ОБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

  • Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Общая информация
  • 1.1. Нормативное регулирование

    1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

    1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

  • Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  • 2.1. Заполнение формы заявления о выдаче разрешения

    2.2. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

    2.3. Представление документов в орган, выдающий разрешение

    2.4. Получение разрешения

  • Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  • 3.1. Получение нового разрешения после реорганизации

    3.2. Получение дубликата разрешения

    1. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

    1.1. Нормативное регулирование

    Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

    – ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (далее – Закон об охране атмосферного воздуха);

    – Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183) (далее – Положение о нормативах выбросов);

    – Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650) (далее – Регламент).

    Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ поэтапно вводится новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Отнесение объекта к соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет (п. 4 ст. 1 указанного Закона). С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

    1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

    Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом. Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Согласно абз. 3 п. 1 Регламента в разрешении определяется количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

    Вредное (загрязняющее) вещество – это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Закон об охране атмосферного воздуха не содержит определения выброса вредных (загрязняющих) веществ. Однако в ст. 1 данного Закона указано, что загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

    Рассматриваемый порядок получения разрешений охватывает случаи выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) стационарными источниками, которые находятся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В таких случаях разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов), и порядок его выдачи регулируется Регламентом (п. 1 Регламента). В иных случаях разрешение получается в особом порядке.

    Стационарный источник выброса – это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными (“Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух” (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333)).

    Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, которые находятся в соответствии с законодательством РФ в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Критерии определения таких объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Кроме того, приказами Минприроды России согласно п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426) утверждены списки конкретных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

    Особый порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    Рассматриваемый в данном материале порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не распространяется на следующие случаи:

    1) выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В этом случае разрешение на выброс выдается органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими госуправление в области охраны окружающей среды (абз. 5 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, в Московской области распоряжением Министерства экологии и природопользования от 24.07.2013 N 335-РМ утвержден Административный регламент, который конкретизирует процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    2) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности. В этом случае выброс осуществляется на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора (абз. 4 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2012 N 594;

    3) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Порядок выдачи разрешений в данном случае должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Однако в настоящее время он не установлен, на что обращают внимание и суды (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2010 N А75-5048/2010, от 30.09.2009 N А46-10383/2009).

    Кроме того, для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов определяются не предельно допустимые выбросы, а технические нормативы выбросов (п. 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), которые устанавливаются техническими регламентами (п. 3 Положения о нормативах выбросов). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, должны проходить регулярную проверку на соответствие выбросов техническим нормативам (п. 4 ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха). Так, проверки автотранспортных средств осуществляются во время их техосмотра (пп. “а” п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух”). То есть получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для транспортных и иных передвижных средств не требуется.

    Помимо выброса вредных (загрязняющих) веществ, получение разрешения требуется также в случае осуществления вредных физических воздействий на атмосферный воздух (п. 3 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Таким воздействием признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Порядок выдачи таких разрешений должен быть утвержден Минприроды России совместно с Минздравом России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183).

    1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

    Лица, которые должны получить разрешение на выбросы

    Исходя из п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха, получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.

    В п. 2 Регламента конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

    Ситуация из практики – кто должен получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности на арендованном объекте?

    Если хозяйственная деятельность, приводящая к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ведется на арендованном объекте, получать соответствующее разрешение (и нести ответственность в случае его отсутствия) должно лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность с использованием источника выбросов, т.е. арендатор. Такой подход отражен в судебной практике. В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2009 N А03-4478/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 N А68-116/11 указано, что разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается конкретному лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность. При этом не имеет правового значения, кто является собственником источника выброса, определяющую роль играет субъект деятельности, в результате которой совершается выброс. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 N 18АП-9745/2010 также подчеркивается, что поскольку обязанность получения разрешения на выброс возложена законом на хозяйствующий субъект, совершающий его в процессе своей деятельности, то возложение ответственности за осуществление выброса без разрешения на лицо, предоставляющее в аренду имущество, незаконно (Постановлением ФАС Уральского округа от 03.02.2011 N Ф09-11599/10-С1 данное Постановление оставлено без изменения).

    Однако отметим, что существует судебный акт, подтверждающий противоположную позицию, – привлечение арендатора к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в случае, если действующее разрешение на выброс имеется у арендодателя, незаконно. Суд указал, что формально наличие разрешения на выброс, пусть и выданного иному лицу, но в отношении рассматриваемых источников загрязнения, исключает наличие в действиях арендатора объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 N 18АП-12460/2011).

    Уполномоченный орган, выдающий разрешение

    Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух посредством стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов. О том, что в Российской Федерации осуществляется государственный экологический надзор, а не контроль, см. в разделе материала о случаях, в которых необходимо получение разрешения).

    Разрешение выдается территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения источников выбросов (абз. 1 п. 6.1 Регламента). Перечень территориальных органов Росприроднадзора с указанием их контактной информации приведен в Приложении N 1 к Регламенту.

    Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    В соответствии с п. 1.1 Регламента срок действия разрешения равен:

    – при наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при условии, что их достижение обеспечивается) – сроку действия данных нормативов. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (п. 3.8.4 Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха (письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437) (далее – Методические рекомендации));

    – при наличии установленных временно согласованных выбросов (ВСВ), если нормативы ПДВ не обеспечиваются, – одному году с даты выдачи разрешения;

    – для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии в составе утвержденной проектной документации на строительство или реконструкцию нормативов ПДВ (установленных в том числе на период ведения строительных работ) – сроку ведения строительных работ в соответствии с утвержденной документацией или сроку достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

    1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

    При отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также нарушении условий, предусмотренных в разрешении, выброс может быть ограничен, приостановлен или прекращен (п. 5 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Соответствующий порядок установлен Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Согласно п. п. 4 и 6 данного Положения в случае отсутствия разрешения на выброс государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие госконтроль за охраной атмосферного воздуха, выдают предписание о приостановлении выброса. Оно выносится на основании протокола о нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха (п. 7 указанного Положения), является обязательным для исполнения и может быть обжаловано в суд (п. 8 указанного Положения).

    Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

    – для граждан – от 2000 до 2500 руб.;

    – для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

    – для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

    – для юридических лиц – от 180 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

    Ситуация из практики – при каких условиях организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения?

    При привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности. В судебной практике существуют две точки зрения относительно объема обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны для привлечения к ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения.

    Согласно первой позиции, предусмотренный в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ состав правонарушения является формальным и привлечение к ответственности правомерно при установлении самого факта выброса без разрешения. При этом не имеет значения уровень выбросов и то, произошел ли выброс вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отсутствие актов замеров, определения размера ущерба для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения также не имеет. Такой подход выражен, в частности, в следующих судебных актах:

    – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2010 N А21-6150/2009;

    – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2010 N А56-46639/2008;

    – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 N А21-5176/2009 (Определением ВАС РФ от 04.03.2010 N ВАС-1996/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

    – Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-1357/2009 (Определением ВАС РФ от 30.09.2009 N ВАС-12176/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

    – Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 N А57-25112/2009 (Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-16459/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

    – Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 N А55-9562/2008;

    – Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2010 N А32-24767/2009-59/556;

    – Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 N А63-4561/2009-С6-25.

    В соответствии со второй точкой зрения по данному вопросу загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно. Такие выводы содержатся, в частности, в следующих судебных актах:

    – Постановление ФАС Центрального округа от 19.10.2009 N А62-1200/2009;

    – Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2009 N А62-1205/2009;

    – Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2009 N А62-1204/2009;

    – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 N А05-13012/2008;

    – Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2010 N А03-1606/2010 (Определением ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-1366/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

    – Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2009 N А12-11880/2009;

    – Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 N А39-3239/2007.

    Необходимо отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.05.2011 N 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения – выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данный вывод уже повлиял на судебную практику – имеются акты судов апелляционной инстанции, в которых также указано, что необходимым условием для привлечения к административной ответственности является доказанность факта превышения концентрации вредных веществ над установленными нормативами. При этом выводы судов обосновываются в том числе ссылкой на позицию, высказанную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 17254/10 (см., например, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 N А17-2748/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N А12-6444/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 15АП-4093/2012).

    В связи с этим рекомендуем лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, обратить внимание, на основании каких доказательств орган, осуществляющий государственный экологический контроль, принимает соответствующее решение. Если превышение концентрации вредных веществ не доказано путем отбора проб воздуха, проведения их лабораторных исследований, то постановление органа, привлекшего лицо к ответственности, можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ и то, как она повлияла на складывающуюся судебную практику, шансы на успешное обжалование в таком случае велики.

    Ситуация из практики – к какой ответственности должно быть привлечено лицо, осуществляющее выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если в имеющемся у него разрешении были указаны не все источники выброса или не все вредные (загрязняющие) вещества, выброс которых производился?

    В части 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а в ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ – за нарушение условий разрешения. При этом суммы штрафов по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса ниже, чем за осуществление выброса без разрешения.

    Согласно существующей судебной практике осуществление выброса из источника, не включенного в имеющееся разрешение наряду с другими источниками загрязнения, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, так же как и за осуществление выброса в отсутствие разрешения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2009 N А27-8071/2009). К такой же ответственности привлекается лицо, которое осуществляет выброс вредного вещества, не указанного в имеющемся у него разрешении (Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2010 N А14-4394-2010/136/22). Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в данном случае неприменима.

    За нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе за их выброс без наличия разрешения), повлекшее загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, ч. 1 ст. 251 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

    – штраф до 80 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

    – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

    – обязательные работы на срок до 360 часов;

    – исправительные работы на срок до одного года;

    – арест на срок до трех месяцев.

    Если указанное деяние повлекло за собой по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 251 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

    – штраф в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

    – обязательные работы на срок до 480 часов;

    – исправительные работы на срок до двух лет;

    – принудительные работы на срок до двух лет;

    – лишение свободы на срок до двух лет.

    За то же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 251 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

    – принудительные работы на срок от двух до пяти лет;

    narodirossii.ru

    Разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: образец, порядок получения, продление, переоформление

    Разрешение на выбросы в атмосферу выдается с целью обеспечения государственного регулирования того, насколько хозяйственная и другая деятельность может воздействовать на окружающую среду, что гарантирует поддержку благоприятного ее состояния и экологическую безопасность.

    В соответствии с законами, охрана окружающей среды со стороны государства обеспечивается за счет установления определенных нормативов качества, а также допустимого воздействия на нее в процессе занятия хозяйственной или другой деятельности, что закрепляется нормативными документами. Среди наиболее важных нормативов допустимого воздействия, предусмотренных для природопользователей, стоит выделить нормативы ПДВ, при соответствии которым выдается разрешение на выбросы в атмосферу.

    Что это такое?

    По закону, выброс каких-либо загрязняющих веществ в воздух стационарным оборудованием предусматривается только в том случае, если территориальный орган выдал на это соответствующее разрешение. При этом стоит сказать, что процесс утверждения нормативов и предоставление такого документа, как разрешение на выбросы в атмосферу – это абсолютно разные административные процедуры, каждая из которых требует отдельных затрат времени.

    Сама процедура проверки является достаточно длительной и тщательной. Чтобы местный орган Росприроднадзора предоставил разрешение на выбросы в атмосферу, нужно к заявлению прилагать большое количество нормативов по отношению к каждому отдельному стационарному устройству, которое будет представлять собой источник выбросов, или же по отдельным производственным территориям. Именно по этой причине у многих людей возникает масса вопросов, связанных с получением всех документов.

    В связи с этим, если у предприятия имеются какие-либо организованные или же неорганизованные стационарные источники вредоносных выбросов, оно в обязательном порядке перед началом своей работы должно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а получить его можно только основываясь на утвержденных нормативах ПДВ.

    Регулирование

    Правовое регулирование охраны атмосферы проводится в соответствии с действующим федеральным законодательством. Таким образом, какие-либо выбросы могут осуществляться только при наличии соответствующего разрешения, которое выдается территориальными органами в области защиты окружающей среды. По полученному разрешению впоследствии устанавливаются максимально возможные нормы выбросов и прочие условия, которые позволяют обеспечить эффективную охрану атмосферы.

    Если такие разрешения отсутствуют, и при этом нарушаются условия, соответствующие органы должны ограничить, приостановить или полностью прекратить выбросы в соответствии с законами.

    Выдача разрешения

    Государственная услуга, обеспечивающая разрешение на выбросы в атмосферу в России, предоставляется по действующему административному регламенту. Данная услуга обеспечена различным частным предпринимателям или же юридическим лицам, которые используют в своей работе мобильные или стационарные источники выбросов, и при этом находятся на объектах хозяйственной или какой-либо другой деятельности, подлежащих экологическому надзору.

    При наличии предварительно согласованных нормативов ПДВ, а также их соблюдения в процессе работы всего оборудования, разрешение на выбросы в атмосферу (образец выше) выдается на срок их действия. При этом стоит отметить тот факт, что если впоследствии нормативы ПДВ не будут обеспечиваться, а также при наличии использующихся ВСВ срок действия полученного разрешения не может быть более одного года с даты его предоставления.

    Для различных хозяйствующих субъектов, которые вводят в эксплуатацию какие-либо новые или же реконструированные объекты со стационарными источниками выбросов при соответствии установленным нормативам ПДВ (включая также на этап проведения строительных работ), в утвержденную проектную документацию строительства или реконструкции зданий разрешение на выбросы предоставляется на срок проведения строительных работ, учитывая данные, предоставленные проектом, или же пока не будут достигнуты указанные в проекте показатели (не более двух лет).

    Полномочия представителей, которые выступают от имени хозяйствующих субъектов, должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, которая оформляется с учетом требований действующего законодательства. За выдачу подобных разрешений предприятие должно заплатить государственную пошлину в размере 3500 рублей. При этом стоит отметить, что госпошлина за разрешение на выбросы в атмосферу выплачивается до того, как будет подано заявление.

    Нужно ли это делать?

    Требования к юридическим лицам, имеющим рабочие стационарные источники выбросов, устанавливаются действующим законодательством, и одним из них является обеспечение проведения тщательной инвентаризации выбросов с последующим составлением ПДВ.

    ПДВ устанавливаются действующими территориальными органами в сфере ООС для определенного стационарного источника, а также всей организации в целом. По закону, если юридические лица или частные предприниматели, использующие источники выбросов, не могут соблюдать ПДВ, то у территориальных органов в сфере ООС появляется возможность установить для этих источников ВСВ с предварительным согласованием с аналогичными органами других федеральных структур.

    Как его получить?

    Не все знают о том, как получить разрешение на выбросы в атмосферу, хотя в преимущественном большинстве случаев это достаточно простая и быстрая процедура. Для того чтобы получить его, заявителем должны быть предоставлены следующие бумаги:

  • заявление с просьбой выдать разрешение (данный документ обязательно должен подаваться в двух экземплярах);
  • нормативы ПДВ или ВСВ, которые предварительно были утверждены Росприроднадзором, а также лимиты на выбросы по отношению к каждому установленному источнику выбросов в воздух данного хозяйствующего субъекта или же отдельных производственных территорий;
  • документ, который подтверждает оплату государственной пошлины.
  • При этом стоит отметит, что внутри помещения территориального органа Росприроднадзора в преимущественном большинстве случаев размещают специальные информационные стенды, содержащие в себе достаточно большое количество информации по поводу того, как оформляется разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, кто должен получать его и еще множество других фактов. В частности, вы можете ознакомиться с текстом регламента с различными приложениями, получить детальное описание итогового результата предоставления государственной услуги и предельно исчерпывающую информацию касательно порядка ее исполнения с предоставлением ссылки на действующий Регламент.

    Предельно допустимый выброс

    ПДВ представляет собой норматив, который определяется по отношению к стационарному источнику и в соответствии с которым выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Он устанавливается в соответствии с техническими нормативами выбросов, а также фоновым загрязнением атмосферного воздуха при условии того, что данным источником не превышаются экологические и гигиенические нормативы качества, а также предельно возможные нагрузки на экологические системы и прочие нормы.

    Временно согласованный выброс

    ВСВ – это временный лимит, установленный для рабочих стационарных источников выброса в соответствии с качеством атмосферного воздуха, а также различными социально-экономическими условиями развития данной территории с целью поэтапного достижения норм ПДВ. Как говорилось выше, данная норма должна устанавливаться в том случае, если юридическое лицо не имеет возможности на данный момент обеспечить согласование ПДВ.

    Когда нужно это оформлять?

    Для того чтобы определить, нужно ли данному предприятию исполнять указанные обязанности, изначально следует разобраться с тем, присутствуют ли какие-либо источники выбросов, которые представляют собой стационарные объекты негативного воздействия.

    В соответствии с действующим законодательством существует два определения передвижных и стационарных объектов, к которым должно прилагаться разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу:

  • Стационарный. Объект, которым в окружающую среду выбрасываются загрязняющие вещества и прочно связанный с землей (то есть если перемещение его невозможно без несоразмерного ущерба его основной функции), а также взрывы или объекты размещения производственных и потребительских отходов.
  • Передвижной. Транспортное средство, морское или воздушное судно, а также всевозможные суда внутреннего плавания, оснащенные двигателями, работающими на длительном топливе, бензине, керосине, а также природном или сжиженном газе.
  • Передвижные источники

    В наши дни государственный учет частных предпринимателей и юридических лиц, которым выдается разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу, ведется Росприроднадзором в полном соответствии с установленным порядком. При этом стоит отметить тот факт, что при предоставлении сведений о передвижных источниках нужно в документе указать:

    • тип данного источника, то есть водный, железнодорожный, автомобильный или авиационный транспорт;
    • регистрационный номер, присвоенный передвижному источнику;
    • экологический класс этого транспортного средства;
    • вид используемого топлива и его расход.
    • Таким образом, в процессе выбора передвижного объекта в качестве основного критерия принято использовать конкретный вид топлива, а расчет платы за выбросы таких объектов осуществляется в соответствии с объемом его расхода. При этом стоит отметить тот факт, что передвижные источники включают в себя только всевозможные транспортные средства, в то время как различные мобильные установки, использующиеся только в пределах территории конкретного предприятия, принято в основном относить именно к стационарным.

      Что нужно оформлять?

      После того как на территории предприятия определяются используемые стационарные источники, нужно определиться с тем, должны ли они учитываться государством и требуется ли им разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).

      К источникам, подлежащим государственному учету, относятся осуществляющие выброс в воздух любых видов вредных веществ. При этом есть определенный перечень загрязняющих элементов, которые не должны нормироваться и учитываться, а также данные процедуры не применяются по отношению к тем источникам, которые полностью соответствуют одному из указанных далее критериев:

    • показатель опасности, установленный приложением 1 к Порядку, превышает или равен 0.1;
    • приземные концентрации вредных выбросов превышают 5% от установленного гигиенического норматива качества воздуха.
    • Таким образом, если в выбросах из стационарных источников есть вещества, установленные перечнем, или же они соответствуют одному из указанных выше критериев, то есть подлежат нормированию и государственному учету, им требуется разработка ПДВ, а также обязательное утверждение нормативов и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (образец выше).

      Согласование и установка нормативов

      После окончания разработки проекта нужно его согласовать и определиться с нормативами ПДВ, и только потом уже оформлять получение разрешения на выбросы в атмосферу. При этом стоит отметить тот факт, что руководство предприятия должно понимать, в какие сроки могут выливаться все процедуры согласования и какие есть основания для того, чтобы предприятию могли отказать.

      На данный момент нормативные правовые акты никоим образом не регламентируют порядок получения разрешения на выбросы в атмосферу и формирования нормативов по ПДВ. В связи с этим общий срок утверждения и какие-либо основания для отказа в процессе утверждения проекта ПДВ также не предусматриваются.

      При этом стоит отметить, что сами нормы по отношению к конкретным стационарным источникам определяются территориальными органами Росприроднадзора (если речь идет не о радиоактивных веществах), если эти источники полностью соответствуют этим правилам и об этом есть санитарно-эпидемиологическое заключение.

      В соответствии с законами общий срок проведения различных санитарно-эпидемиологических экспертиз по предоставленному заявлению гражданина, предпринимателя или юридического лица устанавливается в зависимости от общего объема исследований конкретного типа продукции и ее объема, а также вида деятельности. При этом данный срок не может быть более двух месяцев.

      Работа с документами

      На основании проведенного заключения экспертами территориальный орган под руководством Роспотребнадзора должен будет выдать санитарно-эпидемиологическое заключение, причем срок его выдачи также никоим образом не регламентируется. Только потом уже можно рассчитывать на оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.

      Нормативы ВСВ и ПДВ должны устанавливаться территориальными органами под контролем Росприроднадзора к каждому стационарному источнику или же их совокупности. Единственным исключением в данном случае являются радиоактивные веществ.

      В соответствии с законами заявителю должен быть направлен ответ со стороны руководителя территориальных органов Росприроднадзора или его заместителя на протяжении 30 дней с того дня, как обращение было зарегистрировано, если в поручении не устанавливаются другие сроки. В случае необходимости общий срок рассмотрения таких заявлений может продлеваться еще на 30 дней, но при этом заявитель в обязательном порядке получает уведомление об этом факте и о причинах такого решения.

      Таким образом, общий срок утверждения нормативов составляет 30 дней.

      Проект ПДВ должен разрабатываться в полном соответствии с установленной Методикой расчета концентрации в воздухе различных вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также рекомендациями по созданию и содержанию нормативного проекта и прочими методическими и нормативно-правовыми документами.

      Так как на данный момент законодательство не определяет никаких оснований для того, чтобы отказывать в утверждении проекта ПДВ, это говорит о том, что при соответствии данного проекта всем требованиям и при получении санитарно-эпидемиологического заключения вам не могут отказать в установлении ПДВ.

      После того как оформляется такое заключение на проект, а также полностью утверждаются все необходимые нормативы, предприятие должно обратиться в территориальный орган, работающий под контролем Росприроднадзора, чтобы было проведено оформление или переоформление разрешения на выбросы в атмосферу.

      Единственным основанием, которое может быть использовано для отказа в выдаче разрешения, является присутствие в составе предоставленных заявителем материалов недостоверной информации. Каких-либо других причин того, чтобы выдавались отказы на оформление или продление разрешения на выбросы в атмосферу, сегодня не устанавливается.

      Зачем их оформлять?

      Если данное разрешение отсутствует, то в таком случае выбросы могут ограничиваться, приостанавливаться или полностью прекращаться в порядке, определенно действующими законами. При этом стоит отметить тот факт, что все лица, которые виновны в нарушении действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, несут административную, уголовную и другую ответственность в зависимости от тяжести преступления.

      Таким образом, в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях вредное физическое воздействие на воздух или же выбрасывание в него каких-либо вредных веществ без ранее оформленного разрешения влечет за собой наложение административного штрафа, размер которого составляет:

    • 2000-2500 – для граждан;
    • 4000-5000 – для должностных лиц;
    • 4000-5000 – для частных предпринимателей, ведущих свою деятельность, не имея образования юридического лица (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней);
    • 40 000-50 000 – для юридических лиц (при этом деятельность приостанавливается на 90 дней).

    Учитывая это, правильное оформление всех документов позволяет предприятию сэкономить немало денег.

    Таким образом, разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ на предприятии представляет собой обязательный документ, без которого правомерное ведение своей деятельности невозможно, и в конечном итоге она просто-напросто будет приостановлена, а владелец источников получит соответствующий штраф.

    businessman.ru