Правила общения с преподавателем

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

ЭТИКЕТ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ

этикет, межличностное общение, студенчество

Аннотация:

В статье рассматривается проявление этикета в студенческой культуре. Также проводится анализ этикета в межличностном общении студентов.

Текст статьи:

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет — вообще — это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в межличностном общении студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит молодой человек. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на манеру его поведения.

Степень соблюдения норм поведения отчасти зависят от таких составляющих человеческого сознания, как мировоззрение, темперамент и характер. Исходя из совокупности этих элементов, можно составить представление о выполнении этикетных норм конкретным студентом.

При применении этикетных норм на практике у студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Темперамент так же влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на соблюдение правил хорошего тона.

Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт — наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт — уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт — целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа — нравственные черты — чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента — это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Как и любое общество, студенчество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, ими принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон студенческих норм чрезвычайно широк — от образцов поведения во время занятий, до правил вежливости в студенческом коллективе.

Этикет межличностных отношений в любом обществе состоит и нескольких элементов:

  • Хорошие манеры;
  • Вежливость;
  • Тактичность и чуткость;
  • Скромность;
  • Важно заметить, что этикет межличностных отношений студентов состоит из таких же элементов, но выражаются они специфически.

    Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

    В студенческом обществе хорошими манерами считается умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми, как и в любом другом. Но вот общепринятые дурные манеры немного различны со студенческими, например, громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде у студентов хоть и не поощряется, но и не осуждается в отличие от, грубости, проявляемой в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, употреблении унизительных кличек прозвищ.

    Манеры безусловно относятся к культуре поведения студента и регулируются студенческим этикетом. Также этикет межличностного общения включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к ним, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

    Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми студенту приходится встречаться в процессе обучения, в доме, где живет, в общественных местах. Одним из главных элементов вежливости студенты считают умение запоминать имена. С товарищами по институту, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости.

    Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных отношениях и отношениях с преподавателями, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный студент учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

    Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на семинаре какой либо студент небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

    Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны студентов по отношению к преподавателю. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же — по отношению к однокурсникам.

    Скромность в студенческой среде почти не обрела отличительные особенности. Скромный студент никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое материальное превосходство, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не ассоциируется ни с робостью, ни с застенчивостью.

    Одной из главных особенностей студенческого этикета является сленг. Студенты в большинстве ситуаций употребляют сленговые слова и целые выражения, даже не замечая этого. Современный студенческий сленг образовался главным образом в молодёжной среде в университетах, но постепенно нашел себе применение и на периферии. Молодежь, как правило, легко и быстро подхватывает «прикольные» словечки. Они становятся своего рода паролевым языком для «своих». Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт. Представители разных неформальных молодежных течений пользуются огромным числом универсальных сленговых слов, то есть студент прекрасно поймет, что говорит ему байкер или панк. Стоит также добавить, что многие сленговые слова перекочевали из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения. Сленг в большинстве случаев употребляется в неофициальной обстановке и при межличностном общении со сверстниками.

    Студенты активно употребляют такие слова, как «абитуха» (абитуриенты), «семка» (семинар), «твикс» (неудовлетворительная отметка, двойка), «ботан» (зубрила), «канонить» (ксерокопировать), «перваки» (первокурсники), «бомба» (шпоргалка).

    Для межличностного общения студентов характерно острое чувство юмора. Студенты стараются пошутить в любой удачный момент.

    Следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

    1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

    2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

    3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

    4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

    Вместо вывода нужно сказать, что потребность студентов в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. Но любой вид общения ограничивается определёнными рамками или правилами. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Студенчество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты принятой в студенческой среде, студенческому идеалу, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание.

    analiculturolog.ru

    Правила поведения преподавателей

    Не только студентам, но и преподавателям во время нахождения в учебном заведении следует подчиняться законам этикета. Во многих университетах и институтах нашей страны даже созданы разделы, содержащиеся в Уставах образовательного учреждения или вынесенные в отдельное положение, посвященные установлению порядка поведения преподавателей при работе со студентами или в общении с коллегами. Причиной появления подобных пунктов стало порой совсем не примерное поведение преподавателей. Попытки достучаться до каждого студента иногда выводят учителя из себя, и дело доходит до крика или оскорблений в сторону обучаемых. Реакция у разных людей на такое поведение может быть тоже разнообразной, но в любом случае такое явление в обучаемом процессе недопустимо. Студенты, для которых хамское обращение является неприемлемым, сначала обижаются на преподавателя, затем личные эмоции мешают изучению материала, и, наконец, совсем разочаровываются в предмете.

    К счастью, в академии, в которой обучалась ваша покорная слуга, таких недоразумений не случалось. В нашей академии государственной службы преподаватели ценили своё положение и старались соответствовать высокому званию учёного. Хотя находиться в равновесном состоянии духа в жизненной ситуации у многих преподавателей не так уж и просто. Небольшая зарплата толкает их на поиск подработок, а не написание научных работ, скептическое отношение студентов к получению диплома иногда закладывает сомнения в смысле своей работы. Так вот чтобы не допустить отрешения студентов от учёбы, преподавателям следует выполнять несложные правила этичного поведения на лекциях и семинарах.

    Конечно же, эти правила лишь примерны и не имеют юридической силы, но для установки разграничения на «хорошо и плохо» они необходимы.

    Поведение преподавателя во время лекций должно быть следующим:

    1. Преподаватель не имеет права унижать каким-либо образом личное достоинство учащихся, то есть обзывать, повышать голос, присваивать прозвища, публично осуждать внешний вид или личную жизнь студентов.
    2. Нельзя заниматься коммерческой деятельностью на лекциях, устанавливать расценки за получение отметки за экзамен или реферат, если таковая политика не прописана в Уставе учреждения.
    3. Не допускается влияние на политические, религиозные взгляды студентов, т.к. свобода выбора в этих вопросах прописана в Конституции России.
    4. Неприемлема угроза, что студенты не смогут с первого раза сдать экзамен, или наоборот относиться к процессу контроля знаний формально, раздавать «автоматы» так сказать направо и налево.
    5. Конечно, указывать преподавателю на определенный алгоритм проведения занятий нельзя, тем более, что ему лучше знать, как именно правильно и широко раскрыть суть вопроса, но и разбирать лишь половину материала, который будет на экзамене, без указания на источники, где можно найти не пройдённый параграф, тоже нельзя.
    6. Не стоит появляться в нетрезвом или другом не подобаемом виде на занятия, потому что преподаватель – это не только источник получения знаний, но и лицо института.
    7. Рассказывайте о своём предмете увлечённо, и студенты обязательно вовлекутся в процесс лекции.
    8. Инициируйте интерес к глубокому изучению материала.
    9. Подавайте пример дисциплины, выполняйте данные обещания, будьте пунктуальны, пусть учащиеся видят перед собой образец требуемого поведения, ведь личный, пример, как правило, заразителен.
    10. Выполняя хотя бы эти правила, преподаватель обеспечит повышенное внимание и заинтересованность к своим лекциям, а значит, студенты получат должный объём знаний в определённой сфере науки. Конечно, хочется верить, что увеличение количества коммерческих учебных заведений не скажется на качестве знаний выпускаемых молодых людей. Пусть личное честолюбие и ответственность перед родителями, обеспечивающими высшее образование, не позволит студентам прогуливать лекции и «филонить» на семинарах.

      Автор: Маликова Ксения, дата публикации: 17.11.2015 г.
      Перепечатка без согласия редакции запрещена.

      www.knigge.ru

      Правила общения с преподавателем

      Редакция будет очень благодарна, если в комментариях вы приведете примеры характерных отношений преподавателей и студентов (как образцовых, так и нежелательных); назовете места в университете (кафедры, деканаты, подразделения), где преобладает тот или иной тип общения; определите в процентном отношении, какие отношения складываются чаще — официальные или дружеские.

      Наша крепкая дружба

      Еще в школе было принято поздравлять учителей с праздниками и по традиции ходить в гости к классным руководителям. Но в университете совсем другая история. Все лица новые, за семестр особо ни к кому не привыкнешь и сдружиться с преподавателем не успеваешь. Возникает дистанция, которую не все могут, да возможно и не хотят преодолеть… Хотя многих такое положение вполне устраивает. Например, выпускник ПИ 1999 года, ныне ведущий утренней программы на “Авто-радио” Александр Блинников считает, что отношения преподавателя и студента обязывают к взаимному уважению. «И если стирается эта грань, начинается панибратство, и это не есть хорошо, так что дистанция должна быть – однозначно».

      Часто дистанцию держат сами преподаватели, не допуская студентов на свою «личную территорию». Чтобы не потерять в их глазах свой статус или чтобы студенты не стали относиться к ним, как к равным, полагая, что тогда авторитет преподавателя упадёт, соблюдая профессиональный этикет. Существует ещё множество причин, почему мы «держим дистанцию». В большинстве случаев они кроются в нашей ментальности. Студенты, вроде бы, и не прочь встретиться с преподавателем в неформальной обстановке: ведь он, имея за плечами большой опыт, мог бы рассказать им много интересного. На кафедре биофизики ИЕиГН, например, есть такая традиция – «Чай с зав. кафедрой» (по аналогии с американским «обедом с деканом» – читай далее). Студенты здесь открыто делятся с преподавателями и аспирантами своими проблемами, обсуждают смелые новые теории, не боясь критики, а рассчитывая на дружеское понимание. Такие встречи не только раскрепощают студентов, но и дают им мощный толчок к творческим поискам. Ни о каком панибратстве речи не идёт – наоборот, студенты воспринимают преподавателей как старших коллег. К формальным отношениям добавляются чисто человеческие, создаётся благоприятная для студента атмосфера, в которой он чувствует себя более уверенно.

      Можно привести много примеров, которые бы противоречили общему мнению о сохранении дистанции между преподавателем и студентами. Взять хотя бы наш факультет филологии и журналистики. Марина Викторовна Сашенко, доцент кафедры журналистики, никогда не позволяет студентам относиться к ней без должного уважения, но тем не менее она не просто учит студентов, а дружит с ними. Так, наша группа несколько раз ходила с Мариной Викторовной в кино. Очень необычно было ехать в кинотеатр на утренний сеанс, да еще и смотреть его с преподавателем! А потом, придя на лекцию, украсть 10 минут рабочего времени, чтобы обсудить фильм… Но тем более запоминающимся оказалось это событие. Сама же Марина Викторовна не видит ничего необычного в такой дружбе: «Мы очень тесно общаемся, каждую неделю, порой каждый день, видим в друг друге людей, и часто обнаруживаем одинаковые человеческие ценности, что-то близкое из сферы личных интересов. У преподавателей со студентами может быть много общего – и научные интересы, и человеческие ценности. У меня есть несколько друзей из числа бывших студентов, с которыми мы продолжаем общаться и встречаться, отмечаем праздники, крестим детей, обсуждаем интересные темы. Единственное, что специфично в этом общении – друзья из моих бывших студентов считают очень важным рассказывать о своей работе, успехах и продвижении. Со мной эта тема очень живо обсуждается, потому что, по всей видимости, я тоже приложила руку к формированию их профессиональной судьбы». А для нас, ныне обучающихся студентов, никогда не возникает трудности обратиться к Марине Викторовне с вопросом или просьбой. Ведь мы знаем, что она поможет, не откажет, и от этого уважение только растет.

      Осознавать нехватку дорогих сердцу преподавателей многие студенты начинают только после окончания университета. Начинают звонить, приходить, приезжать. Так оказалось и в случае с Ниной Григорьевной Василовской, доцентом кафедры строительных материалов и изделий ИАС. Она поддерживает крепкие связи со студентами еще 1982-1983 годов выпуска. Те приходят к ней со своими бедами и радостями, с просьбами помочь разобраться в неполадках на производстве, с новостями о продвижении по карьерной лестнице; поздравляют с праздниками, приглашают в кафе на встречи выпускников, даже отвозили в больницу, когда оказалось нужно. Говорят: «Вы с нами всегда обращались как человек, а не как преподаватель, поэтому и не забываем».

      К сожалению, эти примеры – скорее единичные случаи, чем правило. Но приятно все-таки сознавать, что есть преподаватели, для которых мы не просто сменяющийся поток студентов, а нечто большее, может быть, даже родное…

      По ту сторону Атлантического океана…

      …нам помогла заглянуть заведующая кафедрой общей биофизики (ИЕиГН) Валентина Александровна Кратасюк. Она долгое время проработала в университетах Америки и является почётным профессором Университета Флориды. «Западный» опыт работы со студентами В.А. сравнила со своим студенческим прошлым, когда она училась в Новосибирском госуниверситете. И преподаватели, и студенты там жили в Академгородке, поэтому очень много времени проводили вместе. Атмосфера складывалась определённая, дружеская. Юнец-студент мог на равных поспорить с умудренным опытом профессором, обсудить с ним важную научную проблему, и их взаимоотношения нисколько от этого не страдали – наоборот, молодой человек проникался ещё большим уважением к старшему наставнику.

      Неформальное общение с преподавателями на Западе принято как нечто естественное. Поехать с любимым учителем на пикник – самое обычное времяпрепровождение для американских студентов. Например, в Университете Флориды есть свое университетское озеро, куда попасть можно, только имея пропуск университета. Там собираются преподаватели и студенты, чтобы свободно пообщаться вне стен родного университета.

      Или другой пример – декан обедает вместе со студентами и разговаривает с ними на всевозможные темы. Таким образом он решает сразу несколько задач – ближе узнаёт студентов и знакомится с их проблемами, заинтересовывает в дальнейшем обучении и просто по-человечески располагает к себе. Тем самым строится новый уровень отношений, основанных на взаимопонимании, доверии и, возможно, общих интересах. Как говорит Валентина Александровна, уважение к преподавателю никуда не уходит – определённая дистанция всё же сохраняется, но исчезает глупый страх, который сковывает некоторых студентов, мешая им до конца раскрыть свой потенциал.
      Такую систему взаимоотношений, непривычную, на первый взгляд, дополняет и то, что в Америке сами студенты оценивают качество работы лектора. Насколько доступно была изложена тема, как часто преподаватель использовал слайды, наглядный материал; критериев много – главное, что педагог должен быть интересным и понятным аудитории. Так как ему небезразлично, что о нём думают студенты, педагог стремится привлечь их внимание к своему курсу. И дружеские отношения этому не помеха.

      Для студента-американца получение качественного образования не пустой звук. Молодые люди понимают: чтобы добиться успеха в жизни, нужно получить как можно больше знаний на университетской скамье. Оттого к собственному обучению они относятся более ответственно, осознавая, что чем больше они получат информации от преподавателя, тем прочнее будет их «лестница» карьерного роста. Чтобы учиться, у них есть еще одна хорошая мотивация: погасить образовательный кредит – ведь получить высшее образование там можно практически всегда только платно. А от того, как ты учишься, зависит место будущей работы и зарплата.

      Получается, что отношения «студент-преподаватель» можно охарактеризовать как взаимовыгодные. Первым «выгодно» получать качественные знания и учиться у хорошего преподавателя; вторым важно иметь заинтересованных студентов. А когда между ними «налажены» дружеские отношения и нет ненужных комплексов, то и общение становится более эффективным, а молодой человек может максимально реализоваться себя.

      Восток – дело тонкое

      А какие взаимоотношения складываются у преподавателей и студентов в странах Востока? Ведь у них своя культура и менталитет, совершенно отличные от наших. На первый взгляд, кажется, что для них учитель – это тот сенсей, с которым близко общаться не принято, а принято лишь только внимать и покоряться во всем, без личного дружеского общения.

      Однако Валентина Владимировна Никитенко, зав. кафедрой восточных языков Института филологии и языковой коммуникации, проработав по обмену 5 лет в Китае, утверждает, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. «Китайские студенты очень благодарные слушатели, они с жадностью впитывают каждое учительское слово. Действительно, учитель для них – это святое: трогательно было наблюдать, как утром, перед занятием, студенты встречают у учебного корпуса автобус с преподавателями, помогают пожилым наставникам нести сумки, поддерживают за руку, провожая в учительскую, а после занятий помогают им вернуться».

      Общение с преподавателями в Китае не ограничивается только учебным планом, особенно это касается преподавателей иностранного языка, ведь это для студентов и практика, и своеобразный престиж – дружить с иностранцем. По словам Валентины Владимировны, за годы работы у нее появилось много друзей-китайцев из числа студентов. С ними она до сих пор поддерживает связь и всегда может рассчитывать на их помощь, также как и они – на ее. Преподаватель сама удивилась такому положению вещей, ведь раньше она считала, что восточные народы более замкнутые, не привыкшие выражать свои чувства открыто. «Но в Китае я поняла, – рассказывает Валентина Владимировна,– что это очередной миф: с человеком, к которому китайцы расположены, они очень откровенны, раскованны, иногда даже по-детски непосредственны. Они приглашают преподавателей на праздники, вместе ходят в рестораны – для них это нормально».

      Как и на Западе, в Китае студенты тоже оценивают работу преподавателя. Кроме них, этим ещё занимаются коллеги-педагоги и специально назначенные ревизоры – поэтому преподаватель всегда стремится работать по максимуму, чтобы его «оценили» как можно выше. К тому же, студенты могут легко «отказаться» от преподавателя, если он их чем-то не устроил.

      В общем, в Китае если уж между ними завяжется тёплая дружеская связь, то отношения будут долгими и крепкими.

      Человек рождает традицию


      На экономическом факультете существует давняя традиция: день рождения декана Е.Б. Бухаровой – общий праздник! Студенты разных поколений стараются придумать неповторимое поздравление (и переплюнуть предыдущих студентов). Вспоминается, например, как в этот декабрьский день 2006 года на большой перемене колодец третьего корпуса огласился пением – экономисты установили возле деканата микрофонные стойки и исполнили «песнь» в честь Евгении Борисовны. В тот день рождения глава факультета шла от центрального входа до деканата долго – на каждом шагу студенты устраивали для нее сюрпризы!

      В прошлом году “дети” нарисовали свою “маму”! Милейшие рисуночки, вывешенные на двери аудитории, забавляли всех прохожих, а в самой аудитории студенты провели концерт в честь именинницы.

      Своего декана студенты экономического факультета ценят за то, что она не жалеет времени на них – их проблемы, трудности и радости.

      Почти все преподаватели, с которыми мы беседовали при подготовке материала, были уверены – создать, а потом сохранить тёплые дружеские отношения со студентами можно. И не важно, в какой стороне света ты находишься. Главное, не ставить себя на недосягаемую высоту и всегда быть открытым дружескому общению с учениками.

      Внимание! Вы можете высказать свое мнение по этой статье и принять участие в опросе.

      gazeta.sfu-kras.ru