Нестеров аВ таможенная экспертиза

Обсуждаем институт таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС (Нестеров А.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Немного истории развития законодательного регулирования экспертизы в таможенном деле на основе Таможенных кодексов СССР, РФ, ТС ЕврАзЭС и ТК ЕАЭС

На территории нашего государства действовало несколько Таможенных кодексов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден Таможенный кодекс СССР, который вступил в действие с 1 июля 1964 г. В 1991 г. Верховным Советом СССР был утвержден новый Таможенный кодекс СССР, содержащий нормы, ориентированные на развитие рыночной экономики. Таможенный кодекс Российской Федерации был утвержден Верховным Советом РФ и подписан Президентом 18 июня 1993 г. Отметим, что Конституция РФ вступила в силу лишь 25 декабря 1993 г.
Новый Таможенный кодекс РФ был принят Государственной Думой в окончательной редакции в апреле 2003 г., подписан Президентом РФ 28 мая того же года и вступил в силу с 1 января 2004 г. При образовании Таможенного союза ЕврАзЭС с декабря 2010 г. начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и принятый в его рамках Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который регулировал особенности таможенного дела в РФ.
По данным СПС «КонсультантПлюс», слова с корнем «эксперт» использовались только в ТК РФ и ТК ТС, в частности в ТК РФ 1993 г. — 7 раз, в ТК РФ 2003 г. — 43 раза, в ТК ТС 2010 г. — 88 раз. Эта тенденция сохранилась и в ТК ЕАЭС — 219 раз.

Экспертиза в таможенном деле, экспертиза в таможенных целях и таможенная экспертиза

В ТК РФ использовалось понятие «таможенное дело», поэтому первая монография, посвященная исследованию правового института экспертизы и применению юридического инструмента экспертизы в таможенной деятельности, называлась «Экспертиза в таможенном деле», которая вышла в 1998 г. .
———————————
Соложенцев В.А., Нестеров А.В. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 1998. 144 с.

Однако первые публикации, посвященные экспертизам товаров, выполняемых в таможенных лабораториях, появились значительно раньше , .
———————————
Нестеров А.В. Место таможенных лабораторий в таможенной системе России // Таможенные ведомости. 1994. N 9. С. 33 — 36.
Нестеров А.В. Таможни Западной Сибири получили экспертное обеспечение // Директор. 1994. N 5 — 6. С. 71 — 74.

В связи с тем что основные монографии, учебные пособия и статьи по таможенной экспертизе были опубликованы с участием профессора А.В. Нестерова, то в статье будет много ссылок на этого автора, что сложно принять за самоцитирование, т.к. объем статьи не позволяет приводить аргументы из ссылочных публикаций.
Особенностью таможенного администрирования является то, что в него входят не только правоприменительные функции, в частности, таможенного контроля, но и правоохранительные и правообеспечительные функции. При реализации правоохранительных функций должностные лица таможенных органов имеют право назначать судебные экспертизы в рамках расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и дознания по уголовным делам в соответствии с УПК РФ. Кроме того, должностные лица таможенных органов в рамках оперативной деятельности могут назначать специальные исследования проб (образцов) товаров, изъятых из товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу. При реализации правообеспечивающих функций должностные лица таможенных органов могут использовать специальные знания в исследовательской форме в неочевидных ситуациях, когда для выдачи предварительного решения по классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) требуется проведение специального исследования пробы (образца) товара.
Также экспертиза товара в таможенных целях назначается в арбитражном процессе при оспаривании участниками ВЭД решения таможенного органа, связанного со свойствами товара, влияющими на квалификацию деяния лица, полномочного в отношении товара, перемещенного через таможенную границу.
Так как этот инструмент является сложным, то должностные лица таможенных органов должны его специально изучать и иметь документ, подтверждающий, что они его освоили и имеют право применять в практической деятельности. Судебная практика в РФ показывает, что этот инструмент не всегда и не везде применяется правомерно, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности положительно обжаловать в суде решения таможенных органов.

Соотношение юридического (легального) института таможенной экспертизы и правового института таможенной экспертизы

Анализ юридического института таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС позволяет выявить в нем ряд лакун, логических противоречий и/или несоответствий положениям как нормативных правовых актов, так и правовой доктрины, которые можно расценить как технико-юридические ошибки, методологические дефекты и теоретико-правовые недостатки, негативно влияющие на таможенно-классификационные правоотношения .
———————————
Нестеров А.В., Бегишева И.В. Таможенно-классификационные правоотношения // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 23 — 27.

Например, в нем отсутствуют нормы, регулирующие назначение таможенной экспертизы или отсылающие их установление в решениях ЕЭК или в национальном законодательстве.
Назначение таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС рассматривается как мера таможенного администрирования, в частности, обеспечивающая проведение таможенного контроля (ст. 338), т.е. как мера административного воздействия. Однако в ст. 388 таможенной экспертизе дано технократическое определение, в частности, «таможенная экспертиза» — исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы». Получается, что определение таможенной экспертизы не имеет юридических свойств и представляет собой исследовательскую операцию.
Экспертная деятельность как юридически значимая деятельность включает в себя экспертную деятельность в таможенных целях, в рамках которой осуществляется деятельность как лиц, назначающих таможенные экспертизы, так и таможенных экспертов (экспертов) .
———————————
Нестеров А.В. О юридическом положении эксперта // Эксперт-криминалист. 2013. N 2. С. 7 — 12.

С точки зрения инструментально-институционального подхода таможенная экспертиза представляет собой интеллектуальный юридический инструмент, в качестве которого выступает таможенный эксперт и который применяет уполномоченное лицо путем назначения таможенной экспертизы.
———————————
Нестеров А.В. Инструментально-институциональный подход к деятельности: системно-юридический аспект. М.: Препринт, 2016. 18 с. URL: www.nesterov.su.

Продуктом деятельности таможенного эксперта является таможенный документ, технический по своей сути, а не административный акт, который можно оспорить. Этот документ является юридически значимым документом и содержит описание юридических, исследовательских и организационных операций, а также ссылки на порядки и методики, в соответствии с которыми были выполнены эти действия. Кроме того, в нем представлены полученные результаты, в т.ч. выводы, в виде ответов на все заданные вопросы.
Отсутствие должного юридического института таможенной экспертизы приводит к сложностям в практическом использовании таможенной экспертизы, и правоприменительная практика действует способом проб и ошибок.
Так что же такое таможенная экспертиза? В правовой доктрине в части экспертной деятельности есть ответ .
———————————
Нестеров А.В. Что такое таможенная экспертиза? // Эксперт-криминалист. 2014. N 4. С. 7 — 10.

Таможенная экспертиза, как любая экспертиза в юридических целях, в частности в законодательных, судебных и/или административных (ведомственных) целях (далее — экспертиза), является элементом экспертной деятельности, которая в процессуальных законах называется процессуальным действием.
Однако практика экспертной деятельности показывает, что в этом действии участвует не только назначающий экспертизу субъект (уполномоченный орган, организационная структура или его должностное лицо).
В качестве юридических субъектов экспертной деятельности выступают уполномоченные субъекты, экспертные субъекты и/или заинтересованные субъекты. Назначение экспертизы может быть связано с юридическими субъектами, чьи правомочия (конституционные свободы, права и/или законные интересы) затрагивает это назначение. Нарушение правомочий заинтересованного субъекта может привести к потере юридической силы заключения эксперта.
Таким образом, назначение эксперта подразумевает юридически значимую взаимную экспертную деятельность (далее — экспертную деятельность). Нельзя смешивать экспертную деятельность и деятельность экспертного субъекта.
Любая деятельность подразумевает субъектов, как минимум один объект и/или инструмент, а также продукт деятельности. Эта логическая связка подсказывает, что в качестве инструмента и/или объекта может выступить человек (живое лицо) или иной живой элемент наблюдаемого мира, например животное и/или растение. Также отметим, что объект может выступать в качестве выходного или входного продукта, т.к. каждый выходной продукт деятельности может быть входным продуктом (объектом) для деятельности иных субъектов. Например, решение о назначении экспертизы и объект такой экспертизы являются выходным продуктом для экспертной деятельности, а для эксперта этот продукт будет входным продуктом. В свою очередь, выходной продукт деятельности эксперта (далее — продукт экспертизы) будет входным для субъектов, его использующих.
Здесь важным понятием является «использование продукта экспертизы». Это связано с тем, что продукт экспертизы состоит из заключения эксперта (результата экспертизы), процесса выполнения экспертизы и/или обстоятельств этой деятельности. Например, в правовой доктрине и в процессуальном законодательстве заинтересованный субъект (его представитель) с разрешения субъекта, назначившего экспертизу, может присутствовать в процессе выполнения исследования в рамках экспертизы, а также задавать вопросы в ходе допроса (опроса) эксперта по поводу обстоятельств, связанных с деятельностью эксперта.
Понятие «использование продукта экспертизы» входит в понятие «применение экспертизы». Это понятие подразумевает применение юридического инструмента экспертизы и состоит из понятий назначения, выполнения экспертизы и/или использования продукта экспертизы. Если выполнение таможенной экспертизы как-то урегулировано в ТК ЕАЭС, то остальные элементы либо упоминаются, либо отсутствуют.
Может возникнуть вопрос: а так ли это важно? Напомним, что упоминание «независимой экспертизы» в одном из законов РФ в начале 90-х гг. привело к искажению юридической действительности. Попытки научного сообщества юристов донести до законодателей, что появление такого юридического «кентавра» в юридическом поле РФ приведет к искажению юридической действительности, были погребены под воздействием невежественных лоббистов, которые не смогли правильно сформулировать это юридическое явление. Экспертиза по определению является независимой, если она зависимая, то это уже не экспертиза, и опровергнуть заключение эксперта можно только повторной экспертизой или рядом действий по признанию продукта экспертизы не соответствующим установленным требованиям.
———————————
Нестеров А.В. Независимая или альтернативная экспертиза? // Безопасность. 1999. N 1. С. 18 — 19.

Вернемся к таможенной экспертизе в ТК ЕАЭС. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа (далее — уполномоченное лицо), выполняя административную функцию по назначению «таможенной экспертизы (экспертизы)» (далее — экспертизы), использует свои интеллектуальные способности как инструмент для привлечения интеллектуальных и/или инструментальных способностей иного физического лица, назначаемого на юридическую роль эксперта. Так как любой инструмент является нейтральным, то поэтому к роли эксперта предъявляется требование по независимости (незаинтересованности). Если будет выявлено сомнение в независимости кандидата в эксперты, его кандидатуру можно отвести; если у самого эксперта возникнет конфликт интересов, то он должен заявить самоотвод; если будет обнаружена зависимость эксперта, приведшая к сомнению в заключении эксперта, то появляется возможность его опровергнуть.
Отсутствие в ТК ТС указания на порядок назначения таможенной экспертизы привело к тому, что в Приказе ФТС РФ 20.11.2014 N 2264 появилась норма, согласно которой заключение таможенного эксперта является обязательным для уполномоченного лица, что нарушает независимость таможенного эксперта. Этим стали пользоваться лица, обжалующие решения таможенных органов в судебных инстанциях и ставящие под сомнение независимость таможенных экспертов.

О таможенном регулировании в РФ

Частично рассмотренные лакуны, противоречия и/или несоответствия в ТК ЕАЭС можно отрегулировать в ФЗ-311, который должен быть приведен в соответствие с ТК ЕАЭС, а также с помощью решений ЕЭК.
Тем более необходимо учитывать, что в ФЗ-311 имеется норма, позволяющая использовать заключение таможенного эксперта как заключение судебного эксперта при соответствующем процессуальном оформлении. В этом же Законе ничто не запрещает введение юридической роли специального исследователя. Юридическое понятие исследования как меры обеспечения таможенного контроля не надо смешивать с исследовательским понятием «исследовательские операции». Это позволит легализовать так называемые справки специалиста .
———————————
Нестеров А.В., Самарин А.А., Рудненко В.А. О юридической роли исследователя и специалиста в таможенном деле // Юридический мир. 2012. N 8. С. 41 — 44.

Некоторые авторы публикаций считают, что таможенную экспертизу нужно классифицировать как судебную экспертизу, и ссылаются на ряд авторов, поддерживающих эту идею, указывая на то, что по ч. 4 ст. 195 УПК РФ можно назначать судебную экспертизу до возбуждения уголовного дела. Эти предложения не выдерживают критики, т.к. применение судебной экспертизы регламентируется другими законами, а ТК ЕАЭС регламентирует правоотношения, деятельность и/или продукты этой деятельности в таможенном деле. В частности, это касается применения таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля. Кроме того, эти авторы не учитывают, что по УПК РФ экспертизу можно назначить до возбуждения уголовного дела только в определенных случаях.
———————————
Туленев А.И. О возможности признания таможенных экспертиз судебными // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. N 1. С. 186.

При таможенном администрировании в соответствии с ФЗ-311 в рамках таможенного контроля можно назначить таможенную экспертизу, по результатам которой возбудить административное или уголовное дело, и при этом не назначать еще раз экспертизу по этим же объектам таможенной экспертизы, а использовать заключение таможенного эксперта как заключение судебного эксперта. Это возможно в соответствии со ст. 171 ФЗ-311 при выполнении процессуального оформления такой экспертизы, в частности, если таможенный эксперт был аттестован по судебно-экспертной специальности, эквивалентной таможенно-экспертной специальности, и дал подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, в ФЗ-311 фактически было признано, что таможенная экспертиза является не только ведомственной, но и досудебной экспертизой, которая при соответствующей организации и юридическом оформлении может быть признана как судебная экспертиза. Подчеркнем, таможенная экспертиза относится к ведомственным экспертизам, но не является судебной, как ошибочно считают некоторые авторы.
Наверное, было бы целесообразным в законопроект «О судебно-экспертной деятельности в РФ» включить положение о досудебной экспертизе. Это положение могло бы изящно легитимизировать назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела.
Кроме того, для легальных экспертиз, назначаемых в рамках ведомственного администрирования, в частности государственного контроля, можно будет принять нормы, позволяющие признавать заключение эксперта как заключение судебного эксперта в рамках уголовного или административного дела при соответствующем процессуальном (процедурном) оформлении.
Это позволит использовать заключение эксперта, полученное в рамках ведомственного контроля, надзора и/или мониторинга, для возбуждения соответствующего дела, а в рамках административного или уголовного дела не назначать судебную экспертизу, используя признаваемый результат досудебной (ведомственной) экспертизы по одним и тем же объектам экспертизы.
В этой связи требования к таможенной экспертизе должны быть гармонизированы с требованиями к судебной экспертизе, иначе возникнут юридические вопросы о законности признания результата таможенной экспертизы в качестве результата судебной экспертизы.
Выводы. Юридический институт таможенной экспертизы является частью юридического института экспертизы в юридически значимых целях, поэтому он должен соответствовать этому институту. Юридический инструмент таможенной экспертизы является сложным и наукоемким инструментом, требующим специальной подготовки от лиц, имеющих право его применять. К сожалению, легальный институт таможенной экспертизы по-прежнему требует его юридической доработки не только в системном виде, но и с методической точки зрения и юридической техники. К сожалению, авторы проекта не учли критики экспертного сообщества и фактически повторили в ТК ЕАЭС положения, регулирующие таможенную экспертизу в ТК ТС.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Что такое таможенная экспертиза? (Нестеров А.В.)

Дата размещения статьи: 19.04.2015

Хотя понятие экспертизы в таможенном деле было давно исследовано на монографическом [7, 1] и диссертационном [2] уровнях, оно до сих пор остается дискуссионным как в законодательстве (Таможенный кодекс Таможенного союза, далее — ТК ТС), так и в публикациях [см., например: 3].
В Интернете можно найти много определений таможенной экспертизы , которые представляют собой вольные интерпретации легального определения из ТК ТС. Приведем и прокомментируем некоторые из них.
———————————
См., например: http://sud-expertiza.ru/tamozhennaya-ekspertiza/.

1. «Таможенная экспертиза представляет собой одно из уникальнейших на текущий момент явлений в области судебной экспертизы». Однако наука о судебно-экспертной деятельности не относит таможенную экспертизу к судебным экспертизам.
2. «Безусловно, таможенная экспертиза представляет собой одну из форм или проявлений государственного контроля внешнеэкономической деятельности. В спорных ситуациях с помощью товарной таможенной экспертизы решаются основные проблемы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли. С помощью таможенной экспертизы разрешаются спорные вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи».
В юридически значимой практике в таможенной сфере отсутствует понятие товарной таможенной экспертизы, при этом в ТК ТС понятие товара не совпадает с понятием продукции в товарной экспертизе. Кроме того, таможенная экспертиза как юридический инструмент, а не форма таможенного контроля применяется только при выполнении операций таможенного контроля и не предусматривает «идентификацию» качества и экологической безопасности.
3. «Таможенная экспертиза — это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела — фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз».
В рамках таможенной экспертизы выполняются прагматические исследования конкретного объекта на основе научно обоснованных методик, но никак не научные и (или) практические исследования.
4. «Таможенная экспертиза — это ряд мероприятий, которые созданы для единой цели — вести строгий учет и контроль товаров, продукции и т.п., переправляемых через государственную границу».
Таможенная экспертиза не имеет отношения к учетным операциям, а понятие продукции в таможенном деле не используется.
Таким образом, можно отметить, что лица, рекламирующие экспертные услуги в таможенной сфере, слабо представляют себе юридические свойства таких услуг и, как неофиты, не интересуются ее историей для правильного понимания генезиса понятия экспертизы в таможенном деле [4].
Приходится констатировать, что и ТК ТС неоднозначно определяет понятие таможенной экспертизы и таможенного эксперта. Таможенная экспертиза представлена в ТК ТС как «организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования».
Должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее — ЦЭКТУ) или его филиалов в юридической роли таможенного эксперта, наверное, решают задачи в области таможенного администрирования путем выполнения таможенных операций в соответствии с таможенной процедурой (порядком), в том числе исследовательские операции в соответствии с методиками, оформленными как нормативно-технические документы. Эти операции заканчиваются оформлением заключения таможенного эксперта.
Напомним, что согласно ст. 4 ТК ТС «таможенные операции — действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза».
Учитывая, что заключение эксперта может быть использовано в квазисудебных действиях должностного лица таможенного органа в соответствии с КоАП РФ, понятие таможенной экспертизы должно соотноситься с понятием судебной экспертизы, хотя таможенная экспертиза регулируется только ТК ТС.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза состоит из проведения исследования и дачи заключения, а организация судебной экспертизы входит в судебно-экспертную деятельность. Поэтому понятие таможенной экспертизы не может содержать понятие ее организации.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе» в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС России имеет право:
———————————
Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 02.11.2013) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // С
ПС «КонсультантПлюс».

— организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;
— привлекать экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.
Отдельной формой применения юридического инструмента специальных знаний являются специальные исследования (исследования) [5], применение которых регламентируется Приказом ФТС России .
———————————
Приказ ФТС РФ от 25.08.2008 N 1043 «Об утверждении Инструкции о порядке направления на исследование предметов и документов в рамках рассмотрения сообщения о преступлении или осуществления оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

При этом необходимо отметить, что результат специального исследования, который необоснованно называют «справкой специалиста», а также заключение таможенного эксперта можно использовать в судебных процессах при соответствующем процессуальном оформлении [6]. В частности, согласно ст. 171 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» «результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего раздела, могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».
Далее отметим, что понятие заключения таможенного эксперта в ТК ТС также имеет юридические недостатки. В соответствии со ст. 137 ТК ТС «заключение таможенного эксперта (эксперта) — документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза». Этот документ должен содержать сведения о назначении и проведении экспертизы, в том числе сведения о представленных объектах экспертизы и проведенном их исследовании в рамках экспертизы и выводы эксперта (экспертов) (выделено мной. — А.Н.).
В соответствии с вышеуказанным Постановлением в полномочия ФТС России входит право принимать нормативные правовые акты, в частности, определяющие:
— порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;
— порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;
— порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.
Эти полномочия были реализованы в Приказах ФТС России на основании решения Комиссии Таможенного союза .
———————————
Приказ ФТС России от 25.02.2011 N 396 (ред. от 08.11.2012) «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (вместе с «Порядком отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы»): зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2011 N 20509 // СПС «КонсультантПлюс».
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» // СПС «КонсультантПлюс».

К сожалению, понятие таможенного эксперта в ТК ТС также не дает возможности раскрыть понятие «таможенной экспертизы»: «должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы». Процедура (порядок) уполномочивания лица таможенного органа (ЦЭКТУ) отсутствует, но существует Положение об аттестации экспертов ЦЭКТУ. Однако это Положение предусматривает аттестацию должностных лиц ЦЭКТУ (в ЦЭКТУ нет должностей таможенных экспертов) на право самостоятельного производства судебных экспертиз . Косвенный перечень судебно-экспертных специальностей, по которым аттестуются должностные лица ЦЭКТУ и его филиалов, можно найти в Приказе . В частности, в нем выделены 47 судебно-экспертных специальностей. К сожалению, в этом Приказе отсутствует программа подготовки должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов по таможенно-экспертным специальностям.
———————————
Приказ ФТС РФ от 05.08.2010 N 1457 (ред. от 14.02.2011) «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления»: зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2010 N 18995. Приложение N 1. Положение об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ ФТС России от 30.07.2010 N 1426 «Об утверждении программ подготовки экспертов в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // СПС «КонсультантПлюс».

Отметим, что отсутствие программы подготовки по таможенно-экспертным специальностям не дает возможности иным экспертным структурам осуществлять аттестацию своих работников на право самостоятельного проведения экспертиз по таможенно-экспертным специальностям и, соответственно, легитимно выполнять таможенные экспертизы для таможенных органов. Это ставит под сомнение возможность их уполномочивания ФТС России в соответствии с ТК ТС.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что должностные лица ЦЭКТУ фактически назначаются на юридическую роль таможенного или судебного эксперта (эксперта) уполномоченными руководителями ЦЭКТУ или его филиалов для выполнения таможенных или судебных экспертиз на время их выполнения.
Однако юридический статус аттестованного должностного лица ЦЭКТУ или его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенной таможенно-экспертной специальности не имеет юридического обоснования. Хотя в соответствии с Приказом в полномочия ЦЭКТУ входит аттестация экспертов на право самостоятельного производства таможенных и судебных экспертиз, первое положение пока публично не реализовано. При наличии аттестации должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенным таможенно-экспертным специальностям понятие таможенно-экспертной (специальной) аттестации имело бы юридическое значение и позволило бы проводить такую аттестацию иных лиц, заинтересованных в проведении таможенных экспертиз товаров (экспертиз товаров в таможенных целях). Последнее важно, так как ст. 173 указанного выше Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает назначение таможенной экспертизы экспертам (специалистам) иной уполномоченной организации и производится в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами, а ФТС России регламентирует их уполномочивание с помощью Приказа и письма .
———————————
Приказ ФТС России от 03.05.2011 N 902 (ред. от 30.10.2012) «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ ФТС России от 21.07.2011 N 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы»: зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2011 N 22249 // СПС КонсультантПлюс; письмо ФТС России от 10.01.2012 N 01-11/11 «О Приказе ФТС России от 28.07.2011 N 1541» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению Порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу») // СПС «КонсультантПлюс».

Недавно ФТС России утвердила Концепцию (опубликована не была). Среди основных целей Концепции можно выделить те, достижение которых должно позволить повысить эффективность взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ при проведении таможенных экспертиз, исследований в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности и судебных экспертиз, в частности, путем:
———————————
О решении Коллегии ФТС России от 23 сентября 2011 года «О проекте Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года» // Приказ ФТС России от 19 окт. 2011 г. N 2146.

— сокращения сроков проведения экспертиз;
— повышения обоснованности и достоверности результатов экспертиз;
— расширения перечня исследуемых товаров, документов и видов проводимых экспертиз.
В Концепции отмечается, что в части экспертного обеспечения деятельности таможенных органов необходимо разработать и ввести в действие ряд правовых актов, регламентирующих порядок: взаимодействия подразделений с таможенными органами при назначении и проведении таможенных экспертиз/экспертиз; назначения и проведения экспертизы до момента таможенного декларирования товара, в том числе с целью принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Если первый пункт фактически раскрывает содержание понятия экспертного обеспечения как взаимной экспертной деятельности лиц, назначающих и выполняющих экспертизы в таможенных целях, то второй пункт подразумевает регулирование взаимной, но не таможенно-экспертной, а исследовательской деятельности лиц, осуществляющих принятие классификационных решений, и лиц, выполняющих эти исследования. Такие исследования с юридической точки зрения не относятся к таможенным экспертизам, выполняемым только в рамках таможенного контроля, или иным видам экспертиз.
Поэтому к экспертизам и исследованиям в таможенных целях можно отнести: 1) таможенные экспертизы (экспертизы при таможенном контроле); 2) специальные исследования; 3) судебные экспертизы. Учитывая, что в ТК ТС к товарам относят любое движимое имущество в материально-вещественной форме, т.е. предметы, перемещаемые через таможенную границу, включая документы, то объектами этих экспертиз и исследований являются пробы (образцы) товаров, планируемых к перемещению, перемещаемых или перемещенных через таможенную границу.
Выводы. Таможенная экспертиза назначается и выполняется в рамках таможенного контроля и является элементом экспертизы в таможенном деле. Экспертиза в таможенном деле — это элемент юридического инструмента специальных знаний в таможенном деле. В этот инструмент также входят специальные исследования или содействие лиц, обладающих специальными знаниями в юридической роли специалиста (не надо смешивать с понятием дипломированного специалиста).
Хотя в ТК ТС упоминаются исследования как отдельный вид специальных знаний, в отличие от исследований в рамках таможенной экспертизы, но в гл. 20 ТК ТС такие исследования никак не урегулированы. Это заставляет должностных лиц ЦЭКТУ или его филиалов оформлять результаты специального исследования в виде так называемой справки специалиста, подготовка и статус которой не имеет законодательного регулирования, и поэтому она является нелегитимным документом.
Учитывая решения коллегии ФТС России и негативную судебную практику, в которой ставятся под сомнение заключения таможенных экспертов ЦЭКТУ, можно прогнозировать, что ФТС России, наверное, в рамках выполнения этих решений предпримет ряд мер по урегулированию взаимной экспертной деятельности должностных лиц таможенных органов. Это связано с тем, что обоснованность и правильность заключения эксперта зависит от обоснованности и правильности решения о назначении экспертизы и отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях.
Понятие экспертизы в таможенных целях является самым общим понятием, в которое входят понятия таможенной экспертизы и экспертизы в таможенном деле.

Список литературы

1. Нестеров А.В. Экспертное дело. Ростов н/Дону: Книга, 2003.
2. Нестеров А.В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений: Дис. . докт. юрид. наук: 12.00.09. М., 2001.
3. Нестеров А.В. Об экспертизе товаров в таможенных целях // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2010. N 1. С. 89 — 92.
4. Нестеров А.В. История экспертизы в таможенном деле // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 24 — 28.
5. Нестеров А.В. О юридической роли исследователя и специалиста в таможенном деле / А.А. Самарин, В.А. Рудненко // Юридический мир. 2012. N 8. С. 41 — 44.
6. Нестеров А.В. Применение специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2011. N 1. С. 5 — 8.
7. Соложенцев В.А. Экспертиза в таможенном деле / А.В. Нестеров. Новосибирск: Наука, 1998.