Системы пожаротушении на судах

Судовые системы пожаротушения

Судовые системы пожаротушения являются важнейшими конструктивными составляющими, при расчете и проектировании которых учитывается множество различных факторов, включая автономность корабля, ограничения габаритных размеров путей эвакуации, соседнее расположение помещений разных уровней пожарной опасности, использование горючих материалов в качестве элементов конструкции и т. п.

Указанные факторы существенно усугубляют опасность возникновения пожара на судах, поэтому особое внимание уделяется разработкам и внедрению новейших противопожарных систем, а также повышению эффективности способов обеспечения безопасности экипажа и пассажиров.

Классификация

Стационарные системы пожаротушения на судах рассчитываются еще на стадии проектирования плавучего средства, и полностью устанавливаются во время его закладки. Сегодня суда торгового флота Российской Федерации оснащаются противопожарными установками, которые делят, в зависимости от конкретной задачи, на:

  • Водяные, использующиеся для защиты жилых кают, общественных помещений судна и отсеков с горючими и/или легковоспламеняющимися веществами;
  • Газовые (на основе инертных газов и углекислоты), монтируемые в местах, где высока вероятность возникновения пожаров С-класса;
  • Пенные (с тушащим веществом в виде пены средней и высокой плотности), устанавливаемые в помещениях, где могут возникнуть возгорания класса В;
  • Порошковые – использующиеся для защиты помещений, где вероятно возникновение пожара класса С
  • Кроме того, на судах речного флота, предназначенных для перевозки пассажиров, традиционно применяется система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ). Эта система монтируется в:

  • машинном отделении, где располагаются силовые агрегаты, работающие на жидком горючем;
  • генераторной, где находятся источники аварийного и основного электричества;
  • зонах установки гребных электродвигателей;
  • местах расположения распределительных щитков и у разветвления электромагистралей;
  • сетях вентиляции оборудования.
  • Требования к судовым системам пожаротушения

    Рабочие модули АОТ, представляющие собой баллоны с огнетушащим составом и детектором возгорания, подключаются к сети внешнего управления и оповещения. Кроме того, каждый модуль может быть активирован вручную, без участия автоматики.

    Водяные системы пожаротушения на судне. Они монтируются в процессе закладки корабля, могут быть линейными или кольцевыми, с диаметром труб до 150-ти миллиметров. Последний аспект обусловлен необходимостью обеспечения напор воды в 350 кПа, а на грузовых кораблях — 520 кПа.

    При этом, пассажирские плавсредства обычно укомплектованы спринклерными системами с распылителями, в то время, как на грузовые суда предпочтительнее устанавливать дренчерные системы, способными сформировать водяную завесу в местах, где монтаж огнеупорной перегородки невозможен.

    Что до систем газового пожаротушения, то их применение ограничивается помещениями с вспомогательными генераторами и насосами, а также грузовыми отсеками различных судов. При этом объемные струи подачи газа направляются непосредственно на генераторы.

    Газовые стационарные системы характеризуются высокой эффективностью, невысокой стоимостью обслуживания и быстротой огнетушащего вещества.

    В завершение скажем, что в отличие от наземных строений, корабли постоянно совершенствуются, а потому применение старых правил монтажа систем тушения пожара зачастую неэффективно. По этой причине сегодня при постройке современных судов типовые расчеты систем пожаротушения практически не применяются, за исключением небольших плавучих средств, которые производятся серийно.

    Видео: Судовые системы пожаротушения и огнетушители (учебный фильм)

    pozhstroyservis.ru

    Системы пожаротушения

    Пожар на судне — одно из самых опасных бедствий. Он приносит гораздо большие разрушения, чем любой другой вид аварии. При пожаре могут испортиться грузы, выйти из строя машины и судовое оборудование, он представляет угрозу для жизни людей. Особенно большой ущерб причиняют пожары на пассажирских, грузопассажирских судах и танкерах. На последних они могут сопровождаться взрывом нефтяных паров в грузовых танках. Пожар может возникнуть из-за неисправности электропроводки, неправильной эксплуатации электрического и теплообменного оборудования, небрежного и неосторожного обращения с огнем, попадания искр на горючие материалы и др.

    Конструктивные противопожарные мероприятия в соответствии с требованиями Регистра СССР и СОЛАС-74 предусматриваются в процессе проектирования судна. К ним относятся разделение судна огнестойкими поперечными переборками, применение негорючих материалов для отделки помещений, пропитывание деревянных изделий огнестойкими составами, предотвращение искрообразования в отсеках и помещениях, где хранятся легковоспламеняющиеся взрывоопасные жидкости или материалы, обеспечение судна противопожарным оборудованием и инвентарем и т. д.

    Но одни предупредительные меры не могут исключить пожары на судах. Борьба с пожарами осуществляется с помощью различных средств, способных локализовать пожар, остановить его распространение, создать вокруг источника пожара не поддерживающую горения атмосферу. В качестве таких средств используют забортную воду, водяной пар, углекислый газ, пену и специальные огнегасящие жидкости, так называемые хладоны. Огнегасящие вещества подаются к очагу пожара противопожарными системами: водяными, водораспыления и орошения, паротушения, углекислотного и пенного пожаротушения, объемного химического тушения, инертных газов.

    Кроме стационарных систем пожаротушения суда оснащаются аппаратами пены средней кратности, переносными пенными установками, ручными и пенными углекислотными огнетушителями.

    К противопожарным системам относят также системы пожарной сигнализации (ручной, полуавтоматической и автоматической), которые обеспечивают профилактические противопожарные мероприятия.

    www.stroitelstvo-new.ru

    • Продукция
    • Системы пожаротушения
    • Система АОТ: пожаротушение на морских судах

    Огневые испытания системы АОТ в машинном отделении танкера
    г. Санкт-Петербург. ООО «Системы пожаротушения». 2013 г.

    • Описание
    • Паспорт
    • Сертификат
    • СУДОВАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТОРНАДО ®
      (Аэрозольного Объемного Тушения)

      В соответствии с Правилами классификации и постройки судов Морского регистра система АОТ применяется в качестве системы пожаротушения на судах для защиты следующих помещений:

    • Машинные помещения для главных, вспомогательных двигателей и аварийных дизель-генераторов и котлов, работающих на жидком топливе, пожарных насосов;
    • Машинные помещения для генераторов и аварийных источников энергии, главных и аварийных распределительных щитов, электродвигателей (в том числе гребных) и систем вентиляции этого оборудования;
    • Помещения, в которых расположены цистерны топлив и масла (основного запаса, расходные, сточные, отстойные), сбора подсланевых вод; коффердамы;
    • Кладовые для хранения сжатых и сжиженных газов, легковоспламеняющихся жидкостей, материалов и веществ;
    • Грузовые насосные отделения наливных судов.
    • Оборудование системы АОТ «ТОРНАДО» комплектуется на основании индивидуального проекта судовой системы пожаротушения для конкретного объекта, одобренного Российским Морским Регистром судоходства

      Состав судовой системы пожаротушения «ТОРНАДО»

      В состав стационарной системы пожаротушения на судах (АОТ) входят:

    • Генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА)
    • Блок управления и сигнализации системы аэрозольного пожаротушения (БУС АОТ)
    • Блок промежуточных реле (БПР)
    • Соединительный ящик (СЯ)
    • Оповещатель светозвуковой
    • Генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА) количество которых определяется расчетным путем в зависимости от объема и характеристик защищаемых помещений. Генераторы устанавливаются непосредственно в защищаемые помещения и обеспечивают подачу аэрозоля.

      В системе АОТ применяются генераторы огнетушащего аэрозоля ТОР-1500, ТОР-3000 (Морского исполнения).

      Запуск генераторов осуществляется путем подачи электрического импульса от блока управления и сигнализации системы аэрозольного пожаротушения БУС АОТ на узел запуска ГОА.

      Блок управления и сигнализации (БУС), предназначенный для дистанционного запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, подачи сигнала на отключение вентиляции и включение оповещения о предстоящем запуске системы АОТ;

      Блок промежуточных реле (БПР), предназначенный для управления вентиляцией и сигнализацией предупреждения в защищаемом помещении по командам от БУС;

      Оповещатели светозвуковые, предназначенные для подачи звукового и светового сигнала «АЭРОЗОЛЬ, УХОДИ!». Оповещатель начинает работу одновременно с подачей питания и отключается после запрограммированного времени работы;

      Соединительные ящики (СЯ), предназначенные для разводки кабельных трасс пусковых цепей генераторов по защищаемым помещениям.

      Блок промежуточных реле (БПР), предназначенный для управления вентиляцией и сигнализацией предупреждения в защищаемом помещении по командам от БУС;
      Оповещатели светозвуковые применяются в процессе пожаротушения на судах для подачи звукового и светового сигнала «АЭРОЗОЛЬ, УХОДИ!».
      Оповещатель начинает работу одновременно с подачей питания и отключается после запрограммированного времени работы;
      Соединительные ящики (СЯ), предназначенные для разводки кабельных трасс пусковых цепей генераторов по защищаемым помещениям.

      Проектирование и монтаж

      Проектированием и производством судовых систем пожаротушения (систем АОТ), их монтажом и обслуживанием занимается предприятие, входящее в Ассоциацию «ЭПОТОС» — ООО «СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ» (г.Санкт-Петербург).

      В Южном федеральный округе и Республике Крым проектирование, монтаж и обслуживание судовых систем АОТ производит наш партнер ООО «МОРТЕХНИК» (г. Новороссийск).

      www.epotos.ru

      Стационарные системы борьбы с пожаром на морских судах

      Учебное пособие содержит материал по вопросам активной противопожарной защиты морских судов, подробно рассмотрены системы обнаружения, предупреждения и тушения пожаров.

      Приведены и описаны схема стационарных систем пожаротушения, описан принцип их действия и применение при возникновении пожара.

      Предназначено для курсантов высших морских учебных заведений при изучении ими курса «Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажу» (табл. А — W1-2, МК ПДМНВ-78), членов экипажей судов при обучении по курсу «Борьба с пожаром но расширенной программе» (табл. А — VI/3, МК ПДМНВ-78) и других специалистов, связанных с эксплуатацией флота.

      Учебное пособие соответствует требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломиповании моряков и несении вахты, а также документам ИМО.

      1. Активная противопожарная зашита судна

      Обнаружение пожара в зоне его возникновения

      Стационарные системы пожаротушения

      Общие принципы оснащения судов средствами пожаротушения

      2. Система водяного пожаротушения

      Система водяного тумана

      Система водяных завес

      Система водяного орошения

      Система орошения палубы газовоза

      Спринклерная система пожаротушения

      3. Системы пенотушения средней и низкой кратности

      Средства получения пены

      Схемы систем пенотушения

      Системы объемного пенотушения

      Система объемного пожаротушения высокократной пепой

      4. Углекислотное объемное пожаротушение

      Система углекислотного пожаротушения высокого давления

      Система углекислотного тушения низкого давления

      5. Системы объемного химического тушения

      6. Системы порошкового тушения

      Локальная установка порошкового тушения

      7. Система аэрозольного пожаротушения

      Генератор огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГС-5М

      8. Системы инертных газов

      Система дымовых инертных газов (СИГ)

      СИГ с газогенераторной установкой с дожигающим устройством

      Система тушения с подачей инертного газа из баллонов

      Система пожаротушения с азотным генератором

      Система пожаротушения «Инерген»

      9. Системы предупреждения пожаров

      Системы предотвращения и подавления взрывов

      www.morkniga.ru

      Система пожаротушения на судне

      Судно представляет собой закрытую систему, к которой предъявляются повышенные требования в плане пожарной безопасности. Вне зависимости от вида, назначения, района плавания, вида двигателя, материалов корпуса/надстройки и других параметров водный транспорт должен иметь эффективное оборудование для пожаротушения. Это обеспечит безопасность персонала/пассажиров и минимизирует ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

      Система пожаротушения на судне проектируется с учетом возможных причин пожара – от особенностей конструкции корабля до характера перевозимых грузов и человеческого фактора. Наиболее действенными являются автоматизированные системы, обеспечивающие объемное распыление пожаротушащего вещества (воды, пара, пены, аэрозоля) на открытых и скрытых путях распространения пламени.

      Судовые системы пожаротушения: основные требования

      По нормам Российского речного и морского регистра судоходства системы объемного пожаротушения на пассажирских и грузовых судах речного/морского флота, а также на буксирах и других видах водного транспорта должны обеспечивать эффективную противопожарную защиту таких объектов, как:

      • машинные отделения, котельные, генераторные, насосные, распределительные щиты;
      • вентиляционные системы в помещениях для механического и электрооборудования;
      • коффердамы и отсеки для цистерн под топливо, масло, сбор подсланевых вод;
      • кладовые для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
      • помещения общего назначения (для пассажиров и персонала).
      • В последнее время для обеспечения безопасности судов все чаще применяются установки аэрозольного пожаротушения, что обусловлено их преимуществами перед другими видами огнетушащего оборудования.

        Особенности аэрозольного объемного пожаротушения

        Аэрозольная система пожаротушения включает в себя генераторы огнетушащего аэрозоля ( ГОА ), датчики (дыма, огня, температуры), узлы автозапуска, светозвуковые оповещатели. При обнаружении признаков пожара происходит запуск генераторов, которые выбрасывают в помещение облако газоаэрозольной смеси. Состав быстро гасит пламя и долго сохраняет огнетушащую концентрацию, исключая возможность повторного воспламенения.

        Достоинства аэрозольного пожаротушения для водного транспорта

      • Высокая противопожарная эффективность – модульная система охватывает все отсеки судна, генераторы подбираются по размерам помещения (защищаемый объем зависит от модели и составляет 2,2–134 м3).
      • Отличные эксплуатационные характеристики – после установки генераторы не требуют периодической перезарядки, рабочие температуры модулей варьируются в диапазоне +/-50 °C, бесперебойно функционируют на объектах с уровнем влажности до 98%.
      • Экономическая эффективность – аэрозольные установки имеют наиболее низкую цену среди всех видов огнетушащего оборудования, не требуют затрат на обслуживание и обустройство отдельного помещения под станцию пожаротушения.
      • Простой монтаж – прокладка кабелей для автоматизации системы ведется по существующим трассам, генераторы не нуждаются в подключении к инженерным сетям, поэтому работы можно проводить без вывода судна из эксплуатации.
      • Экологичность – аэрозольная смесь не содержит токсинов и агрессивных химикатов, не причиняет ощутимого вреда людям и не наносит ущерба дорогостоящим корабельным агрегатам и электрооборудованию.
      • АО НПГ «Гранит–Саламандра» – ведущий мировой производитель аэрозольных огнетушащих установок. Мы оказываем полный комплекс услуг – от продажи оборудования до разработки проектных решений и профессиональной установки аэрозольных систем пожаротушения на любых судах.

        Чтобы проконсультироваться со специалистом, позвоните по контактному телефону или задайте вопрос в режиме онлайн.

        www.granit-salamandra.ru