Оглавление:
Раздел 2. Организация самостоятельной работы студентов
2.3. Право Древней Индии
Особое место среди источников права Древней Индии занимают дхармашастры – религиозно-нравственные, правовые предписания и правила (дхармы) и артхашастры – трактаты о политике и праве, среди которых трактат, приписываемый брахману Каутилье (≈I в. до н.э.). Наиболее известные драхмашастры – это Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.). Их появление связано с тем, что правовая мысль Древней Индии приспосабливалась к нуждам практического применения. Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э. На протяжении многих веков он являлся наиболее авторитетным в индуизме. Состоит сборник из 12 глав, включающих 2685 статей. Правовые нормы упорядочены на основе 18 поводов судебного разбирательства (VIII, 3). Слово «дхарма» происходит от санскритского «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон, включающий естественные и моральные нормы, а также нормы обычного права. В более узком, распространенном значении «дхарма» – это долг, обязанности, правила, образ жизни добродетельного индуса. Термин «шастра» означает трактат, сочинение, таким образом, получается «трактат о дхарме».
Эти правовые памятники дают представление об обычном праве, религиозных и моральных нормах, о делении общества на варны и т.д. Способ их изложения включает в себя и произведения других жанров – веды, обычаи (ачара, адагара), указы правителей, советы знатоков правил поведения и т.д.
В Законах Ману главное место занимает иерархия варн (варнадхарма), включающая брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр. В памятнике присутствуют элементы простейшего понятийного юридического аппарата как стремление к преодолению казуистичности. Следует обратить внимание на обособленное положение каждой из варн, особенно шудр и чандалов, а также на положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов.
Изучение дхармашастр Ману и артхашастр Каутильи на семинарских занятиях дает студентам представление о религиозной соционормативной культуре Древней Индии, о правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, о нормах брачно-семейного права, особенностях регулирования имущественных отношений и т.д.
При рассмотрении статей, посвященных вещным правам, следует различать практику и идеологизирование декларации автора. Различают собственность и владение, способы приобретения собственности (см. ст. 129 гл. X, ст. 115 гл. X, ст. 147 гл.VIII).
Если первые три способа приобретения собственности по Законам Ману доступны для всех, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов (ст. 115 гл. X, ст. 147 гл. VIII, ст. 129 гл. X).
Особое внимание следует уделить условиям действительности и недействительности сделок – противоречие закону или установленному обычаю (ст. 164 гл. VIII, ст. 165, 167 гл. III, ст. 167, 163 гл. XIII).
Брачно-семейным отношениям посвящены IX, II, III и др. главы. Здесь даны условия заключения и расторжения брака, распределения наследства в соответствии с варновой принадлежностью, различные формы брака и т.д. Следует обратить внимание на ст. 56, 57 гл. III, ст. 147, 148, 154 гл.V, ст. 13, 14, 15-17 гл. IX, ст. 213, 214 гл.II и ст.226, 233, 416 гл.VIII.
Уголовное право наиболее полно отражено в VII и VIII главах. Необходимо определить сущность понятий «преступление» и «наказание», выделять стадии совершения преступления, формы соучастия, проследить противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358 гл. VIII). Преступления делились на государственные, против личности, нравственности, должностные, лжесвидетельства и т.д. Суд и судебный процесс представлены в самом общем виде, но ст. 16, 31, 140, 141 гл. VII и гл. VIII дают представление о процедурах судебного разбирательства, указываются случаи, допускающие внесудебные санкции (ст. 16, 31 и др. гл. VII, гл. VIII), самоуправство (ст. 48, 49, 50 гл.VIII).
Студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, изучить особенности правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, получить представление о преступлениях и наказаниях, ознакомиться с элементами судоустройства и правилами судопроизводства.
Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина «артхашастра». В переводе с санскрита «артха» – польза. Следовательно, это трактат о пользе. Согласно древнеиндийскому учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха; 2) дхарма; 3) кама.
При этом под служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных благ, под служением дхарме – поддержание правителем общественного порядка, под служением каме – достижение любви к себе со стороны своих подданных.
В этом сборнике более подробно излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения. Студентам необходимо сравнить указанные памятники, чтобы определить, в каком из двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и, соответственно, юридический аппарат развит в большей степени.
Для достижения указанных целей необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Источники права в древней Индии, их общая характеристика.
2. Правовое положение основных групп населения.
3. Институты брачно-семейного права.
4. Институты вещного права. Виды договоров.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи.
Далее даны тесты для закрепления материала и самопроверки:
1. Суд в Древней Индии назывался:
2. Сколько было известно поводов для обращения в суд по Законам Ману:
3. Предусматривалось ли ответственность за неисполнение раджой своих обязанностей:
а) да, по воле бога;
в) да, по законам.
4. Взыскать долг по Законам Ману допускалось:
а) хитростью, принуждением и силой;
б) царским указом для чиновников;
в) решением суда общины;
г) призвав к совести должника.
5. Раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед – это обязанность:
а) сословия в Древней Индии;
б) члены жреческих родов;
в) военная аристократия;
г) сельские общины.
7. Совет царских сановников — паришад:
а) осуществлял судопроизводство;
б) занимался управлением и выполнением приказов царя;
в) командовал армией;
г) выполнял жреческие полномочия.
8. Законы Ману указывают следующие способы возникновения права собственности:
а) наследование, покупка, завоевание, исполнение работы;
б) покупка и наследование;
в) получение в виде дара;
г) наследование, дар, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни.
9. Регламентируя институт договора, Законы Ману установили правило, сохранившееся до наших дней:
а) секретность договора;
б) контроль со стороны государства;
в) запрещались сделки с безумным, малолетним и пьяным;
г) условия договора устанавливались местной администрацией.
netprava.ru
17. Законы Ману: общая характеристика и положение законов в общей системе источников ведического права древней Индии.
Юр. литература Др. Индии очень богата. (1) это именно литература, т. к. формальных актов законов дошло очень мало. (2) юр. нормы разбросаны хаотично по всем памятникам. Часто памятники литературы, шастры, сутры имеют схожее содержание, т.
Весь лит. корпус Др. Индии подразделяется на несколько периодов. Сначала идут Веды, т. е. канонический состав — источник дхармы и традиции, и практики тех, кто знает их [Веды].
К ним примыкает Веданта — «завершение Вед», поясняющая их высшее значение. Состоит из Упанишад — изложения философской сущности брахманизма при помощи сутр [14] .
Затем следует литература шастр [15] — > полная систематизация этого учения, разъяснение дхармы в форме шастр — толкование смысла, а не просто его закрепление на бумаге.
Позднейшей стадией считается литература smrti (священное предание) или sruti («откровение») — попытка придать упорядоченному учению значение всеобщности, т. е. превратить учение в догмат (истинное знание в его законченном внешнем выражении).
Это были не просто Веды, сутры, шастры и т. п. , а дхармасутры, дхармашастры, дхармасмрити, т. к. вся литература индуизма — толкование только одного понятия — dharma. Дхарма [16] — не только самый главный источник права, право вообще, но и целая философская система. Ее цель — управление всеми формами жизни. Мировая ось, на которой держится все живое, вся вселенная. Каждая вещь, существо (в т. ч. человек) может быть познана по своему главному свойству — дхарме. Дхарма огня — жечь, воды — утолять жажду и гасить огонь. Dharma — божественное право. Это основа древнеиндийского права.
Следующим по значению источником права в Индии был указ царя. По форме — индивидуализация дхармы. Часто это выражалось в обязательном обозначении санкции за несоблюдение указа. Сама дхарма обеспечивалась санкцией общего характера, поэтому царский указ формально = индивидуализации этого наказания. Указ царя вводил четкие формальные рамки, применял дхарму к частному случаю.
Следующий источник права – т. н. vyavahara: (1) частноправовой договор, заключенный на основе дхармы, и (2) судебное разбирательство, процесс судоговорения, в форме судебных решений.
Последний источник права — обычай арийских племен. Он формализовывался в литературе, становясь писаным обычным правом. Но обычай в устной форме продолжает играть роль.
Наиболее значимым в юридическом отношении памятником дхармашастр являются законы Ману и Артхашастра. Главный юр. сборник шастр – Narada до сих пор на русский язык не переведен. Все шастры создавались не одновременно, не органом государства, а путем кропотливой работы философских школ брахманизма.
Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание — 9 в. до РХ. Речь в них — от первого лица — легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.
Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изложения материала, его распределение — вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.
Гл. 1 учение о варнах
Гл. 2 понятие кармы и порядок изучения Вед;
Гл. 3 общие постановления о брачном праве;
Гл. 4 учение о дхарме, ее ритуальной стороне;
Гл. 5 постановления о форме брака;
Гл. 6 ритуальные постановления;
Гл. 7 публичное право древней Индии или учение о царской власти и государстве;
Гл. 8 сведения о процессе, вещном и обязательственном праве;
Гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право;
Гл. 10 различные вопросы учения о варнах;
Гл. 11 уголовное право;
Гл. 12 заключительные постановления о дхарме.
Важная особенность — грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном порядке).
Еще одна особенность — своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной, каузальной форме. Например: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в другой главе это квалифицируется как прелюбодеяние. Т. е. , не развит аппарат абстрактного (отвлеченного) мышления
Законы Ману пользовались огромным авторитетом в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Автор — Каутилья (Чанакья), министр царя Чанд-рагупты (индийский Макиавелли). Но учение Каутильи морально, т. к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо — одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.
Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает: правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук); обязанности надзирателей (задачи гос. управления в сфере хозяйства); судоустройство (вопросы процесса и частного права); вопросы гос. иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений; методы айной политики; философские основания государства; методы внешней политики и дипломатии; чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, нашествия противника; способы ведения войны, управления армией.
scicenter.online
Законы Ману: общая характеристика
Законы Ману: общая характеристика
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra ( sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем — всех вместе, и самостоятельно выносил решение.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Царь назначал старосту для 10 деревень, затем — для 20, 100. 1000 деревень = город.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
Существовали т.н. литургии — общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.
Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” — это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.
Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “ Jaty ” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие — с 24 лет.
У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
3. получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
Наследственное право по законам Ману
Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Вещное право по законам Ману
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.
www.km.ru
Общая характеристика дхармашастры законы ману и артхашастры каутильи
Термин «шастра» обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о дхарме.
Центральное место в содержании дхармашастр занимает концепция «варнадхармы», оформляющая деление древне-индусского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функции, права и обязанности. С концепцией «варнадхармы» тесно связана теория «ашрамадхармы», согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре стадии — «ашрамы»: 1) стадия ученика, 2) стадия домохозяина, 3) стадия отшельника и 4) стадия аскета. Пребывание на:каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфические обязанности, требует определенного образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя государства, дхарму об эпитимии (покаянии).
Выявляя типические для дхармашастры признаки, студенты должны на примере «Законов Ману» показать комплексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил, мифологических и философских концепций.
После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо предпринять попытку выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произведения, то есть 8-ой главы «Законов Ману». Следует, в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенности терминологии.
В тексте «Законов Ману» имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерной для правовых памятников эпохи Древности. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического понятийного аппарата. В чем проявляется указанная тенденция? Какие простейшие юридические понятия можно обнаружить Р «Законах Ману»?
Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина «артхашастра». В переводе с санскрита «артха» — это польза. Следовательно, термин «артхашастра» обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндусскому учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, и 3) кама. Названным ценностям или целям должен был, по мнению Каутильи, служить мудрый правитель государства. При этом род служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служением дхарме — поддержание правителем общественного порядка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматриваемого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно, дхарма.
Артхашастра Каутильи признает разработанные в дхармашастрах концепции «варнадхармы» и «ашрамадхар-мы», однако излагает их не столь подробно, как это делает Дхармашастра Ману. С другой стороны, в Артхашастре Каутильи более детально излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.
В тексте Артхашастры Каутильи так же, как и в Дхармашастре Ману, можно увидеть простейший юридический понятийный аппарат, очевидную тенденцию к преодолению казуистичности. Студенты должны сравнить с этой точки зрения Артхашастру Каутильи с Дхармашастрой Ману для того, чтобы определить, в каком из этих двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.
Второй вопрос. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. При анализе статей, излагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в обществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изучаемых трактатов служащие достижению указанной цели идеологические концепции, религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.
При рассмотрении правового статуса варн следует также обратить внимание на предписания, закрепляющие обособленное положение шудр по отношению к остальным трем варнам.
Текст дхармашастры Ману показывает, что в рамках каждой из варн выделялись отдельные социальные группы со своим особым статусом, отличавшим их от других представителей той же самой варны. Что это за группы? Какие факторы определяли их особый статус?
После рассмотрения норм, закрепляющих правовое положение варн, следует обратиться к статьям Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, устанавливающим статус других социальных групп.
В частности, необходимо остановиться на статьях, отражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе «Законов Ману» на русский язык для обозначения рабов иногда употребляется санскритский термин «дасью». Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статутом шудр.
Институтам брачно-семейного права посвящено более половины статей 9-ой главы «Законов Ману», излагающих так называемую «вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, — будут ли они вместе или в разлуке». Вместе с тем статьи, регулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в других главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права выделяются в особую группу статей, которая обозначается как «правила, связанные с браком» (см.: главы 2, 3, 4 книги III).
Содержащиеся в «Законах Ману» нормы брачно-семейного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придается в нем варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наследства.
В «Правилах, связанных с браком» Артхашастры Каутильи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, «жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращающихся), должны ждать соответственно: один, два, три и четыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют потомство, то они (соответственно) должны ждать на год больше».
Принадлежность индивида к той или иной варне учитывается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентирующих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество поступает в пользу правителя государства. Однако для выморочного имущества, принадлежавшего умершему брахману, который являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи устанавливает исключение из данного правила — такое имущество отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхашастре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.
И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выражают вполне определенные представления о сущности брака и семьи. В чем заключается суть этих представлений?
Какие формы брака выделяют указанные правовые памятники?
При рассмотрении правового положения женщины в семье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III «Законов Ману», и с другой стороны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX «Законов Ману». Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?
Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы «Законов Ману». Не противоречат ли они друг другу?
Для общей оценки установленного «Законами Ману» правового положения женщины и детей в семье большое значение имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье выражает эта статья?
При рассмотрении статей Дхармашастры
Ману и Артхашастры Каутильи, посвященных вещным правам, необходимо в
первую очередь провести различие между правовыми нормами, отражающими практику, и чисто идеологическими декларациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?
В обоих рассматриваемых произведениях проводится достаточно четкое различие между институтами права собственности и владения. Студенты должны показать это на примере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся споров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263, 265 главы VIII «Законов Ману»; 8 и 9 главы книги III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель государства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее?
Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владения оросительными сооружениями?
Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отношения, следует прежде всего уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые давали основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых памятниках?
При анализе статей, посвященных отдельным видам сделок, необходимо уделить главное внимание наиболее разработанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидностям договора, например — договору купли-продажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающие уровень развития древнеиндийского общества и государства в ту эпоху, когда создавались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?
Пятый вопрос. Приступая к изучению указанного вопроса, необходимо в первую очередь выяснить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чем усматривают данные произведения сущность наказания?
Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что выраженные в текстах Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи представления о сущности преступления и наказания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззренческих установок и религиозно-этических принципов индуизма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей — Артхашастры.
С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндийского общества и государства.
В чем конкретно — в каких статьях «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи — проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?
Как отразились на содержании норм уголовного права рассматриваемых правовых памятников сословность древнеиндийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?
В поисках ответа на поставленные вопросы следует обратиться прежде всего к седьмой и восьмой главам «Законов Ману», но при этом нельзя игнорировать содержание и других глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него — стержневая тема любой дхармашастры.
В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Однако отдельные статьи, устанавливающие наказания за совершенные правонарушения, встречаются и в других главах данной книги.
Уяснив смысл воплощенных в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи представлений о сущности преступления и наказания, можно приступать к более конкретному анализу содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм.
В процессе этого анализа следует определить, выделяются ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли преступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершенное преступление, выделить обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание.
Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потерпевшего?
Студенты должны научиться отличать в тексте «Законов Ману» уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конкретна — декларация же или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII «Законов Ману», устанавливающая, что «брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн всегда должны быть охраняемы», или ранее идущая статья 350, разрешающая «убивать, не колеблясь, нападающего убийцу — [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде», более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: «Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений». В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заявляющая, что «к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] — ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».
Последняя статья противоречит своим содержанием выше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительного нет — различные призывы или декларации часто противоречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.
При рассмотрении отдельных видов преступлений и наказаний следует прежде всего обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпринимаются отдельные попытки дать определения преступлений. Наиболее очевидные случаи — статья 332 главы VIII «Законов Ману» и первые по счету статьи глав 17, 18, 19 книги III Артхашастры Каутильи.
После рассмотрения отдельных видов преступлений и наказаний рекомендуется провести сравнение уголовно-правовых норм Дхармашастры Ману с подобными нормами Артхашастры Каутильи.
Шестой вопрос. Текст «Законов Ману» дает лишь самое общее представление о суде и судебном
процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных статей данного произведения можно сделать определенные выводы относительно характера суда, его состава, видов, процедур судебного разбирательства и т. д. (См., например: ст. 16, 31, 140, 141 главы VII и ст. 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64,65, 66, 70, 73 главы VIII и др.).
Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить особое внимание на главу 1 книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: ст. 1 главы 8, ст. 15 главы 9, ст. 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, ст. 17, 19, 20 главы 19, ст. 17, 22 главы 20 и др.). После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см., например: ст. 48, 49, 50 главы VIII «Законов Ману» и другие). Студенты должны проанализировать их и установить, в каких случаях и каким лицам «Законы Ману» разрешают применять внесудебные средства восстановления нарушенного права.
studfiles.net