Уголовный кодекс франции от

Оглавление:

Уголовный кодекс Франции как Гарант соблюдения принципа законности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Богданова Элла Юрьевна

В настоящей статье анализируются положения Уголовного Кодекса Франции , который был принят в 1992 г. и действует с 1994 г. Рассматриваются этапы реформирования уголовного законодательства и раскрываются идеи, нашедшие свое отражение в действующем Уголовном Кодексе Франции , в первую очередь, защита прав человека, его жизни, безопасности труда, передвижения, экологическая безопасность, свобода конституционных прав граждан, а также существенное обновление Уголовного Кодекса в соответствии с современными потребностями борьбы с преступностью. Раскрываются положения Уголовного Кодекса Франции , касающиеся классификации преступных деяний и наказания за их совершение. Анализируется закрепленный в Уголовном Кодексе принцип законности , согласно которому никто не может быть наказан за совершение деяния, не предусмотренного законом или постановлением. Рассматриваются основные и дополнительные виды наказаний, предусмотренных за совершение преступных деяний, описывается отмена таких видов наказаний, как смертная казнь и высылка, которые были предусмотрены предыдущим Уголовным Кодексом. Также в статье рассматриваются особенности исполнения назначенного за совершение преступного деяния наказания. Анализируется система и структура Особенной части Уголовного Кодекса Франции , которая также подверглась качественному преобразованию по сравнению с предыдущим Уголовным Кодексом. Отмечается положение о том, что защита человеческой личности от посягательств на ее основные права является одной из главных задач, которую ставит перед собой Уголовный Кодекс Франции .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Богданова Элла Юрьевна,

CRIMINAL CODE OF FRANCE AS GUARANTOR OF OBSERVANCE OF THE LEGALITY PRINCIPLE

Текст научной работы на тему «Уголовный кодекс Франции как Гарант соблюдения принципа законности»

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ КАК ГАРАНТ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ

БОГДАНОВА ЭЛЛА ЮРЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ella_bogdanova@mail.ru

В настоящей статье анализируются положения Уголовного Кодекса Франции, который был принят в 1992 г. и действует с 1994 г. Рассматриваются этапы реформирования уголовного законодательства и раскрываются идеи, нашедшие свое отражение в действующем Уголовном Кодексе Франции, в первую очередь, защита прав человека, его жизни, безопасности труда, передвижения, экологическая безопасность, свобода конституционных прав граждан, а также существенное обновление Уголовного Кодекса в соответствии с современными потребностями борьбы с преступностью. Раскрываются положения Уголовного Кодекса Франции, касающиеся классификации преступных деяний и наказания за их совершение. Анализируется закрепленный в Уголовном Кодексе принцип законности, согласно которому никто не может быть наказан за совершение деяния, не предусмотренного законом или постановлением. Рассматриваются основные и дополнительные виды наказаний, предусмотренных за совершение преступных деяний, описывается отмена таких видов наказаний, как смертная казнь и высылка, которые были предусмотрены предыдущим Уголовным Кодексом. Также в статье рассматриваются особенности исполнения назначенного за совершение преступного деяния наказания. Анализируется система и структура Особенной части Уголовного Кодекса Франции, которая также подверглась качественному преобразованию по сравнению с предыдущим Уголовным Кодексом. Отмечается положение о том, что защита человеческой личности от посягательств на ее основные права является одной из главных задач, которую ставит перед собой Уголовный Кодекс Франции.

Ключевые слова: Уголовный Кодекс Франции, принцип законности.

В настоящее время во Франции действует Уголовный кодекс, который был принят в 1992 г. и вступил в силу с 1 марта 1994 г. Это Кодекс пришел на смену кодексу Наполеона, принятому в 1810 г. и просуществовавшему более 180 лет [1].

Фактически реформа уголовного законодательства началась во Франции в 1974 г. Первый проект по общим положениям был подготовлен к 1978 г., но затем работы были приостановлены. Впоследствии, осенью 1981 г., в соответствии с данными, министром юстиции развернутым поручением, работы по реформированию уголовного законодательства были возобновлены. Однако и после принятия четырех книг Уголовного Кодекса в 1992 г. эти работы завершены не были. Впоследствии предполагается разработка и принятие новых отдельных книг, которые будут посвящены уголовному праву экономики, труда, здравоохранения, финансов, окружающей среды и т. д. Предполагается, что все принятые законы должны будут войти в Уголовный Кодекс в качестве его составных частей.

Основной концептуальной идеей реформирования Уголовного Кодекса Франции выступает

защита прав человека, его жизни, безопасности труда, передвижения, экологическая безопасность, свобода конституционных граждан. Уголовный Кодекс гарантирует соблюдение принципов, которые закреплены в Декларации прав человека и гражданина и в Европейской конвенции прав человека. Данная гарантия возможна за счет криминализации новых преступных деяний и их пенализации, то есть наказуемости за их со -вершение [2]. Поэтому Особенная часть Уголовного Кодекса Франции начинается с главы о преступлениях против личности и о преступлениях против человечества, в то время как Особенная часть предыдущего Уголовного кодекса 1810 г. начиналась с главы о посягательствах на государство.

Другая концептуальная позиция Уголовного кодекса заключается в строгом следовании принципу законности, так как Франция провозгласила себя правовым государством.

Следующей концептуальной позицией реформирования Уголовного Кодекса Франции является его существенное обновление в соответст-

вии с современными потребностями борьбы с преступностью.

В предыдущий Уголовный Кодекс 1810 г. на протяжении всего периода его действия вносились изменения, касающиеся более полной индивидуализации ответственности и наказания; гуманизации наказания; включения новых преступных деяний, появление которых было обусловлено общественным развитием; декриминализации преступных деяний, то есть признания деяния непреступным и исключения его из признаков уголовного закона.

Направление криминализации и декриминализации было обусловлено развитием государства и общества и появлением новых видов общественно опасных деяний, таких как торговля наркотиками, крупный бандитизм и терроризм, общественно-опасные деяния на транспорте, посягательства на окружающую среду, общественно-опасные деяния в сфере компьютерной информации, в сфере экономики, а также необходимостью удаления из Уголовного кодекса устаревших норм, которые устанавливали ответственность за деяния против нравственности или религии.

Неоспоримым преимуществом Уголовного Кодекса Франции выступает закрепление принципа индивидуализации ответственности, согласно которому суд назначает наказание и определяет режим его исполнения в зависимости от обстоятельств преступного деяния и личности субъекта, его совершившего. И данный принцип не просто задекларирован, он действует, так как кодекс предоставляет суду широкий выбор способов и средств применения наказания, которые будут точно соответствовать личности виновного лица и обстоятельствам совершения преступного деяния.

Уголовный Кодекс Франции сохраняет традиционную классификацию преступных деяний, которая существовала еще в предыдущем Уголовном Кодексе 1810 г.: преступления, проступки и нарушения. Последние нередко называют «полицейские нарушения». Однако если прежний кодекс критерием такого деяния считал сущность наказания, назначаемого за совершение этих преступных деяний, то новый кодекс вводит материальный критерий их дифференциации, то есть тяжесть совершенного деяния. Кроме того, основанием этого деления выступает умышленный или неосторожный характер преступного деяния. Хотя, необходимо отметить, что понятия вины в Уголовном Кодексе Франции не содержится. Принимая во внимание данный критерий, преступления можно определить только как умышленные деяния, а неосторожные же деяния будут яв-

ляться уголовными проступками. Что же касается полицейских нарушений, то для привлечения винновых в их совершении лиц к ответственности и назначения им наказания, достаточно простого несоблюдения установленного правила или нарушения запрета независимо от наличия умысла виновного [3].

Согласно положению Уголовного Кодекса Франции, субъектами преступных деяний выступают, наравне с физическими, и юридические лица. Однако привлечение к уголовной ответственности юридического лица не исключает потенциальную возможность уголовной ответственности и физического лица, которое является руководителем данного юридического лица [4].

В Уголовном Кодексе Франции нашел свое выражение и закрепление принцип законности, согласно которому никто не может быть наказан за совершение деяния, которое не предусмотрено законом или постановлением; никто не может быть подвергнут наказанию, не предусмотренному законом или постановлением, а также закон подлежит строгому толкованию.

Кроме того, закреплен принцип, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы. Также детально изложены принципы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Согласно установленной классификации преступных деяний, все наказания, закрепленные в Уголовном кодексе Франции, подразделяются на три категории — уголовные, исправительные и полицейские. Наиболее строгими являются уголовные наказания, которые назначаются за совершение преступлений. В зависимости от времени их длительности они подразделяются на срочные и бессрочные. К срочным наказаниям относятся такие, как уголовное заключение или уголовное заточение на срок, к бессрочным — пожизненное уголовное заключение и пожизненное уголовное заточение.

Во Франции смертная казнь как вид наказания была отменена в 1981 г. и в настоящее время в перечне наказаний Уголовного Кодекса не содержится. Была отменена и высылка как вид наказания, считавшийся позорящим по предыдущему Уголовному Кодексу.

Одновременно с такими основными наказаниями как уголовное заключение и уголовное заточение могут быть назначены одно или несколько дополнительных наказаний.

Важное место среди исправительных наказаний занимают тюремное заключение и штраф. Тенденция законодателя сократить назначение

тюремного заключения за совершение нетяжких уголовных проступков и стимулировать назначение наказаний, замещающих тюремное заключение, нашла свое отражение в установлении правила, закрепляющего положение о том, что суд может назначить тюремное заключение без отсрочки его исполнения только специальным мотивировочным решением с обоснованием выбора именно этого вида наказания.

Что же касается такого вида наказания, как штраф, то он может быть назначен как за преступление, так и за проступок в качестве основного либо дополнительного наказания.

Если же рассматривать полицейские наказания, то основное место среди них занимают штраф и наказания, связанные с лишением некоторых прав или их ограничением, например, лишение права охоты, конфискация оружия.

В Уголовном Кодексе Франции в каждой конкретной статье, которая устанавливает ответственность за то или иное преступное деяние, зафиксирован лишь максимум наказания без указания минимального размера, который с учетом смягчающих обстоятельств может быть чрезвычайно подвижным. Таким образом, суду предоставляется право выбирать размер назначаемого наказания с учетом всех обстоятельств. Кроме того, суд вправе вынести решение об исполнении назначенного наказания по частям, основанием к чему являются существенные причины медицинского, семейного, профессионального или социального характера [5].

При разработке Уголовного Кодекса Франции система его Особенной части подверглась качественному преобразованию.

В Уголовном Кодексе Франции преступные деяния объединены в самостоятельные разделы в соответствии с родовым объектом посягательства, основываясь на приоритете охраны личности, как и во многих европейских кодексах. Поэтому неслучайно, что Особенная часть Кодекса открывается нормами, которые устанавливают ответственность за преступления против человечества. Такие преступления, как геноцид, рабство, депортация наказываются пожизненным лишением свободы. На перечисленные преступления не распространяются сроки давности, а виновные в их совершении лица не освобождаются от уголовной ответственности. За разделом «Преступления против человечества» следует раздел «Посягательства на человеческую личность». Оба этих раздела составляют отдельную книгу. Посягательства на жизнь человека как важнейшее и неотъемлемое право каждого человека стоят на первом месте в связи с их тяжестью.

Следующую, третью книгу, Особенной части составляют два раздела «Об обманном завладении собственностью» и «Об иных посягательствах на собственность», а четвертая книга устанавливает уголовную ответственность за преступления и проступки против государства, нации и общественного спокойствия.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что несомненным достоинством Уголовного Кодекса Франции является стремление законодателя рассматривать преступные деяния через призму защиты прав человека и концепции правого государства при соблюдении принципа законности. Одной из главных задач, которую ставит перед собой Уголовный кодекс Франции, является защита человеческой личности от посягательств на ее основные права.

1. Есаков Г. А., Крылова Н. Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Проспект, 2010. С. 119.

2. Патеева Г. Х. Формализация назначения наказания в уголовном праве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. № 5. С. 29-33.

3. Ситникова А. И. Доктринальные модели и законодательные конструкции института соучастия в преступлении. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 119.

4. Кольцов Е. Г. Специальный субъект преступления в уголовном праве России и Франции // Вестник МГЛУ. Юридические науки. 2007. Вып. 534. С. 52-66.

5. Оганесян Л. Р. Возраст уголовной ответственности в уголовном праве зарубежных стран (США, Англия, Франция, Австрия, Швейцария, Испания, ФРГ, Япония) // Вектор науки Тольяттинского Государственного ун-та. Спец. Вып. «Правоведение». 2009. № 2 (5). С. 113-115.

1. Yesakov G. А., Krylova N. Ye., Serebrennikova А. V. Ugolovnoye pravo zarubezhnykh stran. Uchebnoye posobiye. M.: Prospekt, 2010.

2. Pateyeva G. Kh. Formalizatsiya naznacheniya na-kazaniya v ugolovnom prave zarubezhnykh stran // Ros-sijskaya yustitsiya. 2009. № 5. S. 29-33.

3. Sitnikova А. I. Doktrinal’nye modeli i zakonoda-tel’nye konstruktsii instituta souchastiya v prestuplenii. M.: Yurlitinform, 2009.

4. Kol’tsov Ye. G. Spetsial’nyj sub»yekt prestuple-niya v ugolovnom prave Rossii i Frantsii // Vestnik MGLU. Yuridicheskiye nauki. 2007. Vyp. 534. S. 52-66.

5. Oganesyan L. R. Vozrast ugolovnoj otvetstven-nosti v ugolovnom prave zarubezhnykh stran (SSh^ АвдИу^ Frantsiya, Аvstriya, Shvejtsariya, Ispaniya, FRG, Yaponiya) // Vektor nauki Tol’yattinskogo Gosudarstven-nogo Universiteta. Spetsial’nyj vypusk «Pravovedeniye». 2009. № 2 (5). S. 113-115.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Э. ro. EOrflAHOBA

CRIMINAL CODE OF FRANCE AS GUARANTOR OF OBSERVANCE OF THE LEGALITY PRINCIPLE

BOGDANOVA ELLA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ella_bogdanova@mail.ru

In this article author analyzed provisions of the Criminal code of France which was adopted in 1992 and acts since 1994. Author considered stages of reforming of the criminal legislation and ideas which found the reflection in the existing Criminal code of France, first of all protection of human rights, his lives, safety of work, movement, ecological safety, freedom of constitutional rights of citizens, and also essential updating of the Criminal code according to modern requirements of fight against crime reveal. Author revealed provisions of the Criminal code of France concerning classification of criminal actions and punishment for their commission. Author analyzed the principle of legality enshrined in the Criminal code according to which nobody can be punished for commission of the act which isn’t provided by the law or the resolution, nobody can be subjected to the punishment which isn’t provided by the law or the resolution, and also the law is subject to strict interpretation. Author considered main and additional types of the punishments prescribed for commission of criminal actions and described cancellation of such types of punishments as the death penalty and dispatch which the previous Criminal code prescribed. Also in article author considered features of execution of the sentence imposed for commission of criminal action. Author analyzed the system and structure of Special part of the Criminal code of France which also underwent high-quality transformation in comparison with the previous Criminal code. Author noted situation that protection of the human person against infringement of her basic rights is one of main tasks which sets for itself the Criminal code of France.

Key words: Criminal code of France, principle of legality.

cyberleninka.ru

Zaruba / Заруба / 52. Французский уголовный кодекс

52.Французский уголовный кодекс 1810г.

Уголовный кодекс 1810.

Закреплял прогрессивные буржуазные принципы в области уголовного права: 1) законность 2) равенство граждан 3) наказание преступлений 4) закон не имеет обратной силы

Кодекс состоит из предварительных постановлений и 4 частей. Предварительно и первые 2 части составляли общую часть Последние две части – особая часть.

Дана четкая квалификация преступных деяний, которые делились на преступление, проступки и наращения. При этом проступки и преступления делились на публичные и частные. Определение что есть преступление, проступок, нарушение (ст 1), классификация зависит от наказания.

В обществе часто рассматривается вопрос о покушении. Наказывались различно в случаях преступления и проступка. В случае преступления …..как сама преступное деяние, в случае проступка – если особо указывалось в законе. Вопрос о соучастии: подстрекательство, пособничество.

Предусматривалось смягчение наказания для лиц: моложе 16 лет, престарелым старше 70 не назначали каторги, департаменту.

Ужесточении: рецидив, групп.

Полное освобождение: при безумии, непреодоленой силы.

Преступление и проступок против публичных инт-ов, посягательство на жизнь императора и его семьи, побуждение граждан к восстанию. Участие в запрещенном собрании – проступок. Бродяжничество 3-6 месяце тюремного заключения.

Преступление и проступок против частных лиц. Предумышленное убийство детоубийство, отравление – см казнь, при отцовоубийстве ( особ). Неумышленное убийства: тюремное заключение от 3 месяцев – 2 лет и т штраф от 60-300 франков.

Преступление и проступок простив собственности. Кража, грабеж, разбой – каторжные работы. Если с применением насилия то смертная казнь.

Нарушение: разведение огня, правила дородного движения.

Различали 3 группы наказаний: уголовное, исправительное, полицейское. За преступление – уголовное как: смертная казнь, пожизненное и срочная каторжная работа, позорное наказание. Отмена телесных и членовредительских наказаний, но элементы остались. Смертная казнь с помощью гильотины. Каторги 5-10 лет.

За проступок – исправительные наказания, тюремное заключение от 5 лет, штраф, лишение на время гражданских прав.

Прогрессивно, но ряд статей были пережитками феодализма. В целом основной целью наказания было возмездие ( в некоторой степени и устрашение). Действовал до 1994.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808

Процесс делился на 2 стадии:

предварительное следствие. Носило розыскной характер. Дело возбуждал прокурор, нет частного обвинения. Но пред прокурором назначался следственный судья, который имел право производить розыск и другие большие права.

Основные черты предварительно следствия:

Отсутствие состязательности, Обвинитель не мог присутствовать. Пользоваться защитой адвокатов. Таина следствие, слушание при закрытых дверях, письменное делопроизводство, стеснение личной свободы обвиняемого, рассмотрение как объект исследования.

Следственный судья, считая, что следствие, закончено направлял дело прокурору, который составлял след акт.

судебное разбирательство. Носит состязательный характер. Основные принципы: гласность, устность, состязательность. Дело рассматривалось при открытых дверях обвинительное заключение со всеми материалами дела, явление судебного права. Участие адвокат и прокурор. Прокурор оглашал обвинительный акт, речь, допрос подсудимого. Прения сторон. Последнее слово обвиняемому или его защите.

Под влиянием английского права – сенст присяжные. После последнего слова подсудимый «презид» суда вручал старшине присяжные вопрос лист, при этом говоря …слово. Решение – по большинству голосов. Нет теории формальных доказательств.. Решение принималось на основе свободной оценки доказательств.

Для розыскного процесса признавалась презумпция невиновности

studfiles.net

Уголовное законодательство Франции. Сборник научных публикаций. 1. Извлечения из Уголовного кодекса Франции 1992 года. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Составитель: Н.А. Крашенинникова. 2. Н.Е. Крылова. Новый уголовный кодекс Франции: Основные черты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 3. М. Н. Косарев. Борьба с терроризмом в уголовном законодательстве Франции. 4. Уголовный кодекс Франции. Выдержка из статьи В.Е. Батюковой «Анализ уголовного законодательства в части применения норм, охраняющих общественный порядок, в странах дальнего зарубежья». 5. А.А. Меньших. Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка по законодательству Франции.

в 70 — е гг. активизировались ультраправые, в 1978 г. прошло 637 насильственных акций, в 1977 г. произошел взрыв возле Парижской синагоги на улице Коперника (4 прохожих по гибло, 15 ранено) 2 .

С конца 70 — х в начале 80 — х гг. организация «Прямое действие» (Аксьон дарект, action directe) осуществила ряд взрывов в правительственных учреждениях, офисах крупных фирм, в аэропорту Орли, организовала 12 политических покушений, ограбила

1 Кожушко Е. П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса . Минск, 2000. С. 143.

несколько банков и ювелирных магазинов на сумму около 100 млн франков 3 .

Корсиканские националисты в 1980 г. осуществили 375 взрывов на Корсике, с 1990 – 1999 гг. от корсиканских взрывов погибло 3 тыс. человек 4 ; в 1986 г. исламские террористы провели атаки в метро, парижской мэрии, префектуре (тогда погибло 9 человек и 160 было ранено).

25 июля 1995 г. на станции метро «Сен — Мишель» произошел взрыв ( 7 человек погибло, 84 ранено 5 ). Законодательный процесс по борьбе с терроризмом во Франции, по мнению профессо ра Парижского университета Мари — Элизабет Картье, делится на три периода 6 .

Первым является принятие 9 сентября 1986 г. Закона No 86 — 1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность».

Второй период – это принятие Закона No 87 — 542 от 16 июля 1987 г. «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г.».

И, наконец, третьим периодом является принятие в 1992 г. нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу с 1 марта 1994 г.

Основными идеями кодекса являются: приоритет общечеловеческих ценностей, примат международного права над внутригосударственным, законность, адекватность мер борьбы с опасными преступлениями, дифференциации уголовной ответственности и индивидуализация наказания.

Во Франции, в принятом 9 с ентября 1986 г. законе «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность», понятия терроризм введено не было. Но были определены условия, при которых преступление может считаться террористическим – это совершение преступления одним исполнителем или преступным сообществом в целях опасного нарушения общественного порядка путем запугивания и террора.

В законе перечислялись конкретные преступления (умышленное и предумышленное убийство, захват заложника, угон воздушного судна и другие со ставы, всего около 30), этим же законом вводилась глава в УПК Франции, посвященная ведению следственных действий по делам о терроризме.

Как уже говорилось, в 1992 году во Франции был принят новый Уголовный кодекс, состоящий из книг, в которые входят разде лы, главы, отделы и подотделы. Французский законодатель пошел по пути отказа от формулировки самостоятельного состава терроризма.

В УК определение терроризма включает перечисление отдельных преступлений и носит сложную отсылочную форму. Террористическим п реступлениям посвящен специальный разд. II «О терроризме».

Он состоит из двух глав: гл. 1 «Об актах терроризма» (ст. 421 — 1−421 — 5), гл. 2 «Особые положения» (ст. 422 — 1−422 — 5). В гл. 1 дается понятие терроризма и содержатся нормы, предусматривающие наказание за него.

Глава 2 предусматривает возможность освобождения виновных лиц от наказания за террористические преступления, а также устанавливает дополнительные

5 Терроризм и террористы: Ист. справ. / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 1999. С. 395 – 396. 6 Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом / Отв. ред. И. С. Власов. М., 2002. С. 63.

наказания за него и регулирует ответственность юридических лиц, участвующих или способствующих терро ризму.

Под актами терроризма, согласно ст. 421 — 1 УК, являются совершенные индивидуально или коллективно операции с целью серьезно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора следующие преступные деяния:

п. 1. Умышленные посягательства на жизнь, умышленные посягательства на личную неприкосновенность, похищение и незаконное лишение свободы, так же как угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства, определенные книгой II настоящего кодекса;

п. 2. Кражи, вымогательства, уничтожения, повреждения и порча, так же как преступные деяния в области информатики, определенные книгой III настоящего кодекса;

п. 3. Преступные деяния по делам о боевых группах и расформированных движениях, определенные ст. с 431 — 13 по 431 — 17, и преступные деяния, определенные ст. 434 — 6 и ст. с 441 — 2 по 441 — 5;

п. 4. Изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых механизмов и орудий, определенные в ст. 3 закона от 19 июня 1871 г., отменяющего декрет от 4 сентября 1870 г. об изготовлении военного вооружения; – производство, продажа, ввоз или вывоз взрывчатых веществ, определенные в ст. 6 закона No 70 — 575 от 3 июля 1970 г., изменяющего правовой режим пороха и взрывчатых веществ; – приобретение, хранение, перевозка или незаконное ношение взрывчатых веществ или орудий, изготовленных с применением названных веществ, определенные в ст. 38 декрета — закона от 18 апреля 1939 г, устанавливающего правовой режим военной техники, оружия и боеприпасов; – хранение, ношение и перевозка оружия и боеприпасов первой и четвертой категорий, определенные в ст. 24, 28, 31 и 32 вышеупомянутого декрета — закона; – преступные деяния, определенные в ст. 1 и 4 закона No 72 — 467 от 9 июня 1972 г., запрещающего разработку, изготовление, хранение, складирование, приобретение и передачу биологических или токсичных видов оружия; – преступные деяния, предусмотренные ст. с 58 по 63 закона No 98 — 467 от 17 июня 1998 г., регулирующего применение Конвенции от 13 января 1993 г. о запрещении разработки, изготовления, складирования и приме нения химических видов оружия и об их уничтожении;

п. 5. Укрывательство полученного в результате совершения какого — либо из преступных деяний, предусмотренных в вышеназванных пунктах с 1 по 4 7 .

К террористическим отнесены и преступные деяния в области информатики: незаконный доступ ко всей или к части системы автоматизированной обработки данных, действия, направленные на воспрепятствование работе или нарушение правильности работы системы автоматизированной обработки; ввод обманным

7 Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 359 – 361 .

способом информации в систему автоматизированной обработки данных; уничтожение или изменение обманным способом содержащихся в указанной системе данных; участие в группе, созданной с целью подготовки, – путем совершения одного или нескольких конкретных действий – какого — либо из перечисленных деяний 8 .

Так же французские власти, понимая возможную опасность причинения экологического вреда в террористических целях, ввели ст. 421 — 2.

Действия образует акт терроризма, если он намеренно связывается с какой — либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора, распространение в атмосфере, почве, недрах или водах, включая территориальные морские воды, любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека или животных или природную среду.

Учитывая значительную общественную опасность, УК Франции приравнял к совершению акта терроризма участие в какой — либо группе или объединении, созданном с целью подготовки актов терроризма.

Требует рассмотрения вопрос о назначении наказания за совершение преступлений, связанных с терроризмом.

Закон предусматривает более строгое наказание, связанное с лишением свободы за совершение преступлений, если они признаются актами терроризма, чем за подобные общеуголовные преступления.

Так, в ст. 421 — 3 говорится следующее: «Максимум наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за совершение преступных деяний, указанных в ст. 421 — 1, повышается указанным ниже образом, если эти преступны е деяния образуют акты терроризма:

п. 1. Он увеличивается до пожизненного уголовного заключения, если преступное деяние наказывается тридцатью годами уголовного заключения;

п. 2. Он увеличивается до тридцати лет уголовного заключения, если преступное деяни е наказывается двадцатью годами уголовного заключения;

п. 3. Он увеличивается до двадцати лет уголовного заключения, если преступное деяние наказывается пятнадцатью годами уголовного заключения;

п. 4. Он увеличивается до пятнадцати лет уголовного заключения, если преступное деяние наказывается десятью годами тюремного заключения;

п. 5. Он увеличивается до десяти лет тюремного заключения, если преступное деяние наказывается семью годами тюремного заключения;

п. 6. Он увеличивается до семи лет тюремн ого заключения, если преступное деяние наказывается пятью годами тюремного заключения;

п. 7. Он удваивается, если преступное деяние наказывается тюремным заключением на срок не более 3 лет» 9 .

За экологический терроризм предусмотрено наказание в виде пятнадцати лет уголовного заключения и штрафом в размере 1500 000 франков 10 . Если

8 Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом. С. 72.

9 Уголовный кодекс Франции. С. 362 – 363.

этот акт повлек смерть одного или нескольких лиц, он наказывается пожизненным уголовным заключением и 5 000 000 франков штрафа.

За участие в террористической группе или организации з акон предусматривает десять лет тюремного заключения и штраф в размере 1 500 000 франков.

Также в статьях предусмотрена норма о периоде надежности, то есть период, в течение которого к осужденному за терроризм не применяется приостановление исполнения наказания и исполнение наказания по частям, помещение вне исправительного учреждения, разрешение выхода за пределы пенитенциарного учреждения, полусвободный режим отбывания наказания или условное освобождение.

Он применяется к преступлениям и проступкам, караемым десятью годами уголовного заключения и выше. Данный период равняется половине срока наказания; если речь идет о пожизненном лишении свободы, то этот срок равняется 18 годам.

Суд, в свою очередь, может увеличить этот срок до двух третей наказания и при по жизненном уголовном заключении до 22 лет, либо решить вопрос о сокращении данного срока.

Наряду с основными видами наказаний в виде лишения свободы и штрафа, Французский уголовный кодекс предусматривает и дополнительные в виде лишения политических, граждан ских и семейных прав, которые предусматривают более жесткую ответственность за терроризм, чем за подобные преступления, совершенные без террористических целей.

В ст. 422 — 3 говорится, что физические лица, виновные в совершении актов терроризма, подвергаются равно следующим дополнительным наказаниям:

п. 1. Запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами по правилам, предусмотренным ст. 131 — 26. Однако максимальная продолжительность запрещения увеличивается до пятнадцати лет в случае совершения преступления и до десяти лет в случае совершения проступка;

п. 2. Запрещение по правилам, предусмотренным ст. 131 — 27, занимать публичную должность, выполнять профессиональную или общественную деятельность, при осуществлении или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено. Однако максимальная продолжительность временного запрещения увеличивается до десяти лет;

п. 3. Запрещение местопребывания по правилам, предусмотренным ст. 131 — 31. Однако максимальная продолжительность запрещения увеличивается до пятнадцати лет в случае совершения преступления и до десяти лет в случае совершения проступка 11 . Помимо перечисленных дополнительных видов наказания предусмотрено запрещение пребывания на французской территории, оно может быть назначено в качестве бессрочного наказания либо сроком не более десяти лет в отношении любого иностранца, виновного в совершении какого — либо из преступных деяний, связанных с терроризмом.

10 С 1 января 2002 года европейские страны Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция ввели на своей территории единую европейскую валюту евро, которая в настоящее время является единственным законным платежным средством во всей еврозоне; 1 евро равняется 6,56 французских франков.

11 Уголовный кодекс Франции. С. 365.

Так же в соответствии с французским законом предусмо трена ответственность юридических лиц, в том числе и за акты терроризма. Этот институт позволяет более эффективно бороться с такими факторами, как финансирование терроризма.

Наказания, которым подвергаются юридические лица – это штраф, равный пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физических лиц законом, наказывающим преступное деяние, а также согласно ст. 131 — 39 юридические лица могут быть наказаны одним или несколькими следующими наказаниями:

п. 1. Прекращение деятельности в случае, когда юридическое лицо было создано, или, если речь идет о совершении преступления или проступка, который подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет для физических лиц, отошло от цели своего создания для совершения вменяемых ему в вину действий ;

п. 2. Бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение осуществлять прямо или косвенно один или несколько видов профессиональной или общественной деятельности; п. 3. Помещение под судебный надзор сроком не более пяти лет;

п. 4. Бессрочное или сроком не более пяти лет закрытие всех заведений либо одного или нескольких из заведений предприятия, служивших совершению вменяемых в вину деяний;

п. 5. Бессрочное или сроком не более пяти лет исключение из участия в договорах, заключаемых от имени Государства;

п. 6. Бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение обращаться с публичным призывом к размещению вкладов или ценных бумаг;

п. 7. Запрещение пускать в обращение чеки, иные, нежели те, которые позволяют получать средства векселедателем в присутствии плате льщика по переводному векселю, или те, которые удостоверены, или пользоваться кредитными карточками сроком не более пяти лет;

п. 8. Конфискация вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния или вещи, которая получена в резу льтате преступного деяния;

п. 9. Афиширование или распространение вынесенного приговора либо в печати, либо любым другим способом аудио — видеосообщения. Наказания, определенные выше в п. 1 и 3, не применяются к юридическим лицам публичного права, на которые может быть возложена уголовная ответственность. Они не применяются также к политическим партиям и объединениям или профессиональным союзам. Наказание, определенное в п. 1, не применяется к организациям, представляющим персонал. 12 Запрещение, указанное в п. 2 ст. 131 — 39, относится к деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено.

12 Уголовный кодекс Франции. С. 112.

Также в Уголовном кодексе присутствуют поощрительные нормы, освобождающие от ответственности участников террористических преступлений. Они предусматривают освобождение от наказания в случае, если лицо поставит в известность административные или судебные органы власти, позволит предотвратить осуществление преступления и установить других виновных.

Так же предусмотрено сокращение наказания наполовину в случае, если лицо поставит в известность административные, судебные органы власти, позволит пресечь преступные действия или предотвратить гибель людей или хроническое заболевание человека и установить других виновных.

В случае, если наказание является пожизненным уголовным заключением, оно снижается до двадцати лет.

В заключение хотелось бы сказать, что рассмотренные вопросы борьбы с терроризмом во Франции будут интересны и для российского общества.

По нашему мнению, следовало бы использовать назначение более строгого наказания за преступления, совершенные в террористических целях, внести террористические цели в обстоятельства, отягчающие наказание. Заслуживает интерес и то, что французские власти не включили в уголовное законодательство такого понятия, как терроризм, учитывая его разнообразие и невозможность описать в рамках отдельного состава преступления. Надеемся, что положительный зарубежный опыт в сфере уголовной юстиции будет правильно оценен, проанализирован и воспринят в новом законодательстве России.

В.Е. Батюкова

Уголовный кодекс Франции

Анализ уголовного законодательства в части применения норм, охраняющих общественный порядок

Выдержка из статьи В.Е. Батюковой «Анализ уголовного законодательства в части применения норм, охраняющих общественный порядок, в странах дальнего зарубежья». В.Е. Батюкова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Уголовного права Московского университета МВД России. URL: http://pravo.zakon.kz/4631536-analiz-ugolovnogo-zakonodatelstva-v.html

Уголовный кодекс Франции (далее — УК Франции)

Новый УК Франции был принят в 1992 г. и действует с 1 марта 1994 г. Он сменил «классический» кодекс Наполеона 1810 г., просуществовавший во Франции более 180 лет.

Охрана общественного порядка и общественного спокойствия во Франции осуществляется посредством Книги четвертой «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия». Эта Книга содержит раздел III «О посягательствах на государственную власть», в который включена глава I «О посягательствах на общественное спокойствие». В названной главе содержатся нормы, в которых определены признаки составов преступлений, посягающих, по мнению законодателя Франции, на общественный порядок и общественное спокойствие.

Отдел II этой главы «О противоправном участии в сборище» содержит статью 431-3, определяющую некоторые понятия, употребляемые французским законодателем при конструировании составов преступлений, входящих в данный отдел:

«Сборищем является любое скопление людей на каком-либо общественном пути или в каком-либо общественном месте, способное нарушить общественный порядок.

Сборище может быть рассеяно публичными силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата, исходящих от префекта, супрефекта, мэра или одного из его заместителей, любого должностного лица судебной полиции, ответственного за общественную безопасность, или любого другого должностного лица судебной полиции, имеющего знаки отличия, соответствующие его полномочиям.

Эти требования предъявляются в соответствии с принятыми правилами информирования лиц, участвующих в сборище, об обязанности немедленно разойтись; указанные правила детализируются декретом Государственного совета, который равным образом определяет знаки отличия, которые должны носить лица, упомянутые в предыдущем абзаце.

Однако представители публичных силовых ведомств, вызванные для рассеивания сборища, могут непосредственно применить силу, если против них совершены насильственные действия либо побои или если они не могут иначе защитить территорию, которую занимают»[18].

Статья 431-4 предусматривает ответственность за совершение деяния того, кто не имеет при себе оружия, выразившегося в умышленном продолжении участия в сборище после требования разойтись. За совершение этого деяния предусмотрено наказание в виде одного года тюремного заключения.

Ст.431-5 предусматривает ответственность за участие в сборище, совершенное вооруженным лицом. За совершение этого преступного деяния предусмотрено наказание в виде трех лет тюремного заключения. В случае если вооруженное лицо умышленно продолжает участвовать в сборище после требований разойтись, наказание увеличивается до пяти лет тюремного заключения.

Статья 431-6 гласит: «Прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное либо в публичных выступлениях или криках, либо в расклеенных или распространенных листовках, либо совершенное любым другим способом передачи текста, речи или изображения, наказывается одним годом тюремного заключения.

Если провокация привела к результату, наказание увеличивается до семи лет тюремного заключения»[19].

Из прямого указания статьи 431-3 следует, что вся группа преступлений, содержащихся в отделе II, направлена именно на нарушение общественного порядка и законодатель Франции связывает их с местом совершения (общественное место или общественный путь), с вооруженностью субъекта преступления, с сопротивлением представителям власти или публичных силовых ведомств. Следует обратить внимание на значительное усиление уголовной репрессии при наступлении какого-либо вреда.

Проводя сравнительный анализ российского и французского уголовного законодательства в части охраны общественного порядка, отметим, что преступные деяния, содержащиеся в отделе II главы I «О посягательствах на общественное спокойствие», с одной стороны, могут характеризоваться по российскому законодательству как массовые беспорядки (статья 212 УК РФ), а с другой — содержат некоторые признаки, присущие хулиганству, которое определялось в УК РФ в редакции до 8 декабря 2003 г.

Отдел III «О незаконных манифестациях и противоправном участии в манифестации или публичном собрании» главы I «О посягательствах на общественное спокойствие» содержит статью 431-10, предусматривающую ответственность за участие вооруженного лица в манифестации или публичном собрании — наказание в виде тюремного заключения сроком на три года.

Отдел IV «О боевых группах и расформированных движениях» вышеназванной главы I содержит статью 431-13 следующего содержания: «Боевую группу, помимо случаев, предусмотренных законом, образует любое объединение лиц, владеющих оружием или имеющих доступ к нему, обладающее иерархической организацией и способное нарушить общественный порядок»[20]. Данное понятие можно соотнести с понятием банды или преступного сообщества по российскому уголовному законодательству, однако внимание привлекает, что французский законодатель связывает это понятие с возможностью такой группы нарушить общественный порядок. Объективным и субъективным признакам, предусмотренным в ст.ст.209 и 210 УК РФ, соответствует в некоторой части и ст.450-1 раздела V «Об участии в организации злоумышленников» УК Франции: «Организацию злоумышленников образует любая сформированная группировка или любое заключенное соглашение, имеющие целью подготовку одного или нескольких преступлений или одного или несколько проступков, караемых десятью годами тюремного заключения, если такая подготовка выразилась в одном или нескольких объективных действий»[21].

Других преступлений, посягающих на общественный порядок или содержащих мотивы, аналогичные указанным в пункте «а» части 1 статьи 213 УК РФ, УК Франции не предусматривает.

Однако французский законодатель в ряде случаев учитывает мотивы совершения преступлений, схожие с перечисленными в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, например:

• статья 211-1: «Геноцид образует деяние, осуществленное во исполнение согласованного плана, имеющего целью полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы либо группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, по совершению или принуждению к совершению в отношении членов этой группы одного из следующих действий…»[22];

• статья 212-1: «Депортация, обращение в рабство или массовое и систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, за которыми следует их исчезновение, пыток или бесчеловечных действий, совершенных по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, организованные во исполнение согласованного плана против группы гражданского населения»[23];

• статья 225-1: «Дискриминацию образует любое различие, проведенное между физическими или юридическими лицами в силу их происхождения, пола, семейного положения, состояния здоровья, физических недостатков, обычаев, политических убеждений, профсоюзной деятельности, реальной или предполагаемой принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии»[24];

Статья 225-18 УК Франции предусматривает ответственность за всякое посягательство на неприкосновенность трупа, совершенные в связи с реальной или предполагаемой принадлежностью или непринадлежностью скончавшихся лиц к этнической группе, нации, расе или религии.

Сделаем следующие выводы:

1. Уголовное законодательство Франции не знает такого состава преступления, как хулиганство», однако некоторые признаки, характеризующие этот состав преступления по российскому уголовному законодательству, содержатся в ряде норм УК Франции, посягающих на общественное спокойствие.

2. Преступления, посягающие на общественный порядок и общественное спокойствие, французский законодатель связывает с такими объективными признаками, как:«сборище», «общественное место или общественный путь», «вооруженность», «участие в манифестации или публичном собрании».

3. При конструировании составов преступлений, посягающих на общественный порядок и общественное спокойствие, французский законодатель не учитывает мотивы совершения этих преступлений.

4. Мотив «явного неуважения к обществу» законодателем Франции вообще не используется при конструировании статей Уголовного кодекса, однако следует отметить, что анализируемые составы преступлений, посягающие на общественное спокойствие, приобретают уголовно-правовое значение только при условии, что было «предъявлено требование разойтись». Данный момент, на наш взгляд, и может характеризовать указанный мотив совершения преступления.

5. Мотивы, аналогичные указанным в пункте «б» части 1 статьи 213 УК РФ, учитываются французским законодателем в разделе I «О преступлениях против человечества» Книги второй УК Франции и главе V «О посягательствах на достоинства человека» раздела II Книги II УК Франции.

6. Нарушение общественного порядка УК Франции связывает с сопротивлением представителю власти или иному лицу, а также наступлением последствий, которые вызваны таким неповиновением.

Источники информации

[18] Уголовный кодекс Франции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 369. [19] Там же. С. 370. [20] Там же. С. 373. [21] Там же. С. 466. [22] Там же. С. 165. [23] Там же. С. 166. [24] Там же. С. 228.

А.А. Меньших

Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка по законодательству Франции

Меньших Андрей Александрович — старший научный сотрудник отдела законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук . Журнал российского права, 2004, № 11. URL: http://www.lawmix.ru/comm/2195/

В отличие от российского уголовного законодательства, в котором последовательно проводится принцип: все нормы, предусматривающие уголовную ответственность, должны быть включены в Уголовный кодекс, — законодательство Франции, так же как и законодательство ряда других зарубежных государств, допускает, чтобы такие нормы содержались не только в Уголовном кодексе, но и в иных законах, действующих наряду с ним.

В частности, такими самостоятельными законодательными актами предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил хранения оружия и боеприпасов и обращения с ними.

Заметим, что в Великобритании, где нет уголовного кодекса, уголовная ответственность возникает на основании консолидированных актов, предусматривающих наказание за определенные группы преступлений, либо на основании норм так называемого общего права.

Что касается ответственности за нарушение общественного порядка в некоторых других странах, то она устанавливается нормами не только уголовного, но и уголовно-административного законодательства (например, согласно Закону об административных правонарушениях в Германии) либо подзаконными актами местных властей (в отдельных штатах США).

Во Франции уголовная ответственность за нарушения общественного порядка предусматривается как Уголовным кодексом, так и иными законодательными актами: Декретом-законом от 18 апреля 1939 года «О режиме боевой техники, оружия и боеприпасов», Комплексным актом от 8 февраля 1955 г. «О розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма» и другими.

В Уголовном кодексе Франции, принятом в 1992 году, уголовная ответственность за нарушения общественного порядка предусматривается главой 1 раздела 3 «О посягательствах на государственную власть», который входит в книгу 4 Кодекса («О преступлениях и уголовных деликтах против нации, государства и общественного порядка»). Указанная глава названа «О посягательствах на общественный порядок». Кроме того, ответственность за такого рода деяния меньшей тяжести (contravention) предусматривается и главой 2 раздела 4 книги 6 УК («Проступки против нации, государства и общественного спокойствия») .
———————————
Всего, согласно ст. 131-13 УК Франции, существует пять классов проступков (наименее опасных уголовных деяний — contravention).

В прежнем УК Франции ответственность за нарушения общественного порядка предусматривалась главой 3 раздела 1 («Преступления и уголовные деликты против публичных интересов»), который входил в книгу 3 «О преступлениях, уголовных деликтах и наказании за них». Эта глава носила название «Преступления и уголовные деликты против общественного спокойствия».

Следует отметить, что данная глава прежнего УК содержала нормы, предусматривающие уголовную ответственность за весьма широкий круг преступных деяний: мятеж, побег из мест заключения, повреждения памятников, бродяжничество, нищенство, а также за такие преступления, как фальшивомонетничество, подделка документов, печатей, паспортов, подкуп публичных должностных лиц, злоупотребление властью и т.п.

В УК 1992 г. преступления против общественного порядка и преступления против государственных органов управления выделены в две самостоятельные главы, вошедшие в один и тот же раздел 3 книги 4. Как отмечалось выше, преступлениям против общественного порядка в УК 1992 г. посвящена глава 1 раздела 3 «О посягательствах на государственную власть».

Преступления же против государственных органов образуют главу 2 » О посягательствах на государственные органы управления, совершенных лицами, находящимися на государственной службе».

Примечательно, что французский законодатель не ввел в УК 1992 г. такие составы преступлений против общественного порядка, как бродяжничество и нищенство, то есть отменил за них уголовную ответственность.

Глава 1 «О посягательствах на общественный порядок» раздела 3 УК 1992 г. состоит из четырех отделов:

отдела 1 — «О воспрепятствовании осуществлению свободы слова, труда, объединений, собраний и манифестаций» (данное воспрепятствование осуществляется как согласованным образом, так и с помощью угроз);

отдела 2 — «О преступном участии в сборищах» (сборище означает любое скопление людей в публичном месте прохода или проезда или в каком-либо ином общественном месте, которое может нарушить общественный порядок);

отдела 3 — «О незаконных манифестациях и преступном участии в публичной манифестации или собрании», а также

отдела 4 — «О боевых группах и расформированных движениях» (то есть такие группы, которые, исключая случаи, предусмотренные законом, образует любое объединение людей, обладающих оружием или имеющих доступ к оружию, способное нарушить общественный порядок).

Если обратиться к тем посягательствам на общественный порядок, которые так или иначе связаны с представителем власти, то к ним относится: сопротивление представителю власти, неподчинение приказу, запугивание должностных лиц, оскорбление представителей власти, а также присвоение власти и регалий, ношение чужой униформы. Они выделены в самостоятельную группу и предусмотрены нормами статей, образующих главу 3 раздела 3 УК.

Ответственность за нарушения режима хранения и владения оружием, так же как и ответственность за появление в общественных местах в пьяном виде, непосредственно нормами Кодекса Франции не предусматривалась.

Она была предусмотрена специальными законами, некоторые нормы которых предусматривали наказания за эти преступления.

Эти законы обычно публикуются в качестве приложения к Уголовному кодексу. К ним относятся упомянутые выше: Декрет-закон «О режиме боевой техники, оружия и боеприпасов» и Комплексный акт «О розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма».

Итак, анализ действующего уголовного законодательства Франции позволяет отнести к преступлениям против общественного порядка следующие деяния:

— участие в преступных сборищах;

— воспрепятствование осуществлению свободы слова, труда, объединения, собраний и манифестаций;

— сопротивление представителю власти и неповиновение;

— запугивание и оскорбление лиц, находящихся на государственной службе;

— присвоение власти и регалий;

— незаконное ношение униформы;

— нарушение правил относительно хранения и ношения оружия;

— создание преступных объединений;

— появление в общественном месте в состоянии опьянения.

Французское законодательство во избежание ситуаций, которые могут представить серьезную угрозу общественному порядку, признает в качестве сборища любое не санкционированное властями скопление людей на улицах, дорогах и в общественных местах.

Участие граждан в таких сборищах признается преступным. Наказанием за участие в них является лишение свободы на срок до одного года и штраф в размере до 100 тыс. франков (ст. 431-4 УК).

———————————
В настоящее время штрафы взимаются в евро. Один евро приблизительно составляет 6,6 франка.

Это наказание может быть применено к виновному только в случае, если он умышленно продолжал участвовать в сборище после приказаний разойтись, объявленных представителями власти.

Лишение свободы увеличивается до трех лет, а штраф до 300 тыс. франков, если виновный имел при себе оружие. Если после приказания разойтись вооруженный участник умышленно не подчинился этому приказанию, то в этом случае срок лишения свободы увеличивается до пяти лет, а размер штрафа — до 500 тыс. франков (ст. 431-5 УК).

Преступное сборище может быть рассеяно вооруженными силами, если после двух безрезультатных приказаний разойтись, отданных префектом, субпрефектом, мэром или одним из его заместителей, оно не прекратилось. Это приказание может быть также отдано любым офицером судебной полиции, ответственным за общественную безопасность, или любым другим офицером судебной полиции, имеющими знаки отличия, соответствующие их должности.

Вооруженные силы в целях охраны общественного порядка могут рассеять сборище с применением силы, если в отношении них со стороны участников этого сборища осуществляются насильственные действия или же если они не могут иным способом защитить порученную им для охраны территорию.

Здесь необходимо отметить, что приказания о рассеивании сборища отдаются силами охраны правопорядка в соответствии с принятыми правилами информирования лиц — участников сборищ об их обязанности немедленно разойтись. Эти правила предусматриваются Ордонансом от 4 июня 1960 г. № 60-529 «Об изменении некоторых положений Уголовного, Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса военной юстиции в части, касающейся сухопутных и морских войск, с целью облегчить поддержание порядка, защиты государства и восстановления порядка в Алжире». Эти правила могут быть уточнены декретом Государственного совета.
———————————
Ордонанс (Ordonnance) — в ряде стран — акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин или в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств.

Кроме того, УК 1992 года предусматривает ответственность за подстрекательство к вооруженному сборищу. Причем это подстрекательство должно быть прямым, то есть выражаться либо в форме публичных выкриков или речей, либо в виде текстов, расклеиваемых или распространяемых иным образом.

Такое подстрекательство влечет за собой лишение свободы на срок до одного года и штраф до 100 тыс. франков (ст. 431-6 УК).

Лишение свободы увеличивается до семи лет, а штраф — до 700 тыс. франков, если за подстрекательством последовали какие-нибудь действия.

К физическим лицам, виновным в одном из вышеназванных преступлений, применяются и такие дополнительные наказания, как:

— запрещение на срок до пяти лет хранения или ношения оружия, на которое требуется разрешение;

— конфискация одной или нескольких единиц оружия, которыми осужденный владеет или распоряжается;

— запрещение, не более чем на десять лет, проживать в местах, определенных судом (ст. 431-7 УК).

В случае, если виновным в этих преступлениях является иностранец, то ему может быть запрещено на все будущее время (навсегда) или на срок до десяти лет находиться на французской территории (ст. 431-8 УК).

Французский Уголовный кодекс, кроме преступного участия в сборищах, предусматривает ответственность за участие в иных массовых мероприятиях, например, в манифестации. Причем уголовная ответственность за участие в манифестации наступает в том случае, если она является незаконной, то есть не санкционированной властями.

Согласно ст. 431-9 УК манифестация признается незаконной в случаях: если она была организована в общественном месте без предварительной заявки в государственные органы о ее проведении; если ее проведение в общественном месте запрещено законом; если заявка на ее проведение была составлена неполно или неточно, так что это могло ввести в заблуждение относительно цели или условий проведения намеченной манифестации.

За все эти действия в ст. 431-9 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев и штраф до 50 тыс. франков.

Так же, как и в случае участия в сборище вооруженного участника, Кодекс предусматривает ответственность участника, имеющего при себе оружие в публичной манифестации. Вооруженный участник публичной манифестации подвергается такому же наказанию, как и участник сборища в аналогичной ситуации: лишению свободы на срок до трех лет и штрафу до 300 тыс. франков (ст. 431-10).

К осужденному за данное деяние может быть также применено одно из следующих дополнительных наказаний:

— запрещение на срок до пяти лет хранить или носить оружие, на которое требуется разрешение;

— конфискация одной или нескольких единиц оружия, которыми осужденный владеет или свободно распоряжается;

— запрещение проживать в местах, определенных судом (ст. 431-11 УК).

Если виновным в одном из этих преступлений (участие в преступном сборище или незаконной манифестации) является иностранец, то ему может быть запрещено навсегда или на срок до десяти лет находиться на территории страны (ст. 431-12 УК).

Во французском законодательстве отсутствует разъяснение того, в чем состоит отличие преступного сборища от незаконной манифестации. Можно предположить, что под преступным сборищем подразумевается стихийное объединение случайных людей (то есть заранее не договаривавшихся об участии в сборище), а незаконной манифестацией является заранее организованное, запланированное собрание людей, объединенных общей целью.

Кодексом 1992 г. предусматривается уголовная ответственность любого лица, виновного в воспрепятствовании осуществлению гражданами своих конституционных прав, таких как свобода слова, труда, объединения, собраний и манифестаций (ст. 431-1 УК). Уголовная ответственность за это преступление наступает в случае, если это воспрепятствование осуществлялось несколькими лицами согласованным образом и с помощью угроз. В этом случае к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до одного года и штраф в размере до 100 тыс. франков.

Французский законодатель предусматривает увеличение срока лишения свободы до трех лет, а размер штрафа до 300 тыс. франков для лиц, воспрепятствующих осуществлению кем-либо своих вышеназванных прав, если во время воспрепятствования было нанесено телесное повреждение, применялись насильственные действия, а также было уничтожено, повреждено или испорчено какое-либо имущество.

К виновным в этом преступлении лицам, кроме основных наказаний, которые были названы выше, могут быть по усмотрению суда применены и дополнительные наказания:

— лишение на срок до десяти лет политических, гражданских и семейных прав;

— запрет навсегда или на срок до пяти лет заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено преступление;

— запрет виновному состоять на государственной службе;

— запрет на срок до пяти лет хранить или носить оружие, на которое требуется специальное разрешение (ст. 431-2 УК).

Следует отметить, что французское законодательство признает, что действия, которые направлены против государственной власти (а к ним, помимо сопротивления осуществлению общественных работ, мятежа и т.п., можно отнести и любые действия, которые подрывают престиж власти), непосредственно направлены на дискредитацию ее представителей и государственных служащих. Эти действия в свою очередь способны вызвать напряженность между деятельностью частных лиц и деятельностью администрации, что также может привести к дестабилизации .
———————————
См.: Giudicelli-Delage G. Livre 4 — Les crimes et dеlits contre la nation, l»Еtat et la paix public. Revue de science criminelle et de droit pеnal comparе. 1993. N 3. P. 505.

Новый Уголовный кодекс предусматривает ответственность за неповиновение представителю власти.

Неповиновение, согласно нормам УК, может быть осуществлено как одним человеком, так и группой лиц. Неповиновением, согласно ст. 433-6 УК, признается оказание кем-либо насильственного сопротивления лицу, которое является представителем государственной власти, лицам, которые выполняют задание органов государственного аппарата, а также свои обязанности, направленные на выполнение законов, приказов государственных органов, судебных решений или распоряжений суда. Неповиновение, совершенное одним лицом, наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев и штрафом до 50 тыс. франков.

В случае совершения группового неповиновения лишение свободы увеличивается на срок до одного года, а штраф — до 100 тыс. франков (ст. 433-7 УК).

Французское законодательство предусматривает ответственность лица, виновного в вооруженном неповиновении представителям власти. За такое неповиновение наказание существенным образом ужесточается. К виновному лицу применяется наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет и штрафа до 300 тыс. франков.

Вооруженное неповиновение, совершенное группой лиц, признается наиболее опасным для общества, что нашло отражение в санкциях, применяемых к виновным за данное преступление. Наказанием служит лишение свободы на срок до семи лет и штраф в размере до 700 тыс. франков (ст. 433-8 УК).

В специальной норме (ст. 433-9) Кодекс выделяет неповиновение, совершенное лицом, которое находится под стражей. В подобной ситуации наказание, назначенное виновному за данное преступление, добавляется к тем наказаниям, которые были назначены за деяние, в связи с которым он был заключен под стражу, без возможности поглощения менее строгого наказания более строгим.

Уголовному наказанию может быть подвергнут не только тот, кто непосредственно участвовал в неповиновении, но и тот, кто к этому неповиновению подстрекал. Необходимо отметить, что в данном случае наказание может быть применено только за прямое подстрекательство. Как отмечалось выше, прямым подстрекательством к неповиновению являются публичные призывы или речи либо распространяемые тексты, а также передаваемые иным способом тексты, слова или изображения. Помимо того, подстрекательство к неповиновению, совершенное с использованием прессы или аудиовизуальных средств, наказывается штрафом до 50 тыс. франков (ст. 433-10 УК).

В отношении должностных лиц могут осуществляться действия, признаваемые французским законодателем преступлениями, в виде запугивания или оскорбления. Подобные действия направлены на то, чтобы запугиваемое лицо совершило какое-либо действие или воздержалось от его совершения. Этим лицом может быть и представитель государственной власти, выполняющий задание органов государственного аппарата, и тот, кто обладает общественным избирательным мандатом.

Насильственные действия (к ним относятся различные формы физического воздействия), применяемые к должностному лицу, как правило, направлены на то, чтобы добиться от государственной или административной власти наград, должностей, подрядов или благоприятного решения.

Запугивание и насильственные действия признаются уголовным законодательством Франции более опасным преступлением, чем неповиновение (в том числе и вооруженное неповиновение). Соответственно, за него предусмотрено и более строгое наказание.

К виновному в этом преступлении лицу применяется наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет и штраф в размере до одного миллиона франков.

Кроме того, уголовно наказуемым деянием является угроза совершить преступление или уголовный деликт в отношении личности или имущества судьи, адвоката, должностного лица или работника какого-либо министерства, а также служащего жандармерии, национальной полиции и т.п. В этом случае Кодексом предусматривается лишение свободы на срок до двух лет и штраф в размере до 200 тыс. франков. Лишение свободы увеличивается до пяти лет, а штраф — до 500 тыс. франков, если речь шла об угрозе убийством или угрозе покушения на имущество опасным для вышеназванных лиц способом (ст. 433-3 УК).

Уголовно наказуемым является и оскорбление, нанесенное государственному служащему или представителю власти. Оскорблением, согласно ст. 433-5 УК, признаются слова, жесты или угрозы, преданные и не преданные гласности тексты или изображения любого характера или посылки с любыми предметами, затрагивающими честь адресата. Эти действия признаются преступлением, если они были совершены в отношении находящегося на государственной службе лица, при осуществлении или в связи с осуществлением им своих обязанностей и посягали на его достоинство или авторитет. Наказанием в этом случае является штраф в размере до 50 тыс. франков.

Если объектом оскорбления был не государственный служащий и не представитель государственной власти, виновный в оскорблении наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев и штрафом в размере до 50 тыс. франков.

К преступлениям, посягающим на общественный порядок, французское законодательство относит и незаконное присвоение кем-либо власти, а также ее атрибутов. К таким преступлениям, помимо незаконного присвоения власти, может относиться и незаконное ношение униформы, незаконное присвоение знаков отличия, закрепленных за представителями государственной власти.

Т ак, согласно ст. 433-14 УК, уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере до 100 тыс. франков подвергается любое лицо, которое, не имея на то законного основания, носит одежду, униформу или знаки отличия, установленные государственной властью, использует удостоверение личности, подтверждающее профессиональное положение, или знаки отличия, которые установлены государственной властью, а также использует транспортное средство, наружные знаки, которые используют служащие государственной полиции или военные. Уголовному наказанию подвергаются и те лица, которые используют униформу, знаки отличия и предметы, имеющие приблизительное сходство с подлинными знаками отличия, униформой и т.п., но способные тем не менее ввести в заблуждение окружающих.

В этом случае к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев и штраф в размере до 50 тыс. франков (ст. 433-15 УК). Если одно из этих преступлений было совершено с целью подготовки другого преступления или уголовного деликта либо облегчения его совершения, то наказание существенным образом ужесточается: до трех лет лишения свободы и до 300 тыс. франков штрафа.

Уголовный кодекс 1992 г., кроме случаев, предусмотренных в ст. 433-15, признает проступком (contravention) третьего класса публичное ношение костюма или униформы, использование знаков отличия или документов, способных ввести в заблуждение общественность.

За совершение одного из этих проступков Уголовным кодексом предусматривается наказание в виде штрафа в размере до трех тыс. франков. К виновному лицу, помимо штрафа, может быть применено дополнительное наказание в виде конфискации той вещи, с помощью которой был совершен проступок.

Виновным в этом проступке, согласно положениям УК, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. К последнему может быть применено наказание в виде штрафа, который равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Кроме того, к юридическому лицу может быть применено и дополнительное наказание: конфискация предмета, с помощью которого было совершено деяние, или предмета, добытого в результате проступка (ст. R.643-1).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за незаконное присвоение полномочий и званий. Так, например, вмешательство любого лица, действующего без правового основания, в выполнение функций государственной службы путем совершения одного из действий, являющихся прерогативой лица, уполномоченного для этих целей государством, наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере до 300 тыс. франков (ст. 433-12 УК).

Лицо, которое осуществляет деятельность таким образом, чтобы у окружающих она отождествлялась с функциями государственной службы или с деятельностью, являющейся прерогативой должностных лиц государственного управления или должностных лиц системы правосудия, наказывается лишением свободы на срок до одного года и штрафом в размере до 100 тыс. франков. Такому же наказанию подвергаются и те, кто использует документы или тексты, обладающие таким сходством с юридическими, внесудебными или административными документами, что они могут вызвать заблуждение в общественном сознании относительно своей подлинности (ст. 433-13 УК). Это же наказание применяется и за использование, без законных на то оснований, какого-либо звания, относящегося к профессии, регламентируемой государственной властью, официального диплома или какой-либо должности, особые условия предоставления которых определяются государственной властью.

Как отмечалось выше, уголовная ответственность за нарушение общественного порядка во Франции предусматривается не только в Уголовном кодексе, но и в иных законодательных актах. Одним из таких законодательных актов, предусматривающих ответственность за нарушение правил хранения и ношения оружия во Франции, является принятый накануне Второй мировой войны и действующий по сей день Декрет-закон от 18 апреля 1939 г., закрепляющий режим боевой техники, оружия и боеприпасов .

См.: Code pеnal. Litec, 2000. P. 772.

Данный нормативный акт подробным образом регламентирует условия и порядок производства всех видов оружия (как огнестрельного, так и холодного), а также все последующие операции, связанные с ним (складирование, транспортировка, продажа и т.д.). Кроме того, Декрет-закон делит оружие на восемь категорий, первые три из которых относятся к боевой технике: 1) огнестрельное оружие для ведения боевых действий на земле, на море и в воздухе, снаряжение к нему; 2) оборудование для огнестрельного оружия, применяемое в бою; 3) средства защиты от газовой (химической) атаки. Пять других составляют «оружие и снаряжение, не составляющие боевую технику». К ним относятся: 4) огнестрельное оружие, предназначенное для защиты, а также снаряжение для него; 5) охотничьи ружья; 6) холодное оружие; 7) оружие для тиров и снаряжение к нему; 8) историческое и коллекционное оружие и снаряжение к нему (ст. 1).

Декретом-законом предусматриваются правила, при нарушении которых производители или продавцы огнестрельного оружия подвергаются уголовному наказанию. Уголовному наказанию подвергаются также нарушившие эти правила владельцы какого-либо оружия, относящегося к той или иной категории. Так, например, всякое лицо, хранящее без законных на то оснований оружие 1, 4 или 6 категорий и снаряжение к нему, наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 25 тыс. франков.

Если виновный ранее был осужден за преступление или уголовный деликт к лишению свободы или к более тяжкому наказанию, то наказанием за нарушение правил хранения оружия в этом случае является лишение свободы на срок до пяти лет. Кроме того, судом в качестве дополнительного наказания виновному может быть установлен запрет на проживание в определенном месте на срок до пяти лет. В качестве дополнительного наказания суд может также постановить о конфискации хранимого оружия и снаряжения к нему. Эти положения не применяются, если речь идет о постоянно разрешенном производстве и торговле, о производителях и продавцах этого оружия (ст. 31 Декрета-закона в редакции Ордонансов 1944 и 1958 гг., Закона от 16 декабря 1992 г. N 92-1336 и Закона от 15 ноября 2001 г. N 2001-1062 «О повседневной безопасности»).

Уголовно наказуемым, согласно ст. 20 Декрета-закона, является и незаконное ношение оружия 1, 4 и 6 категорий, а также снаряжения к нему. Данный вид оружия могут иметь при себе служащие и агенты публичной администрации на случай возможного нападения на них. Кроме того, имеют право иметь при себе оружие названных выше категорий и охранники.

Лица, виновные в незаконном ношении оружия, его транспортировке, а также в незаконном ношении и транспортировке снаряжения к оружию, даже если они имеют право на их хранение, подвергаются наказанию в зависимости от того, к какой категории относится оружие. Так, например, за незаконное ношение и транспортировку оружия 1 и 4 категорий и снаряжения виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в размере до 25 тыс. франков. Если же данные нарушения были совершены в отношении оружия, относящегося к 6 категории, и снаряжения к нему, то к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Размер штрафа соответствует размеру штрафа за нарушения правил в отношении оружия 1 и 4 категорий.

Срок лишения свободы может быть увеличен до десяти лет в случаях:

— если виновное лицо ранее было осуждено за преступление или уголовный деликт к одному году лишения свободы или к более суровому наказанию;

— если транспортировка была осуществлена, по крайней мере, двумя лицами;

— если было задержано с оружием, по крайней мере, двое лиц, не имеющих права на его ношение.

Во всех перечисленных выше случаях суд в качестве дополнительного наказания выносит постановление о конфискации оружия. Кроме того, суд может своим решением запретить осужденным проживать в каком-либо месте (ст. 32 Декрета-закона).

К преступлениям против общественного порядка французский законодатель относит и действия, направленные на создание преступных объединений. Эти преступные объединения могут образовываться как для совершения одного преступления, так и для совершения ряда преступных актов.

Такие преступные объединения представляют наибольшую опасность для общества, так как в преступление вовлечен большой круг лиц и последствия от его совершения, как правило, значительно превосходят последствия преступления, совершенного одним человеком.

Кроме того, если преступление, совершенное одним лицом, может быть результатом его неосторожности, то преступление, совершенное группой лиц, является всегда результатом преднамеренных действий. Это, в свою очередь, свидетельствует о сформировавшемся преступном сознании членов преступного объединения, которое сложно, а иногда и практически невозможно изменить.

Принимая все это во внимание, а также учитывая рост террористических угроз (а террористические акты совершаются, как правило, объединенными группами), французское законодательство предусматривает лишение свободы сроком до десяти лет и штраф в размере до одного миллиона франков за одно лишь участие в преступном объединении.

Это наказание применяется независимо от того, было ли в действительности совершено этим объединением какое-либо преступление или нет. Достаточно того, чтобы в ходе его подготовки было совершено хотя бы одно действие, направленное на его совершение (ст. 450-1 УК).

Согласно этой статье УК Франции, объединением злоумышленников признается всякая группа, сформированная для подготовки одного или нескольких преступлений или уголовных деликтов, наказуемых лишением свободы на срок до десяти лет. Участник преступного объединения может быть освобожден от наказания полностью или частично, если он уже совершил какое-либо уголовно наказуемое действие, но до привлечения его к уголовной ответственности сообщит о преступном объединении компетентным органам и поможет установить других участников этого объединения (ст. 450-2 УК).

К участникам преступного объединения могут быть применены и дополнительные наказания, например:

— лишение политических, гражданских и семейных прав сроком до десяти лет;

— запрещение навсегда или на срок до пяти лет состоять на государственной службе или заниматься профессиональной либо общественной деятельностью, при осуществлении которой было совершено данное преступление;

— запрещение проживать в определенных местах сроком до десяти лет (ст. 450-3 УК).

До 1992 года, то есть до принятия нового Уголовного кодекса, ответственность за такие виды антисоциального поведения, как бродяжничество и нищенство, предусматривалась нормами старого УК, а пьянство — нормами отдельных законов, содержавшихся в приложении к Кодексу. После вступления в силу УК Франции 1992 г. ответственность за бродяжничество и нищенство была отменена.

Уголовная же ответственность за появление в общественном месте в состоянии опьянения была сохранена, но законы, в которых она содержалась, выведены за рамки Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за это антисоциальное поведение во Франции предусматривается ныне статьями Декрета и Ордонанса, принятых 7 января 1959 г. и вошедших в принятый ранее Комплексный акт законов о розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма от 8 февраля 1955 г. В этих нормативных актах ей полностью посвящена глава 1 «О наказании за появление в общественном месте в пьяном виде» раздела 3 «О наказании за появление в общественном месте в пьяном виде и о защите несовершеннолетних от алкоголизма» .

В них достаточно подробно перечисляются те общественные места, за появление в которых в пьяном виде виновный привлекается к ответственности. Так, согласно ст. R.4 Декрета, штрафом в размере от 250 до 600 франков наказывается всякий, кто появится в пьяном виде на улицах, дорогах, в кафе, кабаре и других общественных местах. В случае повторного совершения данного проступка виновный подвергается штрафу в размере от 600 до 1300 франков (ст. R.5 Ордонанса).

Если же в течение одного года после этого наказания виновный вновь появится в перечисленных местах в пьяном виде, то поведение из категории проступка переходит в категорию уголовного деликта. В силу этого наказание за него значительно ужесточается. Помимо штрафа, который на этот раз составляет сумму от 500 до 15 тыс. франков, он наказывается лишением свободы на срок от одного до шести месяцев (ст. L.65 Ордонанса). Тот же, кто в течение пяти лет после совершения уголовного деликта в состоянии опьянения вновь его совершит, наказывается лишением свободы на срок от двух месяцев до одного года и штрафом в размере от 1000 до 16 тыс. франков (ст. L.66 Ордонанса).

Кроме приведенных выше основных наказаний, к виновному по решению суда могут быть применены и дополнительные наказания. Так, например, в случае совершения проступка в первый раз к виновному, помимо основного наказания, может быть применен запрет на срок до одного года на право управления автотранспортным средством. Этот срок увеличивается от одного года до пяти лет, если речь идет о виновном, совершившем в состоянии опьянения уголовный деликт (ст. L.67 Ордонанса).

Ордонанс и Декрет предусматривают уголовную ответственность не только непосредственных исполнителей проступка, но и лиц, тем или иным образом содействовавших его совершению. Речь идет о владельцах кафе, кабаре и иных розничных торговцах спиртным, которые продавали спиртные напитки лицам, явно находившимся в состоянии опьянения. В этом случае они наказываются штрафом в размере от 1300 до 2500 франков. Такому же наказанию они подвергаются и в том случае, когда покупатель спиртного был внешне не пьян, но о его состоянии опьянения продавец мог знать (ст. R.6 Декрета). В случае повторного совершения названными лицами этого проступка они наказываются лишением свободы на срок от десяти дней до одного месяца и штрафом в размере от 2500 до 5000 франков (ст. R.7 Декрета). Если после отбытия наказания виновное лицо в течение года вновь совершит эти проступки, то к нему будет применено лишение свободы на срок от одного до шести месяцев и штраф в размере от 500 до 15 тыс. франков (ст. L.69 Ордонанса). Если же виновное лицо совершило в течение пяти лет какое-либо противоправное деяние после отбытия им наказания, то последующие наказания существенным образом ужесточаются: лишение свободы — на срок от двух месяцев до одного года, а размер штрафа — от 1000 до 16 тыс. франков (ст. L.70 Ордонанса). Кроме того, ко всем лицам, осужденным по ст. L.69 и L.70, может быть применено дополнительное наказание в виде запрета на срок от одного года до пяти лет на осуществление всех или части политических, гражданских или семейных прав (ст. L.71 Ордонанса).

Из других дополнительных наказаний можно указать запрет на определенный судом срок заниматься розничной торговлей спиртными напитками. Кроме того, принятое судом решение может быть опубликовано в прессе (ст. L.73 Ордонанса).

Меньших Андрей Александрович — старший научный сотрудник отдела законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук. Журнал российского права, 2004, № 11.

avkrasn.ru