Какой налог на одну сотку земли

Налог на землю для физических лиц в 2018 году за сотку

Обязанность по периодическому внесению средств в казну государства возникает у тех, кто владеет земельным участком, либо пользуется им. Платить должны и организации, у которых земля находится на балансе. Те же правила действуют для участков, которые взяты в аренду. Статьи в Налоговом Кодексе регулируют порядок перечислений, их общую сумму.

Начисляются штрафы или пени для тех, кто не отдал нужную сумму вовремя. Производство у судебных приставов открывается, если уклонение от уплаты продолжительное.

Поправки в законодательстве

Если рассмотреть законодательство по состоянию на 2015-2016 года, то сильных изменений не произошло. Разве что определение ставки по налогу. Теперь этот вопрос находится в компетенции органов, имеющих отношение к муниципальным образованиям.

Но есть земли-исключения из правил, на них действие налога не распространяется:

  1. Водные объекты, относящиеся к государственной собственности.
  2. Участки земли, под которыми – многоквартирные дома.
  3. Часть, относящаяся к лесному фонду.
  4. Участки, на которых находятся объекты, признанные ценными для государства.
  5. Объекты с ограниченным оборотом, либо полностью из него извлечённые.

    Местные власти имеют право вводить свои ограничения на оплату по тем или иным объектам. Но чаще всего такими правами пользуются в отношении земель, принадлежащих предприятиям, и имеющим ценность для города.

    Порядок расчёта налогов на землю

    Земельный налог начисляется с учётом кадастровой стоимости участков. Последняя определяется по состоянию на 1 января года, в который производят уплату. Расчёт с оценочной стоимостью проводит для тех, кто впервые занимается уплатой.

    У физических лиц не должно возникать проблем, связанных с расчётом налогов. За них всё решают представители налоговых органов.

    В форме заказных, либо обычных писем присылают квитанции с необходимыми реквизитами, указанием точной суммы. В этом случае не наступает ответственности, если сумма определена неправильно.

    А вот предприниматели, руководители организаций должны рассчитывать всё самостоятельно. Но в этом случае и за ошибки следуют штрафные санкции со стороны государства.

    Применяются специальные коэффициенты, чтобы вычислить налог. Они бывают разными в зависимости от того, какое назначение имеется у земель:

  6. 0,3 процента. Это коэффициент для земель сельскохозяйственного назначения. И для объектов, которые используются владельцами подсобных хозяйств.
  7. 1,5 процента. Для прочих категорий земель.

    В территориальной налоговой службе лучше заранее уточнить индивидуальный размер коэффициента. Ведь в законодательстве для муниципальных служб закреплено право менять этот параметр по своему усмотрению. Можно обратиться к официальному сайту организации.

    Стандартная формула расчёта должна быть всегда под рукой у бухгалтеров. Проблемы могут начаться у тех, кто недавно приступил к работе.

    Какие данные необходимо перемножить для нахождения правильной суммы?

    1. Площадь участка.
    2. Установленная ставка по коэффициенту.
    3. Стоимость за один квадратный метр по кадастру.

      Можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. Они для расчёта требуют введения только данных из кадастрового паспорта. Его выдают после того, как на участке закончат межевание. Этот документ необходим и тем, кто заинтересован в оформлении собственности.

      О льготах, налоговых периодах и ставках

      Налоговым периодом признаётся один календарный год, как говорится в пункте 1 статьи 393 НК РФ. Для земельных участков установлена общая ставка, равная 0,3 процентам.

      При расчёте налогов инспекция может применять льготы к определённым категориям граждан. Например, одному из налогоплательщиков могут предоставить скидку размером в 10 тысяч рублей и больше. Кому положена такая льгота?

    4. Тем, кто перенёс лучевую болезнь, либо получил её в результате работ любого вида, связанных с ядерными установками.
    5. Физическим лицам, ставшим участниками испытаний ядерного и термоядерного оружия.
    6. Физические лица, имеющие право на получение дополнительной поддержки от государства.
    7. Ветераны и инвалиды военных действий, ВОВ.
    8. Инвалидам с 1 и 2 группами.
    9. Полные кавалеры Ордена славы.
    10. Герой РФ.
    11. Герои СССР.

    На льготы так же могут рассчитывать в ряде организаций. Компании могут изучить статью 395 НК РФ, чтобы узнать о действующих правилах в их отношении.

    О порядке уплаты

    Представительные органы муниципальных органов власти издают специальные указы, в которых выставляют сроки. За эти сроки налогоплательщики и должны перечислить все причитающиеся суммы. Законы Москвы и Санкт-Петербурга так же нужны для установки правил в этой сфере.

    1 ноября, следующее за истекшим налоговым периодом – крайнее время для уплаты физическими лицами, у которых нет статуса индивидуальных предпринимателей.

    Граждане перечисляют деньги согласно налоговым уведомлениям, направленным из ИФНС. Сами направления могут содержать информацию не более чем по трём налоговым периодам, предшествующим заполнению таких уведомлений. Все налогоплательщики получают такие уведомления не позднее, чем за 30 дней до крайнего срока уплаты.

    Главное – помнить о том, что налоги рассчитываются только по кадастровой стоимости участков. Применение других налоговых баз недопустимо. Сведения об этой стоимости обычно хранятся в Росреестре.

    Необходимо обратиться в Бюро Технической инвентаризации в случае отсутствующей кадастровой стоимости. Там подаётся заявление с просьбой прислать специалиста для проведения оценки. Документы на недвижимость вместе с копией паспорта – обязательные приложения к такой форме заявления. Специалисты занимаются оформлением планов на недвижимость. Они выдают не только кадастровую схему, но и техническую. Сведения о стоимости необходимы для заключения любых сделок и наложения обременений на конкретный участок. Например, без неё не обойтись тем, кто использует землю в качестве залога при общении с сотрудниками банка.

    Подробнее на видео о налоге на землю и имущество для физических лиц

    Некоторые нюансы уплаты налога раскрываются подробнее в телевыпуске Налогового вестника.

    terrafaq.ru

    Налог на землю в СНТ

    Похожие публикации

    Садоводческие некоммерческие товарищества являются популярной системой организации деятельности российских садоводов. По своему статусу СНТ является юридическим лицом и призвано обеспечить защиту интересов граждан, входящих в его состав. Все владельцы дачных участков должны уплачивать в местный бюджет земельный налог. Помимо того, что налог на землю должны перечислять собственники, в СНТ существуют также и земли общего пользования, необходимость оплачивать которые возложена на правление товарищества.

    В связи с тем, что данный бюджетный платеж относится к уровню местных налогов, ставка по нему устанавливается местными органами самоуправления индивидуально. Правительством регламентировано два вида ставок, исходя из которых, местные власти могут самостоятельно варьировать ставку по налогу на землю, не превышая установленного предела.

    НК РФ предусматривает следующие размеры ставок по налогу:

  8. 0,3 % применяются для земель подсобных хозяйств, земли жилищного фонда с имеющейся инженерной инфраструктурой и т.д.
  9. 1,5 % используются в отношении всех объектов, не облагаемых налогом по ставке 0,3 %.

    Физические лица не производят расчет налога на землю самостоятельно. За них это делает налоговый орган. На основе произведенных инспекторами расчетов, налогоплательщики получают уведомление о необходимости уплатить налог.

    Перечислить в местный бюджет налоговый платеж необходимо не позднее 1 декабря года следующего за окончанием налогового периода. То есть земельный налог за 2016 год надо будет перечислить не позднее 1 декабря 2017 года. Декларацию по земельному налогу, в отличие от юридических лиц, граждане в инспекцию не предоставляют. Налоговые льготы по земельному налогу устанавливаются местными органами власти на территории муниципальных образований.

    Земельный налог на дачный участок

    Наличие дачного участка у физического лица является основанием перечислять налог на землю в СНТ. В соответствие с налоговым правом дачные участки облагаются земельным налогом по ставке 0,3 %, что составляет предел, выше которого повышать ставку муниципалитет не вправе. Однако в России множество образований использует для обложения налогом ставку менее 0,3 %, это право дано им НК РФ. Соответственно, уточнить применяемую в регионе налоговую ставку, можно обратившись в свою инспекцию ФНС либо, используя ]]> сервис ФНС ]]> . Для исчисления налога с 2015 года в расчет принимается кадастровая стоимость дачного участка.

    Налог на землю под ИЖС

    Налог на землю ИЖС также рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Для расчета налога показатель кадастровой стоимости учитывается на 1 января года. Земли, являющиеся объектом жилищного строительства, тоже облагаются налогом по ставке 0,3 % в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса.

    Как рассчитать земельный налог в СНТ

    Земельный налог в садовом товариществе рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки по налогу. Расчет налога производится следующим образом:

    Налог на землю = Кадастровая стоимость земли х 0,3 %.

    Если по каким-либо причинам налогоплательщик не знает кадастровую стоимость принадлежащей ему на праве собственности земли, узнать ее можно в кадастровом паспорте объекта недвижимости или на сайте Росреестра.

    Налог на земли общего пользования в СНТ

    Земли общего пользования, расположенные в СНТ также облагаются земельным налогом. Согласно принятой практике, земельный налог СНТ оплачивает правление товариществом, возмещая произведенные затраты за счет членских взносов участников. В связи с тем, что СНТ является юридическим лицом, рассчитывая налог на землю, необходимо учитывать требования для организаций, то есть самостоятельно рассчитывать налог и предоставлять декларацию в инспекцию ФНС. Обратите внимание, что в этом случае вам может потребоваться вносить авансовые платежи по земельному налогу.

    spmag.ru

    Налог на землю в 2018 году для физических лиц

    Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

    В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

    Какой налог на землю в 2018 году

    В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

    Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

    Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

    Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

    • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
    • земель сельскохозяйственного назначения,
    • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
    • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.
    • Остальные облагаются по ставке 1,5%.

      Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

      В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

      Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

      Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

      Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

      Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

      Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

      Льготы на оплату земельного налога

      Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

      К некоторым относятся:

    • герои Советского Союза и России;
    • люди имеющие инвалидность;
    • ветераны велико отечественной войны;
    • участники чернобыльской катастрофы.
    • Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

      Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

      Изменения 2018 года

      Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

      Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

      Для расчета земельного налога применяется единая формула:

      Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

    • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
    • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.
    • Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

      Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

      Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

      Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2017 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

      Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога.

      Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

      Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

      Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

      Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.

      +7 (812) 509-60-42 (Санкт-Петербург)

      nedexpert.ru

      Земельный налог

      Использование земли в Российской Федерации является платным…

      Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

      • земельный налог,
      • арендная плата,
      • нормативная цена земли.
      • Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

        Для сельскохозяйственных товаропроизводителей земельный налог является одним из наиболее важных налогов. Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируются федеральным законодательным актом, а именно Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю».

        Налог на землю взимается на всей территории России, при этом субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлены полномочия по определению конкретных ставок земельного налога. Местные органы самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.

        Законодателями выделены три формы платы за землю:

        • земельный налог;
        • арендная плата;
        • На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

          Расшифровку вышеперечисленных понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

          • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
          • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
          • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
          • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
          • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
          • Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

            Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

            Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

            Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

            Налогоплательщиками, являются организации, перешедшие на уплату ЕСХН.

            Налогоплательщиками земельного налога также являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2003г.

            В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога и налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

            Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов, уплачивающих арендную плату.

            Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

            В частности объектами налогообложения являются:

            • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;
            • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;
            • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;
            • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;
            • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;
            • земли для обеспечения космической деятельности;
            • земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;
            • земли лесного и водного фондов.
            • Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

              Статья 3 Закона № 1738-1 «О плате за землю» устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

              Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам. Основанием для определения такой площади служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или использования земельным участком.

              За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

              За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

              На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

              Для сельскохозяйственных товаропроизводителей большое значение имеет четкое разделение земель, которые являются объектом налогообложения, на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, площади земельных участков могут также подлежать раздельному учету в зависимости от качества, состава и местоположения, так как земли каждого вида облагаются налогом по разным ставкам.

              Налогоплательщики должны использовать сельскохозяйственные земли по их целевому назначению.

              За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

              Льготы по налогу

              Список льгот, предусмотренный Инструкцией № 56, довольно обширен.

              Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание на следующие льготы:

              • научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
              • предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
              • Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

                Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

                На основании статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

                В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

                При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

                Порядок исчисления и уплаты земельного налога

                За время действия закона о плате за землю ставки земельного налога практически каждый год подвергаются индексации. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», ставки, действовавшие в 2002 году, с 1 января 2003г. увеличены в 1,8 раза для всех категорий земель.

                Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика.

                Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

                Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

                Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

                Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

                Статья 5 закона №1738-1 устанавливает, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

                Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), при этом сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

                Как и прежде, базой для определения средних размеров ставок налога с 1 га пашни принимают ставки, приведенные в Приложении № 1 Закона РФ «О плате за землю» (с учетом всех последующих индексаций) по субъектам РФ в следующих размерах:

                Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать и утверждать:

                • ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий;
                • минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.
                • При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

                  Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика расположены в пределах городской (поселковой) черты, налог за них должен быть исходя из ставки за земли аналогичного качества вне городов (поселков), увеличенной в 2 раза.

                  Ставки налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, представленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в 2003 году с учетом индексации составит 25,92 копейки за квадратный метр(14,4 коп. / кв. м (ставка 2002года) х на коэффициент 1,8). Органы местного самоуправления вправе повышать эту ставку с учетом благоприятных условий размещения таких участков, но не более чем в два раза.

                  За участки, представленные физическим лицам для вышеперечисленных целей в пределах городской (поселковой) черты, ставки налога составляют 25,92 копейки за один квадратный метр.

                  Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в приложении № 2 к Закону о плате за землю. Данное приложение состоит из трех таблиц:

                  Первая таблица определяет средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, в котором расположен населенный пункт

                  Вторая таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах;

                  Третья таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала.

                  В 2003 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах с учетом индексаций, проведенных в предыдущие годы, применяются по экономическим районам РФ в следующих размерах (руб., коп./кв. м):

                  Приведем еще одну таблицу, в которой укажем, к каким экономическим районам относятся субъекты РФ.

                  Ставки налога за землю, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, составляют 3 процента от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 копейки за квадратный метр (28,8 коп./ кв. м х коэффициент 1,8 х 1,1). Основание — статья 7 Федерального Закона от 07.07.2003г. №117-ФЗ.

                  Земельные налоги за участки, представленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для целей, отличных от ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, налогоплательщики должны будут исчислять исходя из ставки 25,92 копейки за один квадратный метр х 1,1. Органы местного самоуправления имеют право увеличивать ставку налога за такие участки, но не более чем в два раза.

                  Порядок исчисления земельного налога

                  Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год.

                  При расчете земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, следует исходить из налоговой базы, ставок налога и льгот по нему. Если налогоплательщик уплачивает налог за земли, облагаемые по разным ставкам, он должен вести раздельный учет таких участков и общий размер налога определять как сумму начисленных по участкам каждого вида платежей. Земельный налог следует исчислять в рублях и копейках.

                  При получении земельных участков в собственность, пользование, владение организации и физические лица должны исчислять налог, начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения ими прав на эти участки.

                  Порядок уплаты земельного налога

                  Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

                  Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

                  Налогоплательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для дальнейшего его распределения между различными уровнями бюджетной системы РФ (статья 12 Закона № 176-ФЗ).

                  При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

                  Требование об уплате налога — это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

                  Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

                  Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

                  Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

                  Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября — не позднее 15 февраля.

                  Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

                  Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

                  По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

                  Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

                  Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

                  Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

                  Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков земельного налога, осуществляют контроль над правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.

                  Нормативная цена земли

                  Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

                  Нормативная цена земли — это расчетная величина, которая определяется государством.

                  Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

                  Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли». В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

                  Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

                  В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель может не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

                  Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

                  В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли» в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных ценах на землю могут быть:

                  • договора купли — продажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;
                  • договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;
                  • данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и сообщениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 20 — 50%;
                  • данные государственной статистики.
                  • При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена расположенных на нем объектов недвижимости.

                    В условиях недостаточной информации о реально складывающихся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социально-экономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

                    В качестве экспертов привлекаются специалисты:

                    • органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;
                    • администраций районов и городов;
                    • агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;
                    • территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;
                    • органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;
                    • по инженерно-транспортному обустройству территории;
                    • региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.
                    • В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:

                      • сельского, лесного, водного и иного хозяйства;
                      • горного дела;
                      • экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;
                      • отдыха, туризма и других областей.
                      • Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:

                        • земли городов и поселков;
                        • земли сельских населенных пунктов;
                        • земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;
                        • земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;
                        • земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту — земли сельскохозяйственного назначения).

                        Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.

                        Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.

                        Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:

                        • обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров;
                        • обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);
                        • численность и плотность населения;
                        • уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы);
                        • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);
                        • состояние природного комплекса, архитектурно — ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов);
                        • уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения;
                        • безопасность проживания;
                        • инженерно-геологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);
                        • качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).
                        • Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов являются:

                          • уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;
                          • уровень инженерного обустройства территории;
                          • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;
                          • экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
                          • Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения, являются:
                          • обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;
                          • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;
                          • уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
                          • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды.
                          • Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

                            Организации – плательщики земельного налога обязаны ежегодно не позднее 1 июля представлять в налоговый орган по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговую декларацию. Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом МНС России от 29 декабря 2003г. № БГ-3-21/725 «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению».

                            Учет расчетов с бюджетом по земельному налогу

                            В соответствии с Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчете 68-3 «По видам налогов и сборов».

                            Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

                            Налогоплательщик должен соблюдать единый принцип: суммы начисленного земельного налога относятся на те счета, где отражается себестоимость продукции, в процессе производства которой участвует конкретный участок земли.

                            Перечисленные суммы налога в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

                            Автор статьи — консультант
                            ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
                            Телефон: (095) 937 – 34 — 51

                            Практическая энциклопедия бухгалтера

                            Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

                            www.buhgalteria.ru