Используя правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой

Практическое занятие №6

Функциональная и трофическая структура экосистемы

Задание 1. Ниже приведена схема трофической структуры биоценоза широколиственного леса.

Перенесите схему в тетрадь, показав стрелками все возможные трофические связи между указанными организмами. Условными обозначениями выделите основные экологические группы организмов данного биоценоза, пастбищные и детритные цепи питания.

Задание 2. Постройте пирамиды биомассы озера в зимний и весенний период по следующим данным (Грин, Стаут, Тейлор, 1990):

Экологические группы организмов

Объясните, почему в течение года пирамида «переворачивается».

Задание 3. Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены на одной блохе (Грин, Стаут, Тейлор, 1990). Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи:

трава – травоядное млекопитающее – блоха – Leptomonas.

Задание 4. (по: Жердев, Успенский, Дорогань, 2001). Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%) и предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, постройте пирамиду годовой биологической продуктивности следующей пищевой цепи:

растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястребы.

Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что масса 1 побега травянистого растения – 5 г; 1 кузнечика – 1 г; 1 лягушки – 10 г; 1 ужа – около 100 г; 1 ястреба – около 2 кг.

Количество особей подсчитайте суммарно за год с учетом общей годовой продуктивности 40 тонн.

Задание 5. Составить схему консорции дуба черешчатого, в которой показать трофические связи видов-консортов, помещенных в концентрические круги (вокруг дуба): фитофагов, зоофагов разных порядков. Показать также виды, имеющие топическую (местообитание) связь с дубом.

Задание 6. Ниже приведены данные о количестве ДДТ, заключенном в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи (в единицах массы ДДТ на 1 млн. единиц биомассы):

<Вода (0,02)>Кладофора (0,04) – Карась (10) – Щука (50) – Скопа (75)

В чем заключается эффект концентрации ядохимикатов в пищевых цепях?

Рассчитайте кратность увеличения концентрации на последовательных уровнях данной пищевой цепи.

На каком уровне ДДТ окажет наиболее сильное влияние? На каком уровне его легче всего обнаружить?

Почему гибель организмов (птиц, млекопитающих) от ДДТ наблюдается в период нехватки корма?

ggf.bsu.edu.ru

ТЕМА 5 . БИОГЕОЦЕНОЗ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Цель занятия:студент должен знать( и различать) понятия об экосистеме и биогеоценозе, главные компоненты биогеоценоза, уметь oхapaкmepизовать его пространственную и функциональную структуру; ознакомиться с мерами по охране биогеоценозов.

Контрольные вопросы.

1. Понятие экосистемы и биогеоценоза.

2. Основные компоненты биогеоценоза: биотоп, биоценоз (фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз).

3. Пространственная структура биогеоценоза. Ярусность.

4. Функциональная структура биогеоценоза: трофические уровни (продуценты, консументы, редуценты), цепи питания (пастбищные, детритные), правило экологической пирамиды (чисел, биомассы, энергии), пищевые сети.

5. Динамическое равновесие в биогеоценозах. Поток веществ и энергии в биогеоценозах. Устойчивость биогеоценозов. Саморегуляция. Самовозоб­новление.

6. Развитие экосистем. Смена биогеоценозов (первичная и вторичная сукцессия) Антропогенная сукцессия. Охрана биогеоценозов.

7. Продуктивность, первичная, вторичная. ЧПП, ВПП.

8. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов , внедрения новых технологий выращивания растений.

Практическая работа.

Задание 1. Функциональная структура биогеоценоза.

Перечисленные ниже организмы распределить по группам: а) какие из них относятся в своем биоценозе к группе производителей органического вещества; б) какие — к группе первичных потребителей (растительных), в) какие — к группе вторичных потребителей (плотоядных); г) какие — к группе разрушителей органических остатков.

Головастик лягушки. Лягушка травяная. Жук-плавунец. Личинка плавунца. Комар (самец). Комар (самка). Хламидомонада. Эвглена зеленая. Гнилостная бактерия. Жук божья коровка. Инфузория туфелька. Дождевой червь. Молочнокислая бактерия. Гриб мукор. Гриб пеницилл. Нитрифицирующая бактерия. Жук-могильник. Одуванчик. Сова. Тля.

Задание 2. Цепи питания.

Составьте схему пищевых цепей аквариума, в котором обитают рыбы карась и гуппи, улитки прудовик и катушка, растения элодея и валиснерия, инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии.

Задание 3. Экологические пирамиды.

Используя правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой постройте пирамиды биомассы и численности для следующей пищевой цепи луга: растения – кузнечики – лягушки – ужи – ястреб — змееяд.

Данные для работы: биомасса всех растений луга -40000 кг, 1 побега травянистого растения — 5 г, 1 кузнечика — 1г, 1 лягушки -10 г, 1 ужа — 100г, 1 ястреба- змееяда — 2 кг. К чему приведет уничтожение в данном биогеоценозе 1 ястреба- змееяда?

studopedia.ru

Практикум по общей экологии

Разделы: Биология

  • Пояснительная записка.
  • Практические занятия.
  • Литература.
  • Экология — это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем биосферой. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет мощную силу, воздействующую на неё. Если эти воздействия не будут учитывать природные законы и связи, установившиеся за миллионы лет, могут возникнуть катастрофические последствия. Ученые уже обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости биосферы, вызванной деятельностью человека.

    Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие.

    В зависимости от учебного плана на изучение темы “Основы экологии” отводится в 9 кл. — 10 ч., в 11 кл. — 7 или 14 ч. Таким образом, с теорией учащиеся 11 кл. знакомы. Проблема в том, чтобы выпускники могли применять знания для решения практических задач. Для этого мною составлено данное учебно-методическое пособие. В практикуме представлены практические работы, которые:

    1. Обучают умению изучать и оценивать состояние окружающей среды, проводить небольшие эксперименты, наблюдения, мини исследования решать экологические задачи;

    2. Воспитывают потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

    3. Развивают способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;

    4. Формируют обще-учебные навыки работы с биологической и справочной литературой, с диаграммами, графиками.

    В практикуме 6 практических занятий, которые охватывают практически все вопросы темы “Общая экология” в 11 классе.

    Практикум можно использовать как один из возможных вариантов практических занятий, последовательность которых, временные рамки, а также отбор содержания могут корректироваться по усмотрению учителя. Допустимо использование фрагментов практических работ при базовом уровне обучения биологии, к тому же весь практикум может быть использован как элективный учебный предмет в классах социально-гуманитарного профиля.

    Тема: “Среда обитания организмов и ее факторы”

    Практическое занятие № 1. “Экологические факторы среды и их взаимодействие”

    Цель: изучить законы зависимости организмов от факторов среды.

    Задачи.

    1. Изучить экологические факторы среды и их взаимодействие;
    2. Научиться работать с диаграммами;
    3. Научиться строить графики зависимости.
    4. Экологические факторы – это условия среды.

      Различают: абиотические, биотические и антропогенные факторы.

      Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

      Главный из них — закон оптимума, который выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. На графике он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении меры фактора.

      Для понимания связи видов со средой не менее важен закон ограничивающего фактора. Он гласит, что наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений. Именно от него и зависит в данный конкретный период выживание особей.

      1. Перед вами график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от двух факторов: влажности и температуры.

      1) Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:

      а) влажность — 20%; температура — 25°С

      б) влажность — 80%; температура — 2°С

      в) влажность — 80%; температура — 40°С

      2) Назовите диапазон оптимальной для вида:

      3) Назовите пределы выносливости вида:

      2. Используя рисунок задания 1, подумайте и запишите, в каком из районов опасность размножения яблоневой плодожорки выше: в районе со средними летними температурами от 20 до 25°С и относительной влажностью 70—90% или в районе со средними летними температурами от 30 до 35°С и влажностью 30—40%:

      3. Используя рисунок задания 1, постройте два графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от действия температуры при относительной влажности 80% и 30%.

      Объясните, почему эти графики отличаются друг от друга:

      4. Объясните, почему все графики зависимости численности (или смертности) от фактора среды будут иметь вид колоколообразной кривой:

      Тема “Адаптация организмов”

      Практическое занятие №2 “Изучение биоритмов”.

      Цель: Изучить особенности индивидуальных биоритмов с целью оптимизации работоспособности.

      Задачи:

      • научиться измерять по пульсу ритм сердечных сокращений;
      • научиться строить графики биоритма.

      В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов. В настоящее время известно более 100 ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга.

      Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине-хронодиагностики, хронотерапии, хронофармокологии.

      1. Измерьте у себя по пульсу ритм сердечных сокращений в спокойном состоянии в разное время суток (например, в 8, 15 и 21 час). Повторите измерение в течение 3-4 дней. Сопоставьте результаты.

      2. Составьте результаты и постройте графики.

      3. Проявляется ли суточный ритм в частоте ваших сердечных сокращений?

      4. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали:

      а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой для тех, кто согласен на такой режим,

      б) чередование дневной и ночной работы для каждого, с увеличенным отдыхом после ночи,

      в) только дневную работу для одних и чередование дневных и ночных смен для других работников, какие-либо другие формы организации труда? Обоснуйте ответ.

      5. Как по-вашему, лучше организовать доставку спортивной команды на всемирные соревнования из Москвы до Японии:

      а) самолетом за два дня до соревнования;

      б) самолетом за две недели до его начала;

      в) поездом и затем на корабле за неделю до его начала? Обоснуйте решение.

      Тема “Местообитание и экологические ниши”

      Практическое занятие №3 “Составление экологической характеристики вида (экологическая ниша) и размещение комнатных растений в зависимости от этой характеристики.

      Цель: закрепить понятие “экологическая характеристика”, убедиться в необходимости знаний об экологии растений для оптимального размещения их в классе и дома.

      Приспособленность к среде обитания комнатных растений обусловлена их морфологией, анатомией и физиологией. Для того, чтобы растение хорошо развивалось и росло, необходимо выявить его экологическую характеристику. Экологическая характеристика отражает отношение растения к свету, влажности, температуре, составу воздуха и т.д., т.е. все параметры экологической ниши.

      1. Определите, какие комнатные растения имеются в классном помещении.

      2. Выясните по паспортным данным родину каждого из этих комнатных растений.

      3. Выясните по картам “Климатическая карта мира”, “Природные зоны”, какие условия существуют на родине каждого комнатного растения. Заполните таблицу:

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов (стр. 7 )

      Описание внешнего и внутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

      по теме: «Приспособленность организмов к среде обитания»

      Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относи­тельна и является результатом действия естественного отбора.

      Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы.

      Материал для работы: коллекции «Защитные приспособления у животных», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых». «Виды защитных окрасок», «Приспособительные изменения к условиям существования в строении передних конечностей млекопитающих». «Насекомые — опылители», «Насекомые — санитары», «Особенности строения зубного аппарата животных». Открытки и рисунки с изобра­жением тюленя, кита, дельфина, жука-плавунца, утки, цапли, стрижа, страуса, личинки стрекозы, акулы, окуня, иглы-рыбы (особенности зубного аппарата животных, особенности строения ротового аппарата насекомых), белки-летяги, гепарда, страуса.

      Натуральные объекты или гербарные материалы (группы растений).

      1. Различные виды кактусов, ветки сосны и ели, брусника, клюква;

      2. Теневыносливые и светолюбивые растения;

      — 3. Придорожные растения: подорожник, одуванчик, птичья гре­чиха;

      4. Различные представители водных растений: сальвиния, ряска, элодея густолиственная, валлиснерия спиральная и т. д.;

      5. Луковичные и корневидные растения: амараллис, сансевьера;

      6. Плоды и семена липы, березы, клена, ясеня, тополя, череды, лопуха, рябины, шиповника;

      7. Растения, не поедаемые животными: крапива (жгучая), боярыш­ник (колючий), синяк, лютики;

      8. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, ветреница, гусиный лук, тюльпан, цикламен.

      Работа может проводиться в нескольких вариантах в зависимости от времени, отведенного на ее выполнение, и подготов­ленности класса. Запись результатов наблюдений фиксируется в тетради в форме таблицы. Работа включает и ответы на вопросы по результатам наблюдений.

      Изучение приспособительных признаков у растений

      Внимательно рассмотрите экземпляры гербарных или живых растений определенной группы.

      1. На примере растений первых пяти групп определите, какие особенности строения обеспечивают их существование в определенных условиях среды.

      2. В предложенных коллекциях плодов и семян (6-я группа) отберите те, у которых выражена приспособленность к распростране­нию ветром, животными.

      3. Внимательно рассмотрите группу растений, не поедаемых животными (7-я группа). Определите, какие черты приспособленности к существованию характерны для каждого представителя этой группы растений.

      4. Познакомьтесь с представителями раннецветущих растений (8-я группа) и определите признаки, характеризующие данное свойство.

      Изучение приспособленности плодов и семян

      1. Внимательно рассмотрите наборы плодов и семян, используя для этой цели лупы, пинцеты и препаровальные иглы.

      2. Отберите из них те, которые распространяются ветром.

      3. Определите признаки приспособленности семян и плодов к распространению ветром и другими способами.

      4. Данные наблюдений запишите в таблицу.

      Характерные приспо­собительные особен­ности плодов и семян

      Причины воз­никновения приспособлен­ности

      Плод-стручок, створ­ки плода закручи­ваются при раскрыва­нии

      Плод-орешек на длин­ной плодоножке с листовидным кры­лышком

      5. .Используя знания, полученные при изучении материала темы «Эволюционное учение», и ваши наблюдения, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды не может быть абсо­лютной.

      Изучение приспособленности признаков у животных

      Внимательно рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки.

      I. Определите защитные приспособления у каждого представи­теля и укажите причины их происхождения.

      2. Определите приспособительные изменения в строении конеч­ностей млекопитающих, птиц, насекомых. Укажите, в каком из при­меров конечности претерпели наибольшие изменения и назовите при­чину.

      3. Укажите, какой тип приспособительной окраски имеют пред­ложенные вам для изучения представители.

      4. Определите приспособительные признаки у насекомых-опыли­телей и насекомых-санитаров.

      .5. На примере экспонатов раскройте зависимость между строе­нием зубного аппарата животного и родом пищи.

      Результаты наблюдений запишите в текстовую таблицу. Ответьте на следующие вопросы:

      — какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособ­ленности?

      — поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособи­тельные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

      1. Наследственная изменчивость дает материал для естествен­ного отбора, который сохраняет особи с полезными в данных условиях признаками, формируя всевозможные приспособления организмов’.

      2. Приспособленность организма не абсолютна, а относительна, так как условия меняются быстрее, чем формируется определенный признак.

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

      по теме: «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»

      Цель работы: а) показать учащимся на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза;

      б) ознакомить их с примерами возможных идиоадаптаций (дегене­рации) ;

      в) раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

      Оборудование: пинцеты, лупы, тетради для записи наблюдений.

      Материал для работы: открытки, рисунки с изображением пред­ъявителей отделов растений, типов и классов животных (китообраз­ных, ластоногих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся), различ­ных видов кактусов, повилик и других растений; муляжи кистепёрой оыбы, стегоцефала, архиоптерикса; натуральные объекты (гербарные мчтерирлы цветковых и голосеменных растений), коллекции насекомых с различным) видами идиоадалтаций; спиртовые препараты червей-паразитов; различные виды кактусов, традесканций и других растений с ярко выраженными приспособительными возможностями; наборы цвет­ков, плодов, семян, веток представителей голосеменных и цветковых растений; чучела пресмыкающихся, птиц, грызунов, хищных животных.

      1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители:

      — определите у представителей каждой группы насекомых приспо­собительные изменения к условиям среды обитания;

      — раскройте их биологическое значение;

      — укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насе­комых.

      Результаты наблюдений запишите в таблицу:

      изменения, возникшие в ходе эволюции

      Ответьте на вопрос: какие особенности строения и жизни насе­комых позволяли им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

      2. Внимательно изучите рисунки, открытки, чучела различных видов грызунов (сусликов, белок, тушканчиков, бобров и др.):

      — определите у каждого представителя приспособительные измене­ния к условиям обитания, возникшие в ходе эволюции; раскройте их биологическое значение.

      Результаты наблюдений запишите в таблицу.

      Ответьте на вопрос: какой важнейший ароморфоз претерпела данная группа?

      По аналогии работы подобного содержания могут быть проведены и с представителями отрядов хищных, ластоногих, китообразных и других животных различных систематических групп.

      3. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черему­хи, вяза, липы, клена, вишни и др.):

      — определите систематическую принадлежность изучаемых предста­вителей;

      — раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;

      — укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению;

      — определите возможные пути эволюции изучаемых растений сис­тематической группы (цветковых).

      Приспособительные изменения, воз­никшие в ходе эволюции

      Биологическое значение приобретенных изменений

      Возможные пути эво­люции дан­ной систе­матической группы

      Появление цветка как органа раз­множения. Возникновение плода.

      Зародыш имеет диплоид­ный набор хромосом, его развитие происходит за счет питательных ве­ществ семени, он хорошо защищен от неблаго­приятных воздействий среды. Семена имеют многообразные приспо­собления к распространению.

      Клен остро­листный (вид)

      Околоплодник имеет крыловид­ные кожистые выросты

      Плоды при опадании с дерева могут долго вращаться в воздухе и поэтому разносятся ветром на большие расстояния.

      Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан).

      4. Внимательно ознакомьтесь (по коллекциям, гербарным мате-

      риалам, наборам побегов с семенными шишками) с представителями голосеменных растений- можжевельник, ель, кедр, лиственница, пихта, сосна.:

      — раскройте биологическое значение появления семян у представи­телей хвойных растений;

      — укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян к определенным способам распространения;

      — назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной
      систематической группы (голосеменных).

      Результаты наблюдений запишите в таблицу. Ответьте на вопросы:

      — какие важнейшие ароморфозы претерпела данная группа растений (голосеменных или цветковых) в своем историческом развитии?

      — какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?

      1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов.

      2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают — в процессе эволюции путем идиоадаптации.

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

      по теме: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания)»

      Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

      2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

      Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

      1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

      Рис.2. Пирамида чисел

      2. Постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

      3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

      4. Ответьте на вопросы:

      · Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

      · В чем сущность правила экологической пирамиды?

      · Чем определяется устойчивость биоценозов?

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

      по теме: «Решение экологических задач»

      Цель работы: закрепить умения решать экологические задачи.

      1. Глобальные изменения климата (например, потепление) приводят к потерям в экономике и социальной сфере, влияют на существование и распространение биологических видов в различных областях земного шара. У этих климатических изменений есть различные причины, к которым не относятся:

      а) извержения вулканов;

      б) смерчи и торнадо;

      в) влияние океанов (океанические течения);

      г) химические вещества атмосферы.

      Ответ «б» – правильный. Смерчи и торнадо являются следствием климатических изменений, а не их причиной.

      Ответ «а» – ошибочный. Извержения вулканов могут повлиять на климат. Образующиеся в процессе извержения вулкана облака мелких частиц (аэрозоли) способны заметно ослаблять поток приходящей к земной поверхности коротковолновой радиации, почти не изменяя длинноволнового излучения, уходящего в мировое пространство. Исследования показывают, что после извержений наблюдается некоторое понижение температуры на значительной территории в районе вулкана.

      Ответ «в» – ошибочный. Атмосфера имеет общую границу с океаном более чем на 72% поверхности Земли и реагирует на изменения, происходящие в океане. Океан является главным аккумулятором и хранителем поступающей на землю тепловой энергии Солнца, которая впоследствии высвобождается в атмосферу. Обладая огромной теплоемкостью, океаны оказывают стабилизирующее влияние на атмосферу, делая ее температуру более устойчивой. Запас тепла в океане размещен неравномерно и постоянно перемещается океаническими течениями.

      Ответ «г» – ошибочный. Атмосфера нагревается, поглощая солнечную радиацию, как поступающую из космоса, так и отраженную земной поверхностью. Нагретая атмосфера сама излучает тепло (инфракрасные волны). Значительная часть (около 70%) теплового излучения атмосферы приходит к земной поверхности, которая практически полностью ее поглощает. Сравнительно небольшие изменения концентрации углекислого газа в атмосфере могут оказать воздействие на температуру земной поверхности, вызывая так называемый парниковый эффект. Удвоение количества СО2 повышает температуру на 2 °С. Другими «парниковыми газами» являются О3 (озон), СН4 (метан), окислы азота, хлоруглеродные соединения.

      2. Создание крупных животноводческих комплексов (птицефабрик и свиноферм с поголовьем животных более 5000) с незарегулированными стоками повлияет на:

      а) введение севооборотов;

      б) химический состав поверхностных и грунтовых вод;

      г) ускорение водной мелиорации.

      Ответ «б» – правильный. Сток с животноводческих ферм (жидкий навоз), попадая в реки и озера, увеличивает содержание в воде азотсодержащих соединений, что ведет к эвтрофикации этих водоемов. Растворенные в поверхностных водах соединения азота могут попадать и в грунтовые воды (верховодка), делая непригодной для питья воду из колодцев глубиной до 10–15 м.

      Ответ «а» – ошибочный. Севообороты (чередование выращивания различных сельскохозяйственных культур на одном поле в течение нескольких лет) применяют, чтобы не снижалось плодородие почв и не размножались вредители, специфичные для какого-либо одного вида растения. С животноводством севообороты не связаны.

      Ответ «в» – ошибочный. Зональный принцип ведения сельского хозяйства учитывает агроклиматические условия региона. С ним связаны выбор культивируемых сельскохозяйственных растений (по требовательности к теплу, влаге, кислотности почв, наличию питательных веществ в почве) и разведение традиционных видов животных. Наличие животноводческих комплексов на зональный принцип ведения сельского хозяйства не влияет.

      Ответ «г» – ошибочный. Существует два вида водной мелиорации: осушение (применяется на заболоченных территориях для вовлечения этих территорий в сельскохозяйственный оборот) и обводнение (полив). Оба этих вида очень важны в растениеводстве. Водная мелиорация с животновод-ством никак не связана.

      3. Сплошная вырубка участка таежного леса может привести к:

      а) увеличению пожароопасности и возгораемости лесов, особенно хвойных пород;

      б) созданию условий для размножения вредящих лесу организмов;

      в) развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки;

      г) химическому загрязнению лесных водоемов.

      Ответ «в» – правильный. При сплошной вырубке таежного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

      Ответ «а» – ошибочный. К увеличению пожароопасности в хвойных лесах может приводить, например, захламление небольших лесосек при выборочных рубках, а также зарастание лесных просек и отсутствие на них ежегодной противопожарной распашки.

      Ответ «б» – ошибочный. Размножению опасных для леса насекомых-вредителей и грибковых заболеваний способствует накопление на вырубке больших количеств гниющей растительной биомассы (ветки, сучья и др.). Как правило, при сплошных рубках такого накопления не происходит, т. к. после вырубки освобождаются большие участки, позволяющие беспрепятственно вывезти все заготовленные материалы.

      Ответ «г» – ошибочный. Химическое загрязнение лесных водоемов чаще всего происходит в результате аварий на нефтетрубопроводах. Небольшое количество бензина или смазочных масел, разливаемых при работе лесозаготовительной техники, очень редко может вызвать загрязнение сколько-нибудь значительного участка леса или водоема.

      4. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:

      а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

      б) ветровую эрозию;

      в) переуплотнение почв;

      г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.

      Ответ «б» – правильный. Распашка целинных земель в степных районах без учета ландшафтной мозаики приводит к ветровой эрозии и, как следствие, к пыльным бурям и потере верхнего плодородного слоя почвы.

      Ответ «а» – ошибочный. К накоплению избытка влаги в почве и ее последующему заболачиванию может привести вырубка лесов только в таежной зоне, где коэффициент увлажнения больше 1, т. е. количество осадков преобладает над испарением. Распашка целинных земель проводилась в степных районах страны, где увлажнение недостаточное и влаги никогда не бывает в избытке.

      Ответ «в» – ошибочный. Переуплотнение почв – процесс, происходящий при многократном использовании на одной территории тяжелой техники, например трактора «Кировец». Такую технику стали выпускать в СССР только в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Переуплотнение чаще всего происходит на почвах тяжелого механического состава (средний и тяжелый суглинок). В степных районах Казахстана преобладают почвы легкого механического состава, что затрудняло их переуплотнение, но способствовало развитию процессов ветровой эрозии.

      Ответ «г» – ошибочный. Процессы засоления почв развиваются, как правило, в степных и полупустынных регионах при поливном земледелии, когда избыточный полив вызывает поднятие уровня засоленных грунтовых вод.

      5. Интенсивный лов трески в Баренцевом море в середине ХХ в. способствовал:

      а) развитию прудового рыболовства;

      б) увеличению популяции мойвы;

      в) разрастанию водорослей в прибрежной зоне;

      г) разведению молоди сельди в воспроизводственных целях.

      Ответ «б» – правильный. Треска является хищной рыбой. С уменьшением ее численности начинает увеличиваться численность рыб меньшего размера, на которых она ранее охотилась, например мойвы, минтая, хека и т. п.

      Ответ «а» – ошибочный. Прудовое рыбное хозяйство и морское (океаническое) рыболовство никак не связаны. Морское рыболовство в ХХ в. добывало большую часть рыбных ресурсов, а прудовое – лишь небольшой процент.

      Ответ «в» – ошибочный. Разрастание водорослей может быть связано только с притоком питательных веществ, а не с интенсивным выловом рыбы, тем более, что лов трески производится не в прибрежной зоне.

      Ответ «г» – ошибочный. Разведение молоди сельди в нашей стране не практиковали. Разводили мальков преимущественно осетровых рыб. В мире также развивалось такое направление рыбного хозяйства, как марикультура – культивирование морских организмов в искусственных или «полуискусственных» условиях. Приемы марикультуры используют в первую очередь для лососевых рыб.

      СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

      включает в себя

      7 проверочных работ и 1 итоговое тестирование:

      Проверочная работа по теме:

      «Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина»

      I. Кратко ответьте на вопрос.

      1. Какой вклад внес в биологию К. Линней?

      2. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?

      3. Дайте характеристику бессознательному отбору. Приведите примеры.

      4. Охарактеризуйте движущий отбор. Приведите примеры.

      5. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему?

      1. Приспособленность организмов, по К. Линнею, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию; е) Изначальной целесообразности.

      2. Приспособленность организмов, по Ж-Б. Ламарку, появилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

      3. Приспособленность организмов, по Ч. Дарвину, по­явилась в результате: а) Упражнения и неупражнения органов под влиянием среды; б) Передачи по наследству благоприобретенных признаков; в) Наследственной изменчивости; г) Естественного отбора; д) Стремления к самоусовершенствованию.

      4. Материал для естественного отбора наиболее приспо­собленных организмов поставляет: а) Модификационная изменчивость; б) Комбинативная изменчивость; в) Мутационная изменчивость; г) Все виды изменчивости.

      5. Ученый, разработавший учение о движущей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

      6. Ученый, разработавший учение о стабилизирующей форме отбора: а) Ч. Дарвин; б) А. Уоллес; в) ; г) ?

      7. Наиболее напряженная борьба за существование: а) внутривидовая; б) межвидовая; в) борьба с условиями; г) все три вида в равной степени?

      8. К внутривидовой борьбе за существование относится: а) взаимопомощь особей одной семейной группы; б) паразитизм; в) конкуренция; г) конкуренция?

      9. Формы межвидовой борьбы за существование: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) комменсализм?

      pandia.ru