Правила на кос-кас

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

На главную

Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

Важнейшие правила правописания.

Правописание корней.

12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́тьвре́д, преподава́тьпрепода́ть, притяну́тьпритя́нешь.

Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптатьвтаптывать, носитьнашивать, и т. п.

13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

14. Корни с чередованием оа. Для правописания некоторых корней с чередованием ао надо заметить следующие правила:

а) В корне коскас (коснутьсякасаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.

б) В корне ложлаг (предложитьпредлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

в) В корне клонклан (поклонкланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.

г) В корне твортвар (творчествотварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.

д) В корне горгар (горетьзагар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.

е) Корень плавплов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

ж) В корне зарзор (зарязоризорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

з) В корне растрост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

dictionary.liferus.ru

wiki.eduVdom.com

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Содержание

Корни с чередованием о — а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос — кас , лож — лаг

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

клон — клан , твор — твар , гор — гар

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

wiki.eduvdom.com

Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Образовательные:

    формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

    развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
    воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

    1. Вступительное слово учителя.

    — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

    Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

    Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

    Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

    Сегодня небо хмурит брови,
    Пугливый ветер бьёт в окно.
    Зима гуляет на просторе,
    Все позабыли про тепло.

    На дух весны царит повсюду:
    И в парках, и на площадях.
    Подобно сказочному чуду
    Несется праздник на санях.

    То “Масленица” веселится,
    Блинами, радуя народ.
    И красные от счастья лица
    Веселый кружат хоровод.

    Зима прощается.
    Навстречу спешит красавица – весна.
    Давайте вместе ее встретим,
    Забудем все про холода!

    2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

    — Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

    В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

    З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

    3. Работа с текстом. (Задание №2)

    — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

    Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    (Запишите тему урока)

    Задание №2

    Из газетных строк:

    Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

    Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

    Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

    Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

    — В какой части слова пропущены буквы?

    — Что такое корень?

    — Давайте выпишем корни из слов.

    — Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

    — Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

    КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

    Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

    Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

    А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

    Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

    Задание

    Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

    • Прил…гать усилия.
    • Сл…жить вещи.
    • Отл…жить празднование.
    • Возл…гать надежды.
    • Предл…жить блины.
    • Безотл…гательное дело.
    • К…снуться чуда.
    • Радостное предпол…жение.
    • К…саться рукой.
    • Точки соприк…сновения.
    • Не к…саются влаги.
    • Расположить у костра.

    4. Выборочный диктант

    1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

    2 вариант -с буквой О в корне слова.

    1. Солнце к…снулось края степи.

    2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

    3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

    4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

    Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    -ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

    6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

    — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

    7. Творческая работа.

    От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

    Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

    Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

    — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

    Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

    В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
    если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
    то пишется буква о :

    В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
    под ударением а :

    В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
    под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

    поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.

    В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
    под ударением та гласная, которая слышится — о или а :

    заря́; зо́рька — за́рево.

    БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

    Задачи на тему «Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-«

    Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

    Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

    1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

    school-assistant.ru

    Правила на кос-кас

    § 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о .

    гар — гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

    зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

    кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг — лог — лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж — о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак — мок — моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч — всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

    пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав — плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением — только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн — ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , — буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн — розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь — буква о Под ударением — а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

    рос(т) — рас(т) — ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) — буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение — о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст — буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак — скок — скач — скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением — о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

    твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением — не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

    2. Корни с буквами и и е .

    блес(к,т) — блещ — блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

    лип — леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

    сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. — ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

    orthographia.ru