Дача и получение взятки

Получение взятки. Дача взятки

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объективная сторона получения взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Под должностным положением следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Под действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Объективная сторона преступного деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ, заключается в даче должностному лицу лично или через посредника взятки.

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), а ч. 2 ст. 291 – за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий(бездействие).

Незаконные действия должностного лица – неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тыс. руб.

Субъективная сторона – прямой умысел.

be5.biz

Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Уголовный кодекс РФ (ч. 1 ст. 290) указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

  • пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
  • пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;
  • пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).
  • Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

    Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

    С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

    Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом (либо с согласия должностного лица — его родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

    Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.

    Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

    Часть 2 статьи 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по части 1 статьи 291 УК РФ.

    В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

    Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

    Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческой или иной организации, имеющей статус юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке в РФ согласно действующему гражданскому законодательству (гл. 4 ГК РФ). Дополнительным объектом данного преступления являются законные интересы, права граждан, предприятия, охраняемые уголовным законом.

    Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера.

    Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

    Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

    Объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

    Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.

    Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить передачу.

    Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

    Часть 2 статьи 204 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 204 УК РФ, но совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

    Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    Часть 3 статьи 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

    Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

    Квалифицирующим признаком незаконного пользования услугами имущественного характера следует признавать ее безвозмездность.

    Часть 4 статьи 204 УК РФ содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.

    Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео


    legalquest.ru

    Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ В

    txt fb2 ePub html

    на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по уголовному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по уголовному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

    Не нашли что искали?

    Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

    Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера Понуждение лица к половому сношению, мужел

    Получение и дача взятки (ст. 290,291 УК РФ)

    Похожие вопросы

    • Уголовное право — Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ)
      Понуждение к действиям сексуального характера Понуждение лица к половому сношению, мужел. Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ). Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 30.
    • . жизнедеятельности (БЖД) — Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ)
      Понуждение к действиям сексуального характера Понуждение лица к половому сношению, мужел. Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ). Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 30.
    • Шпаргалки по уголовному праву
      Статья 204. Коммерческий подкуп 1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в к. подробнее ».
      Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ).
    • Уголовное право — . действиям сексуального характера (ст. 135, 133 УКРФ)
      Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ).
      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по уголовному праву.
    • . и понуждения у действиям сексуального характера (ст. 135, 133 УКРФ)
      Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ).
      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по безопасности жизнедеятельности.
    • Уголовное право — Превышение должностных полномочий (ст. 286 УКРФ)
      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по уголовному праву.
      Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ).
    • . (БЖД) — Превышение должностных полномочий (ст. 286 УКРФ)
      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по безопасности жизнедеятельности.
      Получениеидачавзятки (ст. 290,291УКРФ).

    найдено похожих страниц:10

    cribs.me

    Дача и получение взятки

    Глава 1. Взяточничество по советскому уголовному праву…………..5

    Глава 2. Понятие взяточничества и взятки…………………………….7

    Глава 3. Объект и объективная сторона дачи взятки………………. 10

    Глава 4. Субъект и субъективная сторона взятки……………………..16

    Глава 5. Квалифицирующие признаки дачи и получения взятки, освобождение от уголовной ответственности………………………………. 18

    Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества. В 1999 году в России было зарегистрировано немногим более 20000 должностных преступлений в государственной и негосударственной сферах, в том числе 6871 факт взяточничества.

    Однако должностная преступность появилась не в наши дни.

    Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что должностная преступность — ровесник человечества. Распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия – не исключение.

    Ранние упоминания о коррупции, «поразившей» государственную службу, можно обнаружить еще в архивах Древнего Вавилона, сформировавшихся по меньшей мере 4500 лет назад. Разумно предположить, что зарождение коррупции как социального явления объективно связано с первоначальной узурпацией права управлять людьми и общим имуществом, имевшей место задолго до возникновения государственности. Сам термин «коррупция» применительно к его социальному значению начинает употребляться еще в античный период.

    Сегодня коррупция, и, прежде всего, должностная преступность как наиболее опасная ее часть, стали представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Коррупция успела «заполнить» освобожденные государством ниши социального управления прежде, чем это смогли сделать институты гражданского общества.

    Наиболее простое определение коррупции или должностных преступлений — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

    ЦЕЛЬ данной работы – раскрыть содержание взяточничества в соответствии с современным российским законодательством.

    Глава 1. Взяточничество по советскому уголовному праву

    Процесс создания нового уголовного законодательства после Октябрьского переворота начался в 1917 году, причем не с создания крупных кодификационных актов, а с принятия отдельных актов, устанавливающих уголовную ответственность за наиболее опасные для нового строя нарушения. В частности, уголовно-правовые нормы о взяточничестве содержались в декрете СНК от 8 мая 1918 года. 1

    Однако, советская социалистическая уголовная доктрина, хотя и содержала определенные санкции за получение и дачу взяток, серьезными их не считала. Но состав таких преступлений все же выделялся законодателем.

    В Особенной части Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. нормы, предусматривающие ответственность за данные должностные преступления, были сосредоточены в специальной главе ХУ1 «Должностные преступления» (ст.ст.170-175).

    Объектом должностного преступления являлась правильная, отвечающая интересам государства и граждан работа государственного аппарата.

    Непосредственным объектом данных должностных преступлений было принято считать определенные виды правильной деятельности различных звеньев государственного аппарата.

    Так, при даче или получении взятки, т.е. злоупотреблении должностным положением непосредственным объектом могла быть, например, правильная деятельность конкретного звена государственного аппарата по охране прав и свобод граждан или по обеспечению имущественных или других интересов государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций.

    С объективной стороны дача и получение взятки могли быть совершены только путем действия должностного лица.

    Обязательным признаком объективной стороны данного вида должностных преступлений являлось то обстоятельство, что деяние могло быть совершено должностным лицом только в связи со своим служебным положением.

    С субъективной стороны данный вид преступлений мог быть совершен только умышленно.

    Понятие «должностное лицо» было сформулировано в применении к ст. 170 УК РСФСР 1960 г., согласно которому под должностными лицами понимались лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.

    В период существования СССР были привлечены к ответственности и осуждены некоторые должностные лица, занимавшие весьма высокие государственные посты, например, зам. Министра хлопкоочистительной промышленности одной из союзных республик. В преступной деятельности осужденных, как правило, сочетались взяточничество, должностные злоупотребления, хищения имущества в крупных и особо крупных размерах.

    Глава 2. Понятие взяточничества и взятки.

    Получение взятки – самое тяжкое из группы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, органов власти и управления, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

    Коррупционера С.В.Максимов определяет как лицо, занимающее государственную должность, служащий государственного или муниципального органа, учреждения или организации либо негосударственной (не являющейся муниципальной) организации, способный нести юридическую ответственность за дачу или получение взятки, признанный виновным в совершении данного правонарушения на основании судебного решения или в ином установленном законом порядке 2 .

    Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации 3 .

    Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов 4 .

    Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов 5 .

    Содержание и формы взятки разъяснялись в неотмененном постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990г. Суть ее составляют деньги или ценные бумаги, валюта( наиболее часто), дорогостоящие вещи, имущество(мебельные гарнитуры, оборудование кухни), импортная аудио-видеотехника, автомашины, антикварные и коллекционные предметы.

    Другую форму взятки составляют выгоды имущественного характера, оказываемые виновному безвозмездно, услуги, подлежащие оплате( предоставление санаторных и туристических путевок, круизов, проездных билетов на различные виды транспорта, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ).

    Безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной( получение ценной вещи за бесценок, по значительно меньшей стоимости чем действительная).

    В современных условиях выявились новые предметы взяточничества: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций.

    Претерпели изменения и формы взяток. За совершение должностными лицами должностными лицами в пользу взяткодателя им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуются престижные выезды в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

    Существует две основные формы получения взятки: открытая и завуалированная. Открытая – взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Завуалированная как правило облекается во внешне законные формы( совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии(работа не выполнялась, для премий не было оснований)).

    Взяточничество имеет ряд характерных признаков. Основные из них:

    — непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти или местного самоуправления, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях;

    — незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим коммерческой или иной организации благ (имущества, услуг или льгот);

    — использование виновным своего статуса (служебного положения) вопреки интересам публичной власти или службы;

    — наличие у виновного умысла на совершение действий, объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

    — наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

    Глава 3. Объект и объективная сторона дачи и получения взятки.

    Родовой объект данных преступлений можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960 г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону.

    Службой в системе органов местного самоуправления следует считать выполнение соответствующих должностных и служебных функций.

    Непосредственным объектом данных преступлений логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    Дополнительным объектом являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности).

    Необходимым признаком получения и дачи взятки является предмет преступления – взятка. В общем виде взятка – любая незаконная выгода имущественного характера.

    В новом Уголовном Кодексе нет указаний на необходимость установить обусловленность взяткой использования лицом своих служебных полномочий. Не говорит закон, как и Уголовный Кодекс, и о необходимости предварительного соглашения между взяткодателем и взяткополучателем, так же как и о времени дачи взятки.

    Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.

    Получить взятку – это значит принять ее лично или через посредников. Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, карман его пальто), это еще не означает что он принял ее. Если у должностного лица не было умысла на получение взятки, а, обнаружив ее у себя, оно немедленно заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.

    Если должностное лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого сделать, присваивает их, содеянное образует мошенничество (ч. Ст.159 УК РФ).

    В законе исчерпывающе перечислены действия или бездействия, за совершение которых дается взятка:

    — действия или бездействие, совершение которых входит в служебные полномочия лица;

    — действия, представляющие собой способствование совершению другими должностными лицами действий, желательных для взяткодателя (использование при этом личных связей должностного лица не может использоваться как использование своего служебного положения);

    — общее покровительство со стороны должностного лица;

    — за попустительство по службе.

    Время получения взятки для наличия состава данного преступления не имеет. Обусловленность взятки использованием служебных полномочий в пользу взяткодателя требуется, и вытекает она из формулировки ст.290 УК, поскольку закон прямо указывает на совершения за взятку действий, находящихся в пределах должностных полномочий виновного, его служебной компетенции. Из этого следует и обратное: взятка-вознаграждение образует данный состав, когда получение незаконного вознаграждения было обусловлено до совершения действия или бездействия в пользу взяткодателя, хотя взятка может быть передана и после выполнения должностным лицом своих действий.

    Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, подарков, сувениров в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоение почетных званий.

    В законе сказано о получение взятки за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются как интересы самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие лица). Долгое время в связи с нечеткой формулировкой ст.173 УК 1960г. дискуссионным в теории и на практике был вопрос о степени конкретности действий, совершаемых виновным за взятку (Согласно одной позиции состав менялся лишь при совершении за взятку виновным лицом конкретных действий. Другая позиция признавала наличие взяточничества не только в этих случаях, но и когда вознаграждение вручалось за общее благоприятствование и даже «на всякий случай»). Действующий Уголовный Кодекс дает основания полагать, что анализируемый состав предполагает совершение за взятку конкретного действия или бездействия. Даже если она дается за покровительство, то и другое выражается в конкретных формах.

    Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такого налицо покушение на получение взятки. Взятка может быть получена как до совершения (уклонения) в интересах дающего того или иного действия (взятка-подкуп), так и после того как это действие совершено (взятка-вознаграждение).

    Взятка может быть получена за совершение (уклонение) определенных действий в интересах не только взяткодателя, но и иных лиц.

    Новый Уголовный Кодекс (так же как и прежний) понятие дачи взятки не раскрывает. Статья 291 УК РФ имеет простую диспозицию, определяя это преступление как дачу взятки должностному лицу как лично, так и через посредника.

    Объективная сторона в теории уголовного права обычно излагается более подробно и состоит она в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера) должностному лицу за совершение последним действий или бездействия в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полномочий.

    Из содержания ст. 291 УК РФ и сопоставления ее со ст.290 УК РФ следует, что взятка дается должностному лицу за совершение действий или бездействия в пользу дающего. Обычно это интересы самого взяткодателя. Однако нередко взятка вручается для совершения действий в интересах организации (предприятия, учреждения). Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30.03.1990г. о судебной практике по делам о взяточничестве предлагал следующую рекомендацию относительно квалификации действий участников такой ситуации. Должностное лицо, предложившее подчиненному добиться нужного для организации решения вопроса путем дачи взятки, отвечает как взяткодатель. Подчиненный работник, договорившийся о выполнение за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, отвечает как соучастник в даче взятки (Данное разъяснение вызывает существенные возражения. Действия должностного лица, давшего подчиненному указания о передаче взятки, не могут образовать дачу взятки для должностного лица, поскольку взятку передает не он, а подчиненный. Его действия квалифицируются либо как организация дачи взятки, либо как подстрекательство к ее даче – ч.3 ст.33 УК РФ. Действия же подчиненного работника квалифицируются как дача взятки, поскольку назначение передаваемого ему известно, и он, очевидно, полагает, что делается это за действия в пользу организации, где он работает).

    Взятка передается либо лично, либо через посредника. Если взятка передается через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение определенных действий.

    По конструкции состав преступления является формальным. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы части обусловленной суммы содержит оконченный состав преступления. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки по ст.30, 33, 204 УК РФ.

    Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том случае, если посредник, которому он вручил деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки, фактически их присваивает (мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось, передать взятку, или нет.

    Хотя в законе и не указан корыстный мотив как обязательный субъективный признак, он вытекает из сути самого преступления.

    Специалисты утверждают, что взяточничество среди должностных преступлений представляет особую трудность при расследовании. Поводы к возбуждению дела о взяточничестве могут быть главным образом пяти видов.

    К сказанному следует добавить, что подкуп руководителей федеральных казенных предприятий, по долгам которых в соответствии с гражданским законодательством почти во всех случаях отвечает государство, злоупотребления частных нотариусов, на которых возложено исполнение государственных функций, — формально оказались за пределами непосредственной защиты интересов государства и местного самоуправления и иллюзорно воспринимаются как менее опасные.

    Поводы к возбуждению уголовного дела о взяточничестве:

    — Заявления и письма граждан, в которых они сообщают о фактах взяточничества или о своих подозрениях относительно этого преступления

    — Сообщение учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц, сделанные в письменной форме

    Статьи, заметки, письма, опубликованные в печати

    — Явка с повинной. Чаще всего она является поводом для возбуждения уголовного дела

    — Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков взяточничества.

    Провокация взятки либо коммерческого подкупа (с целью шантажа), а также подкуп свидетелей, потерпевших, экспертов и переводчиков отнесены российским законодателем к числу преступлений против правосудия, но они, несомненно имеют коррупционную природу, а, следовательно, могли бы быть отнесены к должностным преступлениям.

    Глава 4. Субъект и субъективная сторона дачи и получения взятки.

    Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку), за совершение действий или бездействий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку.

    Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку от дачи взятки следует отграничивать преступления, предусмотренные ст.184 (Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов) и ст.204 (Коммерческий подкуп) УК РФ.

    Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный осознает, что он передает взятку или предоставляет иную незаконную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий или бездействия с использованием служебных полномочий, и желает передать должностному лицу взятку. В ситуации, когда кто-то передающий, к примеру, денежную сумму, должностному лицу, убежден, что тот имеет на это законное право (например в форме штрафа), состав данного преступления отсутствует. Закон не связывает ответственность с определенными мотивами, и на квалификацию их наличие не влияет.

    Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Известные сложности возникают при признании взяткодателями врачей, преподавателей, воспитателей государственных или муниципальных лечебных и образовательных учреждений соответственно. Указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.290 УК РФ лишь при условии, что они выполняли организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

    Субъект дачи взятки – должностное или частное лицо, которое добивается желаемых преимуществ для себя, своих родных, знакомых.

    Глава 5. Квалифицирующие признаки дачи и получения взятки, освобождение от уголовной ответственности.

    Квалифицированный вид получения взятки – получение взятки за незаконные действия. Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за действия или бездействие которые сами по себе являются незаконными и должны быть пресечены.

    Суть этого признака может выражаться двояко:

    — взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие преступления (внеочередное неосновательное предоставление квартиры, сокрытие прогулов);

    — за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, сокрытие преступления).

    В первой ситуации содеянное охватывается ч.2 ст.290 УК РФ и дополнительной квалификации не требует, во втором случае налицо совокупность преступлений.

    В ч.3 ст.290 УК РФ, квалифицирующим признаком данного преступления закон признает получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления. Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно большим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а, следовательно, и большей ответственностью.

    Особо квалифицированный вид получения взятки составляют следующие признаки:

    — получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

    — неоднократность получения взяток (получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к ответственности за предыдущее преступление; одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие). Не будет неоднократности при получении взятки от нескольких лиц, за совершение в их интересах одного и того же действия.

    — вымогательство взятки – состоит в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить правоохраняемые интересы взяткодателя, либо поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.

    — крупный размер взятки – крупным размером суммы взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения преступления.

    Квалифицирующими признаками дачи взятки закон считает: дачу взятки за совершение незаконных действий и неоднократность дачи взятки.

    Дача взятки за совершение незаконных действий или бездействия следует понимать двояко. Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогулов, брака, явки на работу в состоянии опьянения, получения чего-либо, на что взяткодатель не имеет права). Такие действия охватываются ч.2 ст.291 УК РФ и дополнительной квалификации не требуют. Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоприменительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя – дача взятки и соучастие в преступлении, совершенному за взятку взяткополучателем).

    Второй признак – неоднократность дачи взятки – имеется, если взяткодатель не менее двух раз передавал взятку одному и тому же должностному лицу или нескольким лицам за совершение различных действий в его пользу. Этот признак будет отсутствовать, если взятка передается группе должностных лиц, действующих по предварительному сговору, либо организованной группе за совершение одного действия или бездействия в пользу взяткодателя.

    В примечании к ст.291 УК РФ названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

    — если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

    — после дачи взятки он добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.

    Сообщение о даче взятки будет добровольным, когда оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным и должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, суд, органы следствия и дознания.

    Таким образом, можно определить взяточничество как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

    Взяточничество чаще всего называют коррупцией. В России это явление знакомо теоретически или практически каждому совершеннолетнему гражданину.

    Несмотря на значительный размах коррупции в нашей стране, существует немало впечатляющих мифов об этом социально-правовом явлении. К их числу относятся:

    — Россия является единственной в мире крупной страной, имеющей критически высокий уровень коррупции в системе публичной власти.

    — противоречивый евроазиатский менталитет народов России не приемлет жестких антикоррупционных стандартов европейской цивилизации.

    — российская коррупция «поразила» всю систему государственной и негосударственной службы, в том числе всех чиновников федеральных органов власти.

    — Российское государство ничего не предпринимает для борьбы с коррупцией.

    — в России нет сколько-нибудь развитого законодательства о борьбе с коррупцией.

    Некоторые из мифов прочно утвердились в общественном сознании и нередко выдаются за аксиому. Что, конечно, не правильно.

    1 Российское уголовное право: Общая часть. Учебник. — М.:Спарк,1997,с.49.

    2 Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. — М.:ЮрИнфоР,2000,с.9.

    3 Уголовный Кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 год №63-ФЗ. П.п.1 примеч. к ст.285УК.

    4 Уголовный Кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 год №63-ФЗ. П.п.2 примеч. к ст.285УК.

    5 Уголовный Кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 год №63-ФЗ. П.п.3 примеч. к ст.285УК.

    works.doklad.ru