Штраф за нарушение требований охраны труда

Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены

Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены

В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства.

Важными изменениями являются диверсификация ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения.

Раньше ответственность за любые нарушения законодательства о труде и охране труда устанавливалась общими нормами ст. 5.27 КоАП РФ «нарушение законодательства о труде и охране труда», и инспектор при проведении проверки применял санкции за все нарушения в совокупности, при этом максимальный размер штрафа составлял 50 000 руб. Сейчас ответственность за нарушения трудового законодательства и требований охраны труда регулируется отдельными статьями КоАП РФ. В каждой из статей специально выделены отдельные составы правонарушений, которые законодатель счел наиболее серьезными. Теперь, когда в этих двух новых статьях выделены отдельные составы, то и санкции, в том числе штрафы по ним, будут суммироваться (складываться). Например, в отдельный состав выделено такое распространенное на практике нарушение, как уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Максимальная ответственность за данное нарушение увеличилась в два раза и составляет теперь 100 000 руб. Выделение отдельных видов нарушений в специальные составы и значительное увеличение ответственности за них является сигналом для недобросовестных работодателей, что именно такие нарушения государство будет отслеживать особо тщательно.

Значительно повысились размеры административных штрафов. Если раньше максимальный штраф на должностное лицо составлял 5000 руб, то теперь эта сумма будет по отдельным нарушениям доходить до 40 000 руб. Максимальный административный штраф на юридическое лицо вырос с 50 000 до 200 000 руб.

Наиболее серьезно увеличены штрафы за нарушения требований охраны труда., Максимальный размер штрафа за нарушения общего характера увеличен до 80 000 руб. А за отдельные нарушения, например допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения правилам охраны труда или без прохождения обязательного медицинского осмотра, наказывается штрафом уже до 130 000 руб. Интересно, что новая норма закона сформулирована так, что нарушение представляет собой отдельный состав в отношении каждого работника. Так, если раньше организация, в которой 10 работников не прошли обучение правилам охраны труда, могла отделаться максимальным штрафом в 50 000 руб. за всех, то теперь она может заплатить за те же нарушения до 1,3 млн. руб.

Другим серьезным изменением является увеличение срока давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушения трудового законодательства с двух месяцев до года.

Так же значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица составляет до 200 тысяч рублей.

git63.rostrud.ru

Штрафы за нарушение требований охраны труда

ohrana_truda.jpg

Похожие публикации

Для российских предприятий особо актуальными являются вопросы, связанные с безопасностью труда. Халатное отношение здесь недопустимо, иначе нерадивому работодателю придется нести ответственность. Какими будут штрафы по охране труда в 2018 году? За какие нарушения трудовая инспекция накладывает штрафы на организации? Эти вопросы будут рассмотрены в статье.

Какую ответственность будут нести нарушители?

При нарушении норм охраны труда возможно применение следующих видов ответственности : дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ), административной (ст. 5.27.1 КоАП РФ), уголовной (ст. 143 УК РФ).

Проверка организации контролирующим ведомством

Трудовая инспекция штрафы для предприятий и ООО назначает в случае выявления фактов нарушения прав персонала. Виновные привлекаются к административной ответственности. Наказание несут компании, их руководители и лица, в обязанности которых входит контроль за соблюдением правил охраны труда.

Отсутствие нормальных условий труда в организации является распространенным нарушением. Именно за это трудовая инспекция чаще всего накладывает штрафные санкции. Плановые проверки осуществляются в установленные сроки (1 раз в несколько лет). Но если в ведомство поступит жалоба от сотрудника организации – в ней проведут внеплановую проверку.

Трудовой кодекс содержит перечень требований, которые работодатель должен обеспечить персоналу. К ним относится:

  • безопасность при эксплуатации рабочих помещений, оборудования и инструментов, применяемых на производстве;
  • обеспечение комфортных условий работы;
  • выдача спецодежды и средств защиты;
  • расследование производственных несчастных случаев и др.

Полный перечень представлен в ст. 212 ТК РФ.

Если общее число работников компании превышает 50 человек – в ней должна функционировать служба охраны труда. Специалисты данной службы должны соответствовать критериям соответствующего профстандарта и иметь действующее удостоверение. На предприятиях, где трудится менее 50 человек, создавать такую службу не обязательно – руководитель может взять обязанности на себя или возложить их на другого сотрудника с должной подготовкой (ст. 217 ТК РФ).

Размеры штрафов за нарушение безопасности труда

Штрафы за нарушение требований охраны труда определены ст. 5.27.1 КоАП:

  • несоблюдение законов и других федеральных нормативных актов, посвященных безопасности труда, обойдется компании в сумму штрафа – 50-80 тыс. руб., ИП и должностным лицам – 2-5 тыс.руб.;
  • для работодателей, которые не провели специальную оценку труда, или провели ее с нарушениями, штрафы по охране труда составят 60-80 тыс. руб. для организации, 5-10 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
  • работодателей, которые допустили к работе сотрудников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда или медицинский осмотр, когда это необходимо, ожидает штраф ˗ 110-130 тыс. руб. для юрлица, 15-25 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
  • работодателям, которые не выдали необходимые средства индивидуальной защиты персоналу, назначаются следующие штрафы: за нарушение охраны труда для компаний – 130-150 тыс. руб., для должностных лиц и ИП – 20-30 тыс. руб.;
  • работодателям, которые повторно допустили перечисленные нарушения придется отвечать еще строже: штраф для предприятия – 100-200 тыс. руб. или остановка работы на срок до 90 дней, для должностных лиц – 30-40 тыс. руб. или дисквалификация на 1-3 года, для ИП штраф 30-40 тыс.руб. или приостановка деятельности до 90 дней.
  • Если причины, из-за которых возникло правонарушение не будут устранены – к должностному лицу компании или ИП будет применена ст. 19.6 КоАП РФ и ему придется уплатить штраф 4000-5000 руб.

    С 2017 года максимальные штрафы трудовой инспекции для юридических лиц значительно выросли. Ожидается, что такие меры помогут снизить количество правонарушений.

    Уголовная ответственность за нарушение норм охраны труда

    Когда несоблюдение норм охраны труда повлекло увечья или смерть человека, мера наказания определяется ст. 143 УК РФ. Если нарушение норм безопасности стало причиной нанесения тяжкого вреда здоровью работника, на лицо, ответственное за безопасность труда, налагается один из следующих видов наказания:

  • штраф в размере до 400 тыс. руб.;
  • 180-240 часов обязательных работ;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 1 года с запретом занимать определенные должности на такой же срок.
  • Если нарушение требований безопасности труда повлекло за собой по неосторожности гибель человека, ответственность наступает в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.

    spmag.ru

    Ответственность за нарушение охраны труда

    В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

    Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей
  • 2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей
  • 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей
  • 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей
  • 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

    1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей
  • 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей
  • 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей
  • 4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей
  • 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

      Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

      1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
    • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей
    • 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
    • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

      Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

      Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
    • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
    • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
    • Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

      1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
    • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей
    • Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

      1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
    • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
    • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей
    • 2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
    • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей
    • 3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
    • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей
    • Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

      1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей
    • Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

      Статья 143. Нарушение требований охраны труда

      1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

    • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
    • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
    • либо исправительными работами на срок до 2 лет
    • либо принудительными работами на срок до 1 года
    • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового
    • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

    • принудительными работами на срок до 4 лет
    • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

    • принудительными работами на срок до 5 лет
    • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    • Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

      websot.jimdo.com

      Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

      В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

      В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

      Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

      Извлечение из КоАП

      Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

      1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

      2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

      3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

      4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

      5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

      Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

      • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
      • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
      • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
      • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.
      • Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

        В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

        Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

        Вид нарушения

        Размер штрафа, руб.

        Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

        для должностных лиц

        для юридических лиц

        Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

        От 5000 до 10 000

        От 60 000 до 80 000

        Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

        Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

        Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

        От 15 000 до 25 000

        От 110 000 до 130 000

        обязательных медицинских осмотров

        ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

        Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

        обязательных психиатрических освидетельствований

        Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

        обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

        Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

        Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

        От 20 000 до 30 000

        От 130 000 до 150 000

        ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

        Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

        Типовые нормы выдачи СИЗ

        Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

        От 2000 до 5000

        От 50 000 до 80 000

        Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

        Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

        От 30 000 до 40 000

        От 100 000 до 200 000

        Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

        Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

        Судебная практика

        В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

        Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

        Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

        Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

        В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

        Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

        За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

        Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

        В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

        Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

        В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

        Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

        Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

        постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

        актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

        приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

        свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

        должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

        свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

        трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

        дополнительным соглашением к указанному договору;

        приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

        трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

        договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

        картами аттестации рабочего места по условиям труда;

        списком работников организации.

        Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

        Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

        Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

        В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

        www.profiz.ru