Признаки пособий по социальному обеспечению

Социальные пособия и компенсационные выплаты. Материнский (семейный) капитал

Социальные пособия, их виды и классификация

Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Согласно ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно па неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).

Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой: «Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки».

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление отдельных видов пособий, показывает, что для пособий свойственны следующие специфические признаки:

1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;

2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;

3) пособия выплачиваются из нескольких источников;

4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты;

5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

В научной литературе существуют различные варианты классификации пособий: по их целевому назначению, по кругу обеспечиваемых, по периодичности выплаты, по источникам финансирования.

Наиболее приемлемой можно считать классификацию пособий по целевому назначению, предложенную М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой:

1) пособия, компенсирующие полностью или частично временно утраченный заработок;

2) пособия, пополняющие доход в связи с наступлением различных обстоятельств.

Следующим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие по уходу за ребенком, его размер определен в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц. Единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; размеры этих пособий определены в твердой сумме, выплачиваются они единовременно. Отдельными авторами выделяются периодические пособия, которые устанавливаются па определенный период, — на период временной нетрудоспособности, ухода за ребенком и т.д.

Одним из возможных критериев классификации может являться источник средств, за счет которых выплачиваются пособия. Различают пособия, выплачиваемые за счет средств внебюджетного фонда обязательного социального страхования, а также пособия, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований — из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Например, пособия, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачиваются за счет трех этих источников в зависимости от их вида и различными органами. Так, пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторые другие службы, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия по уходу за ребенком. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет бюджета субъектов РФ.

studme.org

Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.

Давая понятие пособия, необходимо выделить те признаки, которые отличают данную выплату от пенсий и иных пособий, выплачиваемых гражданам не по системе социального обеспечения (например, от выходного пособия при увольнении и др.).

В частности, следует обратить внимание на то, что пособия могут быть как ежемесячными, так и периодическими выплатами, а в некоторых случаях выплачиваются единовременно; право на их получение может быть связано с трудовой деятельностью гражданина (например, право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) либо не зависит от этого обстоятельства (пособия на детей, по безработице, социальные пособия на погребение); в одних случаях пособие предоставляется в целях возмещения утраченного заработка и размер его соизмеряется с этим заработком, в других — пособие выполняет роль дополнительной материальной поддержки и устанавливается в твердых размерах (например, пособие при рождении ребенка, единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и др.).

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождение ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) ежемесячное пособие на ребенка;

7) единовременное пособия для граждан из числа детей — сирот;

8) пособие по безработице;

9) единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

10) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

11) ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;

12) ежемесячное пособие супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

13) единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы:

14) пособие на погребение и др.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

* по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);

* по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические);

* по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании» на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют: граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства:

1) Работающее по трудовым договорам;

2) Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие;

3) Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта РФ, а также муниципальные должности на постоянной основе;

4) Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) Лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду;

7) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию и уплачивающие за себя страховые взносы.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующих случаях:

1. Заболевание или травма, связанное с утратой трудоспособности.

2. Необходимость ухода за больным членом семьи.

3. Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

4. В случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребёнка в возрасте до семи (7) лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

5. В случае долечивания в санаториях, расположенных на территории РФ непосредственно после стационарного лечения.

Основанием для предоставления пособия является выданный в установленном порядке больничный лист.

Размер пособия определяется в процентном отношении к заработку в зависимости от страхового стажа:

1) Застрахованным, имеющим страховой стаж 8 и более лет – сто процентов заработка (в таком же размере – сто процентов, независимо от стажа, если трудовое увечье или профессиональное заболевание)

2) При страховом стаже от 5 и до 8 лет – 80% заработка.

3) Страховой стаж до 5 лет – 60% заработка (в таком же размере пособие выплачивается если временная нетрудоспособность наступила в течение 30-ти календарных дней после увольнения с работы).

Заработок для исчисления размера пособия учитывается за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

studopedia.org

Признаки пособий по социальному обеспечению

§ 21.1. Понятие пособий по праву социального обеспечения

Социальная сфера охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом его развития является повышение жиз­ненного уровня людей. Понятие «уровень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле уровень жизни — это комп­лексная характеристика внимания общества к человеку. Она синте­зирует объем и структуру потребления; экономические и произ­водственно-технические условия труда; количество и качество сво­бодного времени; протекание демографических процессов, гаран­тии материального обеспечения членов общества и семей, имею­щих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, которые общество предоставляет для все­стороннего развития личности каждому иждивенцу. В узком (конк­ретном) значении уровень жизни представляет собой систему коли­чественных показателей, характеризующих объем, степень и каче­ство удовлетворения потребностей человека.

Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволя­ют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у них есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показате­лей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, индекс реальных доходов населения и т.д.

Показатели уровня жизни, как натуральные, так и стоимост­ные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно обоснован­ными нормами. Отклонения от таких норм позволяют измерять сте­пень приближения к эталону высокого жизненного уровня. Напри­мер, при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем государстве и в развитых странах вырисовывается следую­щая картина: в странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составляют от 15 до 30 % семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходуется в последнее время до 50 % бюджета семьи. Это означает, что у нас семье приходится эконо­мить на расходах, связанных с приобретением предметов длитель­ного пользования, определяющих качество досуга и духовного са­мосовершенствования.

Объем потребления материальных и нематериальных благ зави­сит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяют не номинальные, а ре­альные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования уровня инфляции, раз­меров дотирования и социальных выплат. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределе­ния и перераспределения стоимости, причем данное распределе­ние подчас носит весьма противоречивый характер. Например, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, на­правляются через бюджет в сферу культуры, образования, здраво­охранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перерас­пределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

Эту неэквивалентность государство старается компенсировать, используя особый механизм — социальное обеспечение: систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на за­щиту населения. Составным элементом (основным видом) социаль­ного обеспечения является пособие.

Белорусская национальная система социального обеспечения представляет собой обусловленную социально-экономическими факторами внутреннюю структуру согласованных и взаимодейству­ющих между собой организационно-правовых подсистем социаль­ного обеспечения трудящихся, объективно разделенных на относи­тельно обособленные организационно-правовые формы и виды со­циального обеспечения населения, с учетом его правового положе­ния и форм собственности, с которой связан их труд.

Одной из таких подсистем и являются пособия — составной эле­мент государственной системы социального обеспечения, являю­щийся организационно-обособленным комплексом правовых норм.

Для характеристики понятия «пособие» по праву социального обеспечения прежде всего необходимо определить, что оно в себя включает.

В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки дать единое понятие пособия путем конструирования ряда общих признаков, позволяющих, по мнению авторов, произвести их отграничение от сложных видов социального обеспечения.

Анализируя данные, предложенные М.И. Полупановым 253 и К.С. Батыгиным 254 , определения понятия пособия по социальному обеспечению, можно заметить, что они содержат не только два общих признака, характерных для всех пособий по социальному обес­печению, но и другие юридические признаки.

К таким юридическим признакам, раскрывающим содержание понятия пособия по социальному обеспечению, можно отнести:

  • денежную выплату;
  • ограниченность выплаты пособий определенными временны­ми рамками;
  • бесплатный алиментарный характер выплаты;
  • целевую направленность (выплачивается при наступлении оп­ределенных случаев): временное освобождение от выполнения тру­довых обязанностей (в связи с болезнью, при санаторно-курортном лечении, при карантине, при протезировании с помещением в стаци­онар протезно-ортопедического предприятия); уход за больным чле­ном семьи; беременность и роды; рождение ребенка; смерть; воспитание в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; рождение ребенка у одинокой матери и многодетность; необходимость ухода за ребенком-инвалидом; осуществление ухода за ребенком в возрасте до трех лет; необходимость ухода за больным ребенком; в связи с призывом на срочную службу в Вооруженные Силы семейных граж­дан, имеющих детей; безработица и другие случаи.
  • В юридической литературе понятие алиментарности пособий, как и других видов социального обеспечения, прочно вошло в ис­пользование. Признак алиментарности понимается в науке права социального обеспечения как обязательность и безэквивалентность предоставления социальных благ из специальных фондов для нетрудоспособных, формируемых за счет всего общества 255 . Этим поня­тием пользуются В.С. Андреев 256 , В.А. Аралов 257 , Е.И. Астрахан 258 , М.И. Полупанов 259 , А.Д. Зайкин 260 и многие другие авторы. При этом В.А. Аралов не многие виды социального обеспечения относит к числу алиментарных, считая, что алиментарными являются только выплаты тем лицам, которые не имеют права на государственные пенсии по старости. Поскольку право на этот вид обеспечения и его размер не зависят от прошлой общественно-полезной деятельнос­ти, В.А. Аралов сделал вывод, что только в этом случае в обеспече­нии нетрудоспособных граждан нет элементов вознаграждения за труд. Пенсию же по старости и другие виды социального обеспече­ния автор рассматривает как выслуженное, заработанное социаль­ное обеспечение.

    Пособия носят алиментарный характер и не зависят от обще­ственно-полезной деятельности. Иными словами, социальное обес­печение пособиями должно предоставляться гражданам в обяза­тельном порядке без применения договорных начал, на условиях, установленных законом. С учетом появления новых форм социального обеспечения пособиями признак алиментарности требует кор­ректировки, т.е. сегодня социальное обеспечение пособиями мо­жет строиться на договорных началах (предоставление пособий ра­ботникам за счет средств нанимателя, исходя из коллективных дого­воров на предприятии). Однако при этом они сохраняют признак обязательности исполнения договорных условий социального обес­печения пособиями и нередко безэквивалентности такого обеспече­ния (начинающие работники).

    На базе современного законодательства социальное обеспе­чение пособиями может предоставляться на безвозмездной осно­ве. Так, по Закону Республики Беларусь «О пособиях семьям, вос­питывающим детей» семья имеет право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д. 261 .

    Данный признак не относится ко всем видам пособий, поскольку пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются, как пра­вило, только работающим гражданам за счет средств государствен­ного социального страхования, формируемых из страховых взносов нанимателей и самого работника. Взносы на социальное страхование начисляются на заработную плату (и приравненные к ней доходы) и включаются в издержки производства, входят в себестоимость про­дукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Размеры пособия по временной нетрудоспособности зависят от заработка работников.

    И.В. Гущин 262 определил пособие по праву социального обес­печения как «ежемесячную или единовременную денежную выпла­ту алиментарного характера из общественных фондов потребле­ния, предусмотренных для нетрудоспособных в качестве помощи государства с целью:

  • восполнить утраченный ими заработок в связи с временным освобождением от выполнения трудовой функции по причине бо­лезни, беременности и родов, необходимости переквалификации;
  • покрыть, восполнить дополнительные расходы граждан, выз­ванные такими событиями и обстоятельствами, как рождение ре­бенка, смерть работника или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;
  • предоставить гражданам средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
  • Данное определение, на наш взгляд, более точное, так как охватывает все аспекты понятия пособий по праву социального обес­печения и круг лиц, имеющих право на пособия.

    Действительно, по своему целевому назначению пособия по социальному обеспечению являются помощью в предусмотренных законодательством случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособие имеет цель покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у се­мьи в связи с наступлением таких событий и обстоятельств, к кото­рым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств су­ществования.

    Пособия выплачиваются за счет средств государственного со­циального страхования из Фонда социальной защиты населения, Го­сударственного фонда содействия занятости, за счет средств госу­дарственного и местного бюджета, а отдельные виды пособий — за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.

    Для пособий характерна своя специфика юридических фак­тов, при наступлении которых возможно обеспечение граждан по­собиями. В качестве юридических фактов выступают такие события, как рождение ребенка, смерть самого работника или члена его семьи, инвалидность, многодетность, рождение ребенка у одино­кой матери, призыв на срочную службу в состав Вооруженных Сил лиц, у которых есть несовершеннолетние дети, временная нетру­доспособность, беременность и роды и другие.

    Право на социальное обеспечение, в том числе и на такой его вид, как пособия, закреплено в ст. 47 Конституции Республики Бела­русь. Общие принципы, которые лежат в основе концепции соци­альной защиты граждан Республики Беларусь, в том числе и семей с детьми, находят свое отражение и в денежных выплатах по систе­ме социального обеспечения, в системе пособий. Одни виды посо­бий призваны выполнять задачу помощи семьям в особых ситуациях (неполная семья, отсутствие алиментов, прохождение отцом сроч­ной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и др.), дру­гие же являются отражением признания обществом социально-эко­номической необходимости и целесообразности специальных ме­роприятий по поддержанию жизнедеятельности семьи, охране ма­теринства и детства (в случае беременности, рождения ребенка, необходимости ухода за детьми).

    Появление безработицы как массового явления потребовало разработки и принятия специальных мер по социальной поддержке этой категории граждан (введено пособие по безработице).

    Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, пред­ставляют самостоятельный институт прав социального обеспечения. Этим нормам присущи характерные только им правовые признаки и особенности, позволяющие отграничить их от других видов социаль­ного обеспечения.

    В то же время до сих пор в праве социального обеспечения нет единого понятия пособия как самостоятельного вида социального обеспечения.

    В совокупности юридических признаков, позволяющих дать определение понятия пособия, следует выделить прежде всего де­нежную форму данной выплаты, хотя сам по себе этот критерий не позволяет еще отграничить пособия, например, от таких выплат, как пенсии или компенсационные выплаты.

    В целях отграничения пособий от иных выплат необходимо рассматривать также и такой юридический признак, как их целе­вая направленность. Можно выделить следующие цели выплаты пособий: возмещение временно утраченного заработка; допол­нительная помощь к имеющимся у субъекта средствам суще­ствования.

    Социальная природа возместительных пособий заключается в возмещении утраченного заработка за определенный отрезок вре­мени (это пособия по беременности и родам, по временной нетру­доспособности и др.). Ко второй группе относятся пособия, пред­ставляющие собой либо компенсацию повышенных расходов (в свя­зи с рождением ребенка), либо компенсирующие полное отсут­ствие источников дохода, оказываемые в порядке социальной по­мощи (детям военнослужащих срочной службы, детям-инвалидам).

    Кроме того, необходимым критерием для характеристики по­собий как вида социального обеспечения являются финансовые ис­точники их выплаты. Источниками, гарантирующими выплату раз­личных видов пособий, являются:

  • Фонд социальной защиты населения;
  • Государственный фонд содействия занятости;
  • республиканский и местные бюджеты.

Различия в правовых статусах самих источников связаны как с особенностями формирования средств того или иного из них, так и с субъектным составом, обеспечиваемым за счет средств конкрет­ного источника.

Анализируя природу пособий как вида социального обеспече­ния, необходимо также учитывать и их нормативную базу.

Развивающиеся рыночные отношения привнесли в нашу жизнь такие новые явления, как, например, благотворительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. За­частую они ставят перед собой задачи помощи в денежной форме и реализуют их как на разовой, так и на периодической основе. Вместе с тем данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсутствие нор­мативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предоставления этой помощи.

Говоря о пособиях как о самостоятельном виде социального обеспечения, мы должны прежде всего выделить такой их признак, как гарантированность со стороны государства, не исключая воз­можности получения пособий в рамках социального партнерства.

Принимая во внимание указанные выше признаки, можно пред­ложить следующее определение понятия пособия как вида социаль­ного обеспечения.

Пособия — это ежемесячные, периодические или единовре­менные денежные выплаты (как правило, алиментарного характе­ра), производимые как отдельным гражданам, так и семьям в це­лях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельства­ми, признаваемыми обществом социально значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

253 Полупанов, М.И. Пособие по социальному обеспечению в СССР / М.И. По лупанов. — М., 1976.

254 Батыгин, К.С. Пособия по государственному социальному страхованию: законодательство и комментарий / К.С. Батыгин, Г.С. Симоненко. — М., 1992.

255 Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Р.И. Иванова. — М., 1986.

256 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. — М., 1987.

257 Аралов, В.А. Социальное обеспечение в СССР / В.А. Аралов, А.В. Лев шин. — М., 1959.

258 Астрахан, Е.И. Трудовое увечье и иждивенство / Е.И. Астрахан. — М., 1967.

259 Полупанов, М.И. Пособия по социальному обеспечению в СССР / М.И. Полупанов. — М., 1976.

260 Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зай кин. — М., 1974.

261 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.

262 Гущин, И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / И.В. Гущин; под ред. В.С. Андреева. — Минск, 1982.

ebooks.grsu.by

Право социального обеспечения. Пособия.

Пособия — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах предусмотренных законодательством.

Признаки, в соответсвии с которыми пособия отличаются от иных видов денежных выплат:

  1. Целевое назначение. Пособие предназначено для полной или частичной компенсации временно утраченного заработка или компенсация разовых дополнительных расходов, тогда как пенсия является основным источником средств к существованию;
  2. Круг лиц. Пособия предназначены как для работающих, так и для неработающих граждан, в том числе и для пенсионеров;
  3. Срок выплаты. Пособия предоставляются временно, в некоторых случаях одноразово
  4. Многочисленные виды пособий по социальному обеспечению классифицируют по различным основаниям:

  5. по целевому назначению:
    а) пособия компенсирующие заработок, утраченный по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам)
    б) Пособия предоставляемые для покрытия разовых расходов (пособия по случаю рождения ребенка, пособие на погребение
    в) Пособия, которые должны обеспечить средства к существованию в период отсутствия заработка ( пособия по безработице)
  6. По срокам выплаты:
    а) Единовременной (одноразовый) — пособия беженцам и вынуждены переселенцам, пособия женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка, пособие на погребение;
    б) ежемесячные пособия — пособия по уходом за ребенком до 1,5 лет, пособие по безработице, региональные пособия на ребенка из малоимущей семьи;
    в) переодические пособия — пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам;
  7. По источникам выплат (источникам финансирования):
    а) пособия выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней
    б) пособия выплачиваемые за счет средств Фонда Социального Страхования
    в) пособия выплачиваемые за счет средств Пенсионного Фонда
  8. По кругу лиц:
    а) Пособия для граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
    б) пособия гражданам привлекаемые к борьбе с терроризмом;
    в) пособия супругам военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
    г) пособия гражданам имеющим детей и т.д
  9. В настоящее время законодательство содержит 2 способа определения размера пособий:

  10. определение размера пособия исходя из твердой, фиксированной суммы, относятся те пособия, которые по своей цели должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются одновременно с другими источниками доходов (пособия по случаю рождения ребенка, пособия на погребение). Ранее в качестве базовой суммы в расчет принимался МРОТ, однако, в соответствие с ФЗ от 7 августа 2000 «О порядке установления размера стипендии и социальных выплат в РФ» привязанность размера пособий к МРОТ была отменена;
  11. размер пособия определятся исходя из заработка получателя пособий, таким образом рассчитываются те пособия, которые призваны заменить утраченный заработок, например, пособия по безработице, которое назначается в зависимости от заработка получателя в % соотношении в пределах от 75 до 45%. Пособия по временной нетрудоспособности, размер которого исчисляется в % от разработка от 100 до 60% в зависимости от стажа. Пособие по беременности и родам в 100% от заработка. Пособие по уходу за ребенком 40% от заработка женщины.

Оказание помощи семье в содержании и воспитани детей государство осуществляет в 3-х разных формах:

  • денежные выплаты, к которым относятся пособия и компенсации
  • услуги. содержание и подписании детей в детских дошкольных учреждениях
  • льготы, на приобретение лекарств, на питание в дошкольных и школьных образованиях
  • Основным законом регулирующим предоставлении пособий является ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», так же некоторые пособия предусмотрены ФЗ «Об обязательном социальном страхование» на случай временной нетрудоспособности и материнства.

    Данными законами предусмотрены ряд пособий:

    Данное пособие должны побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье будущего ребенка и своевременно обращаться к врачу. Данное пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для получение пособия необходимым документам является справка из медицинского учреждения, поставившего женщину на учет с целью сопровождения беременности (сроком до 12 недель). Данное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Размер данного пособия составляет 543, 67 р. (предоставляется только работающим женщинам).

    Относится к категории переодически пособий и выплачивается за период отпуска по беременности и родам (70 дней до и 70 дней после рождения ребенка. отпуск увеличивается при сложных родом 156 дней. Если беременность многоводная отпуск составляет 194 дня). Право на данное пособие имеют женщины обладающие право на социальное страхование, женщины обучающиеся на очной форме обучения, женщины проходящие военную службу и другую прировненную к ней службу. Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины исчисленного за 24 календарных месяца работы. Все заработанную сумму делятся на 731 и получается стоимость 1 дня отпуска и умножаем сумму дня на продолжительность отпуска. Размер пособия по беременности и родам — минимальный размер за 140 дней установлен в размере 27455, 40 р. Максимум за 140 дней — 228 603, 2р.

    Если женщина умеет стаж менее 6 месяцев, то пособие по беременности и родам выплачивается в размере не превышающим за календарным месяц МРОТ. Срок обращения за пособие составляет 6 месяцев со дня окончания дня отпуска по беременности и родам, при пропуске этого срока по уважительной причине, от 31.01.1994 года №74. Решение о предоставлении пособия принимает территориальный орган ФСС. Пособие выплачивается по месту работы/службы/учебы. Если женщина работает у нескольких работодателя, то пособие выплачивается у каждого работодателя. Пособие предоставляется на основании листка нетрудоспособности. Порядок его выдачи утвержден приказом менздравсоцразвития от 29 июня 2011 года №624. В случае усыновления ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие на беременности и родом выплачивается за период со дня его рождения до исчисления 70 календарных дней. Если несколько детей, то 110 дней.

    Право на него имеет один из родителей либо лицо его заменяющие, в случае рождения 2-х и более детей такое детей назначается и выплачивается на каждого ребенка. В случае рождения мертвого ребенка пособие не назначается. Назначается и выплачивается это пособие по месту работы/службы/учебы. А в случае их отсутствие органом социальной защиты населения по мету жительства. Основным документом является правка о рождении ребенка выданная органами ЗАГС (или свидетельство о рождении), а так же справка с места работы второго родителя о том, что он это пособие не получал. Размер пособия в 2015 году составляет 14497,80 рублей.

    4) Единовременное пособие при передачи ребенка на воспитание в семью
    Право на него имеет один из родителей, усыновителей, опекунов. В случае передачи в семью на воспитание 2-х и более детей пособие выплачивается на каждого. Выплачивается пособие по месту службы/работы/учебы. Размер пособия составляет 14497 рублей 80 копеек.

    Данное пособие ежемесячное. Право на него имеет один из родителей, либо лицо фактически осуществляющие уход за ребенком. Право на пособие сохраняется если лицо работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. Если лицо получает лицо по безработице и одновременно имеет право на пособие по уходу за ребенком, то такое лицо должно выбрать одно из этих 2-х пособий. В период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком при наступлении новой беременности, то в этом случае предоставляется право выбора одного пособия. Размеры пособия по уходу за ребенком: Лицам неработающих за 1 ребенком — 2718 рублей 18 копеек, на 2-го и последующего ребенка — 5436 рублей 67 копеек. Для работающих женщин размер пособия составляет 40% их среднего заработка из численного за последние 24 календарных месяца, при этом законом установлен максимальный придел этого пособия — 19855 рублей 82 копейки. В районах крайнего севера и местностях приравненных к ним размер пособия увеличивается на районы коэффициент. При уходе за 2-ми и более детьми до 1.5 лет пособия суммируется, но не могут превышать 100% вашего заработка. Основными документами является свидетельство о рождении ребенка и копия приказа об отпуске по уходом за ребенком. Полный перечень установления постановление Правительством 30.12.2006 №855. В связи с отменой отсрочки в армию 2007 году мужчин, чью жены беременны и у которых имеются малолетние дете были введены 2 новых пособия. одно из них единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву срок бренности которой составляет не менее 180 дней. ЮР Факты — официальная жена, беременость, призыв в армию. Данное пособие предоставляется в не зависимости от права на другие пособие. Данное пособие составляет в 2015 году 22958 рублей 12 копеек. Назначаются в течении 10 дней. Пособие предоставляется за счет средств федерального бюджета. Оно не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения.

    Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего проходящего военную службу по призыву. Право имеет либо мать ребенка, либо опекун ребенка. Данное пособие выплачивается вне зависимости от прав на другие пособие. не предоставляется на ребенка курсанта. Устанавлиется с момента рождения ребенка, но не раньше начала отцом службы по призыву. Выплата данного пособия прекращается по достижению ребенком 3-х лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военно службы по призыву. Выплачивается на каждого. Размер этого пособия составляется 9839 рублей 48 копеек.

    Дополнительная мера гос. поддержки семей имеющих детей по аналогично названному закону от 29.12.2006 в народе называют материнский капитал. Сумма в 2015 составляет 453 026 рублей. На рождение 2, 3-го или последующего ребенка.

    закон нижегородской области предусмотренные для детей в нн области 24 ноября 2006 года материнский капитал

    jurisprudence-konspect.org