Оглавление:
Социальные пособия и компенсационные выплаты. Материнский (семейный) капитал
Социальные пособия, их виды и классификация
Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Согласно ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».
Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно па неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).
Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой: «Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки».
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление отдельных видов пособий, показывает, что для пособий свойственны следующие специфические признаки:
1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;
2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;
3) пособия выплачиваются из нескольких источников;
4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты;
5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.
В научной литературе существуют различные варианты классификации пособий: по их целевому назначению, по кругу обеспечиваемых, по периодичности выплаты, по источникам финансирования.
Наиболее приемлемой можно считать классификацию пособий по целевому назначению, предложенную М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой:
1) пособия, компенсирующие полностью или частично временно утраченный заработок;
2) пособия, пополняющие доход в связи с наступлением различных обстоятельств.
Следующим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие по уходу за ребенком, его размер определен в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц. Единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; размеры этих пособий определены в твердой сумме, выплачиваются они единовременно. Отдельными авторами выделяются периодические пособия, которые устанавливаются па определенный период, — на период временной нетрудоспособности, ухода за ребенком и т.д.
Одним из возможных критериев классификации может являться источник средств, за счет которых выплачиваются пособия. Различают пособия, выплачиваемые за счет средств внебюджетного фонда обязательного социального страхования, а также пособия, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований — из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Например, пособия, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачиваются за счет трех этих источников в зависимости от их вида и различными органами. Так, пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторые другие службы, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия по уходу за ребенком. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет бюджета субъектов РФ.
studme.org
Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия
Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).
Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.
Давая понятие пособия, необходимо выделить те признаки, которые отличают данную выплату от пенсий и иных пособий, выплачиваемых гражданам не по системе социального обеспечения (например, от выходного пособия при увольнении и др.).
В частности, следует обратить внимание на то, что пособия могут быть как ежемесячными, так и периодическими выплатами, а в некоторых случаях выплачиваются единовременно; право на их получение может быть связано с трудовой деятельностью гражданина (например, право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) либо не зависит от этого обстоятельства (пособия на детей, по безработице, социальные пособия на погребение); в одних случаях пособие предоставляется в целях возмещения утраченного заработка и размер его соизмеряется с этим заработком, в других — пособие выполняет роль дополнительной материальной поддержки и устанавливается в твердых размерах (например, пособие при рождении ребенка, единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и др.).
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождение ребенка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
6) ежемесячное пособие на ребенка;
7) единовременное пособия для граждан из числа детей — сирот;
8) пособие по безработице;
9) единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
10) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
11) ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
12) ежемесячное пособие супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
13) единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы:
14) пособие на погребение и др.
Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:
* по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);
* по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические);
* по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.
57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании» на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года.
Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют: граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства:
1) Работающее по трудовым договорам;
2) Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие;
3) Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта РФ, а также муниципальные должности на постоянной основе;
4) Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
6) Лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду;
7) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию и уплачивающие за себя страховые взносы.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующих случаях:
1. Заболевание или травма, связанное с утратой трудоспособности.
2. Необходимость ухода за больным членом семьи.
3. Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.
4. В случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребёнка в возрасте до семи (7) лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.
5. В случае долечивания в санаториях, расположенных на территории РФ непосредственно после стационарного лечения.
Основанием для предоставления пособия является выданный в установленном порядке больничный лист.
Размер пособия определяется в процентном отношении к заработку в зависимости от страхового стажа:
1) Застрахованным, имеющим страховой стаж 8 и более лет – сто процентов заработка (в таком же размере – сто процентов, независимо от стажа, если трудовое увечье или профессиональное заболевание)
2) При страховом стаже от 5 и до 8 лет – 80% заработка.
3) Страховой стаж до 5 лет – 60% заработка (в таком же размере пособие выплачивается если временная нетрудоспособность наступила в течение 30-ти календарных дней после увольнения с работы).
Заработок для исчисления размера пособия учитывается за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.
studopedia.org
Признаки пособий по социальному обеспечению
§ 21.1. Понятие пособий по праву социального обеспечения
Социальная сфера охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом его развития является повышение жизненного уровня людей. Понятие «уровень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле уровень жизни — это комплексная характеристика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления; экономические и производственно-технические условия труда; количество и качество свободного времени; протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому иждивенцу. В узком (конкретном) значении уровень жизни представляет собой систему количественных показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека.
Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволяют сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывают влияния различия масштабов цен и доходов. Но у них есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, индекс реальных доходов населения и т.д.
Показатели уровня жизни, как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволяют измерять степень приближения к эталону высокого жизненного уровня. Например, при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем государстве и в развитых странах вырисовывается следующая картина: в странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составляют от 15 до 30 % семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходуется в последнее время до 50 % бюджета семьи. Это означает, что у нас семье приходится экономить на расходах, связанных с приобретением предметов длительного пользования, определяющих качество досуга и духовного самосовершенствования.
Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.
Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования уровня инфляции, размеров дотирования и социальных выплат. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости, причем данное распределение подчас носит весьма противоречивый характер. Например, с помощью налогов урезаются полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферу культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.
Эту неэквивалентность государство старается компенсировать, используя особый механизм — социальное обеспечение: систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на защиту населения. Составным элементом (основным видом) социального обеспечения является пособие.
Белорусская национальная система социального обеспечения представляет собой обусловленную социально-экономическими факторами внутреннюю структуру согласованных и взаимодействующих между собой организационно-правовых подсистем социального обеспечения трудящихся, объективно разделенных на относительно обособленные организационно-правовые формы и виды социального обеспечения населения, с учетом его правового положения и форм собственности, с которой связан их труд.
Одной из таких подсистем и являются пособия — составной элемент государственной системы социального обеспечения, являющийся организационно-обособленным комплексом правовых норм.
Для характеристики понятия «пособие» по праву социального обеспечения прежде всего необходимо определить, что оно в себя включает.
В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки дать единое понятие пособия путем конструирования ряда общих признаков, позволяющих, по мнению авторов, произвести их отграничение от сложных видов социального обеспечения.
Анализируя данные, предложенные М.И. Полупановым 253 и К.С. Батыгиным 254 , определения понятия пособия по социальному обеспечению, можно заметить, что они содержат не только два общих признака, характерных для всех пособий по социальному обеспечению, но и другие юридические признаки.
К таким юридическим признакам, раскрывающим содержание понятия пособия по социальному обеспечению, можно отнести:
- денежную выплату;
- ограниченность выплаты пособий определенными временными рамками;
- бесплатный алиментарный характер выплаты;
- целевую направленность (выплачивается при наступлении определенных случаев): временное освобождение от выполнения трудовых обязанностей (в связи с болезнью, при санаторно-курортном лечении, при карантине, при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия); уход за больным членом семьи; беременность и роды; рождение ребенка; смерть; воспитание в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; рождение ребенка у одинокой матери и многодетность; необходимость ухода за ребенком-инвалидом; осуществление ухода за ребенком в возрасте до трех лет; необходимость ухода за больным ребенком; в связи с призывом на срочную службу в Вооруженные Силы семейных граждан, имеющих детей; безработица и другие случаи.
- восполнить утраченный ими заработок в связи с временным освобождением от выполнения трудовой функции по причине болезни, беременности и родов, необходимости переквалификации;
- покрыть, восполнить дополнительные расходы граждан, вызванные такими событиями и обстоятельствами, как рождение ребенка, смерть работника или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;
- предоставить гражданам средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
- Фонд социальной защиты населения;
- Государственный фонд содействия занятости;
- республиканский и местные бюджеты.
В юридической литературе понятие алиментарности пособий, как и других видов социального обеспечения, прочно вошло в использование. Признак алиментарности понимается в науке права социального обеспечения как обязательность и безэквивалентность предоставления социальных благ из специальных фондов для нетрудоспособных, формируемых за счет всего общества 255 . Этим понятием пользуются В.С. Андреев 256 , В.А. Аралов 257 , Е.И. Астрахан 258 , М.И. Полупанов 259 , А.Д. Зайкин 260 и многие другие авторы. При этом В.А. Аралов не многие виды социального обеспечения относит к числу алиментарных, считая, что алиментарными являются только выплаты тем лицам, которые не имеют права на государственные пенсии по старости. Поскольку право на этот вид обеспечения и его размер не зависят от прошлой общественно-полезной деятельности, В.А. Аралов сделал вывод, что только в этом случае в обеспечении нетрудоспособных граждан нет элементов вознаграждения за труд. Пенсию же по старости и другие виды социального обеспечения автор рассматривает как выслуженное, заработанное социальное обеспечение.
Пособия носят алиментарный характер и не зависят от общественно-полезной деятельности. Иными словами, социальное обеспечение пособиями должно предоставляться гражданам в обязательном порядке без применения договорных начал, на условиях, установленных законом. С учетом появления новых форм социального обеспечения пособиями признак алиментарности требует корректировки, т.е. сегодня социальное обеспечение пособиями может строиться на договорных началах (предоставление пособий работникам за счет средств нанимателя, исходя из коллективных договоров на предприятии). Однако при этом они сохраняют признак обязательности исполнения договорных условий социального обеспечения пособиями и нередко безэквивалентности такого обеспечения (начинающие работники).
На базе современного законодательства социальное обеспечение пособиями может предоставляться на безвозмездной основе. Так, по Закону Республики Беларусь «О пособиях семьям, воспитывающим детей» семья имеет право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д. 261 .
Данный признак не относится ко всем видам пособий, поскольку пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются, как правило, только работающим гражданам за счет средств государственного социального страхования, формируемых из страховых взносов нанимателей и самого работника. Взносы на социальное страхование начисляются на заработную плату (и приравненные к ней доходы) и включаются в издержки производства, входят в себестоимость продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Размеры пособия по временной нетрудоспособности зависят от заработка работников.
И.В. Гущин 262 определил пособие по праву социального обеспечения как «ежемесячную или единовременную денежную выплату алиментарного характера из общественных фондов потребления, предусмотренных для нетрудоспособных в качестве помощи государства с целью:
Данное определение, на наш взгляд, более точное, так как охватывает все аспекты понятия пособий по праву социального обеспечения и круг лиц, имеющих право на пособия.
Действительно, по своему целевому назначению пособия по социальному обеспечению являются помощью в предусмотренных законодательством случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособие имеет цель покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у семьи в связи с наступлением таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
Пособия выплачиваются за счет средств государственного социального страхования из Фонда социальной защиты населения, Государственного фонда содействия занятости, за счет средств государственного и местного бюджета, а отдельные виды пособий — за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.
Для пособий характерна своя специфика юридических фактов, при наступлении которых возможно обеспечение граждан пособиями. В качестве юридических фактов выступают такие события, как рождение ребенка, смерть самого работника или члена его семьи, инвалидность, многодетность, рождение ребенка у одинокой матери, призыв на срочную службу в состав Вооруженных Сил лиц, у которых есть несовершеннолетние дети, временная нетрудоспособность, беременность и роды и другие.
Право на социальное обеспечение, в том числе и на такой его вид, как пособия, закреплено в ст. 47 Конституции Республики Беларусь. Общие принципы, которые лежат в основе концепции социальной защиты граждан Республики Беларусь, в том числе и семей с детьми, находят свое отражение и в денежных выплатах по системе социального обеспечения, в системе пособий. Одни виды пособий призваны выполнять задачу помощи семьям в особых ситуациях (неполная семья, отсутствие алиментов, прохождение отцом срочной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и др.), другие же являются отражением признания обществом социально-экономической необходимости и целесообразности специальных мероприятий по поддержанию жизнедеятельности семьи, охране материнства и детства (в случае беременности, рождения ребенка, необходимости ухода за детьми).
Появление безработицы как массового явления потребовало разработки и принятия специальных мер по социальной поддержке этой категории граждан (введено пособие по безработице).
Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют самостоятельный институт прав социального обеспечения. Этим нормам присущи характерные только им правовые признаки и особенности, позволяющие отграничить их от других видов социального обеспечения.
В то же время до сих пор в праве социального обеспечения нет единого понятия пособия как самостоятельного вида социального обеспечения.
В совокупности юридических признаков, позволяющих дать определение понятия пособия, следует выделить прежде всего денежную форму данной выплаты, хотя сам по себе этот критерий не позволяет еще отграничить пособия, например, от таких выплат, как пенсии или компенсационные выплаты.
В целях отграничения пособий от иных выплат необходимо рассматривать также и такой юридический признак, как их целевая направленность. Можно выделить следующие цели выплаты пособий: возмещение временно утраченного заработка; дополнительная помощь к имеющимся у субъекта средствам существования.
Социальная природа возместительных пособий заключается в возмещении утраченного заработка за определенный отрезок времени (это пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и др.). Ко второй группе относятся пособия, представляющие собой либо компенсацию повышенных расходов (в связи с рождением ребенка), либо компенсирующие полное отсутствие источников дохода, оказываемые в порядке социальной помощи (детям военнослужащих срочной службы, детям-инвалидам).
Кроме того, необходимым критерием для характеристики пособий как вида социального обеспечения являются финансовые источники их выплаты. Источниками, гарантирующими выплату различных видов пособий, являются:
Различия в правовых статусах самих источников связаны как с особенностями формирования средств того или иного из них, так и с субъектным составом, обеспечиваемым за счет средств конкретного источника.
Анализируя природу пособий как вида социального обеспечения, необходимо также учитывать и их нормативную базу.
Развивающиеся рыночные отношения привнесли в нашу жизнь такие новые явления, как, например, благотворительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. Зачастую они ставят перед собой задачи помощи в денежной форме и реализуют их как на разовой, так и на периодической основе. Вместе с тем данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсутствие нормативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предоставления этой помощи.
Говоря о пособиях как о самостоятельном виде социального обеспечения, мы должны прежде всего выделить такой их признак, как гарантированность со стороны государства, не исключая возможности получения пособий в рамках социального партнерства.
Принимая во внимание указанные выше признаки, можно предложить следующее определение понятия пособия как вида социального обеспечения.
Пособия — это ежемесячные, периодические или единовременные денежные выплаты (как правило, алиментарного характера), производимые как отдельным гражданам, так и семьям в целях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельствами, признаваемыми обществом социально значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
253 Полупанов, М.И. Пособие по социальному обеспечению в СССР / М.И. По лупанов. — М., 1976.
254 Батыгин, К.С. Пособия по государственному социальному страхованию: законодательство и комментарий / К.С. Батыгин, Г.С. Симоненко. — М., 1992.
255 Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Р.И. Иванова. — М., 1986.
256 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. — М., 1987.
257 Аралов, В.А. Социальное обеспечение в СССР / В.А. Аралов, А.В. Лев шин. — М., 1959.
258 Астрахан, Е.И. Трудовое увечье и иждивенство / Е.И. Астрахан. — М., 1967.
259 Полупанов, М.И. Пособия по социальному обеспечению в СССР / М.И. Полупанов. — М., 1976.
260 Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зай кин. — М., 1974.
261 О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Респ. Беларусь, 30.10.1992 г., № 1898-XII (в ред. от 09.11.2009 г., с изм. от 29.12.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 305. — 2/1403.
262 Гущин, И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории / И.В. Гущин; под ред. В.С. Андреева. — Минск, 1982.
ebooks.grsu.by
Право социального обеспечения. Пособия.
Пособия — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах предусмотренных законодательством.
Признаки, в соответсвии с которыми пособия отличаются от иных видов денежных выплат:
- Целевое назначение. Пособие предназначено для полной или частичной компенсации временно утраченного заработка или компенсация разовых дополнительных расходов, тогда как пенсия является основным источником средств к существованию;
- Круг лиц. Пособия предназначены как для работающих, так и для неработающих граждан, в том числе и для пенсионеров;
- Срок выплаты. Пособия предоставляются временно, в некоторых случаях одноразово
Многочисленные виды пособий по социальному обеспечению классифицируют по различным основаниям:
- по целевому назначению:
а) пособия компенсирующие заработок, утраченный по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам)
б) Пособия предоставляемые для покрытия разовых расходов (пособия по случаю рождения ребенка, пособие на погребение
в) Пособия, которые должны обеспечить средства к существованию в период отсутствия заработка ( пособия по безработице) - По срокам выплаты:
а) Единовременной (одноразовый) — пособия беженцам и вынуждены переселенцам, пособия женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка, пособие на погребение;
б) ежемесячные пособия — пособия по уходом за ребенком до 1,5 лет, пособие по безработице, региональные пособия на ребенка из малоимущей семьи;
в) переодические пособия — пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; - По источникам выплат (источникам финансирования):
а) пособия выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней
б) пособия выплачиваемые за счет средств Фонда Социального Страхования
в) пособия выплачиваемые за счет средств Пенсионного Фонда - По кругу лиц:
а) Пособия для граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
б) пособия гражданам привлекаемые к борьбе с терроризмом;
в) пособия супругам военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
г) пособия гражданам имеющим детей и т.дВ настоящее время законодательство содержит 2 способа определения размера пособий:
- определение размера пособия исходя из твердой, фиксированной суммы, относятся те пособия, которые по своей цели должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются одновременно с другими источниками доходов (пособия по случаю рождения ребенка, пособия на погребение). Ранее в качестве базовой суммы в расчет принимался МРОТ, однако, в соответствие с ФЗ от 7 августа 2000 «О порядке установления размера стипендии и социальных выплат в РФ» привязанность размера пособий к МРОТ была отменена;
- размер пособия определятся исходя из заработка получателя пособий, таким образом рассчитываются те пособия, которые призваны заменить утраченный заработок, например, пособия по безработице, которое назначается в зависимости от заработка получателя в % соотношении в пределах от 75 до 45%. Пособия по временной нетрудоспособности, размер которого исчисляется в % от разработка от 100 до 60% в зависимости от стажа. Пособие по беременности и родам в 100% от заработка. Пособие по уходу за ребенком 40% от заработка женщины.
Оказание помощи семье в содержании и воспитани детей государство осуществляет в 3-х разных формах:
- денежные выплаты, к которым относятся пособия и компенсации
- услуги. содержание и подписании детей в детских дошкольных учреждениях
- льготы, на приобретение лекарств, на питание в дошкольных и школьных образованиях
Основным законом регулирующим предоставлении пособий является ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», так же некоторые пособия предусмотрены ФЗ «Об обязательном социальном страхование» на случай временной нетрудоспособности и материнства.
Данными законами предусмотрены ряд пособий:
Данное пособие должны побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье будущего ребенка и своевременно обращаться к врачу. Данное пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для получение пособия необходимым документам является справка из медицинского учреждения, поставившего женщину на учет с целью сопровождения беременности (сроком до 12 недель). Данное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Размер данного пособия составляет 543, 67 р. (предоставляется только работающим женщинам).
Относится к категории переодически пособий и выплачивается за период отпуска по беременности и родам (70 дней до и 70 дней после рождения ребенка. отпуск увеличивается при сложных родом 156 дней. Если беременность многоводная отпуск составляет 194 дня). Право на данное пособие имеют женщины обладающие право на социальное страхование, женщины обучающиеся на очной форме обучения, женщины проходящие военную службу и другую прировненную к ней службу. Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины исчисленного за 24 календарных месяца работы. Все заработанную сумму делятся на 731 и получается стоимость 1 дня отпуска и умножаем сумму дня на продолжительность отпуска. Размер пособия по беременности и родам — минимальный размер за 140 дней установлен в размере 27455, 40 р. Максимум за 140 дней — 228 603, 2р.
Если женщина умеет стаж менее 6 месяцев, то пособие по беременности и родам выплачивается в размере не превышающим за календарным месяц МРОТ. Срок обращения за пособие составляет 6 месяцев со дня окончания дня отпуска по беременности и родам, при пропуске этого срока по уважительной причине, от 31.01.1994 года №74. Решение о предоставлении пособия принимает территориальный орган ФСС. Пособие выплачивается по месту работы/службы/учебы. Если женщина работает у нескольких работодателя, то пособие выплачивается у каждого работодателя. Пособие предоставляется на основании листка нетрудоспособности. Порядок его выдачи утвержден приказом менздравсоцразвития от 29 июня 2011 года №624. В случае усыновления ребенка в возрасте до 3 месяцев пособие на беременности и родом выплачивается за период со дня его рождения до исчисления 70 календарных дней. Если несколько детей, то 110 дней.
Право на него имеет один из родителей либо лицо его заменяющие, в случае рождения 2-х и более детей такое детей назначается и выплачивается на каждого ребенка. В случае рождения мертвого ребенка пособие не назначается. Назначается и выплачивается это пособие по месту работы/службы/учебы. А в случае их отсутствие органом социальной защиты населения по мету жительства. Основным документом является правка о рождении ребенка выданная органами ЗАГС (или свидетельство о рождении), а так же справка с места работы второго родителя о том, что он это пособие не получал. Размер пособия в 2015 году составляет 14497,80 рублей.
4) Единовременное пособие при передачи ребенка на воспитание в семью
Право на него имеет один из родителей, усыновителей, опекунов. В случае передачи в семью на воспитание 2-х и более детей пособие выплачивается на каждого. Выплачивается пособие по месту службы/работы/учебы. Размер пособия составляет 14497 рублей 80 копеек.
Данное пособие ежемесячное. Право на него имеет один из родителей, либо лицо фактически осуществляющие уход за ребенком. Право на пособие сохраняется если лицо работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. Если лицо получает лицо по безработице и одновременно имеет право на пособие по уходу за ребенком, то такое лицо должно выбрать одно из этих 2-х пособий. В период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком при наступлении новой беременности, то в этом случае предоставляется право выбора одного пособия. Размеры пособия по уходу за ребенком: Лицам неработающих за 1 ребенком — 2718 рублей 18 копеек, на 2-го и последующего ребенка — 5436 рублей 67 копеек. Для работающих женщин размер пособия составляет 40% их среднего заработка из численного за последние 24 календарных месяца, при этом законом установлен максимальный придел этого пособия — 19855 рублей 82 копейки. В районах крайнего севера и местностях приравненных к ним размер пособия увеличивается на районы коэффициент. При уходе за 2-ми и более детьми до 1.5 лет пособия суммируется, но не могут превышать 100% вашего заработка. Основными документами является свидетельство о рождении ребенка и копия приказа об отпуске по уходом за ребенком. Полный перечень установления постановление Правительством 30.12.2006 №855. В связи с отменой отсрочки в армию 2007 году мужчин, чью жены беременны и у которых имеются малолетние дете были введены 2 новых пособия. одно из них единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву срок бренности которой составляет не менее 180 дней. ЮР Факты — официальная жена, беременость, призыв в армию. Данное пособие предоставляется в не зависимости от права на другие пособие. Данное пособие составляет в 2015 году 22958 рублей 12 копеек. Назначаются в течении 10 дней. Пособие предоставляется за счет средств федерального бюджета. Оно не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего проходящего военную службу по призыву. Право имеет либо мать ребенка, либо опекун ребенка. Данное пособие выплачивается вне зависимости от прав на другие пособие. не предоставляется на ребенка курсанта. Устанавлиется с момента рождения ребенка, но не раньше начала отцом службы по призыву. Выплата данного пособия прекращается по достижению ребенком 3-х лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военно службы по призыву. Выплачивается на каждого. Размер этого пособия составляется 9839 рублей 48 копеек.
Дополнительная мера гос. поддержки семей имеющих детей по аналогично названному закону от 29.12.2006 в народе называют материнский капитал. Сумма в 2015 составляет 453 026 рублей. На рождение 2, 3-го или последующего ребенка.
закон нижегородской области предусмотренные для детей в нн области 24 ноября 2006 года материнский капитал
jurisprudence-konspect.org