Федеральный закон 125-фз об архивном деле в российской федерации

Федеральный закон об архивном деле

Немного истории

Законодательство об архивном деле в Российской Федерации имеет непростую историю. Первым основополагающим документом в этой области стали Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, появившиеся в июле 1993 г. С принятием Конституции РФ эти положения устарели и вступили в противоречие с ее требованиями, а также положениями других законодательных актов, касающихся работы с архивами.

Наряду с общими изменениями в российском законодательстве заметные перемены произошли и в практике архивной работы. Они же выявили ряд недостатков в действующем архивном законодательстве. Подготовка нового закона стала необходимостью. Работа над проектом закона продолжалась не один год. ФЗ от 22.10.04 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» стал законодательной базой, на которой сейчас основывается весь процесс организации хранения материалов в архивах. Стоит отметить, что с момента своего издания он претерпел одиннадцать редакций.

Нормы, зафиксированные в последней редакции ФЗ об архивном деле в РФ, обладают правовым приоритетом над другими законодательными актами, касающимися данной сферы деятельности. Поэтому, работая с архивами, следует придерживаться прежде всего его требований.

Что нового внес закон об архивном деле в РФ?

ФЗ-125 об архивном деле в РФ регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других структур, независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.

В законе последовательно раскрываются основные применяемые в нем понятия, такие как:

  • архивное дело и архивный документ;
  • распоряжения по личному составу;
  • документ Архивного фонда РФ;
  • особо ценные и уникальные бумаги;
  • государственный и муниципальный архивы;
  • постоянное, временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, и многие другие.
  • Документы по личному составу

    Большое внимание в Законе уделено правилам хранения документов по личному составу. Так именуются бумаги, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Закона N 125-ФЗ).

  • трудоустройства граждан, их перемещению, совмещению, переводу, увольнению;
  • документы по аттестации, повышению квалификации, присвоению званий ;
  • по изменению фамилии, имени или отчества сотрудника;
  • по награждению;
  • по оплате труда, премированию, различным выплатам;
  • по всем видам отпусков трудящихся с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, отпусков по уходу за ребенком, отпусков без сохранения заработной платы;
  • по дежурствам по профилю основной деятельности;
  • по длительным внутрироссийским и зарубежным командировкам, командировкам для работников с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
  • Бумаги, образующиеся в результате деятельности предприятия, составляют документальный фонд. По возможности, работодатель может организовать при своем предприятии архив, который будет обеспечивать правильное хранение всех документов.

    Сроки хранения

    Уточнен минимальный срок хранения документов по личному составу. Архивное законодательство предписывает хранить их, в том числе в коммерческих организациях, в зависимости от даты их создания:

  • распоряжения, созданные до 2003 г., — не менее 75 лет со дня создания;
  • бумаги, созданные начиная с 2003 г., — не менее 50 лет со дня создания.
  • документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся с момента поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения госслужбы с проведением экспертизы ценности распоряжений по прошествии указанного срока хранения.
  • В случае ликвидации или банкротства организации документы по личному составу, а также бумаги, сроки временного хранения которых не истекли, по договору передаются на хранение в государственный или муниципальный архив (п. 4.1 Правил).

    Ответственность работодателя

    Согласно ст. 27 Закона, юридические лица, а также должностные лица и граждане, не соблюдающие его положения, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

    В случае непередачи кадровых бумаг в архив при ликвидации существует возможность привлечения членов ликвидационной комиссии к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 325 УК РФ за сокрытие (уничтожение) официальных документов, если будет доказана их корыстная или личная в этом заинтересованность

    Административная ответственность за нарушение законодательства о хранении документов предусмотрена статьями 13.20, 13.25 КоАП РФ.

    Статья 13.20 КоАП РФ является общей нормой, и устанавливает ответственность в виде штрафа в размере до 500 рублей.

    Статьей 13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организации за неисполнение обязанности по хранению бумаг в течение сроков, установленных соответственно законодательством об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В этом случае штраф может достигать 300 000 рублей.

    clubtk.ru

    ФЗ об архивном деле

    В общем понимании, архив представляет собой организацию, осуществляющую функции по приему и хранению важной документации. Цель этих функций — ретроспективное использование объектов хранения в будущем. Для регулирования работоспособности таких организаций был создан Федеральный Закон № 125.

    Описание закона

    Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 1 октября 2004 года, и почти две недели спустя (13 октября) он был утвержден Советом Федерации. В законную силу ФЗ № 125 вступил 22 октября 2004 года.

    Федеральный Закон №125 регулирует отношения, связанные с документацией. В частности обуславливает порядок организации хранения, комплектования, учета и использования бумаг Архивного фонда России, также и иных важных бумаг, независимо от их форм собственности. Правовые нормы рассматриваемого закона распространяются на отношения, касающиеся управления архивным делом в интересах граждан, общества и государства.

    В России Архивный фонд был создан для хранения совокупности документов. По закону, находящиеся там документы:

  • отражают материальную и духовную жизнь населения;
  • все бумаги обладают значимостью — исторической, научной, социальной, экономической, политической, культурной;
  • все объекты хранения являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия нашей страны;
  • относятся к информационным ресурсам, поэтому и надлежит их хранить в данном фонде.
  • В соответствии с законом, чтобы документ поступил на хранение в архив, он должен пройти специальную экспертизу (статья 6). На основании мнения экспертов может быть выявлена их ценность. Согласно закону, проведение подобного рода анализа положено только в специализированных учреждениях.

    Все совершаемые действия с подобными ценностями должны проводиться только в соответствии с настоящим законодательным актом. По последним статистическим данным в архиве насчитывается более 500 мл. единиц, находящихся на разных носителях.

    В настоящий закон были внесены изменения 2 марта 2016 года на основании ФЗ №43.

    Основное в ФЗ 125

    Настоящий Федеральный Закон состоит из 9 глав и 32 статей:

  • Глава 1 — содержит общие положения — понятия, применяемые в законе, предмет регулирования и так далее;
  • Глава 2 — включает в себя положения, касающиеся Архивного фонда РФ, содержит условия, по которым документы попадают на хранение;
  • Глава 3 — описаны положения, осуществляющие управление фондом, также описаны условия финансирования;
  • Глава 4 — обуславливает правила хранения и учета бумаг;
  • Глава 5 — содержит порядок комплектования архивных документов и сроки хранения;
  • Глава 6 — указывает на категорию лиц, имеющих доступ к архиву и правила использования бумаг;
  • Глава 7 — отражает критерии ответственности за нарушение норм настоящего закона;
  • Глава 8 — данная глава содержит положения о международном сотрудничестве — правила ввоза и вывоза архивных документов, также правила перевозки их копий;
  • Глава 9 — отражает заключительные положения рассматриваемого закона.

Основным предназначением Архивного фонда по 125 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» является принятие на хранение документов, независимо от:

  • источника происхождения;
  • метода создания;
  • вида носителя;
  • форм собственности.
  • Сдача актов в архив

    По закону, перед сдачей документов на хранение в архив, необходимо их подготовить. Порядок передачи включает:

  • проведение экспертизы, для выявления научной и практической ценности объектов сдачи;
  • оформление дел;
  • составление отчета об описании актов постоянного и долговременного хранения;
  • предоставление сохранности;
  • сдача документов в архив.
  • Завершается процедура передачи бумаг действиями работников фонда:

  • подшивают акт приема-передачи в дело;
  • располагают принятые объекты на стеллажах;
  • проставляют отметку в топографических указателях о размещении дел.
  • По закону, все акты направляются в Архивный фонд по истечению периода их хранения в архиве организации или учреждения.

    Срок хранения документов

    Период хранения документации устанавливается федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. По настоящему закону, период хранения бумаг считается с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством.

    По ФЗ №125 устанавливаются следующие сроки хранения:

  1. Для документов государственных органов власти (прокуратуры, Центрального Банка, Центральной Избирательной комиссии, Счетной палаты) и для внебюджетных фондов государственных корпораций — 15 лет;
  2. Для актов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений — 5 лет;
  3. В зависимости от вида документа, срок хранения следующий:
  • записи актов гражданского состояния — 100 лет;
  • акты нотариальных действий и акты о приватизации жилищных фондов — 75 лет;
  • проектная документация по капитальному строительству — 20 л.;
  • технологическая документация — 20 л.;
  • промышленный образец, патент на изобретение — 20 л.;
  • научные документы — 15 л.;
  • кино- и фотодокументов — 5 л.;
  • видео- и фонодокументов — 3 года.
  • Сколько документы должны храниться в архиве, указано в статьях 21.1 — 22.1 закона об архивном деле.

    Доступ к архивам согласно 125 ФЗ

    24 статья Федерального Закона №125 об архивном деле содержит правила, позволяющие получить доступ к интересующим документам. Процедура получения доступа:

  • пользователь обеспечивается архивными бумагами справочно-поисковых средств и информацией об этих средствах;
  • пользователь обеспечивается копиями или оригиналами запрашиваемых документов, также и на электронных носителях;
  • пользователю предоставляется возможность сделать копии этих документов.
  • Согласно п 2 ст 24 ФЗ №125 — условия и процедура доступа к архивным актам, находящимся в собственности, определяется самим собственником. Исключение составляют архивные акты, доступность которых регулируется законами РФ.

    Статья 25 настоящего Федерального Закона об архивном деле регламентирует правила по ограничению доступа к просмотру хранящихся бумаг. Ограничение ставится в соответствии с:

    • международным договором РФ;
    • законодательством России;
    • распоряжением владельца бумаг.
    • А что вы знаете о 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах? Подробности по ссылке:

      Пользователями Архивного Фонда могут быть физические и юридические лица. После предоставления им доступа к интересующим их документам (оригиналам, копиям), они обязываются соблюдать сохранность изучаемого объекта. Работники фонда вправе заключать с пользователями соглашение об использовании актов. При нарушении условий соглашения, пользователь несет ответственность.

      Чтобы знать все правила пользования архивными документами, стоит подробно рассмотреть положения ФЗ №125. Скачать ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»в последней редакции можно по ссылке.

      Последние изменения ФЗ об архивном деле

      Федеральный закон об архивном деле претерпел внесение изменений 2 марта 2016 года. Дополнения и поправки внесли депутаты Государственной Думы в 5 главу ФЗ 125.

      Положения данной статьи описывают сроки временного хранения документов в Архивном фонде. Внесенные изменения были оформлены согласно ФЗ №43, который содержит информацию: в подпункте «б» пункта 4 статьи 22 слова «документов по личному составу,» исключить.

      Также 2 марта 2016 года было принято решение о внесении дополнения, в качестве статьи 22.1. В настоящем законе об архивном деле в ст 22.1, есть некоторая особенность в хранении документации по личному составу при окончании делопроизводства:

    • до 1 января 2003 — 75 лет;
    • после 1 января 2003 — 50 л;
    • 75 хранятся акты граждан, прошедших военную службу, которая не является государственной гражданской службой.
    • Данная статья описывает ответственность граждан за нарушение закона об архивном деле в России. Ее положения гласят, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушившие законодательные нормы при изучении и рассмотрении документации, несут ответственность:

    • гражданско-правовую;
    • административную;
    • уголовную.
    • С момента издания настоящего закона об архивном деле, в ст 27 изменения не вносились.

      210fz.ru

      Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

      Документ является поправкой к

      Принят Государственной Думой 17 февраля 2016 года

      Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2016 года

      Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320) следующие изменения:

      1) в подпункте «б» пункта 4 статьи 22 слова «документов по личному составу,» исключить;

      2) дополнить статьей 22 1 следующего содержания:

      «Статья 22 1 . Сроки временного хранения документов по личному составу

      1. Документы по личному составу (за исключением документов, указанных в части 3 настоящей статьи), созданные до 2003 года, хранятся:

      1) в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, — в течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

      2) в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, — с даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

      3) в иных организациях — не менее 75 лет со дня создания.

      2. Документы по личному составу (за исключением документов, указанных в части 3 настоящей статьи), созданные начиная с 2003 года, хранятся:

      1) в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, — в течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

      2) в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, — с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

      3) в иных организациях — не менее 50 лет со дня создания.

      3. Документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся:

      1) в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, — в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

      2) в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, указанных в пункте 1 настоящей части, — с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения.».

      rg.ru

      Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

      (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 202-ФЗ,

      от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ,

      от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 11.02.2013 N 10-ФЗ, от 04.10.2014 N 289-ФЗ ,

      от 28.11.2015 N 357-ФЗ , от 02.03.2016 N 43-ФЗ)

      Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

      Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

      (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

      от 07.06.2013 N 112-ФЗ, от 21.12.2013 N 366-ФЗ,

      от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

      Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

      (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ,

      от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 07.05.2013 N 80-ФЗ,

      от 02.07.2013 N 182-ФЗ,

      с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П)

      Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

      (в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 28.12.2010 N 408-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 191-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 208-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 337-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 414-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ)

      Закон города Москвы от 28.11.2001 № 67 «Об Архивном фонде Москвы и архивах»

      (в ред. Законов г. Москвы от 12.03.2003 N 13, от 28.01.2004 N 3,

      от 11.11.2009 N 5, от 09.11.2011 N 51, от 13.06.2012 N 23, от 07.05.2014 N 28)

      cgatomos.ru

      «Комментарий к Федеральному закону от 22 октября 2004 г. n 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (постатейный) (Новиков Е.А.)

      Подготовлен для системы
      Автор статей: «Как правильно оформить пенсионное дело?» (журнал «Трудовое право»), «Внешний совместитель», «Коммерческая тайна», «Как избежать ошибок, заключая трудовой договор», «Коммерческая тайна. Что необходимо знать об этом», «Международная организация труда», «Порядок ведения трудовой книжки» (журнал «Право и экономика»).
      Данный комментарий содержит постатейное толкование положений Федерального закона от 22 октября 2002 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующего отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
      При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 июля 2007 года.
      Список сокращений
      АС ГРН — автоматизированная система «Государственный регистр населения»
      ГИЦ — Государственный информационный центр
      ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
      ГОСТ — Государственный стандарт
      ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ
      ГУВД — Государственное управление внутренних дел
      ЕС — Европейский союз
      ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика
      КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях
      Конституция РФ — Конституция Российской Федерации
      МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации
      МНС России — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
      МОТ — Международная организация труда
      НДС — налог на добавленную стоимость
      ОКОГУ — Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления
      ОЭСР — Организация по экономическому сотрудничеству и развитию
      СКЗИ — средства криптографической защиты информации
      ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации
      УВД — управление внутренних дел
      УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
      УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
      ФАПСИ РФ — Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
      ФЗ — федеральный закон
      ФКЗ — федеральный конституционный закон
      ФСБ России — Федеральная служба безопасности Российской Федерации
      ФСФО России — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству
      ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации
      г. — год
      др. — другие
      п., п. п. — пункт(-ы)
      ст., ст. ст. — статья(-и)
      с изм. и доп. — с изменениями и дополнениями
      ч. — часть
      22 октября 2004 года N 125-ФЗ

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
      ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 202-ФЗ)
      Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      Комментарий к статье 1
      Комментируемая статья в общем виде определяет предмет регулирования данного Закона.
      Что же такое «отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации»? Это отношения между государственными и муниципальными архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями по организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации. Данные отношения включают в себя проведение экспертизы ценности документов и формирование дел, оформление дел, выделение дел к уничтожению, составление описей дел постоянного хранения, например, для государственных, муниципальных организаций, документы которых поступают на хранение в соответствующие архивы в установленном порядке, и негосударственных организаций, с которыми заключены соответствующие соглашения, описей дел по личному составу.
      Данные отношения регулируют следующие документы:
      Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия, утвержденное Приказом Роскомархива от 18 августа 1992 г. N 176.
      Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. N 19.
      Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г. (с изменениями от 27 октября 2003 г.).
      Отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации можно определить как действия вышестоящих компетентных органов по отношению к нижестоящим, а также между органами одного уровня по эффективной организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
      Такие отношения осуществляются как в виде подчиненности (например, Росархив находится в подчинении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации), так и в виде сотрудничества (например, между Росархивом и организациями). При этом Росархив, с одной стороны, контролирует соблюдение нормативных актов по обеспечению правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, с другой — осуществляет методическую помощь по ведению государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, ведению Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и т.д.
      Отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации регулируют следующие документы:
      1) Положение о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 289 «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» (с изменениями от 26 января 2005 г., 4 ноября 2006 г.). Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Причем Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;
      2) Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 177 «Вопросы Федерального архивного агентства» (с изменениями от 17 июня 2004 г.). Согласно данному Постановлению, Федеральное архивное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела, и находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
      3) Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 28 февраля 2005 г. N 72 «Об утверждении Регламента Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» (с изменениями от 12 октября 2006 г.), устанавливающий общие правила организации деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации им полномочий и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе правила организации взаимодействия Министерства с находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральным архивным агентством, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям;
      4) Приказ Федерального архивного агентства от 9 марта 2005 г. N 17 «Об утверждении Регламента Федерального архивного агентства», устанавливающий порядок работы Росархива. Росархив организует свою работу в соответствии с перспективными и текущими планами, разрабатываемыми исходя из программ социально-экономического развития страны, федеральных целевых программ, основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, планов Минкультуры России, затрагивающих архивное дело.
      Перспективное планирование работы Росархива осуществляется в форме разработки концепций развития архивного дела, сводных и перспективных планов по отдельным направлениям архивной деятельности.
      Статья 2. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации
      Комментарий к статье 2
      Комментируемая статья в общем виде определяет состав законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
      1. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается порядок принятия законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
      Первым законодательным актом России в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда стали Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года N 5341-1. После принятия данного Федерального закона Основы утратили силу.
      В настоящее время законодательство Российской Федерации об архивном деле состоит из Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 г.).
      Кроме данного Закона действует ряд других федеральных законов, где регламентируется деятельность в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, такие как:
      1) Федеральный закон от 3 июня 2005 г. N 57-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»;
      2) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.), определяющий порядок сдачи в архив личного дела гражданского служащего при расторжении служебного контракта и увольнении его с гражданской службы;
      3) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г.), определяющий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также порядок работы с архивными документами;
      4) Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г.), регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Данный Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
      Предметами регулирования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются:
      отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
      особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
      порядок формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
      общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
      5) Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Данный Федеральный закон устанавливает порядок и сроки хранения сертификата ключа подписи электронного документа;
      6) Федеральный закон от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.). Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к государственной тайне их носителям.
      Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
      Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
      7) Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. и доп. от 2 ноября 2004 г.).

      www.lawmix.ru