Полномочия прокурора в арбитражном процессе расширены
28 июня 2014 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», согласно которого статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнена правом прокурора на обращение в суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Согласно статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации существуют две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Прежде всего — возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что предоставляет прокурору процессуальный статус истца, защищающего публично-правовые интересы.
В соответствии с изменениями, внесенными в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 186-ФЗ от 28.06.2014 прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
— с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
— с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями;
— с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
После присоединения к Российской Федерации для города Севастополя остро встал вопрос об истребовании государственного имущества из незаконного владения иных лиц.
Незаконным владельцем признается лицо, владеющее чужим имуществом без правового основания либо по ложному основанию. К числу незаконных владельцев относят также лиц, владеющих имуществом на основании недействительной сделки или незаключенного договора.
Незаконное владение не только ущемляет имущественные интересы собственника, но и нарушает принадлежащее ему право собственности, поскольку осуществляется, как правило, против воли собственника и без учета интересов последнего.
В таких случаях защита права собственности осуществляется путем возврата имущества из незаконного владения во владение собственника, а правовым средством защиты выступает иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления, внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации позволит усовершенствовать механизм защиты права собственности государства или муниципальных образований.
sevproc.ru
Полномочия прокурора 2014
Федеральным законом от26. 12. 2008 г. № 294 — ФЗ «О защите интересов юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля» устанавливаются порядок организации и проведенияпроверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных наосуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, приорганизации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченныхна осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридическихлиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Всоответствии со статьей 2 Федерального закона от 17. 01. 1992 г. № 2202 — 1 «Опрокуратуре Российской Федерации» (Далее – Закон ) прокуратура Российской Федерации – это единаяфедеральная централизованная система органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации иисполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласност. 1 Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства иукрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а такжеохраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РоссийскойФедерации, в том числе осуществляет надзор за исполнением законов федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностнымилицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением правчеловека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся вместах принудительного содержания, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов.
Статьей22 Закона предусмотрены полномочияпрокурора, который при осуществлениивозложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверениябеспрепятственно входить на территории и в помещения органов власти, органовместного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а такжеорганов управления коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к ихдокументам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей ворганы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать отруководителей и других должностных лиц указанных органов представлениянеобходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделенияспециалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок попоступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельностиподконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц играждан для объяснений по поводу нарушений законов. По фактам выявленныхнарушений прокурор или его заместитель принимают в отношении виновных лиц мерыпрокурорского реагирования, предусмотренные действующим законодательством.
Приэтом согласно ст. 6 Закона требованияпрокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению вустановленный срок.
Такимобразом, действие Федерального закона от 26. 12. 2008 г. № 294 — ФЗ «О защитеинтересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на органыпрокуратуры не распространяется. Сотрудники органов прокуратуры при проведениипроверок, в том числе в отношении юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, руководствуются законом о прокуратуре.
За неисполнениезаконных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17. 7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренаадминистративная ответственность.
prokuror-kaluga.ru
Невская застава
Полномочия прокурора в уголовном процессе
Прокурор является единственным должностным лицом, которое реализует свои полномочия во всех стадиях уголовного процесса. Деятельность прокурора в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (уголовное преследование), она также направлена на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст. 21 и 37 УПК РФ прокурор отнесен к субъектам, реализующим уголовное преследование. В то же время в досудебном производстве прокурор одновременно осуществляет надзор за соблюдением федеральных законов органами дознания и органами предварительного следствия или, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, надзор за процессуальной деятельностью названных органов.
Функция уголовного преследования наиболее полно реализуется прокурором в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами органами прокуратуры рассматривалось и рассматривается как одно из важнейших направлений прокурорской работы. Это и понятно. Ведь в суде подводится итог всей предварительной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, при этом законность и обоснованность судебных решений, которые принимаются судом по окончании судебного разбирательства, в значительной степени зависят от активной позиции и профессионализма прокурора. Так, за 10 месяцев 2014 года прокуратурой Невского района поддержано обвинение по 1586 уголовным делам в отношении 1713 лиц.
Руководствуясь принципами уголовного судопроизводства и его назначением, прокурор обязан всеми имеющимися в его распоряжении процессуальными средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), в силу чего обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты. Обеспечивая законность и обоснованность обвинения (ч. 3 ст. 37), государственный обвинитель должен способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности. Его окончательная позиция не зависит от выводов обвинительного заключения и должна быть основана на результатах исследования обстоятельств дела в суде.
Предоставляя прокурору возможность изменять в судебном заседании обвинение подсудимого в сторону смягчения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ), закон однозначно запрещает использовать это правило в тех случаях, когда изменение обвинения связано с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении или с ухудшением положения подсудимого по иным основаниям либо когда новое обвинение, даже и менее тяжкое, будет существенно отличаться по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного. Это положение действует и в тех случаях, когда изменение обвинения не связано с восполнением неполноты предварительного расследования.
Право прокурора на изменение обвинения обусловлено возложением на прокурора обязанности при поддержании от имени государства обвинения обеспечить его законность и обоснованность.
Более того, с вынесением судом приговора функции прокурора в уголовном процессе не заканчиваются. Он наделен функцией выявления и устранения судебных ошибок по уголовным делам.
Прокуратура Невского района
xn--80aaaagdqszrll6bep8r.xn--p1ai
Во вторник президент Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон «О прокуратуре Российской федерации». Среди прочего прокуратуре был возвращен надзор за Следственным комитетом. Закон также вводит новые правила назначения заместителей генпрокурора и возрастные ограничения на занятие этих должностей.
Новые поправки прокомментировал «Медиазоне» глава ассоциации «Агора» Павел Чиков.
«Это 39-е изменение федерального закона «О прокуратуре РФ» с момента принятия в 1995 году. Причем 33 из них были при Путине. В последнее время закон меняется по несколько раз за год. Изменения были в феврале, в июле, так что сегодняшнее изменение уже не первое в 2014 году. То есть закон «О прокуратуре» кроен и перекроен вдоль и поперек. Это первая общая характеристика. И, учитывая предстоящее 22 января 2015 года заседание Конституционного суда по жалобе правозащитных организаций на закон «О прокуратуре», в нем ожидаются очередные изменения. Скорее всего, Конституционный суд выявит некоторые несоответствия этого закона Конституции.
Что касается изменений, то основные среди них организационно-управленческие. То есть порядок назначения на должность генерального прокурора, его заместителей и подчиненных, порядок привлечения их к ответственности и так далее и тому подобное. То есть полностью изменен порядок деятельности прокуратуры.
Это очередной шаг в сторону лишения прокуратуры самостоятельности как отдельного правоохранительного ведомства. Это наклонная плоскость, по которой катится прокуратура с момента известного противостояния за пост преемника Путина после второго срока, когда был клинч между прокуратурой и военным министром Сергеем Ивановым вокруг скандала с рядовым Сычевым. С тех пор прокуратура постоянно теряет свои полномочия, был отодвинут генпрокурор Владимир Устинов, который был амбициозным товарищем. Он сначала реализовал дело ЮКОСа и очень сильно бился за пост преемника. Он пострадал и лишился своей должности, с ним ушел его верный товарищ военный прокурор Александр Савенков, который как раз и прыгнул на министра обороны Иванова. Потом был выделен Следственный комитет в структуре прокуратуры, потом он ушел.
Теперь мы видим, что генеральный прокурор уже не назначает своих заместителей, теперь они назначаются президентом. Генпрокурор может теперь только предлагать кандидатуры. Более того, в законе отдельно написано, что генпрокурор не вправе налагать дисциплинарные взыскания. По сути, вводятся ограничения полномочий генерального прокурора, он не может наказать своих сотрудников, назначенных на должность президентом. Получается министр без портфеля. Грубо говоря, тебя поставили на должность, твоих заместителей назначил дядя снаружи, а ты своих заместителей и прокуроров не можешь наказать, понизить в должности или уволить. Получается, что должность генпрокурора это теперь такая вдовствующая императрица, совершенно хромая на обе ноги. Человек, который не может управлять подчиненными им людьми.
Прокуратура стала контрольно-ревизионным органом президента, его личным контролем. Единственной уступкой в законе «О прокуратуре» было включение в перечень органов, за которыми ведется надзор, Следственного комитета. При этом, что интересно, в Уголовно-процессуальный кодекс никаких изменений не внесено. Непонятно, каким волшебным образом будет осуществляться прокурорский надзор. Выглядит это пока как формальная уступка, за которой могут последовать другие изменения в законодательство. С другой стороны, весь инструмент прокуратуры теперь становится фактически дубинкой в руках президента, это меняет всю конфигурацию. Все эти прыжки на некоммерческие организации были разминкой и демонстрацией того, как теперь по-новому должна работать Генеральная прокуратура по указке администрации президента. Их включили, и они по всей стране зашебуршили, провели проверку тысячи организаций. Их включают на НКО — они проверяют НКО; включают на органы местного управления — они проверяют их.
Это выглядит как: сначала Путин выстраивал вертикаль, когда подчиненные действуют по принципу субординации. Потом неминуемо это перестало работать, звеньев очень много, сигнал не проходит, обратной связи нет. Именно для обратной связи задействуется сейчас механизм прокуратуры, для оценки внутренней политики. Это говорит о том, что вся система государственной власти в России действует неэффективно и ей требуется дополнительный контролер.
Раньше Генпрокуратура была самостоятельным игроком, хотя и излишним, поскольку надзор должен осуществлять суд, она выполняла функцию сдержек и противовесов. А теперь она жестко привязана к президенту, по сути своей стала органом исполнительной власти и наделена контрольными полномочиями по отслеживанию внутренней политики. То есть это новое подразделение администрации президента со свойственными функциями. Политизация прокуратуры резко повышается.
Разговоры о реформировании прокуратуры активно шли с конца девяностых. Владимир Устинов был жестким сторонником сохранения прокуратуры в неизменном виде. Когда его отправили в отставку, на смену пришел Юрий Чайка, при котором и начался развал прокуратуры. В среде прокурорских работников последние 7 лет растет раздражение из-за потери ведомством былого статуса. В историю Юрий Чайка войдет именно как генпрокурор, разваливший прокуратуру».
zona.media
Полномочия прокурора в арбитражном процессе. Что нового?
Федеральным законом от 18.06.2014 № 186-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, вступившие в законную силу с 06.08.2014.
Нормами данного закона изменены полномочия прокурора в арбитражном процессе.
Согласно внесенным изменениям, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ в измененной редакции не предусматривает право обращения прокурора в арбитражный с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экономической или предпринимательской деятельности.
Обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе И.В. Егорова
samproc.ru