Федеральным законом 223-фз и 44-фз

Основные отличия законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),
  • Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги заказчики?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки

    1. открытые конкурсы;
    2. конкурсы с ограничением участия;
    3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
    4. многоэтапные конкурсы;
    5. закрытые формы конкурсов;
    6. электронные аукционы;
    7. аукционы в закрытой форме;
    8. запросы предложений;
    9. запросы ценовых котировок.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
    • Обеспечение исполнения обязательств по контракту

      С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

      Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

      Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

      Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

      Расторжение контракта и возможность внести изменения

      Федеральный закон 44-ФЗ

      Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

      Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

      Обжалование действий заказчика

      Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
    • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
    • В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

      Федеральный закон 223-ФЗ

      Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

      ca.kontur.ru

      Чем отличаются законы о закупках 223-ФЗ и 44-ФЗ?

      Законодательство РФ предусматривает два основных правовых документа, на основе которых осуществляются заказы:

    • ФЗ 44 о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд;
    • ФЗ 223 (скачать ФЗ 223 о закупках с последними изменениями и комментариями) регулирует обеспечение товарами и услугами для отдельных юридических лиц.
    • Для понимания отдельных правовых нюансов оба законоположения следует рассмотреть в сравнении.

      Закон о закупках 44 ФЗ

      Федеральный закон под номером 44 регулирует систему закупок муниципальными и государственными учреждениями. Закон был принят в марте 2013 года, последние изменения приходятся на 7 июня 2017 года. Назначение данного закона — урегулирование обеспечения государственных и муниципальных нужд, открытость в проведении закупок, результативность.

      Структурно главы ФЗ 44 регламентируют следующие положения:

    • общие принципы и основу для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применение и особенности;
    • процедура планирования;
    • порядок осуществления закупок по закону, определение поставщиков, исполнение, подтверждение и расторжение заключенного контракта;
    • наблюдение и контроль за процедурой;
    • процедура обжалования действий или бездействия заказчика или иных участников размещения заказа;
    • особенности проведения отдельных видов приобретения товаров.
    • Правовая основа данного закона позволяет регламентировать права и обязанности сторон, участвующих в проведении соответствующих мероприятий по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Скачать ФЗ 44 в последней редакции можно по ссылке

      Федеральный закон под номером 223 регулирует проведение закупок отдельными юридическими лицами. Он имеет более узкую специализацию по сравнению с ФЗ 44 и несколько иные цели.

      Основным назначением ФЗ 223 является обеспечение единого экономического механизма, в рамках которого будет обеспечиваться взаимодействие поставщиков и заказчиков. Создание такой системы призвано развивать добросовестную конкуренцию и исключить монополизацию рынка, коррупцию и иные злоупотребления.

      ФЗ 223 обладает меньшим объемом, однако структурно регулирует схожие аспекты:

    • правовые моменты в проведении торгов и конкурсов, основные принципы;
      особенности отдельных видов торгов;
    • информационное сопровождение всей процедуры по закону ФЗ 223;
    • создание и ведение реестров договоров;
    • проведение оценки и контроль над исполнением условий договоренности;
    • контроль над соблюдением положений данного закона и ответственность за их нарушение.
    • Закон был принят в июле 2011. Последние изменения были также введены в июне 2017 года. Скачать ФЗ-223 в последней редакции можно здесь.

      Сравнение ФЗ 44 и ФЗ 223

      Чтобы наглядно сравнить оба закона, следует рассмотреть их положения в отдельном порядке.

      210fz.ru

      Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

      Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

      Федеральный закон №44

      Федеральный закон №223

      1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

      Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

      Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

      2. Общие положения

      Кто является заказчиком

      В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

      — государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

      — унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

      Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

    • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
    • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
    • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
    • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;
    • Федеральным законом №44 регламентировано довольно большие количество закупок:

    • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
    • электронный аукцион (статья 59);
    • запрос предложений (статья 83);
    • запрос котировок (статья 72);
    • закупка у единственного поставщика (статья 93);
    • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).
    • 223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных способа закупок:

      Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

      Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

    • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
    • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
    • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
    • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
    • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
    • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)
    • Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

      3. Информационное обеспечение закупок:

      положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

      Положение о закупках

      Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

      44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

      — составление плана закупок сроком на 3 года;

      — составление плана-графика сроком на один год.

      Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

      223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

      Сроки размещение и содержание извещения

      44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.

      Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

      Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

      Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

      Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

      Место размещения извещения

      Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

      Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

      Внесение изменений в извещение и отмена закупки

      Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

      Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

      Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

      Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

      Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

      Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

      4. Особые условия в рамах Федеральных законов

      Обеспечение исполнения заявки/контракта

      Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.

      Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

      Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

      Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

      Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

      Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

      Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

      Не осуществляется в обязательном порядке.

      Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

      Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

      Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

      5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

      Заключение и изменение контракта

      Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

      Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

      goszakupkirf.ru

      Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ — таблица для чайников

      Как регулируется контрактная система

      Сегодня сферой закупок управляют два федеральных закона: 44-ФЗ, 223-ФЗ.

      ФЗ №44, он же Закон о контрактной системе — основополагающий для закупочной деятельности госзаказчиков. В нем даны подробные алгоритмы работы как для покупателей, так и для продавцов. Все участники обязаны неукоснительно следовать этим нормам, благодаря этому снижаются риски при заключении сделок. Так, поставщику дается гарантия, что в случае победы с ним заключат контракт. А заказчика закон оберегает от недобросовестных исполнителей. Для этого в большинстве случаев участники вносят обеспечение контракта, а также установлены антидемпинговые меры. Но при этом, если организатор госзакупки пренебрегает своими обязанностями, ему грозят штрафные санкции или даже аннулирование закупочной процедуры.

      Если порядок действий четко прописан и поэтому понятен по 44-ФЗ, по 223-ФЗ дело обстоит несколько иначе. Второй закон, который также известен как Закон о закупках отдельными видами юридических лиц, — это рамочный акт с общими правилами проведения сделок. В этом случае главным документом для организатора является собственноручно им составленное Положение о закупках (далее — Положение), в котором он прописывает все требования к объекту заказа и к участникам.

      Давайте подробнее разберемся в вопросе: «44 и 223 ФЗ — в чем разница?». Рассмотрим, как происходят закупки в том или ином случае на каждом этапе процедуры.

      Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ

      Итак, в чем же заключаются между 223-ФЗ и 44-ФЗ отличия, таблица поможет разобраться в этом вопросе.

      Кто может быть заказчиком

      Государственные и муниципальные органы власти, унитарные предприятия, бюджетные учреждения.

      Организации, в которых доля государства больше 50%.

      Предприятия с регулируемой Правительством деятельностью.

      Естественные монополии (например, РЖД).

      Бюджетные организации, расходующие собственные средства, гранты, субподряд.

      Кто может участвовать

      Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица

      Кому предоставляются преимущества

      СМП и СОНКО — 15% годовых нужд заказчики обеспечивают через таких участников.

      Также преимущества дают организациям инвалидов, учреждениям уголовно-исполнительной системы, товарам отечественного производства.

      Субъекты малого и среднего предпринимательства должны удовлетворять не меньше 18% потребностей заказчика в год.

      Виды тендеров

      Конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый.

      Аукционы: электронный открытый и закрытый.

      Запросы: котировок, предложений.

      Приобретение продукции, работ или услуг у единственного поставщика.

      Обязательны только две процедуры: аукцион и конкурс.

      Остальные варианты прописаны в Положении.

    • Сбербанк-АСТ
    • НЭП
    • ЕЭТП
    • ЗаказРФ
    • РТС
    • РАД
    • Аккредитация бесплатна.

      Существует более 170 площадок, как общих, так и персональных (определенной организации, например, Сбербанка, РЖД и др.).

      Они могут быть как платными, так и бесплатными.

      Правила работы на них различны.

      Обязательны в конкурсах и аукционах. Для других процедур строгой необходимости нет.

      Деньги зачисляют на счет заказчика или предъявляют банковскую гарантию.

      В аукционе обеспечение заявки вносят только деньгами через ЭТП.

    • о ходе исполнения сделки;
    • о выполнении плана по закупкам у СМП;
    • о неконкурентных процедурах (в т.ч. обоснование их использования).
      • о совокупной сумме всех договоров;
      • о сделках с СМП и ССП;
      • о процедурах, включающих гостайну;
      • о контрактах с единственным поставщиком.
      • Основные условия не меняются.

        Заказчик может завершить отношения без согласия поставщика, если это указано в тексте контракта.

        Условия прописывают в Положении.

        Иногда заказчик имеет право вообще не заключать контракт с победителем торгов.

        Территориальное отделение ФАС.

        При этом есть 2 дня на публикацию в ЕИС и 5 дней на рассмотрение.

        goscontract.info

        Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

        Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

        См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

        1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

        1) информационная открытость закупки;

        2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

        3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

        4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

        Информация об изменениях:

        Часть 2 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        2. Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

        Часть 3 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

        1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

        а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

        б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

        2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

        3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

        Статья 3 дополнена частью 3.1 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        3.1. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

        1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

        2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

        Статья 3 дополнена частью 3.2 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        3.2. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

        4. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

        Часть 5 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        5. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

        Часть 5.1 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        5.1. Договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

        Часть 6 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        6. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

        Статья 3 дополнена частью 6.1 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

        1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

        2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

        3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

        а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

        б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

        в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

        г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

        Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 7 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

        7. При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

        Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ часть 8 статьи 3 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

        8. Правительство Российской Федерации вправе установить:

        1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

        Пункт 2 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

        Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ часть 8 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

        3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг;

        Часть 8 дополнена пунктом 4 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        4) особенности осуществления закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, предусмотренные пунктом 2 части 16 статьи 4 настоящего Федерального закона, в том числе:

        а) особенности их осуществления в электронной форме;

        б) особенности документооборота в форме электронных документов, требования к форматам и видам средств электронной подписи, применяемым при таком документообороте;

        в) порядок предоставления и возврата обеспечения заявки на участие в закупке, а также порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками закупки в целях обеспечения заявок на участие в закупке;

        г) перечень операторов электронных площадок для проведения закупок и обеспечения документооборота в форме электронных документов, а также единые требования к электронных площадкам, их функционированию и операторам таких электронных площадок.

        Часть 8.1 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части:

        1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

        2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

        3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 — 3, 5 — 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;

        4) применения требований к участникам закупок;

        5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

        6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

        7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 — 5 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом заказчики:

        а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;

        б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;

        8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом заказчики:

        а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимся;

        б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

        Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 8.2, вступающей в силу с 1 ноября 2015 г.

        8.2. Правительство Российской Федерации утверждает:

        Пункт 1 части 8.2 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2016 г.

        1) перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика, а также форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, и требования к содержанию этого отчета;

        2) порядок осуществления акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляющим деятельность в качестве института развития в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями:

        а) мониторинга соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством Российской Федерации отдельных заказчиков с использованием единой информационной системы, порядок размещения в единой информационной системе такими заказчиками указанных планов, изменений, годовых отчетов для проведения такого мониторинга, в том числе повторного, а также порядок и сроки приостановки реализации указанных планов по решению антимонопольного органа в случае выдачи отрицательных заключений по результатам такого мониторинга;

        б) оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством Российской Федерации конкретных заказчиков с использованием единой информационной системы, порядок размещения в единой информационной системе такими заказчиками указанных проектов для проведения такой оценки соответствия, в том числе повторной, а также порядок и сроки приостановки реализации указанных планов по решению антимонопольного органа в случае выдачи отрицательных заключений по результатам такой оценки соответствия;

        3) форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащегося в плане закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей части, и требования к содержанию этого раздела;

        Пункт 4 части 8.2 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2016 г.

        4) форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащегося в плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей части, и требования к содержанию этого раздела.

        Часть 9 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

        Часть 10 изменена с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        10. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

        Пункт 1 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

        2) утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        Часть 10 дополнена пунктом 2.1 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

        Пункт 3 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

        Пункт 4 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

        Часть 10 дополнена пунктом 5 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

        Часть 10 дополнена пунктом 6 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

        Статья 3 дополнена частью 11 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        11. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

        Статья 3 дополнена частью 12 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        12. В антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случаях, определенных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, а также с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, могут быть обжалованы:

        1) корпорацией развития малого и среднего предпринимательства действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых эта корпорация проводит мониторинг соответствия либо оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона, при закупке товаров, работ, услуг в случае, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

        2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия либо оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона, при закупке товаров, работ, услуг в случае, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

        Статья 3 дополнена частью 13 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

        13. Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

        base.garant.ru