Тема урока правила общения

План-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме:
Урок развития речи «Правила общения»

Урок адресован шестиклассникам и разработан с учетом возрастных особенностей. В ходе урока дети знакомятся с занимательными фактами об этикете, а также различными речевыми ситуациями, которые подталкивают к формулированию правил для памятки «Правила общения». В ходе урока использованы различные формы работы, демонстрируются отрывки из мультфильмов, предусмотрена инсценировка «Вредных советов» Г.Остера. Все это помогает создать на уроке непринужденную атмосферу, способствующую легкому усвоению материала. Полный комплект материалов урока — на персональном сайте учителя: http://filologiy.ucoz.ru/load/samobrazovanie_lichnostnyj_rost/1 (материалы доступны как в режиме просмотра, так и для загрузки)

Открытый урок развития речи

Автор: Коральская Наталья Витальевна

Тема: «Правила общения».

Цели урока: обучающая: повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;

развивающая: дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки;

воспитательная: совершенствовать навыки вежливого поведения в обществе.

Учащиеся должны знать:

  1. значение термина «этикет»;
  2. основные формулы этикета;
  3. качества хорошей речи.
  4. Учащиеся должны уметь:

    1.Понимать содержание высказывания, услышанного впервые.

    2.Давать ответы на вопросы.

    3.Бегло и правильно говорить вслух.

    4.Работать индивидуально и в группах.

    5.Употреблять формулы этикета.

    6.Определять ошибки в общении и избегать их в сходных речевых ситуациях.

    7.Критически мыслить, анализировать услышанное и делать самостоятельно выводы.

    Тип урока: урок развития связной речи.

    Оборудование: плакаты с эпиграфами к уроку, телевизор с DVD, видеозапись фрагментов из мультфильмов, карточки с заданием.

  5. «Самая большая роскошь –это роскошь человеческого общения».
  6. (Антуан де Сент Экзюпери)

  7. «На доброе слово не надо скупиться: сказать это слово – что дать напиться». (Николай Рыленков)

І.Сообщение темы и плана урока.

1.Что такое «этикет»?

2.Рубрика «Знаете ли вы, что. ».

3.Составление памятки «Правило общения».

4.Инсценировка: «Вредные советы» от Григория Остера.

Сообщение целей осуществляется по мере ознакомления с каждым пунктом плана урока:

1.Повторить сведения об этикете, речи, общении, словах вежливости, полученные на уроках этики, русского и украинского языка.

2.Получить новые сведения об обычаях и речевом этикете других народов.

3.Составить памятку, которая подскажет, как быть вежливым.

4.Познакомится с творчеством современного русского писателя, оценить актерское мастерство одноклассников.

ІІ.1.Учитель. Обращаем внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь.

Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. (Это произошло с прототипом Робинзона – Александром Селькирком). Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру.

Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появилось понятие «этикет».

Вспомним, что это слово обозначает: этикет – правила вежливого поведения; речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.

В разные времена и у разных народов правила вежливого поведения, (т.е. этикет) отличаются.

О некоторых отличиях нам расскажут наши знатоки этикета в рубрике «Знаете ли вы, что…»

2.Знаете ли вы, что…

1-й ученик. Раньше говорили «покорнейше благодарю» вместо современного «спасибо»; «бью челом» говорили, если хотели обратиться с просьбой (потому что при этом кланялись до пола, ударялись лбом); а обращения «милостивый государь», «покорный слуга» отражали неравенство между людьми.

2-ой ученик. Было время, когда люди на Руси обращались друг к другу только на «ты». В 16 веке из Польши пришла мода на уважительное «вы». В 19 веке это обращение в дворянском обществе стало обязательным даже в семье. Этим подчеркивалось уважение к собеседнику.

3-ий ученик. Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.

4-й ученик. Англичанин, если он настоящий джентльмен, не может начать письма к своему врагу без слов «Дорогой сэр…». Представьте себе такое предложение: «Дорогой сэр, вы – подлец!».

5-й ученик. Незнание обычаев другого народа может привести к курьёзам. Например, если спросить у болгарина: «Не хотите ли отведать этого блюда?», и ответ положительный – он покажет головой – «нет» и, наоборот, кивнет, если ответ отрицательный.

Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе, правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.

3.Учитель. Теперь предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры и ситуации, совместно составить памятку «Правила общения», записать ее в тетрадь, а также поместить ее в «Классном уголке», чтобы ею пользоваться.

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака –

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

«Чего он так смотрит – букой?»

А Бяка думал: «Однако

Какой он ужасный бяка…»

Можно сказать, что они были приветливы?

Чем они могли расположить к себе друг друга?

Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы.

Какие слова вежливости (или формулы вежливости) вы знаете?

(Учащиеся приводят примеры)

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Но говорит он до сих пор

не «коРидор», а «коЛидор»,

«ДЛлектор» входит в кабинет .

«Закрыт магАзин на обед . »

«Хозяйка моет стаканЫ. »

И до меня дошел черед:

«ПортфЕль» он «пОртфелем» зовет.

Учитель. Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?

  • Неправильно ставит ударение
  • Не выговаривает звук [р]
  • Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)

    Правило №2. Старайся говорить правильно.

    Учитель. Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Какие знаете вы? (Дети приводят примеры)

    Волки рыщут, пищу ищут.

    Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

    Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

    В живом уголке жили ежи и ужи.

    Шапкой Миши сбили шишки.

    При дроворуба на трех дворах дрова рубят.

    Раз дрова, два дрова, три дрова.

    Жутко жуку жить на суку.

    Шла Саша по шоссе.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    У пеньков опять пять опят.

    Видит как-то гражданин,

    Что сарай пылает.

    Он звонит на «01»,

    -Я не знаю, как начать.

    Но, как говорится,

    Я звоню вам, так сказать,

    В общем, значит, стало быть,

    Можно трубку положить:

    Все уже сгорело!

    Вопрос: почему же «все уже сгорело»? (Говорил долго, путано)

    Учитель. Как нужно сообщить о пожаре?

    (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).

    Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов.

    Учитель. В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Поскольку пословиц много, то мы разделимся: с одной группой пословиц будут работать индивидуально 4 человека, а мы все вместе выполним эту работу коллективно, но уже с другими пословицами. Пословицы разделены пополам. Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать.

    Группа «знатоков» из 4 человек получает задание:

    1.Доброе слово / и кошке приятно.

    2.Доброе слово / железные ворота откроет.

    3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.

    4.От доброго слова / язык не усохнет.

    Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.

    Нужно почаще говорить их друг другу.

    Обращаем внимание на эпиграф №2

    Правило №4. На доброе слово не надо скупиться…

    Все вместе совмещаем «половинки» таких пословиц:

    1.Слово – не воробей / вылетит – не поймаешь.

    2.От одного слова / да навек ссора.

    3.Язык мой – враг мой / прежде ума глаголет.

    4.Слово – не стрела / а пуще стрела ранит.

    5.Долго думал / да хорошо сказал.

    Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.

    Правило №5: Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори.

    Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)

    1.Что было хорошо?

    2.Что было неверно?

    Пух стучал ногой в дверь.

    Сова перебивала, не давала ему договорить.

    Правило №6: Не перебивай, умей слушать!

    Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)

    1.Он звал их в гости?

    2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?

    3.Не слишком ли они засиделись?

    4.Можно сказать, что гости были навязчивы?

    Правило №7: Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

    Учитель. Российский писатель Григорий Остер открыл, как нужно воспитывать непослушных детей. Дело в том, что если давать им полезные советы, то они их не выполняют. Например, им говорят: «Мойте руки перед едой» — не моют; «Учите уроки» — не учат.

    Находчивый писатель понял, что нужно делать все по-другому: давать не полезные, а вредные советы. Непослушные дети сделают все наоборот и получится как раз правильно.

    Наши артисты подготовили небольшую инсценировку по книге Г.Остера «Вредные советы».

    Если вы собрались другу

    Рассказать свою беду,

    Брать за пуговицу друга

    И на память вам оставит

    Эту пуговицу друг.

    Лучше дать ему подножку,

    На пол бросить, сверху сесть

    И тогда уже подробно

    Рассказать свою беду.

    Если ты пришел к знакомым,

    Не здоровайся ни с кем,

    Слов «пожалуйста», «спасибо»

    Никому не говорил.

    Отвернись и на вопросы

    Ни на чьи не отвечай.

    И тогда никто не скажет

    Про тебя, что ты болтун.

    Если к папе или к маме

    Тетя взрослая пришла

    И ведет какой-то важный

    И серьезный разговор,

    Нужно сзади незаметно

    К ней подкрасться, а потом

    Громко крикнуть прямо в ухо:

    «Стой! Сдавайся! Руки вверх!».

    И когда со стула тетя

    С перепугу упадет

    И прольет себе на платье

    Чай, компот или кисель,

    То, наверно, очень громко

    Будет мама хохотать,

    И, гордясь своим ребенком,

    Папа руку вам пожмет.

    Будь вежлив с мамами друзей,

    Сердитых слов не говори.

    По пустякам не спорь.

    Ногами топать и кричать

    На мам чужих нельзя,

    Ведь есть у каждого из нас

    Приближаясь к незнакомым мальчикам,

    Девочка должна уже заранее

    Им навстречу корчить рожи злобные,

    Камни, палки, кулаки показывать

    И угрозы разные выкрикивать.

    Пусть издалека еще почувствуют,

    Что не даст себя в обиду девочка.

    Если все тебя хотят

    Громко глупости кричать

    Хныкать и плеваться,

    Дергать кошек за хвосты,

    Девочек за косы,

    Бить ногами всех подряд,

    Кашу есть руками

    И показывать язык

    Это трудно, но у них

    Будь готов тогда всему

    Учитель. Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.

    ІІІ. Рефлексия (возвращаемся к плану урока и анализируем, чего мы достигли)

    Вопросы к учащимся.

    Что такое этикет?

    Что узнали нового?

    Пригодится ли вам памятка?

    Понравились ли «вредные» советы?

    В чем их смысл? [так не надо делать!]

    Домашнее задание. Составить диалог «Встреча старых друзей» с использованием правил общения.

    nsportal.ru

    План-конспект урока (2 класс) на тему:
    Речь и культура общения. Открытый урок

    Урок посвящен русскому речевому этикету.

    Цели урока:

  • Подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
  • Ввести в словарь учащихся новые слова – вежливый, невежливый;
  • Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение-

    средняя общеобразовательная школа №16

    Тифлопедагог МАОУ «СОШ №16»

    Назарова Наталья Михайловна

    Речь и культура общения

  • Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
  • Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;
  • Определить лексическое значение слова, дать понятие о вежливости, расширить представление об этом слове.
  • Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.
  • Плакат со словами “Волшебное слово – что ясный день”;
  • Картинки с изображением Фей Вежливости и Незнайки;
  • Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”, “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”;
  • Карточки с рассказами Незнайки;
  • Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук);
  • Таблицы, карточки;
  • I. Организационный момент.

    — Ребята, сели правильно, красиво.

    — Посмотрите друг на друга.

    — Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

    — У вас хорошее настроение? Прекрасно. Теперь и у наших гостей прекрасное настроение. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками.

    I. Постановка цели урока.

    Урок культуры общения поможет мне вести Фея Вежливости. Почитайте, о чем пойдет речь на уроке (дети читают хором пословицы).

    Анализ пословиц и поговорок о вежливости

    О доброте сложено много не только песен и стихов, но и пословиц.

    — Какие пословицы о доброте вы знаете?

    — Прочитайте записанную на доске пословицу.

    — Как вы понимаете ее смысл?

    1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    2. Свет не без добрых людей.

    3. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

    4. Как аукнется, так и откликнется.

    5. Жизнь дана на добрые дела.

    — не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

  • Мы будем говорить о вежливости и не только говорить, а еще выполнять разные задания. А Фея за вашу работу будет дарить цветы, и к концу урока мы должны собрать в вазу красивый букет.
  • А еще к нам в гости пришел Незнайка, чтобы послушать, что вы знаете о вежливости.
  • II. Вступительная беседа

  • Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Ответы детей).
  • — Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

    • На доску прикрепляются карточки со словами “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”.
    • А что это за волшебные слова? (Учащиеся перечисляют). На доске карточки с волшебными словами. (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините. )
    • В чем заключается их волшебство? (Ответы).
    • — С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.

    • Эти слова особенно волшебные. В сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот)
    • Как вы понимаете выражение “приносить людям добро”? (Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им)
    • Беседа о волшебных словах.
    • Можно ли принести добро словом?
    • Добрые и ласковые слова несут людям радость, помогают справиться с трудностями, перенести горе, беду.
    • Часто ли вы говорите эти слова другим? (ответы)
    • Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?
    • Малыша обидел Витя,
      Но перед школою в строю
      Витя просит: “Извините,
      Я ошибку признаю”.
      На урок пришел учитель,
      Положил на стол журнал.
      Следом Витя: “Извините,
      Я немного опоздал”.
      Спор давно ведется в классе:
      Вежлив Витя, или нет?
      Разберитесь в споре нашем
      И скажите нам ответ.

    • Скажите, вежлив ли Витя? Почему? (ответы)
    • ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

    • Сейчас мы поиграем в игру “Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где надо вставляйте волшебные слова.
    • Игра “Вежливые ребята”

    • Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
    • Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
    • Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
    • И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”
      • Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.
      • Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи. ”
      • А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?
      • А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?
      • (Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим “доброе утро”, то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду)

        А сейчас послушайте инсценированное стихотворение, которое называется “Хорошее настроение”.

        Шел по улице парнишка неспеша,
        И тужурка нараспашку, и душа,
        Подарил плаксивой девочке цветок-
        Залилась веселым смехом, как звонок!
        До подъезда сумку бабкину донес.
        Бабка строгая растрогалась до слез!
        Позабавил двух сердитых малышей-
        Растянулись рты мальчишьи до ушей!
        А парнишка шел все также, неспеша,
        И тужурка нараспашку, и душа.

        2. Беседа о добрых делах и поступках

      • Можно ли этого мальчика назвать добрым? Почему? (ответы)
      • Правильно. Вежливость и доброта – это прежде всего бережное и внимательное отношение к другим людям.

        Закрепление нового материала

        1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.

      • первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый
      • вторая группа – подобрать антонимы
      • третья группа – составить из данных слов словосочетания

      Тема урока правила общения

      План-конспект урока: «Радость и сложность общения» с презентацией.

      Номинация «Готовлю учебный фильм».

      Общая тема: «Человек среди людей или культура общения», 8-й класс.

      План – конспект открытого урока по теме: «Радость и сложность общения».

      Цели урока: повторить и закрепить знания по теме предыдущего урока «Межличностные отношения»; познакомить учащихся с основными понятиями и терминами, составляющими суть общения, включая его культуру и гуманизм как принцип поведения; воспитывать культуру общения и цивилизованного ведения спора, вырабатывать навыки самоконтроля и самоанализа; содействовать развитию аналитического мышления. (Используется слайд № 3 для объяснения целей урока)

      Оборудование, оснащение урока.

      1. Учебник по обществознанию. 8-9 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова.

      2. Рабочая тетрадь.

      3. Альбом учебный «Обществознание, 8-9 классы, ООО «Спектр-М», Л. 5 «Социальная сфера»,

      Р. «Конфликты», 2006 г.

      4. Тесты и видеоклипы (компакт-диск №1, ООО «Марис», 2004 г., ЗАО «Новый Диск», 2004 г.).

      5. Учебный видеоролик-презентация: «Радость и сложность общения» — 22 слайда и 1 видеофильм.

      1-я ч . Повторение ранее изученного материала.

      (Используется слайд № 4 в качестве плана повторения)

      1. Устный диктант. Объяснить значение основных понятий и терминов: межличностные отношения,

      симпатия, антипатия, деловые и личные отношения, знакомство, приятельство, товарищество.

      2. Устный опрос. В чём состоят основные особенности межличностных отношений?

      3. Анализ практических ситуаций (сценок, которые подготовили ученики по заданию учителя).

      Вопросы анализа: 1/. Какие отношения затронуты? (личные, деловые).

      2/. На каком уровне, в какой форме они проявляются?

      4. Письменное задание. Заполнить таблицу (из рабочей тетради, с. 27:

      ( ! Отношения личные ! Отношения деловые !).

      5. Анализ смыслового содержания стихотворения А.С. Пушкина (учебник, задание 2, с. 67).

      6. Оценка знаний учащихся: происходит по результатам участия в устном опросе и уровня выполнения письменного задания.

      2-я ч. План работы над темой урока и изучаемые вопросы:

      1. Введение в тему урока.

      2. Необходимость и важность общения.

      3. Культура общения: условия и правила общения.

      4. Как избежать конфликта: фазы конфликта и правила ведения спора.

      5. Закрепление изученного материала.

      6. Контрольное тестирование.

      Работа над изучаемой темой.

      (Опора на слайд № 5)

      1. Вступительное слово учителя о важности и сложности общения: работа с учебником и последующая беседа с учащимися.

      2. Необходимость и важность общения.

      Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете, что такое «общение»?

      2. Когда и для чего человек общается?

      3. С кем человек общается? (Просмотр слайдов с 14-го по 20-й).

      4. Какое наказание для человека считается самым страшным?

      5. С какого возраста ребёнок начинает активно развиваться через общение со взрослыми?

      6. Какую роль играет общение в передаче знаний, опыта?

      7. Можно ли быть принципиальным, отзывчивым без общества?

      8. Способствует ли общение развитию интереса?

      9. Как чувствует себя человек в обществе, который не умеет общаться?

      Словарная работа. Записать в тетрадь определение. Общениевзаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми, способствующая установлению и развитию контактов между ними. Культура общенияформа общения, основанная на знании и практическом использовании

      принятых условий и правил. Гуманизм – человеколюбие, уважение к человеку.

      3. Культура общения: условия и правила общения.

      а/. Словарная работа. Риторический вопрос и запись в тетрадь. Содержание общения – это то, что

      сообщается и как в процессе общения.

      Три процесса (этапа) общения:1.Обмен информацией, её уточнение и обогащение; 2. Обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия; 3. Восприятие и понимание партнёра, особенностей его психологии и поведения.

      б/. Работа над схемой (по слайду № 6).

      Задание классу: 1. «Познакомиться с содержанием статьи учебника по культуре общения и выделить (отметить) условия и правила общения». 2. «Вместе с учителем составить схему (в тетрадях) «Условия и правила общения» (схема на слайде).

      в/. Закрепительная беседа с классом по вопросам:

      1). Чем нужно обладать, чтобы поделиться информацией?

      2). Что понимается под культурой общения?

      3). Каковы условия общения? Каковы правила общения?

      4). Что говорили «великие люди прошлого времени» об общении?

      (Л. Н. Толстой, М. Горький, М.М. Рощин. Истользуется слайд № 7)

      4. Как избежать конфликта: фазы конфликта и правила ведения спора.

      а/. Работа с материалом учебника и настенным плакатом: знакомство с содержанием статьи и плаката с последующей беседой. Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете, что такое «конфликт»? (Примерные ответы: спор, конфронтация); 2. Посмотрите на плакат и ответьте на вопрос: «Какие бывают конфликты?» (Ученики называют: внутренние, межличностные, социальные); 3. Из-за чего

      возникают конфликты? (Примерные ответы или уточнения учителя: 1/. Несовпадение мнения о себе и других; 2/. Недостаток культуры общения); 4. Одинаково ли оценивают свой интеллект, свои способности мужчины и женщины, молодые и взрослые люди? (Примерный ответ: не одинаково, т.к.одни преувеличивают свои способности, а другие занижают); 5. Может ли это быть причиной конфликта? (Ответ ясен).

      б/. Словарная работа: 1). Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений; серьёзное разногласие, спор, грозящий осложнениями. (Определения записываются в тетрадь).

      2). Межличностный конфликт — особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. Они бывают: конструктивные – в рамках деловой аргументации и нравственных отношений и неконструктивные – переходящие к нравственно осуждаемым действиям в форме оскорблений и пр.

      в/. Работа над схемой «Три фазы конфликта» (используется слайд №8 и его схема):

      1/. Беседа с учениками класса. Прочитать статью в учебнике «Как избежать конфликта?» и выполнить следующие задания:

      — назвать три фазы конфликта;

      — назвать возможные варианты выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.

      2/. Представить полученную информацию в виде схемы под названием «Три фазы конфликта».

      3/. Сравнить полученную в тетрадях схему со схемой на экране (слайде) и подумать о том, в чём допущен просчёт.

      г/. Работа над составлением таблицы о правилах ведения спора.

      Порядок работы: прочитать содержание учебника о правилах спора и выделить в сжатом виде шесть правил, представив их в виде простой таблицы.

      Примерный вариант таблицы «Правила ведения спора».

      Вести спор с согласия сторон «здесь» и «теперь».

      Чётко осознавать предмет спора и его цель.

      Конкретность спора (т.е. речь должна идти только о предмете спора).

      Обе стороны принимают активное участие в споре (без шума и с хорошей обратной связью).

      Аргументы деловые, игра честная без обобщений (никогда, всегда и т.д.) и уязвлений.

      Защищать себя, а не критиковать собеседника.

      д/. Закрепление знаний о способах разрешения конфликта.

      Задание: посмотреть на настенную таблицу и перечислить способы разрешения конфликта. (Учащиеся называют способы: компромисс, переговоры, посредничество, применение силы, арбитраж).

      5. Закрепление изученного материала. (Проводится в форме просмотра видеоролика с презентацией /слайды 1-20/).

      6. Контрольное тестирование. (Проводится на основе пяти разнотипных заданий,

      представленных на слайде № 21).

      1/. Добавить нужные слова. В процессе общения проявляются и формируются следующие качества:

      принципиальность, отзывчивость, _____________ (честность), ___________ (доброта).

      2/. Общение способствует развитию человека, а может ли оно его тормозить? Ответы: а). Да; б). Нет;

      3/. Впиши фразу, с помощью которой затруднение в общении может быть преодолено. Ответ: ______

      __________________________. Возможный вариант (учтивость, уважение, внимание, интерес).

      4/. Сколько вариантов стратегии поведения в конфликтной ситуации вы изучили? Ответ: а/. 2; б/. 3; в/. 4; г/. 5.

      5/. В развитии конфликтной ситуации при общении выделены три фазы: 1). Осознание ситуации как

      конфликтной; 2). Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации; 3)._____________________

      _____________________________________________ . Назови третью. Вариант ответа (Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума желаемого).

      Домашнее задание: подобрать примеры из литературных произведений, в которых описывается общение героев, переросшее в конфликт и выработать рекомендации, которые могли бы помочь героям произведения выйти из состояния конфликта.

      При затруднении — возможна замена примерами из жизни.

      Прочитать параграф № 12 и ответить на вопросы для самопроверки.

      Автор разработки: Константинов Евгений Евгеньевич,

      МОУ «СОШ № 5 г. Вольска Саратовской области»,

      учитель истории и обществознания.

      Номинация: «Готовлю учебный фильм».

      Электронный почтовый ящик: konstantino v .ew@yandex.ru

      Краткая аннотация конкурсной работы.

      Образовательная программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для

      образовательных учреждений Р.Ф., авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., М., Просвещение,

      Тема: «Человек среди людей».

      Тема урока: «Радость и сложность общения».

      Тип урока: комбинированный (сочетает структуру традиционного урока, активные формы повторения и изучения учебного материала, информационные технологии).

      Приобретаемые навыки: самоконтроля, самоанализа; работы с учебным текстом, плакатом, схемой и таблицей, словарной работы; развитие навыков аналитического мышления.

      Технологические особенности: в процессе изучения и закрепления темы активно используется подготовленный учителем видеофильм с презентацией учебной темы, который хорошо сочетается с плакатами и иными средствами обучения.

      Урок является вторым в общей учебной теме: «Человек среди людей» и тесно связан с предыдущей

      темой урока. Он несёт в себе сложнейшую и очень важную воспитательную нагрузку по культуре

      общения. Поэтому автор разработки придаёт большое значение как повторению темы, изученной

      накануне, так и изучению новой темы урока. Оптимальное соотношение указанных частей урока по распределению времени – 1 к 3-м. Структура урока традиционна, но значительно обогащена активным использованием средств наглядности и подсказки, в т.ч. и электронных.

      Мультимедийный материал составлен из имевшихся электронных материалов автором самостоятельно, прежде не использовался и потому может вызвать у учащихся определенный интерес. Схемы и таблица, разработанные автором, призваны акцентировать внимание учеников на узловых элементах темы. Известно, что учащиеся восьмых классов испытывают затруднение в работе с текстом учебника, не умеют выделить главное, дать чёткое толкование терминам и понятиям, не очень любят делать записи в тетрадях. В представленной работе учтены указанные проблемы и развитию отмеченных навыков уделяется достаточное внимание. План – конспект урока и видеоролик составляют единый блок, что даёт учителю возможность удерживать внимание учеников на протяжении урока, выделить главное, заострить на нём внимание, повторить изученный материал и в конце урока проверить уровень усвоения темы. Предлагаемый вариант урока легко применить на практике, в нём имеются все обязательные элементы, использование которых, по мнению автора, целесообразно. Способствует активизации учащихся и постоянное обращение учителя к ученикам с вопросами (часто риторическими, но побуждающими к мыслительной деятельности). Практика показала, что применение предлагаемой методики позволяет учителю добиться выполнения поставленных целей. Вмонтированный в видеоролик слайд с подробным указанием использованных источников гарантирует от нарушения авторских прав третьих лиц (слайды № 2 и № 22).

      www.openclass.ru