Право государственной и муниципальной собственности защита

Право государственной и муниципальной собственности

Не быть жадным – уже богатство, нс быть расточительным – доход.

Понятие права государственной и муниципальной собственности

В соответствии с Конституцией РФ Россия является федеративным государством. Это означает, что территория РФ состоит из территорий ее субъектов, обладающих государственностью. Другими словами, на территории РФ сосуществуют два уровня государственных образований:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ, к которым относятся республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Отечественное гражданское право признает указанные государственные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота, способными от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности, отвечать по своим обязательствам, быть истцом и ответчиком в суде.

Соответственно, Российская Федерация и субъекты РФ, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут быть собственниками имущества, права которых закрепляются и защищаются с помощью норм права.

Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).

В Российской Федерации принят такой способ решения проблем местного значения, как местное самоуправление. Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Другими словами, государство позволяет населению определенной территории (городских, сельских поселений, городских округов) самостоятельно определять варианты разрешения местных проблем, для чего на указанных территориях, называемых муниципальными образованиями, проводятся местные референдумы, выборы, собрания, образуются муниципальные органы. Суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения и, соответственно, органов местного самоуправления от государственных органов. Поэтому муниципальная власть не является разновидностью государственной власти, органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения муниципальные образования должны обладать определенным имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Поэтому отечественный правопорядок признает муниципальные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота и собственниками имущества.

Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам).

Государственные и муниципальные образования являются публичными, осуществляющими публичную власть на определенной территории. Поэтому как собственники имущества они во многом похожи, им свойственны одни и те же особенности, что, конечно, не исключает и некоторых отличий, вызванных различным уровнем и масштабом территории. Поэтому права государственной и муниципальной собственности имеют много общего и традиционно рассматриваются вместе.

В чем же заключается своеобразие государства и муниципального образования как собственника?

1. Государство или муниципальное образование не могут сами прийти в суд для защиты своих прав. Они нс могут также сами продать свое имущество, отдать его в аренду. Невозможно и непосредственно использовать свое имущество, ведь государство – не человек.

Поэтому от имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются, соответственно, органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативноправовыми актами.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, но не органы государственной власти. Точно так же не является субъектом права государственной или муниципальной собственности народ (население) соответствующей территории, ведь государство и народ – не тождественные понятия.

Не каждый государственный или муниципальный орган может осуществлять полномочия собственника от имени соответствующего публично-правового образования. Действительно, было бы странным, если бы Конституционный Суд РФ вдруг решил продать находящиеся в государственной собственности ледоколы. От имени государственного и муниципального образования правомочия собственника могут осуществляться только теми государственными и муниципальными органами, которые обладают соответствующими властными полномочиями. Обладание данными полномочиями определяется в нормативно-правовом акте, закрепляющем статус соответствующего органа власти. Например, основные полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, полномочия министерства – в положении о соответствующем министерстве, утвержденном Президентом РФ или Правительством РФ. Именно строгая определенность органов, правомочных распоряжаться государственной и муниципальной собственностью, во многом позволяет сгладить противоречие, о котором говорилось выше.

Управление федеральной собственностью осуществляется Министерством экономического развития РФ, Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и др.

2. Круг объектов государственной собственности гораздо шире, чем круг объектов, которые могут находиться в собственности других субъектов.

В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе ограниченное в обороте и изъятое из оборота.

Сам смысл категории имущества, изъятого из оборота, заключается именно в требовании принадлежности данного имущества исключительно государству. К такому имуществу относятся отдельные виды вооружений, ядов, наркотиков, недра, природные лечебные ресурсы (в естественном, недобытом виде) и др.

Круг объектов муниципальной собственности является более ограниченным. В самом деле, навряд ли органы местного самоуправления нуждаются для решения местных проблем в обладании, например, оружием массового поражения. С другой стороны, в муниципальной собственности могут находиться некоторые виды имущества, ограниченного в обороте, например стрелковое оружие органов полиции.

3. Все имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными и муниципальными юридическими лицами – унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (см. 6.5). Это «распределенное» государственное или муниципальное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства или муниципального образования, так как предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают по долгам учредившего их собственника – государства или муниципального образования. Этим имуществом данные организации отвечают по собственным долгам.

Другая часть – имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями или учреждениями («нераспределенное» государственное или муниципальное имущество) составляет государственную или муниципальную казну соответствующего публично-правового образования. В казну прежде всего входят средства соответствующего бюджета, а также имущество Алмазного фонда, Вооруженных сил, некоторые виды имущества, изъятого из оборота, некоторые памятники культуры. Государственная или муниципальная казна является базой для участия соответствующего публично-правового образования в имущественном обороте. Именно средства казны (а в основном бюджетные средства) могут служить объектом взыскания по долгам государственного или муниципального образования.

4. Государство и муниципальное образование и, соответственно, государственные и муниципальные органы не могут использовать имущество по своему усмотрению. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах. Конкретные направления расходования основной части государственного и муниципального имущества – средств соответствующего бюджета определяются в законе о бюджете, принимаемом представительным органом.

5. Государству и муниципальному образованию присущи некоторые способы приобретения и прекращения права государственной и муниципальной собственности, недоступные для других субъектов права.

Прежде всего, речь идет о таких способах приобретения права собственности, как:

а) налоги и иные обязательные платежи (сборы, пошлины). Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти в пользу государственного или муниципального образования, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характера наказания. Цель взимания налогов – пополнение бюджета и, соответственно, финансирование деятельности государства по осуществлению своих функций;

б) национализация – принудительное изъятие имущества, прежде всего недвижимого, из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при этом бывшему собственнику должна быть выплачена компенсация, возмещены другие убытки;

в) реквизиция – изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

г) конфискация – принудительное и безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или арбитражного суда.

Праву государственной или муниципальной собственности присущ также специфический способ прекращения – приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация – это индивидуальный юридический акт, влекущий переход права собственности на определенное имущество от государства или муниципального образования к частным лицам (физическим или юридическим, кроме унитарного предприятия) и являющийся формой сокращения государственного (муниципального) предпринимательства.

В основе приватизации лежит «разгосударствление», т.е. переход права собственности на определенное имущество от публичного образования к частным лицам.

6. Государство (Российская Федерация) само осуществляет правовое регулирование отношений собственности граждан и юридических лиц, определяет объем их прав и обязанностей, защищает или отказывает в защите тем или иным их притязаниям, связанным с деятельностью в имущественной сфере. И не всегда государство отказывается от искушения с помощью правовых норм поставить себя в более выгодное положение по сравнению с другими собственниками. Этот аспект всегда следует иметь в виду, анализируя изменения в законодательстве.

Однако на сегодняшний день в Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. Данное положение означает отказ государства от одностороннего и однонаправленного использования властных рычагов при разрешении имущественных споров с частными лицами. Другими словами, в имущественных отношениях государство ставит себя в равное положение с другими собственниками. Интересы государства защищаются в той же мере, что и интересы частных лиц. Поэтому любые нарушения прав собственника со стороны государства могут быть обжалованы в суде.

Это надо запомнить

1. Право государственной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества государственным образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ).

2. Право муниципальной собственности – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, городским округам). Муниципальная собственность не является разновидностью государственной.

3. От имени Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальных образований права и обязанности собственника осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами.

4. В государственной собственности может находиться любое имущество.

5. Государственное и муниципальное имущество состоит из двух частей: казны и имущества, распределенного между унитарными предприятиями и учреждениями. Именно казна является базой для участия государства в имущественных отношениях.

6. Имущество публичных образований должно использоваться в публичных интересах.

7. Публичным образованиям свойственны специфические способы приобретения (налоги, национализация, реквизиция, конфискация) и прекращения (приватизация) собственности.

8. Право государственной и муниципальной собственности защищается равным образом с правом частной собственности.

studme.org

Рубрикатор

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, содержание, защита

Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида:федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, -специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Объекты права государственной и муниципальной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • земельные участки;
  • жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

  1. Вещно-правовые способы защиты права собственности.

Право собственности в Российской Федерации является разновидностью абсолютного права, а следовательно фактически охраняется всеми возможными способами защиты. Понятие защиты можно определить как совокупность средств и способов , которые применяются при нарушении прав и интересов собственника. Защита права собственности есть разновидность способов защиты гражданских прав вообще, а следовательно входит в систему, закрепленную в ст. 12 ГК РФ.

Защита права собственности и других вещных прав само подразделяется на ряд способов, которые образуют систему защиты права собственности и других вещных прав. Выделяют следующие способы:

1. Вещно-правовые способы защиты

а) требования не владеющего собственника к незаконно владеющему не собственнику об изъятии вещи – вендикационный иск

б) требования собственника об устранении нарушений права собственности, не связанных с лишением владения – негаторный иск

в) предъявление иска об освобождении имущества от ареста – исключение из описи

При помощи перечисленных способов защиты производится защита права собственности всех форм, но только тогда, когда лицо нарушает право помимо договора, т.е. при отсутствии обязательственного правоотношения

2. Обязательственно-правовые способы защиты. Право собственности одна из основ для возникновения, изменения и прекращения обязательственных отношений. Здесь также существует защита права собственности

По общему правилу – в случае конкуренции вещно-правовых и обязательственно-правовых способов защиты принято использовать специальное законодательство, т.е. обязательственное право.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ закрепляется один из наиболее распространенных способов защиты права собственности – вендикационный иск – это иск не владеющего собственника к незаконно владеющему не собственнику об изъятии имущества в натуре.

Субъектом права на вендикацию является не владеющий собственник, т.е. любой субъект права собственности. Права всех собственников защищаются равным образом, а следовательно существует равенство субъектов на вендикацию

Ответчиком признается незаконно владеющий не собственник. Само понятие незаконного владения означает, что речь идет о фактическом обладании вещью и это обладание не имеет правового основания, следовательно понятие незаконное фактически означает неправомерный характер владения

При этом следует различать лиц владеющих неправомерно добросовестно и недобросовестно. В литературе принято различать понятия добросовестного и недобросовестного приобретения вещи – оба они являются незаконными владельцами, но их правовое положение разное.

Добросовестный владелец – либо, которое не знало и не могло знать, что имущество приобретается у лица, которое не имело права его отчуждать. Такое имущество может быть истребовано строго в случаях, указанных в законе и в порядке, определенном постановлением Конституционного суда РФ.

У недобросовестного приобретателя вещь может быть истребована в любом случае.

Основания вендикационного иска

1. Право собственности лица было нарушено

2. Имущество выбыло из владения собственника. В связи с чем необходимо доказать наличие спорного имущества в натуре, а также обстоятельства его выбытия из владения собственника

3. Необходимо доказать, что имущество находится в фактическом владении не собственника

4. Необходимо доказать, что не собственник является незаконным владельцем, т.е. необходимо доказать отсутствие между истцом и ответчиком обязательственных связей по поводу истребования вещи.

Предметом вендикационного иска является имущество выбывшее из владения собственника и находящееся у незаконного владельца. Речь в первую очередь идет об индивидуально определенной вещи имеющейся в натуре (п.1 ст. 302 ГК РФ).

Вещи, обладающие родовыми признаками могут быть предметом вендикационного иска в том случае, если они обособлены от других вещей подобного рода и принадлежность их собственнику не вызывает сомнения.

В случае, если вещь не сохранилась в натуре (гибель вещи) предъявляется иск из причинения вреда. Если вещь к моменту предъявления иска переработана, собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку вправе требовать передачи новой вещи в собственность и возмещения ему убытков. Если переработка осуществлена добросовестным приобретателем и при условии, если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо осуществившее переработку вещи для себя. В других случаях право собственности на новую вещь приобретается собственником материалов.

Необходимо обратить внимание на особую категорию вещей – деньги и ценные бумаги не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Требования собственника об устранении нарушений права собственности, не связанные с лишением владения, следовательно нарушаются правомочия пользования и распоряжения, например – возведение строения или сооружения на соседнем участке, препятствующее проходу или проезду собственнику на свой участок.

Сам факт наличия права собственности предоставляет право требовать устранения всяких нарушений прав собственника

Субъектом является собственник фактически владеющий вещью. Обязанным субъектом является лицо незаконно создающее препятствия в осуществлении правомочий собственника. Речь идет о неправомерных и длящихся действиях. Если действия правомерны негаторный иск не подлежит применению.

Иск об освобождении имущества от ареста (иск о признании права собственности)

Истец добивается констатации факта о принадлежности ему имущества на праве собственности. Субъектами могут быть собственники или лица, владеющие имуществом в силу закона. Истцом может быть супруг должника, т.к. в соответствии со ст. 256 ГК РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на принадлежащее ему имущество, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе.

Существуют также третьи лица, которые могут быть заинтересованы в освобождении имущества от ареста, а также организации, которые продали вещь в кредит.

Объектом является имущество в натуре, т.е. суд должен указать какое именно имущество признано принадлежащим истцу и поэтому освобождается от ареста. Если имущество включено в опись неделимого имущества суд может в порядке компенсации выделит истцу другое имущество, включенное в опись. Если замена невозможна суд может освободить неделимое имущество от ареста, но при этом на истца возлагается обязанность компенсации.

ifreestore.net

Способы защиты права государственной и муниципальной собственности

(Синдеева И.Ю., Воробьева И.О., Черникова Е.В.)

В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) в нашей стране признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В советском гражданском праве приоритет отдавался государственной форме собственности. При этом излагалась мысль о том, что по мере продвижения к коммунизму личные потребности граждан в большей степени будут удовлетворяться за счет общественных фондов. В статье 10 Конституции СССР 1977 года было указано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. При этом личная собственность граждан занимала вовсе не равнозначное положение с государственной собственностью.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) не предусматривает никаких особых способов защиты права государственной и муниципальной собственности и не дает государству, муниципальному образованию никаких преимуществ. Напротив, в п. 4 ст. 212 ГК РФ указано, что права всех собственников защищаются равным образом. И это правильно. Никаких особенных прав одной категории собственников и не должно предоставляться. Речь о другом: всегда ли для защиты права публичной собственности используются все предоставленные законом возможности?

Объектами государственной и муниципальной собственности выступают недвижимые и движимые вещи, т.е. особо ценные, уникальные объекты. Значит, все мы заинтересованы в эффективном управлении, распоряжении государственной и муниципальной собственностью, в ее защите и сохранении. Мы нуждаемся в лесах и реках, посещаем библиотеки и музеи и хотим, чтобы это богатство оставалось доступным.

Правовые особенности, специальный правовой статус имеют не только объекты публичной собственности, но и ее субъекты — публично-правовые образования. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, осуществляющие полномочия публичного собственника, вступают между собой в административно-имущественные отношения в связи с управлением, распоряжением и защитой государственного и муниципального имущества, например, в случае передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, издают административные акты, заключают административные договоры. И даже находясь во властно-подчиненных отношениях по вертикали и административных отношениях по горизонтали, эти лица не всегда достигают согласия в вопросах собственности и обращаются в суд.

Следовательно, только частноправовыми нормами отношения публичной собственности урегулировать нельзя.

Ряд нормативных правовых актов довольно подробно регулирует отношения по поводу значимых объектов государственной и муниципальной собственности. К ним относятся Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, Водный кодекс Российской Федерации 2006 года, Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»; Федеральные законы от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», но прежде всего — Конституция РФ. Назвать хотя бы большую часть из имеющихся законов и подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, содержащих положения об управлении государственной и муниципальной собственностью и о защите права собственности публично-правовых образований, как и органы, созданные для управления публичной собственностью и для ее охраны, в рамках статьи не представляется возможным.

Российская Федерация управляет федеральной собственностью через систему федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществляет функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений, а также в порядке и в пределах, установленных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, контроль за управлением, распоряжением, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Это лишь часть полномочий Росимущества.

Таким образом, создана система специальных органов для управления, распоряжения государственной и муниципальной собственностью и для защиты права этой собственности.

Созданы также специальные органы, не только осуществляющие полномочия собственника в отношении федерального имущества, но и выполняющие контрольные, проверочные функции. Среди них — Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Контроль за использованием публичной собственности, за ее сохранностью является не только методом управления собственностью публично-правовых образований, но и методом, способом ее защиты, как и учет государственного и муниципального имущества. До сих пор не на все объекты федерального имущества зарегистрировано право собственности Российской Федерации, сведения не обо всех объектах федерального недвижимого имущества внесены в реестр федерального имущества.

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает исчерпывающий перечень способов приватизации, содержит запрет на приватизацию государственных заповедников, национальных парков, земель лесного и водного фондов, накладывает ограничения при приватизации объектов социально-культурного назначения, памятников истории и культуры, т.е. содержит много охранительных норм. Аналогичные положения закреплены в специальных законах, среди которых названные выше Федеральные законы «О библиотечном деле», «Об особо охраняемых природных территориях», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и др. Не подлежат приватизации музеи и музейные коллекции, библиотеки.

Значительные ограничения в праве распоряжения публичной собственностью наложены на государственные и муниципальных унитарные предприятия, учреждения, в ведении которых находится государственное и муниципальное имущество. Они обязаны согласовывать сделки с имуществом, закрепленным за предприятием, собственник вправе изъять у предприятия, учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Договор аренды государственного и муниципального имущества заключается на торгах в соответствии с гражданским законодательством. Порядок аренды государственного и муниципального имущества конкретизирован нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, подробно регламентирующими процедуру передачи в аренду имущества, определяющими ставки арендной платы, утверждающими текст типового договора аренды.

Аренда различных объектов имеет свои особенности и ограничения, прежде всего это касается аренды памятников истории и культуры, земельных участков. Требуется соблюдение охранительных и ограничительных правовых норм при переводе земель из одной категории в другую. Способом охраны и защиты публичной собственности является обязанность арендатора, пользователя заключать охранный договор, подписывать охранное обязательство при передаче в аренду объекта культурного наследия.

В советское время подобные охранительные меры также принимались. Например, памятники архитектуры передавались на баланс организации приказом по Управлению культуры облисполкома согласно перечня с приложением акта определения балансовой стоимости памятников.

На арендаторов нередко возлагается обязанность реставрации объектов культурного наследия. Органом охраны памятников регулярно проводятся проверки исполнения арендаторами обязанностей, предусмотренных охранным обязательством. Выполнение таких мероприятий важно не только для защиты публичной собственности, но и для сохранения объектов мирового культурного наследия, находящихся в нашей стране.

В защиту прав государства и муниципальных образований как собственников имущества вправе обратиться Правительство РФ, уполномоченный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Эти лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах в случае представления интересов государства и муниципальных образований, в случае защиты государственных интересов. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на их совершение, ничтожны. В конце 1990-х годов в судах часто рассматривались иски о признании сделки приватизации недействительной. Сейчас таких исков стало значительно меньше: закон начал работать. В настоящее время в случае оспаривания сделок приватизации государственного и муниципального имущества суды часто отказывают в иске [2].

При этом суды по-прежнему рассматривают большое количество дел, связанных с защитой права публичной собственности и других вещных прав, из земельных отношений, из договоров аренды государственного и муниципального имущества, о взыскании имущественных санкций, другие негаторные и виндикационные иски из отношений публичной собственности. Чаще всего предъявляются иски о расторжении договора аренды, взыскании долга по арендной плате, взыскания неустойки, о признании договора аренды расторгнутым, возложении обязанности вернуть арендованное имущество, освободить занимаемые помещения [3].

Надзор за соблюдением законодательства в процессе управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Прокуроры проводят проверки соблюдения законодательства органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, оспаривают противоречащий закону правовой акт, вносят представления об устранении нарушений закона, участвуют в рассмотрении дел судами.

М.В. Гадиятова и И.Г. Слышкин справедливо указывают, что защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в арбитражном процессе могла бы быть более эффективной, если бы у прокурора были полномочия не только по оспариванию сделок, но и на предъявление иска о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, об оспаривании зарегистрированного права [1, с. 176 — 181].

Защита собственности публично-правовых образований — задача комплексная, данные отношения регулируются не только гражданским правовым законодательством, но и нормами административного, уголовного права. Важно предупредить противоправные действия в отношении объектов государственной и муниципальной собственности.

1. Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. N 4.

2. Постановления Девятого арбитражного суда от 12.08.2011 N 09АП-18267/2011 по делу N А4-4074/11-3-44; от 01.08.2011 N 09АП-16884/2011-ГК по делу N А40-4465/11-139-6; решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2011 по делу N А40-152500/09-77-875.

3. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-930/2014 по делу N А73-9496/2013; от 15.04.2014 N Ф03-1243/2014 по делу N А73-9603/2013; Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2014 по делу N А27-5095/2013; от 26.03.2014 по делу N А03-431/2013; от 18.04.2014 по делу N А27-5093/2013; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2014 по делу N А58-3343/2013; Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по делу N А41-8767/14; от 04.08.2014 по делу А41-62029/13; от 31.07.2014 по делу N А41-4220/14; Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.08.2014 N Ф09-4589/2014 по делу N А71-11860/2013; от 18.08.2014 N Ф09-3924/2014 по делу N А34-5664/2013.

Ключевые слова: государственная и муниципальная собственность, приватизация, учет государственного и муниципального имущества, защита права.

vuzirossii.ru