Сумма земельного налога в рф

Сумма земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка

ФНС России разъясняет актуальные вопросы налогообложения по земельному налогу

Налоговыми органами, по состоянию на 01.07.2013, в адрес более чем 50 миллионов налогоплательщиков — физических лиц направлены налоговые уведомления на уплату налогов за 2012 год. В налоговом уведомлении отражаются все налоги (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц), по которым у гражданина возникает обязанность по их уплате.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или быть полученным физическим лицом с помощью интернет-сервиса Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.

При получении налогового уведомления на уплату соответствующих налогов и выявления факта увеличения, в частности, размера земельного налога (графа 11 раздела 2) по сравнению с 2011 годом, необходимо обратить внимание на графы раздела 2 уведомления: налоговая база (кадастровая стоимость) (графа 4), налоговая ставка (графа 7), сумма налоговых льгот (графа 10), и иметь в виду следующее:

1.Сумма земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка, так как именно она является налоговой базой для исчисления налога. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (далее — ГКОЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Результаты ГКОЗ утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в разрезе кадастровой стоимости каждого земельного участка, а также удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в среднем по соответствующим категориям земель, видам разрешенного использования и по муниципальным образованиям.

Обращаем внимание, что разъяснение в отношении результатов ГКОЗ конкретного земельного участка осуществляется территориальными органами Росреестра.

2. Если размер ставки (графа 7 раздела 2) увеличился по сравнению с 2011 годом, а величина суммы налоговых льгот (графа 10 раздела 2) уменьшилась, то это также может привести к увеличению суммы земельного налога.

Следует напомнить, что земельный налог относится к местным налогам и формирует в значительной части доходную базу местных бюджетов. Нормами действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах представительным органам муниципальных образований дано право определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Получить информацию об установленных на 2012 год органами местного самоуправления налоговых ставках и налоговых льготах, можно через интернет-сервис ФНС России Имущественные налоги: ставки и льготы.

Для получения разъяснений о порядке применения нормативных правовых актов муниципальных образований (в том числе применения налоговых льгот, ставок по земельному налогу и др.) следует обращаться в финансовые органы муниципальных образований.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

www.ocenchik.ru

Земельный налог в России

C 1 января 2016 налог на недвижимость для физических лиц рассчитывается по-новому. Что изменилось?

Новые правила

С 1 января 2015 года действует порядок налогообложения, прописанный в главе 32 Налогового кодекса. Для определения налоговой базы теперь может применяться как инвентаризационная, так и кадастровая стоимость жилья – на усмотрение региональных властей.

Мера задумывалась как налог на роскошь, но ударит и по карманам граждан со скромными доходами. Кадастровая стоимость приближена к рыночной цене, поэтому сумма пошлины вырастет примерно вдвое.

Нововведение касается квартир, жилых домов, комнат, дач, хозяйственных построек, гаражей, машино-мест, иных зданий и помещений. Не облагается НДФЛ только общее имущество многоквартирного дома.

Базовые ставки –0,1%, 0,5% и 2% от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Местные органы власти вправе увеличить их не более чем в 3 раза.

0,1% применяется для всей жилой недвижимости, а также для хозяйственных построек площадью менее 50 кв. метров, в том числе гаражей.

2% начисляются на торгово-офисные помещения, в том числе расположенные в жилых домах.

Остальные объекты облагаются по ставке 0,5%.

Уплатить взнос за истекший период (год) необходимо до 1 декабря следующего года.

Приблизительную сумму налога можно рассчитать на сайте ФНС РФ с помощью специального сервиса. Понадобится кадастровый номер объекта недвижимости.

Если вы считаете, что ваша недвижимость имеет иную стоимость, нежели та, что определена Росреестром, то можно попробовать добиться пересмотра цен через суд.

Вычеты

Для расчета пошины кадастровая стоимость уменьшается путем применения вычетов: для квартир – на 20 кв. метров общей площади, для комнат – на 10 кв. метров, для жилых домов – на 50 кв. метров.

За местными органами самоуправления оставлено право увеличить размеры вычетов. Если после вычета база станет отрицательной, то считается, что она равна нулю.

Предусмотрен адаптационный период, чтобы переход на новый налог был менее болезненным. В 2016-2019 годах при исчислении пошлины будут применяться понижающие коэффициенты: 0,2 за 2015 год, 0,4 – за 2016 год, 0,6 – за 2017 год и 0,8 – за 2018 год.

Кто будет платить по новой системе?

В 2016 году уплачивать налог на недвижимость по новой схеме будут жители 28-ми регионов. Это республики Бурятия, Башкортостан, Ингушетия, Мордовия, Коми, Татарстан, Удмуртская и Карачаево-Черкесская республики.

Также это Московская, Амурская, Архангельская, Ивановская, Магаданская, Владимирская, Нижегородская, Новосибирская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Тверская, Самарская, Сахалинская и Ярославская области.

Наконец, это Москва, Забайкальский край, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Если применяется инвентаризационная стоимость

Если в вашем регионе пошлина на квартиру пока еще рассчитывается на основе инвентаризационной стоимости, то действует следующая схема.

Инвентаризационная стоимость корректируется на коэффициент-дефлятор. При исчислении налога за 2015 года применяется коэффициент 1,147.

Результат умножается на ставку налога, которая зависит от размера налогооблагаемой базы. При сумме до 300 тыс. рублей – до 0,1%, при сумме 300-500 тыс. рублей – 0,1-0,3%, при сумме свыше 500 тыс. рублей – 0,3-2%.

Регины вправе дифференцировать ставки в зависимости от вида объекта недвижимости, его местонахождения и т.д.

Узнать инвентаризационную стоимость можно на сайте Росреестра. Также она указана в кадастровом паспорте жилого помещения.

Льготы

Все льготы, действующие ранее при исчислении имущественного налога, сохраняются. На федеральном уровне «поблажки» закреплены за пенсионерами, героями СССР и РФ, чернобыльцами, ветеранами ВОВ, инвалидами 1-й и 2-й групп.

На региональном уровне могут устанавливаться дополнительные льготы. Узнать о них можно на сайте ФНС.

Если у в собственности несколько объектов недвижимого имущества, то льгота назначается только для одного объекта каждого вида. К примеру, если у льготника две квартиры, то будут действовать только на одну (на выбор владельца). Пошлину на вторую недвижимость в собственности придется платить на общих основаниях.

Для получения льготы требуется направить заявление в соответствующий орган.

Земельная пошлина

Отдельно «оплачивается» владение земельным участком или долей на нем. Правила, по которым взимается налог на землю в 2016 году, принципиальных отличий от условий прошлых лет не имеют.

Базой служит кадастровая стоимость участка на 1 января того года, за который исчисляется пошлина.

Земельный налог является региональным, поэтому точные ставки определяются и могут дифференцироваться местными органами власти на основе базовых значений.

В большинстве случаев ставка не превышает 0,3%. Этот уровень установлен в отношении участков для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, участков сельскохозяйственного назначения.

Для остальных участков применяется ставка в размере до 1,5%.

Льготы при уплате земельной пошлины

На федеральном уровне из списка налогоплательщиков исключаются только коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Отдельные категории граждан могут уменьшить налогооблагаемую базу на 10 тысяч рублей. Это актуально для пенсионеров, инвалидов с детства, а также инвалидов 1-й и 2-1 группы, ветеранов и инвалидов ВОВ, чернобыльцев и приравненных к ним лиц, героев СССР и РФ, а также некоторых других категорий.

О наличии дополнительных региональных льгот можно уточнить на сайте ФНС или в местных органах власти.

С продажи с квартиры

Изменения в области налогообложения доходов с продажи жилья касаются жителей всех регионов.

Раньше, если человек до продажи своего жилья владел им менее трех лет, то должен был заплатить НДФЛ в размере 13% с суммы, указанной в договоре купли-продажи. Если квартира либо дом до продажи были в собственности более трех лет, то плата не взимался.

Теперь, если недвижимость оформлена в собственность до 1 января 2016 года, то действует вышеописанное правило.

Если жилая недвижимость получена в собственность после 1 января 2016 года, то требование о трехлетнем безналоговом сроке актуально для четырех случаев: если жилье получено в наследство, в ходе приватизации, в рамках договора пожизненного содержания (ренты) или же принято в дар от близкого родственника.

Если вы обзавелись невидимостью иным путем, то срок, после которого налог с продажи платить не требуется, увеличивается до пяти лет. Региональные власти вправе уменьшить этот период, но маловероятно, что они воспользуются такой возможностью.

Дарение недвижимости не родственнику никаких льгот по сроку не дает.

Одновременно изменилась налогооблагаемая база. До 2016 года доходом от реализации жилья считалась сумма, указанная в договоре купли-продажи. Теперь договорная цена сравнивается с кадастровой стоимостью, уменьшенной на коэффициент 0,7. Налог на продажу квартиры с 2016 года взимается с большего из двух значений.

Так, если квартира продана за 1 млн рублей, но ее кадастровая стоимость составляет 5 млн рублей, то платить налог придется не с 1 млн рублей, а с 3,5 млн рублей (5 млн х 0,7).

Не забудьте, что после продажи недвижимости, которой вы владели менее трех или пяти лет, обязательно нужно подать декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ. Даже если в данном случае вам не пришлось платить налог.

Вычет при продаже жилья

Сумму налога на продажу квартиры разрешено уменьшить двумя способами.

Первый – воспользоваться имущественным вычетом. Из полученного дохода (продажная или кадастровая стоимость жилья) можно вычесть 1 млн рублей и заплатить налог с оставшейся суммы.

Второй способ – уменьшить доходы от продажи жилья на расходы по его покупке и ремонту. В таком случае налог взимается только с разницы между этими суммами. Если вы вложили в покупку и ремонт квартиры больше, нежели получили от ее продажи, то ничего платить в государственную казну не нужно. Но затраты необходимо подтвердить документально.

Вы вправе самостоятельно выбрать, каким способом воспользоваться, но допустимо применение лишь одного варианта. Уменьшить налогооблагаемую базу и на вычет, и на расходы не получится.

Покупатель жилья имеет право на возврат налога при покупке квартиры, то есть на уменьшение той суммы, с которой он обязан уплатить НДФЛ со своих доходов. Этот имущественный вычет представляет собой сумму расходов на приобретение и ремонт жилья, но не более 2 млн рублей.

Если жилье приобретается в ипотеку, то появляется дополнительное право на вычет в связи с расходами на оплату процентов по кредиту, поэтому максимальная сумма вычета увеличивается до 3 миллиона рублей.

Вы можете воспользоваться вычетом двумя способами. Первый – вернуть уже удержанные и уплаченные суммы НДФЛ. Второй – получить в ФНС специальное уведомление, на основании которого ваш работодатель будет начислять вам зарплату без удержания налога.

www.investmentrussia.ru

Проблемы земельного налога в России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Грибкова Наталья Борисовна

В статье рассматриваются современные проблемы определения налогооблагаемой базы, увеличения объема поступлений и совершенствования механизма администрирования земельного налога в России. Проанализирована ситуация с удельными поступлениями налога в разрезе субъектов Федерации. Автором предлагается ряд изменений налогового законодательства, нацеленных на повышение собираемости данного налога в масштабе государства.The article deals with such acute problems as identifying the taxable base, increasing earnings and improving the mechanism of land tax administrating in Russia. The author analyzes the situation with specific tax earnings in respect of Federation entities and proposes a number of amendments to the tax legislation aimed at raising the volume of this tax in the country in general.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Грибкова Наталья Борисовна,

Текст научной работы на тему «Проблемы земельного налога в России и пути их решения»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Д-р экон. наук Н. Б. Грибкова

ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются современные проблемы определения налогооблагаемой базы, увеличения объема поступлений и совершенствования механизма администрирования земельного налога в России. Проанализирована ситуация с удельными поступлениями налога в разрезе субъектов Федерации. Автором предлагается ряд изменений налогового законодательства, нацеленных на повышение собираемости данного налога в масштабе государства.

Ключевые слова и словосочетания: земельный налог, имущественное налогообложение, местные бюджеты, кадастровая стоимость, налоговые льготы, налоговые ставки.

Земельный налог, являясь основным доходообразующим источником местных бюджетов развитых стран, в России на сегодняшний день недостаточно эффективен. Доходы местных бюджетов по данному налогу крайне низки. Только повсеместное налогообложение земли позволит повысить эффективность ее использования, направить инвесторов в наиболее производительные области экономики, способствовать урбанистическому планированию. Для реализации этой задачи необходимо осуществить ряд стратегических и тактических преобразований налогового законодательства.

В теории налогов земельному налогу всегда придавалось большое значение. Во второй половине XVIII в. физиократы Анн Робер Жак Тюрго и Франсуа Кенэ призывали к отмене всех существующих налогов, введению режима абсолютно свободной торговли и применению единственного налога на землю1. Их работы были критически проанализированы Адамом Смитом: «Налог на ренту, изменяющийся в зависимости от каждого изменения ренты или повышающийся и понижающийся в соответствии с улучшением или ухудшением обработки земли, рекомендуется как наиболее справедливый из всех налогов той школой французских писателей, которые называют себя экономистами. Все налоги, заявляют они, падают в конечном счете на земельную ренту и должны поэтому равномерно взиматься с того фонда, из какого они в конце концов выплачиваются. Без сомнения, справедливо, чтобы все налоги по возможности равномерно падали на тот фонд, из которого они, в конечном счете, должны быть уплачены. Но, не входя в утомительное обсуждение метафизических доводов, которыми они защищают свою весьма остроумную теорию, из последующего обзора с достаточной убедительностью выяснится, какие налоги падают, в конце концов, на земельную ренту и какие падают на

1 cm.: Fraenckel A. The Physiocrats and Henry George. — URL: http://www.cooperativeindividualism. org/fraenckel-axel_physiocrats-and-henry-george-1929.html; Steiner Ph. Physiocracy and French Pre-Classical Political Economy // Biddle J. E., Davis J. B., Samuels W. J. A Companion to the History of Economic Thought. — Blackwell Publishing, 2003.

какой-либо другой источник». В свою очередь, отстаивая необходимость налога на землю, он писал: «При всех меняющихся состояниях общества, при развитии и упадке земледелия, при всех изменениях стоимости серебра и содержания благородных металлов в монете налог этого рода сам по себе и без всяких усилий со стороны правительства будет согласовываться с фактическим положением вещей и будет одинаково справедлив и равномерен при всех этих изменениях. Поэтому налог на землю гораздо более пригоден для установления в качестве постоянного и неизменного правила или так называемого основного закона государства, чем всякий иной налог, взимаемый всегда согласно фиксированной оценке»1.

Наиболее последовательно отстаивал земельный налог Генри Джордж в своей известной работе «Прогресс и бедность» (1879), где он впервые указал, что цена месторасположения или типа земельного участка формируется посредством государственных услуг, поэтому самым логичным источником государственных доходов должна стать экономическая рента с этих земельных объектов2. В это время в США сформировалось достаточно сильное движение в поддержку единого земельного налога — джорджизм3.

Широко известен весьма результативный опыт проведения масштабной реформы налогообложения земли правительством императора Мэйдзи в Японии в 1873 г. Интересно, что первоначально фермерам было приказано самим измерить свои участки земли, исчислить налоги и представить результаты местным налоговым чиновникам. К сожалению, даже в Японии это привело к тому, что фактически собранные налоги оказались намного меньше расчетных. Тогда правительству пришлось создать специальные структуры по оценке земли, исчислению и сбору указанного налога по ставке 3%. Внедрение налога сопровождалось даже восстаниями, поэтому в январе 1877 г. налоговая ставка была понижена с 3 до 2,5% и облегчены условия уплаты, что привело к полному успеху реформ только к 1880 г.

Интересно, что налог на землю в гораздо меньшей степени искажает экономические решения по сравнению с налогообложением имущества или налогами на прибыль и заработную плату. Действительно, все вышеперечисленные налоги снижают уровень экономической активности, в то время как налог на землю взимается независимо от результатов ее использования. Из-за весьма ограниченной эластичности предложения земли налог не может быть полностью передан потребителям и распределяется между ними и владельцами земли (рис. 1). Это заставляет владельцев земли проводить усовершенствования и повышать продуктивность земли, строить на ней доходные объекты, т. е. так или иначе они стремятся перевести участки в категорию более высокой премиальности.

1 Smith A. The Wealth of Nations. — URL: http://www.marxists.org/reference/archive/smith-adam/works/wealth-of-nations/

2 Cm.: George H. Progress and Poverty: An Inquiry into the Cause of Industrial Depressions and of Increase of Want with Increase of Wealth. — URL: http://www.econlib.org/library/YPDBooks/ George/grgPP1.html

3 Cm.: Young N. The Single Tax Movement in the United States. — URL: http://www. cooperativeindi-vidualism. org/young-arthur-nichols_single-tax-movement-in-the-united-states-1916-01 .html

Применение земельного налога резко снижает количество неиспользуемых земельных участков. Так, в городе Харрисберг (Пенсильвания, США) налог на свободные земельные участки в 1975 г. был установлен в 6 раз выше, чем на застроенные, что позволило к 1982 г. сократить количество пустующих участков с 4 200 до менее чем 5001.

Рис. 1. Налоговый механизм при неэластичном предложении

Как представлено на рис. 1, для высоколиквидных и низколиквидных земель в налоговой политике могут применяться налоговые механизмы стимулирования развития последних за счет перенесения налоговой нагрузки на собственников высоколиквидных, изымая дополнительную ренту за преми-альность земельного участка.

Современные ученые особо подчеркивают эффективность применения данного налога в условиях необходимости обеспечения экономического роста, указывают на то, что он не искажает экономические механизмы2. Нобелевский лауреат Уильям Викри полагает, что удаление практически всех налогов на предприятие, включая налоги на собственность при ее улучшении, за исключением только налогов, отражающих предельные социальные издержки коммунального обслуживания, и замена их налогами на землю существенно улучшат экономическую эффективность ее использования3. О четкой корре-

1 Mills D. E. The Non-Neutrality of Land Value Taxation // National Tax Journal (National Tax Association). — 1981. — March. — P. 125, 127-128.

2 Cm.: McCluskey W. J., Franzsen R. C. D. Land Value Taxation: An Applied Analysis. — Ashgate Publishing, Ltd., 2005. — P. 4.

3 Cm.: Vickrey W. The Corporate Income Tax in the U. S. // Tax System. — Vol. 73. — 1996. — Tax Notes 597, 603.

ляции между применением налогов на землю и большей эффективностью рынка пишет, например, Джеффри Смит1. В предложениях по реформированию австралийской налоговой системы прямо сказано, что «в отличие от труда и капитала, земля не может переместиться, чтобы избежать налога»2.

Уинстон Черчиль в своей речи в парламенте 4 мая 1909 г. четко показал преимущества налога на землю по сравнению с налогом на акции: «Объектом налогообложения по земельному налогу является прирост стоимости земли. Возникает вопрос, почему же не взимать налог с прироста стоимости пакета акций. Когда я покупаю землю, стоимость ее возрастает. Если я покупаю акции, то их стоимость возрастает. Однако две эти операции различны. В первом случае при спекуляциях на приросте стоимости земли, который является полностью стерильным процессом, происходит простое удержание востребованного обществом товара. Во втором, портфельный инвестор не изымает у общества предмет коллективного спроса. Одна операция ограничивает торговлю, так как предложение земли неэластично, и вступает в конфликт с интересами общества. Другая — является частью обычного здорового процесса, с помощью которого моровой экономический завод получает вливания и из года в год успешно и заметно растет»3.

Интересно, что именно земельный налог рекомендовали внедрять первому Президенту СССР Михаилу Горбачеву известные американские экономисты во главе с Николасом Тиденманом в ноябре 1990 г.

Помимо России налогообложение земли в настоящее время осуществляется в таких странах, как Дания, Эстония, Сингапур и Тайвань. Также оно применяется в различных штатах США, Австралии, Мексике и в Гонконге. В остальных странах действует налог на недвижимость или имущество, в налоговую базу которого включается помимо земельных участков стоимость стоящих на ней объектов недвижимого имущества и неотделимых улучшений.

В отличие, например, от имущественных налогов земельный налог немобилен и относительно прост в установлении и собираемости, так как объект налогообложения ограничен фактическим ресурсом, а величина и параметры его меняются достаточно медленно. Само по себе налогообложение земли существенно не влияет на перераспределение богатства и не является объективным индикатором его налогоемкости.

По своей природе земельный налог является экономически нейтральным, так как не влияет на время начала использования земель и, соответственно, не является безвозвратными потерями для экономического субъекта и не формирует побочных эффектов при его введении. В отличие от налога на имущество земельный налог переносит бремя с индивидуально созданной стоимости на коллективную стоимость, что повышает заинтересованность налогоплательщиков в уплате данного налога и справедливость перераспределения национального богатства.

1 cm.: Smith J. J. Property Tax Shift Successes // The Progress Report. — URL: http://www.progress. org/2007/01/09/property-tax-shift-successes/

2 Australia’s Future Tax System (Report). — URL: http://www.taxreview.treasury.gov.au.

3 Winston Churchill’s Speech in the House of Commons, 4 May 1909, in response to Mr. A. J. Balfour, Leader of the Opposition.

Несмотря на то, что поступления земельного налога в местные бюджеты растут год от года: в 2009 г. — 95 млрд рублей, в 2010 г. — 115 млрд рублей, в 2011 г. — 122 млрд рублей, в 2012 г. — 142 млрд рублей — анализ ситуации по собираемости земельного налога на 1 сентября 2013 г. показывает, что земельный налог составляет менее 1% доходов консолидированного бюджета страны. Причем поступления земельного налога по двадцати первым по собираемости данного налога субъектам РФ составляют порядка 70% от всех поступлений в разрезе регионов (рис. 2).

cyberleninka.ru

Разъясняем законодательство

Про уплату земельного налога

Вопрос: Здравствуйте. К нам обратились пенсионеры – жители села Б-Жирово Фатежского района, которым пришло извещение уплатить земельный налог на 2014 и 2013 года, общая сумма составила 1831 рубль. Но за 2013–й год земельный налог уже был уплачен в размере 160 рублей. Пенсионеры обратились за разъяснениями в налоговую инспекцию по месту жительства, в устной беседе сотрудники налоговой сообщили, что сумма платежей за 2013-й год была невелика, поэтому и нужно оплатить новую сумму. Правомерно ли требовать уплатить налог повторно? Если да, с чем это связано. Если нет, куда могут обратиться люди за защитой своих интересов?

Отвечает заместитель прокурора Фатежского района Ярыгина Т.М.: Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата

Порядок и сроки уплаты земельного налога регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также нормативными актами представительных органов муниципальных образований.

Всем гражданам, обладающим земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, направляются налоговые уведомления на уплату земельного налога, с указанием суммы налога к уплате, а также подробным ее расчетом.

Налоговые инспекторы определяют сумму земельного налога на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов муниципальных образований.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ).

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 391 НК РФ предусмотрена возможность изменения налоговой базы в результате изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. В таком случае изменение налоговой базы учитывается, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Таким образом, в случае ошибки Росреестра подлежит пересчету налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Если кадастровая стоимость была изначально завышена по данным Росреестра, то излишне уплаченный налог можно вернуть (или зачесть), написав заявление в инспекцию. Одновременно, если кадастровая стоимость была изначально занижена, то в результате исправления технической ошибки может потребоваться доплата налога.

Вместе с тем, для установления достоверных обстоятельств конкретного случая пересчета налоговых платежей необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Азбука финансов

Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.

Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).

Налогоплательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ) являются организации и физические лица, обладающие земельными участками:

  • на праве собственности,
  • праве постоянного (бессрочного) пользования
  • или праве пожизненного наследуемого дарения.
  • Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.

    Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.

    Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

    Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов. Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра; органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.

    Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ) установлена льгота по земельному налогу в виде необлагаемого минимума в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст. 391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб., если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е. налог также признается равным нулю.

    Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.

    Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:

    • 0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
    • 1,5% — для прочих земельных участков.

    Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).

    Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.

    Земельный налог рассчитывается следующим образом:

  • Сумма налога за год = ставка налога * налоговая база * коэффициент
  • Авансовый платеж = сумма налога за год * ? или 1/3 * коэффициент
  • Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    Например: В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл — инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб. Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит ? участка, то на каждого приходится по 0,3 га. Для Карла налоговая база составит — 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.). Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3). Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).

    www.azbukafinansov.ru