Группа нормы и правила которой служат для личности образцом

Соц.психолог. основы общения / Социально психологические основы общения. Папка материалов.2010 / Самыгин. Деловое общение. Социальное влияние

С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие.- М. КНОРУС, 2010. -440 с.

2.6. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ:

СУГГЕСТИЯ, КОНФОРМИЗМ, НОНКОНФОРМИЗМ . С. 46-52.

Социальное влияние — форма межличностного взаимодей­ствия, в результате которого повторный ответ человека на пробле­му более сближается с ответом другого человека, чем с собствен­ным первоначальным ответом. Таким образом, поведение одного человека становится подобным поведению других людей.

Механизмами, реализующими социальное влияние, являют­ся: суггестия, конформизм и нонконформизм.

Суггестия (внушаемость) — непроизвольная податливость че­ловека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Конформизм — сознательная уступчивость человека мнению большинства группы во избежание конфликта с ней. В подростко­вом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом сни­жается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин в целом конформизм выше, чем у мужчин. Различают: а) внутреннюю личную конформ­ность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека дей­ствительно меняется под воздействием группы, человек соглаша­ется; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов!.

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, про­фессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов че­ловек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: возраст, пол, профессия и др. Если обсуждаемая проблема относится к раз­ряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины проявляют себя менее конформно, чем мужчины. Уровень конформности высок у музыкантов из оркестра (70%), у военных выше, чем у инженеров.

Влияют характеристики самой проблемы, стимульного мате­риала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется кон­формность. Категориальные, качественные стимулы (а не количе­ственные характеристики стимулов) увеличивают способность со­противляться давлению группы.

Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что его увели­чение приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к боль­шинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуе­мого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до опреде­ленного предела (3 — 7 человек), после чего не растет, да и то лишь в слу­чае, когда все члены группы воспринимаются человеком как незави­симые друг от друга, т.е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения че­ловек более смело сопротивляется его давлению.

Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять об­щее решение, конформность возрастала). Чем выше степень при­верженности человека группе, тем чаще проявляется конформ­ность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопро­тивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены давлению лидеров индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий в большей мере способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информаци­онного подхода (Л. Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многи­ми. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет об­ладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимущества­ми, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санк­ций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальней­шее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагуб­ное. Человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих ру­ках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособлен­ца, способного многократно менять поведение и внешне выска­зываемые убеждения в соответствии с тем, откуда ветер дует, в угоду сильным мира сего. По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в условиях повышенно­го уровня конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, чело­веческого общества и механизмом передачи социального наслед­ства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, ус­тановок.

Нонконформизм — опровержение человеком мнения боль­шинства, протест подчинению, кажущаяся независимость личнос­ти от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения боль­шинства является основой для поведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и пове­дением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму яв­ляется самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или оттор­гаются в зависимости от их соответствия убеждениям человека.

По психологическим характеристикам различают:

референтные группы (эталонные), нормы и правила кото­рых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они являются источником положительных и негативных образцов, а также норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих туда, т.е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешива­нию своих компонентов. С другой — каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других чле­нов группы, т.е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку не только индивид адаптируется к социальной среде, но и наоборот; адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать по­зицию большинства? Сами по себе они бывают разными:

меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной;

позиция меньшинства противостоит позиции большин­ства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства не­обходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным; во- вторых, имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутри- групповых влияний: сначала у большинства складывается ощуще­ние, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возни­кают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют вне­шние объективные причины, которые заставляют „их» говорить „не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т.е. пе­ресмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает ре­альное жизненное подтверждение правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильно­сти позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их на сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции второго была подтвержде­на вескими реальными аргументами. Если меньшинство получает официальную власть или возможность широкой пропаганды сво­их мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра по­зиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшин­ство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается гла­венствующим.

Распространенная форма социального влияния — повинове­ние, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фак­тор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае чело­век в целях самозащиты стремится минимизировать неприятнос­ти и наказание для себя, выбирая стратегию подчинения), то сле­дует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога С. Милграма ис­пытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в экспе­рименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жер­твы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

автономное состояние личности, чувство личной ответ­ственности за все, что вокруг происходит;

человек представляет себя как занимающего определен­ную ступень в иерархической лестнице, включенного в иерархическую систему, и потому полагает, что ответ­ственность за его поведение несет индивид, который на­ходится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринима­ли экспериментатора как человека, который обладает более высо­ким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некри­тическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занима­ющих более высокое социальное положение, даже если их указа­ния противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

studfiles.net

Большие и малые социальные группы

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, что способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствиелюдей, которое дает возможность личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Взаимодействие – активность каждого – это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, т.к. референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп:

Неорганизованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (груп­па друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действу­ющей организационной структурой, межличностные отно­шения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, а личные цели членов группы. ставятся выше групповых.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Руководителю важно ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к его членам и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на раз­витие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командир­ского тона» в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность группо­вой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в малой группе, выделять ее лидеров.

Человек большую часть жизни проводит в малых группах, в которых и происходит его личностное развитие. Однако сами малые группы существуют не изолированно, а испытывают влияние со стороны больших групп, в которых оказываются включены.

Большая группа – это количественно не ограничиваемая условная или реальная общность людей. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные традиции, общественное мнение.

К большим условным группам относятся: социальные классы, этнические группы (нации), профессиональные группы, половые, возрастные и др.

Условными вышеперечисленные группы являются потому, что в них отсутствуют постоянные контакты между их представителями.

К большим реальным группам относятся значительные по размерам сложно организованные общности людей, вовлеченных в общественную деятельность: трудовой коллектив, организация, вуз. Такие группы являются постоянными, так как существуют длительное время, их возникновение обусловлено развитием общества, они занимают определенное место в общественных отношениях. Кроме того, существуют стихийно возникшие кратковременные большие группы: толпа, публика, аудитория и др.

Большие устойчивые социальные группы характеризуются:

– наличием регуляторов социального поведения (нравы, обычаи, традиции);

– образом жизни группы – это определенное единство моделей поведения жизненной позиции группы;

– наличием специфического языка – национального для этнических групп и определенного жаргона среди других групп (профессионального, возрастного и др.).

Влияние большой социальной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:

– через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы;

– через общение в определенной социальной среде.

studopedia.info

ГРУППА И ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Одной из общих форм социального взаимодействия выступаетсоциальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. Степень участия индивида в группах различна и взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую.

В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа — источник положительных и негативных образцов;

2) нормативную функцию, т. к. референтная группа — источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.

Исследованиями подтверждено, что работа в группе благотворно сказывается на индивидуальной результативности. Так, отмечено, что при совместной деятельности идентичные проблемы решаются лучше, чем при их индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач и т.д.

Такой эффект объяснялся возрастающей сенсорной стимуляцией: сам факт присутствия других людей, работающих рядом над той же самой задачей, активизирует индивида, положительно влияя на его продуктивность. Это явление получило название эффекта социальной фацилитации, сущность которой сводится к тому, что присутствие других людей облегчает действия индивида, способствует им.

Впрочем, обнаруженная закономерность не является бесспорной: в ряде экспериментов был продемонстрирован прямо противоположный эффект — под влиянием группы действия индивида становились скованными и заторможенными. Этот феномен был назван эффектом ингибиции.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, эти знания получить нельзя.

Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой.

students-library.com

3.3. Группы и коллективы

3.3. Группы и коллективы

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 3):

Рис. 3. Психологические характеристики группы

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям [1].

psy.wikireading.ru

Шпаргалка 100 ответов по психологии — 95. Группы и коллективы

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

libsib.ru