Уровни медико-социальной экспертизы

Оглавление:

Учреждения МСЭ, их виды, состав и функции: какие цели преследуют и каково назначение судебной медико социальной экспертизы

Из всех государственных задач, призванных решать проблемы социально незащищённых групп населения, особняком стоит деятельность МСЭ. Это первое звено, выделяющее группы граждан, нуждающихся в поддержке.

Медико-социальная экспертиза – это структура организации деятельности бюро, где на трёх уровнях проходит непосредственная экспертиза лиц с ограниченными возможностями, уполномоченная на признание за ними обозначенного статуса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Назначение судебной медико социальной экспертизы – в трансляции государственных программ, направленных на поддержку инвалидов. Работа МСЭ строится на непосредственном взаимодействии с медицинскими учреждениями и производством, где трудятся граждане, нуждающиеся в поддержке.

Она осуществляет реорганизацию состояний обследуемых, которые, на основании освидетельствования, вправе получить гарантии, требуемые для восстановления здоровья. Важность сложно переоценить.

Цели экспертизы – обеспечение условий для лиц с инвалидностью, приближенных к социальным нормам и стандартам, доступным каждому человеку.
Таким образом, защищаются конституционные права лиц с ограниченными возможностями, гарантированные на законодательном уровне.

В ведении бюро – материальные компенсации, предоставляемые по его решению. Получение средств жизнеобеспечения гражданами осуществляется при тщательном исследовании их историй болезней, общей картины заболевания, которая характеризует потребность в инвалидизации, либо отменяет её.

Соответственно, вся целесообразная работа сводится к справедливому устройству, где лицам, находящимся в зоне экономического риска, выделяется помощь государства.

Главным принципом является не столько помощь в выживании, сколько реабилитация, выражающейся в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРИ).

Разработка и внедрение в систему восстановления человека ИПРИ вменяется в ответственность местных бюро МСЭ, которые обязаны предоставить реабилитационную поддержку, направленную на восстановление здоровья.

Существующие виды

Бюро выполняет многофункциональные освидетельствования, которые проводятся по нескольким направлениям и делятся на виды:

  • Установление инвалидности ребёнка на основании врождённых пороков или в результате длительно текущего заболевания, не приводящего к улучшению. Устанавливается лицам до 18 лет.
  • Освидетельствование граждан и решение о признании инвалидности на основании перенесённых заболеваний и общей клинической картины, сопутствующей соматическим и психическим расстройствам.
  • Реабилитация трудящихся, перенёсших производственные (и иные) травмы.
  • Определение группы нетрудоспособности в результате хронического профессионального заболевания.
  • Повторное освидетельствование перечисленных категорий лиц.
  • Определение потребности в постоянном уходе со стороны близких родственников или призываемых на военную службу лиц, не способных самостоятельно осуществлять жизнедеятельность и самообслуживание.
  • Установление причин инвалидности (дополнительно) для некоторых категорий.
  • Определение утраты трудоспособности сотрудников ОВД, ОИН, МЧС и т.п.
  • Определение причин смерти лица с ограниченной способностью жизнедеятельности, установленной МСЭ.
  • Однако к ней прилагается разработанная специалистами программа реабилитации, которую требуется пройти после переосвидетельствования и принятия положительного решения о предоставлении статуса нетрудоспособного.

    Состав и структура

    Настоящая структура произведена из существующей ранее врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК), которая ограничивалась в своей деятельности вопросами трудоспособности граждан. Связь с Министерством Труда и социальной защиты, в силу этого, сохранилась и сегодня.

    В свою очередь, МСЭ выделяется в качестве подструктуры из Медико-биологического центра (МБЦ), имеющего научно-теоретическую, и основанную на ней, практическую, направленность.

    Включает в себя расширенные функции, что требует чёткости в организации работы и определяется её соподчинённой иерархической структурой. Это трёхступенчатая система организации , которая состоит:

  • из местного бюро;
  • регионального учреждения;
  • Федеральной организации.
  • Из этого видно, кому подчиняется МСЭ. Каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему. Функции экспертизы, таким образом, целесообразно разделены, но составляют непосредственно связанную социальную организацию.
    Органы экспертизы, таким образом, состоят из разного типа учреждений. На местном уровне выделяют бюро, где проходит непосредственное освидетельствование граждан. Эти органы расположены в городах и крупных населённых пунктах.

    Региональные центры курируют их работу, представляя собой второй уровень организации работы. Они же подчиняются главному Федеральному бюро, которое расположено в г. Москва.

    Эти три вида организаций наделены унифицированными полномочиями. Но каждая вышестоящая организация приобретает расширенные полномочия и наделяется ответственностью за деятельность нижестоящих и собственную работу.

    Кроме внутренней подчинённости, в целом подчиняется непосредственно Медико-биологическому центру, в структуру которого входит. А в структуре МБЦ подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития.

    Многие приказы и постановления, которыми оно руководствуется в своей деятельности, исходят из правительственного законотворческого источника РФ.

    Деятельность и задачи

    Деятельность бюро в целом направлена на реализацию программ защиты лиц с ограниченной трудоспособностью, что выражается в освобождении от производственного труда или предоставлении социальных гарантий, которые окажут материальную поддержку при переводе работника на более лёгкий и менее напряжённый вид труда.

    Это резко снизило бы доходы инвалида, без государственной поддержки.

    МСЭ распределяет граждан, претендующих на инвалидизацию, по группам нетрудоспособности. Здесь же происходит их дифференциация по возрастам, профессиональной принадлежности. Лицам, не достигшим совершеннолетия, присваивается категория ребёнок инвалид.

    Достижение совершеннолетнего возраста требует переосвидетельствования и переоформления нетрудоспособности лица. Статус ребёнок инвалид меняется на инвалид с детства.

    Аттестованные сотрудники силовых структур и приравненные к ним лица, реабилитируются по специальным программам.

    В них присваиваются группы нетрудоспособности, проходит повторное обследование, с подтверждением или снятием статуса инвалида.

    В Федеральном бюро МСЭ, а также в бюро субъектов федерации РФ проводится мониторинг эффективности реабилитационных назначений, разрабатываются дополнительные программы и совершенствуются имеющиеся в наличии.

    Кроме этого:

    • систематически проводятся курсы повышения квалификации для врачей;
    • транслируются теоретические достижения;
    • внедряются новые формы работы;
    • устанавливаются новые компетенции.
    • В число решаемых специалистами бюро задач входят:

    • Установление взаимодействия с местными медицинскими учреждениями с целью воссоздания максимально полной картины развития патологии, на основании представленной медицинской документации.
    • Взаимодействие со стационарными учреждениями для освидетельствования тяжелобольных, не подлежащих транспортировке.
    • Взаимодействие с предприятиями и организациями при установлении нетрудоспособности в результате несчастных случаев, приведших к травмам.
    • Взаимодействие с органами пенсионного обеспечения и социально-реабилитационными центрами.
    • Организация деятельности по освидетельствованию, присвоение групп нетрудоспособности гражданам различных категорий, снятие или продление срока инвалидности при повторном освидетельствовании.
    • Установление и определение санитарных норм труда, гарантирующих снижение риска развития патологий.
    • Разработка и реализация форм и методов реабилитации граждан из числа ограниченно трудоспособных, в непосредственном контакте с медико-социальными центрами реабилитации.
    • Работа с документацией, её проверка, оформление и составление выписок о признании инвалидности.
    • Важным элементом экспертизы является разработка ИПРИ. Она проводится на трёх уровнях:

      Кроме этого – на многочисленные акты, нормативы и правила, излагаемые в Письмах и Приказах Министерства Здравоохранения и социального развития. Они регламентированы законодательной документацией и утверждены Минюстом РФ.

      При установлении инвалидизации, бюро опирается на правовой прецедент, изданный ещё в 1996 году и утверждённым Правительством РФ «Положением о признании лица инвалидом». Правовые гарантии, которые он устанавливает, опираются на законы Конституции, что сохраняет его актуальность, по сей день.

      Все медицинские услуги, оказываемые в бюро МСЭ на всех уровнях, включены в базовую правительственную программу социального обеспечения граждан и предоставляются гражданам безвозмездно.

      ИПРИ является обязательной формой реализации, вменяемой органам местного самоуправления на всех уровнях власти. Её не исполнение гарантирует административную ответственность. В ней должны участвовать все предприятия и организации региона, независимо от форм собственности.

      Узнайте про особенности прохождения МСЭ для водителей и бухгалтеров, а также о том, как составляется заявление. Если что-то не получилось при прохождение, вы можете сделать это повторно.

      Полномочия МСЭ

      Практика освидетельствования опирается на базовые правовые полномочия членов комиссии, которые дают им определённые полномочия. В том числе:

      1. Решать вопросы, связанные с потребностью лица в поддержке.
      2. Устанавливать соответствующую заболеванию группу инвалидности или отменять её.
      3. Требовать от граждан, а также от организаций и исполнительной структуры, исполнения положений ИПРИ.
      4. Требовать дополнительные медицинские документы, если таковые потребуются для установления более полной картины течения заболевания.
      5. Принимать жалобы от граждан, в адрес нижестоящей структуры мсэ.
      6. Курировать и контролировать деятельность подчинённых структур, а также медицинских учреждений, участвующих в реабилитации лиц с инвалидностью.
      7. Заключение

        Определение статуса инвалида требует расширенного подхода и характеристик с места работы лица, а также наблюдения за его адаптивностью в социуме и способностью к самообслуживанию.

        lawyer-consult.ru

        32. Медико-социальная экспертиза

        Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

        Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена Следующая структура МСЭ:

        1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

        2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая

        А) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)

        Б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)

        В) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.

        Основные задачи МСЭ:

        1. научно обоснованная оценка состояния трудоспособности

        2. установление причин инвалидности

        3. определение трудовых рекомендаций

        4. систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов

        5. содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности

        6. экспертный контроль за длительно болеющими

        7. определение и изучение экономических и социальных причин инвалидности

        8. установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой

        Основные понятия МСЭ:

        1) Трудоспособность — такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии:

        А) Медицинский — влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется.

        Б) Социальные — включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т. д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т. е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.).

        2) нетрудоспособность делится на:

        А) Временную — функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности — это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок.

        Б) Стойкую — возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение.

        Временная и стойкая нетрудоспособность могут:

        1. Полной — невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.

        2. Частичной (ограничение трудоспособности) — невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

        Аспекты экспертизы нетрудоспособности:

        1) медицинские – исследование характера заболевания;

        2) социальные –возможность выполнять профессиональный труд, его изменить или прекратить;

        3) юридические – экспертиза регламентируется документами, врач несет ответственность;

        4) статистические – на государственном уровне осуществляется статистический учет времени нетрудоспособности, стойкой нетрудоспособности;

        5) экономические – по документам государство выплачивает пособия или пенсии.

        uchenie.net

        6.2. Учреждения медико-социальной экспертизы, функции, состав

        Практическое осуществление МСЭ возложено на специальные государственные учреждения: Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы (ФБМСЭ), Главные бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ), Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ).

        ФБМСЭ — находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

        ГБМСЭ создаются в областях, краях, республиках Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге. Они являются высшими органами МСЭ в субъектах РФ.

        БМСЭ – являются первичными органами МСЭ и осуществляют свою деятельность в городах и районах.

        Основные функции учреждений мсэ:

        Определение группы инвалидности, ее причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности.

        Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты, включая реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий.

        Формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния динамики инвалидности и факторов к ней приводящих.

        Участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

        6.2.1.Федеральное бюро медико-социальной экспертизы

        Федеральное бюро возглавляет руководитель- главный Федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе.

        Федеральное бюро выполняет следующие функции:

        1. Обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

        2. Рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро, проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

        3. Проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

        4. Проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения;

        5. Осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

        6. Осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

        7. Оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

        8. Формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

        9. Вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;

        10. Вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

        studfiles.net

        Что такое МСЭ?

        Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

        Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

        На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

      8. Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
      9. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
      10. Изучение уровня и причин инвалидности населения;
      11. Участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
      12. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
      13. Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Сроки проведения МСЭ

    Максимально допустимое время предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) с учетом времени, необходимого для составления программы дополнительного обследования и проводимого в соответствии с ней дополнительного обследования, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи заявления о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности.

    Приглашение на освидетельствование направляется получателю государственной услуги в сроки, не превышающие 5 календарных дней с даты подачи заявления.

    Если заявление подано без необходимых документов, то эти документы должны быть представлены получателем государственной услуги (его законным представителем) в течение 10 календарных дней с момента подачи заявления.

    Структура МСЭ

    Медико-социальная экспертиза имеет трехуровневую вертикаль:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (III уровень)
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы (II уровень)
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (I уровень)
  • I уровень — бюро МСЭ — проводят освидетельствование граждан, результатом которого является установление им группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, участвуют в разработке программ реабилитации.

    II уровень — Главное бюро — обладает полномочиями не только рассматривать жалобы прошедших освидетельствование в бюро граждан, но и отменять или изменять решение бюро, проводить в порядке контроля, а также по обжалованию, повторные, по направлению бюро освидетельствования граждан, координирует деятельность бюро и анализирует их работу. Главное бюро является в субъекте Федерации основной организационно-методической структурой, обладающей контролирующими полномочиями в области медико-социальной экспертизы.

    III уровень — Федеральное бюро — контролирует деятельность главных бюро, проводя освидетельствование граждан в порядке контроля и обжалования.

    Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 3-дневный срок со дня принятия экспертного решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности направляется работодателю(страхователю) и/или страховщику либо выдается получателю государственной услуги, если освидетельствование было проведено по его обращению.

    Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

    www.hcv.ru

    Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения

    Стандарт распространяется на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы и устанавливает общие требования к данной системе.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
    ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ
    СТАНДАРТ
    РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ

    Система информационного обеспечения
    медико-социальной экспертизы

    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства России» (ФГУ «СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта ФМБА России»)

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. № 408-ст

    4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:

    — от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

    — от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

    ГОСТ Р 53930-2010

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы.
    Основные положения

    Medical-social expertise. Information support system of medical-social expertise.
    General provisions

    Дата введения2012-04-01

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы (далее — система) и устанавливает общие требования к данной системе.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем

    ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью

    ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения

    ГОСТ Р 52447-2005 Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества

    ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины, определения и сокращения

    3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53931 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1.1 база знаний: Базы данных, объединенные логическими связями.

    3.1.2 специализированное программное обеспечение: Программное обеспечение, созданное на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных для системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы.

    3.1.3 хранилище данных: Совокупность баз данных, доступных пользователям корпоративной информационно-справочной системы.

    3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

    АРМ — автоматизированное рабочее место;

    ИПР — индивидуальная программа реабилитации;

    ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение;

    МСЭ — медико-социальная экспертиза;

    ПРП — программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

    ФГУ МСЭ — Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

    4 Общие положения

    4.1 Применение информационных технологий в медико-социальной экспертизе способствует повышению эффективности работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы за счет повышения качества работы специалистов по обслуживанию населения.

    4.2 Формирование единого информационного пространства медико-социальной экспертизы на уровне бюро МСЭ, Главных бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к применению данных технологий.

    4.3 Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационные технологии в медико-социальной экспертизе».

    4.4 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе осуществляется в целях повышения безопасности и качества системы медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательной и нормативной базами Российской Федерации, нормами международного права и международными стандартами.

    4.5 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе должна способствовать решению следующих задач:

    — повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    — подтверждению соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов системы медико-социальной экспертизы действующим национальным стандартам и условиям договоров;

    — обеспечению разработки и поставки для системы медико-социальной экспертизы высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов;

    — информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в системе медико-социальной экспертизы;

    — разработке новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам;

    — развитию и применению новых методов медико-социальной экспертизы, основанных на управлении знаниями;

    — повышению качества управления и эффективности использования ресурсов в учреждениях медико-социальной экспертизы всех уровней и системы медико-социальной экспертизы в целом;

    — развитию международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки состояния обратившихся лиц и разработке программы помощи людям с ограниченными возможностями.

    4.6 Стандарт на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы разработан на системной основе и должен обеспечить приоритетное развитие системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы в данной предметной области.

    4.7 Стандартизация системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы осуществляется по следующим направлениям:

    — структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на федеральном уровне;

    — структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на уровне субъекта Российской Федерации;

    — система автоматизированных рабочих мест специалистов;

    — общие принципы взаимодействия внутри учреждения медико-социальной экспертизы;

    — общие принципы взаимодействия с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в социальной поддержке инвалидов.

    5 Общие технические требования к системе информационного обеспечения медико-социальной экспертизы

    5.1 Система предназначена для автоматизации деятельности бюро МСЭ всех уровней, обеспечивая информационную поддержку его сотрудников в режиме реального времени в процессе освидетельствования и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида или программы реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве, и способствует созданию единого информационного пространства ФГУ МСЭ на уровне как субъекта Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом. Система должна обеспечивать проведение медико-социальной экспертизы на качественно новом уровне, поддержку всего текущего документооборота с учетом местных условий, формирование банка данных на инвалидов и их социальных потребностей, разработку и контроль выполнения индивидуальных программ реабилитации.

    5.2 В системе специалисты ФГУ МСЭ регистрируют первичную информацию об инвалидах и их потребностях по результатам освидетельствования, разработки ИПР и выполнения отдельных реабилитационных мероприятий. Данные переосвидетельствования добавляют к первичной записи. Система должна обеспечивать уровень защиты информации, соответствующий ГОСТ Р 50922 , ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799 и ГОСТ Р 52447 .

    5.3 Система должна поддерживать текущую технологию проведения экспертизы в ФГУ МСЭ, а также позволять своевременно вносить изменения, появившиеся в результате введения новых законодательных актов и технологий освидетельствования без остановки работы системы.

    5.4 Структура, реализующая базу данных в автоматизированном бюро МСЭ, должна удовлетворять следующим требованиям:

    — не зависеть от структуры и состава документов текущего документооборота;

    — позволять устранять возможные логические противоречия в существующих и новых принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.

    5.5 Программное обеспечение системы должно способствовать осуществлению следующих задач:

    — формирование электронной базы данных на освидетельствованных в субъекте Российской Федерации за период не менее 10 лет;

    — формирование федеральной базы данных по любому набору показателей, имеющихся в субъекте Российской Федерации;

    — формирование всех необходимых документов, относящихся к работе ФГУ МСЭ, как в электронном, так и в печатном видах;

    — обеспечение одновременной работы разных пользователей с одним документом;

    — обеспечение возможности обмена информацией с внешними базами данных (независимо от их формата данных);

    — обеспечение возможности использования на автоматизированных рабочих местах специалистов ФГУ МСЭ данных, полученных от внешних организаций, учреждений и предприятий;

    — поддержка работы системы Интернет-консультирования специалистов;

    — содержание как централизованно сопровождаемых на федеральном уровне словарей и справочников, так и местных, зависящих от особенностей законодательства субъекта Российской Федерации и условий эксплуатации программного продукта;

    — представление информации в удобном для пользователя виде;

    — обеспечение возможности обработки информации для получения стандартных и произвольных форм отчетности;

    — обеспечение сохранения целостности базы данных при сбоях в работе оборудования и ошибках пользователей.

    5.6 Структура базы данных системы определяется структурой ее информационных связей. Наполнение баз данных и их внутренние логические связи должны обеспечивать полную информационную поддержку перечисленных выше задач.

    5.7 Система должна разрабатываться на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных, позволяющих обеспечить:

    — комплексность (все аспекты информационной поддержки решаются исходя из единого набора словарей и понятий, что обеспечивает с одной стороны независимое развитие отдельных частей системы, с другой — их совместимость и возможность использования результатов работы любой части в любой момент времени);

    — изменение структуры имеющихся информационных полей и организацию новых информационных блоков с сохранением целостности данных общего хранилища, что является гарантией неограниченных возможностей в части модификации и модернизации информационно-справочной системы в будущем;

    — возможность модификации структуры информационных массивов без нарушения работоспособности системы;

    — возможность распространения типового элемента системы (бюро МСЭ, Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) без ограничений;

    — развиваемость (возможность изменять структуру и функционал системы в соответствии с быстро меняющимся законодательством без вмешательства в ее основу);

    — удаленное администрирование (возможность вносить изменения в систему удаленно и централизованно).

    6 Структура и функции системы

    6.1 Конструктивным элементом системы является АРМ специалиста ФГУ МСЭ.

    6.2 Построение и конфигурация системы зависят от уровня, на котором внедряется система:

    — Главное бюро МСЭ (уровень субъекта РФ);

    — Федеральное бюро МСЭ.

    6.3 Типовая конфигурация системы включает рабочие места следующих специалистов: регистратор, врач-специалист, руководитель, врач-специалист по реабилитации, специалист, администратор базы данных.

    6.4 Для выполнения системой всех своих функций АРМ одновременно внедряются по числу специалистов, включенных в бюро МСЭ, исходя из расчета одно рабочее место на каждого специалиста. Типовая конфигурация системы может быть дополнена АРМ других специалистов, в том числе председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ).

    Все АРМ должны быть увязаны в единый комплекс.

    6.5 Внедрение в ЛПУ, направляющих граждан на МСЭ, рабочего места председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ) предназначено для подготовки направления на МСЭ и исключения ошибок при его оформлении, а также автоматической записи пациентов на прием в бюро МСЭ.

    6.6 Анализ работы Главного бюро МСЭ и его филиалов, текущий контроль оформления документации, оперативное получение максимально возможных данных на инвалида следует проводить как по принятым формам отчетности, так и по текущим данным с помощью специально созданного аналитического модуля. Для обеспечения этой возможности в Главном бюро МСЭ в систему должно быть включено АРМ главного эксперта.

    6.7 Для выездного состава МСЭ в систему должны быть включены специальные АРМ, позволяющее оформлять всю документацию сразу в любых удаленных местах, в том числе при отсутствии местного стационарного источника электрического тока.

    6.8 Система должна обеспечивать информационную поддержку всех функциональных задач, стоящих перед ФГУ МСЭ:

    — сбор и хранение информации о лицах, прошедших освидетельствование в ФГУ МСЭ, и их потребностях в реабилитационных мероприятиях;

    — экспертная оценка состояния обратившихся лиц;

    — разработка и контроль исполнения ИПР/ПРП;

    — обмен данными с внешними организациями;

    — консультирование специалистов по вопросам МСЭ и реабилитации с использованием каналов Интернет;

    — подготовка данных для анализа динамики инвалидности;

    — предоставление информации о реабилитационных ресурсах, включая стоимостную характеристику услуг и товаров;

    — подготовка данных для анализа информации о потребностях нуждающихся в реабилитации и соответствия этих потребностей имеющимся ресурсам;

    — подготовка данных для анализа эффективности ИПР/ПРП;

    — предоставление данных по работе ФГУ МСЭ, в том числе путем мониторинга их деятельности.

    6.9 Перечисленные задачи должны поддерживаться на всех уровнях управления ФГУ МСЭ.

    7 Требования к внедрению системы

    7.1 Требования к оборудованию

    7.1.1 Требования к оборудованию для установки программного обеспечения автоматизированного бюро МСЭ зависят от интенсивности загрузки, удаленности рабочих мест пользователей (специалистов) от местоположения сервера, состояния и характеристик телекоммуникационных сетей.

    7.1.2 В общем случае достаточность конфигурации аппаратной поддержки характеризуется следующими параметрами: сервер, персональный компьютер для каждого специалиста, включая регистратора, сетевые устройства, принтеры, для выездных заседаний — ноутбуки с мобильными печатающими устройствами.

    7.1.3 Каждое рабочее место должно быть укомплектовано специализированной мебелью (рабочий и компьютерный стол, шкаф для документов и вращающееся компьютерное кресло). Компьютерная сеть должна быть организована в соответствии с действующими стандартами. Вычислительная техника должна быть подключена к электропитанию через сетевые фильтры или источники бесперебойного питания. Для обеспечения устойчивой работы сервера обязательно наличие источников бесперебойного питания, обеспечивающих сохранение рабочей информации на жестком диске в случае внезапного отключения электроэнергии.

    7.2 Требования к квалификации пользователей

    7.2.1 Для внедрения и эксплуатации системы необходимо подготовить следующие группы специалистов:

    — регистраторы, которые, кроме навыков работы с клавиатурой, должны уметь вводить, находить и корректировать необходимую информацию в базах данных;

    — специалисты, использующие хранящуюся в системе информацию для формирования на ее основе экспертных заключений;

    — специалисты по администрированию, сопровождению и поддержке системы (рекомендуется подготовка не менее двух специалистов на субъект Российской Федерации).

    7.3 Требования к документации

    7.3.1 Документация системы первоначально состоит из инструкций по эксплуатации и руководств пользователей.

    7.3.2 В процессе внедрения должны быть разработаны следующие документы:

    — утвержденное положение о работе бюро МСЭ с учетом новых возможностей (по организации работы и по информационной поддержке);

    — должностные инструкции специалистов бюро МСЭ с описанием прав доступа к базе данных и персональной ответственности за защиту персональных данных системы;

    — структура и описание информационных потоков, передаваемых по действующим информационным каналам (например, в Главное бюро МСЭ);

    — описание возможностей и последовательности действий специалистов на каждом рабочем месте (информация, необходимая для начала работы специалиста, и порядок ее нахождения, создаваемая информация и место ее хранения, выходные формы документов и порядок их оформления).

    8 Требования к автоматизированным рабочим местам системы

    8.1 Разработка системы должна проводиться в соответствии с ГОСТ 34.201 и ГОСТ 34.601 .

    8.2 Все рабочие места автоматизированного бюро МСЭ должны быть выполнены в едином стиле, обладать «дружественным» интерфейсом и следующими общими свойствами:

    8.2.1 Система поиска должна позволить специалистам ФГУ МСЭ получать списки всех освидетельствуемых по различным признакам. Поиск должен быть возможен по маске имени, внутренним идентификационным номерам, ключевым словам, именам или по спискам инвалидов, которые были зарегистрированы в бюро МСЭ в пределах определенного промежутка времени.

    8.2.2 Ввод данных должен быть максимально упрощен и основан на работе со словарями и развертками, унифицирующими и ускоряющими работу специалистов.

    8.2.3 В процессе работы специалисту ФГУ МСЭ должна быть доступна вся необходимая нормативно-методическая и другая справочная информация.

    Доступ к информации и возможность ее редактирования должны быть регламентированы в зависимости от прав пользователя. Акты медико-социальной экспертизы и выданные документы редактированию не подлежат. Для исправления возможных ошибок пользователей должна быть предусмотрена возможность создания варианта документа. В электронном виде следует сохранять всю историю работы с документом.

    8.3 Все зарегистрированные в системе освидетельствуемые и специалисты должны иметь уникальные идентификационные коды, позволяющие определить, где, когда и кем была проведена первичная регистрация освидетельствуемого и последующая работа с ним. Данные на освидетельствуемого должны накапливаться нарастающим итогом. Должна быть предусмотрена возможность передачи данных внутри ФГУ МСЭ как на уровне субъекта, так и между субъектами Российской Федерации.

    8.4 Автоматизированные рабочие места специалистов должны настраиваться в соответствии со стоящими перед специалистами задачами и правами доступа к информации системы, гарантировать защиту информации и идентификацию пользователей.

    8.5 Системой должны быть обеспечены анализ работы ФГУ МСЭ, текущий контроль оформления документации, оперативное получение максимально возможных данных на освидетельствуемого как по принятым формам отчетности, так и по текущим данным в произвольной форме с помощью специально созданного аналитического модуля.

    8.6 Состав реквизитов базы данных должен обеспечивать решение текущих задач ФГУ МСЭ.

    8.7 Должно быть обеспечено управление потоком освидетельствуемых за счет формирования плана приема, распределения интенсивности нагрузки на специалистов.

    8.8 Должна быть обеспечена возможность формирования как стандартных форм отчетности, так и многоуровневых запросов на основе информации, хранящейся в системе.

    8.9 Система должна обеспечивать формирование и распечатку всех документов, подготавливаемых при освидетельствовании и разработке ИПР/ПРП в ФГУ МСЭ, в том числе на бланках строгой отчетности, а также протоколов, журналов, справок сторонним организациям, электронных документов для обмена с внешними организациями.

    8.10 Должен быть предусмотрен обмен данными с внешними организациями.

    8.11 До проведения освидетельствования специалист должен иметь возможность проанализировать имеющуюся о пациенте информацию, оценить достаточность этой информации для проведения освидетельствования, и, при необходимости, оформить запрос на необходимые дополнительные обследования. Во время освидетельствования специалист вводит свое заключение по результатам экспертизы. В распоряжение специалистов должны быть предоставлены различные терминологические справочники, упрощающие описание статуса освидетельствуемого.

    8.12 Для упрощения оформления запросов на дополнительное обследование специалистам должна быть предоставлена возможность формирования и постепенного пополнения собственного справочника запросов (ответов). Методический контроль за содержанием таких справочников должен осуществляться на уровне Главного бюро МСЭ.

    8.13 Специалист по реабилитации на своем рабочем месте должен иметь возможность проанализировать информацию об инвалиде, полученную в результате проведения освидетельствования, и дополнить ее данными, необходимыми для разработки ИПР и ПРП, разработать наполненные конкретными мероприятиями ИПР и ПРП и осуществлять оценку результатов выполнения ИПР и ПРП.

    8.14 На рабочих местах специалистов должна быть в наличии система справочников, содержащих информацию, необходимую для разработки ИПР/ПРП. В справочниках должна быть предусмотрена система поиска, позволяющая свободно ориентироваться в имеющейся информации о предоставляемых реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации для включения в ИПР конкретного инвалида.

    8.15 Часть электронных справочников, используемых в системе, может быть сформирована и заполнена в субъектах Российской Федерации.

    8.16 Система должна содержать систему проверки полноты и корректности заполнения документов.

    Ключевые слова: система, информационное обеспечение, медико-социальная экспертиза

    ohranatruda.ru