В чем суть наказания раскольникова

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

102996 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Оглавление:

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Статья Раскольникова «О преступлении»: краткое содержание, смысл и суть

В романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, однажды пишет статью и посылает ее в одну из петербургских газет.

Ниже представлено краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении», суть и смысл статьи, ее роль в развитии сюжета романа.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Раскольникове

История написания и публикации статьи Раскольникова

Краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении»

Текст статьи «О преступлении» в романе не приводится. Однако смысл и краткое содержание статьи можно понять из первой беседы Раскольникова и Порфирия Петровича. Текст этой беседы читайте здесь.

В статье «О преступлении» Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.

По мнению Раскольникова, люди деляться на два разряда — «низший разряд» («обыкновенные люди», «материал») и «людей, которые двигают мир» («собственно люди», «Наполеоны»). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова.

Вот как следователь Порфирий Петрович пересказывает суть статьи Раскольникова:
«Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут. то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан.» «Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.» Вот как сам Раскольников передает краткое содержание своей статьи «О преступлении»:
«. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. « «. первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными.» «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. « «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют. « Вот как Разумихин понимает главную мысль статьи Раскольникова:
«. но что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже. В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это. это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное. « Следователь Порфирий Петрович считает статью Раскольникова нелепой, фантастичной и мрачной, но при этом искренней и смелой:
«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния; она мрачная статья-с, да это хорошо-с. Статейку вашу я прочел, да и отложил, и. как отложил ее тогда, да и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдет!» Ну, так как же, скажите теперь, после такого предыдущего не увлечься было последующим! Ах господи!» (Порфирий — Раскольникову) Статья Раскольникова становится одной из «косвенных улик», помогающих Порфирию Петровичу расследовать дело:
«А как начали мы тогда эту вашу статью перебирать, как стали вы излагать — так вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним сидит! Ну вот, Родион Романыч, таким-то вот образом я и дошел до последних столбов. « (Порфирий — Раскольникову) Это было краткое содержание статьи Раскольникова «О преступлении», суть и смысл статьи, ее роль в развитии сюжета романа, история написания и публикация статьи.

www.alldostoevsky.ru

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далекими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он “как будто ножницами отрезал себя сам от всех”.
Мне кажется, что Раскольников страдает еще и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. “Я не старушонку убил, я себя убил” – говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства – все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить ее в жизнь, за то, что он посчитал себя “право имеющим” на убийство.

Другие сочинения:

Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и Read More .

Анализ отрывка из романа Достоевского “Преступление и наказание” (Сон Раскольникова на каторге)“Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни. Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, Read More .

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым Read More .

Преступление и наказание РаскольниковаЯ себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский – замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа “Преступление и наказание” перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними Read More .

Образ Раскольникова (по роману “Преступление и наказание”)Федор Михайлович Достоевский – писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои – необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и Read More .

Теория Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего Read More .

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Писатель работал Read More .

В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда? Read More .

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)Ф. М. Достоевский – известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”. Но интересно, почему это произведение называется именно так? И Read More .

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.)Следователь Порфирий Петрович из романа “Преступление и наказание” – умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он. Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. “Порфирий Петрович Read More .

rus-lit.com

48 (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

«Двойники» Раскольникова в романе.
Мотив «двойника» как темного второго «я» человека. Образ Лужина (чтение и анализ гл.З ч. 1, гл. 5 4.2. гл. 2,3 4.4, гл. 1,3 ч.5). Образ Свидригайлова (чтение и анализ гл. ,3 ч. 1, гл. 1,2 4.4). Смысл сопоставления Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Основное средство самораскрытия героев-«двой- ников»—диалог, сюжетные параллели Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова
Эпилог.
Разочарование Раскольникова в себе. Антигуманный, преступный характер идеи Раскольникова при- . менительно к будущему человечества (сОн). Каторга и как юридическое наказание, и как исход, как очистительное страдание. Неприятие, ненависть к Раскольникову каторжан. Отказ Раскольникова от теории посредством веры и любви.

48 (Д). РАСКОЛЬНИКОВ И ПОРФИ- РИЙ ПЕТРОВИЧ
Порфирий Петрович как идейный антагонист Раскольникова. Поединки Раскольникова с Порфи- рием Петровичем. Мастерство следователя, который, по теории Раскольникова, относится к «низшему» разряду людей, в опровержении этой теории Чтение и анализ гл. 5 ч 3. гл. 5. ч. 4; гл. 6 ч.З, гл 2, 7, 8 ч. 4.
49. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО
См. 9 класс, темы № 37-38.
50. «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ
РАССКАЗЫ- Л.Н. ТОЛСТОГО
В 1853 году начинается русско- турецкая война, а в 1854 г. Толстой просит о переводе в действующую армию. Так Толстой побывал в осажденном Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны три рассказа: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (1855-1856). Особенность повествования. Лейтмотивные сюжетные мотивы. Возникновение «наполеоновской темы». Историзм. Тщеславие как основной стимул людей, стоящих у власти. Непобедимость духа русского народа.
Рассказ «Севастополь в декабре» (первый рассказ цикла) является ключевым, т.к. в нем формируется эстетический идеал, с высоты которого освещаются дальнейшие этапы обороны. В этом рассказе Толстой изображает будничных людей. Основная причина героизма участников обороны — любовь к родине.

Основной стимул круга людей, стоящих у власти — тщеславие.

51. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) сначала замышлялся Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году — «эпохе заблуждений и несчастий . героя . . (. ) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его — показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации. Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов. Основа романа — исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа «Война и мир». Жанровая особенность — роман-эпопея. Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания — общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода. Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он яв- 52. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А.П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения «золотой» молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25.
Семья Ростовых и Болконских. Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка. Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А.П. Шерер. Отношение к войне.(т. 1 ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь I. семьи Болконских в Лысых Горах. ерНравственные ценности семьи. I (т.1, ч. 1, гл. 22-25). Сходство и | различие семьи Болконских и Ро- I стовых.

scicenter.online

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был. то я бы теперь. счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

www.yaklass.ru