Сбор налогов защита границ издание законов что это

Сбор налогов защита границ издание законов что это

Олимпиада по обществознанию

2010-2011 учебный год

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1. Палка-копалка, прялка, сверлильный станок.

2. Сбор налогов, защита границ, издание законов.

3. Экономика, наука, искусство, управление.

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Брат, сестра, отец, шурин, кума.

2. Библия, Коран, Тора, Булла.

3. Политология, социология, психология, демография, философия

1. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.

2. Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя?

1. П., семнадцатилетняя выпускница школы

2. М., находящийся под следствием по обвинению в краже

3. Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

4. В., военнослужащий срочной службы

5. К., офицер запаса

6. Д., восемнадцатилетний студент вуза.

3. Найдите в приведенном перечне молодежные субкультуры и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.

Заполните пропуски в рядах

1. Право участвовать в управлении государством – политическое право; право на жилище — …; право на неприкосновенность жилища – личное право.

2. Буддизм – Трипитака; иудаизм –Тора; ислам — … .

3.партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство, — правящая партия, партия выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя, — …; партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития, — оппозиционная партия.

Определение правильности или ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Досуг – это часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению.

2. Члены семьи, товарищи по играм, соседи – агенты первичной социализации.

3. Общество – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.

4. Личность – биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции.

5. Культура бывает восходящей и нисходящей.

Впишите правильную букву ( правильные буквы) вместо пропусков

1. К…нф..рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей

2. Д..в..ден..- доход, выплачиваемый акционерам

3. Д..скр..м..нация – ущемление прав по тем или иным признакам.

4. Стр..т..ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.

5. Л..г..тимность – признание законности

6. С..п..р..тизм – стремление к отделению, обособлению

1. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

school-97.ucoz.ru

Государство 9 класс

На данном уроке разберём два очень важных в курсе обществознания понятия: государство и гражданство. Вы узнаете, что такое государство, когда оно возникло, каковы его признаки, функции и формы. Также вы узнаете, что такое гражданство и правовой статус гражданина.

Когда государство возникло?

И первый вопрос, которого мы коснемся – когда государство возникло? В первобытном обществе еще не было государственного устройства. Правила и нормы поведения первобытных людей основывались на обычаях. Большим влиянием обладали старейшины, власть которых держалась на авторитете.
Но с развитием общества и усложнением общественных отношений, постепенно стала выделяться прослойка людей, стремящихся к управлению обществом. От народа отделилась власть. Появились законы, армия, суды.
По поводу происхождения государства существуют различные точки зрения. Самой первой теорией происхождения государства является теологическая, согласно которой государство, как и всё на свете, имеет божественное происхождение.
Согласно теории общественного договора, государство возникло в результате договора между членами общества о передаче власти одному лицу, который становился правителем и должен был защищать их. Необходимость такого договора возникла из-за произвола людей, поведение которых не имело рамок. Государство должно было установить эти рамки и навести порядок в обществе.
Существует и теория завоевания, которая объясняет происхождение государства завоеванием слабых племен более сильными.
Согласно классовой или марксистской теории государство стало следствием раскола людей на противоположные классы: рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян. Государство же возникло для того, чтобы защищать малочисленный экономически господствующий класс. Так рабовладельцы и феодалы укрепили своё господство с помощью власти, законов и армии, то есть с помощью государства.
Независимо от причин возникновения государственность является важным достижением человеческой цивилизации. Издание законов, отправление правосудия, сбор налогов, борьба с преступностью, защита границ и многие другие функции государства отвечают интересам народа.

Понятие, признаки и функции государства

Рассмотрим понятие государства в двух смыслах.

Основными признаками государства являются:

  • Единство территории — государственная власть распространяется на всех людей, живущих на территории государства.
  • Публичная власть. Как известно, власть – это возможность распространять своё влияние, а публика – это совокупность людей, являющихся объектом воздействия чего – либо. Так вот власть государства распространяется на весь народ, поэтому она называется публичной.
  • Суверенитет – независимость и недопустимость вмешательства кого – либо во внутренние и внешние дела государства.
  • Законодательная деятельность – издавать законы, которые обязательны для соблюдения может только государство. С помощью законов государство поддерживает порядок в обществе.
  • Взимание налогов. Налоги – это специальные сборы с граждан и фирм, которые государство расходует на выплату зарплат, пенсий, пособий и производство общественных благ (строительство дорог, школ, развитие науки).
  • Аппарат управления и принуждения – это органы и учреждения, выполняющие различные государственные функции, которые бывают внутренними и внешними.
  • К внутренним функциям относятся:

    • сохранение государственной целостности и политической стабильности,
    • поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности граждан,
    • забота о благополучии граждан, особенно слабо защищенных – детей, больных, пенсионеров,
    • регулирование экономики, защита экономических прав граждан, корректировка таких отрицательных последствий рынка, как инфляция, безработица,
    • развитие образования, науки, культуры, здравоохранения,
    • охрана окружающей среды и многие другие.
    • К внешним функциям относятся:

      • дипломатическое сотрудничество с другими государствами,
      • развитие внешнеэкономических отношений,
      • обеспечение обороноспособности страны.

      Формы государства

      Их всего две: монархия и республика. Глава государства в монархии наследует власть, а в республике его избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Монарх в абсолютной монархии сосредотачивает в своих руках всю полноту власти (законодательную, исполнительную и судебную). Абсолютных монархий в современном мире очень мало. Это, например, Саудовская Аравия. Власть монарха в ограниченной монархии ограничена конституцией и парламентом. Монарх здесь выполняет только декоративную роль и осуществляет представительские функции. К примеру, как королева Великобритании. Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Поэтому в президентских республиках, таких как США, Франция нет премьер – министра. Правительство здесь ответственно только перед президентом. Президент имеет право вето и может отклонить закон, принятый парламентом. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой.

      Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
      Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган, правительство, суды), свои законы и конституцию. Поэтому в федерациях два уровня органов государственной власти: федеральные или центральные органы, распространяющие свою власть на всю территорию государства и органы субъекта федерации, распространяющие свою власть только на территории своего субъекта. Унитарными государствами, например, являются Венгрия, Греция, Чехия и другие, а федеративными Россия, Германия, США, Индия и другие.

      О политическом режиме у нас будет отдельный урок.

      Гражданство

      Каждый человек занимает в обществе своё социальное положение. Есть среди нас ученики и студенты, учителя и врачи, родители и дети, бизнесмены и госслужащие, молодые и старики. Но большинство из нас объединяет то, что мы являемся гражданами одного государства.

      Наличие гражданства подразумевает то, что за человеком закрепляются права и обязанности. Согласно Конституции РФ, гражданин РФ имеет право на жизнь, свободу перемещения, свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, право на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, право на образование, свободу труда и многие другие. Правам и свободам гражданина РФ посвящена целая глава 2 Конституции.
      К обязанностям гражданина РФ относятся исполнение законов, уплата налогов, защита Отечества, бережное отношение к природе. Несоблюдение обязанностей влечет к наказанию. Но каждый здравомыслящий человек должен выполнять свои обязанности не под страхом наказания, а исходя из сознательности и добросовестного отношения ко всему окружающему. Каждый гражданин должен понимать, что нельзя воспользоваться своими правами, нарушая права других. Именно на понимании этого держится благоустройство всего общества.

      cknow.ru

      Тестовые задания по обществознанию : Вопросы для закрепления знаний по обществознанию

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      1. Назовите понятия, общие для приведённых ниже слов, объединяющее их:

      1. прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность

      2. сбор налогов, защита границ, издание законов

      3. страта, класс, сословие

      4. православие, католицизм, протестантизм

      2. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным:

      1. людей, находящихся вне основных социальных групп, называют люмпенами

      2. судьи Конституционного суда избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ

      3. общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем ним понятие «индивидуальность»

      3. В случае согласия с утверждением напишите «да», если не согласны – «нет»:

      1. народ России через референдум не может внести поправки в Конституцию РФ

      2. хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними

      имеется существенная разница

      3. вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан,

      регулируются нормами трудового права

      4. социальная стратификация – это разделение общества на малые и большие социальные группы

      5. кривая производственных возможностей отражает ограниченность экономических ресурсов

      6. любой человек, не имеющий работы, относится к категории безработных

      7. помилование осуществляется Президентом РФ, а амнистия – Государственной думой РФ

      8. харизматическому типу господства присущ аффективный тип социального действия

      9. место жительства – признак социального статуса

      10. при расторжении брака обязательства по кредитному договору, заключённому один из супругов,

      поровну делятся между бывшими супругами

      4. Выпишите порядковые номера общественных явлений, относящихся к:

      А) форме правления;

      Б) политическому режиму;

      В) государственному устройству

      1. территориальное единство

      2. соблюдении е прав и свобод человека

      3. политический плюрализм

      4. передача власти главы государства по наследству

      5. наличие системы сдержек и противовесов

      6. отсутствие разделения властных полномочий между центральной властью и регионами

      7. всеобщие выборы законодательного органа власти при тайном голосовании

      8. власть и личность связывают партнёрские отношения

      9. формирование органов власти находится в компетентности главы государства

      10. наличие у регионов органов законодательной власти

      5. Что является лишним в ряду? Ответ поясните:

      1. Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность

      2. Пол, возраст, профессия, национальность

      3. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление

      4. Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение

      6. Вставьте пропущенное понятие:

      1. _______ — это предприятие, специализирующееся на приёме от населения денежных вкладов для

      проведения финансовых операций кредитования, учёта.

      2. ______ — показатель, который определяется как доля численности безработных в численности

      экономически активного населения.

      3. ______ — способность актива легко и быстро обмениваться на любой другой актив.

      4. ______ — мера воздействия, важное средство социального контроля.

      5. ______ — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его

      6. ______ — самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство

      товаров или услуг с целью получения прибыли.

      7. ______ — это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определённую

      сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение

      определённой важной потребности общества.

      7. Решите логическую задачу:

      Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхающих под деревом. Странные это были

      существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни

      недели. Единорог же вёл себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во

      все остальные дни недели. Они высказывали следующие утверждения:

      Лев – Вчера был один из дней, когда я лгу.

      Единорог – Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.

      Из каких двух высказываний Алиса сумела вывести, какой день недели был вчера. Что

      это был за день?

      8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, следующие ситуации:

      1. Семнадцатилетний Игорь, готовясь к встрече Нового года, решил приобрести в магазине бутылку

      шампанского. Зная о том, что продажа алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена

      законом, он предъявил продавцу помимо паспорта копию решения суда об объявлении его

      Что в этой ситуации обязан сделать продавец? Свой ответ обоснуйте.

      2. Пятнадцатилетний Василий нанёс на здание, в котором располагалась некоммерческая организация

      «Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты».

      После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая

      организация действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными

      организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.

      Квалифицируйте деяние Василия.

      3. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился тринадцатилетний Андрей. Он подал заявление с

      просьбой принять его на работу в свободное от учёбы время. Родители Андрея согласны, чтобы их

      Будет ли в данном случае подросток принят на работу. Свой ответ аргументируйте.

      4. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан

      Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на

      обсуждение Государственной думы? Свой ответ аргументируйте.

      9. Установите соответствие между именами мыслителей и их высказываниями:

      А. Несчастье – и в нём заключено счастье. Счастье – в нём заключено

      несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. 1. З. Фрейд Б. Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в

      четвёртой в ход пойдут камни и дубинки. 2. Ф. Достоевский

      В. Но если Россия , скажет нам, не принадлежит к Европе по праву рождения,

      она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась (или, по

      крайней мере, должна сделаться) участницей в её трудах, в её триумфах. 3. Ф. Ницше

      Г. Если ты столкнулся с противником, победи его любовью. 4. Лао Цзы

      Д. Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было

      бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться с Христом,

      нежели с истиной. 5. А. Эйнштейн

      Е. Основная задача культуры – защитить человека от природы. Это только

      иллюзия, что природа позволяет нам делать всё, что угодно, она

      ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его. 6. Ж. Руссо

      Ж. Человек – это канат, натянутый между животными и сверхчеловеком, —

      канат над пропастью. 7. Н. Данилевский

      10. По какому признаку объединены выделенные на карте государства?

      2. функции государства

      3. социальная общность

      4. направления христианства

      2. 1. вместо люмпенами – маргиналами

      2. вместо избираются – назначаются

      3. вместо индивидуальность – уникальность

      5. 1. Обоснованность не характеризует понятие «искусство».

      2. Профессия. Это достигаемый статус, а остальное – предписанный

      3. Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

      4. Социальные институты

      2. уровень (норма) безработицы

      7. социальный институт

      7. Лев мог сказать, что он лгал накануне, только в понедельник и в четверг. Единорог мог сказать, что он лгал накануне, только в четверг и в воскресенье. Следовательно, они оба могли утверждать, что лгали накануне, только в четверг.

      8. 1. Продавец обязан отказать Игорю в продаже шампанского, поскольку он несовершеннолетний (не достиг возраста 18 лет) (ч. 2. ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Эмансипация в данном случае не имеет значения, поскольку основанием ограничения является именно возраст Игоря.

      2. Василий подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 «Вандализм»

      3. По общему основанию заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия родителей и органов опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста 14 лет. (ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, Андрей не будет принят на работу.

      4. Нет, не может. Гражданин М. не может самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной думы. Так как правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, он не обладает.

      Это страны входящие в блок НАТО

      Вопросы для закрепления по обществознанию.

      вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан,

      2. с точки зрения эмпириков, критерием истины являются соглашения учёных

      3. характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой – либо

      идеологии в качестве государственной

      4. в самосознании личность и субъект, и объект познания

      5. реальное социальное поведение в каждом случае представляет собой результат воздействия на

      индивида совокупности лишь внутренних факторов

      6. иудаизм – самая древняя монотеистическая религия в мире

      7. разрушение природы носит не только необратимый, но и неконтролируемый характер

      8. интерес – это нужда или недостаток в чём – либо необходимом для существования и развития

      9. назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора РФ ведает

      10. глобализация – это исторический процесс превращения научно – технического процесса в

      основную движущую силу общества

      11. малой социальной группой является сословие

      12. смертная казнь в соответствии с Конституцией РФ может устанавливаться в качестве

      исключительной меры наказания

      13. любой человек, не имеющий работы, относится к категории безработных

      14. валютный курс национальной денежной единицы возрастает, если улучшается состояние торгового

      15. экзистенциальные потребности, согласно теории американского психолога А. Маслоу, относятся к

      вторичным потребностям человека

      16. искусство выступает как средство познания

      17. процесс становления и формирования человека и общества называется антропогенез

      18. социальная стратификация – это разделение общества на малые и большие социальные группы

      19. признание обществом или его большей частью законности существующей власти называется

      20. индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании,

      источником его развития

      21. кривая производственных возможностей отражает ограниченность экономических ресурсов

      22. деятельность человека характеризуется, прежде всего, внешней системой действий

      23. экономика наиболее эффективна, если в ней достигнута полная занятость населения

      24. семейное положение – признак социального статуса

      25. при прочих равных условиях, снижение величины совокупных инвестиций может спровоцировать

      рецессию в экономике

      26. если у вас нет собаки, её не отравит сосед. У меня есть собака. Значит, сосед её отравит. Верно ли я

      27. традиционные культуры стремятся к целенаправленному преобразованию мира, обеспечению

      власти человека над природой

      28. культура общения предполагает соблюдение толерантности

      29. президент РФ руководит внутренней и внешней политикой и является Верховным

      главнокомандующим Вооружёнными силами РФ

      30. престиж – это уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в

      31. для расчётов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчёте на душу

      32. земля и труд – первичные экономические ресурсы

      33. познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов

      34. приоритет интересов государства над интересами человека – это обязательный признак

      35. вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ

      Нет 11. Нет 21. Да 31. Нет

      Нет 12. Да 22. Нет 32. Да

      Нет 13. Нет 23. Нет 33. Да

      Да 14. Да 24. Да 34. Нет

      Нет 15. Нет 25. Да 35. Нет

      Да 16. Да 26. Нет

      Да 17. Нет 27. Нет

      Нет 18. Нет 28. Да

      Нет 20. Да 30. Да

      1. В случае согласия с утверждением напишите «да», если не согласны – «нет»:

      1. земля и труд – первичные экономические ресурсы

      2. любой человек, не имеющий работы, относится к категории безработных

      3. Российская Федерация является членом Организации стран-экспортеров нефти

      4. государство не является единственным носителем политической власти

      5. главное для консерватора – обеспечение динамичного развития общества любыми средствами

      6. отличительной чертой человека является способность добывать пищу

      7. детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые

      предоставляют ребёнку полную самостоятельность в поступках

      8. помилование осуществляется Президентом РФ, а амнистия – Государственной думой РФ

      9. ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком

      проблемы их рационального использования и распределения

      10.законодательным органом власти любого государства является правительство

      2. Что является лишним в ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили:

      1. эффективность, обмен, рыночное равновесие, ценовые субсидии, равновесная цена

      2. источник доходов, членство в парламентской партии, политические убеждения, повышение

      квалификации, брак с лицом ниже по статусу

      картель, синдикат, холдинг, трест, концерн

      Великобритания, Франция, США, Австралия, Китай, Россия

      3. Назовите религии, символы которых здесь изображены. Какое изображение выпадает из

      общего ряда, почему?

      4. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, следующие ситуации:

      1.Шестнадцатилетняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила

      развестись и предъявить иск о разделе имущества. Её совершеннолетний супруг заметил, что она

      недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде.

      Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

      2.После смерти сына дедушка обратился в суд о взыскании алиментов со своего совершеннолетнего

      и трудоспособного внука.

      Удовлетворит ли суд данное заявление? Свой ответ аргументируйте.

      3. ООО – 1 заключило договор поставки своего товара с ООО – 2. Однако в оговоренный срок товар

      поставлен не был.

      Какая ответственность может быть возложена на ООО – 1?

      В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?

      4. Шестнадцатилетний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался

      расклейкой агитационных материалов.

      Являются ли действия Е. правомерными? Почему?

      Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?

      5. Выполните задание к тексту:

      Итальянский мыслитель Вильфредо Парето выделял два типа элит. Первый тип элиты, в котором

      преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путём использования убеждения, подкупа, обмана,

      прямого одурачивания масс. Элита больше заботится о настоящем и меньше – о будущем. Интересы

      материальные преобладают над идеальными интересами; интересы индивида – над интересами семьи,

      других социальных групп, нации. Второй тип элит, в котором преобладает инстинкт «настойчивости в

      сохранении агрегатов» характеризуется агрессивностью, авторитарностью, упорством,

      непримиримостью, подозрительностью к маневрированию и компромиссам. Каждый из типов элит

      выполняет в обществе особую полезную функцию. Для обозначения данного типа элит Парето

      использовал термины – образы, где каждый тип соотносился с определённым животным.

      Определите слова, выделенные в тексте. Укажите, какие это животные, если эти термины –

      образы позаимствованы из произведения Н. Макиавелли «Государь»? Какую особую полезную

      функцию выполняет в обществе каждый из типов элит?

      6. Отметьте , к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

      1. терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом» спокойствия,

      психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку в защиту своим членам;

      2. старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости –

      тревожные симптомы демографической ситуации в России;

      3. статус, которым обладает человек на основании членства в семье, ориентирует его на множество

      межличностных отношений (отношений с родителями, братьями, сёстрами и другими

      родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той

      социальной группе, к которой принадлежит семья;

      4. семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребёнка, её нельзя заменить

      никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает

      индивида с «большим миром»;

      5. ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего

      труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета

      занимает важное место в семейной жизни;

      7. Прочитайте текст и выполните задание к нему:

      «Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе, становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность.(3) Привитые личные качества и стереотипы (4) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру(5).

      Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ – древнерусской традиции (6), самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (7) и полуазиатский быт.

      Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».

      ( Т.А.Коваленко, российский культуролог)

      1. Дайте определения к выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

      2. Раскройте каналы социализации российского дворянства XVIII века.

      8. Выполните задание к тексту:

      «Подчиняться государству – значит подвергаться наблюдению, инспекции, шпионажу, руководству, правовому принуждению, подсчету, регуляции, регистрации, индоктринации, проповеди, контролю, проверке, оценке, экономической оценке, цензуре, командованию, причем со стороны созданий, не имеющих на то права, не отличающихся ни умом, ни добродетелью….[Это] значит…подлежать регистрации, переписи, налогообложению, «штампованию», измерению, исчислению, оценке, лицензированию, разрешению, наставлению, предостережению, запрещению, реформации, коррекции, наказанию. Это значит под предлогом государственных интересов…быть предметом поборов, муштры, эксплуатации, монополизации, вымогательства, давления, обмана, грабежа; а при малейшем сопротивлении, при первом же слове недовольства вас репрессируют, оштрафуют, обольют грязью, доведут до изнурения, затравят, оскорбят, изобьют, укротят, свяжут, задушат, бросят в тюрьму, осудят, приговорят, расстреляют, вышлют, сделают жертвой, продадут, предадут, а в довершение – выставят на посмешище, подвергнут издевательствам, насмешкам, оскорблению и унижению. Вот правление государства; вот его справедливость; вот его нравственность».

      1. Представителю какой политической идеологии принадлежит данное высказывание?

      2. Как называется противоположная идеология?

      Ключ ответа на вопросы для закрепления по обществознанию.

      infourok.ru