Основания прекращения полномочий глав муниципальных образований

Оглавление:

Прекращение полномочий главы муниципального образования РФ

Марченко С.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

20 марта 2009 г. Государственной Думой РФ был рассмотрен и принят проект федерального закона № 155656–5 «О внесении изменений в ФЗ — Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В этом проекте рассматривается процедура лишения полномочий и удаления в отставку главы муниципального образования по решению представительного органа муниципального образования.
По существу, в статью 36 пункт 6 действующего ФЗ-131 (текст статьи см. здесь), в которой расписаны все случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, добавлен подпункт 2.1 — удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 того же ФЗ-131 (текст статьи см. здесь)

Население России по данным Росстата на 1 января 2009 г. составляло 141 903 979 чел. Российская Федерация состоит примерно из 24210 муниципальных образований, без учета Чечни и Ингушетии.

Должность главы муниципального образования – выборная, также как и должность депутата муниципального собрания. Все это предусмотрено действующим федеральным законом о местном самоуправлении, а также прописана процедура досрочного прекращения полномочий лиц, занимающих выборные должности. Зачем нужно было принимать данную поправку, дающую другим ветвям власти большую возможность влиять на деятельность избранного местным населением главы муниципального образования, то есть ставить главу в зависимость не от избирателей, а от других центров власти? Многие эксперты по вопросам местного самоуправления находят эту поправку не соответствующей Конституции РФ. К примеру, заключение Европейского клуба экспертов МСУ, которое предлагает иной вариант этого проекта (полный текст заключения ЕКЭ МСУ размещён по адресу http://emsu.ru/lg/0904/11.htm. Заключение очень конкретное, юридически правильное и соответствует Конституции РФ.

Например, участие главы субъекта РФ в отрешении от должности главы МО представительным органом МО является неправомерным.

Конституция РФ провозглашает самостоятельность и невхождение органов МСУ в систему органов государственной власти (статья 12), запрет на ограничение прав местного самоуправления (статья 133). В соответствии с этим абзац второй ч.4 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ-131) запрещает участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ.

Конституционный Суд РФ также не раз подчеркивал, что органы государственной власти не вправе участвовать в назначении или отрешении от должности каких-либо должностных лиц МСУ, в т.ч. признавал не соответствующими положения законов субъектов РФ, согласно которым глава МО избирается на должность и освобождается от должности представительным органом МСУ по предложению государственных должностных лиц (Постановления Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-п, от 15.01.1998 № 3-П, Определения Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 № 138-О, от 11.06.1999 № 105-О, от 15.05.2001 № 98-О). Так, в определении от 11.06.1999 № 105-О Конституционный Суд РФ прямо указал на «обязанность как федерального законодателя, так и законодателя субъекта РФ обеспечивать безусловное право населения, избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц формировать органы местного самоуправления» (абзац пятый п.4 мотивировочной части).

Исключение из этого правила составляет установление ответственности перед государством как особой формы ответственности за нарушения установленных государством требований. Это возможно в двух случаях (статья 72 ФЗ-131):

– нарушение Конституции РФ и законов;

– ненадлежащее исполнение государственных полномочий, переданных органам МСУ.

Соответственно, привлечение к ответственности перед государством также находится в компетенции государственных органов. Конституционный Суд РФ указывал, что «досрочное прекращение полномочий – при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов, – само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления» (Постановление от 16.10.1997 № 14-П).

Процедура ответственности главы МО перед государством установлена статьей 74 ФЗ-131.

Наверное, наши законодатели, тоже знают о некоторых неясных моментах в принятой ими поправке. Так в чём же дело, почему же поправки в ФЗ-131 не соответствуют нормам Конституции РФ? Или, может, всё же соответствуют?

В. Суриков. Боярыня Морозова
(один из старых вариантов удаления в отставку — на санях)

Ответ довольно и простой, и сложный. Примерно такой же, как и ответ на философский вопрос, что первично — бытиё или сознание, где Конституция — это сознание, а уровень развития экономики и общества – это бытиё. Любое государство закладывает в свою Конституцию, как правило, самые лучшие гуманистические идеи и достижения всего прогрессивного человечества и провозглашает Конституцию основным законом Государства. Но вот бытиё – экономика, традиции и уровень жизни населения, который отражается на социальном качестве последнего, не всегда соответствует Основному Закону страны.

Если в Российской Империи конституции вообще не было, хотя в последние десятилетия своего существования это была довольно свободная страна, но с очень низким (по отношению к западным соседям) уровнем жизни, то в СССР конституция уже была. Можно сказать, что это на бумаге была очень демократичная и довольно прогрессивная Конституция. По существу, это была немного переделанная конституция Франции – родины всей мировой демократии и одной из самых демократических стран в мире. А вот бытиё в СССР не было даже отдалённо похоже на французский уровень жизни. Может, по количеству танков на душу населения СССР и был впереди планеты всей, но по уровню жизни, а соответственно, и уровню гражданских свобод, возможно, даже уступал Российской Империи.

В Российской Федерации Конституцию также утвердили не на один день. Конституция хорошая, отвечающая всем нормам мировой демократии. Но вот по бытию Россия ещё не особенно развитая держава с экстенсивной сырьевой экономикой, с колоссальными проблемами, которые пришли из прошлой жизни, с сокращающимся и деградирующим населением, с нерешенными национальными и прочими проблемами, но с ещё достаточно грозной военной силой, которая осложняет притязания международных монополий на наши природные ресурсы на источник, дающий существование россиянам, как единой нации. И Конституция страны – это не мёртвый догматический документ. Ведь изменили же срок полномочий президента с четырёх до шести лет. Это надо было сделать ещё четыре года назад. Или увеличить, или уменьшить, чтобы срок полномочий президента совпадал с цикличностью мировой экономики.

Поэтому принимать законы, которые формально соответствуют Конституции РФ, но практически ведут к разрушению Государства Российского, могут только или социалисты-утописты или силы, которые хотят быть неподконтрольными в своей «вотчине», под названием «муниципальное образование». Ни для кого не секрет, что в данное время социальная активность населения, если только она не затрагивает вопросы зарплаты, еды, воды и тепла, очень незначительная. А местные выборы вообще мало кого интересуют. Так что инициативная группа людей, обладающая определёнными ресурсами, может собрать менее 20% голосов от общего числа избирателей и выбрать своего мэра или главу.

А дальше абсолютно спокойно начать разграбление города или региона. Сначала разграбить в свою пользу, а потом, может быть, и вообще отделиться. И все вроде как демократически, «всенародно избранные». Интересно, каковы будут результаты, если провести анонимный опрос среди глав администраций, с какими целями они становятся главой или мэром; сколько средств потрачено на выборы; как можно возместить эти затраты? Новая поправка в статью 36 пункт 6 подпункт 2.1 «удаление в отставку в соответствии со статьёй 74 п.1» даёт возможность более оперативного контроля со стороны центральной власти за целостностью и соблюдением законности на всей территории РФ и для построения действующей вертикали власти. Не надо забывать и то, что и сама центральная власть страны, тоже выборная, выбирается демократическим путём и основные, самые большие полномочия делегированы ей избирателями всей страны.

Поэтому нельзя, вопреки здравому смыслу, ставить местный закон выше общегосударственного интереса. А Конституция – это идеал, к которому надо стремиться. И на данное время, Основной закон РФ намного меньше расходится с «бытиём», чем за все предыдущие этапы истории нашей страны, и это надо ценить. Ценить те реальные, основные демократические права и свободы, которыми сейчас пользуются граждане Российской Федерации. Так вот, для обеспечения этих прав и свобод на всей громадной территории нашей многонациональной державы и принята данная поправка.

Сама мировая история развития местного самоуправления показывает, что без политической активности местного населения одними законодательными актами реальные органы местного самоуправления не построишь, а процесс строительства государства, является непрерывным, всё время совершенствующимся или деградирующим. Не надо забывать, что сейчас проводятся и другие реформы ветвей власти. Самая важная – судебная. Если она будет доведена до конца и суд будет действовать только на основании закона, тогда эта поправка в ФЗ о местном самоуправлении будет реально защищать жителей территориального образования от возможной некомпетентности, или, ещё хуже, административного беспредела выборных чиновников, которые нарушают права и свободы гражданина, гарантируемые Конституцией РФ.

www.samoupravlenie.ru

Глава МО: общая характеристика, порядок занятия должности, полномочия, гарантия деятельности, основания досрочного прекращения полномочий.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Если главу избирает представительный орган, то он является по должности его председателем. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования. Глава муниципального образования имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в части организации деятельности представительного органа рассмотрены в предыдущей главе.

Подконтрольность главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:

отставки по собственному желанию;

отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;

признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

его отзыва избирателями;

установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

zakon-municipal.ru

§ 7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.
Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в следующих случаях:
принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;
вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
преобразования муниципального образования.
Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

1. Пылин В.В. Представительные органы местного самоуправления. М., 1998.
2. Васильев В.И. От Советов к муниципалитетам: что показал анализ регламентов представительных органов // Журнал российского права. 1998. N 4/5.

jurisprudence.club

§ 4. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий представительного органа, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
В случаях, когда глава муниципального образования временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образования субъекта Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Чаще всего это заместитель (первый заместитель) главы муниципального образования.

1. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2003.
2. Васильев В. Когда городом правит голова // Российская Федерация. 1997. N 12.

Некоторые вопросы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гончаров Сергей Викторович

статья посвящена актуальным вопросам досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования , реализаций оснований досрочной вакансии главы муниципального образования в современной муниципальной практике

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гончаров Сергей Викторович,

Some of the issues of early termination of the powers of the head of municipal formation

the article is devoted to topical issues of early termination of the powers of the head of municipal education, the implementations of the grounds for pre-term vacancy of the head of municipal education in the modern municipal practice

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования»

7.2. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гончаров Сергей Викторович, соискатель кафедры конституционногоправа Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Россинского (г. Краснодар).

Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, реализаций оснований досрочной вакансии главы муниципального образования в современной муниципальной практике

Ключевые слова: местное самоуправление, глава муниципального образования, основания досрочной вакансии главы муниципального образования

SOME OF THE ISSUES OF EARLY TERMINATION OF THE POWERS OF THE HEAD OF MUNICIPAL FORMATION

Goncharov Sergey Viktorovich, the graduate student of department for constitutional law Institute of international law, Economics, Humanities, management of a name of K. V. Rossinski (d. Krasnodar).

Annotation: the article is devoted to topical issues of early termination of the powers of the head of municipal education, the implementations of the grounds for pre-term vacancy of the head of municipal education in the modern municipal practice

Keywords: local self-government, head of municipal education, the Foundation of premature vacancy of the head of municipal formation

Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, формируемое на основе выборов, воплощает действие принципа народовластия на местном уровне. Глава муниципального образования занимает особое место в системе муниципальных властеотношений — он выполняет задачи представительства соответствующей территории, является руководителем муниципального образования, осуществляет деятельность по организации всех публичных дел на данной территории, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, имеет право объединять и направлять деятельность всех муниципальных органов данного муниципального образования.

Вместе с тем широкие полномочия главы муниципального образования предполагают и соответствующую ответственность этого выборного должностного лица в случае, если он совершает действия и принимает решения в нарушение действующих норм права, не проявляет активности в решении актуальных вопросов местного значения, в иных формах перестает отражать интересы населения муниципального образования — при определенных обстоятельствах его полномочия могут быть прекращены досрочно. При этом политико-правовая сущность института досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в контексте властеотношений заключается в предоставлении возможности непосредственно

избирателям, депутатам представительного органа местного самоуправления, высшему должностному лицу субъекта РФ прекратить осуществление главой муниципального образования предоставленных ему полномочий до истечения срока, на который он был избран, в связи с недопустимо низкой эффективностью его деятельностью, в рамках ответственности главы муниципального образования перед населением, перед представительным органом местного самоуправления, перед государством.

Применение таких муниципально-правовых санкций, как отзыв избирателями, удаление в отставку, отрешение от должности, должно быть основано на установленных фактах, свидетельствующих о действиях (бездействии) главы муниципального образования, приведших к

нарушению соответствующих муниципально-правовых норм и утрате доверия со стороны со стороны субъектов применения муниципально-правовых санкций.

На законодательном уровне определены минимальный (два года) и максимальный (пять лет) сроки полномочий главы муниципального образования. Регулирование

начала и окончания сроков полномочий главы муниципального образования нуждается в определенном совершенствовании, в частности, представляется

необоснованным предоставление субъектам РФ полномочий продления или сокращения сроков полномочий уже избранных органов местного самоуправления (выборных должностных лиц) в целях синхронизации избирательного цикла во всех субъектах РФ с едиными днями голосования в порядке ч. 4 ст. 82 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку это существенно нарушает избирательные права граждан, которые голосовали за орган или должностное лицо местного самоуправления на тот срок полномочий, который установлен уставом муниципального образования, и технологические вопросы избирательного процесса (единые дни голосования) не могут быть важнее, чем фундаментальные основы местного самоуправления, закрепленные в Конституции РФ.

Срок полномочий главы конкретного муниципального образования определяется его уставом. Как показывает анализ уставов муниципальных образований, чаще всего используется срок в 4-5 лет. В муниципальной практике в части сроков полномочий главы муниципального образования встречаются сложные правовые ситуации, когда в устав муниципального образования вносятся изменения, сроков и содержания полномочий органов местного самоуправления, но прежний глава муниципального образования в силу ч. 4 ст. 40 ФЗ 2003 г. продолжает исполнять свои полномочия. Представляется, что устав не должен допускать неопределенности по поводу сдвига по времени окончания деятельности «старого» главы и начала деятельности «нового» главы муниципального образования. Поэтому здесь требуется более четкое регулирование, в связи с чем в уставах целесообразно предусмотреть, что указанные изменения вступают в силу по окончании срока полномочий действующего главы муниципального образования. Представляется также целесообразным законодательно закрепить запрет занимать одному лицу должность главы муниципального образования три срока подряд. Требует совершенствования и ряд других аспектов, связанных со сроками полномочий главы муниципального образования, гарантиями их осуществления и последствиями досрочного прекращения полномочий главой

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального образования, соответствующие предложения представлены выше.

В ФЗ 2003 г. определен достаточно широкий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (ч. 6 ст. 36). Данный перечень за последние годы в значительной степени изменился. В первоначальной редакции ФЗ 2003 г. предусматривалось 11 оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, к началу 2012 г. их количество увеличилось до 16. Появление новых оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования объясняется прежде всего сложностью реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе в сфере территориальной организации местного самоуправления, преобразования муниципальных образований, а также, в определенной степени, обусловлено совершенствованием в России властеотношений, предполагающего повышенную ответственность выборных должностных лиц..

Однако установленный законодателем перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не имеет необходимой систематизации, а ряд оснований нуждаются в серьезной корректировке. Кроме того, фактически некоторые основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования содержатся в ст. 40 ФЗ 2003 г. в виде ограничений выборному должностному лицу муниципального образования занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

В диссертации предлагается авторский классификационный подход в муниципально-правовом регулировании оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, при котором содержание ч. 6 ст. 36 ФЗ 2003 г. будет выглядеть следующим образом:

«Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) отзыва избирателями;

2) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона.

4) организационно-территориальных изменений

муниципальных образований, связанных с:

— досрочным прекращением полномочий

представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;

— изменением порядка формирования

представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона;

— преобразованием муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

— утратой поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) установленного в судебной порядке нарушения установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами ограничений в части

замещения публичных должностей и занятия определенной деятельностью;

7) выезда на постоянное место жительства за пределы городского округа (муниципального района), где глава муниципального образования занимает данную должность;

8) изменения гражданства, препятствующего избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации;

9) смерти и признанной судом неспособности и/или невозможности по состоянию здоровья и иным причинам личного характера осуществлять полномочия главы муниципального образования».

Данный перечень должен иметь исчерпывающий характер.

Правовое регулирование института удаления главы муниципального образования в отставку представительным органом местного самоуправления (ст. 74.1 ФЗ 2003 г.) нуждается в совершенствовании, и прежде всего это касается вопросов чрезмерного влияния мнения высшего должностного лица субъекта РФ об удалении в отставку главы муниципального образования, что противоречит фундаментальному принципу самостоятельности местного самоуправления — указанное мнение ни при каких обстоятельствах не должно иметь обязательного характера для представительного органа местного самоуправления; нет также достаточных оснований для полномочия высшего должностного лица субъекта РФ самостоятельно выдвигать инициативу об удалении главы муниципального образования в отставку -такая инициатива может иметь место только при поддержке соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта РФ не менее чем одной трети депутатов представительного органа.

Основания для удаления главы муниципального образования в отставку должны быть подтверждены в судебном порядке. Необходимо также проводить различие в процедуре удаления в отставку всенародно избранного главы муниципального образования и главу, избранного из числа депутатов представительного органа местного самоуправления — первый в силу более весомого мандата доверия избирателей должен иметь и больше гарантий при решении вопроса об удалении его в отставку представительным органом местного самоуправления.

Институт отрешения от должности главы муниципального образования в порядке ст. 74 ФЗ 2003 г. регулируется излишне упрощенно — в противовес к предшествующему закону о местном самоуправлении (ФЗ 1995 г.), где такое регулирование было излишне сложным и громоздким. В этом контексте представляется целесообразным реанимировать норму о том, что отрешение от должности мэров городов -административных центров субъектов РФ может осуществлять только Президент РФ по представлению высшего должного лица субъекта РФ.

Отрешение от должности главы муниципального образования следует расценивать как право, а не обязанность высшего должностного лица субъекта РФ, в связи с чем в ч. 1 ст. 74 ФЗ 2003 г. необходимо ввести формулировку «вправе издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования. ».

В современных российских условиях институт отзыва главы муниципального образования как вид юридической ответственности перед населением работает неэффективно, а в большинстве случаев вообще не работает. В этой связи в ст. 24 ФЗ 2003 г. целесообразно

внести изменения, в соответствии с которым исключить указание на противоправные решения или действия главы муниципального образования в случае их подтверждения в судебном порядке.

Основание досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в виде вступления в отношении главы муниципального образования в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36 ФЗ 2003 г.) следует не абсолютизировать, а провести дифференциацию и определить те составы преступлений, совершение которых главой муниципальных образований влечет за собой не автоматическое досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, а выносится на обсуждение представительного органа местного самоуправления, который и решает этот вопрос голосованием в порядке, который предусмотрен в ст.74.1 ФЗ 2003 г. Как представляется, к числу таких преступлений следует отнести преступления, совершенные по неосторожности, и за которые назначено наказание не строже чем наказание в виде штрафа без лишения права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Все решения представительного органа местного самоуправления по данному вопросу должны быть официально опубликованы.

Представляется, что дальнейшие исследования

проблематики, связанной с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования, должны быть направлены на более глубокое изучение

процедурных вопросов реализации предусмотренных законодателем оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, поскольку к настоящему времени законодательная процедура охватывает только удаление в отставку, отрешение от должности и отзыв избирателями. Другим важным направлением является установление, фиксация допускаемых главой муниципального образования нарушений норм права, действий (бездействия) и иных решений, которые причинили вред и стали фактическим поводом для инициирования вопроса о досрочном прекращении полномочий этого выборного должностного лица местного самоуправления, учитывая противоречивую муниципальную практику при решении этих вопросов.

1. Авилов В. В. Некоторые вопросы удаления главы муниципального образования в отставку как меры конституционной ответственности // Вестник Владимирского юридического института ФСИН РФ. 2011. № 2.

2. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. 2000. N 30.

3. Бавлова А.В. Сравнительно-категориальный анализ института «отрешение от должности высших должностных лиц» // Право и государство: теория и практика. 2009. № 9 (57).

4. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Законодательное

ответственности региональных и местных органов власти // Правоведение. 2006. N 1.

5. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие (конституционализация муниципальной демократии в России). М.: Норма, 2009.

6. Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица // Журнал российского права. 2005. № 12.

7. Давыдова Н.Ю. Институт удаления главы муниципального образования в отставку // Адвокат. 2009. № 12.

1. Avilov B.B. Some questions of the removal of the head of municipal education in the resignation of as measures of the constitutional responsibility / / Vestnik of the Vladimir Institute of law of the Federal service of the Russian Federation. 2011. № 2.

2. Amirbekov K. Local self-government in the system of public authorities. The guarantees of the rights and liability problem / / The Right and the life. 2000. N 30.

3. Bavlova A.V. Comparative-based analysis of the Institute of «removal from office of senior officials» / / The Right and the state: theory and practice. 2009. № 9. (57).

4. Bezrukov A.V., Kondrashev A.A. Legislative regulation of constitutional-legal responsibility of regional and local authorities / / Pravovedenie. 2006. N 1.

5. Bondar N.S. Local self-government and constitutional justice. M.: Norm, 2009.

6. Vasilyev V.I. On completeness of the status of the municipal election of the person / / Journal of Russian law. 2005. №. 12.

7. Davydov N.U. Institute of removal of the head of municipal education in the retirement / / Lawyer. 2009. №. 12.

Статья Гончарова С. В. выполнена в рамках его диссертационного исследования.

В статье рассматриваются некоторые наиболее актуальные вопросы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в том числе в качестве меры муниципально-правовой ответственности, которая

рассматривается в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Актуальность статьи очевидна, она вытекает из политикоправового значения юридических оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, влияющих на сроки его легислатуры. Продолжительность полномочий главы муниципального образования непосредственно характеризует его муниципально-правовой статус, определяет легитимные пределы его пребывания в должности. Сроки полномочий главы муниципального образования входят в его статутную характеристику, предопределяют его правовое положение в системе муниципальной власти. Эти сроки должны устанавливаться с учетом разумной достаточности, с использованием республиканского принципа правления, предполагающего ритмичность и своевременное возобновление публичной деятельности.

Статья Гончарова С. В. выполнена с использованием значительного аналитического и нормативного материала, на базе существующей теории муниципально-правовой ответственности, обладающей самостоятельным характером.

Статья содержит научно-практические предложения и рекомендации, в научном отношении достаточно выдержанные, свидетельствующие о теоретической ценности работы.

Представляется, что статья Гончарова С. В. отвечает требованиям актуальности, новизны, теоретической значимости и может быть рекомендованы для опубликования в открытой печати.

cyberleninka.ru