Статья 24 федерального закона о связи

Федеральный закон «О связи»

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ
«О связи»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 г., 14 февраля, 5 апреля, 29 июня, 27 июля 2010 г., 7, 23 февраля, 14, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 7 ноября, 3, 6, 8 декабря 2011 г., 28 июля, 25 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 5 мая, 23 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 1 мая, 23 июня, 3, 6 июля 2016 г., 17 апреля, 7 июня, 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года

О проверке конституционности отдельных положений настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Президент Российской Федерации

Новый закон отменяет Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г. Федеральным законом устанавливаются правовые основы деятельности в области связи, определяются полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Урегулировано оказание универсальных услуг связи, к которым относятся, в частности, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Введено понятие оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, определены требования к порядку присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи такого оператора, а также порядок установления цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые этими операторами. Подробно урегулирован порядок выдачи, переоформления, изменения, приостановления, возобновления и аннулирования лицензий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., за исключением нормы, обязывающей льготных пользователей услуг связи полностью оплачивать оказанные им услуги, с последующей компенсацией их расходов за счет бюджета. Указанная норма вступает в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., за исключением пункта 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 июля 2003 г. N 135, в «Парламентской газете» от 12 июля 2003 г. N 127-128, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2895

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 245-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 386-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 122-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2016 г.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 228-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 221-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 124-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 205-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 14 февраля 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 245-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 марта 2006 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

base.garant.ru

Отсрочка от призыва на военную службу

Вопросы которые часто задаются гражданами, поступившими на учёбу в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Общие вопросы предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу.

Отсрочка от призыва на военную службу гражданам, получающим образование среднего профессионального и высшего образования, предоставляется призывной комиссией муниципального образования на основании подпункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

  • а) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения;
  • б) учеба студента по очной форме обучения, не является отсрочкой от призыва на военную службу;
  • в) отсрочку предоставляет призывная комиссия муниципального образования на основании справки формы приложения № 2, подтверждающую учёбу гражданина в вузе;
  • г) отсрочка гражданину, студенту предоставляется только один раз (разъяснение далее по тексту).
  • Для справки: отсрочка от призыва на военную службу-это временное освобождение гражданина от призыва. Рассмотрение вопроса о призыве гражданина на военную службу принимается призывной комиссией до исчезновения оснований на отсрочку. (статья 59 ФЗО ВОНВС).

    Отсрочка от призыва на военную службу по основаниям подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является срочной и прекращается с момента исчезновения её оснований.

    Отсрочка предоставляется только гражданам «подлежащим призыву на военную службу»

    Государственная Дума Федеральным законом № 185 от 02 июля 2013 года внесла изменения в подпункт «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», изложила его в новой редакции, и законодательно установила порядок отсчета абзацев подпункта «а».

    Закон подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 определил — «абзацем первым».

    На основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка предоставляется гражданам только один раз.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающегося) установленных государством образовательных уровней.

    Содержание образования установленного уровня и направленности определяется образовательной программой.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает следующие уровни профессионального образования (пункта 5 статьи 10):

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование-бакалавриат;
  • высшее образование-специалитет;
  • высшее образование-магистратура;
  • высшее образование-подготовка кадров высшей квалификации.

Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением образования устанавливается подпунктами «а» и «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Конкретно, гражданин-студент имеет право на отсрочку от призыва на военную службу, обучающийся по очной форме обучения в образовательных организациях имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки(специальностям):

  1. Получающий среднее общее образование (то есть 11 классов) — на время обучения.
  2. Получающий среднее профессиональное образование колледж (техникум); — не получившие до поступления в колледж(техникум) среднего общего образования (9 классов) до 20 лет.
  3. Получившие до поступления в образовательную организацию (колледж, техникум) 11 классов, должны окончить техникум, колледж- в году достижения 18 лет (призывного возраста).
  4. Получающий высшее образование по программе бакалавриата и не имеет диплом бакалавра, специалиста или диплом магистра — в период освоения указанных образовательных программ, но не выше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
  5. Получающий высшее образование по программам специалитета и не имеет диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
  6. Получающий высшее образования по программам магистратуры, и не имеет диплом специалиста или диплом магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Как было сказано выше: предусмотренная отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаем, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем 2 (обучающиеся по программам среднего общего образования-в период освоения указанных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами). Гражданин имеет право на получение повторно отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем 5 (обучающихся в федеральных образовательных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 21 декабря 2012 года №273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования);

первая отсрочка от призыва на военную службы была предоставлена в соответствии с абзацем 2 и абзацем 5 подпункта «а», гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем 7 (граждане обучающие по программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра,-в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения образования по программам бакалавриата). Государственная Дума Федеральным законом № 185 от 02 июля 2013 года внесла изменения в подпункт «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», изложила его в новой редакции, и законодательно установила порядок отсчета абзацев подпункта «а». Закон подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 определил — «абзацем первым».

  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в соответствии с абзацем 5 (граждане обучающиеся в «Федеральных государственных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на период обучения на подготовительных отделения этих образовательных организаций за счёт бюджетных ассигнований Федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования»), или абзацем 8 (граждане обучающиеся по программам специалитета и не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
  • первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставленна гражданину в соответствии с абзацем 7 (гражданин обучающий по программе бакалавриата если не имеет диплома бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата) гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем 9 (обучающиеся по «программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата,-в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
  • Гражданину, поступившему на обучение по программам магистратуры, имея диплом специалиста отсрочка от призыва на военную службу законом не установленна.

    Отсрочка предоставляется гражданам, обучающихся на очной форме обучения, на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 закона, в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры или программам ассистентуры-стажеровки,-в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными стандартами, сроков получения высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификации ученной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

    Отсрочка предоставляется гражданам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, — на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.

    Следует обратить внимание!

    Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане получающие по очной форме обучения среднего профессионального образования или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в период обучения, но свыше сроков получения соответствующего образования.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу.

    На основании статьи 163 Федерального закона внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившие силу законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу призыва на военную службу граждан, обучающихся в интернатуре. «б1» к Федеральному закону «О Воинской обязанности и военной службе» (Федеральный закон от 2 июля 2013 года №185-ФЗ) «граждане, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую на основании и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53 «О воинской обязанности и военной службе для граждан, обучающихся на очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программ ординатуры». Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

    В соответствии с частью 28 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

    5. «Установить, что основные профессиональные образовательные программы высшего образования (программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажеровки), по которым срок действия свидетельств истекает 1 сентября 2013 года, но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ, а также по которым имеются обучающиеся завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 года до вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов, считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2015 года» (в редакции Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 года № 1537).

    Материал предоставлен Отделом подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата города Санкт-Петербурга

    Подробную информацию о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, а также по вопросам постановки и снятия с воинского учета студенты-очники могут получить в Отделе воинского учета и бронирования Управления мобилизационной подготовки СПбПУ

    www.spbstu.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
    • (в ред. от 17.07.99 — «Российская газета», N 140-141, 22.07.99;
    • «Собрание законодательства РФ», 19.07.99, N 29, ст. 3697;
    • «Финансовая газета» N R99-35, 30.08.99)
    • Статья 24. Право собственности и другие вещные права на средства почтовой связи

      Средства почтовой связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности граждан, юридических лиц.

      В целях осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, а также иной деятельности на основании настоящего Федерального закона операторы почтовой связи могут приобретать необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

      Решения о распределении почтовых вагонов между организациями федеральной почтовой связи принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.

      В целях осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи могут использовать на договорной основе имущество граждан и юридических лиц.

      zakonbase.ru

      Статья 24. Выделение полос радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

      1. Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

      Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

      2. В полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами государственной комиссии по радиочастотам.

      В полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств, обеспечивающих органы государственной власти, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, осуществляется в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

      Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен по решению органов, выделивших полосу радиочастот.

      Предоставленное в соответствии с настоящей статьей право на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без решения государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа.

      3. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).

      Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения в рамках совместного использования радиочастотного спектра осуществляется при наличии договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра и в порядке, установленном государственной комиссией по радиочастотам, в пределах полос радиочастот, выделенных сторонам договора на одной и той же территории и указанных в договоре о многосубъектном использовании радиочастотного спектра.

      Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через тридцать пять рабочих дней со дня получения им соответствующего обращения.

      Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

      Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов должно быть подготовлено федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение двадцати рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

      Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

      Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или меньший заявленный срок, но в пределах срока действия соответствующих решений о выделении полос радиочастот. Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.

      Разрешения на судовые радиостанции, предусмотренные абзацем вторым пункта 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, выдаются с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи.

      Для решений о выделении полос радиочастот и решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, для которых не установлен срок действия, установить срок действия до 31 декабря 2019 года.

      3.1. Договор о многосубъектном использовании радиочастотного спектра должен содержать:

      1) указание на выделенные пользователям радиочастотным спектром — сторонам договора полосы радиочастот, которые предполагается использовать совместно;

      2) права и обязанности пользователей радиочастотным спектром, в том числе обязанности пользователей радиочастотным спектром по соблюдению условий, установленных соответствующим решением о выделении полосы радиочастот;

      3) порядок взаиморасчетов между пользователями радиочастотным спектром за его совместное использование и размер соответствующей платы;

      4) порядок рассмотрения споров между пользователями радиочастотным спектром по вопросу совместного использования радиочастотного спектра;

      5) порядок прекращения договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра.

      3.2. В случае использования радиочастотного спектра для оказания услуг связи стороны договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра должны иметь лицензии на оказание услуг связи одного наименования.

      4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.02.2011 N 18-ФЗ.

      5. Порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений устанавливается и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.

      6. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала может быть изменено в интересах обеспечения нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка с возмещением владельцам радиоэлектронных средств убытков, причиненных изменением радиочастоты или радиочастотного канала.

      Принудительное изменение федеральным органом исполнительной власти в области связи радиочастоты или радиочастотного канала у пользователя радиочастотным спектром допускается только в целях предотвращения угрозы жизни или здоровью человека и обеспечения безопасности государства, а также в целях выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Такое изменение может быть обжаловано пользователем радиочастотным спектром в судебном порядке.

      7. Отказ в выделении пользователям радиочастотным спектром полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

      несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;

      несоответствие параметров излучения и приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям, нормам и национальным стандартам Российской Федерации в области обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

      отрицательное заключение о возможности выделения полос радиочастот, представленное одним из членов государственной комиссии по радиочастотам.

      8. Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям:

      отсутствие документов на заявленные для использования радиоэлектронные средства о подтверждении соответствия в случаях, если такое подтверждение является обязательным;

      несоответствие заявленной деятельности в области связи установленным для данного вида деятельности требованиям, нормам и правилам;

      отрицательное заключение экспертизы электромагнитной совместимости;

      отрицательные результаты проведения международной процедуры координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и другими международными договорами Российской Федерации.

      Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения в рамках совместного использования радиочастотного спектра допускается также в случае отсутствия договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра.

      9. Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

      10. В случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.

      11. Разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается по следующим основаниям:

      заявление пользователя радиочастотным спектром;

      аннулирование лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием радиочастотного спектра;

      истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать дней, не была подана заявка на его продление;

      использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества и государства;

      невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;

      невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа;

      ликвидация юридического лица, которому было выдано разрешение на использование радиочастотного спектра;

      неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра;

      невыполнение правопреемником реорганизованного юридического лица установленного пунктами 15 и 16 настоящей статьи требования о переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

      принятие государственной комиссией по радиочастотам обоснованного решения о прекращении использования полос радиочастот, указанных в решении государственной комиссии по радиочастотам, с возмещением владельцу радиоэлектронных средств убытков, причиненных досрочным прекращением действия решения о выделении полос радиочастот.

      11.1. Разрешения на использование радиочастоты или радиочастотного канала, выданные пользователям радиочастотным спектром для целей совместного использования радиочастотного спектра, также прекращаются во внесудебном порядке в случае прекращения действия договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра.

      12. При наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, орган, выделивший полосу радиочастот либо присвоивший (назначивший) радиочастоту или радиочастотный канал, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении или непродлении срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра.

      13. При прекращении или приостановлении разрешения на использование радиочастотного спектра плата, внесенная за его использование, не возвращается.

      14. При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника реорганизованного юридического лица.

      При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника или правопреемников реорганизованного юридического лица с учетом положений передаточного акта.

      Переоформление полученных физическим лицом решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов на другое физическое лицо осуществляется по личному заявлению либо по заявлению его наследника или по заявлениям его наследников в порядке, установленном пунктами 15 и 16 настоящей статьи, с соблюдением требований гражданского законодательства. Заявления о переоформлении указанных документов подаются наследником или наследниками в течение тридцати дней со дня принятия наследства. К заявлению наследника или заявлениям наследников прилагаются копии документов, подтверждающих факт принятия наследства.

      При оспаривании другими правопреемниками прав заинтересованного правопреемника на использование полос радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов спор между сторонами разрешается в судебном порядке. Право на переоформление решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов возникает у правопреемника на основании вступившего в законную силу решения суда.

      15. В случае реорганизации юридического лица его правопреемник обязан подать в течение сорока пяти дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц заявление о переоформлении:

      решения о выделении полос радиочастот в государственную комиссию по радиочастотам;

      разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в федеральный орган исполнительной власти в области связи.

      16. К заявлению, указанному в пункте 15 настоящей статьи, прилагаются документы, подтверждающие факт правопреемства, а также может прилагаться выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки. В случае, если к заявлению правопреемника не приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, федеральный орган исполнительной власти в области связи запрашивает в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц.

      Переоформление решения о выделении полос радиочастот осуществляется без рассмотрения вопроса на заседании государственной комиссии по радиочастотам в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

      Переоформление разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

      Переоформление указанных документов осуществляется на условиях, которые были установлены при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов реорганизованному юридическому лицу.

      В случае представления правопреемником неполных или недостоверных сведений в переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов может быть отказано в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

      Извещение об отказе в переоформлении указанных документов направляется или вручается в письменной форме заявителю с указанием оснований отказа в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

      До окончания переоформления указанных документов правопреемник вправе использовать радиочастотный спектр в соответствии с ранее выданными документами.

      Комментарий к ст. 24 Закона о Связи

      1. В п. 1 комментируемой статьи определены способы реализации права на использование радиочастотного спектра:

      1) выделение полос радиочастот;

      2) присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов.

      Также в п. 1 комментируемой статьи закреплена императивная норма о разрешительном порядке реализации указанного права, согласно которому такая реализация без необходимого разрешения не допускается. В то же время в п. 1 комментируемой статьи определено исключение относительно данной императивной нормы о том, что оно должно быть установлено комментируемым Законом. При этом в настоящее время в комментируемом Законе возможности использования радиочастотного спектра без необходимого разрешения не предусмотрено.

      2. В п. 2 комментируемой статьи определены основания, в частности выделения полос радиочастот в отношении различных категорий полос радиочастот. То есть выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения в отношении полос радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и полос радиочастот преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения и выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения в отношении полос радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд Государственного управления, осуществляются государственной комиссией по радиочастотам. В отношении термина «нужды государственного управления» аналогично п. 1 ст. 22 комментируемого Закона отметим, что Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в комментируемый Закон были внесены изменения, в которых термин «государственное управление» в соответствующих падежах был изменен на «государственные органы» в соответствующих падежах. Но, так же как и в п. 1 ст. 22 комментируемого Закона, в п. 2 комментируемой статьи соответствующие изменения не были внесены, притом что иные изменения в данный пункт вносились, но нормы о государственном управлении затронуты не были.

      В соответствии с п. 2 комментируемой статьи распределение полос радиочастот осуществляется государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения. Формулировка «с учетом», предложенная федеральным законодателем, на наш взгляд, является довольно проблематичной при ее реализации, так как учет не представляет собой обязательного требования о соблюдении тех или иных предложений, а носит лишь рекомендательный характер, который требует только ознакомления с выраженными предложениями, но не их обязательной реализации. В то же время, исходя из предложенной формулировки п. 2 комментируемой статьи получается, что заключения о возможности выделения полос радиочастот Государственная комиссия по радиочастотам представляет самой себе, так как эти заключения на основании п. 2 комментируемой статьи представляют члены указанной комиссии.

      Также из п. 2 комментируемой статьи неясно, каково должно быть содержание этих заключений. Полагаем, что в них должны в обязательном порядке указываться объективные причины и обоснования выделения или невыделения полос радиочастот.

      Абзац второй комментируемой статьи определяет субъектов, выделяющих только полосы радиочастот для радиоэлектронных средств, обеспечивающих отдельные государственные нужды, а именно: органы государственной власти, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, в отношении такой категории полос радиочастот, как полосы радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемые для нужд государственного управления. Такими субъектами исходя из федерального законодательства являются Федеральная служба охраны РФ, Министерство внутренних дел РФ.

      В п. 2 комментируемой статьи определены сроки выделения полос радиочастот. Общий срок — десять лет. В то же время допускается возможность выделения полос радиочастот на меньший срок, который указывает заявитель (пользователь). При этом минимальный срок в п. 2 комментируемой статьи не определен, из чего следует, что заявитель может указать любой срок менее десяти лет. При этом в п. 2 комментируемой статьи определена возможность увеличения либо уменьшения таких сроков. При этом указывается основание такого изменения — обращение пользователя. Думается, что форма такого обращения должна быть по своему содержанию аналогична форме заявления о выделении полос радиочастот. Соответственно, субъектами, принимающими решение об изменении срока выделения полос радиочастот являются либо государственная комиссия по радиочастотам либо вышеуказанные федеральные органы власти.

      В п. 2 комментируемой статьи закреплена процедура так называемой передачи права на использование полос радиочастот самим пользователем. Императивно в п. 3 комментируемой статьи содержится запрет на передачу данного права одним пользователем другому. Однако так как этот императив определен, скажем так, «от противного», то он действует только на случаи, когда на такую передачу нет разрешения Государственной комиссии по радиочастотам либо вышеуказанных федеральных органов. При чем указано в отношении федеральных органов, что имеются в виду органы, предоставившие право на использование полос радиочастот. Такое решение федерального законодателя не представляется определенным, так как Государственная комиссия по радиочастотам, принимая решение о выделении полос радиочастот, также предоставляет право на использование полос радиочастот. Что касается формы разрешения, при наличии которого пользователи полос радиочастот получают право передать полосы радиочастот друг другу, то оно должно представлять собой документ, в котором содержится положительное решение, позволяющее осуществить передачу данного права.

      3. Пункт 3 комментируемой статьи регулирует вопросы присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала. Субъектом, осуществляющим такое присвоение в отношении радиоэлектронных средств гражданского назначения, является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Основаниями такого присвоения (назначения) являются заявления граждан и юридических лиц. При этом не устанавливается содержание таких заявлений. В то же время думается, что в них необходимо в обязательном порядке указать так называемую «просьбу» о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала с обоснованием необходимости такого присвоения (назначения). В то же время п. 3 комментируемой статьи не допускает возможности присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала иностранным юридическим лицам, так как определяет, что заявления могут поступать только от российских юридических лиц. В то же время п. 3 комментируемой статьи определяет, что присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала возможно с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами. Под учетом в данном случае следует понимать обязательное ознакомление с результатами экспертизы электромагнитной совместимости и определение возможных последствий присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала, которые, возможно, были выявлены в связи с проведением такой экспертизы.

      В то же время исходя из п. 3 комментируемой статьи допускается возможность помимо заявления физических лиц и российских юридических лиц о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала направлять «другие обращения граждан». В то же время вопрос о том, что понимается под такими обращениями, остается открытым. Однако если обратить внимание на формулировку п. 3 комментируемой статьи, то она определяет срок для принятия Министерством связи и массовых коммуникаций РФ решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, при этом указывается формулировка «по другим обращениям граждан», определяя при этом обращения только граждан. Из этого следует, что другие обращения граждан представляют собой обращения по вопросам, иным, чем вопрос о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения. Срок принятия Министерством связи и массовых коммуникаций РФ решения по в том числе таким обращениям установлен в тридцать пять дней со дня обращения. Между тем данная норма о сроке противоречит ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, а не 35. Возможность продления такого срока допускается лишь в исключительных случаях.

      Также п. 3 комментируемой статьи определяет порядок размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о принятии Министерством связи и массовых коммуникаций РФ вышеуказанного решения. Данный срок составляет пять дней со дня принятия такого решения. Соответствующая информация размещается на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Понятие официального сайта в настоящее время закреплено только в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предусматривает, что это сайт для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Что касается Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, то думается, что для них официальный сайт — это зарегистрированный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, на котором размещена официальная информация об организации и деятельности данного Министерства.

      Кроме того, п. 3 комментируемой статьи определен срок подготовки Министерством связи и массовых коммуникаций РФ разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов — двадцать пять дней. Обратим внимание, что сроки в п. 3 комментируемой статьи определены в рабочих днях, под которыми исходя из трудового законодательства следует понимать время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, определенные законодательством.

      В п. 3 комментируемой статьи определены субъекты, принимающие решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств, используемых для нужд государства, которыми являются Федеральная служба охраны РФ, Министерство внутренних дел РФ.

      Также в п. 3 комментируемой статьи определен срок, на который присваиваются (назначаются) радиочастота или радиочастотный канал — десять лет либо меньший заявленный срок. То есть возможно присвоение (назначение) и на меньший срок, чем десять лет, но только, если о меньшем сроке заявлено пользователем радиочастотами или радиочастотным каналом. Также допускается возможность увеличения этого срока, но только для орбитально-частотного ресурса (о понятии см. комментарий к п. 3 ст. 8) и с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи. К космическим объектам ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» относит:

      — стартовые комплексы и пусковые установки;

      — центры и пункты управления полетами космических объектов;

      — пункты приема, хранения и обработки информации;

      — базы хранения космической техники;

      — районы падения отделяющихся частей космических объектов;

      — полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;

      — объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;

      — центры и оборудование для подготовки космонавтов;

      — другие наземные сооружения и технику, которые используются при осуществлении космической деятельности.

      Что касается срока службы, то под ним в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» следует понимать период, в течение которого, в частности, космический объект пригоден для эксплуатации.

      Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает также отдельный порядок выдачи разрешений на судовые радиостанции. Этот порядок сводится к учету заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров РФ и требованиям законодательства РФ в области связи. Так, например, Резолюция N 7 Соглашения о радиотелефонной связи в районе Балтийского и Северного морей, заключенного между администрациями следующих стран: Бельгии, Федеративной Республики Германии, Нидерландов, Дании, Ирландии, Исландии, Норвегии, Польской Народной Республики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, СССР, Франции, Финляндии, Швеции предусматривает, что определенные категории судовых радиостанций должны иметь следующую документацию:

      1) лицензию, предусмотренную ст. 22 Радиорегламента,

      2) дипломы оператора или операторов,

      3) служебный журнал (дневник службы радиосвязи), в который заносятся следующие записи с указанием времени, когда они происходят:

      — суммированная запись всех сообщений, относящихся к извещениям о бедствии, срочности или безопасности;

      — суммированная запись сообщений, которыми судовая станция обменялась с наземными и подвижными станциями;

      — запись о важных служебных происшествиях;

      — местонахождение судна, по крайней мере один раз в сутки, если это позволяют судовые правила;

      Также должны иметь для сведения:

      1) список береговых станций, с которыми вероятно установление связи с данными о расписании работы, частотах и тарифах;

      2) радиорегламент и дополнительные радиорегламенты постольку, поскольку они применимы в радиотелефонной службе.

      5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит императивную норму бланкетного характера о том, что порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений устанавливается и публикуется Государственной комиссией по радиочастотам. Данный Порядок утвержден решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ от 23 августа 2010 г. N 10-08-01, согласно которому для отдельных полос (номиналов) радиочастот различных радиослужб государственная комиссия по радиочастотам может устанавливать иной порядок рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот.

      Определение возможности использования радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, устанавливаемых на территории посольств, представительств иностранных государств, а также для радиоэлектронных средств, предназначенных для обеспечения временного пребывания в Российской Федерации иностранных правительственных делегаций, осуществляется Роскомнадзором по обращению Министерства иностранных дел РФ и по согласованию с Минобороны России и Федеральной службой охраны РФ. Международно-правовая защита частотных присвоений радиоэлектронных средств осуществляется в соответствии с Регламентом радиосвязи, международными соглашениями Российской Федерации и порядком проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронных средств, утверждаемым решением Государственной комиссии по радиочастотам.

      6. Пункт 6 комментируемой статьи допускает возможность изменения присвоения радиочастоты или радиочастотного канала, но только в интересах обеспечения нужд государства. При этом в п. 6 комментируемой статьи закреплено требование о возмещении владельцу радиоэлектронных средств убытков. Порядок возмещения убытков определен гражданским законодательством. Так, согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

      Согласно п. 6 комментируемой статьи допускается возможность изменения присвоения радиочастоты или радиочастотного канала в принудительном порядке в целях:

      — предотвращения угрозы жизни или здоровью человека — то есть совокупности обстоятельств, могущих при прочих равных условиях причинить вред жизни и здоровью человека;

      — обеспечение безопасности государства;

      — выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

      При этом п. 6 комментируемой статьи допускает возможность обжалования такого изменения в судебном порядке пользователем радиочастотами и радиочастотным каналом.

      7. В п. 7 комментируемой статьи закреплены основания для отказа в выделении полос радиочастот, к которым относятся:

      1) несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице, указанной в п. 1 ст. 23 комментируемого Закона — то есть отсутствие у полосы радиочастот тех свойств и категорий, которые определены в Таблице;

      2) несоответствие параметров излучения и приема заявленных радиоэлектронных средств требованиям, нормам и национальным стандартам в области обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. На данном основании можно отказать заявителю лишь в том случае, когда используемые им радиоэлектронные средства имеют существенные технические недостатки, которых у него не должно быть в соответствии с порядком и нормами об эксплуатации таких радиоэлектронных средств. Соответственно, такое основание должно быть подтверждено заключениями от представителей государственной радиочастотной комиссии или соответствующих федеральных органов или организаций, которые имеют необходимое техническое образование, в том числе в области связи;

      3) отрицательное заключение о возможности выделения полос радиочастот, представленное одним из членов государственной комиссии по радиочастотам. Это основание обосновывается требованием п. 2 комментируемой статьи.

      8. В п. 8 комментируемой статьи закреплены основания для отказа в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала, к которым относятся:

      1) отсутствие документов на заявленные для использования радиоэлектронные средства о подтверждении соответствия в случаях, если такое подтверждение является обязательным. Данное основание, на наш взгляд, сформулировано достаточно неопределенно, так как не решен вопрос о том, о каком соответствии идет речь. Думается, что федеральный законодатель имел в виду соответствие радиоэлектронных средств предъявляемым к ним техническим требованиям. Вопросы об обязательности подтверждения соответствия регулируются Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. N 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»;

      2) несоответствие заявленной деятельности в области связи установленным для данного вида деятельности требованиям, нормам и правилам. Данное основание направлено на обеспечение осуществления деятельности пользователей радиочастотами и радиочастотным каналом в строгом соответствии с требованиями законодательства;

      3) отрицательное заключение экспертизы электромагнитной совместимости — заключение, в котором содержится подтверждение невозможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, а также описание последствий такого использования;

      4) отрицательные результаты проведения международной процедуры координации использования радиочастотного присвоения, если такая процедура предусматривается Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и другими международными договорами РФ. Согласно п. 48 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ от 23 августа 2010 г. N 10-08-01 на период проведения процедуры международной координации частотных присвоений РЭС гражданского назначения на основании обращения заявителя Роскомнадзор по заключению радиочастотной службы осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов со сроком действия до 2 лет. При этом РЭС пользователя не должны создавать помех РЭС иностранных государств и не должны требовать защиты от РЭС иностранных государств. В случае создания помех РЭС иностранных государств пользователь обязан прекратить использование радиочастот или радиочастотных каналов до устранения помех. В случае если процедура международной координации частотных присвоений РЭС в течение 2 лет со дня присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов не завершена, то разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов может быть по обращению заявителя продлено на срок до 2 лет.

      9. Пункт 9 комментируемой статьи носит бланкетный характер и определяет, что порядок отказа в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка устанавливается Федеральной службой охраны РФ, Министерством внутренних дел РФ. Между тем именно такой порядок в федеральном законодательстве отсутствует, в то же время действует Приказ Министерства РФ по связи и информатизации от 9 марта 2004 г. N 33 «О подготовке решений по вопросам присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов», согласно которому подготовку проектов решений об отказе в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, приостановлении или возобновлении действия разрешений, прекращении во внесудебном порядке или непродлении срока действия разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения и представление их на подпись.

      10. В п. 10 комментируемой статьи содержится возможность приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения. Основание такого приостановления — нарушение условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, под которым следует понимать использование пользователем с отклонением от установленных требований либо полный отказ пользователя от выполнения или соблюдения таких условий.

      Также в п. 10 комментируемой статьи частично определены сроки такого приостановления — максимальный срок — девяносто дней. Но этот срок может быть и менее девяносто дней, если имеется реальная объективная возможность, гарантированная пользователем, за такой срок устранить выявленное нарушение. Обратим внимание, что пункт 10 комментируемой статьи не оговаривает вопрос о рабочих либо календарных днях исчисления сроков. Поэтому, как правило, сроки будут исчисляться в календарных днях.

      11. В п. 11 комментируемой статьи определены основания для прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра или непродления срока такого разрешения. Основания следующие:

      1) заявление пользователя радиочастотным спектром — выражение заявителем желания о таком прекращении;

      2) аннулирование лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием радиочастотного спектра (см. комментарий к ст. 39);

      3) истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать дней, не была подана заявка на его продление — данное основание является безусловным для прекращения либо отказа в продлении срока, так как собственно срок действия разрешения прекращается и отсутствуют какие-либо инициативы, реализованные в законодательном порядке о намерении обеспечения продолжения действия такого разрешения. Собственно заявка о продлении срока должна быть оформлена письменно и содержать обоснованное и четкое намерение о продлении срока;

      4) использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества и государства. Данное основание, на наш взгляд, сформулировано неверно, потому что собственно под противоправными целями следует понимать цели, достижение которых может нанести вред жизни и здоровью человека, общества, общественному порядку, интересам государства, а также может повлечь за собой уголовную, административную и иные виды юридической ответственности;

      5) невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала. Данное основание уже определено в п. 10 комментируемой статьи, как основание для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения. Но в п. 10 комментируемой статьи это основание распространяется лишь на радиоэлектронные средства гражданского назначения, а также допускается возможность устранения выявленных нарушений в отличие от п. 11 комментируемой статьи, где такая возможность исключается;

      6) невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа. Согласно п. 5 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 171, разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.

      Ежегодная плата подлежит перечислению в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала. При этом указанными Правилами также установлено, что в случае невнесения пользователем разовой платы или ежегодной платы за квартал в течение 30 дней со дня установленного срока платежа действие разрешения прекращается во внесудебном порядке;

      7) ликвидация юридического лица, которому было выдано разрешение на использование радиочастотного спектра, то есть прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ);

      8) неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра. Данное основание связано в том числе с п. 10 комментируемой статьи;

      9) невыполнение правопреемником реорганизованного юридического лица установленного п. п. 15 и 16 настоящей статьи требования о переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. В соответствии с общими положениями гражданского законодательства реорганизация влечет за собой правопреемство, при котором к правопреемнику переходят в том числе и обязанности. Соответственно, поскольку правопреемник не выполняет в данном случае обязанности по переоформлению такого решения, действие разрешения прекращается;

      10) принятие Государственной комиссией по радиочастотам обоснованного решения о прекращении использования полос радиочастот, указанных в решении государственной комиссии по радиочастотам, с возмещением владельцу радиоэлектронных средств убытков, причиненных досрочным прекращением действия решения о выделении полос радиочастот. Данное основание, по нашему мнению, достаточно сложно реализовать, так как в п. 10 комментируемой статьи не оговаривается вопрос о том, что именно понимать под обоснованным решением, то есть этот термин по своей сути является оценочным. Думается, что здесь законодатель имел в виду объективные причины, которые не зависят ни от воли пользователя, ни от воли государственной комиссии по радиочастотам, которые влекут за собой досрочное прекращение использования полос радиочастот.

      12. Пункт 12 комментируемой статьи предоставляет органу, выделившему полосу радиочастот либо присвоившему (назначившему) радиочастоту или радиочастотный канал, право на обращение в суд в случае предоставления заявителем документов, в которых содержится недостоверная (ложная и несоответствующая действительности) или искаженная (не в полной мере соответствующая действительности, выставляющая факты в ином виде) информация. При этом в п. 12 относительно такой информации закреплено требование о том, что эта информация должна была повлиять на принятие решения о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, то есть иметь существенное значение для принятия такого решения либо быть его основанием.

      13. Пункт 13 комментируемой статьи содержит императивную норму о запрете на возврат внесенной за использование радиочастотного спектра платы при прекращении или приостановлении разрешения на использование. Такое решение федерального законодателя представляется правильным, так как радиочастотный спектр в определенные периоды использовался, поэтому основания для возврата платы отсутствуют.

      14. Пункт 14 комментируемой статьи регулирует вопросы о переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов юридическим лицом в случаях реорганизации юридического лица и физическим лицом, в том числе при вступлении в наследство. Для различных форм реорганизации юридического лица установлены разные порядки такого переоформления. В целом отметим, что в соответствии с гражданским законодательством существует пять форм реорганизации:

      Статья 58 ГК РФ предусматривает, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      При формах реорганизации 2, 4 и 5 заявление о переоформлении подает правопреемник реорганизованного юридического лица, а при 1 и 3 — правопреемник или правопреемники реорганизованного юридического лица с учетом разделительного баланса, который согласно ГК РФ содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

      Что касается физического лица, то основанием для переоформления является его личное заявление либо заявление его наследников. Исходя из ГК РФ к ним в данном случае отнесем граждан, находящихся в живых в день открытия наследства. К заявлению о переоформлении наследник должен приложить копии документов, которые подтверждают факт принятия наследства, например свидетельства о праве на наследство. Также п. 14 комментируемой статьи устанавливает срок подачи заявления наследника о переоформлении — тридцать дней со дня принятия наследства, опять же не оговаривая категории дней, соответственно, это дни календарные.

      Также п. 14 комментируемой статьи допускает возможность судебного оспаривания переоформления решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов между другими правопреемниками, но в этом случае основанием для переоформления будет вступившее в законную силу решение суда.

      15. Пункт 15 комментируемой статьи определяет срок подачи правопреемником реорганизованного юридического лица заявления о переоформлении:

      — решения о выделении полос радиочастот в Государственную комиссию по радиочастотам;

      — разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в федеральный орган исполнительной власти в области связи.

      Данный срок составляет сорок пять дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

      16. Пункт 16 комментируемой статьи регулирует порядок подачи заявления о переоформлении решения о выделении полос радиочастот в Государственную комиссию по радиочастотам и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов — в федеральный орган исполнительной власти в области связи. Прежде всего регулирует вопрос о прилагаемых документах, к которым относятся документы, подтверждающие правопреемство, например, свидетельство о государственной регистрации правопреемника (реорганизованного юридического лица), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки. В соответствии со ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам РФ. При свидетельствовании верности копий документов, исходящих от юридических лиц, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати (Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»).

      При этом п. 16 комментируемой статьи предусматривает возможность, в случае если к заявлению правопреемника не приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, самостоятельного запроса Министерством связи и массовых коммуникаций РФ у уполномоченных органов необходимых сведений. Такой порядок включен в п. 16 комментируемой статьи на основании ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о межведомственном электронном взаимодействии.

      Что касается собственно вопросов переоформления, то в отношении решения о выделении полос радиочастот установлен упрощенный порядок, заключающийся в том, что такое переоформление осуществляется без рассмотрения вопроса на заседании Государственной комиссии по радиочастотам. Срок такого переоформления — десять дней со дня получения соответствующего заявления. Для разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов установлено, что такое переоформление осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

      Вышеуказанные дни, на наш взгляд, следует исчислять исходя из канцелярской отметки, проставляемой сотрудниками Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Государственной комиссии по радиочастотам на соответствующем заявлении.

      Переоформление осуществляется на тех же условиях, которые имели место при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов реорганизованному юридическому лицу.

      Пунктом 16 комментируемой статьи определена возможность отказа в таком переоформлении, если заявитель (правопреемник) предоставит неполные или недостоверные сведения, то есть либо не все необходимые для переоформления сведения (например, сведения о государственной регистрации правопреемства), либо ложные и не соответствующие действительности сведения. Такой отказ можно реализовать в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления, но с обязательным извещением заявителя (правопреемника) в письменной форме об отказе в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. Исходя из п. 16 комментируемой статьи такое извещение должно быть вручено заявителю (правопреемнику); как правило, такое вручение осуществляется при помощи почтовой связи.

      При этом за правопреемником сохранено право пользования радиочастотным спектром в соответствии с ранее выданными документами до окончания процедуры переоформления, то есть до момента получения решения о переоформлении либо извещения об отказе.

      www.zakonrf.info