Политическая взятка

Государственная польза или управление с выгодой?

Искусство управлять государством – именно так в переводе с греческого переводится слово политика. Если есть государство, значит, есть и политика, а вместе с ней власть, которая эту политику проводит. Ну а когда есть те, кто правит, и те, кто подчиняется, обязательно будут и нарушения.

Коррупция в политике – явление, характерное как для стран мирового сообщества, так и для России. Политические скандалы в нашей стране стали одной из примет последнего времени. У коррупции есть свои причины и свои особые черты. Поговорим об этом подробнее.

Две стороны одной проблемы

Поскольку в широком понимании коррупция – это злоупотребление служебным положением ради личной выгоды, то деятельность высокопоставленного чиновника часто проявляется именно в таких злоупотреблениях.

Буквально за последние несколько лет граждане нашей страны стали свидетелями нескольких коррупционных дел по отношению к чиновникам разного уровня. В качестве примеров можно назвать дела против региональных чиновников, в частности, губернаторов Кировской и Сахалинской областей; предпринимателей «Вымпелкома», «Т-плюс» и «Реновы».

Особенно много нарушений выявляется при заключении госконтрактов, когда за принятие решения в пользу одного из участников тендера берутся огромные «откаты». Коррупционные скандалы пронизывают общество, что является как примером их наличия, так и свидетельством борьбы и противодействия коррупции в России.

Взял – получи

Само понятие коррупции – обобщенное. Статьи Уголовного кодекса, по которой можно осудить за коррупцию, не существует. Однако статьи – дача и получение взятки, злоупотребление служебным положением, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др. – в нем есть.

Стремление той или иной политической партии прийти к власти либо получить определенное количество голосов избирателей с целью приобретения выгоды – не обязательно материальной – также проявления коррупции. А уж скандалов, связанных с проведением в нашей стране избирательных кампаний, более чем достаточно. И это не зависит от уровня выборов – федеральных, региональных либо муниципальных.

  • правовая неграмотность населения.

Политическая коррупция – явление широко распространенное и крайне негативное. С ее помощью в стране поддерживается теневая экономика, оказывается влияние на бюджетные процессы, лоббируются интересы определенной партии, которые зачастую вредят общенациональным интересам.

В последние годы борьба с коррупцией, содействие в принятии мер для ее профилактики являются одним из направлений деятельности Президента и правительства. Еще будучи Президентом Дмитрий Медведев считал, что особую роль в противодействии коррупции должна играть общественность, например, такой орган, как Общественная палата РФ.

Одно из поручений Президента – подготовка доклада о положении с коррупцией в стране. ОП такие доклады делает, при этом отмечает, что принимаемые в стране меры недостаточны.

Во времена Советского Союза с коррупцией боролись решительно. Громких дел в стране было немного, но если признаки коррупции обнаруживались, власть действовала жестко, защищая интересы граждан и общества в целом. Фигуранты «хлопкового», «рыбного» дела получили за коррупцию по заслугам – было возбуждено много уголовных дел, по которым приняты решения.

Политическая взятка

Альтернативой проекту газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря может служить увеличение транзита газа через территорию Украины. Об этом Петр Порошенко заявил в интервью немецкому изданию Handelsblatt.

«Немецкие политики и компании должны помнить о том, что «Северный поток-2» это исключительно политической проект, который финансирует Россия. Простите за грубые слова, но «Северный поток-2» это политическая взятка за лояльность России, [цель которой] экономическая и энергетическая блокада Украины и нанесение ей большого ущерба», — заявил Порошенко.

По его словам, «Северный поток-2» не имеет под собой «экономически оправданного основания», в то время как украинский транзитный газопровод может быть «быстро и дешево модернизирован».

На вопрос о том, является ли Украина надежным партнером, украинский лидер отметил, что Киев намеревается привлечь европейских партнеров к управлению своей газовой компанией. «Когда Россия отключила поставки газа в начале марта, я как президент попросил мой народ экономить энергию для обеспечения полного транзита газа в Европу», — заявил Порошенко, добавив, что Украина придерживается своих обязательств.

Модернизация украинского газопровода не потребует крупных инвестиций, уверен он. «Просто спросите нас, вместо того, чтобы инвестировать $10 млрд в «Северный поток-2», — заключил он.

Ввод в эксплуатацию трубопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» приведет к снижению транзита газа через Украину в десять раз, говорил ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он отметил, что поставки через Украину будут осуществляться в приграничные с ней страны, но объемы таких поставок «будут менее значительными». В 2016 году Миллер говорил, что транспортный тариф для «Северного потока-2» оценивается в $2,1 за тыс. кубометров на 100 км, а для Украины ​в $2,5.

В конце марта Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии выдало все разрешения на строительство газопровода «Северный поток-2» в исключительной немецкой экономической зоне. В министерстве экономики Финляндии также одобрили строительство газопровода. Компании Nord Stream 2 AG остается получить разрешения Дании и Швеции.

На этом фоне Верховная рада призвала мировое сообщество принять меры против строительства газопровода. Киев поддержали в Еврокомиссии, однако, по словам главы директора ЕК по энергетике, о санкциях речи не идет.

Коррупция в политике: причины появления и возможности противодействия

Чиновник – звучит… не гордо

Несколько дел было открыто в отношении силовиков, а также чиновников, возглавляющих ведомственные структуры, в частности, министерство дорожного хозяйства в Калужской области. Наибольший резонанс получило дело бывшего министра социального развития России Алексея Улюкаева.

Находящиеся на верхушке власти чиновники прибегают к разным способам, чтобы использовать данные им государством должности совсем не на благо общества. Они берут взятки, вымогают контрольные пакеты акций компаний и т. д.

Чиновники, которые совершают указанные уголовные преступления, должны получить соответствующее наказание. К сожалению, политическая коррупция проявляется также и в том, что ей подвержены судебные и правоохранительные органы.

Именно поэтому до суда дело, как правило, не доходит и большинство чиновников, совершивших противоправные действия, так и продолжают жить, не понеся наказание.

Однако даже перечисленные нами примеры говорят о том, что часто, особенно в последнее время, наказания не удается избежать даже очень высоким чинам. Государственная политика в стране по борьбе с этим злом не сворачивается, а, напротив, проводится активнее.

Выбор сделан. Вопрос: как?

Говорить о политической коррупции в России только в связи с высокопоставленными чиновниками будет неверно. Вторая сторона вопроса кроется в осуществлении в стране такого понятия, как избирательное право.

Нарушения порой бывают столь вопиющими, что перерастают в уголовные дела. Так, например, в небольшом подмосковном городке Электрогорске во время выборов главы города из здания администрации, где располагалась территориальная избирательная комиссия, были вынесены все бюллетени. Выборы главы были сорваны и перенесены на следующий год.

Как пример коррупции можно привести повальный подкуп избирателей, который отмечался в предыдущие годы, известны случаи, когда работников предприятий за определенную сумму целыми автобусами свозили на избирательный участок для досрочного голосования.

Результаты выборов зачастую фальсифицируются, ведется открытая государственная поддержка партии власти, для получения необходимых результатов широко используется административный ресурс.

В итоге все это негативно сказывается на жизни общества, руководящие лица которого приходят во власть не совсем законными путями. Нарушение закона является для них нормой, поскольку еще до начала службы в качестве должностного лица они его активно нарушали.

Причины и последствия

Причин для появления коррупции в России много. В их числе политологи называют:

  • несовершенство законодательной системы,
  • изъяны в административной реформе,
  • большой разрыв между доходами богатых и бедных,
  • Одна из самых важных причин – отсутствие развитого гражданского общества и слабость имеющихся в нем институтов. К сожалению, принятые нормативные акты, в том числе и закон о коррупции от 2008 года, не действуют в полном объеме – как всегда существует разрыв между принятием закона и надлежащим контролем за его исполнением.

    Сегодня в России борьба с коррупцией, как заявляет Президент и другие высокопоставленные чиновники, является основным направлением деятельности. Не случайно закон о коррупции претерпевает изменения, издаются Указы Президента по усилению этой борьбы. Коррупция – это угроза национальным интересам общества, то, что мешает движению вперед. Успех борьбы с ней – во многом определяет будущее страны.

    Если вам интересна поднятая в этой статье тема, делитесь с нами своим мнением. Мы будем рады диалогу, ждем ваших откликов и замечаний.

    www.rline.tv

    Понятие политической коррупции

    Posted by zlovesti | 19 июля 2013 | Политика | 0 |

    На основании выяснения сущности политической коррупции, которую представляют властные злоупотребления в процессе получения и осуществления публичной власти, а также субъектов, целей и сфер ее распространения можно дать общее определении политической коррупции.
    Политическая коррупция — это должностные злоупотребления субъектов, наделенных политической властью (политических и государственных деятелей, публичных служащих высшего уровня), направленные на достижение политических целей (удержания и укрепления власти, расширение властных полномочий) и/или с целью обогащения.

    Следует отметить, что определение политической коррупции имеет смысл только с точки зрения понимания ее как особого социально-политического явления, выяснение причин и условий, способствующих ее распространению, а также проявления общесоциальных и специальны криминологических мер противодействия и предупреждения.

    Вместе с тем, такое определение не является важным с правовой точки зрения, а именно — для установления юридических оснований ответственности политических коррупционеров. Ведь основания юридической ответственности за коррупцию являются одинаковыми для всех субъектов — наличие в их действиях состава соответствующего коррупционного правонарушениях (получение взятки, превышение власти, хищение чужого имущества с использованием служебного положения, незаконное содействие предпринимательской деятельности, противоправное вмешательство в деятельность других должностных лиц или органов, нарушения присяги и т.д.), которое, в зависимости от характера такого поручения, влечет уголовную, административную, конституционно-правовую, дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

    Другими словами — для привлечения политических коррупционеров к юридической ответственности не нужны какие-то особые или дополнительные правовые вопросы. В подавляющем большинстве случаев для них не предусматривается также особого порядка привлечения к такой ответственности — исключение составляют только лица, имеющие определенный иммунитет от криминальной или административной ответственности (в частности, Президент, народные депутаты, мэры).
    То, что политические коррупционеры, как правило, избегают юридической ответственности, объясняется одним — их официальным статусом, реальным политическим, властным и финансовым влиянием, которые в условиях отсутствия правового государства и развитого демократического общества нейтрализуют деятельность правоохранительных органов, суда, относительно субъектов политической коррупции.

    Более того, при таких условиях политические коррупционеры могут использовать правоохранительные органы и суды в своих противоправных целях (в т.ч. в политической борьбе за власть) и расправляться с теми стражами порядка, которые выявляют и расследуют их коррупционные деяния.
    Можно сказать, что политическая коррупция завершает коррупционную властную пирамиду. В отличие от т.н. «мелкой» коррупции, присущей низкому уровню публичной службы, на котором решаются незначительные общественные вопросы, политическая коррупция является характерной для деятельности влиятельных политических и государственных субъектов, формирующих государственную политику на уровне законов и других нормативно-правовых актов и определяют направления и способы ее реализации.
    Следовательно, можно сделать вывод о том, что политическая коррупция является определяющим фактором коррупционных процессов в государстве в целом, поскольку она присуща субъектам, которые формируют фундаментальный для всей государственной деятельности фактор — политическую волю, то степень пораженности таких субъектов коррупцией определяет сущность и содержание государственной политики во всех общественных сферах, в т.ч. и в сфере противодействия коррупции.

    Нынешнее состояние дел в стране, главные тенденции и перспективы политического, экономического и общественного развития, результаты (а точнее — их отсутствием) противодействия коррупции дают основания также для вывода о чрезвычайно высоком, критическом уровень коррумпированности субъектов, олицетворяющих политическую (государственную) власть в России.

    webcache.googleusercontent.com

    Политическая коррупция как фактор деградации современной России

    Коррупция в России достигла немыслимых размеров. Фактически наша страна незримо, но безнадежно уверенно подошла к последней черте, за пределами которой теряется управляемость государственными институтами и начинается их разрушение, ускоренными темпами деградируют экономика и социальная сфера, а само государство постепенно превращается в недееспособное образование, квазигосударство, не имеющее каких-либо перспектив развития.

    Вместе тем, несмотря на масштабы коррупции и темпы деформации политических и социальных институтов, причины возникновения и природа столь беспредельной коррупции в России остаются не до конца выясненными.

    При этом практически не рассматриваются вопросы, связанные с появлением и развитием в России особого и самого опасного вида коррупции – политической коррупции, тесно связанной с коренным правом гражданина любого цивилизованного общества – правом выбирать.

    1. Почему свободные и честные выборы так важны

    У политической системы современного цивилизованного государства существует много отличительных черт – сильный парламент, формирующий и контролирующий исполнительную власть, сильные партии, осуществляющие свою деятельность в условиях жесткой политической конкуренции, свободные и независимые профсоюзы, СМИ, суды, прокуратура, развитая правовая база и пр. Однако главным, первостепенным признаком любого цивилизованного государства является его способность к организации и проведению свободных и честных выборов власти, поскольку именно выборы (наряду с референдумами) являются ЕДИНСТВЕННЫМ демократическим ненасильственным механизмом коррекции политической системы государства и формирования государственной власти.

    На основе результатов свободных выборов власть осуществляет назревшие экономические и социальные преобразования в стране с учетом мнения большинства избирателей, высказанного ими при голосовании (на выборах или референдумах). Формирующаяся таким способом политическая система, будучи элементом подвижным и по своей природе лабильным, нестабильным, подверженным изменениям в зависимости от программ и действий приходящих в результате свободных выборов к власти организованных политических групп (партий, коалиций), непосредственно влияет на экономический базис и социальную сферу, изменяя их в угоду политической конъюнктуре и предпочтениям электората, проявляющимися непосредственно в процессе голосования.

    Таким образом, свободные и честные выборы обеспечивают коррекцию социально-политического курса и экономический прогресс цивилизованного государства. В то же время нарушение механизма выбора власти приводит к непоправимым, с точки зрения формирования и развития политической системы государства, его экономики и социальной сферы, последствиям, поскольку порождает такое смертельно опасное для общества и государства явление как политическая коррупция. Этот особый вид коррупции, возникающий в политической системе государства в результате нарушения избирательного процесса, поражает и деформирует все ветви власти и все сферы государства, принципиально меняя смысл и характер деятельности государственных органов власти.

    2. Признаки и определение политической коррупции

    В России, как и во всем мире, выборы играют существенную, определяющую роль, но не для смены власти и коррекции политической системы, а для удержания (узурпации) власти правящей элиты и консервации существующей политического курса. Такая схема выборов, якобы обусловленная сохранением «политической стабильности», нашла широкое распространение во многих странах «третьего мира», обладающих неустойчивой политической системой, слабой сырьевой экономикой и неразвитой социальной сферой. В основе этого явления, получившего особенно широкое распространение в странах арабского Востока, лежит политическая коррупция правящей элиты (клана) во главе с несменяемым много лет и даже десятилетий президентом — узурпатором (Хуссейн, Бен Али, Мубарак, Каддафи, Салех, Асад, и пр.).

    Следует подчеркнуть, что политическая коррупция в современной слаборазвитой России обладает всеми существенными признаками этого политического феномена, в числе которых необходимо отметить следующие:

    — фактическое искажение механизма выборного процесса путём фальсификации результатов выборов, ставящее целью удержание (узурпацию) власти и неизменность существующей политической системы государства;

    — поражение граждан в политических правах путём фактического лишения возможности их участия в свободных и честных выборах власти и референдумах;

    — образование и развитие особых финансово-политических групп («Семья», «Питерский клан»), в руках которых сосредоточены огромные ресурсы и внутри которых в узком кругу принимаются стратегические государственные решения без их предварительного обсуждения в парламенте;

    — необоснованное продление сроков правления президента путём нелегитимного изменения конституции в угоду правящему клану;

    — отсутствие реальной политической конкуренции и отсутствие реальных политических партий, ставящих своей целью приход к управлению государством путём политической борьбы;

    — формирование органов исполнительной власти (правительства, администрации) не по профессиональному признаку, а признаку личной преданности вождю и круговой поруки.

    — полная государственная (административная, финансовая, экономическая, информационная и пр.) поддержка действий одной политической группы в ущерб поддержки действий других политических и социальных групп;

    Характерной особенностью политической коррупции для России является создание внеконституционного института «преемника президента», который в полной мере отражает несовершенство и противоречия действующей конституции, якобы гарантирующей соблюдение прав всех граждан России, но самом деле гарантирующей исполнение воли только одного человека – президента. Таким образом, политическая коррупция представляет собой процесс насильственного и нелегитимного удержания (узурпации) высшей государственной власти одной из политических групп (кланов) в целях неограниченного и неконтролируемого доступа к административным, природным, производственным, финансово-экономическим, информационным, избирательным и другим ресурсам государства с одновременным лишением прав доступа к этим ресурсам иных политических и социальных групп путём фальсификации результатов выборов или отмены (частичной или полной) выборов этой власти.

    3. Природа политической коррупции в России

    Решающим образом на появление и стремительное развитие политической коррупции в России сыграли следующие события:

    1. Формирование криминально-олигархической собственности на природные и основные материальные ресурсы в результате преступных по существу ваучерной приватизации и залоговых аукционов;

    2. Антиконституционный указ Ельцина № 1400, расстрел в октябре 1993 года Верховного совета и принятие в декабре того же года «ельцинской» конституции.

    Главными целями разработчиков конституции являлись легитимация ничем неограниченных и никем неконтролируемых полномочий президента, а также ущербные полномочия нового парламента – Государственной Думы, фактически превращенной в неполноценный придаток президентской и исполнительной власти. Вся остальная часть это документа описывалась поверхностно и декларативно, поскольку практической реализации не подлежала. Такая конституция и её криминальная экономическая основа дала возможность власти, используя мощные административный и финансовый ресурсы, создать предпосылки к её несменяемости уже к середине 90-х годов, что в дальнейшем в полной мере проявилось в решающие моменты политической истории России – в ходе президентских выборов 1996, 2000, 2004 и 2008 годов.

    На протяжении последних 15 лет власть путём преднамеренной деформации избирательного процесса довольно успешно решала задачи по фактической узурпации высшей государственной власти и формированию политического клана, группирующегося вокруг президента и проводимого им социально-политического курса. Нарушение механизма выборного процесса и предсказуемость результатов выборов становятся главной причиной того, что Россия постепенно, но неизбежно превращается в квазигосударство – антисоциальное, недееспособное образование с неустойчивой политической системой, характеризующейся социальной апатией населения и длительным пребыванием у власти коррумпированной элиты, реализующей на практике принципы не «суверенной», а «наследной демократии».

    4. Источник политической коррупции

    Источником политической коррупции в современной России служит президентская власть, поскольку должность президента является самой коррумпированной должностью в государстве. Высшая власть в России не избирается, а передается «относительно честным способом», формально признающимся выборами. Механизм избрания президента и подсчет голосов представляет собой управляемый процесс, целью которого является не организация честных выборов, а избрание (продление сроков власти) конкретного человека. Решающую роль в этом процессе играет воля человека, занимающего должность президента. Преемник, не участвуя в честных и свободных выборах, получает высшую власть в стране из рук еще действующего президента и поэтому отвечает за использование своих огромных полномочий не перед народом, а только перед человеком, который его фактически назначил. В дальнейшей политическая коррупция была распространена на все ветви государственной власти, апофеозом чему явилось создание знаменитой российской «вертикали власти», в которой как в клане круговой порукой и обслуживанием интересов вышестоящего начальника (а отнюдь не народа) были связаны все представители «вертикали», начиная от преемника президента и заканчивая главой сельского поселения.

    5. Как нам победить политическую коррупцию

    Общеизвестно, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Между тем, существует едва ли не единственный способ, позволяющий если не искоренить, то хотя бы поддерживать уровень политической коррупции на приемлемом для общества уровне. Этот способ давно известен и широко применяется в цивилизованных странах (разумеется, в каждой — со своей спецификой). Он заключается в создании эффективной политической системы, которая в наибольшей степени генерирует политическую конкуренцию, в свою очередь, обеспечивающую в сочетании со свободными выборами формирование дееспособных партий, партийных коалиций, парламента, правительства, состоящего из профессионалов, независимых профсоюзов, СМИ, судов, прокуратуры, избиркомов и т.д. При этом политическая система развивается сама, причем особенно интенсивно в ходе избирательного процесса!

    Эта система называется парламентская республика. Различные модели этой системы (в т.ч. парламентско — президентская республика или парламентская монархия с резко ограниченными функциями президента или монарха) наиболее успешно применяются в Европе. Парламентские выборы проводятся не реже, чем раз в 4 года (или в период обострения парламентского кризиса). Правит только победившая на выборах партия или коалиция, формирующая правительство во главе со своим лидером, который временно становится премьер-министром, т.е. фактически наёмным менеджером. Аналог ЦИК является независимым надпартийным органом и подчиняется только решениям высшей судебной власти. Выборы проводятся регулярно и «вертикально» сверху донизу, начиная от парламентских и заканчивая выборами органов местного самоуправления. Это не только поддерживает политическую конкуренцию, дееспособность политических партий, но и стимулирует политическую активность населения, способствует массовому появлению не приписных, а реальных членов и сторонников зарегистрированных политических партий.

    Россия должна стать исключительно парламентской республикой. И навсегда перестать зависеть от воли одного человека, неограниченная власть которого объективно порождает политическую коррупцию. Причем независимо от личности человека, поскольку созданная в расстрельном 93 году политическая система провоцирует его на создание закрытого политического клана и бесконечное продление режима личной власти. Новая конституция, конституция парламентской республики (если таковая будет принята) должна заложить основы новой эффективной политической системы, создать систему контроля исполнительной власти, систему «сдержек и противовесов» между законодательной и исполнительной ветвями власти и обязательно (для нашей страны) ввести правовые нормы, запрещающие неограниченную власть какого-либо одного человека или одной партии!

    Пост президента как абсолютно исторически и политически неоправданный в России должен быть упразднён! Триста лет царствования монарших особ оставили российский народ в нищете, привели Россию к революциям 1095 и 1917 годов и распаду Российской империи. 70 лет правления генсеков оставили советский народ в бедности, привели СССР к революции 1991 г. и распаду Советского Союза. Ни царь, ни генсек не только не спасли Россию, но довели свои народы до кошмара революций.

    Двадцать лет правления президентов, наделенных конституцией 93 года властью царя и генсека вмести взятых, довели страну до жуткой политической коррупции, обескураживающего социального расслоения, до отсутствия каких-либо перспектив социального и экономического развития нашего государства. Государства, в котором только на госзаказах и в сфере ЖКХ чуть ли не официально разворовываются триллионы, а на строительствах нефтгазопроводов и дорог – миллиарды рублей! И самое главное – основной целью любого царя, генсека, президента, обладавших неограниченной и неконтролируемой властью, быстро становилось не разумное управление страной и повышение благосостояние народа, а сохранение личного режима власти как можно дольше и любым путём! Причем в последнее время – путём фальсификации результатов «народных выборов».

    Великая Арабская революция со всей наглядностью показала — в мире заканчивается время правителей-одиночек, зачастую психически неуравновешенных, бессменных «лидеров наций», президентов, в зависимости от своих капризов и способностей управлявших (управляющих) в ручном режиме огромными странами либо худо, либо бедно. Будущее – за эффективными саморазвивающимися политическими системами, автоматически нивелирующими их (систем) отдельные недостатки и меняющими слабых менеджеров на более успешных в ходе свободных выборов. Пришло время и для России создать разумную политическую систему, не зависящую от капризов, привычек и способностей отдельных личностей. Проявят ли к этому политическую волю правящие круги России – большой вопрос, на который, увы, в настоящее время не существует положительного ответа. Но в материальном мире ничто не терпит пустоты…

    Продлевать себе срок, ничего не меняя, продолжая распространять метастазы политической коррупции, власть может еще достаточно долго. Тянуть и тянуть до какого-то предела, отказываясь от реформы политической системы и изменений внутри самоё себя, тем самым создавая объективные предпосылки для возникновения иной политической ситуации…

    Но наступает срок и срабатывает бессмертная формула классика революции «Верхи не могут, а низы не хотят!». И тогда именно «низам» приходится делать «верхам» предложение, от которого последние уже не могут отказаться….