Надзор над исполнению законов

Надзор над исполнению законов

73. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА

Прокурорский надзор сегодня – это осуществляемая прокурорами от имени РФ деятельность по исполнению действующих на ее территории законов. Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам.

Содержание надзора определено в ст. 21–34 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Юридически различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:

1) надзор за исполнением законов; 2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за исполнением законов имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.

Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц.

Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами.

Вторая разновидность этого направления – это прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, осуществления трех названных видов деятельности.

К полномочиям прокурора по надзору в этой сфере относятся: проверка уголовных дел, дача письменных указаний, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела.

В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями ОВД, ФСБ, федеральных органов государственной охраны.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью включают: требование предоставления ему оперативно-служебных документов, прекращение незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вносит представления, опротестовывает акты, требует проведения проверки вышестоящими органами законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона.

В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом данной отрасли являются: законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленных законодательством рФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

www.nnre.ru

Надзор за исполнением законов в сфере экономики как одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности: состояние, актуальные проблемы и перспективы

Прокуратура Российской Федерации на современном этапе ее развития – это многофункциональный государственный орган, основным предназначением которого является обеспечение режима законности в стране. Одной из базовых функций прокуратуры является надзорная, включающая в себя в том числе надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» целями осуществления указанных видов прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за исполнением законов в сфере экономики осуществляется в первую очередь в рамках так называемого «общенадзорного» направления прокурорской деятельности, то есть надзора за исполнением законов. Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом данной отрасли надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории нашей страны, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными субъектами. К числу перечисленных субъектов, думается, оправданно также отнести индивидуальных предпринимателей, что, например, актуально с точки зрения надзора за исполнением ими трудового законодательства.

Учитывая, что прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим защиту публичных интересов, может показаться, что в условиях рыночной экономики в демократическом государстве вмешательство такого органа в экономическую сферу должно быть минимальным. В связи с последними событиями, связанные с экономическими санкциями иностранных государств и кризисом в сфере экономики, мы видим актуальность вмешательства государственных органов в указанные сферы в целях стабилизации обстановки. Не исключение и прокуратура с ее надзорной функцией. Более того, важно разграничивать надзор и контроль как виды деятельности государственных органов. Контрольная деятельность осуществляется, как правило, в условиях административной власти и связана с управлением (то есть свойственна главным образом органам исполнительной власти). Орган или должностное лицо, выполняющее функцию контроля, вправе не только выявлять различные недостатки, нарушения законности, но и непосредственно устранять их, вмешиваться в деятельность (в том числе оперативнохозяйственную) подконтрольных органов, отменять их решения и давать обязательные для исполнения указания. Перед контролирующими органами стоят задачи проверки деятельности подконтрольных субъектов не только с позиций ее законности, но и с точки зрения эффективности этой деятельности, а также оптимальности и целесообразности конкретных действий, их правильности. Надзорная же деятельность имеет своей особенностью то, что не связана с непосредственным вмешательством в деятельность поднадзорных субъектов и характеризуется внешним наблюдением. Орган надзора, как правило, не дает обязательные для исполнения поднадзорным субъектом указания, не налагает на него никаких наказаний, на выявленные нарушения реагирует в установленном законом порядке.

Особенность прокурорского надзора состоит еще и в том, что он направлен на контрольную деятельность (то есть прокуроры следят не только за тем, чтобы непосредственно деятельность поднадзорных субъектов не расходилась с законом, но еще и за тем, чтобы их права и законные интересы не нарушались контролирующими органами). Это чрезвычайно актуально в сфере экономики, особенно в условиях сложившейся на сегодня неблагоприятной экономической обстановки в стране.

Представляется вполне справедливым мнение, что осуществление прокурорского надзора за исполнением законов всеми контролирующими органами должно иметь приоритетный характер и осуществляться независимо от наличия конкретных материалов и данных о нарушениях закона в деятельности этих органов 1 . Осуществляя надзор за исполнением законов контролирующими органами, прокуратура консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местнических и ведомственных влияний на них, очищению этих органов от недобросовестных и коррумпированных чиновников, нейтрализации воздействия на них криминализированных структур 2 . Это по праву накладывает на надзорную деятельность прокуратуры характеристику высшего надзора, а прокуратуре придает статус ключевого (основного) органа в системе государственного надзора и контроля.

Повышенное внимание к прокурорскому надзору за исполнением законов в сфере экономики подтверждается рядом осуществленных в последние годы правовых и организационных преобразований в системе прокуратуры Российской Федерации, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Так, на примере деятельности прокуратуры Свердловской области мы видим, что в рамках усиления борьбы с коррупцией с 15 ноября 2007 г. в структуре аппарата прокуратуры Свердловской области образован отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. С принятием Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором законодатель предусмотрел обязанность государственных и муниципальных контролирующих органов согласовывать проведение внеплановых выездных проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого или среднего предпринимательства) с органами прокуратуры, 6 апреля 2009 г. в структуре управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области начал функционировать отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле 3 . Кроме того, при областной прокуратуре образован и действует общественный совет по защите субъектов малого и среднего бизнеса. Организованы и успешно функционируют отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Аналогичные структурные подразделения образованы в аппаратах прокуратур других регионов. Приведенные примеры очевидно свидетельствуют как о правозащитном статусе прокуратуры в отношении перечисленных субъектов в отдельности, так и ее положительном воздействии на обеспечение режима законности и стабильности в сфере экономики в целом.

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономики закономерно считать одним из приоритетных направлений деятельности прокуроров. Регулируется данная деятельность такими приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, как Приказ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказ от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», Приказ от 09.06.2009 №193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», Указание от 10.11.2009 №355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов», Приказ от 22.03.2010 №122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов», Указание от 13.08.2009 №260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры», Приказ от 28.12.2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Приказ от 25.05.2012 № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», Приказ от 26.04.2012 №181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» и др. Из наименования перечисленных приказов мы уже видим наиболее актуальные сферы прокурорского надзора, на которых Генеральный прокурор РФ особо акцентирует внимание нижестоящих прокуроров. Очень важное значение на сегодняшний день для сферы экономики имеет прокурорский надзор за исполнением бюджетного и налогового законодательства, законодательства в сфере ЖКХ, защиты государственной и муниципальной собственности, законодательства о противодействии коррупции, о предпринимательской деятельности, о банках и банковской деятельности, трудового, таможенного и антимонопольного законодательства. Данные приоритеты прокурорского надзора сформулированы нами, в первую очередь исходя из тех глобальных проблем, с которыми наше общество и государство столкнулись в условиях обозначенного экономического кризиса. Возникающие здесь проблемы имеют наиболее острый характер, способствуют росту социального напряжения, дестабилизации экономики, а следовательно, требуют постоянного внимания прокуратуры и других государственных органов. Прокурорский надзор в указанных сферах должен осуществляться на постоянной основе, прокурорско-надзорные проверки проводиться систематически, а не только по поступившим сигналам о нарушении закона. При этом следует помнить о недопустимости вмешательства прокуратуры в экономическую деятельность предприятий, организаций и других субъектов бизнеса, вовлечения прокуроров в хозяйственные споры коммерческих структур. Главное предназначение прокуратуры состоит в обеспечении режима законности, в том числе посредством осуществления надзора за исполнением законов поднадзорными субъектами. Очевидно, что в современных условиях роль прокуратуры и значение прокурорского надзора в сфере экономики будут только возрастать и закономерно все больше привлекать к себе внимание общества. Это потребует новых законодательных решений возникающих проблем, а также совершенствования правоприменительной практики, выработки новых методик прокурорского надзора, усиления взаимодействия прокуратуры как с иными надзорными и контролирующими органами, так и с субъектами предпринимательской деятельности и общественными организациями.

1 Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Уголовное право. 1999. №2. С. 14.

2 Клочков В.В. Методологические вопросы организации и деятельности прокуратуры // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М., 1994. С. 6–7.

3 См. подробнее: Шобухин В.Ю. История прокуратуры Свердловской области (1934–2009 гг.): Монография. – Екатеринбург, 2010

bmpravo.ru

Прокурорский надзор за исполнением законов

Разумной упорядоченности общественной жизни, оптимальному балансу разнообразных, подчас не просто не совпадающих, а даже противоположных стремлений и интересов граждане во многом обязаны законодательной системе. Однако самостоятельно она существовать не может. Необходима система, которая контролировала бы исполнение законов. Эта задача возложена на особый орган власти. Надзор за исполнением законов проводит прокуратура.

Современные реалии

Состояние законности в России в первую очередь зависит от объективных сложностей нынешнего времени, подвижности и в некотором роде зыбкости нормативно-правовой сферы. Сегодня в стране нет стабильной юридической системы – она находится на стадии формирования. При отсутствии грамотно продуманной концепции правовых преобразований законотворческая деятельность выполняется бессистемно. Существующие пробелы в структуре негативно отражаются на регулировании экономических, социальных и прочих процессов. Недостаточно хорошо осуществляется в стране непосредственное исполнение законов. На фоне снижения общественной дисциплины в государстве усилилось отрицание правовых норм. При распаде прежней контролирующей системы не была сформирована новая.

Надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора

Для нормализации ситуации в стране созданы специальные органы. Основной их деятельностью является надзор за исполнением законов. Они наделяются специальными полномочиями для реализации данной задачи. От правильной организации их работы зависит во многом состояние законности в государстве. Надзор за исполнением законов (общий надзор) – достаточно широкая сфера деятельности. Контроль производится над соблюдением большого количества нормативных актов, поведением субъектов, которые следуют им и издают нормативные акты. В связи с чрезвычайной широтой и многообразием социальных отношений, которые входят в сферу деятельности рассматриваемой службы, это направление ранее именовалось как «общий надзор». Это определение сохранилось и достаточно часто используется и сегодня.

Полномочия

Контролирующая служба осуществляет надзор за исполнением законов на основании ст. 21 соответствующего ФЗ. Деятельность организации заключается в контроле над соблюдением положений Конституции и основных нормативных актов государственными комитетами, министерствами, подразделениями и прочими органами власти различного уровня как федерального так и субъектного типа. Служба осуществляет надзор за исполнением законов должностными лицами, руководителями некоммерческих и коммерческих предприятий.

Особенности структуры

Из приведенного выше перечня становится ясно, насколько обширен надзор за исполнением законов. В стране существует несколько десятков федеральных ведомств, министерств, государственных служб и комитетов. При этом их число меняется постоянно. Надзор за исполнением законов распространяется на все субъекты страны, муниципальные образования. В сферу контроля попадают органы военного управления с огромным количеством их должностных лиц, разнообразные предприятия и учреждения с их сотрудниками и руководством в том числе. Сложно точно определить и число нормативных актов, которые также составляют предмет надзора. За исполнением законов следят должностные лица, наделенные соответствующей властью. К нормативным актам, подлежащим контролю, относят в первую очередь практически все конституционные статьи. Также в пределы надзора за исполнением законов входят нормы трудового, гражданского, экологического, административного права и прочих его отраслей.

Сущность и назначение контроля

Надзор за исполнением законов главным образом выполняется в сфере и органах госуправления. Именно здесь, по статистике, выявляется наибольшее число правонарушений, имеют место факты противодействия компетентным подразделениям и должностным лицам в устранении преступлений, вмешательство в работу по выполнению предписанной им задачи. В сфере государственного управления необходимо точное соблюдение законов. Предписания, содержащиеся в нормативных актах, должны претворяться в жизнь вне зависимости от тех или иных местных различий и вопреки каким-либо территориальным или ведомственным влияниям. Надзор прокуратуры за исполнением законов считается родоначальником специальной деятельности соответствующего органа. В отличие от прочих отраслей, он призван содействовать следованию нормативным актам в сфере госуправления. Принимая во внимание данное свойство, осуществление надзора за исполнением законов можно считать звеном, укрепляющим государственность в стране, способом, посредством которого согласуются интересы Федерации и ее субъектов.

Эта отрасль имеет непосредственную связь с:

  • Формированием действенной вертикали власти.
  • Реальной защитой и сохранением свобод и прав человека.
  • Укреплением в деятельности органов власти разного уровня законности.
  • В контроле над соблюдением положений различных нормативных актов реализуется существенная часть профилактического и надзорного потенциала прокурорской структуры. С его помощью возможно достижение не только надлежащего исполнения законодательства, но и обнаружение нарушений на ранних этапах их формирования, а также принятие необходимых мер для устранения их.

    Направления деятельности

    Учитывая существующие задачи надзора за исполнением законов, можно выделить несколько подотраслей, на которые распространяется контроль. К ним, в частности относят:

    1. Социальную сферу. В данной области выполняется прокурорский надзор за исполнением законов гражданами и организациями, связанными с общественной жизнью человека. В частности, в сферу контроля входят нормативные акты о:

  • Вынужденных переселенцах и беженцах.
  • Политических свободах и правах граждан.
  • Труде, его охране и соблюдении ПТО.
  • Занятости населения.
  • Здравоохранении.
  • Образовании.
  • Жилищном хозяйстве.
  • Защите прав потребителей.
  • Приватизации жилья.
  • Экологии.
  • Радиационной и ядерной безопасности.
  • Пенсионном регулировании.
  • Льготах.
  • Борьбе с наркоманией.
  • Обращениях граждан.
  • Несовершеннолетних.
  • 2. Экономическую сферу. В этой области выполняется надзор прокурора за исполнением законов о:

  • Собственности.
  • Предпринимательстве.
  • Приватизации муниципальных и государственных предприятий.
  • Банковской деятельности и банках.
  • Налогах.
  • Земле.
  • Инвестициях.
  • Дорогах и транспорте.
  • Аренде.
  • 3. Оборонную сферу. В этой области контроль осуществляется над исполнением законодательства о:

  • Границе.
  • Обороне.
  • Оружии.
  • Чрезвычайных ситуациях и положениях.
  • 4. Внешнеэкономическую сферу. В данной области контролируется соблюдение законодательств о:

  • Таможне.
  • Внешнеэкономической деятельности.
  • Все эти направления нельзя считать исчерпывающими. В ходе деятельности и развития государства появляются новые проблемы социального, экономического характера. Они требуют особого внимания прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства.

    Основные функции

    Выполняя надзорную деятельность в органах госуправления, прокуратура, таким образом, способствует выполнению стоящих перед государством и обществом задач по защите прав населения, повышения его материального благосостояния. Другими словами, в рамках контрольных мероприятий решаются и прочие вопросы государственного, экономического, политического, культурного, национального и общественного характера. Задачи прокурорской службы определены соответствующими приказами Генерального Прокурора и Законом, а также рядом прочих распоряжений и указаний. Таким образом, рассматриваемый орган:

  • Обязательно вмешивается при поступившей информации о совершении нарушения посредством принятия мер по обнаружению и устранению неправомерного действия и обстоятельств, способствующих этому. В данном случае необходимо заострить внимание на Конституции. Первые издания Закона о прокуратуре не регламентировали выполнение надзорной деятельности относительно соблюдения ее положений. Тем не менее контроль все же производился. Надзор за исполнением норм Конституции обеспечивался прокуратурой в действительности достаточно непрерывно и планомерно. Однако отсутствие соответствующих нормативных актов формировало неопределенность позиции службы при выполнении своей функции. В связи с этим в ФЗ были внесены необходимые изменения и поправки. Согласно им, к предмету надзора органа относят и исполнение положений Конституции страны. Эти корректировки обоснованно устранили существовавший пробел. В результате была закреплена та фактическая и достаточно серьезная роль, которую играет служба в механизме, обеспечивающем действие Конституции.
  • Максимально использует возможности надзора за исполнением законодательства при предупреждении разного рода неправомерных действий.
  • Активизирует и совершенствует деятельность существующих органов госконтроля и правоохранительных служб. Работа эта направлена на обеспечение соблюдения нормативных актов разного уровня, укрепление правопорядка. Данная задача реализуется посредством выполнения прокурорских проверок в указанных структурах и поручения проведения контролирующих мероприятий в нижестоящих подчиненных подразделениях, организациях, учреждениях, на предприятиях.
  • Активно претворяет в жизнь существующий принцип неотвратимости наказания за правонарушение. Данная задача осуществляется путем постановки вопроса о привлечении преступников к установленной ответственности вне зависимости от их имущественного и должностного положения, исходя из того, что перед законодательством все равны.
    • Доводит информацию о своей работе до общественности и населения посредством телевидения, радио, периодических изданий. В задачи прокуратуры входит также оповещение о принимаемых мерах по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности с указанием их должностей и фамилий, а также о состоянии динамики преступности в регионах.
    • Выявляет недоработки в современном законодательстве, необходимость нормативного регулирования общественных отношений, принимает меры по их устранению. Последнее реализуется посредством внесения в представительные органы и структуры, имеющие право на законодательную инициативу, соответствующих предложений. При этом нижестоящие должностные лица передают свое мнение через вышестоящих.
    • Повышает правовую культуру должностных лиц. Это особенно касается руководства государственных органов, которые издают нормативные акты и совершают прочие действия, имеющие юридическое значение, предпринимателей, начальников коммерческих организаций, граждан. Реализуется это посредством привития указанным категориям потребности в точном соблюдении действующих положений. В наибольшей степени этому способствует прокурорский надзор, выполняемый совместно с проведением особых мероприятий предупредительно-профилактического характера. В качестве основного требования, предъявляемого в настоящее время к службе, выступает повышение эффективности контроля. Это выражается во влиянии на итог работы – состояние правопорядка и законности.
    • Выражение соблюдения юридических положений

      Исполнение законодательства материализуется в правовых актах либо действиях (бездействиях). В них выражены интересы и воля народа. Через нормативные акты, действия (бездействия), порождающие последствия, имеющие юридическую значимость, реализуется основная задача закона, выступающего в качестве механизма регулирования общественных отношений. Они также считаются формами соблюдения норм, охватывают все сферы правоприменительной деятельности.

      Внутренняя структура службы

      Надзор за исполнением законов проводит комплекс органов, подразделений и должностных лиц. К ним, в соответствии с перечнем, сформулированным в ст. 21 соответствующего ФЗ, относят органы:

    • Федерального отраслевого назначения.
    • Местного самоуправления.
    • Законодательные и исполнительные в субъектах РФ.
    • Управления и руководящий аппарат негосударственных и государственных структур, чья деятельность затрагивает разнообразные сферы общественной жизни.
    • Данный перечень считается исчерпывающим. Внесение дополнений либо изменений в него допускается посредством принятия соответствующих нормативных актов. Крайне необходимую и весьма обоснованную корректировку списка обеспечил ФЗ от 10. 02. 1999 года. Он устранил ошибку, которая была допущена в первоначальной редакции. Она заключалась в невключении в перечень некоммерческих и коммерческих организаций. Это значительно усложняло процесс выполнения прокурорского надзора на нижнем уровне контрольной деятельности, где наблюдается совершение основного объема правонарушений.

      Сфера распространения

      В теории прокурорской деятельности вопрос о границах надзора рассматривается с нескольких сторон: относительно актов, объектов, характера контроля и мероприятий, которые рекомендованы в целях устранения нарушений, способствующих им условий и причин их возникновения. В целом данными параметрами вполне можно ограничиться. Считается, что они в достаточно полной мере устанавливают границы, в пределах которых действует прокурорский надзор. Их знаний достаточно для обеспечения единства подхода сотрудников к контролю над соблюдением нормативных актов. В этом, по сути, и заключен смысл установления пределов надзора.

      Характер контроля

      Он определен задачами структуры, назначением ее как органа, который следит за законностью и стремится к утверждению точного и единообразного выполнения норм всеми организациями, подразделениями, должностными лицами по всей стране. В качестве основного критерия оценки службой деятельности подконтрольных объектов служит соответствие их актов и действий существующим правовым нормам в государстве. Должностное лицо, выполняя надзор за исполнением законов, проводит сравнительный анализ деятельности подведомственных подразделений. При этом оно фиксирует отклонения от действующих норм, требует исправления недочетов и устранения правонарушений, условий и причин, способствующих преступлениям. В связи с этим в поле зрения службы находится та часть деятельности подконтрольных объектов, которая регулируется законом и связана с их исполнением. В соответствии с ФЗ, действия органа не должны распространяться на оперативно-хозяйственную сферу. Он не может подменять собой другие службы.

      Ограничение полномочий

      В связи с приведенной выше информацией, необходимо отказаться от подмены полномочий по надзору вышестоящего госоргана. К примеру, сотрудник службы не должен выполнять перепроверку правильности перечислений регулирующих налогов. Даже при большой значимости проблемы не следует перекладывать ее решение на плечи прокурора на основании бездействия обязанных заниматься этим госорганов. Характер контрольной деятельности указывает также на отсутствие у сотрудников службы административных полномочий.

      Прокурор не обязан и не имеет права принимать меры для прямого устранения нарушений. Миссия должностного лица состоит в выявлении факта, причин и условий неправомерных действий, постановке вопроса об их устранении перед тем органом или его сотрудником, в чью компетенцию входит выполнение соответствующих мероприятий. Суть конкретных мер, а также порядок, в соответствии с которым они будут реализованы, определяются указанной организацией, а не прокурором. Этим, с одной стороны, достигается сохранение в такого рода ситуациях независимой позиции сотрудника контрольной службы. С другой – обеспечивается профессиональный подход прокурора к решению вопроса о восстановлении законности.

      Отдельное направление

      В связи с тем, что в функции судебного пристава входит исполнение как судебных, так и прочих актов, служба в целом отделена от судебной системы и включена в структуру исполнительных органов. Контроль над ее деятельностью имеет ряд особенностей. Выполняя надзор за исполнением законов судебными приставами, вышестоящее должностное лицо или служба устанавливает, соответствуют ли действия подведомственной структуры или отдельного ее сотрудника данным им распоряжениям. Необходимо также выполнить проверку на наличие в деятельности признаков превышения своих должностных полномочий. Согласно закону, по своим функциям судебные приставы разделяются на две категории:

      • Обеспечивающие определенный порядок деятельности соответствующих инстанций.
      • Исполнители распоряжений суда.
      • В первом случае контролируется правомерность применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. Надзор за соблюдением законодательства приставами состоит в непосредственной проверке их деятельности. Контролю подвергаются также решения, которые принимаются указанными сотрудниками. Надзор за их деятельностью включает в себя проверку соблюдения ими свобод и прав населения и юридических лиц.

        Здесь следует отметить, что все указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Так, в том случае, если пристав принимает противоречащее закону решение – выносит необоснованное постановление, например, — он впоследствии и действует в соответствии с ним. В результате им нарушаются правовые нормы, что, в свою очередь, в большинстве случаев ущемляет свободы и права организации или индивида. Если проверка действий пристава выполняется по заявлению юридического субъекта или физического лица, которое обжалует его бездействие либо действие, и отсутствуют основания предполагать наличие иных нарушений, можно ограничиться проверкой имеющихся фактов. Однако на практике, как правило, имеет место сразу несколько нарушений, о которых заявитель может даже не подозревать. В связи с этим считается более целесообразным выполнять проверку исполнения приставом всего комплекса тех требований, которые были предъявлены.

        businessman.ru