Олег Дивов «Молодые и сильные выживут»
Молодые и сильные выживут
Другие названия: Закон фронтира
- Жанры/поджанры: Фантастика(Постапокалиптика)
- Общие характеристики: Приключенческое| Психологическое| Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля)(Россия/СССР/Русь)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели| Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В этом новом мире все равны. За пропуск сюда каждый сполна заплатил своей памятью. И тот, кто хочет вспомнить больше, чем другие, должен быть самым беспощадным убийцей и просто обязан стрелять первым. Таков закон выживания в этом мире — Закон фронтира.
«Эта история приснилась мне. Конечно, не целиком, только самые яркие моменты. Остальное я реконструировал, а имена героев и названия городов изменил. Но в целом это остался сон. Просто некая оформленная в слова и визуальные образы знаковая система, расшифровывать которую можно по-разному. Предупреждаю сон был кошмарный».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 311
Активный словарный запас: средний (2819 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 60% — на редкость выше среднего (37%)!
Доступность в электронном виде:
ivan2543, 18 июня 2009 г.
Давно отмечал, что Дивов тяготеет к описаниям предельных психологических состояний личности. Этот роман – еще один «жестокий эксперимент» над героями. Пожалуй, здесь эта экспериментальность наиболее очевидна. Происходит невозможное – большая часть населения России гибнет внезапно, а выжившие теряют память. Все как на подбор молодые и сильные, эти люди, сохранившие лишь самые примитивные навыки, превращаются в настоящих животных. Но главный кошмар впереди – отдельные индивиды начали просыпаться. Вернув себе человеческое сознание, эти люди оказались немногими, кто пытался разобраться в произошедшем. Однако и к ним память возвращалась неохотно.
Как знаем из классики, зрячий в стране слепых – далеко не король. Какова же участь интеллектуала в стране идиотов? Убивать, чтобы не быть убитым.
Главный герой, Георгий Дымов по прозвищу Гош, знаток «Брэйн-Ринга» и фанат вестернов, испытал на себе эту участь. Его гоняли от города к городу, и всюду осмысленный взгляд вызывал ненависть «тупых». В конце концов он вспомнил неизвестно где полученные навыки и превратился в беспощадного убийцу, настоящего «Хищника.» И если бы не встреча с товарищами по несчастью, скорее всего, так и сложил бы он голову в неравной борьбе с толпой.
Объяснения происходящему нет и оно совершенно излишне. Не важно КАК герои потеряли память, важно ЧТО они будут делать. Это психологическое моделирование в чистом виде: абстрактная ситуация и конкретные типы личности.
Героям не просто предстоит вернуть себе память – они должны заново осознать себя людьми, разумными и культурными существами. Вот только времени на это у них нет: «тупые» и их хитрые лидеры быстро подминают мир под себя. Перед Регуляторами встает выбор: ожесточиться или попытаться отнестись к врагу по-человечески. И они до последнего пытаются избежать эскалации конфликта – но, к сожалению, их слишком мало – семь человек против тысяч «тупых». Конечно некое шаткое равновесие им удалось создать с помощью «минометного террора», но рано или поздно пушки нашлись бы и у врага.
Человечность в этом мире опасна. Гош пощадил нескольких «тупых» — и это стоило жизни двум друзьям. Его никто не осудил, но он понял, насколько несвоевременна подобная мораль и логика. Поэтому, когда в лапы тульских «тупых» попала Женя, Гош согласился подвергнуть город обстрелу. Но опасность снова превратиться в убийцу не дает ему покоя, и он мечтает уйти от борьбы.
Другие персонажи, напротив, принимают правила игры. Главный использует свой статус старшего в дикой стае, упиваясь властью. Олег успешно косит под «тупого», что обеспечивает ему выживание и даже власть. Корсаков, хоть и собирает «проснувшихся», чтобы помочь им снова стать людьми, но уже одержим всеобщей манией подозрительности и жаждой власти, ищет неведомого виновника катастрофы.
Из всех дивовских персонажей более всего Гош напоминает Тима Костенко из «Стального Сердца». Оба – благополучные когда-то люди, жизнь которых по чьей-то вине превратилась в ад. Оба очень уверены в себе (вот только самоуверенность эта слегка истерическая), несколько пижоны, склонны к рефлексии и одиночеству. Гош, правда, более зрелый человек, потрепанный жизнью и самокритичный. В конце концов, автор создал этих героев в разные периоды своей жизни. Автобиографичность персонажей – общее место. Желающих понять, чего общего у автора и героя, отсылаю к «Оружию Возмездия» — автобиографическому роману Дивова о его армейской жизни. Там можно почитать и о минометах, и об армейских обычаях, и о многом другом.
Ситуация не получила решения. Как мы догадываемся из пролога, катастрофа имела вторую волну, которая уравняла всех. Второе «пробуждение» было поголовным. Вот только сильно ли «проснувшиеся» будут отличаться от «тупых»? Ведь история знает множество примеров, когда память теряли не конкретные люди – но народ в целом, народ лишался культуры, идеи, нравственности – и следствием всегда являлись хаос и беспредел. Наша страна пережила подобное совсем недавно, радикально сменив государственную идеологию — и до сих пор не избавилась от последствий полностью, а от некоторых последствий может не избавиться никогда.
Исторические переклички с современной, или, точнее с Россией 90-х годов вполне явны. Тут и стрельба на улицах, и непонимание того, что СССР больше нет, и власть сильных, и война за сферы влияния, и даже карикатурная «американизация» (правда, у нас брали пример с благополучной Америки, а здесь – Дикий Запад). Конечно, все очень утрировано, почти доведено до абсурда, но проблема остается той же – помним ли мы, кем мы были и кем хотим стать?
Итог: мощный боевик и глубокий психологизм одновременно. Книга о сильных людях и их борьбе за выживание. Самое важное в этой книге – люди.
Nonconformist, 20 августа 2008 г.
«Особенности национального Апокалипсиса» от Олега Дивова. Книга о том, как стать человеком, утратив себя и как сложно оставаться им в бесчеловечном мире. В мире котором, не смотря ни на что, нашлось место для любви, верности и дружбы.
Хочется отметить такую черту романа, как обратная хронология: читатель знакомится с главным героем, начиная с эпилога, то есть фактически с того, чем все закончится. Интересный авторский ход, при том, что Дивову удается сохранить интригу, и сюжет оказывается не так прост.
Хойти, 28 марта 2013 г.
Человечество поражено непонятным вирусом. Люди не ослепли, не покрылись язвами, не стали каннибалами, не взвинчены сексуально — они утратили память. Причём не целиком, а фрагментарно (как именно — об этом в книге). С трудом, через бесконечную войнушку, через потерю и обретение человеческого в себе выживает тот, кто сумел найти смелость вспоминать. Слезами умываются суровые мужики, когда прошлое возвращается к ним.
Скаля зубы в невесёлой усмешке, появляется среди них «герой из ниоткуда» — Гош, Георгий Дымов, обладающий странным запасом знаний (куда большим, чем у товарищей по несчастью), безжалостный, готовый к разрушению что на физическом, что на психологическом плане, манипулятор… Извините, цепляет меня эта тема уже не в первый раз: может быть, потому, что сама ведома, уговариваема и непростительно простодушна — не знаю…
«Эх, Дымов, сколько тебя жизнь ни ломает, а ты всё нормальный и нормальный… Порядочные люди давно шизофреники, а с тебя как с гуся вода».
Нерационально любимый мною Олег Дивов в этой книге вдарился в некую крузообразность. Не знаю, как читателям-мужчинам, а мне многовато оказалось касательных и направляющих, танков и патронов, а также другого бряцания оружием.
Огорчила претенциозная и в то же время не новая «обратная» композиция: конец — середина — начало. Причём середина получилась настолько перевешивающей, что после неё пришлось возвращаться к началу (то бишь к концу, кхм), чтобы понять: а что же, собственно, там происходило. Ну, а на-самом-деле-финал оказался и скомканным вдобавок, будто автору надоело это всё: «Да ну вас, ребята, выкарабкивайтесь сами, как знаете…»
morbo, 23 октября 2011 г.
Книга написана (или дописана) в 1998 году, что, на мой взгляд, необходимо учитывать при чтении. Дата написания — это ключ к роману. Этим ключом я открыл для себя ту Россию, какой подсознательно её себе представлял Дивов на тот момент. Всё сходится. Люди до 25 ещё слишком молоды, чтобы толком разобраться в происходящем и как-то на него повлиять. Люди старше 35 обладают уже слишком косным восприятием и не могут адаптироваться в изменившемся мире — советское восприятие жизни стало их основой, которую они не могут в себе изменить. Весь этот контингент иносказательно изображается в образе «тупых». Остальные — молодые и сильные — направляют этот мир в нужном им направлении, блещут на фоне серой массы, сталкиваясь между собой не на жизнь, а насмерть. Прообраз этой категории людей — так называемые «новые русские», выросшие при прежнем строе, ведущие себя нагло и цинично. Они презирают тех, кто выбрал спокойную, долгую и серую жизнь, и готовы жить только свободно, ни перед кем не пресмыкаясь, пусть даже такая жизнь будет и не очень длинной. Это люди без прошлого и с непонятным будущим, что собственно составляет центральную идею романа.
Главный герой романа — это подсознательно сформировавшийся у автора образ самого себя, осознанный и впоследствии уже осознанно дополненный чертами собственной жизни. Мачо и пижон, живущий по законам дикого запада. Рекламщик и миномётчик, эрудит и верный любящий муж, перед которым, однако, сами собой образуются штабеля из женщин, влюблённых в него по уши. Решительный, наглый и сильный, но в то же время эмоциональный и романтичный. Одним словом — ещё не выросший подросток.
Так вышло, что этот роман я прочитал после несколько подряд прочитанных романов Александра Громова. Контраст между романами этих двух авторов просто поразительный. После сухих, скупых, переполненных самокопанием и презрением ко всем окружающим романов Громова, роман Дивова показался просто глотком свежего воздуха — эмоциональный, с колоритными персонажами, с взаимовыручкой и душевными переживаниями. Как раз то, что нужно. Хотя, если подумать, то в целом это довольно-таки проходной роман, который по прочтении будет быстро забыт.
amak2508, 19 сентября 2013 г.
Еще один вариант постапокалипсиса, только несколько своеобразный. В нем нет шумных катастроф (большая часть населения планеты в одночасье тихо почила в бозе), а выжившие (именно те молодые и сильные) почти полностью потеряли свою память. В связи с таким посылом автор в своей книге уделяет внимание не только (и не столько) приключениям своих героев, но и их психологическому состоянию.
Вообще книга получилась на любителя: если спросить себя о чем она, то лучшим ответом будет «просто о жизни в смоделированной ситуации». Каких-то целей и идей в ней не видно, хотя намеков и аллюзий, естественно, хватает. И финала тоже, как такового, не наблюдается — просто на каком-то месте текст тихо кончается и герои идут себе дальше своей дорогой уже вне книги. Выживут, погибнут ли — автора это уже не интересует. То есть, были люди, которые очнулись (?) в этом новом мире и стали пытаться жить в нем. Написано хорошо, таланта у Дивова не отнять, но это и все.
Еще несколько смутила неоднократно описываемая автором реакция практически всех героев произведения на пробуждение каких-то воспоминаний — почему именно «слезы в три ручья»? Не будучи психологом трудно оценить правдивость такой реакции, но для дилетанта она выглядит не очень правдоподобной..
Lunetta85, 20 сентября 2014 г.
Пару дней назад закончила читать.
Эм. как-то не поняла. Не прониклась.
Как-то все началось ни с чего и закончилось ни чем.
Странный роман, ничего не скажешь. Ммм. поиски себя? Больше похоже на попытки вспомнить, и страх, что тот человек, которого ты вспомнишь уже не ты нынешний, а кто-то страшный. Вот что я вынесла из этой книги.
Стоит ли читать? Наверно стоит, хотя бы для того, что бы задуматься, что есть человек. Что делает его Человеком.
Norman, 1 сентября 2009 г.
Если честно, то в книге жутко разочаровался. После «Выбраковки» и «Лучшего экипажа солнечной», которые прочитал на одном дыхании эту книгу дочитал только до середины, дальше читал отрывками через 10-15 страниц. Больше всего напрягло «дерганье» героев, неровность их поведения, ГГ то супермен, то мальчик, плачущий в подушку. Интересно так же, как автор додумался до идеи — 1 человек умный, а все остальные — «тупые»? Как тут уже было сказано, и я поддерживаю это мнение, ГГ автобиографичен. Как то не очень хочется разглядывать разросшееся до непомерных размеров эго автора:)))
Yazewa, 9 августа 2009 г.
Очень запоминающийся сюжет. Хотя и далеко не всегда веришь в подобное развитие событий в той или или иной ситуации.
Итак, люди, лишенные памяти и — в изрядной степени — интеллекта, представляют собой весьма неприглядное зрелище. Законы стаи, власть инстинктов, жестокость, бездумное подчинение сильному. «Господа, мы звери!»
Это обшество, по Дивову, отвергает тех, кто лучше, умнее, порядочнее. В мире тупых они изгои. впрочем, далеко не всегда. Есть выбор: либо ты подчинишь толпу («народ«!) себе, либо будешь изгнан либо уничтожен. И таким образом, и элита правит быдлом, но и быдло управляет элитой. Что-то новое? Конечно же, нет.
Интересно, как люди реагируют на постепенное возвращение памяти. И жаждут этого, и боятся. И неизвестно, какое чувство сильнее. Действительно, если изменить ничего уже нельзя, может быть, лучше никогда уже не узнать, что было потеряно?
Мне показалось маловероятным превращение умника-«знатока» в эдакого ковбоя-рейнджера. И вообще, ГГ не вызвал никакой симпатии. Странно, но мне показалось, что подобные чувства испытывает и сам автор, хотя частичная автобиографичность персонажа не вызывает сомнений. Или это некий способ самокопания, самокритики?
А всё ж таки «День триффидов» действительно вспоминается. И еще «Мобильник» Кинга.
fantlabiGM, 2 октября 2011 г.
Первых пару раз прочёл в 2001-2002 году, — очень понравилось, постоянно вспоминал и цитировал.
На днях перечитал. Всё не то. Неинтересно, неубедительно. Долго думал — почему? Видимо время прошло — и жизнь другая, и мы другие.
Сделал вывод: целевая аудитория романа — мужчины 25-35 лет конца 90х — начала «нулевых».
Многие романы Дивова привязаны к «здесь и сейчас», и постепенно теряют актуальность.
Зато насколько крутыми они были тогда!
P.S. Тем кто ставил высокие оценки «по старой памяти» — советую перечитать.
darkina, 16 июня 2010 г.
Все-таки, сны Дивова так и остались снами. Это очень сильно чувствуется и оставляет некоторое разочарование. Потому что глубины подсознания, они, конечно, интересны, но хотелось бы и разгадок. Хотелось бы знать, что именно произошло, когда, почему. И, конечно, чем все закончится. Хотя бы для главных героев. А ответов нет. Только вопросы, вопросы, вопросы. И если бы кто-то пересказал мне сюжет, я не стала бы читать этот роман. И после прочтения, казалось бы, можно только пожалеть о потерянном времени но…
Но у Дивова есть то, чего нет у подавляющего большинства современных авторов. У него есть очень сильные эмоции. Эмоции, которые захватывают и заставляют книгу не читать, а переживать. А то что пережито, не забудется так просто. Оно будет тебя будоражить.
А еще у Дивова есть герой. Нет Герой. У Дивова есть раритетный мужчина, которого не то, что в жизни, в книгах-то уже не сыщешь. Мужчину, который умеет любить и готов ждать, которому не все равно с кем быть, который не покупает Виагру перед встречей с любимой женщиной, потому что не нужен ему никто, кроме любимой. И как бы сказочно не выглядел этот Герой, он правдоподобен, в него веришь. Веришь в то, что все женщины, которые его видят, в него влюбляются. Потому что кого еще любить как не его? Это же не мужчина, а мечта. И за вот эту мечту, которая выглядит такой реальной, что кажется, можно ее пощупать, я прощу автору погрешности в сюжете и недосказанность.
Udik, 4 ноября 2009 г.
— очень живые герои (поверил);
— нет карикатурных злодеев, даже больше – злодеев нет ВООБЩЕ, что радует. Есть просто люди.
— замечательная атмосфера книги;
— скомканность финала заставила додумывать дальше, стимулируя фантазию.
P.S. Закралось сильное подозрение, что Дивов за что-то сильно не любит Тулу.
tapok, 18 апреля 2013 г.
Книга страшная. Удивительно жутко представить себя на месте главного героя. Оказаться в современном мире, не помня о себе ничего. И даже более того. Память отшибло до какого-то периода, далее шло «zombie time», когда персонаж действует так, словно он загипнотизирован. Кем он был раньше? Что делал, будучи зомби? Что ему делать сейчас без этих знаний? В этом мире нет ни молодых, ни старых. Здесь очень чётко обыгрывается удачное название романа Дивова — «Молодые и сильные выживут».
Итак, это немного староватый стиль автора. Что-то ближе к боевику, в котором очень много разговоров и самобичевания (помним «След зомби»). Дивов вновь пихает на место главного героя свой образ. Снова Олег против системы. Снова это жесткая сатира на современность (политику, государство, нравы). Есть даже очень привычная нам животинка — собака по имени Белла. Она, конечно же, самка. Ничего удивительного здесь нет.
Композиционно книга выглядит так: пролог, основная часть, эпилог. По сути все три части живут отдельной жизнью (кстати, глав как таковых нет, что для меня печально). Когда я проникся прологом и перелистнул страницу на основную часть, то даже расстроился. Я предполагал, что автор продолжит начатое. Но Дивов решил иначе. В итоге вся книга на деле — это реконструкция сна (не совсем того, о котором говорится в аннотации), то есть прошлого в «zombi mode». Не скажу, что это плохо. Просто не соответствовало ожиданиям (за них ответственен уже я).
В целом роман получился ровным, но мне больше понравилась московская, а не тульская часть. Наверное, в большей мере из-за своей непредсказуемости. Не сказать, что в Туле всё было ясно, но в общих чертах течение было достаточно понятным и ясным. А вот в столице не всё так просто.
Итог: сильная дивовщина. Роман интересен даже сейчас. Особенно если не забыть, что он в старом стиле.
Александрович, 3 апреля 2015 г.
Добро пожаловать на планету Земля после зомби-апокалипсиса от Олега Дивова. Картина этого бедствия далека от стереотипов созданных Джорджем Ромеро. Мертвецы, попадающиеся на каждом углу лишь кучки тлена, но выжившие забыли все личные воспоминания и события, произошедшие с ними после 1986 года. А поскольку, выжили в основном молодые и сильные, то их эмоциональное развитие откатилось на стадию подростов. Не знающие кто они, брошенные и одинокие, в мире с кучей опасных игрушек, начиная от автомата Калашникова и заканчивая атомной бомбой. Хорошая задумка и страшная картина.
Герои здесь соответствующие. Они потеряны, злы и страшно напуганы. Им нужна помощь, опора на кого-то, кто может заменить исчезнувших родителей. Здесь нет развесёлой атмосферы ,что царит на страницах «Лучшего экипажа солнечной» несмотря ни на какие проблемы. Однако есть та же тема крушения старого мира и возникновения на его месте нового порядка, знакомая всем, кто пережил 90-е годы прошлого века.
В заключении хочу отметить ,что при всех попытках стилизовать происходящие под дикий запад, вестерны и произведения Джека Лондона не единственный источник вдохновения. «Безумный Макс» ощущается кончиками пальцев.
MarchingCat, 8 августа 2012 г.
Вот как «Выбраковку» называют самой утопичной антиутопией, так и тут — постапокалипсис с человеческим лицом.
Чудесно! Наконец-то не стандартный быдло-апокалипсис, которых пруд пруди и похожи один на другой как отражения в зеркале, а реально новое, самобытное произведение.
Feechka, 21 апреля 2010 г.
Это просто фантастика. И по жанру, и по впечатлениям. Читается легко и с интересом — не оторваться.
И это не пустая фантастика «звездолет ради звездолета». Здесь вообще только один выдуманный элемент — вирус (?), из-за которого большая часть населения погибла, а все остальные потеряли память. Все остальное — жизнь, какая она есть — с болью, смертью, любовью, муками, весельем, дружбой. Просто всё это происходит в мире, перенесшем страшную катастрофу и начинающем новую жизнь.
fantlab.ru
Рецензии на книгу « Закон фронтира »
Олег Дивов
На горах оружия, оставшегося от цивилизации, выжили только молодые и сильные. В этом новом мире все равны. За пропуск сюда каждый сполна заплатил своей памятью. Людьми, лишившимися своего прошлого, забывшитми о существовании родных и друзей, овладевает жажда беспричинной агрессии. Но тот, кто хочет помнить больше, должен быть самым беспощадным убийцей и просто обязан стрелять первым. Таков закон выживания в этом мире — Закон фронтира.
Лучшая рецензия на книгу
«Молодые и сильные выживут» (др.название «Закон фронтира») — это нечто. Причём это нечто предложил клубу именно я *фейспалм*, но — опираясь исключительно на бурные восторги некоторых моих клубней от другого романа — антиутопии «Выбраковка», плюс пары интересных отзывов. Сам я «Выбраковку» не читал, но люди же хотят, да и рейтинг/отзывы опять же. Жанр «Закона фронтира» — постапокалипсис, то есть то, что априори обсуждабельно. Но чтение, простите, говно (простите-простите). И мой трояк характеризует только оценку стартовой идеи, замысла романа. Итак, СССР, в результате чего-то в 1980-х люди впали в некий анабиоз, продолжавшийся неизвестно сколько времени, но проснулись уже в 1990-х. Без памяти. Но не целиком, то есть амнезия не тотальная с возвратом к человеку-дикарю, а избирательная. Бытовые навыки остались, как есть, одеваться и т.д., а вот всё, что связано с эмоциональной сферой, хоть какие-то воспоминания о прошлом, утрачены. И проснулись, кстати, не все. Вокруг горы трупов, а в живых — только молодые, от лет 20 до 35-40, ни детей, ни стариков. И проснувшиеся неодинаковы — есть те, кто может читать, писать, помнит какие-то обрывки и постепенно что-то вспоминает. А есть «уроды» или «тупые» — совершенно чистые как лист, ни букв, ни цифр, только бытовое. Таких большинство, подавляющее, занявшие город (дело в Туле), агрессивные, злые. А горстка «умных», которые тупые ненавидят и сживают из города, окопалась где-то на околице. Их четверо молодых парней плюс пожилой Сан Сеич, почему-то оставшийся в живых, которые наладили натуральное хозяйство и потихоньку вспоминают. Вот до этого момента всё более менее сносно — взаимоотношения тупых и умных, выживание, а главное, реакция парней на проблески воспоминаний о прошлой жизни, родных людях, которые были но уже нет, как это корёжит. А потом Дивов зачем-то пускает их на какие-то склады с боеприпасами, которых оказалось вповал вокруг Тулы, сталкивает лбами с тупыми, кругом БТРы, зенитки, танки, какая-то стрельба, войнушка, а четвёрка мнит себя эдакими регуляторами (ковбоями из банды, отсюда и отсылка к названию — Фронтир — это территория на Диком Западе); затем и того интереснее — поездка в Москву, Кремль, некий хозяин города Борис (улавливаете?). Короче, и начали не то чтобы за здравие, но закончили точно за упокой. Мрак. И чем дальше, тем непонятнее.
«Молодые и сильные выживут» (др.название «Закон фронтира») — это нечто. Причём это нечто предложил клубу именно я *фейспалм*, но — опираясь исключительно на бурные восторги некоторых моих клубней от другого романа — антиутопии «Выбраковка», плюс пары интересных отзывов. Сам я «Выбраковку» не читал, но люди же хотят, да и рейтинг/отзывы опять же. Жанр «Закона фронтира» — постапокалипсис, то есть то, что априори обсуждабельно. Но чтение, простите, говно (простите-простите). И мой трояк характеризует только оценку стартовой идеи, замысла романа. Итак, СССР, в результате чего-то в 1980-х люди впали в некий анабиоз, продолжавшийся неизвестно сколько времени, но проснулись уже в 1990-х. Без памяти. Но не целиком, то есть амнезия не тотальная с возвратом к человеку-дикарю, а избирательная.… Развернуть
Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!
Рецензии читателей
Из тех прекрасных книг, из которых я не смогла вынести для себя ничего. Окромя, разумеется, того, что водка — зло. Ибо считаю, что никакого вируса не было, а описанные события — плод загулов и похмелья. Из алкогольных глюков: орда озлобленных мужиков носится от Тулы до Москвы с оружием наперевес, задирая ногу и пытаясь метить свою территорию, чужую территорию, просто территорию. Счастье случилось, когда нашлись танки и БТРы, в общем, мальчаковая такая книжка, да. Так зарождались, прости Господи, пресловутые «Танчики». По ощущениям — сам господин Дивов под конец задолбался и для пущей загадочности оставил свое детище, явно, и для себя непонятым, не доведенным до сколько-нибудь мало-мальски логичного завершения. Авось и так сгодится, что называется.
«Особенности национального Апокалипсиса» от Олега Дивова. Книга о том, как стать человеком, утратив себя и как сложно оставаться им в бесчеловечном мире. В мире котором, не смотря ни на что, нашлось место для любви, верности и дружбы.
Хочется отметить такую черту романа, как обратная хронология: читатель знакомится с главным героем, начиная с эпилога, то есть фактически с того, чем все закончится. Интересный авторский ход, при том, что Дивову удается сохранить интригу, и сюжет оказывается не так прост.
«Закон фронтира» легко читать, но трудно забыть. Он страшен скорее замыслом, чем событиями. До шедевра роману не хватает толики динамизма и разнообразия в основном действии. Для отечественной фантастики в целом очень неплохо. Спасибо автору, что поделился столь любопытным сновидением и сделал это весьма достойно.
«Закон фронтира» легко читать, но трудно забыть. Он страшен скорее замыслом, чем событиями. До шедевра роману не хватает толики динамизма и разнообразия в основном действии. Для отечественной фантастики в целом очень неплохо. Спасибо автору, что поделился столь любопытным сновидением и… Развернуть
Но все это, конечно, к «Закону фронтира» никакого отношения не имеет. В принципе, даже я сильно преувеличила со своим «эта книга не могла здесь оказаться». Постапокалепсис. Очень редко, но меня эта тема в литературе находит. Дивов представил довольно интересную историю. Идея массовой эпидемии в общем-то не нова, но нигде я еще не встречала такой версии. Человечество, или по крайней мере Россию, в недалеком будущем скосила загадочная эпидемия, в ходе которой выжили «молодые и сильные», цвет нации, можно сказать. Однако, почти все они лишились памяти и эмоциональной стороны сознания. Немногие, сохранившие рассудок и отчаянно старающиеся вспомнить, кем они были «до», это новое население страны называют «тупые». Или как-нибудь еще, не более изыскано и не менее нелестно. Себя же, сохранившие рассудок, кличут человеками, то бишь людьми. Собственно, именно они и являются героями произведения. Люди, передвигающиеся по новой России, в поисках зацепок, которые бы помогли им вспомнить. Словно из кусочков мозаики восстанавливают они свои жизни, свою личность, обретая имя взамен какой-нибудь банальной клички. А заодно учатся новой жизни и общению с новыми «соседями». Прошлое таит в себе много секретов, загадок и порой его, может быть и лучше было не вспоминать.
Во главе этой компании незаметно для себя встает Георгий Дымов, этакая ходячая энциклопедия с навыками то ли солдата, то ли наемника. Несгибаемый, полный ярости и силы, желающий вспомнить все. Пока же он страдает от того, что не знает даже того, откуда собственно знает все, что знает. Но демонстрирует жажду знаний и, как это говорится, «обучаемость» — схватывает на лету.
Сюжет развивается нелинейно. Конец, середина, начало. Все спуталось, свернулось в один большой снежный ком. Тут сам попробуй разберись и вспомни, даже если эпидемия тебя не коснулась. Однако же, пазлы друг к другу подходят и картинка вырисовывается. На этой картинке, по мимо прочего, явственно проступает обилие военной техники, в которой я ничего толком не понимаю. Не смотря на свое происхождение. Тем не менее, по прошествии времени, мы отправились в музей, где муж мне пальчиком показал «из этого стреляли», «на этом приехали» и т.д. Картинка сформировалась окончательно только после этой экскурсии.)
Интересно было наблюдать за людьми, лишенными основы своего существования — личных воспоминаний и культурного наследия, общечеловеческой памяти. Что будет с людьми, если отнять у них ВСЕ, что они знают, оставив только навыки, память тела? Руки помнят, как держать вилку, но держат все чаще оружие, которого тут, в этом новом мире, немерено. А сами герои приобретают все больше звериных повадок. Потеря памяти породила слабость и стах, а слабость — агрессию. Все неизвестное встречается в штыки, мир по определению полон зла. Так ли это? Отчего «тупые» такие злые? Отчего «люди» так плохо владеют собой? И где на всю эту банду найти профессионального психиатра, который справится с проблемами нового мира?
На мой вкус, закручено слишком лихо и слишком много. И агрессии через край. Тем не менее, интересно. Довольно хорошая постапокалиптика, заслуживающая внимание поклонников жанра. Но, наверное, мальчикам, все-таки книга понравится больше. 🙂
Эта книга из тех, которые никак не могли оказаться в моем списке прочитанного, потому что. ну не читаю я такие вещи. Ничего личного:) Она бы тут и не оказалась, если бы муж не был поклонником Дивова, если бы ему не сделали операцию на глаза, если бы он не изнывал от скуки и я не решила бы вдруг почитать ему вслух. Вот такое стечение обстоятельств привело меня к «Закону фронтира».
Во-первых, хочу сказать, что вслух читать не так просто, оказывается. Если это не детские сказки, то это прямо целый подвиг! Особенно для человека, у которого вообще со связками проблемы. Так что я прониклась уважением к тем людям, которые озвучивают аудиокниги))) Это огромный труд. Нереальный просто!
Но все это, конечно, к «Закону фронтира» никакого отношения не имеет. В принципе, даже я сильно преувеличила… Развернуть
Постапокалиптика. Георгий Дымов оказался одним из немногих, кто неожиданно после странной пандемии, убившей всех, кто моложе двадцати и старше сорока лет. То есть в живых остались самые крепкие и сильные организмы. Усугубляется ситуация почти всеобщей потерей памяти о том, что происходило до момента личности выживших. Осознав себя заново человеком, Георгий с немногочисленными товарищами пытается изменить мир, понять что произошло, вспомнить что было, ну и так далее.
Вот как «Выбраковку» называют самой утопичной антиутопией, так и тут — постапокалипсис с человеческим лицом.
Чудесно! Наконец-то не стандартный быдло-апокалипсис, которых пруд пруди и похожи один на другой как отражения в зеркале, а реально новое, самобытное произведение.
«Молодые и сильные выживут» — такое название подойдет, наверное, практически любому постапокалипсису.
Я читала эту книгу давно, в памяти осталось четкое ощущение удовольствия, но сюжета я абсолютно не помнила.
Несколько недель назад взялась перечитывать и с тех пор хожу под впечатлением.
Обычно, при перечитывании даже давно забытой книги в дело вступают ассоциации и вот ты уже вспоминаешь, в чем там дело и кто виноват.
Но на этот раз вспоминалось лишь. нет, не вспоминалось, а вставали перед глазами знакомые образы. Вот один из «ковбоев» мотает головой вместо того, чтобы кивнуть. Вот община у озера. Вот въезд в Москву, заваленный плитами.
Я так до конца и не вспомнила, чем все закончится. Невероятно.
Для меня книга оказалась настолько переполненной эмоционально, что рационально-логическим построениям и воспоминаниям не осталось места в памяти.
А казалось бы, ну что такого, обычная история: часть населения вымерла в результате работы страшного вируса. Младшая и старшая часть. Оставшиеся пытаются как-то наладить свою жизнь. Главный герой ничего не помнит о своей личной жизни и вскоре обнаруживает, что он такой не один. Но кем же он был, если порой оказывается, что он знает вещи совершенно неприменимые в повседневной жизни?
Сюжет развивается достаточно прямолинейно, и вроде бы не от чего так кружиться голове, но.
—
По ощущениям, ритмике фраз больше всего похоже на «Противостояние» Стивена Кинга. Бурное течение под спокойной поверхностью.
«Молодые и сильные выживут» — такое название подойдет, наверное, практически любому постапокалипсису.
Я читала эту книгу давно, в памяти осталось четкое ощущение удовольствия, но сюжета я абсолютно не помнила.
Несколько недель назад взялась перечитывать и с тех пор хожу под впечатлением.
Обычно, при перечитывании даже давно забытой книги в дело вступают ассоциации и вот ты уже вспоминаешь, в чем там дело и кто виноват.
Но на этот раз вспоминалось лишь. нет, не вспоминалось, а вставали перед глазами знакомые образы. Вот один из «ковбоев» мотает головой вместо того, чтобы кивнуть. Вот община у озера. Вот въезд в Москву, заваленный плитами.
Я так до конца и не вспомнила, чем все закончится. Невероятно.
Для меня книга оказалась настолько переполненной эмоционально, что… Развернуть
Новый мир, непонятный год, люди пытаются вспомнить все, что забыто.
Воспоминания даются с трудом, мужики плачут, с теплотой вспоминая только о своей забытой любви.Потом мужики вспоминают, опять плачут, опять забывают.
Это перебор. Не хотела я столько рыдающих мужиков увидеть в книге про постапокалипсис.
Если честно, то и тема в книге эта раскрыта плохо. Скорее просто описана жизнь людей, которые потерялись в мире и пытаются найти себя. Про саму катастрофу ничего не ясно и не понятно, а ведь так хотелось бы узнать что именно случилось. Почему в первый момент выжили только Молодые и Сильные. Почему они потом выживают и так понятно.
Вся книга построена на диалогах, не хватает описаний и действий, а через диалоги приходится продираться как через бурелом. К тому же книга закольцована. Настоящее-прошлое-настоящее-дальнее прошлое-настоящее. И к концу книги на фоне односложных, но длинных диалогов уже и не помнишь, что там в первом «настоящем» происходило.
Вымучила. И если бы не игра, то и больше 10 страниц не прочитала. Во всяком случае, кто хочет читать книги именно про постапокалипсис, в эту сторону лучше и не смотреть.
Книга прочитана в рамках игры «Кот в мешке». Тема апокалипсис и постапокалипсис.
Новый мир, непонятный год, люди пытаются вспомнить все, что забыто.
Воспоминания даются с трудом, мужики плачут, с теплотой вспоминая только о своей забытой любви.Потом мужики вспоминают, опять плачут, опять забывают.
Это перебор. Не хотела я столько рыдающих мужиков увидеть в книге про постапокалипсис.
Если честно, то и тема в книге эта раскрыта плохо. Скорее просто описана жизнь людей, которые потерялись в мире и пытаются найти себя. Про саму катастрофу ничего не ясно и не понятно, а ведь так хотелось бы узнать что именно случилось. Почему в первый момент выжили только Молодые и Сильные. Почему они потом выживают и так понятно.
Вся книга построена на диалогах, не хватает описаний и действий, а через диалоги приходится продираться как через бурелом. К тому же книга закольцована.… Развернуть
Вывод один – гибель цивилизации превратила людей в чудовищ. Сбросив с себя вместе с памятью оковы моральных установок, первое, что начал делать человек – убивать. А еще грабить, насиловать и просто бить морду. Агрессия, злобный шимпанзе, никуда не делась из нашей природы. В молодых и сильных она дремлет, задавленная установками, полученными от родителей, учителей, психологов, церкви… Но когда всего этого не стало, звери вырвались на свободу.
Интересно, что агрессивны не только «тупые». Читая книгу, начинаешь понимать, что разумный человек в своем падении переплюнет любое зверье. Взять хотя бы профессионального приспособленца Олега, подручного Главного. Да и Гош своими «подвигами» больше напоминает хищного зверя, нежели борца за справедливость. Причем если агрессия «тупых» обрушивается на «проснувшихся», то сами «умные» зачастую убивают и друг друга: так, на всякий случай, для своей же безопасности. Звереют и практически готовы передраться из-за мелочи Белый и Гош, сходят с ума от параноидальных идей психиатр Корсаков и Главный.
Человеческое свинство проявляется в этом мире сполна. Ничто уже не мешает воевать, предавать, никто не заставляет относиться к другому хорошо. Результат – война всех против всех.
Самыми ненужными и опасными в этом мире оказались именно порядочные люди, не способные к мимикрии и не имеющие тиранских наклонностей. Им остался один выбор – вооруженное сопротивление миру, в котором некому верить и никто не поверит тебе. Они не могут стать частью «тупого» стада, не желают иметь с этим стадом какие-либо отношения, и поэтому оно старается их уничтожить.
Человечность в этом мире опасна. Гош пощадил нескольких «тупых» — и это стоило жизни двум друзьям. Его никто не осудил, но он понял, насколько несвоевременна подобная мораль и логика. Поэтому, когда в лапы тульских «тупых» попала Женя, Гош согласился подвергнуть город обстрелу. Но опасность снова превратиться в убийцу не дает ему покоя, и он мечтает уйти от борьбы.
Оставаться человеком или бороться за выживание любой ценой – вот дилемма, стоящая перед каждым героем. Регуляторы пытаются найти равновесие, выжить и стать прежними, да еще и помочь тем, кто похож на них. Однако Гош постоянно испытывает чувство вины за те убийства, что ему пришлось совершить, спасаясь. Он вовсе не жаждет быть спасителем цивилизации – им, скорее, движет чувство ответственности. Если бы не друзья, он давно бы ушел жить куда-нибудь в безлюдную местность и спрятался бы там от кошмара.
Из всех дивовских персонажей более всего Гош напоминает Тима Костенко из «Стального Сердца». Оба – благополучные когда-то люди, жизнь которых по чьей-то вине превратилась в ад. Оба очень уверены в себе (вот только самоуверенность эта слегка истерическая), несколько пижоны, склонны к рефлексии и одиночеству. Гош, правда, более зрелый человек, потрепанный жизнью и самокритичный. В конце концов, автор создал этих героев в разные периоды своей жизни. Автобиографичность персонажей – общее место. Желающих понять, чего общего у автора и героя, отсылаю к «Оружию Возмездия» — автобиографическому роману Дивова о его армейской жизни. Там можно почитать и о минометах, и об армейских обычаях, и о многом другом.
Ситуация не получила решения. Как мы догадываемся из пролога, катастрофа имела вторую волну, которая уравняла всех. Второе «пробуждение» было поголовным. Вот только сильно ли «проснувшиеся» будут отличаться от «тупых»? Ведь история знает множество примеров, когда память теряли не конкретные люди – но народ в целом, народ лишался культуры, идеи, нравственности – и следствием всегда являлись хаос и беспредел. Наша страна пережила подобное совсем недавно, радикально сменив государственную идеологию — и до сих пор не избавилась от последствий полностью, а от некоторых последствий может не избавиться никогда.
Как знаем из классики, зрячий в стране слепых – далеко не король. Какова же участь интеллектуала в стране идиотов? Убивать, чтобы не быть… Развернуть
www.livelib.ru